Кукрыниксы карикатуристы фамилии. Художники-карикатуристы кукрыниксы

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС - точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью - научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы - это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа - они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения - насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре - политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве - социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов - Порфирий в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.

Кукрыниксы - название является ни чем иным, а псевдонимом или аббревиатурой, по первым слогам трёх художников-графиков СССР. Ими являлись: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович. Все они являлись народными художниками СССР и членами АХ СССР.

Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искусстве . Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др.). Максим Горький при встрече с ними посоветовал брать идеи для творчества более шире - не только внутри жизни литературной России, но и политические темы в том числе и за пределами страны. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Здесь они выработали свой особенный стиль. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы, иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др.) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку.

Немалую роль они сыграли и в , которые играли роль патриотического воспитания русского народа. За так называемые Окна ТАСС Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии.

Ближний Восток. Здесь льётся вновь и нефть, и кровь.

Монополия. Пойдут на дно, обняв друг друга, вмиг без спасательного круга.

НАТО. Кабальна натовская сеть: в ней можно мигом «облысеть».

Лукаво мудрствуя о мире, пустился он «вовсе четыре» и не фальшивит в этой гамме _ ногами.

НАТО. У этих деятелей ловких изъян не маленький, увы! Есть всех систем боеголовки, но нет обычной головы.

Вьетнам. Пока не знал урока сам, он проучить хотел Вьетнам, но… огрызаясь по дороге, едва с собой уносит ноги.

Гегемонизм, Антисоветизм, Провокации. Много шансов есть у этой бочки разнести жонглёра на кусочки.

Советская угроза. Карта шита-крыта, но будет бита всё равно.

Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР), Крылов Порфирий Никитич (р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области), Соколов Николай Александрович (р. 8(21).7.1903, Москва). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).

В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: "Фашистский сумрачный калиф, Кальян душистый закурив, Велел войти с докладом Своим Шехеразадам. И вот вошел Шехеразад И прочитал ему доклад: "Один немецкий пулемет Разбил сто тысяч дотов И триста тысяч девятьсот Семнадцать самолетов! Два "мессершмитта" на лету Забрали в плен Алма-Ату с воздушным загражденьем, С луной и затемненьем...". Калиф прервал его доклад, Прикрыв плотнее двери: "А каковы, Шехеразад, Немецкие потери?" Калиф, ты задал мне вопрос Весьма замысловатый, Я на советский счет отнес Немецкие утраты!"

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60).

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.

С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.

В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ["Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Все врут календари

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Молниеносную войну Он обещал в июне, И целый час метал слюну, Беснуясь на трибуне. Он говорил: - Исход войны Решу я в две недели! - И дураки его страны В ответ ему галдели. Когда же этот срок истек, Бессовестный оракул Двухмесячный назначил срок, А Геббельс "хох!" проквакал. То к ноябрю, то к рождеству, То первого апреля Грозился фюрер взять Москву, А месяцы летели... "Не думать о конце войны!" — Таков приказ последний. "Немедля сдать в казну штаны!" - Гласит приказ соседний. Уже листков календаря Не остается, кроме Сорок восьмого мартобря На стенке в желтом доме...

Гитлер, стремясь взвалить ответственность за поражение под Москвой на отдельных высших военачальников, уволил в отставку командующего сухопутными войсками генерал-фельдмаршала В. фон Браухича и ряд других генералов и, будучи верховным главнокомандующим, принял на себя также командование сухопутными войсками германской армии.

Скорбная помощь

После поражения немецко-фашистских войск под Москвой Гитлер начал смещать генералов и фельдмаршалов с занимаемых ими постов, имели место случаи отдачи под суд и разжалования.

Грязное белье

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Две прачки хмурые Лаваля жмут и трут: Правительство Виши они скрутили в жгут. Хоть мало совести и чести у Лаваля, Но этакий нажим он выдержит едва ли. А прачки жмут, и трут, и крутят, как белье, Лаваля грязного, Дарлана, Дорио.

