Кто написал портрет неизвестной. Одна из самых загадочных и интригующих картин

Эта картина кисти Ивана Николаевича Крамского , наверное, известна всем, даже тем, кто никогда не бывал в Третьяковской галерее.

Но вот если спросить, как называется этот портрет, большинство остветит: "Незнакомка" . И будут не правы.
На самом деле картина называется "Неизвестная" .

Художник Иван Крамской (1837 - 1887) написал этот портрет красивой женщины, проезжающей в открытом экипаже по Невскому проспекту (справа за ее ее спиной на заднем плане картины можно угадать Александринский театр), незадолго до смерти, в 1883 году.

Портрет И. Н. Крамского,
написанный в 1880 году И. И. Шишкиным:

Влажные большие полуприкрытые глаза, густые ресницы, одежда по последней моде 1880-х годов. Кто же она? Сам автор портрета не оставил нам ответа на этот вопрос. Да и само название картины лишний раз интригует и создает ореол таинственности.

Версия о том, что И. Крамской изобразил на своем знаменитом портрете некую курскую крестьянку Матрену Саввишну, якобы вышедшую замуж за графа Бестужева, плененного ее красотой, вряд ли можно признать достоверной. По крайней мере, никаких исторических подтверждений эта легенда не имеет.

Зато более достоверной представляется другая версия, согласно которой художник в качестве медели для своей картины использовал свою дочь Софью.
Судьба этой женщины трагична. Софья Ивановна Крамская также была художницей, в 1930 году ее арестовали как "врага народа". Несколько лагерей в Сибири: в Красноярске, а потом в Иркутске; два инсульта, возвращение в Ленинград и случайная смерть от заражения крови из-за укола пальца косточкой селедки.

Впрочем, любителям живописи всего этого лучше не знать. Как-то не очень вяжется в одно целое прекрасная молодая женщина, взирающая на зрителей картины с немного грустным, но в то же время царственным взглядом, с узницей лагерей, умершей в нищите. Да и какая же она после этого "неизвестная"?

Наверное именно поэтому мне больше нравится ошибочное с точки зрения истории изобразительного искусства, но гораздо более симпатичное название картины - "Незнакомка". И за это нужно "винить" ни кого-нибудь, а великого русского поэта Александра Блока .

Даже людям, далеким от литературы, но вынужденным ее изучать (с большей или меньшей степенью эффективности) в курсе школьной программы, знакомо одно из самых известных стихотворений самого романтического поэта "Серебряного века" - "Незнакомка" .

Только не говорите мне, что вы не помните хотя бы пару-тройку строф из этих стихов:

"...И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна..."

Александр Блок написал "Незнакомку" через 23 года после "Неизвестной" Ивана Крамского.
Но мне хочется думать, что именно эта картина навеяла поэту его "Незнакомку". Судите сами:

"...И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука..."

"...И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу.
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу..."

Я представляю себе, что "Неизвестная" доехала в своем экипаже, вошла в заведение, "где пьяницы с глазами кроликов in vino veritas кричат..." , и где каждый вечер ждет влюбленный в нее (нет, скорее не в нее, а в образ, созданный волшебной силой искусства и собственным воорбажением) поэт. Она снимает верхнюю одежду, сдает в гардероб муфточку, но остается в модной шляпке с перьями, в одиночестве проходит к столику у окна (при этом, разумаеется, "дыша духами и туманами" )...

И вот только не нужно мне рассказывать, что Александр Блок, воспевавший в своих стихах придуманную им "Прекрасную даму", был в реальности отвратительным мужем женщины, любви которой много лет добивался и которой посвящал свои стихи (я имею в виду Любовь Дмитриевну Менделееву), а после женитьбы на ней, шлялся по проституткам и имел множество любовниц. Да это правда, которую я знаю, пусть иногда думаю, лучше бы не знал. И все-таки, мы ведь ценим Блока не за самые приглядные обстоятельства его личной жизни (как и Сергея Есенина, кстати), а за ту высокую поэзию, которая является его наследием. Не так ли?

Среди множества стихотворений Александра Блока "Незнакомка", даже несмотря на популярность и общеизвестность, была и остается одним из моих любимейших стихов этого поэта.
Поэтому для меня картина Ивана Крамского все-таки не "Неизвестная" , а "Незнакомка" , хотя я и знаю, что это не правильно.

Сергей Воробьев .

Живописный этюд к картине "Неизвестная", который хранится в Праге, в частном собрании (1883).

Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», - констатировали некоторые. Стасов громогласно назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске». Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы» Крамского ему нравятся больше последних. Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой бло-ковской «Незнакомки». В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности.

