Ленинград и юля коган. Юлия Коган: «Когда я забеременела, Шнур сказал: 'Тебе уже пора

Юлия Коган – замечательная певица, обладающая незаурядными вокальными данными, выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, известная широкой публике благодаря сотрудничеству с группой не вполне академической направленности - Ленинград.
Сфера деятельности Юлии до прихода в 2007 году в качестве бэк-вокалистки в Ленинград была разнообразной: девушка успела поработать и моделью, и работником кондитерского производства, и артисткой детского музыкального театра «Зазеркалье». Однако первое пришествие певицы в группу было недолгим - в 2008 году Сергей Шнуров объявил о роспуске коллектива (как потом оказалось – временном).
В 2010 году Юлия была приглашена в ska-jazz проект St.Petersburg Ska-Jazz Review на смену вернувшейся на родину предыдущей солистки - американки Дженнифер Дэйвис (мужскую часть St.Petersburg Ska-Jazz Review, возобновившего после двухлетнего перерыва концертную деятельность, с момента его создания представляли, в том числе, и участники группы Ленинград, поэтому выбор Юлии не стал неожиданностью. Кроме того, вокальные данные певицы как нельзя лучше вписывались в репертуар группы).
В 2011 году Ленинград снова собрался вместе и представил публике новый альбом «Хна», где Юлия выступила уже в качестве солистки. В этот период вплоть до ухода в декретный отпуск в конце 2012 года – с ее участием Ленинградом записано значительное количество песен, ставших хитами.
После рождения в январе 2013 года дочери Лизы, Юлия еще периодически участвовала в проектах Ленинграда, однако ее попытка совместить работу в группе с работой телеведущей (девушка стала лицом ежедневного ток шоу «Я права» на канале «Ю» вместе с актрисами Лизой Арзамасовой, Дарьей Сагаловой и Настасьей Самбурской) оказалась неудачной - Сергей Шнуров посчитал, что ее участие в каком-либо другом проекте будет в ущерб Ленинграду.
Навсегда ли это расставание – покажет время. Сама Юлия в интервью «Собеседнику» дала понять, что не откажется от возобновления сотрудничества в случае соответствующего предложения от Сергея. Юлия также призналась, что, несмотря на то, что считает работу телеведущей новым интересным опытом, ее выбор – пение, и спустя время, выдохнув и восстановившись, она неизбежно начнет новый музыкальный поиск. И, видимо, пора пришла - в сети появились новые музыкальные видео с Юлиным вокалом - "Губы в губы" и "Любовь". Возможно эти песни с точки зрения мелодической составляющей и не войдут в историю мировой музыки, оценивать слушателю, но лиха беда начало. Пожелаем Юлии удачи!

Василиса Старшова (22), которая пришла на смену Алисе Вокс (30) в прошлом году, вчера объявила о том, что покидает « » - она даже не выступила на юбилейном концерте 13 июля. Ее напарница Флорида Чантурия (27) выступала одна. По такому поводу вспоминаем всех девушек группы.

Юлия Коган (2007-2012)

Та самая рыжая бестия, Юля (36) пришла в «Ленинград» в 2007-м в качестве бэк-вокалистки и выступала с (44) и Ко два года – до тех пор, пока группа не распалась из-за творческих разногласий. «Ленинград» не давал концертов и не записывал песни. Тогда Юля присоединилась к команде питерского коллектива St. Petersburg Ska-Jazz Review. А в 2011-м «Ленинград» снова собрался вместе, и Юля опять пришла к Шнуру.

Вместе они выпустили альбом «Хна», и после этого Юля ушла навсегда – покинуть проект пришлось из-за беременности. В начале 2013-го певица родила дочку Лизу от фотографа Антона Бута.

Алиса Вокс (2012-2016)

Алиса пришла в «Ленинград» на замену Коган – блондинка без труда прошла прослушивание, голос-то у нее ого-го. Популярность певице принесла скандальная песня «Экспонат» (та самая, про лабутены). Но вскоре после релиза трека и клипа, Вокс покинула коллектив. Алиса говорила, что ушла добровольно и по собственному, а вот источники утверждали: Шнуров больше не мог терпеть поведение «зазвездившейся» Вокс и выгнал ее из группы. А буквально через день после ухода Алисы написал в Instagram: «Я никому ничего не обещал. По собственной прихоти делаю из средних певичек вполне себе звёздочек. Придумываю образ, материал, продвигаю. Придуманные мной и сделанные коллективом Героини мифа довольно быстро и наивно начитают сами верить в свою Божественную природу. А с Богинями мы не умеем. Мы тут горшки обжигаем».

