По землям и озерам Вологодским. Спас-Каменный

На заседании в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия члены Священного Синода постановили открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского).

Решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий принял «острова спасения» на Кубенском озере.

В июльском номере Журнала Московской Патриархии был опубликован редакционный материал о Спасо-Каменном монастыре.

Спасо-Каменный Преображенский монастырь готовится принять насельников

Мал Каменный остров на озере Кубенском: на футбольном поле стандартного размера он спокойно поместится целиком. Откуда ни кинь взгляд - повсюду рябь холодного северного озера, и временно оборудованная при гостиничной кухне трапезная кажется вытянутой кают-компанией, а скромный четверик Успенской церкви во втором ярусе колокольни - скупым на постороннее украшательство капитанским мостиком.

Буря в пустыни

Мал золотник, да дорог. Именно отсюда произросла целая ветвь русского монашества, увешанная полноценной гроздью с именами нескольких вологодских святых, а два предстоятеля Церкви Русской - Митрополиты Московские Зосима (1490-94) и Варлаам (1511-21) - в опале закончили здесь земные дни… Впрочем, обо всем по порядку.

Каменным остров издавна прозвали благодаря невероятно твердой и жесткой почве, а также из-за разбросанных по его поверхности валунов, оставленных некогда пропоровшим озерное ложе ледником. День зарождения монашеской жизни на острове теряется в седой древности. По церковному преданию, обитель основал в 1260 году по пути в Устюг застигнутый на Кубенском озере страшной бурей белозерский князь Глеб Василькович. В праздник Преображения Господня княжеские ладьи прибило ко спасительному острову, где правитель с немалым удивлением обнаружил 23 молившихся в часовне старца-пустынника. Посчитавший свое спасение чудесным князь повелел поставить на острове Преображенскую церковь и основал здесь полноценный монастырь, имя первоначальника которого - инока Феодора - дошло до нас.

Ряд исследователей, правда, сомневаются в исторической достоверности этого сказания. Как бы там ни было, рукописный сборник Кирилло-Белозерского монастыря первым игуменом Спасо-Каменной обители называет афонита Дионисия, прибывшего по великокняжескому указу на остров из Москвы 686 лет назад. Сам Дионисий в преклонном возрасте окажется на ростовской кафедре и по блаженной своей кончине войдет в Собор Ростовский святых. А во время его игуменства на Каменном острове начинается золотой век обители. Отсюда выходит плеяда его пострижеников - будущих основателей новых монастырей северных пределов Земли Русской: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Святолу цк ий и Евфимий Сянжемский.

Современные паломники могут видеть их на одной из святынь монастыря - старинной чтимой иконе Всемилостивого Спаса с припадающими избранными вологодскими святыми - на верхнем этаже отреставрированной Трапезной палаты, фактически превративше й ся в гигантский притвор Успенской церкви.

- Икона подписана, что вообще встречается довольно редко, - говорит настоятель архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» игумен Дионисий (Воздвиженский), - и происходит из храма Великомученика Георгия Победоносца на Корбанге, что в 60 километрах отсюда. Ее заказали иконописцу два тамошних крестьянина. А сюда подарил уже в наши дни один из местных предпринимателей. Закрашенная коричневой краской, под густым слоем темной олифы, с отпиленной частью икона служила… дверью в одном из деревенских домов. Но после кропотливой реставрации, на которую вологодский мастер Иван Фед ы шин потратил два с половиной года, обрела здесь свою вторую жизнь.

Освящение Успенской церкви (основана в 1549г.) в канун праздника Преображения Господня семь лет назад стало для обители торжеством поистине эпохальным. С этого радостного события на острове ведет отсчет возрожденная литургическая жизнь. Ведь все предыдущие годы существования архиерейского подворья богослужения здесь можно было проводить лишь в деревянной обыденной часовне в честь всех вологодских святых. Два года назад маленькая Успенская церковь превратилась во вместительный теплый монастырский храм: завершилось восстановление Трапезной палаты к западу от колокольни, и вторые ярусы соседних зданий связала просторная переходная арка.