В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, убеждающий в том, что Крамской искал неоднозначности художественного образа. Этюд гораздо проще и резче, досказанное и определеннее картины. В нем сквозит дерзость и властность женщины, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте. В картине «Неизвестная» Крамской увлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд — шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадложности к высшему свету; скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Изысканная чувственная красота, величественность и грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность и высокомерие не могут скрыть чувство незащищенности перед лицом того мира, к которому она принадлежит и от которого она зависит. Своей картиной Крамской поднимает вопрос о судьбах красоты в несовершенной действительности.

Появление на 11-й выставке ТПХВ этой картины Крамского, в которой мы привыкли видеть воплощенный образ женственно-сти, сопровождалось почти скандалом. Подлил масла в огонь и сам автор, назвав ее именно так - «Неизвестная» (в «бытовом» сознании прижилось другое ее название - «Незнакомка»). Он словно загадал загадку, которую публика и принялась со стра-стью разгадывать. В конце концов, большинство сошлось на том, что Крамской изобразил в своей работе «даму полусвета» -а если говорить яснее, богатую содержанку. В. Стасов придумал и хлесткое определение - «Кокотка в коляске». И сколько бы с этим впоследствии ни спорили адепты «высокой женственно-сти», Стасов, похоже, отгадал загадку Крамского. Дело в том,

что позже стал известен этюд к картине, и на нем характер-ная вульгарность модели не оставляет сомнений в том, чем она занимается в жизни. Но важно ли это сейчас! Устоявшиеся ин-терпретации произведений искусства зачастую не имеют ниче-го общего с авторскими замыслами. Что-то подобное произошло и с «Неизвестной». Русская приверженность % литературным аллюзиям сделала сначала ее Настасьей Филипповной из «Иди-ота» Достоевского, потом - Анной Карениной, потом - блоков-ской Незнакомкой, а потом и вовсе - воплощением женственно-сти. Любопытно, что П. Третьяков не захотел покупать эту работу. В собрании Третьяковки она появилась лишь в 1925 го-ду-в результате национализации частных коллекций.

Детали картины

Героиня одета по последней моде (сезон 1883 года) - так утверждают специалисты по истории костюма.

Розовая морозная дымка выписана столь виртуозно, что словно наяву несет ощущение холода. Крамской умел писать свет воздух, когда хотел этого.

Место действия не вызывает сомнения - это невский проспект в Петербурге. Известные здания выписаны Крамски, с одной стороны, довольно эскизно, а с другой - вполне узнаваемо.

«Неизвестная» - самое известное произведение художника Ивана Крамского. Дав картине название «Неизвестная», Крамской навсегда наделил своё произведение таинственностью и недосказанностью.

Описание картины Ивана Крамского «Неизвестная»

На картине изображена молодая женщина, проезжающая в коляске по Аничкову мосту в Санкт-Петербурге. Дама одета по последнему писку моды: на ней шляпа «Франциск», отделанная изящными лёгкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х годов, претендующие на дорогую элегантность. Однако, это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Иван Крамской, «Неизвестная», 1883, холст, масло, 75,5 х 99, Третьяковская галерея, Москва

Наиболее вероятно, перед нами - дама полусвета. Критика называла её «кокоткой в коляске», «дорогой камелией» и «одним из исчадий больших городов», так как черты женщины на картине имеют некоторую демоничность: она волевая, но утончённая и чувственная, с глубоким и проницательным взглядом.

Картина «Неизвестная» написана в стиле реализм и стоит на границе портрета и тематической картины. На первой же выставке, в которой участвовала картина, она имела огромный успех, а знакомые пытались выяснить у Ивана Крамского, кто изображён на картине. Крамской от ответа уклонился.

Кто изображён на картине

Тайну личности «Неизвестной» Иван Крамской сохранил до конца: ни в каких записях он не оставил информации о том, кто эта женщина.

Существует несколько версий , кто же это:

Что портрет написан с Марии Ярошенко - жены художника Ярошенко;

Что портрет - это собирательный образ дамы 1880-х годов;

Что это грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая, якобы, была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны;

Что это - портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской.

И самая распространённая версия - что это Матрёна Саввишна Бестужева , бывшая курская крестьянка, вышедшая замуж за Бестужева.

