Ляпидевский Анатолий Васильевич - биография. Генерал-майор авиации Летчик

Конечно, называть Анатолия Васильевича Ляпидевского первым Героем Советского Союза несколько неправильно. Все-таки подвиг был коллективный, и считаться, кто сделал больше, точно не стоит.


Они были первые, и этого достаточно.

А наш герой, который прожил весьма интересную жизнь, – один из «великолепной семерки».

110-й годовщине со дня рождения Анатолия Васильевича Ляпидевского посвящается.

Анатолий Ляпидевский родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края), в семье священника.

Детство провел в Ейске. Парня тянуло к технике, потому в юности он охотно работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.

Но настоящей страстью Анатолия было море…

Когда в 1926 году Ляпидевского призвали на службу в РККА, он хотел поступить в морское училище. Однако «непролетарское происхождение» поставило крест на карьере в военном флоте.

Мы никогда уже не узнаем имени того, кто посоветовал расстроенному парню идти в школу летчиков. Но этому человеку надо было сказать большое «спасибо».

В 1927 году Ляпидевский окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 году - Севастопольскую школу морских лётчиков.

Служил в ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем был переведен на должность лётчика-инструктора в знаменитейшую впоследствии Ейскую школу морских лётчиков.

В 1933 году Анатолий Ляпидевский был отправлен в запас. Он ушел из армии в Гражданский воздушный флот и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую, в Чукотский отряд Управления полярной авиации Главсевморпути.

Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта очень тяжелая, но освоив ее, Ляпидевский, душа которого явно требовала подвига, перевелся на Крайний Север.

Что такое полеты на нашем Севере, да еще в те годы, рассказывать могут лишь те, кто летал. Мы же просто констатируем факт того, что Ляпидевский летал, и летал хорошо.

Когда в 1934 году случилась катастрофа с теплоходом «Челюскин», Ляпидевский был одним из тех, кого бросили на поиски. И это – лучшая характеристика умениям как самого Ляпидевского, так и его экипажа.

Самолет: АНТ-4, это который ТБ-1.
Командир экипажа: Анатолий Ляпидевский.
Второй летчик: Евгений Конкин.
Штурман: Лев Петров
Бортмеханик: Михаил Руковской.

Могли. Умели. Летали.

И здесь самым лучшим девизом были бы слова «Один в поле не воин». Тем более, когда поле ледяное или снежное на Севере.

Это сейчас у всех путешественников и туристов есть GPS или ГЛОНАСС и спасатели четко знают, куда лететь. И то бывают трудности и сложности.

А в 30-е годы прошлого века… Экипаж Ляпидевского примерно знал, куда им надо лететь.


Снимок не экипажа Ляпидевского, но на АНТ-4 летали так все.

29 полетов оказались неудачными. И только на 30-й раз, 5 марта 1934 года, они нашли челюскинцев.

«Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и все безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались – стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. В конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь.

Солнце, тишина, но страшный мороз – 40-45 градусов... Мы всматривались до боли в глазах. И наконец, прямо «уперлись» в лагерь Шмидта. Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!..»

Решил садиться. Захожу на посадку раз, другой, но для большой тяжелой машины площадка была очень маленькой, всего 400 на 150 метров. Промажу – ударюсь о льды, проскочу – свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости сел на льдину. Когда вылез, все вокруг кричали, обнимались, лезли целоваться. А у меня в голове одна мысль: черт, а как же я отсюда взлетать-то буду?!

Посоветовались с Отто Юльевичем Шмидтом и решили сразу взять с собой десять женщин и двух девочек... Самолет большой, тяжелый... впихнули, фигурально выражаясь, в большие, тяжелые малицы женщин и детей, и им пришлось кому-то лежать, кому-то сидеть, сильно сжавшись».
(Из мемуаров А. В. Ляпидевского.)

После первого полета на льдину Ляпидевский неоднократно вылетал из Уэлена к лагерю челюскинцев, но из-за погоды не мог к нему пробиться. 15.03.1934 г. он должен был доставить запас горючего в Ванкарем.

Рейс закончился аварией: сломался коленвал одного из двигателей.

Вынужденная посадка, сломанное шасси. Повторюсь – 30-е годы прошлого века. Радиосвязь – очень условная.