- Прежде, еще в 19 веке , при одном из переустройств монастырских зданий иконостас установили по стене Трапезной палаты, и все помещение второго яруса колокольни стало тогда алтарем, - рассказывает игумен Дионисий. - Но теперь мы решили восстановить первоначальный облик памятника, благо в кирпичной кладке колокольни сохранились оригинальные гнезда обоих тябл первозданного иконостаса, а в архивах уцелели описания его местного и деисусного чинов .

Огонь, вода и некоммерческое партнерство

По иронии судьбы окруженную водой обитель трижды опустошали сокрушительные пожары: в 1472, в 1657 и в 1774 годах. После первого из них, когда в раке серьезно пострадали мощи здешнего насельника преподобного Иоасафа Каменского (+ 1453) - в миру княжича Андрея Дмитриевича Заозерского - по приказу младшего брата Иоанна III вологодского удельного князя Андрея Васильевича Меньшого на острове начинается интенсивное каменное строительство. В 1478-81гг. в центре обители воцаряется величественный четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный Преображенский собор - первое каменное сооружение не только на вологодской земле, но и вообще в пределах всей Русской Фиваиды. По преданию, белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Причем это был не привычный по многочисленным дошедшим до нас постройкам XVI столетия большемерный фигурный кирпич, а его предшественник - плоская плинфа, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу.

Четыре с половиной столетия преображенская плинфа Каменного острова благодаря уникальным свойствам связующего раствора и плотной гидроизоляции на глиняной основе эффективно противостояла постоянной сырости, огню пожарищ и напору каменных глыб во время весенних ледоходов. Оказалась она бессильна только перед советской властью. В 1937 году собор варварски взорвали. Оставшиеся от него кирпичные груды и сейчас возвышаются посреди острова.

- К счастью, точные обмеры собора сохранились, так что воссоздать его вполне реально. Правда, дело это не быстрое: пока еще нет даже проекта, - замечает отец Дионисий.

Еще одна церковь сложившегося к середине XVI столетия монастырского ансамбля, воссоздание которой пока что не предполагается - надвратный Иоанно-Предтеченский храм. У восточного мыса он встал в 1558 году, но погиб в пожаре 1774 года и более не возобновлялся. На реставрацию остальных памятников комплекса, с 1960 года официально отнесенного к объектам культурного наследия федерального (всероссийского) значения, Центральными научно-ремонтными и проектными мастерскими Министерства культуры РФ чертежи подготовлены.

Комплексная научная реставрация на острове идет уже два десятка лет. Сначала ей на средства благотворителей занимался учрежденный вологодским энтузиастом предпринимателем Александром Плигиным Фонд некоммерческого партнерства «Спас-Камень». С кончиной Александра Николаевича в 2004 году эстафету принял и супруга Надежда Александровна и их сын Иван. А с передачей в 2006 году островных построек в пользование Русской Православной Церкви по инициативе епархиального священноначалия реставрационные работы ведутся в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (единственным исключением, когда Спасо-Каменному монастырю не удалось туда попасть, стал сезон-2016).

Географически общий реставрационный вектор направлен от восточной оконечности острова к западной. Сначала из руин восстало последнее из появившихся тут до революции капитальных зданий - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине горе-рыбаков (после войны тут некоторое время функционировало маленькое рыболовецкое предприятие, но с его закрытием сторож с острова уехал, и последние уцелевшие постройки оказались предоставлены сами себе). С восстановлением гостиницы на острове стало возможным размещать хотя бы небольшую бригаду строителей, чтобы использовать драгоценное время недлинного реставрационного сезона максимально эффективно. А в западном гостиничном крыле даже развернули небольшую, но емкую музейную экспозицию.

Затем привели в порядок пострадавшую от взрыва 1937 года колокольню (1543-49гг.) и разместили в ее третьем ярусе полноценный набор из десяти колоколов (восемь отлиты заново, в том числе 230-килограммовый благовестник). Задачи нынешнего сезона, на который федеральным бюджетом зарезервированы средства в объеме 7 миллионов рублей, - выход строителей на руинированные остатки трехэтажного Настоятельско-братского корпуса (кон. XIX в.) - он вместе с Трапезной палатой погиб в 1925 году, когда его поджег малолетний контингент воспитательной колонии. А своими силами монастырь планирует сделать внутренн юю чистов ую отделк у подклета Трапезной палаты (здесь оборудуют кухню и помещение для приема пищи насельников и паломников).