После «Ленинграда» Вокс запустила , который зрителям по душе не пришелся. После выхода дебютного клипа Алисы на песню «Держи» Шнур заявил «Правильно выгнал», а недавно Вокс выпустила клип на песню «Малыш» (да-да, это там, где «ошибки на плакате четыре в двух словах» и «учиться на ошибках не поздно никогда, раз сердце хочет перемен, тогда начни с себя»). Говорят (и не без оснований), что песня и клип – это заказ Кремля. И цену даже озвучили – 35 тысяч долларов. На ролике больше дизлайков, чем лайков, а репутацию Вокс уже не восстановить.

Василиса Старшова (2016 – 2017)

Василиса пришла на смену Алисе – впервые поклонники группы увидели ее на концерте 24 марта 2017-го. Тогда Шнур сказал: «Меня все спрашивают - где Алиса? По-моему, глупый вопрос, так как видно же, что ее тут нет. Но ответим мы песней». И группа спела ну очень нецензурную песню с общим посылом: «идите куда подальше». В «Ленинграде» Старшова пробыла недолго и вчера объявила о своем уходе в Instagram. «Ребзя, здорова! Дела такие. Да, я больше не пою в «Ленинграде». У меня все хорошо, я счастлива, здорова, не уставшая, сил и энергии навалом». Так что и от Василисы мы ждем сольного творчества!

Флорида Чантурия (2016 – наст. время)

Флорида попала в группу вместе с Василисой. Она закончила Университет Культуры и Искусств по специальности «Эстрадно-джазовый вокал» и после него пошла работать певицей в караоке-барах. Однажды ее знакомый позвонил девушке и сказал, что дал номер ребятам из «Ленинграда». Те позвонили и пригласили ее на прослушивание. Флорида, кстати, - это ее настоящее имя!

Юлия Коган – российская певица и автор песен. Продолжительное время поклонники скандально-эксцентричной ска-панк-рок-группы «Ленинград» ассоциировали группу как с лидером проекта , так и с рыжеволосой бэк-вокалисткой, а затем и солисткой Юлией Коган, фотография которой даже появилась на обложке альбома группы.

Юлия Михайловна Коган родилась в городе на Неве в марте 1981 года. В ранней юности девочка серьезно занималась плаванием. Этому виду спорта Юлия обязана стройной фигурой и спортивной формой. Но мечты юной Юлии Коган были связаны не со спортом, а с пением. У петербурженки обнаружился замечательный голос. Но занятия вокалом требовали немалых денег, которых у семьи Коган не было. Поэтому рыжеволосая певица училась музыке и пению самостоятельно.

«Отшлифовать» мастерство помог ученице преподаватель школьного кружка пения, который посещала Юля.


После окончания средней школы Юлия Коган отправилась в ПТУ, где обучалась кондитерскому делу. Стать студенткой Театральной академии Юлия смогла лишь позже, когда сформировался голос. Примечательно, что поступить в это престижное учебное заведения возможно только после серьезной подготовки. А за плечами у Коган не было никаких специализированных школ.

СПГАТИ (Театральную академию на Моховой) Юлия Коган закончила в 2003 году. Полученная специальность – актер музыкального театра – открывала для талантливой девушки замечательные перспективы в музыкальном творчестве.

Музыка

Творческая биография Юлии Коган началась в студенческие годы. Вокальная карьера стартовала в музыкальном театре «Зазеркалье», где Юлия мгновенно превратилась в главную солистку. Но путь к известности был тернист. Девушка неоднократно испытывала собственные силы в разных областях российского шоу-бизнеса. Она попробовала себя и в модельном бизнесе, принимая участие в профессиональных фотосъемках. И хотя модельная карьера развивалась стремительно, душа девушки лежала к музыке и вокалу. Мощный тембр голоса Коган позволял ей легко справиться как с поп-композицией, так и со сложным оперным произведением.


После окончания академии Юлия Коган начала активно развивать свою карьеру. Она охотно принимала участие во всех проводимых конкурсах вокалистов и сумела громко завить о себе.

В 2006 году певица отправилась в Юрмалу и приняла участие в конкурсе «World Stars». В Юрмале талантливая питерская исполнительница настолько пришлась по душе членам жюри, что они практически единогласно отдали ей высшую награду конкурса.