«Экипаж пропал без вести…»

Однако не на тех нарвались. С помощью местных жителей, которым Ляпидевский с экипажем буквально на свое счастье свалились на головы, экипаж добрался до Ванкарема. На собаках.

В Ванкареме были мастерские, в которых изготовили все необходимое для ремонта сломавшейся лыжи. Плюс коленвал для двигателя. Самолет отремонтировали и своим ходом вернулись на базу.

Сорок два дня в ледяной пустыне.

А. Ляпидевский совершил 30 поисковых полётов, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - десять женщин и двух детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.

По Ляпидевскому не было отдельного постановления, но, поскольку в списке он значился первым, его и стали считать героем №1. Когда в августе 1939 года учредили «Золотую звезду», то и медаль №1 досталась ему.

В стране начался культ семерки полярных летчиков, а вместе с ними – исследований Севера.

Испортило ли это героев? Не те времена, не те… Да и люди, в общем-то тоже другие.

В 1934 году в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства. На приеме в Георгиевском зале к Ляпидевскому подошел сам Сталин. Ляпидевский на 100% использовал ситуацию, попросив Сталина дать ему возможность продолжить учебу.

Уже через несколько дней нарком обороны СССР Ворошилов поставил на рапорте Ляпидевского о поступлении в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского свою знаменитую резолюцию: «Проверить знания тов. Ляпидевского: если подготовлен – принять, если не подготовлен – подготовить и принять».

Для академии Ляпидевский оказался подготовлен.

Ворошилов взял полное шефство над полярными летчиками. В 1938 году, к 20-й годовщине РККА, летчикам хотели дать звание майоров (они в основном были капитанами, только Каманин майором). Ворошилов лично написал на представлениях к званию: «ПОЛКОВНИКИ!».

В 1939 году полковник Ляпидевский окончил Военно-воздушную Академию РККА им. Жуковского и был назначен заместителем начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности. Потом перешел в ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт, где работал начальником 8-го отдела (отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок).

Но настоящая работа была впереди.

В 1940 году Ляпидевский был назначен директором авиационного завода №156 в Москве.

Директором завода и встретил начало войны полковник Ляпидевский.

4 июля 1941 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ об организации в городе Омске авиационного завода. Вдали от линии фронта. Завод создавался на базе Московского опытно-конструкторского завода № 156 и Тушинского серийного завода № 81.

Первым директором нового завода в Омске 18 июля 1941 года и был назначен А. В. Ляпидевский. Впоследствии завод №166 станет ОНПО «Полет».

Осушение болот, расчистка территории, возведение на ней корпусов завода в условиях военного времени (а значит, нехватки буквально всего) стали испытанием для директора. Главное, что в Омске того времени просто не было в наличии столько рабочих рук и техники, сколько требовалось для срочного (как иначе в условиях войны) запуска завода.

Даже НКВД с ГУЛАГом не смогли решить проблемы. Не было уже столько рабочих рук в лагерях.

C середины октября 1941 года авиазавод № 166 вышел в нормальный производственный режим, в сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый фронтовой бомбардировщик Ту-2.

За годы Великой Отечественной войны завод № 166 изготовил 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9.

А Ляпидевский рвался на фронт…

В мае 1942 года его перевели из Омска в Подмосковье на должность начальника отдела испытаний НИИ ВВС. И все-таки в сентябре 1942 года Ляпидевский был назначен заместителем командующего ВВС 19-й армии по тылу.

В декабре 1942 - сентябре 1943 года полковник Ляпидевский служил начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт).

Участвовал в обороне Заполярья. На его плечах лежала забота о сотнях вернувшихся из боя машин, а что такое ремонт техники в условиях полевых аэродромов Заполярья - это понять может только тот, кто там сам служил.

В 1946 году А. В. Ляпидевскому присвоили звание генерал-майора и назначили главным контролёром Министерства госконтроля СССР.

В 1949 году А. В. Ляпидевский был назначен по приказу самого Сталина в сверхсекретный КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), где группой физиков-ядерщиков под руководством И. Е. Тамма и А. Д. Сахарова разрабатывались блоки автоматики для водородных бомб.

Вот так к 1954 году герой-летчик снова стал директором. И до 1961 года Ляпидевский работал в должности директора этого самого опытного завода КБ-25.

В 1961 году произошло событие, которое в очередной раз круто изменило судьбу Ляпидевского.

