Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова Войск национальной гвардии Российской Федерации

Д иорама казачьей станицы XVIII века, музей, созданный Михаилом Шолоховым, личные сабли атаманов, редкие рецепты традиционной кухни… Приглашаем познакомиться с историей казачества в музейных залах .

Новочеркасский музей истории донского казачества

В Новочеркасске находится самый первый музей казачества - его открыли в 1899 году. Атаманский дом - филиал музея - был центром военной жизни казачества, а теперь - памятник архитектуры. Когда то сюда приезжали Александр II , Александр III и Николай II . В экспозиции хранятся уникальные образцы холодного оружия XVIII–XIX веков, одежда, полковые и наградные знамена, ордена и медали казаков и личные сабли атамана Матвея Платонова и императора Александра I .

Музей истории донских казаков

Главной культурной достопримечательностью станицы Клетской в Вологодской области считается Музей истории донских казаков - здесь 40 лет назад Сергей Бондарчук снимал фильм по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» . В одном из шести залов старинного купеческого особняка восстановлен интерьер традиционной казачьей горницы конца XIX - начала XX века с подлинной утварью, костюмами и оружием. Другая экспозиция рассказывает о поэте, авторе повести «Казачья исповедь» Николае Келине, уроженце станицы Клетской. Отдельный зал посвящен Василию Шукшину - исполнителю главной роли в экранизации романа Шолохова.

Старочеркасский музей-заповедник

Станица Старочеркасская связана с именами трех известных казаков: говорят что в этой станице родился Степан Разин, сюда часто приезжал Емельян Пугачев, а Кондратий Булавин здесь погиб. Идея создать в станице музей принадлежит писателю Михаилу Шолохову: писатель лично отправил Брежневу письмо с просьбой открыть в Старочеркасской экспозицию. К ценным экспонатам музея относятся портрет атамана Матвея Платова кисти художника Тропинина , свадебный головной убор казачки XVIII века и именная сабля, которую Елизавета Петровна подарила донскому казаку Андрею Ракову в 1749 году.

Музей истории донской народной культуры, ремесел и быта

Филиал Волгодонского эколого-исторического музея - Музей истории донской народной культуры, ремесел и быта знакомит с историей донских казаков, а также промыслами и ремеслами Донской земли. Здесь можно увидеть мебель, иконы, оружие, ковры и одежду позапрошлого столетия. Один из самых старинных экспонатов музея - терракотовая печь XVIII века. Музей располагается в казачьем курене, памятнике архитектуры XIX века. «Курень» означает «круглый дом» - все залы здесь можно обойти по кругу.

Левыкинский казачий городок

На территории бывшей Левыкинской станицы воссоздали целый казачий городок XVI–XVII веков. В этот период станица была центром Хоперского казачества. Здесь располагается «казачий круг» - место для военных советов, станичная изба - здание казацкого самоуправления, часовня, землянки и полуземлянки - первые жилища казаков. Территорию городка окружает частокол с дозорными башнями, караульной площадкой и пушкой. В музее проходят мастер-классы по гончарному, кузнечному делу, а также лозоплетению и изготовлению традиционных игрушек.

Отдел истории казачества

Отдел истории казачества входят в состав Ставропольского государственного музея-заповедника . Музейные залы демонстрируют интерьер дома казака, ремесленные изделия, иконы, старинные издания Библии и Часослова. В музейной коллекции находится уникальное собрание шашек и кинжалов XIX века, огнестрельное и наградное оружие, а также экспонируется форма терского и кубанского казака для военной службы и верховой езды. В центре экспозиции - диорама станицы Ставропольской - реконструкция облика города конца XVIII века.

Черняевский музей истории амурского казачества Амурской области

История амурских казаков начинается с похода Ерофея Хабарова: в 1649 году на Амуре основали первое русское поселение - Албазинский острог, однако казачье войско в этих местах сформировалось только к 1858 году. В Черняевском музее хранятся личные вещи казаков, исторические фотографии, форма, вооружение, нагрудные знаки и нашивки. Отдельная экспозиция посвящена истории семьи Георгия Шохирева - первого атамана возрожденного Амурского войска, потомка первопоселенцев станицы Черняева и инициатора создания музея. В экспозиции находится родовая реликвия Шохиревых - икона Казанской Божией Матери.