По словам о. Дионисия, работы по восстановлению Настоятельско-братского корпуса уже осметчены, и их вполне реально завершить за два-три летних сезона. После этого останется пробурить артезианскую скважину и устроить местную канализацию - и западное ядро можно будет принимать в эксплуатацию.

Надеемся, встанут тогда на острове и мемориальные кресты в память окончивших здесь земные дни двух московских митрополитов, а также других сосланных «исправления ради» в северную обитель клириков и мирян. И вернутся в свой родной монастырь мощи преподобного Иоасафа Каменского, почти век назад спасенные от большевиков верующими и с тех пор пребывающие в вологодском Богородице-Рождественском храме…

Косой на косе, монахи-спасатели плюс электрификация территории

Напрямую до острова от поселка Устье - четыре километра по протокам обширной дельты реки Кубены и примерно столько же по акватории самого Кубенского озера. Десять минут на моторке - и островной старожил ретривер Юстин снисходительно-уважительным лаем приветствует выходящих на берег гостей.

Однако путь этот не столь безопасен, как кажется на первый взгляд. Несмотря на символическую, трех-четырехметровую глубину, водоем продолжает собирать с рыбаков страшную дань даже в наши дни. Как размерами, так и вытянутой формой он поразительно напоминает Галилейское море. И хоть единожды бывавшему на тивериадских берегах паломнику сразу становится понятно: поднимающие со дна тучи песка волны в шторм здесь могут быть поистине сокрушающими, а накинутый на плечи спасжилет при отправлении от берега даже в ясную погоду отнюдь не пустая формальность.

Было бы непростительно не использовать давно обжитый монахами клочок земли для помощи терпящим бедствие корабелам. Первую спасательную станцию Вологодское окружное правление Общества спасания на водах открыло здесь 140 лет назад. Профессиональным спасателям до революции нередко помогали монахи, в частые на озере туманы с колокольни разносился «охранительный звон». После закрытия обители в советское время здание спасательной станции как и прочие деревянные строения быстро исчезло , и маяк ом служила лишь чудом сохранившаяся колокольня. С самым началом возрождения монастыря при А.Плигине остров восстановил эту свою функцию, иногда приходилось в прямом смысле слова спасать бедствующих рыбаков , а четыре года назад получилось воссоздать и спасательную станцию у восточного мыса. Но вот однажды довелось спасать непривычного даже для этих безлюдных мест страдальца.

- Весенним ледо ход ом на льдине принесло наполовину вылинявшего дрожащего от страха зайца, - вспоминает отец Дионисий. - Три месяца косой тут жил, прячась по углам, пока не открылась коса на Банный остров, а мы его подкармливать пытались…

В летний межень дойти до соседнего Банного острова можно посуху: на мелководье проступает пеший путь по песчаной отмели. Как полагают некоторые исследователи, топоним этот не случаен: на острове могли располагаться монастырские бани, нахождение которых в пределах обители запрещалось уставом. Теперь же со стороны Банного заходят гости из числа представителей местной фауны. По зимнему льду зачастил с той стороны хитромудрый лисовин, а однажды на берегу протоки отец Дионисий заметил медвежьи следы.

- Островному монастырю присуща своя специфика, - обращаюсь к настоятелю подворья. - Каким образом вы собираетесь учитывать ее при подборе будущей братии?

Очевидно, что жизнь на острове гораздо более уединенная и потому для монахов удобнее. Платить за это приходится некоторыми бытовыми затруднениями. Но после того как в 2013 году с «Большой земли» сюда проложили электрический кабель, на острове произошла «техническая революция». Дизель-генераторы остались в прошлом, даже отчасти отапливаемся электрическими котлами! Получается, правда, дороговато - но это мера вынужденная и временная. В Настоятельско-братском корпусе уже запроектирована общая монастырская котельная на дров ах . Несомненно, для человека внимательного к собственной внутренней жизни островная изолированность от мира - благо. Мне есть с чем сравнить: все-таки я 21 год прожил в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре, который часто становился площадкой для церковно-общественных мероприятий епархиального уровня.