Упоминаемые в стихах имена: Дорио - главарь одной из самых прогитлеровских фашистских организаций во Франции.

Золотые руки (после расстрелов в Лионе)

В апреле 1942 г. по настоянию Берлина премьер-министром коллаборационистского правительства во Франции (Виши) стал Лаваль, зарекомендовавший себя как активный сторонник широкого, в том числе и военного, сотрудничества с фашистской Германией. По его распоряжениям чинились расправы над французскими патриотами.

"По приказу немецкого штаба в оккупированный район назначается сельскохозяйственная команда под начальством лейтенанта Вебера. В команду входят 5 унтер-офицеров полевой жандармерии, унтер-офицер и 11 солдат артполка, подходящий санитарный чин, повар, бухгалтер, мотоциклист... Подпись: Гюнтцель. Верно: Гауптман." (Выписка из немецкого документа).

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Сельскохозяйственные пушки, Жандармы вместе с артполком Ведут осаду деревушки, Где пахнет козьим молоком. От канонады небу жарко. Гремят орудья, как гроза. Окружена одна доярка. Осаждена одна коза. Как видно, козье молоко Дается немцам нелегко!

Молодец среди овец, против молодца - сам овца

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Фон-Драппе, офицер немецкий. Примерным был штурмовиком. Он мог ребенка молодецки Пронзить отточенным клинком. Гвардейцы наши удалые Смирили буйство наглеца И обнаружили впервые, Что он - не Драппе, а овца. Теряя облик человечий. Полковник задал лататы И вдруг заблеял по-овечьи. Скрываясь в ближние кусты.

"За время с 9 по 22 января на Северо-Западном и Калининском фронтах немцы потеряли убитыми свыше 17000 человек. За время с 16 по 25 января на Западном фронте немцы потеряли убитыми свыше 12000 солдат и офицеров".

(Из сообщений Совинформбюро) В ходе Московской битвы (30 сентября 1941 г. — 20 апреля 1942 г.) в январе-апреле войска Западного, Калининского, Брянского, и других фронтов нанесли поражение противнику и отбросили его на 100-250 км.

Зимний фриц (обмен опытом)

Фриц прошлогодний сегодняшнему: "Прошлой зимой нам Гитлер тоже обещал новое обмундирование".

Новая кукольная комедия в постановке театра Виши

"По сообщению германского информационного бюро, Лаваль назначается главой правительства Виши. Петен остается "главой государства", а Дарлан - руководителем армии, флота и авиации". (Из газет). Карикатура сопровождалась стихами С. Маршак.

Недаром помнит вся Россия про день Бородина

В начальный период Московской битвы решительное сопротивление было оказано противнику на Можайской линии обороны. Успешные бои происходили и около Бородино на месте знаменитого сражения 1812 года.

В начале весны 1942 г. советско-германский фронт временно стабилизировался. Героический труд советских людей обеспечил быстрое увеличение военного производства. Больших успехов достигла внешняя политика СССР. К лету 1942 г. в составе антифашистской коалиции насчитывалось уже 28 стран.

Однако фашистская армия продолжала оставаться грозной силой. Неудачный для советских войск исход операций в районе Харькова и на Керченском полуострове в мае 1942 г. крайне осложнил обстановку на южном крыле советско-германского фронта. В июле началось широкое наступление немецко-фашистских войск. Противник прорвал фронт советских войск, вышел в большую излучину Дона, создав угрозу прорыва к Волге и на Кавказ. 17 июля развернулось оборонительное сражение под Сталинградом, продолжавшееся до середины ноября 1942 г. Оно положило начало великой Сталинградской битве. На юге советские войска в тяжелых оборонительных боях между Доном и предгорьями Главного Кавказского хребта, в горах Кавказа и на Черноморском побережье измотали немецко- фашистские войска и в начале ноября остановили их наступление.