Музей казачества хуторского казачьего общества «Северо-западный курень»

Экспозиция Краснодарского музея казачества рассказывает не только об историческом прошлом казаков, но и об их современной жизни. В фондах музея собраны фотографии, книги, оружие, старинные карты Кубанской области, снаряжение, одежда, а также живопись начала XX века и картины современных художников-казаков. В музее изучают казачью технику владения коротким оружием и историю казачьей кулинарии - здесь восстанавливают рецепты традиционной казачьей кухни начала прошлого века.

Иловлинский музей культуры и быта

Небольшой музей в Волгоградской области располагается в усадьбе казака-середняка конца XIX - начала XX века. Среди реконструированных построек - традиционный казачий дом - курень, летняя кухня, конюшни, гончарная мастерская и хозяйственные помещения. В музее можно продегустировать традиционные казачьи блюда и напитки - густой рыбный суп щербу, пирог каныш, похлебку ушник, сладкую кашу кулагу, медовуху и взвар.

Сотрудники музея демонстрируют казачьи обряды - «проводы казака на службу» и «казачью свадьбу».

Историко-краеведческий музей города Прохладного

Город Прохладный в Кабардино-Балкарии вырос из одноименной казачьей станицы Прохладной - центра терского казачества. В музее воссоздан интерьер казацкой комнаты, здесь располагаются раритетные утюжки и вилы - орудия труда казачек, а также традиционное оружие казаков - шашка и плетка. Экспозиция рассказывает о военной службе терских казаков и знакомит с традиционной одеждой: черкеской, сапогами, папахой-кубанкой и рубахой-бешметом.

Министерством культуры Российской Федерации принято решение о создании к 2020 году Центрального музея российского казачества на Измайловском острове. Музей будет создан на основе коллекции Государственного исторического музея. Постоянную экспозицию музея российского казачества планируется разместить в южном корпусе Военной богадельни для ветеранов русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 года, построенной в середине XIX. Согласитесь, заманчиво иметь музей высокого уровня на территории Восточного округа, практически в шаговой доступности.

Южный корпус Военной богадельни был построен по проекту архитектора Константина Тона, автора проектов храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца.

Создание музея российского казачества станет одним из основных мероприятий по подготовке исторического музея к 150-летию со дня основания. Экспонатов, связанных с историей казачества, утверждают в ГИМе, у них предостаточно. По самым скромным подсчётам, в запасниках хранится более 800 музейных предметов. Например, казачьи награды (грамоты, жалованные ковши и сабли, медали и ордена), оружие, униформа и знамена, картины и графика, мемориальные вещи. Все они разместятся на площади 600 кв. м. Сам же музей займёт вдвое большую площадь, поскольку честь помещений займут под административные и хозяйственные нужды, а также — для проведения просветительских мероприятий.

Презентация концепции музея состоялась на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который проходил в ноябре 2017 года. Таким образом, Центральный музей российского казачества станет вторым учреждением культуры, созданным ГИМом на базе собственных коллекций.

По имеющейся информации, 28 февраля в музее-усадьбе Измайлово пройдет совещание, на котором обсудят вопросы размещения нового войскового культурно-просветительского центра. Согласитесь, заманчиво иметь музей высокого уровня на территории Восточного округа, практически в шаговой доступности.

Для сведения, на Измайловском острове расположены два музея: филиал Государственного исторического музея и Музея-заповедника, объединяющего усадьбы Коломенское, Измайлово и Люблино.

Причём здесь казаки?

Кто-то спросит, причём здесь казаки? Ведь для жителей Измайлова и любителей истории Измайловский остров, прежде всего, ассоциируется с именем царей Романовых и более всего — с первым российским императором Петром I. А Пётр I, между прочим, не сбрасывал со счетов проблемы казачества и провёл ряд реформ, изменивших положение казаков. Он первым из государей посетил казачьи области.

