Любовь и верность в произведении олеся. Нужна ли смелость в любви? Направление «смелость и трусость

1. Образ Олеси, особенные черты ее характера.
2. Чувство, возникшее у Ивана Тимофеевича к Олесе.
3. Жертвенность и решительность девушки из Полесья.

... Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы?
А. И. Куприн

Олеся — рослая двадцатичетырехлетняя девушка из Полесья Волынской губернии сразу поразила рассказчика, Ивана Тимофеевича, своей необыкновенностью, неотразимостью, прирожденной природной красотой и естеством. Она была намного прекраснее местных девчат, потому что не прятала своей красы: «Высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». Внучка колдуньи Мануйлихи жила вместе с бабушкой в лесной избушке и была очень внимательна к окружающей ее природе. Более того, Олеся была неотъемлемой частью этой живой, почти первозданной, не испорченной пагубной человеческой деятельностью, природы. В их с бабушкой хате жили скворцы и зяблики. Олеся ненавидела сам вид ружья, потому что знала: с его помощью люди убивают беззащитных животных и птиц: «Зачем бить пташек или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется так же, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие...». У Олеси были уверенность в своих силах, независимость и неподдельное чувство собственного достоинства, некоторое благородство и «врожденная изящная умеренность». Девушка, выросшая в лесу и редко выходившая в деревню для того, чтобы купить мыло и чаю, обладала живым, гибким и проницательным умом. Несмотря на некоторую наивность и необразованность, у Олеси была превосходная врожденная интуиция и некоторые сверхъестественные способности потомственной целительницы и ведьмы. И особенно Ивана Тимофеевича привлекала в Олесе «ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины».

Весной, когда главный герой произведения ощущал «грусть, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий», познакомился с Олесей, Они стали вместе проводить вечерние часы, много разговаривая на разные темы. Постепенно это все переросло в особенную привязанность. Впервые Иван ощущает любовное чувство к Олесе перед своей болезнью, когда девушка словно охладела к нему: «Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, — все мои мысли были заняты образом Олеси, все мое существо стремилось к ней, каждое воспоминание об ее иной раз самых ничтожных словах, об ее жестах и улыбках сжимало с тихой и сладкой болью мое сердце». Полумесячная разлука еще больше разожгла любовь Ивана Тимофеевича к молодой жительнице леса и, к счастью, чувство его оказалось взаимным. И до середины июня влюбленные наслаждались «наивной, очаровательной сказкой своей любви». Но что Иван сделал для того, чтобы удержать это счастье, чтобы стать для любимой защитником и надежной опорой на всю жизнь? Он задумывался о том, чтобы жениться на Олесе, но у крепкого образованного мужчины все не хватало решительности рассказать возлюбленной о том, что скоро ему надо уезжать. Молодой лесной жительнице приходится догадками вызнавать эту печальную весть у Ивана Тимофеевича. И он, делая ей предложение, выражает свое согласие на предложение Олеси пойти в церковь. Почему-то Иван мало задумывается о том, будет ли это «что-то очень Для него приятное» также радостно и для самой девушки? Будет ли это безопасно для молодой колдуньи? К сожалению, Иван Тимофеевич не придает особого значения беспокойству своего внутреннего голоса, не спасает любимую от рокового шага и, в результате, теряет ее.

Внутренние переживания Олеси не описываются на страницах повести, но ее любовь видна нам через ее слова, выражения лица, жесты, поступки. Лесная девушка более сильная, бесстрашная и решительная, чем ее возлюбленный. Ведь с самого начала, уже после гадания на картах, она точно знала, что эта любовь принесет ей беду. Узнала, что Иван — «человек хотя и добрый, но только слабый». Но она не могла отказаться от своего счастья, ни от счастья любимого Вани. И, вообще, Олеся верила в то, что судьбы не избежать. Ее смелость и независимость выражаются не только в гордом заявлении бабушке Мануйлихе «Мое дело, мой и ответ», но и в других ее поступках. Именно она, Олеся, склоняет Ивана Тимофеевича к близким отношениям, говоря на его опасения: «Сегодня наш день, и никто у нас его не отнимет...». Иногда возникает ощущение, что Олеся отдала всю себя, все лучшее, что в ней есть своему возлюбленному. И сам Иван Тимофеевич чувствует ее высокую самоотдачу: «...И как много я читал в больших темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви... Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без всяких условий и колебаний, все свое существо». Но не все было гладко в разговорах молодой лесной ведьмы и Ивана: у них возникали противоречия по поводу религии. Ваня был верующим христианином, а Олеся чувствовала, что и ей, и ее бабушкой, и ее матерью всегда руководили темные силы, дьявол. Почувствовав горечь предстоящей разлуки, девушка самоотверженно решила сделать любимому приятное и сходить ради него в церковь. Она не услышала от любимого ни слов предостережения, ни сопротивления. Наоборот, Иван поддержал это столь опасное для молодой ведьмы намерение словами: «Женщина должна быть набожна без рассуждений. В той простой и нежной доверчивости, с которой она отдает себя под защиту Бога, я всегда чувствую что-то трогательное, женственное и прекрасное». Знала ли Олеся на что идет? Скорее всего да.. Но она, в отличие от Ивана Тимофеевича, умела жертвовать собой ради любимого человека. И всю вину, всю ответственность за страшные последствия этого шага она взяла на себя. Значит, Олеся по-настоящему сильная, волевая и независимая женщина. Молодой ведьме жаль, что у нее нет ребенка от любимого, но, превозмогая физическую и душевную боль, она сама становится инициатором окончательной разлуки с Иваном. В конце концов Олеся счастлива, что сумела доставить радость любви Ивану Тимофеевичу.