Но популярность к Юле пришла лишь в следующем году, когда Коган была принята в скандально известную группу «Ленинград». Девушку взяли в качестве бэк-вокалистки. Репертуар коллектива нисколько не смутил молодую певицу. Тексты песен с густым вкраплением матерной лексики Юлия пела так, что композиции приобретали некую женственность и своеобразное изящество.


В 2007 году вышел первый альбом группы «Ленинград», в записи которого участвовала Юлия Коган – «Аврора». Для группы «Аврора» стала двенадцатым по счету и последним перед распадом альбомом.

Из-за работы в «Ленинграде» Юлия Коган отказалась от всех других предложений, поскольку занятость оказалась высокой. Репетиции, выступления, записи и гастроли отбирали все время. Зато очень скоро многие поклонники группы уже не представляли ее без рыжеволосой певицы.

В 2009 году «Ленинград» распался из-за разногласий, появившихся в коллективе. Юлия Коган получила возможность попробовать свои силы в ином стиле. В 2010 году Юлия начала сотрудничество с другим питерским коллективом. И хотя его популярность была несравнима с «Ленинградом», но в «St. Petersburg Ska-Jazz Review» певица смогла раскрыть свои вокальные возможности в полную силу. Она пела композиции в стиле свинга и ска-джаза. Голос Юли зазвучал по-новому. Вместе со «Ska-Jazz Review» Коган побывала на гастролях в больших городах России.

Тем не менее, в 2010 году, когда состав «Ленинграда» опять воссоединился, Юлия тут же бросила все и вернулась в группу. Но в этот раз не в качестве бэк-вокалистки, а полноправной солистки. Уже 20 сентября того же года на официальном сайте группы «Ленинград» появилось видео на исполненную Юлией скандальную песню «Сладкий сон», которая получила популярность с названием «Я так люблю, когда большой…» по повторяющейся строчке в тексте.

В декабре музыканты выложили еще два ролика на новые композиции, где снова вокальные партии принадлежали Юлии Коган. 8 декабря вышел клип, который в СМИ принято называть «Прощай», хотя на официальном сайте музыканты назвали видео другим – нецензурным – словом. А в конце декабря вышло стилизованное под новогоднее шоу видео на песню «Такая крутая», которую поклонники группы также знают по первой строчке «Налейте мне еще бокальчик».

В таком качестве исполнительница записала с «Ленинградом» новый альбом под названием «Хна». Альбом был выпущен в 2011 году. Обложку диска украшало фото Юлии Коган. Диск стартовал сразу с третьего места в хит-параде «Россия Топ 25. Альбомы», а в конце мая 2011 года возглавил этот хит-парад.

В октябре 2011 года группа выпустила еще один новый альбом под названием «Вечный огонь». Альбом не издавался на CD, а релиз «Вечного огня» состоялся на сайте журнала «Большой город». На материальном носителе – на виниле – альбом вышел только в 2013 году. Жанр нового диска лидер коллектива Сергей Шнуров охарактеризовал как «пельмени»-вестерн с ковбойскими наигрышами в советском понимании.

Также во время сотрудничества с «Ленинградом» Коган успела записать ряд ярких песен с группой «Король и Шут». Вокалистка участвовала и в съемках клипа на композицию «Ведьма и осел».

Снова оставить коллектив певице пришлось через год. Причина была уважительная – беременность.

В 2013 году, после выхода из декрета, Юлия Коган не вернулась в «Ленинград». Певица получила предложение стать телеведущей проекта «Я права» на канале «Ю». Сергей Шнуров был против. Поэтому Коган оказалась уволенной.

Карьера телеведущей развивается довольно успешно. Но и пение Юлия Коган не забросила. Она делает хорошую сольную карьеру. В 2015 году вышел дебютный альбом певицы «Огонь-Баба». Самые популярные песни этого диска – «Блаблабла», «Никита», «Губы в губы», «Я кричу» и «Потанцуй со мной». Исполнительница позаботилась о том, чтобы на самые яркие песни появились клипы.

Личная жизнь

Стремительная карьера певицы и телеведущей не стала преградой для главного – материнства. Личная жизнь Юлии Коган складывается счастливо. Певица замужем за Антоном Бутом, популярным питерским фотографом.


В 2013 году у пары появилась очаровательная дочь Лиза.