19 ноября советские войска начали мощное контрнаступление под Сталинградом, в ходе которого была окружена, а в начале февраля 1943 г. ликвидирована более чем трехсоттысячная группировка противника. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом явился важнейшим военно-политическим событием второй мировой войны, ознаменовавшим начало коренного перелома как в ходе Великой Отечественной войны, так и всей второй мировой войны.

О том, как Гитлер прошлогодний увидел Гитлера сегодня

В отличие от плана "Барбаросса", предусматривавшего стратегическое наступление немецко-фашистских войск в 1941 г. на всех основных направлениях, план летней наступательной кампании 1942 г., разработанный после поражения под Москвой, имел более ограниченные масштабы. Южное направление советско-германского фронта становилось главным и, по существу, единственным, где вермахт предполагал осуществлять свои крупные наступательные операции.

"...В западных областях Украины уже создано 570 больших помещичьих имений... Обыкновенный честный трудящийся крестьянин земли от немцев не получает и не получит... Им не нужны украинские крестьяне, а нужны рабы, которые бы кормили своим трудом немецких панов". (Из газет).

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Везут фашисты из Германии Рассаду к посевной кампании. Рядами на кровавой грядке Под сенью пушек и штыков Сажают сотни и десятки Помещиков-крепостников. Полей немецкий пан не вспашет, Барон не станет боронить... Свободной Украины нашей Крепостникам не полонить!

Подлую тварь - на фонарь!

В сентябре 1942 г. возглавляемое Лавалем правительство Виши ввело обязательную трудовую повинность для снабжения немецкой промышленности рабочей силой: все французы в возрасте от 19 до 50 лет могли быть направлены на работу в Германию. За время пребывания Лаваля у власти (до августа 1944 г.) на принудительные работы в Германию было отправлено 750 тыс. французов.

Чернильная оборона

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Берлинские лжецы Палят чернильные зенитки В Берлине сутки напролет - Они "сбивают" Наш боевой воздушный флот. Но пусть услужливые перья Трещат и день и ночь подряд. Чернильницы — не артиллерия, А клякса — это не снаряд! Лжецам бесстыдным из Берлина Мы слово твердое даем, Что ими "сбитые" машины Мы снова в Пруссию пошлем!

Дойная корова

"Ежегодно переиздается книжка Гитлера "Моя борьба", которую каждый немец вынужден выставлять напоказ у себя в квартире. На одной этой сделке Гитлер наживает миллион марок". (Из газет)

Плакат сопровождался стихами С. Маршака: У этой жилистой доярки И день и ночь из-под руки Струятся золотые марки Дождем в открытые мешки. Наполнил ливень этот звонкий Карманы, сейфы, погреба... А кличка золотой буренки — "Майн кампф", или "Моя борьба". "Свою борьбу" доярка доит Вовсю, волнуясь и спеша. Она-то знает, что не стоит Ее буренка ни ipouia. Настанет скоро день суровый, Давно назначенный судьбой, Когда доярку и корову Народ погонит на убой.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Сверкая глазами, полковник-барон Скомандовал: "Руки по швам!" Но видя, что чешется весь батальон - Скомандовал: "Руки по вшам!"

У разбитого корыта

Разгром 8-й итальянской армии под Сталинградом, а затем поражение итальянских и немецких войск в Северной Африке вызвали резкое обострение внутриполитического положения Италии. Нарастал острый кризис и в руководстве фашистской партии Италии. Потеря колониальных владений в Африке значительно сужала социальную опору режима Муссолини, делая бесперспективным его союз с крупной буржуазией.

ПРОШЛО ВСЕГО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ (ВЗИРАЯ НА ЛИЦА...). 1942

Огромные потери немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, особенно возросшие в результате поражения под Москвой, создавали немалые трудности даже для таких мастеров лживой пропаганды, как Геббельс.