Во время испытаний самой мощной в мире 50-мегатонной водородной бомбы над Новой Землей, Ляпидевский, как и все участники правительственной комиссии, получил жесткую дозу облучения.

По этой причине в том же 1961 году Ляпидевский по состоянию здоровья вышел в отставку.

Но подлечившись понял, что просто так сидеть и умирать от лейкемии – дело не интересное. Однако годы и сильно пошатнувшееся здоровье не предполагали, что Ляпидевский сможет полноценно работать.

Слава обстоятельствам, что снова в жизни Анатолия Васильевича нашелся человек, который считал так же.

Артем Иванович Микоян, светлая ему память.

И до самого конца своей жизни Ляпидевский руководил разработкой истребителей «МиГ», в том числе МиГ-25 и МиГ-27. Сначала ведущим инженером (после директорских кресел такого уровня!), в 1962-1965 годах, затем ведущим конструктором - в 1965-1971 гг.

Закончил свою трудовую карьеру Анатолий Васильевич заместителем главного инженера по капитальному строительству. И вел активную общественную жизнь.

Умер генерал-майор Ляпидевский 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах, на которые просто не мог не прийти.

29 декабря 1982 года хоронили Василия Сергеевича Молокова, который был одним из первых его летных инструкторов и товарищем по спасению «челюскинцев».

К сожалению, для больного и ослабленного лейкемией организма Анатолия Васильевича эта простуда стала фатальной. Несколько месяцев он сражался с болезнью, но… возраст взял свое.

И первый Герой СССР ушел из жизни последним из той «великолепной семерки».

110 лет со дня рождения, 35 лет со дня смерти.

Вечная память и вечная благодарность за все: за спасенных челюскинцев, за сотни боевых самолетов и самолето-вылетов, за МиГи, за «Царь-бомбу».

Анатолий Васильевич Ляпидевский родился 23 марта 1908 г. в с. Белая Глина (Краснодарский край), в семье священнослужителей. Детство будущего героя прошло в г. Ейске. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он ушел на заработки в ст. Старощербинскую (Кубань), где работал батраком почти 4 года. Затем стал подручным кузнеца и учеником слесаря, а после этого - помощником шофера маслобойного завода.

В 1926 год Ляпидевский вступил в Красную Армию, а когда по всей стране прокатились лозунги партии, призывающие молодежь вступать в ряды авиации, молодой парень исполнил свою давнюю мечту - в следующем году успешно закончил военно-теоретическую школу для летчиков. Его наставниками стали такие опытные инструкторы Сигизмунд Леваневский и Василий Молоков.

В 1928 г. Анатолий Ляпидевский стал выпускником Севастопольской высшей школы красных морских летчиков. Трудовой стаж парня на этом поприще прошел через ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а также через Школу морских летнабов Ейска, где он работал летчиком-инструктором. В 1933 г вышел в запас.

Но и после этого Ляпидевский не оставил своей любви к небу и попросился на один из самых трудных летных линий – Сахалинскую, где был пилотом в правлении ГВФ Дальнего Востока. Затем, уже на Крайнем Севере, трудился в отряде управления полярной авиации Главсевморпути.

В 1934 году ему довелось участвовать в спасении команды челюскинцев, находившихся в плену у полярных льдов. Он самым первым прибыл в зону бедствия и совершил на своем двухмоторном самолете АНТ-4 целых двадцать девять поисковых полетов в страшную пургу, которые вначале не привели к успеху. Наконец пятого марта 1934 г, Анатолию Ляпидевскому удалось обнаружить лагерь Шмидта, сесть на дрейфующую льдину и вывезти оттуда десять женщин и двоих грудных детей.

Подвиг двадцатипятилетнего молодого парня сделал его известным далеко за пределами СССР. Анатолий Васильевич Ляпидевский стал считаться лучшим полярным летчиком во всем мире, но… слишком секретным. Из - за «железного занавеса» иностранным журналистам пришлось довольствоваться лишь крохами информации о его биографии.

За совершенный полярный подвиг Анатолию Ляпидевскому самому первому в СССР 20 апреля 1934 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. А четвертого ноября 1939 года он был удостоен медали «Золотая Звезда» под номером 1.