В 1695 году, во время Азовского похода, Пётр отменил старинный донской закон, под страхом смерти запрещавший землепашество. И сменил организационную структуру казачества. Для укрепления южных границ упорядочил службу слободских казаков. Были созданы Харьковский, Изюмский, Сумской, Ахтырский, Острогожский слободские полки, сформирована пятисотенная чугуевская команда.

Во время Северной войны, в 1701 году, на Дону был создан первый конный полк, до того времени полковых структур у донцов не существовало. Тем не менее, отношения царя-реформатора с казачеством складывались совсем не просто. За время его правления вспыхнул ряд восстаний под предводительством казаков..

В Государственном историческом музее работают не случайные люди. Историю государства российского они знают, продолжают детально изучать, видят временные и географические привязки разных событий, а также их причинно-следственные связи. И конечно, сотрудники музея пропагандируют свои знания, в том числе, создавая новые выставочные пространства.

Елена Сурикова

Изучая историю казачества, я столкнулся с одной большой трудностью – отсутствием какого либо единообразия во взглядах на историю наших предков – Кубанских казаков. Изучая даже первоисточники, приходится сталкиваться с разными, зачастую противоречащими друг другу мнениями. Это привело меня к мысли, что предпочтительным является взгляд на историю через призму материальной культуры. Ведь когда такой предмет оказывается перед глазами, то нельзя опровергнуть факт его наличия. Можно лишь спорить о том кем и как этот предмет использовался, но сам факт его наличия является неоспоримым. В январе 2008 года было принято решение о создании музея казачества на базе ХКО Северо-западный курень, была долгая и кропотливая работа в архивах, культурно этнографические экспедиции, знакомства со многими интересными и неравнодушными людьми. Коллекция музейных экспонатов росла. Сложился небольшой, но сплоченный коллектив единомышленников.

И уже в декабре 2009г при содействии администрации Прикубанского округа г. Краснодар открыта выставка «История становления казачества на Кубани» это была первая выставка нашего музея.
Она имела определенный успех, за две недели работы ее посетило около 500 человек это были школьники близлежащих школ и еще, на удивление, много было людей среднего возраста и студентов, которые интересовались историей казачества. Мы не ожидали такого интереса проявленного населением. Несмотря на это выставка должна была быть свернута, поскольку помещение, в котором она проходила нам не принадлежало, и мы не могли дальше там оставаться. Еще эта выставка показала некоторые наши недочеты организационного характера, которые мы своевременно исправили и стараемся не допускать их впредь. Первая выставка и ее успех у посетителей придал нам сил для дальнейших действий. Поскольку экспонатов в музейной коллекции было недостаточно, для создания серьезной постоянной экспозиции, которая могла бы осветить все стороны жизни казака.

Мы продолжили полевую работу и в 2010 году вместе с моим первым заместителем Евгением Колтаковым организовали 15 экспедиций в разные районы нашего края, собрав много интересных экспонатов.
Каждая экспедиция детально планировалась по месту проведения и ее цели - изучения определенного участка. За единицу отсчета было взято старое административное деление - полковой округ. Но жизнь вносит свои коррективы и подобное деление себя не оправдало, так как старожилы станиц ничего не помнили о полковых округах, а знали о них только местные краеведы - любители истории, да и то не во всех станицах. Поэтому от такого деления пришлось отказаться. Существенных различий в материальной культуре начала ХХ века казаков нашего края замечено не было. На мой взгляд, здесь играли роль процессы индустриализации и унификации хозяйственной деятельности, происходившие в то время на Кубани и в целом в Российской Империи. Жители станиц приятно удивили нас, они очень радовались нашему приезду. И как могли, помогали нашей работе, вместе с нами находили экспонаты, предметы старины, относящиеся к истории казачества. Нам передавали старинные фотографии и книги из личных семейных архивов. Некоторые фотографии доставались нам как неизвестные их отдавали нам не казаки, а те, кто купил их вместе с домом, фотографии были спрятаны владельцами в тайнике на крыше дома предположительно в годы репрессий. Так стал собираться наш архив . Старики раскрывали принципы действия старинных механизмов, инструментов и других хозяйственных принадлежностей, наглядно показывали приемы обращения с ними.
Также мы собирали старинные рецепты приготовления блюд и напитков. Было решено учредить отдельный музейный проект - восстановление казачьей кулинарии - до сих пор малоизученного пласта самобытной культуры казачества. По крупицам нам приходится собирать информацию о казачьих боевых техниках, в частности нас, очень интересует техника работы кинжалом, поскольку достойного ее описания известного нам до сих пор не существует. Восстановление казачьей техники владения кинжалом является еще одним нашим проектом. Работа в этом направлении ведется с 2008 года исследовательской группой под руководством Сергей Лоёк.