- Не за горами время, когда Спасо-Каменный монастырь примет насельников из числа монашествующей братии. Как вы готовитесь к этому моменту, приглашаете ли поработать трудников?

Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, монастыри основываются Духом Святым. История большинства из них - это появление какого-то подвижника-пустынника, вокруг которого постепенно сплачивается небольшая братия, последующее прошение к архиерею благословить открытие обители и освящение первого храма. Подобный «алгоритм» мы встречаем практически в любом житии святого первоначальника какого-либо монастыря.

Не исключение и наши дни. Хотя мы и не равняем себя с древними пустынниками. Пока что на подворье постоянно проживает единственный послушник из числа трудников Спасо-Прилуцкого монастыря. У нас регулярно совершаются уставные богослужения (и это главное): полунощница - утреня - 1-й час, затем после перерыва 3-й и 6-й часы и Божественн ая Литурги я ; вечером соответственно - вечерня и повечерие.

Конечно, поскольку из священнослужителей я тут один, совершать такой круг богослужений ежедневно мы не в состоянии. Делаем это по субботам и воскресеньям, а также в двунадесятые праздники, когда ночью служится еще всенощное бдение. На клирос и на звонницу, Богу содействующу, иногда приплывают помочь братия из Прилук.

В монастыре все строится на молитве, а поскольку мы по мере наших скромных сил молимся и Богу служим, надеемся, что Господь нас не оставит в устроении полноценного монашеского общежития. Кого из монахов пришлет сюда Господь и пришлет ли кого-то вообще - в Его Божественной воле. Думаю, большая братия здесь не нужна.

Кельи в Настоятельско-братском корпусе запланированы на семь насельников. Если кто-то вырастет в монахов Спасо-Каменной обители из числа трудников - буду только рад. Сюда можно приехать, пожить и потрудиться во славу Божию. Но поскольку территория у нас маленькая и изолированная, трудников на нынешнем этапе принима ем исключительно с рекомендацией духовника. Ведь если в монастыре на «Большой земле» от случайного человека избавиться можно очень быстро , в наш небольшой коллектив, прежде чем его отправишь восвояси, он может внести серьезные нестроения. В личном же плане предпочитаю руководствоваться принципом, заповеданным нам Самим Господом Иисусом Христом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Дмитрий АНОХИН

Один из старейших монастырей Русского Севера. Находится на острове Каменный на Кубенском озере, невдалеке от села Устье, Усть-Кубенского района.

Принято считать, что монастырь был основан во второй половине XIII века, что делает его одним из древнейших монастырей Русского Севера. Кроме того, это первый каменный монастырь на Русском Севере. В 1774 году на острове возник мощнейший пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки, после чего монастырь был закрыт. В 1801 году обитель возобновилась и монастырь просуществовал до 1925 года. В 1937 году древнейший храм Русского Севера 1481 года постройки был взорван с целью получения кирпичей для строительства местного Дома культуры. С 1991 года силами энтузиастов под руководством А. Н. Плигина началось восстановление Спасо-Каменного монастыря, продолжающееся и по сей день.

Основание монастыря

По преданию в августе 1260 года белозерский князь Глеб Василькович «плыл на струге из отчины своей от Бело-озера к городу Устюгу рекою Порозовицею и взошел в озеро Кубенское, но волны были так велики на озере, что князь должен был простоять десять дней у берега, там, где церковь Преподобного Антония Великого. Едва утихла пучина, и двинулся он в путь, как опять настигла черная туча со страшным громом и молниею, и княжий насад начал заливаться волнами. Князь с людьми своими стали молиться Всемилостивому Спасу, дабы избавиться им от надлежащей беды и дали обет: где и в какой день принесет их ко брегу, на том месте соорудить церковь во имя празднуемого Святого и устроить обитель. И вот, благоволением Божьим в 6 день августа, на праздник Преображения Господня принесло их бурею на средину озера к острову, называемому Каменным».

