Настоящие мальчики. Право быть мужчиной

islandena сейчас конспективно переводит книгу Уильяма Поллака "Настоящие мальчики: уберечь сыновей от мифов мальчуковости" (William Pollack. Real Boys: rescuing our sons from the Myths of Boyhood).



Уильям Поллак - профессор Гарварда, 20 лет занимается исследованиями маскулинности. Написал эту книгу на основе масштабного исследования "Слушая голоса мальчиков". Автор пишет о том, что в нашем обществе существует негласный Мальчишечий кодекс (Boy code), и этот кодекс - "прокрустово ложе пола" - влияет и на мальчиков, и на родителей. Книга о том, как этот "кодекс" убивает подлинное "я" мальчика, и что с этим можно сделать.

Введение

Мальчиков слишком рано отделяют от матери. От матери ждут, что она «перережет пуповину», которая связывает сына с ней и, фактически, со всей семьей. Уже в возрасте 5 или 6 лет многих мальчиков выталкивают из семьи и ждут от них независимости в школе, в лагере, в разных видах активности и ситуациях, с которыми они, возможно, еще не готовы справляться самостоятельно.

Проблема не в том, что родители знакомят мальчиков с миром - это то, что родители должны делать - а в том, как мы это делаем. Мальчиков отделяют от семьи слишком внезапно, недостаточно подготовленными, без эмоциональной поддержки, не умеющими выражать свои чувства и часто без возможности вернуться назад или передумать. Мы не выносим проволочек, не слышим жалоб. Все потому, что мы верим: разрыв важен, даже необходим, чтобы мальчик повзрослел и стал мужчиной. Мы не ждем того же от девочек. На самом же деле, если бы мы подталкивали девочек к сепарации таким же образом, как и мальчиков - почти без помощи и поддержки - следовало бы ожидать, что результат будет травмирующим.

Я убежден, что мальчики, стыдясь своей уязвимости, прячут свои эмоции и, в конечном счете, свое подлинном лицо. Ненужное отделение от семьи и своего подлинного я приводит к тому, что многие мальчики чувствуют себя одинокими, беспомощными, испуганными. Царящие в обществе мифы не оставляют мальчикам права на эти эмоции, и мальчик чувствует, что он «не соответствует». Он не может говорить об этом своем провале, он стыдится его, но и о стыде своем он не может говорить. Со временем его чувствительность подавляется настолько, что он теряет связь со своим внутренним "я". И тогда мальчик «закаляется», делается таким, каким общество его видит.

И даже если мы продолжаем «закалять» наших мальчиков по старинке, мы ждем, что они будут удовлетворять современным и противоречивым ожиданиям, особенно когда дело касается взаимоотношений. Мы хотим чтобы они были «новыми мужчинами» в создании отношений, уважительно обращались с девочками, делились своими переживаниями в эмоционально трудных ситуациях и трансформировали свой «мачизм» в мужскую силу, ответственность и сексуальность. Коротко говоря, мы хотим, чтобы наши мальчики были чувствительными ребятами «Новой Эры» и в то же время оставались крутыми чуваками. Так что удивительного, что мальчики теряются перед лицом этих двойных стандартов?



В книге подробно рассматриваются следующие...

Читать полностью

Профессор Гарвардского университета доктор Уильям Поллак широко известен своими исследованиями мужской психологии и проблем маскулинности. В основу книги положено его масштабное исследование "Слушая голоса мальчиков", позволившее автору сделать вывод, что в нашей культуре существует глубокое заблуждение о правильном воспитании мальчиков.
Доктор Поллак называет несколько причин того кризиса сознания, который переживают сегодняшние мальчики. Одна из них - травма сепарации - преждевременное отделение мальчика от матери. Эту травму мальчик переживает дважды: сначала в младенчестве, а затем еще раз в подростковом возрасте. Другая причина - так называемый "Мальчишеский кодекс" - свод негласных правил поведения и ожиданий общества, которые основываются на устаревших и совершенно бесполезных гендерных стереотипах. Подчиняясь "Мальчишескому кодексу", мальчики стыдятся своей уязвимости и прячут свои истинные чувства под маской "мужественности".
В книге подробно рассматриваются следующие вопросы:
чем воспитание мальчиков отличается от воспитания девочек;
как повысить самооценку мальчиков;
как избежать двойных стандартов мужественности;
как помочь мальчикам стать уверенным в себе и эмоционально выразительными мужчинами;
как сделать мальчиков сильнее, укрепляя привязанности в семье;
как помочь мальчикам найти свой подлинный голос.
Уильям Поллак не только ставит сложившемуся воспитанию мальчиков диагноз, но и предлагает лечение. Он убежден, что мальчики нуждаются в позволении выражать свои чувства и в большей заботе, нежели они получают сейчас. Им нужны отцы, эмоционально вовлеченные в их жизнь, с такими незаменимыми дарами, как совместные игры с сыном. Им необходимы матери. Именно привязанность должна стать основой нового мальчишеского кодекса. Используя силу привязанности, мы можем обучить мальчиков быть самими собой, идти во взрослую жизнь своим путем - быть поистине настоящими мальчиками, вырасти сильными настоящими мужчинами. Наша любовь - та сила, которая научит мальчиков противостоять "кодексу". Это та сила, из которой рождается подлинная мужественность.
Книга будет полезна родителям сыновей, а также окажет неоценимую помощь воспитателям, учителям, тренерам и психологам.
3-е издание, исправленное и дополненное.