В 1935 году Анатолий Ляпидевский вернулся в армию, одновременно поступив в военно – воздушную академию им. Жуковского. После окончания ВУЗа, в 1939 году был назначен на должность заместителя главы инспекции Народного комиссариата авиапромышленности, а с октября 1941 г, Анатолий Васильевич Ляпидевский возглавлял авиационный завод №156 в столице.

Когда началась Великая Отечественная война А.В. Ляпидевский стоял во главе четвертого отдела НИИ ВВС, а в сентябре 1943 г его назначили заместителем командующего ВВС девятнадцатой армии. После этого опытного управленца и летчика направили на Карельский фронт в качестве начальника полевого ремонта седьмой воздушной армии.

Начиная с 1943 года, и до окончания войны, Анатолий Васильевич Ляпидевский возглавлял авиационный завод. После окончания ВОВ был главным контролером Госконтроля СССР, первым замом министра авиапромышленности, руководил заводом, подконтрольным Министерству машиностроения. В 1961 году генерал-майор авиации Анатолий Васильевич Ляпидевский уволился в запас.

Умер двадцать девятого апреля 1983 года от простуды. Похоронили героя на Новодевичьем кладбище в городе Москва.

Анатолий Ляпидевский с макетом бомбардировщика АНТ-42 - именно такие машины он обслуживал во время войны

23 марта исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия ЛЯПИДЕВСКОГО - первого в истории Героя Советского Союза


Владимир ТИХОМИРОВ


Сегодня имя Анатолия Ляпидевского практически забыто. Но три четверти века назад не было в стране более известного авиатора-еще бы, именно благодаря его смелости была спасена экспедиция челюскинцев. Правда, довольно быстро имя Ляпидевского закрыл гриф секретности-никто не должен был знать, чем занимался любимый «сталинский сокол», за что он получал генеральские звания и россыпи орденов. «Огонек» решил вспомнить все белые пятна в биографии героя № 1.

ПОДВИГ ПОНЕВОЛЕ

Слава на Ляпидевского свалилась 5 марта 1934 года, когда во всех советских изданиях, включая и журнал «Огонек», было опубликовано короткое сообщение: «13 февраля в 155 милях от мыса Северного затонул вследствие сжатия льдов пароход «Челюскин». Экипаж и участники экспедиции тов.

О Ю. Шмидта в количестве 104 человек, в том числе 10 женщин и 2 детей, высадились на лед. При высадке погиб один человек-завхоз экспедиции тов. Могилевич. Продовольствием, топливом и керосином для освещения челюскинцы обеспечены примерно на два месяца. Специально созданной правительственной комиссией приняты меры к организации помощи участникам экспедиции тов. Шмидта. Из Петропавловска вышел пароход «Сталинград», имеющий на своем борту самолеты, которые должны вылететь к месту аварии. Организована спасательная экспедиция на собаках. Однако большие трудности для продвижения к месту аварии создавали дрейфующие льды и неблагоприятная погода. 5 марта самолет АНТ-4 под управлением летчика Ляпидевского спустился на подготовленный челюскинцами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех женщин и обоих детей».

Эта новость стала для советских граждан настоящим шоком-ибо до этого дня, когда челюскинцы были найдены, в советских газетах вообще не сообщалось о какой-либо катастрофе в Чукотском море. Более того, большинство граждан вообще не были в курсе того, что советские ученые ведут какие-либо исследования в районе Севера. (Отчасти это можно было объяснить идеологическими причинами: дело в том, что настоящее имя «Челюскина»-Burmeister and Wain, и всего год назад он был построен по заказу Советского правительства на верфях в Стокгольме, о чем тогда говорить категорически не рекомендовалось.)

«Советской власти нужен Северный морской путь,-уже после объявлении о катастрофе объяснял читателям «Огонька» известный географ профессор Владимир Визе.-По плану «Челюскина» должен был конвоировать до самого Берингова пролива мощный ледокол «Красин». Одновременно на «Красине» лежала обязанность провести из Архангельска в устье Лены три грузовых парохода. В 1933 году состояние льдов у Таймырского полуострова было крайне неблагоприятным, потому возникло опасение, что без помощи «Красина» грузовые пароходы не смогут пройти обратно в Архангельск. Так как «Челюскин» к тому времени продвигался вперед успешно, то было решено оставить «Красина» в помощь ленским пароходам».