На острове на тот момент находилось порядка 23 пустынножителей. По-видимому, это были выходцы с пристани Антоний, рядом с которой стояла Антониевская церковь, считающаяся одной из самых ранних северных церквей. Проживавшие на острове старцы вели иноческий образ жизни и занимались проповедью Христовой веры среди обитавших по ближайшим берегам язычников. «По причине их убожества и нападения неверных человеков церкви у них не было». Глеб Василькович, бывший, к слову, внуком великого князя Ростовского Константина Всеволодовича и мужем внучки Батыя, и имевший в силу этих обстоятельств большое влияние, сдержал свое слово и в короткий срок на острове была возведена Преображенская церковь.

Монастырь в XV-XIX веках

Следующей вехой в истории монастыря становится первая половина XV века, когда настоятелем Спасо-Каменного монастыря по воле великого князя Дмитрия Ивановича Донского становится Дионисий Грек. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Дионисий был афонским пострижеником. По мнению А. Е. Тарасова, Дионисий мог быть русским или южным славянином, уехавшим в Грецию.

Данное событие свидетельствует о том внимании двора московского князя, которые было обращено на столь отдаленный северный монастырь. И подобная опека вполне ясна.

Спасо-Камень наряду с Кирилло-Белозерским монастырем являлся в XV веке крупнейшим культурно-религиозным центром. Даже Ферапонтов монастырь не мог похвастаться таким влиянием в северных землях. В Спасо-Каменном монастыре приняли монашеский постриг множество будущих великих подвижников, чьими трудами и молитвами создавалась Северная Фиваида. Среди них были преп. Дионисий Глушицкий, преп. Александр Куштский, преп. Евфимий Сянжемский, преп. Иоасаф Каменский.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведен первый на Русском Севере каменный собор, который освятили в честь Преображения Господня. 9 годами позднее в 1490 году эти же мастера возвели в Ферапонтовом монастыре собор Рождества Богородицы.

В 1541 году была возведена теплая трапезная церковь во имя Успения Богоматери «иже под колоколы».

Примечательным является тот факт, что Иван IV Грозный, неоднократно посещавший Вологду, ни разу не был в Спасо-Каменном монастыре. Однако известно, что царь прислал на остров колокол.

В 1650 году игумен Маркелл установил раку для мощей преподобного Иоасафа Каменского.

В 1773 году на острове случился мощнейший пожар, после которого обитель была упразднена, а братия переведена в Духов монастырь в Вологде, получивший в 1775 году название Спасо-Каменного - по наименованию сгоревшего и упраздненного островного монастыря.

В 1801 году повелением императора Павла I сгоревшая обитель была восстановлена, и на остров переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни. Так островной монастырь получил название Белавинской Спасо-Преображенской пустыни.

В 1892 году монастырю указом Синода было возвращено исходное наименование Спасо-Каменного.

Монастырь в ХХ-ХХ I веках

В 1925 году монастырь был закрыт. В 1937 году была предпринята попытка добыть на острове кирпич для строительства Дома культуры путем взрыва Спасо-Преображенского собора. Однако подорвать древние стены таким образом, чтобы можно было их использовать в дальнейшем, большевикам не удалось, поэтому по сей день в центре острова лежат разрушенные стены собора.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

С 1991 года усилиями энтузиастов под руководством А. Н. Плигина и А. А. Асафова началось восстановление монастыря. В 1993 году Александр Асафов скончался, и работы по возрождению обители продолжил Александр Плигин. В 2004 году скончался Александр Плигин, дело его продолжают вдова, Надежда Александровна, и дети.

Сейчас уже восстановлены гостиничный корпус, колокольня с Успенской церковью, идут работы по восстановлению трапезной палаты. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