Юлия Коган сейчас

В октябре 2017 года Юлия Коган выпустила новый альбом «Жесткая лирика». Пластинку издал лейбл «Студия СОЮЗ». На диск вошли десять песен исполнительницы: «Улетаю», «Лебеди», «Вдыхай меня», «Красная помада», «Вот и все», «Я хочу знать», «Тишина», «Блюз одинокой женщины», «Хапуги Буги», «Когда приходит ночь». Кроме того, на песню из этого альбома «Лебеди» Юлия Коган презентовала музыкальное видео.

Дискография

В составе группы «Ленинград»:

  • 2007 - «Аврора»
  • 2008 - «Концерт в ДС «Юбилейный» (концертный альбом)
  • 2008 - «ГлавClub» (концертный альбом)
  • 2010 - «Последний концерт Ленинграда» (концертный альбом)
  • 2011 - «Хна»
  • 2011 - «Вечный огонь»
  • 2012 - «Зеленый театр» (концертный альбом)
  • 2012 - «Рыба»
  • 2012 - «С нами пох» (неофициальный альбом)

Сольные альбомы:

  • 2015 - «Огонь-баба»
  • 2017 - «Жесткая лирика»

Родилась Юлия в Ленинграде. В 16 лет она начала специально изучать секреты классического вокала. Полученные знания сильно пригодились ей при поступлении в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (Saint Petersburg State Theatre Arts Academy); закончила её Коган в 2003-м. Согласно диплому, с этого момента Юлия могла именовать себя профессиональным актером музыкального театра; петь профессионально Коган, однако, начала еще до окончания учебы – уже в 2000-м ей удалось стать солисткой популярного детского музыкального театра "Зазеркалье".

Пробовала себя Коган и в других областях – так, примерно в то же время она пробовала работать фотомоделью; впрочем, пение, конечно, всегда оставалось её любимым занятием. Пела Юлия произведения самого широчайшего спектра – от советской и иностранной популярной песни, соула и джаза до арий из классических оперных произведений.



Талантом своим Коган выделялась еще в университете; позже она продолжала демонстрировать высочайший класс вокального мастерства – за что и получала заслуженные премии. Одну из таких премий Юлия получила в 2006-м в Юрмале (Jūrmala), на чемпионате "World Stars"; решением жюри фестиваля певице было присуждено гран-при конкурса.

По-настоящему стабильную работу Юлия получила лишь в 2007-м – ей удалось стать бэк-вокалисткой культовой рок-группы "Ленинград". Как ни странно, изящная Юлия пришлась в брутальном детище Сергея Шнурова весьма и весьма к месту – даже практически обязательным в творчестве "Ленинграда" нецензурным выражениям она умудрялась придавать невероятное очарование.

Ради работы в "Ленинграде" Коган временно отложила все остальные свои проекты; заняться чем-то новым она решила лишь в 2010-м – именно тогда ее пригласили в проект "St. Petersburg Ska-Jazz Review".

Даже несмотря на то, что этот коллектив по популярности существенно уступает Шнурову сотоварищи, в нем Юлия чувствует себя более уместной. Коган не раз демонстрировала окружающим, что её хрупкая, изящная внешность даже близко не отражает невероятной внутренней силы – с лихвой выплескивающейся в её песнях; ритмы и стилистика "St. Petersburg Ska-Jazz Review", органично сочетающего элементы ска, фанка, свинга и джайва, прекрасно обрамляют и поддерживают настоящее "Я" Юлии.

В 2011-м Коган временно вернулась в состав "Ленинграда"; во время записи новой пластинки группы, вышедшей в продажу под названием "Хна", Юлия выступала уже не на бэк-вокале, но в качестве вполне состоявшейся солистки основного состава. Представлен альбом был 12-го апреля 2011-го в Санкт-Петербурге; состоялась концертная программа презентации преимущественно из уже известных публике хитов коллектива. Даже самые завзятые её противники не могут не согласиться с тем, что поет Коган просто отлично.Юлия не только принимала активнейшее участие в записи нового альбома группы – она еще и снялась для обложки новой пластинки.

16 ноября 2012 года состоялся последний концерт Юлии Коган с группой «Ленинград», после чего Юлия ушла в декретный отпуск. А 14 января 2013 года у неё родилась дочь, которую назвали Елизавета. Уже 22 марта, в сети появился новый клип «Ленинграда» «Финский залив», в котором вновь присутствует Юлия. В начале сентября 2013 года Юлия Коган покинула группу «Ленинград». В настоящее время является телеведущей ток-шоу #Яправа на телеканале Ю. В 2014 году Юлия Коган вернулась в музыку и начала сольную музыкальную карьеру.