Вскоре, впрочем, объяснения никому уже были не нужны-советская пропагандистская машина превратила головотяпство чиновников, оставивших пароход без ледокольного сопровождения, в эпический подвиг по спасению челюскинцев. Тем более что и сама спасательная кампания по своему драматизму ничуть не уступала трагедии чудом выживших полярников.

«ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА»

Уже годы спустя Ляпидевский вспоминал: «Мы готовились к броску на льдину челюскинцев 29 раз. Вылетали, брали курс и каждый раз возвращались-стихия свирепствовала, мороз доходил до сорока градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. На самолетах не было и радиосвязи, то есть приходилось полностью полагаться на свой опыт. Но в конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь. Решил садиться. Захожу на посадку раз, другой-но для большой тяжелой машины площадка была очень маленькой, всего 400 на 150 метров. Промажу-ударюсь о льды, проскочу-свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости сел на льдину. Когда вылез, все вокруг кричали, обнимались, лезли целоваться. А у меня в голове одна мысль: черт, а как же я отсюда вылетать-то буду?!»

«Ляпидевский перенял два качества советского пилота: мужество и находчивость,-писал «Огонек».-Без этого полет из Уэлена на льдину Шмидта был бы невозможен. Молодой летчик Ляпидевский, впервые прошедший к полярным широтам, не только перевез из лагеря всех женщин и детей, он доставил в лагерь масло и аккумуляторы для аварийной радиостанции. Погода не позволяла Ляпидевскому повторить свой замечательный полет. Несколько раз пурга и туманы возвращали его в Уэлен. Однажды во время полета из Уэлена в Ванкарем Ляпидевский пропал без вести. Несколько дней читатели СССР с тревогой открывали по утрам газеты, разыскивая заметки о Ляпидевском. Его нигде не находили. Были высланы на розыски собачьи нарты, и близ Колючинской губы нашли самолет АНТ-4: он подломал шасси во время вынужденной посадки».

На самом деле полуживого отца нашел возле самолета какой-то местный чукча, который привез его в свою ярангу, отогрел и накормил,-говорит Роберт Ляпидевский, сын пилота.-Этот же чукча дал Анатолию Васильевичу и свою собачью упряжку, чтобы тот съездил в поселок Ванкарем и изготовил в местных мастерских новую раму для ремонта сломавшейся лыжи шасси. Взлетал он тоже сам, а в газетах написали, что его спасла специальная экспедиция…

Так или иначе, но 20 апреля 1934 года во всех советских газетах был опубликован правительственный указ: «Отмечая беспримерную героическую работу летчиков, осуществлявших спасение челюскинцев, ЦИК Союза ССР постановил: присвоить звание Героев Советского Союза-Ляпидевскому А В., Леваневскому С А., Молокову В С., Каманину Н П., Слепневу М Т., Водопьянову М В., Доронину И В.».

И в стране начался культ «великолепной семерки» полярных летчиков, а вместе с ними-исследований Севера.

«НЕПРАВИЛЬНЫЙ ГЕРОЙ»

Отец вспоминал, что на приеме в Георгиевском зале к нему подошел сам Сталин с бутылкой вина в руках,-говорит Роберт Ляпидевский.-Увидев, что летчики пьют нарзан, он отдал отцу свой бокал и говорит: «Раз торжество, так надо пить не нарзан, а вино». И сам отхлебнул прямо из горлышка бутылки, а потом продолжил: «Запомни, Анатолий, у тебя отец-поп, я сам-почти поп, так что можешь ко мне всегда обращаться по любому поводу». Ну, отец тогда и попросил Сталина дать ему возможность продолжить учебу.

Уже через несколько дней нарком обороны Климент Ворошилов поставил на рапорте Ляпидевского о поступлении в Военно-воздушную инженерную академию им. Н Е. Жуковского свою знаменитую резолюцию: «Проверить знания тов. Ляпидевского: если подготовлен-принять, если не подготовлен-подготовить и принять».