Я уже тут написала, так мечтала об этом острове. Здесь жил святой благоверный князь Иоасаф Каменский.
Иоасаф Каменский (в миру князь Андрей Дмитриевич Заозерский, Вологодский), Спасокубенский, преподобный, Вологодский чудотворец (ок. 1428 - +1453). Празднование святому совершается 10/23 сентября в день преставления, во 2-ю и 3-ю недели по Пятидесятнице (Росс. и Волог.).
Родители князя Андрея - владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1429; память 19 сентября/2 октября) и Мария, тоже княжеского рода.
В 1429 году князь Димитрий пал в битве на Туговой горе, об удалении из дома князя с дружиной, толпа грабителей напала на его села и деревни по берегам реки Кубены, предавая всё огню и мечу. Благочестивая княгиня Мария встретила разразившееся бедствие с истинно христианским терпением. Оказавши помощь разоренным жителям, она обратилась к воспитанию малолетних детей.
У князя Димитрия Васильевича было три сына - Симеон, Феодор, Андрей - и одна дочь - София. Только старший ее сын Симеон был женат, когда Симеон достиг надлежащего возраста, мать его женила, взяв дочь у князя Ивана Дея, который дал в придачу за дочерью Кубену, через что значительно увеличились владения князей Заозерских. Дочь свою Софью Мария выдала за князя Димитрия Юрьевича Шемяку, думая, что родство с богатым и сильным князем Галичским будет полезно ее сыновьям, доставит им защиту и покровительство. К сожалению, случилось совсем наоборот.
Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею - он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился в детском возрасте. Юный Андрей стал удаляться от общества и чувствовал отвращение к мирской жизни, этому способствовало постигшие семейство несчастье и совершенно изменившие его положение. Великий князь Василий Васильевич Темный, за то только, что сестра Заозерских князей Софья находилась в супружестве с Димитрием Юрьевичем Шемякой с которым у него была распря, в 1447 году отнял у них все их вотчины и одну половину их отдал Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану Андреевичу. Так, сыновья князя Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими и потеряли все свое богатство и имение. Этот поступок Василия Темного слишком тяжел был для князей Симеона и Феодора и не мог не возбуждать в их сердцах неприязни к великому князю.
Андрей в поступке великого князя видел доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, он решил удалиться от мира, неподалеку от места его жительства были монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но, желая порвать все связи с миром, ему лучшим представлялся древний Спасо-Каменный монастырь на бурном озере, кроме того он славился строгостью устава и возглавлял его опытный старец игумен Кассиан. Будучи около 20-ти лет от роду, Андрей пришел сюда на остров. Молодость князя, знаменитый род его и нерасположение великого князя к его семейству смущали игумена. Он сказал юному князю: "Место твое не здесь, а в думе боярской или на поле брани". Князь Андрей отвечал ему: "Напрасно смущаешься, отче; я твердо решился не принимать услуг от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего". Тогда игумен Кассиан принял его в монастырь, и сократил для него время монастырского искуса. После бесед и назиданий в продолжение нескольких дней игумен облек Андрея в иночество, назвав его при пострижении Иоасафом в честь святого Иоасафа, царевича Индийского и поручил его старцу Григорию (впоследствии епископ Ростовский). Под его руководством Иоасаф вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.
Раз посетил его родной дядя - князь Борис Васильевич Ржевский и привез ему золото для обители и для раздачи инокам. Блаженный Иоасаф отвечал князю: "Не нужно нам серебра и золота, когда искренно желаем жить в пустыне; раздай бедным, что принес для нас, и получишь щедрую награду от Господа". Князь Борис Васильевич поступил по совету прп. Иоасафа.
Когда он пел в своей келье псалмы Давида, явился ему Господь Иисус Христос и сказал ему: "Мир тебе, возлюбленный Мой угодник". Преподобный в страхе спросил: "Какая причина явления Твоего, Господи?" - "Видишь ли всю эту пустыню? - сказал ему Господь. - Ради тебя Я населю ее отшельниками, которые восхвалят Мое имя!" И еще поведал ему Господь, что исполнение Его заповедей есть самое сильное оружие против бесов.
Юный подвижник чувствовал, что путь подвигов его не будет продолжителен, и с пламенным усердием спешил творить добро. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении Святых Тайн. Не удовлетворяясь обычными иноческими подвигами, преподобный вел затворническую жизнь в келлии, постоянно устремляя свою мысль к Горнему. Тело его от подвигов весьма ослабело, но он благодарил за то Господа. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) он просил отвести его в церковь к литургии, причастился Святых Таин, получил благословение и прощение от братии, и был отведен в келью. Подвижник впал в немощь, так что игумен и братия, приходя и видя его страдания, очень скорбели. Однако преподобный продолжал утешать скорбящих об нем иноков, наставлял их избегать всяких споров и несогласий. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили у него благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил благословения и молитв. 10 сентября 1453 года, когда братия собрались к нему, он велел начать правило и по совершении его встал с постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покадить святые иконы и всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои прошения не только о себе, но и о всей обители, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный опять возлег на одр и молился и с молитвой на устах тихо скончался. Лицо его было светло, как будто он просто уснул. Игумен и вся братия скорбели, и понесли его на своих главах в церковь, совершили надгробное пение и погребли его в Успенской (тогда еще деревянной) церкви, на правой стороне.
Услышав о смерти преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастыре к погребению, и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. Тело было положено в храме обители и стало источать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепою и при мощах князя инока прозрела.
Мощи его положены были на правой стороне деревянной Успенской церкви, где много лет зримы были нетленными и прославились чудесами. 3 сентября 1478 г., когда монастырь сгорел, останки мощей собраны были старцем Мартинианом, вложены в ковчег и помещены под престол. После этого часть святыни вделана была в крест трипядный, серебром обложенный. 10 июня 1650 г. по благословению Маркела, архиепископа Вологодского и Великопермского, остатки мощей положены были в гробницу, устроенную в соборном Преображенском храме Спасо-Каменной обители у южных врат, против левого клироса, а на гробницу возложен крест с мощами угодника.
24 июня 1773 (24 июля 1774?)г. монастырь горел, одни только мощи Иоасафа с немногим монастырским имуществом были спасены. С тех пор монастырь оставался 28 лет в запустении, мощи и вещи, спасенные от пожара, перенесены были в город Вологду, в Духов монастырь, который с тех пор велено было именовать Спасо-Каменным. В 1801 г. по указу императора Павла I, был восстановлен Спасо-Каменный монастырь, и наименован уже Белавинскою пустынью, ибо из бывшей Белавинской пустыни переведены были туда братия и перевезено все имущество.
В 1892 Св. Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками св. мощей прп. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать ее Спасо-Каменным монастырем. Находившийся на раке крест с частицами мощей преподобного был оставлен в Свято-Духовом монастыре.
После революции, когда обитель закрыли, благочестивые христиане спасали мощи от поругания, передавая их друг другу. В пятидесятых годах при владыке Гаврииле одна вологжанка, которая хранила ковчег с этими мощами, передала его епископу Гавриилу, и владыка положил его в алтарь собора Рождества Богородицы, под престол. При владыке Дамаскине в 1974 году для мощей преп. Иоасафа была сделана специальная полочка в алтаре, а в 1989 г., после празднования Тысячелетия Крещения Руси, владыка Михаил благословил соорудить для мощей раку и вынести их в храм для поклонения. Справа, возле распятия, рака и сейчас стоит. В праздник - отмечают память преп. Иоасафа 21 сентября - мощи ставятся во время полиелея на середину храма. В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского.