В частности, в Курской энциклопедии (составитель Гойзман Ш.Р., Курск, 2004-2016) указана такая информация:

«В 1870-х К. был дружен с семьёй Бестужевых, в частности, с Матрёной Саввишной Бестужевой , которая происходила из крестьян с. Миленино Фатежского уезда. Однако под давлением родни Бестужев расторг брак, и Матрёна Саввишна решила вернуться на родину. При расставании с ней К. условился о переписке, но, не дождавшись писем, сам поехал в Фатеж и узнал печальную весть: в пути М. С. Бестужева тяжело заболела и умерла в Фатежской земской больнице. По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, поэтому М.С. Бестужеву похоронили на кладбище её родного села. За время пребывания в Фатеже и в с. Миленино К. сделал несколько портретных эскизов фатежан и сельских пейзажных зарисовок, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как "Полесовщик" (1874, Третьяковская галерея) и "Сельская кузница", "Мужик с уздечкой" (1883, Музей русского искусства, Киев) и др. К. нарисовал также и портрет М. С. Бестужевой , который впоследствии получил широкую известность под названием "Неизвестная" (1883, Третьяковская галерея). Этот портрет (см. иллюстрацию к статье) был написан им под впечатлением рассказа Матрёны Саввишны о случайной встрече со своей свекровью, бывшей фатежской барыней на одной из петербургских улиц».

Этюд

Иван Крамской, «Неизвестная. Этюд»,1883 год, Собрание доктора Душана Фридриха (Прага)

Существует также этюд «Неизвестной», он находится в частном собрании в Праге. В этом варианте в глазах женщины читается надменность, дерзость, пресыщенность, которых нет в окончательном варианте.

Где находится картина «Неизвестная»

Картина «Неизвестная» Ивана Крамского входит в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи и экспонируется в отделении по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 20.

Крамской. Неизвестная. 21 июля 1883 года в Санкт-Петербурге на вернисаже великого портретиста Ивана Крамского светское общество было восхищено, потрясено, шокировано и даже оскорблено. На портрете была изображена дама в час прогулки по Невскому проспекту. Она появилась из зимнего тумана в открытом экипаже. Откинувшись на спинку коляски, незнакомка смотрела на окружающих с гордостью женщины, сознающей своё обаяние. Её взгляд можно было бы назвать даже надменным, если бы не затаённая грусть в больших, тёмных глазах.

Художник, на чьё внимание и время претендовали самые богатые люди высшего света, в качестве центрального полотна выставил “Неизвестную”, которую действительно никто не знал. Как такое могло быть, ведь она так прекрасна, так великолепно и изысканно одета.
– Воистину уважаемый господин Крамской надумал эпатировать нашу публику на этой выставке!
– Что до его портретов, то всё это было скучно, сухо и невыразительно. Здесь же мэтр проявил наконец изящество вкуса.
– Мне думается, сие лицо – суть есть вымысел, навеянный образами наших уважаемых писателей!

Так отреагировала публика на “Неизвестную”.

Крамской. Неизвестная. Анна Каренина?

Многие склонялись к мысли о том, что Крамской изобразил на портрете Анну Каренину. Ведь все помнили о том, что первый портрет Льва Николаевича Толстого был написан Крамским в то время, когда писатель работал над этим произведением.

«По одному взгляду этой дамы Вронский определил её принадлежность к высшему свету. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся тёмными от густых ресниц серые глаза дружелюбно остановились на его лице, как будто она признавала его. И тотчас же перенеслись на проходившую толпу, как бы ища кого-то.»

Крамской. Неизвестная. Настасья Филипповна?

Хотя – маловероятно. При первом взгляде на картину зрители понимали, что изображена не знатная дама. Скорее всего – богатая содержанка. Настасья Филипповна? В январе 1881 года Россия прощалась с Ф.М.Достоевским. В последние годы никто не писал портретов писателя. И сам Крамской, известный портретист, не обратился к этой теме… Как же это исправить?

«Князь подошёл ближе к свету и стал глядеть на портрет Настасьи Филипповны. На портрете действительно была изображена необыкновенной красоты женщина. Глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый, как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице. И в то же самое время что-то доверчивое, что- удивительно простодушное. Эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты.»

Крамской. Неизвестная. Отзывы публики

«Кокотка в коляске – это не картина, а потуги – писал Стасов Третьякову, – как ей далеко до портретов Григоровича, Льва Толстого. Как я желал бы прежнего Крамского. По-моему он теперь на скользкой дороге!»

Крамского атаковали мужчины, но он так и не назвал свою модель. Критики отметили не только красоту женщины, но и её редкий аристократический тип, бесконечную надменность дамы, не знавшей себе равных, мастерски переданную художником.

Крамской. Неизвестная. Тайна портрета

Критики могли ошибаться. То была не надменность, а горе и боль. Говорили, что это трагедия и самого художника. Племянник Бестужевой заехал в тётушкино имение буквально на один день. Увидел молоденькую горничную, привезённую из деревни, и, сражённый, пал к ногам тётки, прося разрешение на женитьбу. Тётка не устояла перед просьбами любимого племянника и молодые обвенчались.