Лучшие дня

История первой откровенной сцены
Посетило:132
Я все равно буду танцевать!

Юлия Коган

Ее называют «рыжая бестия» и Юля-ноги. Многие до сих пор считают Юлию Коган солисткой «Ленинграда», хотя с тех пор . В разгар своей карьеры в коллективе, после хита «Я такая крутая», певица неожиданно ушла в никуда. Вопреки предсказаниям критиков, без Шнурова она не пропала. Такой уж характер. Юля многое повидала в жизни, многое смогла преодолеть. Она никогда не сдается.

— Ты редко рассказываешь о детстве. Почему?

— В нем мало приятных воспоминаний. Я родилась в Ленинграде, в обычной семье. Жили мы с мамой Ирой в коммуналке, одна комната на двоих. Зато квартира наша была в доме напротив театра БДТ, на Фонтанке. Мама много кем работала, от маляра до повара. Она очень старалась, но денег вечно не хватало. Как у любой советской матери-одиночки.

— А на твой вопрос «где папа?» что она отвечала?

— Да не помню уже. Детство я вообще помню лишь урывками, кусками. Из-за отсутствия отца я не очень страдала. А увиделась с ним уже подростком, по настоянию мамы. Она представила: «Юля, это Михаил. Но ты называй его папой». Помню, я подумала тогда: «С чего это я чужого дядю буду папой звать?!» Он был для меня посторонним человеком, с тех пор мы и не виделись. Никакого особенного впечатления отец не произвел. Но я на него похожа — потом нашла фото Михаила в молодости.

— То есть рыжая бестия ты не в маму?

— Вообще-то я темно-русая, а кудрявая — в отца. Я и не скрывала никогда, что крашу волосы. (Улыбается.) Когда попала в «Ленинград», была еще русой. Просто этого никто не помнит.

— Ты хорошо училась?

— Не очень, потому что мне не нравилось ходить в школу. Одноклассники меня чморили, во дворе тоже доставалось. Я была гадким утенком: худая и абсолютно плоская девочка, с короткой стрижкой. Волосы-антенны торчат во все стороны. Я даже отпустить их не могла, так как занималась плаванием, и длинные косы там были ни к чему. В общем, «добрые» дети прилепили мне прозвище Пушкин. Мою «красоту» наглядно демонстрирует одно старое фото, на которое я до сих пор не люблю смотреть. Мне там лет двенадцать. Все девчонки вокруг в шапочках, в купальниках, уже с приличными формами. И одна я в плавках и без шапочки. Купальники мне мешали, да и прикрывать было особо нечего. А на шапочку просто не было денег.

— Кто надоумил на плавание пойти?

— Из школы ребят отбирали, и мне понравилось. Бассейн был на улице Правды, «Волна» назывался. А параллельно я пела в хоре. И — представьте! — моей маме все время жаловались, что я тихо пою. Потом пришлось выбирать между плаванием и хором, мама не успевала водить меня в оба места. Хор я бросила, потому что плавать у меня получалось лучше, я всегда получала призы. Но спортсменкой тоже не стала: наша команда была не очень сильной. Девчонки завидовали моим успехам и издевались. Я страдала, даже плакала от этого. Когда была в спортивном лагере, пела всем песни на ночь. А утром надо мной все равно смеялись…

— Тогда-то ты и решила доказать, чего ты стоишь?

— Я всегда была мечтательницей, и меня это спасало. В ответ на издевательста мальчишек во дворе думала: «Вот вырасту и расцвету, и вы все в штабеля будете укладываться!» Сначала мечтала быть великой пловчихой. Потом — певицей. Но это обычное дело. Нет людей, которые бы поднялись с низов и не испытывали что-то подобное. Все страдали, а те девочки, что были в школе принцессами, часто вырастают… никем. Зато гадкие утята становятся королевишнами.

— Когда ты стала расцветать, сразу появился кавалер?

— Ой, это было не рано, до театрального института я еще училась в ПТУ. К тому моменту давно завязала с плаванием, и снова захотела петь. Но в карьерном плане я была невезучая. Когда в конкурсах вокальных участвовала, то у меня флюс, то еще какое-то ЧП. Зато везло с учителями. Лет в шестнадцать я оказалась в ансамбле, и к нам пришла педагог Наталья Латышева. Она была оперной певицей, а у нас — эстрадный коллектив. Тем не менее эта дива меня многому научила. Стала бесплатно со мной заниматься, потому что я не могла позволить педагогов за деньги.