В 2011 году у музея появилось свое помещение в штабе Северо-западного куреня. Об этом помещении хочется сказать особо, потому что досталось оно нам в совершенно негодном виде: крыша протекала, полы сгнили и местами провалились, даже одна из стен обвалилась от сырости, потолок в этом месте был подперт бревнами и грозил обвалиться на голову. И было все завалено мусором. Казаки нашего куреня вывезли от туда 3 КамАЗа мусора. И своими силами сделали ремонт. Вообще 2011 год стал для нас особенным дело в том, что в марте того года нам были возвращены реликвии куреня старинные православные книги.
Дело в том, что в конце 90-х годов наш курень переживал трудные времена из-за внутренних неурядиц и негативных внешних влияний. Правление куреня приняло решение спрятать книги в одном из монастырей нашего края. В каком конкретно нам не было известно, так как никого из участников этих событий не осталось. Реликвии считались нами безвозвратно утраченными. И вот в начале 2011 года совершенно случайно был найден свидетель тех событий, который назвал место, где был расположен монастырь и раскрыл некоторые подробности произошедшего. Нами была предпринята поездка в этот монастырь настоятель, оказывается, давно ждал нас и вернул книги, которые были отданы ему на хранение. Мы поняли это как добрый знак.

И 26 апреля в день 20-й годовщины реабилитации казачества открыли постоянную экспозицию нашего музея в помещении штаба нашего куреня. На открытие к нам пришло много гостей атаман города Краснодар Бурмагин Александр Геннадьевич, председатель ревизионной комиссии ККВ Юрин Николай Михайлович, один из родоначальников казачьего движения на Кубани Коваленко, наши добрые друзья из центра национальных культур и краснодарского общества международной дружбы, а так же общества межнациональной дружбы Кубанской аграрной академии.

Первую экскурсию провел директор музея увлекательно рассказав о жизни и быте кубанских казаков конца XIXначала ХХ века. Особый интерес у посетителей вызвала старинная карта Кубанской области и Верстовой план г. Екатеринодара. Многие рассматривали их искали исконные названия родных мест, где жили их предки всем было интересно, как выглядел наш край 100 лет назад. После экскурсии для собравшихся был организован банкет с дегустацией традиционных казачьих блюд и напитков. И несмотря на то что зал был небольшой он смог вместить всех желающих, создалась теплая и дружественная обстановка непринужденного общения. Казаки и приглашенные гости делились впечатлениями от увиденного и высказывали пожелания успехов в развитии музея. Отдельно отмечалось отменное качество напитков казачьей кухни. Всем очень понравилось, и банкет продолжался до позднего вечера. У всех собравшихся остались теплые добрые воспоминания от того дня. Кроме постоянно действующей экспозиции за этот год было проведено 5 музейных выставок. Около 1500 человек познакомилось с нашим музеем в 2011 году. Музей организован в первую очередь для детей Кубани. Ведь всем известно, что дети - наше будущее, но ведь без прошлого будущее не возможно. Здесь дети смогут прикоснуться к жизни прадедов и прабабок, и я надеюсь никогда не повторить их ошибок. Не дадут разделить себя на противоборствующие стороны, по каким либо убеждениям. И сохранят мир на нашей земле. Я хочу поблагодарить всех тех, кто мне помогал в создании этого музея. Хочу сказать спасибо Александру Колосову бывшему атаману этого куреня за то, что вычистил этот курень, как авгиевы конюшни кто бывал здесь раньше, тот поймет, о чем я говорю. Спасибо: Станиславу Вершинину, Владимиру Переверзеву и Лоёк Сергею которые участвовали вместе со мной во многих экспедициях. Шумакову Ивану без которого мы бы не закончили ремонт, моему первому заму Колтакову Евгению который не жалел сил для пополнения музейной коллекции. Отдельное спасибо нашему атаману Екатеринодарского отдела Светличному Виктору Григорьевичу за помощь и содействие в решении вопросов с местными главами.