Между тем, несмотря на весь масштаб пропаганды вокруг семерки героев, о самом Ляпидевском простым гражданам было известно очень мало-как выяснилось, у героя № 1 была не совсем благонадежная биография. Анатолий Ляпидевский родился в казачьей станице Белоглинской в семье сельского священника. После революции сменил множество профессий: был подручным в кузнице, учеником слесаря, помощником шофера на маслобойне, мотористом. После призыва в ряды РККА хотел было стать моряком, но все квоты в мореходные училища были уже выбраны. Тогда ему предложили стать летчиком и поступить в Севастопольскую школу морских летчиков, переведенную в Ейск. После окончания школы его-за «непролетарское происхождение»-услали служить аж на самый Дальний Восток, в транспортную авиацию. Проработав несколько лет «небесным почтальоном», Ляпидевский по совету друзей подал рапорт с просьбой зачислить его на службу в только что открывшееся управление Главсевморпути. Здесь его и застало известие о катастрофе «Челюскина».

ЛЮБИМЕЦ СТАЛИНА

Зато теперь для молодого летчика-героя были открыты все двери.

В 1935 году отец познакомился с моей мамой, Ириной Александровной,-рассказывает Роберт Анатольевич.-Это знакомство устроил им некий адвокат Рабинович, личность в своем роде легендарная. Адвокат Рабинович жил в шикарной квартире в Воротниковском переулке и постоянно устраивал у себя приемы и рауты для высшего света Москвы. Мама происходила из очень интеллигентной семьи врачей, сама она танцевала в ансамбле народного танца и была в какой-то мере вхожа в эти круги. Однажды Рабинович позвонил ей и пригласил в гости, предложив познакомиться с одним молодым героем. Это и был Анатолий Ляпидевский.

В 1937 году у Ляпидевских родился сын, которого отец назвал в честь знаменитого полярного исследователя Роберта Пири. Чуть позже появилась и дочь Александра. Кстати, мало кто знает, что зять Ляпидевского-народный артист Анатолий Кузнецов, товарищ Сухов из кинофильма «Белое солнце пустыни». Но этот факт по негласному уговору всей семьи особо не рекламировался-Анатолий Васильевич после череды непрерывных парадов и чествований, лавиной обрушившихся на него в 1934 году, не любил привлекать к себе лишнего внимания.

Он не умел быть иным, кроме как самим собой,-говорит Роберт Анатольевич,-очень сдержанным, очень скромным и интеллигентным человеком.

После окончания академии Ляпидевский сразу же получил руководящий пост в наркомате авиационной промышленности, потом перешел в ЦАГИ-Центральный аэрогидродинамический институт, а перед самой войной был назначен директором Омского авиазавод № 156. Осенью 1941 года.

Ляпидевский попросился на передовую-на Карельский фронт, где стал командиром полевого ремонта 7- й воздушной армии. «Воевал он до самозабвения,-вспоминал генерал Николай Руднев.-На его плечах лежала забота о сотнях вернувшихся из боя машин, а что такое ремонт техники в условиях полевых аэродромов Заполярья-это понять может только тот, кто там сам служил».

После войны Ляпидевскому присвоили звание генерал-майора авиации. Сначала он был назначен на пост главного контролера Госконтроля СССР, а в 1949 году-заместителем министра авиационной промышленности СССР. Именно в этот момент в судьбу Ляпидевского вновь вмешался журнал «Огонек»: в апрельском номере журнала, посвященном 15- летию первых Героев Советского Союза, был помещен цветной портрет Ляпидевского-в парадном мундире, в россыпи орденов и медалей. Этот номер завистники из министерства и передали Сталину, дескать, посмотрите, кем этот «герой» себя возомнил. Роберт Ляпидевский вспоминает:

Накануне первомайского собрания отцу позвонил министр Хруничев и сказал: «Ничего не могу понять, Анатолий Васильевич, но приказом вышестоящих инстанций ты снят с занимаемой должности». Опала длилась два месяца-отец остро переживал случившееся. Два месяца не выходил из кабинета, никого не хотел видеть, не отвечал на телефонные звонки…

Но Сталин не дал в обиду героя № 1. Возможно, имитируя свой гнев, он просто проверял Ляпидевского на верность, готовя для знаменитого авиатора новое и куда более ответственное задание. В том же 1949- м Ляпидевский занял один из руководящих постов в сверхсекретном КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), где в тесном сотрудничестве с группой физиков-ядерщиков, И Е. Тамма и А Д. Сахарова, разрабатывались блоки автоматики для водородных бомб.