— Про ПТУ расскажи, почему решила стать поваром-кондитером?

— Я хотела петь, а в консерваторию брали только с восемнадцати лет. У меня был выбор: либо до этого времени балду пинать, либо получить какую-то профессию. И пошла в ПТУ, отучилась четыре года и даже поработала по этой профессии на частную фирму. По ночам мы пекли пирожки с разными начинками на Лесной улице. Адские графики — ночь через ночь. Но платили нормально, на жизнь хватало. А в консерваторию меня все равно не взяли. Первый раз поступала как лохушка. Мне сказали — иди, и я пошла. Но на первом же туре провалилась. И меня настолько это задело, что решила взяться за подготовку серьезно. Не взяли и на второй год — там же огромный конкурс. А потом увидела, что в театральную академию набирается курс музыкальной оперы, понесла документы туда. Приняли меня из-за фактуры. Все на курсе Александра Петрова были стройные, высокие и красивые, а пела для театра я вполне хорошо.

— Вот тут-то ты и припомнила окружающим все обиды. Кавалеров отбривала направо и налево?

— У меня есть прекрасное свойство памяти, вся ненужная информация стирается. И это невероятная защита. Я помню, конечно, как плакала из-за того, что меня обижали, как боялась ходить по двору. Но потом те же мальчишки бросали на меня восхищенные взгяды. Так что бог с ними! Я не мстительная. Когда училась в институте, поклонники появились. Но все восхищались ярким образом, даже девушки из тусовки художников подходили и говорили: я хочу вас слепить, нарисовать. Но реальных ухажеров у меня не было. А наш мастер, наоборот, думал, что у меня любовников пруд пруди. И давал мне роли женщин легкого поведения или «с прошлым». Выбирать среди парней не приходилось, когда у меня появился реальный воздыхатель, он тут же стал моим молодым человеком.

— Когда училась в театральном, ты, наверное, и не думала о группе «Ленинград»?

— Я работала в театре «Зазеркалье» еще в процессе обучения и хотела стать актрисой этого театра. Но потом случилась ссора с мастером — мне не дали роль в «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, о которой я мечтала. И постепенно я к театру остыла. А со Шнуровым я совершенно случайно познакомилась. Мы тогда с подругой активно тусовались в компании музыкантов и художников. Аня была старше меня, она работала барменом в «Тоннеле» и встречалась с Игорем Вдовиным, который на тот момент состоял в «Ленинграде». Шнур был еще никому неизвестен, и я ходила на концерты за компанию с Игорем и Аней. Постепенно группа стала собирать хорошие залы и нравиться мне все больше. Однажды я записала с ними бэк-вокал песни «Новый год». Записала, да и забыла. А моя подруга рассталась со Вдовиным, он ушел из коллектива, и мы со Шнуровым потерялись.

Периодически виделись в центре города, в клубах. «Привет» — «Привет». Вот и все общение. Сергей вспомнил обо мне, когда нужно было записать бэк-вокал новой песни «Ремонт» в альбоме «Аврора». Ребята были уже звездами, по радио постоянно крутили «Менеджер» и «Геленджик». Видимо, мой голос понравился, и меня пригласили выступить с «Ленинградом» на московском концерте, хотя у них на тот момент не было репертуара для певицы. Но после поездки меня сразу взяли в группу, потому что я весь концерт отплясала на каблуках. Мне сказали: выходи только на второй песне. А я: «Как это? Я в Москву в самолете прилетела, вы на билет потратились. Значит, нужно отработать по полной». Мне по наивности казалось, что это безумных денег стоит, поэтому участвовать всего в одной песне — просто неправильно. Когда меня взяли в коллектив, я спросила, что я буду делать. А Сергей ответил: «Да что хочешь…»

— Но тебе при этом приличное жалованье положили?

— Мне платили столько, сколько и всем людям, которые там десять лет отпахали. Для меня это были огромные деньги и ответственность. Мне казалось, что каждый концерт надо прыгать выше головы. Хотя песен поначалу у меня не было никаких. Представь, ты можешь петь очень круто, но тебе нечего… Я же не могла просто так стоять для красоты, хотя первое время так и делала.

— Кто тебе дал прозвище Юля-ноги?

— Поклонники. Я надевала короткие юбочки, шортики, каблуки. А ноги у меня некороткие, факт.