В 1996 году был открыт музей истории казачества в МОУ СОШ № 11. Целью создания музея было сохранение богатейшего материала о жителях и истории станицы Галюгаевской, формирование у наших ребят высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма.

Изначально музей создавался как музей истории казачества. Но вскоре стало ясно, что такие рамки ему тесны, и появились еще два зала - боевой и трудовой славы. Зал трудовой славы оборудован компьютером, мультимедиапроектором, телевизором, DVD-плеером и музыкальным центром.

Казачьи корни

Для начала учителя, школьники и станичники по кусочкам восстановили историю казачьего быта. А как вообще казаки появились на Тереке? Известно, что казаки - люди вольные. Слово так и переводится с тюркского - «вольные, свободные». Ну а на Тереке, считают некоторые исследователи, казаки селились чуть ли не с X-XI веков. Когда вплотную приблизилась к Кавказу, по указу императрицы в 1770 году с целью укрепления рубежей Российского государства сюда были переселены казаки с Волги и Дона. Начала создаваться Азово-Моздокская оборонительная линия.

Одним из ее форпостов и стала станица , основанная на месте, где первоначально обосновалась конвойная команда из 16 человек шестой сотни Моздокского полка. Казаки развозили служебные письма, сопровождали проезжавших и почту, патрулировали границу. Они и построили первую сторожевую вышку и гольтепы (дома).

Что же касается названия, то тут все до удивления просто. С давних времен здесь существовало озеро, которое назвали по-украински «Калюга» - лужа, озеро располагалось рядом с лесом, по-украински «гай». Вот и получился Калюгай. Впоследствии произошло озвончение буквы «к» и станицу стали называть Галюгай.

В долине Терека казаки посадили сады и виноградники, занялись животноводством, чуть позже - земледелием. Началась новая жизнь новой станицы. Казаки были трудолюбивы. Они говорили, что «труд рождает достаток, а лень дурачество». Девочек с раннего возраста приучали к рукоделию. Поэтому в музее много экспонатов, созданных руками казачек. Это вышивки картин, рушники, запоны (фартуки).

Изучение традиций и обычаев казаков доставляет школьникам, особенно девочкам, настоящее удовольствие. В экспозиции «Казачки-рукодельницы» представлены работы бабушек и прабабушек нынешних учеников. Это вышивки в различных техниках: ришелье, цветная и однотонная, односторонняя и двусторонняя гладь, вышивка крестом (простым и болгарским). Казачки вышивали не только предметы утилитарного назначения (наволочки, шторы, покрывала, столешницы), но и картины (портреты, натюрморты, пейзажи и сюжетные картины).

Эти экспонаты вызывают у многих девочек желание самим стать искусными мастерицами. На школьных уроках технологии они учатся шить, вышивать. А ученицы 10 класса выбрали для себя спецкурс «Художественная обработка ткани».

Изучение традиций и обычаев казачества занимает ведущее место в нашей работе. За прошедшие годы накоплен немалый материал о быте наших предков. В зале истории казачества создана экспозиция убранства казачьей хаты начала XX века. Ее украшением была кровать. Вот, смотрите, она стоит на почетном месте и в нашем музее.

Рядом печь с котелками, чаплями и кочергой - главным атрибутом домашнего очага. И сундук. Он был в каждом доме. Деревянные - без рисунков - водились у бедняков, кованые и расписные - в домах богатых.

В экспозиции школьного музея - прялки и гребни, уникальное рубленое корыто для теста, рубель для глажки белья. А еще - хабары для засолки огурцов, помидоров, капусты.