Спас-Каменный остров - находится практически в центре Кубенского озера (самого большого в Вологодской области) на небольшом клочке суши размером 120 на 70 метров.

Вся история этого маленького, Богом хранимого, островка посреди озера, и учрежденного на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович. Остров стал для князя спасением. В исполнение обета он основал на Спас-Каменном в 1260 году, как гласит предание, первый на Вологодчине монастырь. А в XV веке в этом монастыре, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера, был возведен и самый первый в крае храм из камня - в честь Преображения Господня.

По существу - это самый старый на севере России каменный монастырь.Этот монастырь гораздо старше знаменитых Кирилло-Болозерского и Ферапонтова.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря - женщинам путь на остров был закрыт.

В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме.

На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.
Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались.

В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. С 1971 остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века

Новейшая история Спас-Каменного острова связана с именем Александра Николаевича Плигина и его жены Надежды Александровны, их детей Анны, Алексея, Ивана. Еще с детства, с первого посещения Спаса-Каменного, Александр Николаевич был неравнодушен к судьбе острова.

Десять лет почти безвыездно, и в зиму, и в лето, он провел на острове в трудах. Сумел найти средства, верных помощников, вложил в дело личные сбережения. Были восстановлены гостиничный корпус, на колокольне поставлены купол и крест.