Нам он о своей работе ничего не рассказывал,-говорит Роберт Анатольевич.-Просто уезжал на работу, а иногда звонил, дескать, я уеду на три дня в командировку, все в порядке, не волнуйтесь. А ведь тогда он был дважды награжден орденом Ленина, но за что конкретно давались награды, отец никому и никогда не говорил. Просто приходил домой и по солдатской привычке опускал ордена в стакан с водкой. Сами понимаете, в той отрасли ордена давались без лишнего шума.

Кем в действительности работал отец, семья узнала лишь в 1961 году, когда во время испытаний самой мощной в мире 50- мегатонной водородной бомбы над Новой Землей все участники правительственной комиссии получили жесткую дозу облучения.

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ «СЕМЕРКИ»

В том же 1961 году Ляпидевский по состоянию здоровья вышел в отставку. Впрочем, долго сидеть без дела не пришлось-его пригласил Артем Иванович Микоян на пост ведущего конструктора в свое КБ. И до конца жизни Ляпидевский руководил разработкой истребителей Миг.

Отец был настоящим трудоголиком. Все время работал. У нас даже дачи своей не было, потому что у отца никогда не было времени ездить за город. Вот что он по-настоящему любил, так это плавать в Черном море, куда мы обязательно выбирались раз в год. И кроссворды.

В самый первый день 1983 года Ляпидевский на похоронах летчика Василия Молокова подхватил простуду. Но человеку с диагнозом лейкемия опасен даже насморк. Несколько месяцев он сражался с болезнью, но возраст взял свое. И первый герой СССР ушел из жизни последним-из той «великолепной семерки».

Фото из АРХИВА «ОГОНЬКА»

Ляпидевский Анатолий Васильевич – пилот Дальневосточного управления ГВФ.

Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Белоглинской волости Медвеженского уезда Ставропольской губернии (ныне райцентр Краснодарского края). Русский. С 1914 года жил в селе Крымгиреевка (ныне Андроповского района Ставропольского края), в 1917-1925 годах – в станице Старощербиновская (ныне Краснодарского края), с 1925 года – в городе Ейск (ныне Краснодарского края). В 1920-1921 и 1922-1923 годах работал учеником слесаря и кузнецом в мастерской, в 1924-1925 годах – мотористом и помощником шофёра на маслобойном заводе в Старощербиновской. В 1926 году окончил 9 классов школы в Ейске.

В армии с сентября 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году – Севастопольскую военную школу морских лётчиков. Служил лётчиком в морской авиации (ВВС Балтийского флота), в 1931-1932 годах был лётчиком-инструктором Ейской военной школы морских лётчиков. С апреля 1933 года – в запасе.

С апреля 1933 года работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ. В феврале-марте 1934 года принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек – 10 женщин и 2 детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 20 апреля 1934 года Ляпидевскому Анатолию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знаков особого отличия, 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №1.

Вновь в армии с марта 1935 года. В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. С 1939 – заместитель начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности СССР, в феврале-сентябре 1940 – начальник отдела лётных испытаний ЦАГИ. С 1940 – директор авиационных заводов №156, №166 и №288 (города Москва и Омск). В мае-сентябре 1942 – начальник отдела испытаний Научно-испытательного института ВВС.

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре-декабре 1942 – заместитель командующего ВВС 19-й армии по тылу, в декабре 1942 – сентябре 1943 – помощник начальника и начальник отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии. Воевал на Карельском фронте. Участвовал в обороне Заполярья.

В 1943-1945 – директор опытного завода ОКБ А.Н.Туполева. В 1945-1949 – главный контролёр Министерства госконтроля СССР, в феврале-апреле 1949 – заместитель министра авиационной промышленности СССР, в 1949-1954 – директор авиазавода №25.

В 1954-1961 – директор опытного завода КБ-25 (ныне ВНИИ автоматики), выпускавшего оборудование для ядерных боезапасов и атомных электростанций. С марта 1961 генерал-майор авиации А.В.Ляпидевский – в запасе.

Работал в ОКБ А.И.Микояна: ведущим инженером (1962-1965), ведущим конструктором (1965-1971) и заместителем главного инженера по капитальному строительству (с 1971).