— На них и клюнул твой муж Антон? А он чем тебя очаровал?

— Ну, он высокий, красивый, я подумала: прекрасный отец для моего будущего ребенка.

— Так и подумала, когда его в первый раз увидела?

— Не в первый, в третий. «Чудесный генофонд»! (Смеется.) Но вел он себя странно. Не делал подарков, редко звонил. На первое свидание пригласил меня в клуб и попросил: «Может, ты сама доедешь?!» Я опешила, отказалась, но на всякий случай пригласила его на борщ. Слава богу, второй раз Антон за мной заехал. Хотя муж говорит, что это была любовь с первого взгляда. На самом деле, через месяц я его уже бросать хотела, даже все подружки так советовали. А потом выяснилось, что Антон тормозил, потому что был в процессе развода с первой женой. Но я-то этого не знала и завела другого кавалера. Антон увидел букет от него и сразу «отрезвел». Стал вести себя как нормальный человек: даже повез в Выборг на романтичную прогулку. А потом с родителями познакомил и с маленькой дочкой.

— Родители в курсе были, что Юля поет в «Ленинграде» и матом орет?

— Папе было абсолютно все равно, а мама волновалась, не знала, что я из себя представляю. Но потом спокойно выдохнула. Меня приняли в семью.

— А муж ревнивый? Мужики же постоянно на тебя смотрят!

— Так это же театр. И слюни они пускают только во время концерта. Это как бы игра. И он меня не ревнует, что приятно. Было бы сложнее, если бы Антон заводился, мой стиль общения с публикой многих шокирует. Но муж все понимает.

— Предложение Антон романтично сделал?

— Просто спросил: «Выйдешь за меня?» Я ответила: «Конечно, выйду». Как-то приобнял. Это было на Боровой, в моей новой квартире, среди разгрома и ремонта, в котором Антон мне активно помогал. Свадьба была скромная, потому что я не люблю пышных торжеств и не люблю выкидывать на ветер деньги. Это мой пунктик. Все было очень тихо — человек на тридцать. Люди пришли, поели чуть-чуть, потанцевали, поздравили и ушли. Расписывались мы в Пушкине. Мой муж фотограф, поэтому у нас не было даже фотографа и фотосессии. Платье сшила у той же портнихи, которая шьет мне сценические костюмы. Да вообще, у меня жизнь скромная.

После свадьбы мы отправились в Италию. Муж надо мной до сих пор подшучивает по этому поводу: «Я романтичный, над фильмами плачу. А ты путешествие превратила в шопинг-тур, пятьдесят три килограмма вещей привезла обратно, аж чемодан сломала!» На самом деле к шмоткам я отношусь спокойно. И в жизни одеваюсь довольно обычно. Вечерние платья и блестки — лишь на сцене. В путешествии мы вполне насладились красотами Италии. Во Флоренции я забиралась на самую высокую церковь, мы все время где-то гуляли, ночевали в маленьких отельчиках.

Антон сразу захотел ребенка. А я боялась: как совмещу малыша и работу?! На пике популярности страшно куда-то уходить. Но постепенно я созрела. Ощутила, что в «Ленинграде» выше головы не прыгнуть. Ну, спою еще пару песен. Будут те же гастроли, те же концерты. Все уже приелось. И я подумала: вот сейчас подходящий момент сделать паузу, родить. А потом будет что-то другое и яркое.

— Шнур на твою беременность как отреагировал?

— Сказал: «Тебе пора уже». Хотя явно этого не ожидал. Но я до восьмого месяца прыгала по сцене, ведь Сергей признался: «Мне без тебя никак». И в дальние поездки мы с ним на гастроли ездили. Живот долго был маленьким, да и потом никого это не смущало. А я все скакала как коза, ребята думали — я рожу прямо там, на концерте. Но в итоге я даже на две недели переносила Лизу. И через три месяца после родов снова вышла на работу. Я очень боялась застоя. Первые полгода с ребенком тяжело, он ничего не понимает, ему только есть-спать. Это утомляет, если до родов у тебя был жесткий гастрольный график. По десять-пятнадцать концертов в месяц в разных городах. Даешь один концерт — и три дня едешь… Но мне до поры до времени это даже нравилось. Когда входишь в ритм, дома не сидится.

— Почему ты ушла из группы?