Скрыть

Доктор Поллак называет несколько причин того кризиса сознания, который переживают сегодняшние мальчики. Одна из них - травма сепарации - преждевременное отделение мальчика от матери. Эту травму мальчик переживает дважды: сначала в младенчестве, а затем еще раз в подростковом возрасте. Другая причина - так называемый "Мальчишеский кодекс" - свод негласных правил поведения и ожиданий общества, которые основываются на устаревших и совершенно бесполезных гендерных стереотипах. Подчиняясь "Мальчишескому кодексу", мальчики стыдятся своей уязвимости и прячут свои истинные чувства под маской "мужественности".

О книге

  • Название: Настоящие мальчики. Как спасти наших сыновей от мифов о мальчишестве
  • Уильям Поллак
  • Жанр: Психология
  • Серия: -
  • ISBN: 978-5-905392-17-7
  • Страниц: 131
  • Перевод: Людмила Владимировна Петрановская
  • Издательство: Ресурс
  • Год: 2014

Электронная книга

Благодарности

Для работы такого масштаба недостаточно усилий и идей одного человека. Автор постоянно ищет разнообразные личные, профессиональные, творческие опоры, которыми оказываются его друзья, члены семьи, коллеги. Поэтому я хотел бы высказать свою искреннюю благодарность тем, кто помог "Настоящим мальчикам" состояться.

Во-первых, я хочу поблагодарить моего редактора в издательстве "Рэндом Хаус" Кейт Медина. Без ее проницательности, энергии, искренней поддержки и критических замечаний эта книга не могла бы появиться на свет. С нашей первой встречи в Кембридже я ощущал ее глубокую заинтересованность в моей работе и надежду, что мое исследование и эта книга смогут изменить то, как мы понимаем и как мы воспитываем мальчиков. Ее редакторские комментарии и предложения были блестящи, и я буду вечно признателен ей за то, как ее творческое руководство превратило груду идей в единое целое - эту...

Эта книга поднимает тему настолько глубоко табуированную, что даже ее табуированность не осознается, пока специально не задумаешься. Это тема дискриминации мужчин и мальчиков – нет, не в правах и гражданских свободах, а в возможности быть живыми.

Уильям Поллак (William S. Pollack), американский психолог, доцент кафедры психиатрии Гарвардской медицинской школы, директор системы центров «Мужчины, юноши, мальчики». В основе бестселлера «Настоящие мальчики» (1999) его 20-летнее исследование «Слушая голоса мальчиков».

Ресурс, 512 с.

За последний век дискриминация женщин и девочек была в значительной мере преодолена (по крайней мере, в странах европейской культуры). Сегодня никто не сочтет странным, неприличным желание девушки быть независимой материально и психологически, носить что угодно, увлекаться футболом или компьютерами. Но представим себе мальчика, который захотел заняться синхронным плаванием или любит возиться с маленькими детьми. «А зачем ему это?» – спросят окружающие. «Ты что, девчонка?» – скажут сверстники. «Возможно, пора показать его специалисту?» – задумаются родители. Осваивать «немужские» с точки зрения стереотипов модели поведения мальчикам по-прежнему запрещено строгим Мальчишеским Кодексом, который формулирует Поллак.

Главное требование Кодекса: не проявляй уязвимости. Стремись доминировать, чтобы другие зависели от тебя, а не ты от них. Обесценивай отношения, чтобы не страдать от разлуки и отвержения. Игнорируй чувства, если больно, тоскливо, страшно – усмехнись и скажи: «Все нормально». Это круто. С уязвимостью других тоже нечего церемониться – ты же не девчонка! Не будь близок с матерью – мальчикам это не положено. Не проси помощи у отца – сам справляйся, как знаешь. Не смей чувствовать. Не смей привязываться. Взрослым кажется, что так они растят настоящего мужчину. Поллак убедительно показывает, что на самом деле становится результатом таких запретов: эмоциональная огрубленность, порой доходящая до жестокости, неуверенность в себе, агрессивность, чувство одиночества, депрессия. Не желающих следовать Кодексу подвергают остракизму сверстники, педагоги, а часто и родители. Послушно ему следующих тоже не ждет легкая жизнь. Сначала они попадают в школу, которая предъявляет им требования, прямо противоположные Кодексу – она ждет от ученика зависимости, уступчивости, сотрудничества, пассивности. Но стоит выйти из класса на улицу – все пункты Кодекса остаются в силе.