"Никто не знает, как долго еще продлится война", — сокрушенно заявил министр пропаганды в одном из своих выступлений. "Поход против России, - сказал он, - длится уже восемь месяцев. Упорный и ожесточенный характер этой войны выдвигает перед немцами все новые и новые трудные проблемы. Это отразилось даже на выражении лиц немецких солдат". (Из газет)

Пятна крови

"Фрау Траудель в письме к мужу Леонардо на советско-германский фронт просит прислать ей некоторые вещи для ее детей. "Ничего - пишет она, - если они испачканы в крови, их можно выстирать". (Из газет)

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: - Мой Фриц, сокровище мое, Пиши нам о своем здоровье. Пришли нам теплое белье, Хотя бы залитое кровью. Его могу я постирать. Оно малютке пригодится... Так пишет женщина и мать, Достойная подруга Фрица. Когда устраивал погром Фашист, клейменный смертным знаком, Незримо с ним врывалась в дом Она - с кошелкой и рюкзаком.

Речи бессвязные, взоры усталые

После ошеломляющего поражения немецко-фашистской армии под Москвой, невиданных ранее потерь в живой силе и технике в высшем военно-политическом руководстве третьего рейха царило заметное уныние. В ряде публичных выступлений зимой 1941 - весной 1942 гг. Гитлер довольно пессимистично оценивал сложившееся положение. 30 января 1942 г., выступая в Берлинском дворце спорта, Гитлер вынужден был открыто признать, что не знает, как будет вести войну в 1942 г. и сумеет ли ее выиграть.

Ко времени Великой Отечественной войны искусство Кукрыниксов-сатириков достигло полной, глубокой зрелости. Окончательно сложилась творческая методология, определился весьма широкий диапазон художественных приемов, была отточена до блеска изобразительная техника. А главное- враг был взят на прицел, изучен и понят. Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова). С вышки социалистического гуманизма Кукрыниксы зорко увидели и распознали не только общественную суть фашистских концепций, но и все их взаимоотношения с жизнью эпохи в целом и каждого ее современника в отдельности. Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы. А это уже тема полнокровного искусства. Разоблачая бесчеловечность как оборотную сторону и внутренний импульс любых теорий и действий фашизма, Кукрыниксы вдохновлялись образной идеей, полной благородного этического смысла и высокой содержательности. В этом первооснова их творческого и гражданского подвига времен борьбы с фашистским нашествием.

Свою первую работу эпохи 1941-1945 годов - плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» - Кукрыниксы выполнили в первый же день,"точнее, в первый же вечер войны- 22 июня 1941 года. 24 июня плакат стал неотъемлемой частью мгновенно изменившегося, сурово напряженного облика Москвы, а затем и других «наших городов. Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. В нем отчеканилась с лапидарной ясностью краткой формулы вся ситуация начавшейся великой борьбы: сбросивший маску Гитлер против Красной Армии, против свободы; людоед против человека. Грубовато, до резкости прямолинейно? Да! И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же. Иными они и не могли быть. Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания. Необходимо было создать образы, способные прорваться сквозь бурю грохочущих событий и волнений военного времени, захватить своим гневом и страстью воображение каждого, поведать о главных, решающих особенностях происходящего на языке простых, отчетливо ясных истин.
Кукрыниксы это сумели. Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер. И дело оно делало общее. Оно воевало. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия. Они били по врагу дальнобойными залпами плакатов, обстреливали полчища оккупантов минами и торпедами своих карикатур, забрасывали в их тылы десанты сатирических листовок.

Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы. На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» - ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных. Тем более, что и такие работы сослужили свою, пусть недолгую, но нужную и благородную службу. Но если судить по лучшим произведениям периода, Кукрыниксы не только в целом сохранили высокий уровень в своем творчестве, но и придали ему новую силу и остроту художественного воздействия. Порожденная высоким пафосом, яростным вдохновением борьбы энергия полной самоотдачи, внутренней мобилизации художников напоила живыми соками их искусство, дала ему новый толчок развития. Сатирическая фантазия, метафорический строй изображения, столь свойственные художникам в их карикатурах военных лет, воплощаются с особой емкостью и лапидарностью иносказательного обобщения.