Каждое лето, начиная с 1999 года, на острове под руководством педагогов работают школьники из села Устье-Кубенское. Приезжают сотрудники из московского православного центра «РеставросЪ». По благословению игумена Дионисия на острове работают трудники Спасо-Прилуцкого монастыря. В меру сил оказывают помощь деньгами и строительными материалами предприятия и предприниматели разных городов Вологодчины и всей России. В XXI веке восстановление монастыря получило, наконец, и видимую помощь областных властей.

Александр Николаевич не дожил до возрождения монастыря. 27 января 2004 года его не стало. Он похоронен на острове, возрождению которого посвятил всю свою жизнь.
В августе 2005 года 745-летие со дня основания монастыря на острове отметили открытием музея. Здесь представлены сохранившийся православный крест с колокольни и различная монашеская утварь, найденная при археологических раскопках.

Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Небольшой кусок святой земли отрезан от остального мира. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Особенно если случаются сильные туманы.

Но Спас-Каменный имеет какую-то особую притягательную силу для тех, кто о нем узнал.

Многие мечтают увидеть возвышающийся над озером силуэт колокольни…

В настоящее время основными посетителями острова являются туристы и православные паломники со всей России, некоторые из которых жертвуют средства на его восстановление.

Остров можно посетить, совершив круиз выходного дня на теплоходе от Вологды по маршруту: Вологда – остров Спас-Каменный – Устье Кубенское – Устье Вологодское – Вологда.

При написании этого текста были использованы материалы сайтов: www.cultinfo.ru; www.ng.ru; www.geocaching.ru; www.rusvera.mezha.ru; www.eparhia.ru; www.powerclip.ru .

Основная фотография: www.temples.ru;

Озеро Кубенское одно из самых больших водоемов Вологодской области.
Посередине Кубенского озера на маленьком каменистом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, когда-то, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь.

Монастырь этот возник около 1260 года. Его основатель – князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества.

Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он создал здесь храм и устроил монастырь.

Частые пожары преследовали монастырь. В 1476 пожар испепелил деревянное чудо Спасо-Каменного монастыря. Вместо сгоревшего, на средства вологодского князя Андрея Меньшого, в 1481 году был поставлен первый на Севере каменный храм - Спасо-Преображенский. Храм является уникальным сооружением, оказавшим огромное влияние на архитектуру края. Второе каменное сооружение - Успенская теплая церковь – колокольня с трапезной палатой. Ее строительство было закончено в 1549 году. Девять лет спустя, в монастыре была построена третья каменная церковь. Монастырь не имел крепостных стен, а был обнесен рядом деревянных келий, стоявших на «ряжах» прямо в воде.

В 30-е годы большевиками монастырь был разрушен. Долгие годы Успенская церковь одиноко и печально стояла посреди острова.

В настоящее время рядом церковью расположилась часовня в честь всех святых, выстроенная летом 1998 года.

В 1991 году трудами устьянского архитектора Александра Асафова и вологжанина Александра Плигина обитель начала возрождаться.
В январе 2004 года хранитель острова Спас Каменный А.Н. Плигин умер. Упокоен он на острове, около восточной стены часовни.

Возрождение Спасо-Каменного монастыря в настоящее время продолжает его семья.

Спас-Каменный хорошо просматривается с трассы Вологда – Медвежьегорск.

В летнее время попасть на остров можно со стороны Устья Кубенского по отмели (когда низкая вода), либо по воде на лодке. Зимой – по льду.

Туристы посещают монастырь преимущественно летом в период навигации
с мая по сентябрь. Предпочтительно прибытие группами до 20-25 человек единовременно в зависимости от вместимости судна. Время посещения: с 10.00 до 16.00 ежедневно. В связи с ограниченностью территории время посещения на острове-1,5-2 часа.
В программу посещения входит: прогулка на катере по озеру, экскурсия по территории монастыря, посещение храма Пресвятой Богородицы, древлехранилища, лавки. В лавке можно приобрести сувениры с символикой Спасо-Каменного монастыря, купить книги по истории обители, заказать требы.
Совершать прогулки по территории разрешается только в сопровождении экскурсовода.
Стоимость экскурсии для туристов -150 рублей.