Член Центрального Исполнительного Комитета СССР в 1935-1937 годах, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Генерал-майор авиации (1946). Награждён 3 орденами Ленина (16.04.1934; 4.01.1954; 30.04.1954), орденами Октябрьской Революции (22.03.1978), Красного Знамени (6.05.1946), Отечественной войны 1-й (16.09.1945) и 2-й (4.08.1943) степеней, Трудового Красного Знамени (11.09.1956), 2 орденами Красной Звезды (2.11.1944; 3.11.1944), орденом «Знак Почёта» (29.07.1960), медалями.

Памятник А.В.Ляпидевскому установлен в селе Белая Глина, бюсты – в Ейске и станице Старощербиновская. В Москве на доме, в котором он жил, и в Ейске на здании школы, где он учился, установлены мемориальные доски. Его имя носят Омский лётно-технический колледж гражданской авиации, школы в Ейске и Старощербиновской. Именем А.В.Ляпидевского названы улицы в городах Москва, Барнаул, Грозный, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Улан-Удэ, Ярославль, Артём (Приморский край), Выкса и Шахунья (Нижегородская область), Ейск и Тихорецк (Краснодарский край) Магнитогорск (Челябинская область), Орск (Оренбургская область), Рыбинск (Ярославская область) и других населённых пунктах.

Сочинения:
Пятое марта. М., 1935;
Челюскинцы. М., 1938;
Челюскинцы. 2-е издание. Ленинград, 1939;
Герой Арктики. М., 1940;
Запомни это! М., 1941;
Челюскинцы. 3-е издание. М., 1976;
Челюскинцы. 4-е издание. М., 1979;
Челюскинцы. 5-е издание. М., 1986.

Воинские звания:
Полковник (21.02.1938)
Генерал-майор авиации (5.06.1946)

И встречает в дверях, улыбаясь по-детски,
Хоть прибавилось к детству немало седин,
Анатолий Васильевич, сам Ляпидевский,
У которого Звёздочка номер один.

И когда про него прозвучали стаканы,
«Каюсь, хлопцы, не я», – он вздохнул тяжело,
«Самым первым Героем был Федя Куканов.
Должен был. И не стал. Просто не повезло...»

«Валька Чкалов, Байдук...», – имена-то какие!
А о самых о первых – что знаем о них?
И подумалось мне о богатстве России,
У которой на всё достаёт запасных...

Да и слава-то, в общем, обидно проходит:
Как тачанка в степи, как немое кино,
Где фанерный летает при полном народе,
Чтоб сегодняшним мальчикам было смешно.

Пусть меня посчитают отсталым и странным,
Пусть тридцатые годы я знаю из книг,
Мне любых реактивных дороже бипланы –
Из героев герои блистали на них!

Космонавтов везут, будет что-то другое,
Не запомнят иных – не напишешь на лбу.
И кого-то из тех – самых-самых – Героев
Постовой оттолкнёт за канаты, в толпу...

Феликс Чуев

    Анатолий Васильевич Ляпидевский 10 (23) марта 1908(19080323) 29 апреля 1983 Место рождения … Википедия

    Энциклопедия «Авиация»

    Ляпидевский Анатолий Васильевич - А. В. Ляпидевский Ляпидевский Анатолий Васильевич (1908—1983) — советский лётчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1934, удостоверение № 1). Окончил Севастопольскую школу морской лётчиков (1928), Военно воздушную… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1908 83) летчик, Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1946). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода Челюскин. В Великую Отечественную войну директор авиационного завода … Большой Энциклопедический словарь

    - [родился 10(23).3.1908, станица Белоглинская, ныне село Белая Глина Краснодарского края], советский лётчик, Герой Советского Союза (20.4.1934), генерал майор авиации (1946). Член КПСС с 1934. В Красной Армии с 1926, окончил Севастопольскую школу… … Большая советская энциклопедия

    - (1908 1983) советский летчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1934, удостоверение №1). Окончил Севастопольскую школу морской лётчиков (1928), Военно воздушную академию Рабоче крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е … Энциклопедия техники

    - (1908 1983), лётчик, Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1946). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». В Великую Отечественную войну директор авиационного завода. * * * ЛЯПИДЕВСКИЙ Анатолий Васильевич… … Энциклопедический словарь

    - (23.03.1908 29.04.1983) первый Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1946). В авиации с 1928 г. Служил в авиации Балтийского флота, затем был инструктором Ейской авиашколы. С 1933 г. работал пилотом в Дальневосточном управлении… … Большая биографическая энциклопедия