Скажем, в «Превращении фрицев» (1943) шеренги немецких солдат, направляемых указующим перстом Гитлера, «преобразуются» сначала в шагающие фашистские знаки, а затем в ряды березовых крестов на заснеженных русских полях. Метафорическое действие карикатуры с четкостью афоризма запечатлевает всю историю гитлеровского нашествия - от истоков до финала, который художники с полной убежденностью предвидели.

Сходным порядком метафора во многих других работах - легко обозримых, ясных и броских в своей стремительной образной динамике - на свой манер трактует значительные события времени, подводит их итоги, обнажает самое главное и существенное. Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей - ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное), изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944). У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» - и вот результат его безмозглой стратегии - «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944).
Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь, и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть...», 1943). Это же целая глава истории военных лет, воплощенная с немыслимой эксцентричностью, но абсолютно верная и точная по существу оценки вполне реального положения вещей.

Вообще очевидное большинство созданных Кукрыниксами в военные годы сатирических иносказаний обладает глубокой и многоплановой выразительностью. Они, эти иносказания, опираются на конкретные ситуации, которые художники перелагали и переиначивали в своих работах с удивительной изобретательностью и блеском остроумия. Пресловутое евангелие фашизма - «Майн кампф» - преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит - ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942). Фашистские лидеры выжимали последние соки из своих европейских сателлитов - и вот в карикатуре 1942 года показывается, как Гитлер и Муссолини, наподобие грязного белья, выкручивают Лаваля, а другие квислинги уже висят на веревке, как жалкие, израсходованные тряпки. Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» - и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943). Содержание всех этих и многого множества подобных сатирических фантазий легко расшифровывается, но они полны значительного исторического смысла, добираются при помощи образного рентгена до подоплеки, до скрытых глубин многих событий и характеров эпохи.

Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов, избиравшихся художниками. Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям. Тут они несколько парадоксальны: автор стремился доказать, что нельзя создать точную словесную параллель работам художников: сатирические произведения Кукрыниксов составляют исключительную принадлежность зрительного ряда впечатлений, стихии зрительных образов. Мне могут возразить, что изобразительное искусство, так же как музыка и архитектура, всегда обладало своей особой и неповторимой художественной речью, для которой немыслимо найти исчерпывающе точный словесный эквивалент. Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится. Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству. Правда, буквы и слова заменяются в тысячах газетно-журнальных карикатур XX века штриховыми иероглифами, но сами по себе они еще не создают ни зрительных образов, ни изобразительного искусства. Эти карикатуры напоминают древнюю пиктографию - рисуночное письмо, изображение событий и действий с помощью условных знаков. Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще- репликах персонажей. Не только зрительный образ, но даже техническое качество рисунка практически тут не имеют никакого значения. Этого рода карикатуры и придумываются и воспринимаются по законам литературы; штриховые иероглифы служат в этом случае как разновидность печатных литер.

Вот такие карикатуры можно не только пересказать, но и без всяких утрат, полноценно заменить словами. Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры- он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно. Но что касается Кукрыниксов, их творчество целиком и безраздельно принадлежит изобразительному искусству, вековой традиции сатирической графики, основанной на приемах чисто зрительных характеристик, уподоблений, метафор. В годы войны глубокой зрелости и виртуозной артистичности достигло не только рисуночное мастерство художников, но и само их зрительно-образное мышление. Свободная игра сатирической фантазии, легкость и упругая сила ее полета, способность к мгновенной и всякий раз оригинальной образной импровизации на актуальную, хоть нынче возникшую тему - все это стало повседневной атмосферой творчества художников. В 1941-1945 годах они создали сотни карикатур, и любая из них - хоть крохотная заставка для листовки, хоть рисуночек наклейки на обертке пищевого концентрата - содержит свой сатирический образ. Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора - родная речь их карикатур. К слову сказать, органичность этой речи - одно из очевидных доказательств полнокровной жизненности классических традиций в области сатиры, способности этих традиций давать новые побеги, вступать в живое сопряжение, с нашей современностью.

Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. Не было ли в них некоторой облегченности, не показывали ли они сильного и беспощадного врага всего лишь жалким и нелепо-смехотворным?
На такой вопрос нельзя ответить односложно. При всей внешней простоте и общепонятности кукрыниксовых карикатур они содержат несколько образных слоев. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды - особенно). Ибо этот смех придавал силы в смертельной схватке, превращал в пустую легенду миф о непобедимости фашистских полчищ, внушал презрение к врагу, а смешной и презираемый враг - не страшен.
Но стоит призадуматься над природой и основой этого смеха. Не просто же выдуманными комическими ситуациями он вызван, не нарочитым оглуплением фашистов, их облика и поступков. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» - форменные идиоты, игрой случая оказавшиеся у руля власти. Это куда как просто, но тогда подлинная обстановка великой борьбы подвергалась бы недопустимому искажению: на полях Отечественной войны происходила трагедия, а не оперетка.

Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине. Гитлер, Геринг, Геббельс, Муссолини и прочие выступают в их сатире не столько конкретными личностями, сколько персонифицированными образами фашизма в целом. Господин Адольф Гитлер мог быть от природы умен или глуп, талантлив или бездарен, но нацистская догма, которая выдвинула его на политическую арену, была исторически обреченной, враждебной разуму и перспективам развития человеческой цивилизации. Господин Иозеф Геббельс мог обладать недюжинным красноречием, но все, что он говорил, было грязной ложью и подлой демагогией, направленной на оправдание жесточайших преступлений и отвратительной несправедливости,- это определялось не только его личными свойствами, а прежде всего характером того дела, которому он преданно служил. Точно так же Геринг, Гиммлер, Риббентроп, Розенберг, Франк, Гесс, Борман, Кальтенбруннер и прочие крупные и мелкие бесы нацизма могли обладать теми или иными оттенками индивидуальных качеств, но все они были кровавыми извергами, людоедами уже только потому, что стали активными практиками фашизма: только в таких типах он нуждался. Кого-то он подбирал уже сложившимся негодяем, кого-то постепенно превращал в добровольного палача - оттенки несущественны, важен результат. В темном фашистском царстве логика формирования отдельных характеров, логика отдельных судеб определялась общей логикой фашизма, его социальным содержанием и исторической функцией. Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли. «Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом. Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости.
Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно связано столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов. Уже шла речь о том, что эти мотивы встречались в довоенных произведениях художников на сходную тематику. Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой.

Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное. Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было. Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная. Зверство - душа фашизма; власть низменных инстинктов лежит в основе всех побуждений и поступков его деятелей. Поэтому все звериное в изображении их - вполне портретно, а все человечье - неправдоподобно, поддельно, похоже на маску. Этот парадокс- страшный, но абсолютно реальный - заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур.

Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции. Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью». Они обвиняют фашизм в бесчеловечности. Обвиняют зримо- образы карикатур воспринимаются как вещественные доказательства подлейших преступлений. Фантастическая эксцентриада рисунков, абсолютно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом. Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг? А Кукрыниксы показывают именно вирус фашистской эпидемии, обнажают ее скрытую, затаенную суть.