Гордость школьного музея - молитва «Отче наш» в рисунках 1871 года издания. Есть и экспонат-загадка. Это фотография царя в окружении родных и военачальников, он принимает парад казаков (возможно, в ). Кто на снимке - неизвестно. Но есть предположение, что фотография была подарена кому-то из казаков-галюгаевцев за особые заслуги перед царем и Отечеством.

Ах война!..

В полной мере это относится к военно-патриотическому разделу музея. И взрослые, и юные краеведы убеждены в том, что не имеют права забывать ни Великую Отечественную, ни войн в Афганистане и .

Великая Отечественная не обошла стороной их родную станицу. 600 сыновей, мужей, отцов проводили галюгаевцы на фронт, 293 семьи не дождались своих родных: кто погиб в жестоких сражениях, кто пропал без вести.

Да и в самой станице во время оккупации с фашистами боролись и стар, и млад. Юные герои Ваня Бражненко и Федя Шерстобитов помогали разведчикам и партизанам, снабжали их информацией о передвижении противника. Ваня Бражненко был расстрелян фашистами на глазах станичников. Федя дважды попадал в лапы фашистов. Первый раз ему удалось бежать. Второй раз фашисты жестоко избивали мальчишку, пытались подкупить, но он не предал партизан. Немцы увезли Федю в и расстреляли вместе с другими партизанами. Именами юных героев названы улицы станицы.

Еще одна интереснейшая экспозиция школьного музея - военные документы, найденные в результате поисковой работы и переданные в музей жителями. В зале боевой славы школьного музея часто проходят встречи с участниками и свидетелями войны. После таких встреч у школьников появилось желание рассказать и о своих бабушках и дедушках. Поэтому сейчас в музее накапливается материал о детях войны в разделе «Детство, опаленное войной».

Особое место в патриотическом воспитании занимает популяризация государственной символики. В фойе школы располагается экспозиция «Символы Отечества», где представлены не только гербы и флаги и , но и символика школы - герб и флаг. Разработкой школьной символики занимались и учащиеся, и учителя. Они создали закон о символике школы. И сегодня ни одно мероприятие не обходится без этих торжественных символов.

«Труд» - это гордое слово

Трудовые достижения односельчан также нашли отражение в материалах музея. В зале трудовой славы оформлены стенды: «Страницы истории» (об истории создания колхоза им. ), «Ветераны колхозного строя», «Ими надо гордиться» (об орденоносцах), «Династии хлеборобов» (о династиях Кизиловых, Комаровых, Калитвиновых, Колпиковых), «Труженики тыла». Также собран материал о развитии образования в станице, учительских династиях. Конечно же, интересно увидеть подлинные документы: грамоты, личные дела учителей, свидетельство об образовании 1916 года, паспорт школы 1947-1950 годов.

Особое место среди материалов школьного музея занимает история ученической производственной бригады имени . Она была создана одной из первых в районе в 1957 году. Члены бригады занимались животноводством - разводили кроликов, свиней, уток, работали в саду и на виноградниках, выращивали зерновые, овощные, бахчевые культуры и даже хлопок.

Впрочем, этот музей уже давно шагнул за пределы школьного здания. Юные краеведы проводят экскурсии по памятным местам станицы . Ребята также сотрудничают с краеведческими музеями и . Для краеведческого музея краевого центра поисковые отряды школы, например, собирали предметы быта казачества. А в 1998 году они собрали материал о жителе станицы Григории Ивановиче Ягодкине, солдате российской царской армии, который был награжден пасхальным яйцом за храбрость на полях сражений. Реликвия передана в дар краеведческому музею . В краеведческом музее есть экспозиция о быте казачества, убранстве казачьего дома, при создании которой консультационную помощь оказали старожилы станицы.

Школьный музей стал символом Отечества. И это самое правильное направление в воспитании сегодняшних галюгаевцев. Воспитание в духе сохранения и приумножения культурного и исторического наследия.


Создан в 2005 году.