Нужна ли смелость в любви?

Смелость- способность человека преодолевать страхи. Человеку свойственно бояться, это естественно. Но способность преодолевать страхи, выходить из зоны комфорта, действовать, когда не уверен в себе очень важна. Особенно в любви. Человек, влюбившись, поначалу чувствует себя неуверенно, появляются страхи. Но не решаясь действовать, ничего не получится в плане отношений. Нужны решительные поступки, чтобы на тебя просто обратили внимание.

На вопрос попытался ответить Александр Иванович Куприн в повести. Автор знакомит нас со множеством героев. Повесть начинается с описания погоды сначала в середине августа, а затем в начале сентября.

У Веры Николаевны именины и по случаю к ней приезжают гости. В качестве подарка она обнаруживает письмо и гранатовый браслет. Вскоре Николай и Василий Львович узнают отправителя. Им оказывается мужчина средних лет Г. С. Желтков. Он признаётся, что влюбился в Веру ещё до её замужества. Почему же Желтков бездействовал? Он как минимум мог познакомиться с Верой. Я думаю, что роль играло финансовое положение. Желтков был бедным человеком и не хотел омрачать жизнь Веры. Но до женитьбы Желтков обязан действовать. Как мы видим бездействие не к чему хорошему не приводит.

Таким образом на основании вышеизложенного я хочу сделать вывод. Человеку необходимо преодолевать страхи и действовать решительно по отношению к любимому или любимой.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Настоящая любовь - любовь чистая, возвышенная, всепоглощающая.
Такая любовь изображена во многих произведениях А. И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Все три повести заканчиваются трагически: «Гранатовый браслет» и «Суламифь» разрешаются гибелью главных героев, в « Олесе» сюжетное действие заканчивается расставанием Олеси и рассказчика. По Куприну, истинная любовь обречена, потому что ей нет места в этом мире, - она всегда будет осуждаться в порочной общественной среде.
В «Олесе» препятствием для любви героев явились их социальные различия и предрассудки общества. Олеся - девушка, родившаяся и всю юность проведшая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Местные жители считали её ведьмой, презирали, ненавидели (показателен оказанный ей жестокий приём у церковной ограды). Олеся не отвечала им взаимной ненавистью, она просто опасалась их и предпочитала уединение. Однако к рассказчику она прониклась доверием с первой встречи; их обоюдное влечение стремительно возрастало и постепенно переросло в настоящее чувство.
Рассказчика (Ивана) поразило в ней сочетание естественности, «лесной души», и благородства, «конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова». Олеся никогда не училась, не умела даже читать, однако говорила красноречиво и складно, «не хуже настоящей барышни». И главное, что привлекало его в полесской колдунье, это её тяготение к народным традициям, её сильный, волевой характер и свободолюбивая, чуткая и способная искренне любить душа. Олеся не умела притворствовать, поэтому её любовь не могла быть низменным порывом или маской. И герой питал к ней, такой искренней, подлинные чувства: он обрёл в девушке родственную душу, они без слов понимали друг друга. А настоящая любовь, как известно, строится на взаимопонимании.
Олеся любила Ивана самозабвенно, жертвенно. Боясь, что его осудит общество, девушка оставила его, отказалась от своего счастья, предпочтя его счастье. Каждый из героев выбрал благополучие другого. Но их личное счастье оказалось невозможным без взаимной любви. Это подтверждает финал повести: «Господи! Что же такое случилось?» - прошептал Иван, «входя с замиранием сердца в сени». Это был апогей несчастья героя.