Обучить молодую Бестужеву манерам оказалось очень легко, так же как языкам и пению. Умение же одеваться ей было дано свыше. И каждый мужчина, входящий в дом супругов становился её рабом. Молодой муж измучился вызывать соперников на дуэли. Пленником красоты модели стал и сам Крамской, который добился разрешения писать её портрет. Ревность же мужа дошла до безумия. Когда родные добились разрешения на развод, молодая женщина уехала в деревню, к своей сестре. За ней бросился и Крамской, но нашёл только ее могилу. “Неизвестная” осталась лишь на его полотне.

Слишком неправдоподобно? Да и молодую Бестужеву, если таковая и была, должны были знать в свете… Ходили разговоры и о цирке Чинезелли, что изображена жена владельца цирка, тем более, что на портрете – этнически южный тип лица…Позже, после смерти художника, в его бумагах нашли карандашный набросок женского лица, сделанный на вокзале, черты которого очень напоминали “Неизвестную”…

При жизни же художник так и не открыл своей тайны….Она до сих пор смотрит на нас своим долгим, печальным взглядом…

Другие рассказы о картинах и художниках найдёте в разделе или .

Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» написана в 1883 году.

Это поясной портрет молодой женщины, сидящей в коляске.

Дама одета по последнему слову моды 1880-х годов: бархатный берет, в то время такие береты называли «Франциск», напоминающий головной убор на картине аристократов 16 века — та же форма, то же страусовое перо прикрепляется золотым аграфом с жемчугом.

Тяжелый узел тёмных волос на шее. Пальто, по ассоциации с генеральской шинелью, называется «Скобелев», явно дорого сукна,
отделано собольим мехом и шелковыми тёмно- синими лентами.

Так же отделана муфта, что тогда было модно, соболем и тёмно- синими шелковыми лентами. На руках в тон общему одеянию – тёмно-синие лайковые «шведские» перчатки и на левой руке массивный золотой браслет.

При анализе этой работы критики часто приписывают женщине свойства «Дамы с камелиями», утверждая, что здесь изображена некая дама полусвета, дорогая содержанка или может быть актриса, пользующаяся покровительством. Мотивируется это тем, что дама вызывающе модно и дорого одета.

В то время дворянство, переживая экономический кризис, не имело возможности так одеваться, и вообще точное следование моде было свойством «нуворишей», людей пришедших в высший свет благодаря деньгам, а не происхождению.

Композиция

Первое, что видит зритель — тёмное пятно силуэта женщины в коляске. Композиция такова, что напоминает кинокадр крупным планом. Очень необычно для того времени.

Второе — лёгкий прозрачный фон — контуры Аничкова Дворца.

Предположительно, что коляска стоит на Аничковом мосту.

Смещение масштабов создаёт совершенно неожиданный эффект — главным в картине становится лицо. Первое, что мы видим — это глаза! Отстранённый, грустный, слегка высокомерный взгляд.

Источник света, направление теней, теплота и сгущённость тона говорят о том, что фигура писалась в ателье, а ландшафт на натуре. Совершенно виртуозно передана атмосфера зимнего Петербурга.

История создания

История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной»- противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к этой картине.

Найден недавно в частном собрании доктора Душана Фридриха в Чехословакии в городе Прага этюд, написанный к картине.

Известно, что позировала для такого же этюда не профессиональная натурщица, а чья-то знакомая, которая по случаю оказалась в мастерской Крамского и послужила моделью ему и нескольким его коллегам для натурной штудии.

Об этом эпизоде пишет в своих воспоминаниях один из участников, коллега по ТПВХ. Похоже, что эта модель и изображена на эскизе к картине.

Эскиз написан в том же колорите и в том же ракурсе, но черты лица не такие правильные, другая причёска, другое, более жесткое, выражение лица.

Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них — это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы с трагической судьбой.

Так же предполагают, что это заказной портрет Екатерины Долгоруковой — морганатической супруги императора Александра II, который после гибели императора так и остался у художника.

Есть версия гласящая о том, что это портрет Матрёны Саввишны, которая будучи горничной в поместье Бестужевых, очаровала своей необычной красотой молодого графа Бестужева — он на ней женился и привёз её в Санкт-Петербург, где художник с ней и познакомился.

Одна из привлекательных и довольно вероятных теорий — что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна. Иван Николаевич увидел её портрет- камею, узнал о её трагической судьбе, и это вдохновило его на создание картины.

Резонанс

Картина была впервые показана на 11- ой выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой вещи совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном.

Третьяков поначалу отказал в приобретении, но в итоге купил работу с тем, хотя много лет не выставлял её.

При Советской власти и в период демократизации общества эта работа представлена в Третьяковской галерее, как одно из популярнейших произведений И.Н.Крамского, символизирующего русскую культуру.

Все эти теории не проясняют настоящую личность «Неизвестной». Быть может как раз в этом и была задача художника, написавшего собирательный образ женщины своего времени.