В создании музея принимали самое деятельное участие не только сотрудники кадетского корпуса, но и специально созданная комиссия Префектуры юго-восточного административного округа Москвы, при непосредственном участии казачьего полковника, Председателя Попечительского Совета Корпуса, Префекта ЮВАО г.Москвы В.Б.Зотова. Большую помощь и поддержку оказал Союз казаков России во главе с атаманом А.Г. Мартыновым, а также руководимые Союзом возрожденные с 1990-х годов казачьи войска и общества.

Во всех разделах музея посетители могут увидеть экспонаты, переданные в дар этими структурами. Создатели музея руководствовались основной идеей – развернуть масштабную экспозицию, затрагивающую все аспекты истории казачества, представить славные страницы этой истории, где казаки проявили себя истинными патриотами Отечества. Ведь начиная с ХVI-го столетия история России и казачество оказались слитыми воедино. Это подтверждает и знаменитая фраза Л.Н.Толстого: «Граница породила казаков, а казаки создали Россию», стоящая своеобразным эпиграфом к первому залу музея.

Помимо казачьей тематики, в музее были представлены комплексы предметов, рассказывающие об истории кадетского движения и как части его – о создании Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А.Шолохова.

РАЗДЕЛЫ МУЗЕЯ ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА (МИК):

  • Зарождение казачества от Великой степи до атаманов-первопроходцев Ермака Тимофеевича и Хабарова.
  • Историко-бытовая экспозиция;
  • Казачество в наполеоновских войнах, Отечественной войне 1812-го года, кавказских кампаниях ХIХ-го века;
  • Казаки в войнах ХХ века: Русско-японской, I Мировой войне, Великой Отечественной войне;
  • Возрождение российского казачества;
  • Кадетское образование сегодня. История Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А.Шолохова
  • Подарки музею.

На сегодняшний день коллекция музея включает более 700 музейных экспонатов

Копия карты России конца XVIII века, на которой показано, как прирастала небольшая территория Московского княжества (в период правления Ивана Грозного, также показаны направления походов Ермака, Дежневых и т.п.), благодаря чему к концу XVIII века, всего за 200 лет, территория России увеличилась в несколько раз, а страна раскинулась от Балтийского моря до Тихого океана.

Музей устроен по хронологическому принципу. Существуют самые различные версии происхождения казачества, их очень много. Есть множество свидетельств русских историков, например, Татищев говорил, что казаки – сброд черкес горских. Мы говорим, что, по некоторым данным, казаки произошли от многочисленных скифских племен, которые населяли территорию Московского царства. Музейная экспозиция рассказывает о походах казаков на небольших плоскодонных судах, вместимостью до 20 человек. На этих небольших суденышках казаки продвигались по Сибири и Дальнему Востоку. Репродукция картины Сурикова "Покорение Сибири Ермаком". В инсталляции представлены первое поселение русских на реке Амур, первый острог построенный на реке Амур.

Пернач, символ казачьей власти, никогда не использовался в бою как холодное оружие, асчитался символом, который передавался от одного атамана к другому на казачьем круге. Макет острога сделан также кадетами. Остроги были не только пограничными пунктами, но и населенными пунктами, используемыми для сбора дани, которую для русского царя собирали пушниной.

Далее экспозиция рассказывает о казачьем быте. Здесь представлены курень, который строился на сваях, потому что казаки селились в поймах рек, где было очень сыро. Первый этаж был и традиционно остается не жилым, а хозяйственным. Казачьи курени красят как правило только в три цвета: синий, белый или желтый, поэтому казачьи станицы смотрелись очень празднично.

Далее экспозиция посвящена женщинам. Доля казачьих жен была очень тяжелой, поскольку когда казаки уходили в поход, все хозяйство оставалось на плечах женщин. Например, жена Семена Дежнева ждала его 19 лет, успела воспитать сына, но мужа так и не дождалась. История знает всего два случая, когда женщины становились атаманами. Это княгиня Анна Таньшина, которая в XVIII веке стала атаманом, и Юлия Ткаченко, наша современница (два годаназад ушла из жизни). Она была атаманом центрального казачьего войска.

Интересна инсталляция комнаты казачьего куреня. Если казак находился у себя в доме, то на почетном месте всегда висела шашка, в красном углу всегда стоял киот с иконами.