Любовь соединила их навеки и навеки разлучила: только сильные чувства побудили Олесю покинуть Ивана, а Ивана - позволить ей это. Они не боялись за самих себя, но опасались друг за друга. Олеся ради Ивана отправилась в церковь, осознавая, что её ожидает там опасность. Но она не выдала своих опасений Ивану, чтобы не огорчить его. В сцене их последнего свидания она также не хотела огорчать возлюбленного, разочаровывать его, потому не поворачивалась к нему лицом до тех пор, пока он «с нежным умилением отнял её голову от подушки». Онавзывала: «Не смотри на меня... Прошу тебя... Гадкая я теперь...» Но Ивана не смутили длинные красные ссадины, избороздившие её лоб, щёки и шею, - он принимал её такой, какая она есть, он не отвернулся от неё, израненной, для него она и тогда являлась самой красивой. Он любил её безоговорочно и не отказывался от намерения жениться на ней. Но в жестоком обществе, закостенелом в предрассудках, это было невозможно.
Олеся была изгоем общества. Люди считали, что Олеся накликивает беду, ворожит, презирали и боялись её, а Иван верил ей. Даже когда она сама принялась уверять его, что обладает колдовской силой, он не сомневался, что она добрая и никому не способна причинить зло, что сила, заключенная в ней, - светлая, а сплетни о ней - суеверный вымысел. Он не мог подозревать Олесю в чём-либо дурном, он доверял ей, а значит, испытывал настоящую любовь, любовь, основанную на вере, надежде и всепрощении.
Олеся тоже готова была простить Ивана в любой ситуации, обвинить себя, но выгородить его (хотя именно из-за Ивана пошла в церковь, в произошедшем с ней несчастье она винила только себя). Слёзы и неумолимую дрожь в сердце у читателя вызывает ответ Олеси на просьбу героя простить его: «Да что ты!.. Что ты, милый?.. Как тебе не стыдно и думать об этом? Чем же ты виноват здесь? Всё я одна, глупая... Ну, чего я полезла в самом деле? Нет, солнышко, ты себя не вйновать...» Всю вину и всю ответственность за свершившееся девушка возлагала на себя. И за последующие действия -- тоже. Никогда ничего не боявшаяся Олеся вдруг испугалась... за Ивана. Иван неоднократно предлагал Олесе выйти за него замуж, высказывал ей заверения в их дальнейшем, счастливом и совместном, будущем, но девушка боялась подставить его под удар закона и молвы, бросить тень на его репутацию. А Иван в свою очередь пренебрегал репутацией во имя любви.
Их чувство не принесло им счастья, жертвы во имя друг друга - тоже. Слишком сильно довлело над ними общество. Но побороть их любовь никакие предрассудки не могли. Рассказчик после исчезновения Олеси говорит: «Сстеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием "кораллов", - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и её нежной, великодушной любви ». Эта незабвенная вещица символизировала для Ивана любовь Олеси, которую та даже после расставания стремилась передать ему.
Понятия «душа» и «любовь» для обоих героев были неразделимы, поэтому их любовь - чиста и непорочна, возвышенна и искренна, как и души - чистые, светлые. Любовь для них - творение души. Чувство, лишённое недоверия и ревности: «Ревновал ли ты меня?» - «Никогда, Олеся! Никогда!» Как можно было ревновать её, чистую и светлую Олесю?! Слишком возвышенной, сильной и крепкой была их взаимная любовь, чтобы допускать эгоистического инстинкта - ревности. Сама по себе их любовь исключала всё приземлённое, пошлое, банальное; герои любили не для себе, не свою любовь лелеяли, а отдавали души друг другу.
Такая любовь - вечная, но непонятая обществом, жертвенная, но не приносящая счастье, может быть дарована не многим и лишь раз в жизни. Потому что такая любовь - высшее проявление Человека. А человек рождается лишь однажды.

В основе сюжета повести А.И.Куприна «Олеся» — взаимоотношения двух героев. Иван Тимофеевич – городской человек, который приезжает в Полесье. Олеся – очаровательная девушка, местная жительница.

Герои полюбили друг друга. Однако, несмотря на вспыхнувшее между ними чувство, это абсолютно непохожие люди, представители разных слоёв общества.

Иван Тимофеевич – городской человек, в повести он выступает в роли рассказчика. Он честен с читателем, делится своими впечатлениями от Полесья, повествует о вспыхнувшем чувстве к внучке старой Мануйлихи.

Олесю односельчане считают колдуньей. Девушку и её бабушку местные жители обвиняют во всех бедах: неурожае, непогоде, гибели домашнего скота. В то же время Олеся удивительно чиста душой. Этим она и покорила сердце Ивана Тимофеевича.