Звери в карикатурах Кукрыниксов - особого рода. Ни в каких зоопарках вы их не встретите. К анималистическому жанру они касательства не имеют. Это не удивительно: ведь даже самый наглый шакал, самая ядовитая змея, самая злобная акула куда благороднее и привлекательней фашиста. Их, шакалов и змей, собственно, не в чем винить - они живут по тем законам, какие предписала им сама природа. А фашизм - гнусное извращение человеческой природы, надругательство над ней. Он - виновник отвратительной метаморфозы: люди, сохраняя человеческое обличье ведут себя как хищники и пресмыкающиеся. Это чудовищные кентавры, равно несходные и с нормальным «гомо сапиенс» и с обычным животным. К слову сказать, именно эта коллизия очень точно воплощена художниками в одном из «Окон ТАСС» («Крыловская мартышка о Геббельсе», 1934); жалкая, удрученная обезьянка с испуганным изумлением рассматривает портрет последние времена стали, пожалуй, еще суровей и жестче в своем резком и гневном сарказме, не развлекают, не забавляют на досуге. Они зовут к борьбе, к высокому напряжению сил во имя защиты идеалов добра и справедливости. Оценивая с позиций социалистической идейности конкретные политические ситуации, Кукрыниксы придают своему творчеству общечеловеческий характер, размышляют о судьбах всей людской цивилизации, воюют за ее светлое будущее. Художники обрушиваются на врагов мира и свободы всей разящей силой своего зрелого, неугасающего таланта. Они могли бы, обращаясь к прежним к новоявленным «Гитлерам всех мастей», хлестнуть их бичом гневно-презрительных пушкинских строк: «Всю вашу сволочь буду я мучить казнию стыда». Эта яростная тирада прозвучала бы как девиз всей их работы в сатире, как клятва, которую они сдержали, которой свято верны и поныне.
1969
Александр КАМЕНСКИЙ

Из альбома "КуКрыНиксы ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА 1929-1946", "Советский художник", 1973 г.

Кукрыниксы – это псевдоним творческого коллектива трех совместно работавших советских живописцев и графиков. Составлен он из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества. При этом каждый работал и индивидуально - над портретами и пейзажами. Наибольшую известность им принесли многочисленные карикатуры, шаржи и книжные иллюстрации.

Совместное творчество Кукрыниксов началось в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Москву они съехались из разных концов страны. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем как Кукры. Соколов, еще в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года художники работали уже втроем как Кукрыниксы. «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности. В полную силу живописный талант художников развернулся в годы Великой Отечественной войны. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Они продолжили традицию Маяковского, создавая плакаты для цикла «Окна ТАСС». Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с врагом. Сколько раз Гитлер в карикатурах Кукрыниксов командовал скелетами и сам превращался в скелет! Сколько раз предрекали советские карикатуристы конец кровавой авантюре, сколько раз отмечали «разваливание» рейха! Куприянов, Крылов, Соколов - отразили всю историю Великой Отечественной, создали знаменитые карикатуры на правителей Третьего рейха. Сначала, как правило, появлялся текст - что-нибудь наподобие «У гада Гитлера срываются все планы. В провале их не он, однако, виноват, а красные бойцы - герои-великаны». На плакатах его, гадину, душили, протыкали острым копьем, заковывали в кандалы. Карикатуры были еще одним нашим мощным орудием и били прямо в цель. Наполеон потерпел пораженье то же будет и с зазнавшимся Гитлером!

В Москве калачи,

Как огонь горячи.

По ночам фашистских гадов

Градом огненных снарядов

Угощают москвичи!

Ко Дню Победы приурочена выставка, открывшаяся в Москве. Называется она «История глазами Кукрыниксов». Коллектив был удостоен Ленинской премии (1965), Сталинской премии (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Картина «Конец» - вершина в живописи Кукрыниксов. Это плод художественного вымысла, и вместе с тем - это правда искусства, основанная на глубоком знании жизни. Исключительно важную роль в истории этой картины сыграли поездки художников в Берлин. Вот они спускаются в подземелье рейхсканцелярии, идут ее мрачными коридорами, видят своими глазами воронки от снарядов зарисовывают живых гитлеровцев, размышляют… Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. За серию картин, посвященных событиям Великой Отечественной войны - «Таня» (1942 г.), «Конец» (1948) и «Бегство немцев из Новгорода» (1944г.),- творческий коллектив был удостоен Государственной премии (1975). Их искусство остаётся злободневным и в наше время. Особенно, когда НАТО ведёт наступление на восток! Обратим внимание, что все Кукрыниксы – полковники Советской Армии. Характерная примета времени. Кукрыниксы до самой старости работали вместе, поражая всех удивительным для группы творческих людей единодушием. Все картины удалось спасти и восстановить. Сегодня работы художников, выполненные в военные годы, в одних руках - у частного коллекционера.