В будущем мальчика ждет еще один головокружительный кульбит: девушки, с одной стороны, хотят видеть «крепкого орешка», мачо. Но подчиняться мужчине они при этом расхотели, им подавай задушевные разговоры, сочувствие, тонкий внутренний мир. А он, может, все детство потратил, чтобы это в себе вытравить, стараясь стать «настоящим мужчиной».

Автор не ограничивается констатацией невеселых фактов. Книжка адресована в первую очередь родителям – именно они могут своим принятием и поддержкой дать мальчику разрешение быть настоящим мужчиной: не суперменом с бицепсами и стальным взглядом, а самим собой – живым, теплым, разным.

Ольга Шихова, клинический психолог: отзыв о книге от издательства «Ресурс» «Настоящие мальчики» .

Это очень нужная в нашей стране книга. Это феминистская книга, написанная мужчиной, о будущих мужчинах с симпатией и сочувствием к обоим полам. Мальчики не обязаны быть стойкими оловянными солдатиками, говорит . Мальчики чувствуют, мальчики хотят дружить друг с другом и с девочками, мальчики хотят и умеют не только драться и выживать, но и любить и сопереживать. Нет ничего хорошего в «мальчишеском кодексе» поведения, основанном на стыде и страхе, требующем от мальчиков быть «крутыми» — сильными и бесчувственными. Он не делает характер мальчика твердым, он просто учит заметать проблемы под ковер - пока они не станут слишком большими, такими большими, что приведут к фатальным последствиям, и мы больше не сможем их игнорировать.

Мальчики нуждаются не только в дисциплине и твердой руке. Мальчики нуждаются в семье - и, в частности, в маме.

Уильям Поллак спорит с распространенным мнением о том, что мамы «портят» мальчиков, балуют их, что мальчика необходимо отделить от излишне мягкой матери и бросить в реку выплывать, чтобы они «закалились» и были способны «выживать в жестоком мире».

Мальчики нуждаются и в отце. Но вовсе не в «мужественном и крутом» отце, который противопоставляет себя мягкой и потакающей матери. Мальчики нуждаются в отце, уделяющем им время, интересующемся их делами, в отце, которому хватает терпения поддержать ребенка, а не только наказывать и дисциплинировать. Свет из-под двери не воспитывает, и самый крутой мачо не воспитывает, если он слишком занят, чтобы поиграть в футбол или послушать своего сына. Важен именно контакт между отцом и сыном, который может создать только сам отец (а не мама за него).

Уильям Поллак пишет о том, что, сосредоточившись на проблемах девочек (это, правда, не о Россию), учителя и психологи пропускают проблемы мальчиков. Что депрессии у мальчиков не реже случаются, а реже диагностируются, так как критерии постановки диагноза больше подходят девочкам. Что мальчики страдают не меньше, это мы меньше замечаем их проблемы - в частности, потому, что мы, взрослые, сначала учим мальчиков не жаловаться, скрывать боль, быть сильными - а если не быть, то хотя бы казаться. Что часть случаев СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью - расстройство, в несколько раз чаще диагностируемое у мальчиков) могут быть на самом деле депрессией или следствием психологических проблем.

Действительно, мальчики составляют большую часть учеников коррекционных классов. Они чаще имеют проблемы с освоением школьной программы. Поллак ставит вопрос о том, насколько эти проблемы связаны с неврологическими нарушениями, а насколько - несоответствием методики обучения в школе особенностям мальчиков.

Очень тяжелая тема - подростковый суицид.

Это в первую очередь проблема мальчиков - юноши кончают жизнь самоубийством в несколько раз чаще, чем девочки (тоже косвенно говорит о том, что, возможно, с методами диагностики депрессий у юношей что-то не так). Мальчикам сложнее, чем девочкам, бывает получить помощь, потому что для мальчика неприлично демонстрировать слабость и просить о сочувствии. Мальчики часто не жалуются, а замыкаются, не давая возможности помочь себе.

Это книга, которая говорит о реальных мальчиках, а не о мифических сынах полка без страха и упрека. О мальчиках, которым предстоит быть взрослыми мужчинами, достойными людьми, отцами. О том, как не отравить их жизнь стыдом и отвращением к себе, попытками впихнуть себя в заведомо узкие рамки представлений о традиционной мужественности - о мужчине, который не плачет, не жалуется, не чувствует и не сострадает.