Оба героя любят по-разному. Олеся готова ради своего избранника пожертвовать всем, даже жизнью. Она, переступив через собственную гордость, через страх, идёт в церковь. Суеверные местные женщины жестоко избивают Олесю. А ведь девушка, не питавшая иллюзий по поводу отношения к ней односельчан, несомненно, догадывалась, что такое произойдёт…

Иван Тимофеевич любит по-другому. Олеся очаровала его своей непосредственностью и непохожестью на других. Чувство героя настоящее и искреннее. Однако он вряд ли способен сделать ради возлюбленной хоть какой-то серьёзный шаг.

Олесе и Ивану Тимофеевичу не суждено быть вместе: они слишком разные, неодинаково относятся к жизни. Их любовь обернётся трагедией: униженная Олеся и старая Мануйлиха навсегда покинут Полесье. Вряд ли в дальнейшем они будут благоденствовать.

Цивилизация, по мысли А.И.Куприна, отравляет человеческую душу, не позволяет людям стать счастливыми. Судьба Ивана Тимофеевича – тому подтверждение. Городской житель никогда до конца не поймёт девушку, выросшую на лоне природы, как бы ему этого ни хотелось. Герой оказался бессильным принять бесценный дар – любовь, а потому обрёк на страдания и себя, и Олесю.

⁠итоговое сочинение на тему: «Смелость и трусость »

Смелость – качество, присущее далеко не каждому человеку. Она может побуждать людей на разные поступки, но в любой момент может и обернуться несчастьем, горем и даже смертью. Многие писатели и поэты говорят о смелости в любви, но каждый по-разному понимает это качество и его проявление в таком сложном чувстве.

Подтвердим сказанное примерами из художественной литературы. Так,

можно назвать смелой женщиной. Будучи отданной замуж за пожилого богатого купца ещё в юном возрасте, героиня никогда не знала, что такое любовь, и не была счастлива. Но жизнь сводит её с молодым работником Сергеем. Между героями вспыхивает страсть, и, пока муж находится в разъездах, они видятся. На сложившуюся ситуацию можно посмотреть с разных сторон: с одной, прелюбодеяние – это большой грех, но, с другой, любовь чаще всего выше любых доводов рассудка. И можно понять Катерину, которая решилась на смелый поступок и захотела побороться за своё счастье. Но храбрость героини приобрела опасные черты. Она решила не довольствоваться только тайной связью, а пошла дальше: убила законного мужа, чтобы впоследствии его место занял Сергей. Совершив преступление, Катерина не остановилась на достигнутом. Чтобы стать полноправной хозяйкой и единственно владелицей большого состояния, героиня вместе с Сергеем идёт на убийство свёкра и племянника мужа. Таким образом, мы видим, что ради любви Катерина готова на многое: переступить через законы морали и человечности. И если мы способны понять и одобрить её смелость в желании любить и быть любимой, то дальнейшие её поступки принять невозможно.

На многое готова ради любви и

Молодая девушка, живущая вместе со своей бабушкой в лесной глуши, потому что их считают ведьмами, влюбляется в барина. Любовь эта взаимна. Иван Петрович Порошин готов ради Олеси презреть общественное мнение, хотя ему и очень сложно представить её вне обстановки леса, за рамками её дикой, вольной жизни. Саму Олесю постоянно терзают смутные предчувствия трагедии. Она хочет верить в счастливый конец отношений с Порошиным, но не может. Несмотря на это, девушка готова ради любви переступить через свой страх, чтобы доказать своему мужчине, что она способна жить среди людей и общаться с ними. Для этого Олеся идёт в церковь, полную народа. Но люди не принимают девушку, в её приходе они видят дурной знак и жестоко избивают Олесю. Финал произведения печален, так как влюблённым не суждено было быть вместе. Разъярённые жители деревни обвиняют девушку в уничтожении грозой посевов, поэтому Олеся вместе с бабушкой вынуждена бежать. Несмотря на это, мы восхищаемся смелостью девушки, её стремлением идти в любви до конца. И хотя любовь была для Олеси трагедией, нам хочется верить, что она многому научила героиню, открыла в ней качества, возможно дремавшие до сих пор, в том числе и смелость. Поступок Олеси доказал глубину её чувств.

Таким образом, смелость в любви может по-разному проявляться у людей. Кого-то она заставляет бороться за своё чувство, доказывать, что ты достоин любви. Но порой это качество в достижении, казалось бы, «законного» счастья заставляет нас ради любимого человека отказываться от морально-нравственных норм. В любом случае всему есть предел, и это очень важно не перейти черту допустимого в отношении окружающих людей, даже ради такого невероятного чувства, как любовь.