Во всех военных кампаниях, которые вела Россия в XIX веке, принимали участие казачьи подразделения. В музее представлено много подлинных экспонатов.

Один из них – детский казачий костюм XIX века. Когда в семье рождался мальчик, это было великим событием, ему дарили шашку.

Козари (газыри) располагались на груди казачьего кафтана и содержали пороховой заряд на один выстрел. Когда оружие стало более современным, то они остались в качестве декоративного элемента одежды или для того чтобы хранить там то, что не должно намокнуть.

В Отечественной войне 1812 года прославились казаки, которыми командовали Платов, Василий Васильевич Орлов-Денисов. Казаки Платова стали известны не только потому, что принимали участие в сражениях 1812 года, они дошли до Парижа.

В экспозиции хранятся настоящие пули французского оружия, среди них и картечная пуля, которая была найдена на Бородинском поле.

Большой интерес посетителей вызывает оригинальный казачий пояс с серебряными подвесками. Сейчас существует 11 казачьих войск. Они размещаются по всей территории России. Казаки брали элементы традиций, формы одежды у местных жителей. Пояс – это элемент одежды народов Кавказа.

Важным экспонатом музея является казачье седло. Оно представляет собой симметричную мягкую подушку, набитую конским волосом. Это седло принадлежало Алексею Михайловичу Ермакову, донскому казаку, отец которого Михаил Ермаков выехал в эмиграцию и забрал это седло с собой как самую дорогую вещь. Алексей Михайлович приезжал в Москву в 2009 году из Сан-Франциско, и, посетив кадетский корпус, подарил это седло музею.

ХХ век включает три раздела, посвященные Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнам.

В Первую мировую войну героически проявили себя казаки. 160 полков было отправлено на фронт. В экспозиции представлена форма собственного его величества конвоя (это парадная форма кубанского казачества, потому что ядром конвоя были кубанские казаки).

Когда началась Великая Отечественная война, казаки выступили на защиту Родины. 262 казака стали Героями Советского Союза. 7 кавалерийских корпусов получили звание "гвардейских". В обороне Москвы принимали участие 2 кавалерийских казачьих корпуса. Один из них действовал на юге под командованием генерала Белова, другой – на севере под командованием генерала Доватора. У училища сложились добрые отношения с Ритой Львовной Доватор (дочерью легендарного комкора), она часто посещает кадетское училище и музей.

В музейной экспозиции рассказывается о подвиге 4-го эскадрона, который в бою с фашистами стоял насмерть, он считался полностью погибшим под деревней Федюково под Москвой, но выяснилось, что в жестоком сражении не все казаки погибли.

На специальных стендах представлены личные вещи казаков, которые были найдены подо Ржевом при поисковых работах.

Гордостью музея является набор миниатюр, существующих в единственном экземпляре. Миниатюры показывают разнообразие формы одежды казаков от XVI века до времен Великой Отечественной войны. Они изготовлены вручную, делала их историк по образованию, над каждой фигуркой она трудилась около месяца, соблюдая все мельчайшие детали формы одежды каждого казачьего войска.

Следующий материал рассказывает о возрождении казачества, которое началось в 1992 году. Этому периоду посвящены копии документов. В начале было управление казачьих войск при Президенте, сейчас существует Совет по делам казачества.

Следующая экспозиция рассказывает о кадетском образовании в России.

Прообразом кадетских корпусов была Навигацкая школа, которая была открыта в Сухаревой башне в Москве Петром Первым в 1701 году. При Анне Иоанновне в столице был открыт первый сухопутный шляхетский кадетский корпус. В экспозиции находятся подлинные вещи, принадлежащие кадетам до революции, оригинал аттестата об образовании, здесь можно прочитать название дисциплин, которые изучали кадеты, также можно увидеть 12-балльную систему отметок, которая существовала в корпусах.

Венчает рассказ о кадетском образовании мундир кадета Владикавказского кадетского корпуса образца 1910 года, рядом с ним выставлена современная парадная форма, а также награды, которые ребята могут получать за отличия в учебе, спорте, общественной жизни.