— Потому что мне надоели матерные песни, потому что полгода после родов я моталась с коллективом по стране, а ребенок находился дома. Меня мучила совесть из-за того, что мало времени уделяю дочке. А еще я хотела развиваться дальше. Как-то говорю Сергею: давай мне еще и собственные концерты сделаем? Но он не хотел, с трудом удалось уломать. Музыкантов «Ленинграда» мне не дал, собрал отдельную команду. Разучили песни. Попробовали. И я поняла, что это не то. В «Ленинграде» я как бы играла в игру: вот пою матерные песни. А если я начинаю это делать самостоятельно и всерьез, то ставлю на себе клеймо, что, кроме этого, ничего не могу. И я так четко это осознала, что сразу срулила с темы, и все это сошло на нет. А Серега в принципе и рад был — мол, успокоилась. Остальные почему-то подумали, что я струсила, но это не так. Сейчас я выступаю сольно, и в репертуаре нет ни одной матерной песни. Тем самым я доказываю, что могу гораздо больше, чем просто вызывать зрителя на провокацию.

— Я знаю, что Сергей не разрешал тебе нигде выступать. Только с «Ленинградом». Это мешало?

— Да. Он, конечно, написал для меня много песен. Но я понимала, что «Ленинград» — это группа Сергея Шнурова и по-другому быть не может. А я лишь красивое приложение, хоть и стала довольно известной. На концертах публика орала: «Юля-Юля!» Наверное, взыграли мои амбиции. Мне всегда было непросто мириться с тем, что я не первая скрипка, а вторая. Хотелось не просто подпевать. Потому и моих выходов в «Ленинграде» стало больше. Допустим, в концерте двадцать пять песен, из них я пою восемь сольных. Это много для группы, но для меня мало. И когда Серега запретил мне петь джаз в другой команде и личные концерты, стало совсем тяжело.

— Почему запретил-то? Он такой собственник?

— Да, но он этого и не скрывает. Сам-то он в это время снимался в кино, вел передачи. И если бы у меня параллельно была куча других проектов, мне бы хватило и восьми песен. Увы — так не произошло. Через полгода после того, как я вышла из декрета, поступило предложение стать ведущей программы «Я права!». Именно от нехватки чего-то нового я согласилась. И это стало началом конца наших отношений со Шнуровым. Он был против ТВ, я взбунтовалась. Но я не думала, что Сергей меня уволит. А он мне позвонил и сказал: «Ты больше не работаешь».

— И как ты себя почувствовала?

— Это было облегчение. Потому что самой не пришлось принимать решение, к которому я так долго шла. Я довольно преданный человек и никогда бы «Ленинград» не бросила. Я бы терпела все, мирилась со своей внутренней борьбой. Так что Сергей очень сильно мне помог.

— Но, наверное, «Ленинград» все же жалко? Финансовая составляющая была явно лучше…

— Нет, не жалко. Ни разу не вздохнула о прошлом с тех пор, как ушла. Я с удовольствием вела программу на ТВ. И каждая из четырех актрис, которая участвовала в этом проекте, была востребована. Я не люблю женские коллективы, но наш оказался исключением. Мы были как спасательный круг друг у друга: старались подставлять плечо.

— Но прежней популярности, признайся, не хватало?

— Я не чувствовала себя популярной в «Ленинграде». На концертах — это все театр. Пока человека не узнают на улице, он не звезда, а «широко известен в узких кругах».

— Что происходит в твоей жизни сейчас?

— Моей дочке Лизе уже три года. Не так давно вышел мой первый сольный альбом «Огонь-баба». У меня своя группа, которую помог мне собрать бывший барабанщик «Ленинграда» Денис Купцов. Я пою совсем другие песни, не такие, как у Шнурова. У нас активная концертная деятельность. Появляются поклонники — мои, а не группы «Ленинград». Дочка уже поет мои песни и ходит на концерты. И мне перед ней не стыдно за свой новый репертуар. Мой муж Антон стал нашим директором, он мой главный помощник и фанат того, что я делаю. Теперь я не езжу в туры и много времени провожу с Лизой. Даю концерты точечно, по городам. Но наша география обширна — от Красноярска до Сочи. Приятно, что многие зрители меня ждут и пишут об этом в Сети. За три неполных года мы сняли десять клипов, их тоже делает Антон и оператор Алексей Талыбов. У нас сложился отличный творческий тандем. Да, «Ленинград» дал мне многое. Но я счастлива, что решилась идти дальше. Вся наша жизнь — движение, и глупо было бы цепляться за прошлое.