Присказки и докучные сказки. Какие присказки вы знаете

Сказки - это то, что помогает не только развить фантазию у ребенка, но и расширить его внутренний мир, сделать его ярким, увлекательным и полным приключений. Благодаря им малыши познают понятия добра и зла, обретают стремление стать похожими на любимого героя.

Каждую сказку обычно предваряют присказки. В произведениях Пушкина они также присутствуют.

Понятие присказки

Так как сказки относятся к то и подход к их рассказу должен быть соответствующим. Чтобы ребенок обратил внимание на повествующего, его необходимо заинтриговать и заинтересовать. Именно поэтому русские сказочники применяли так называемые присказки, предваряющие начало истории.

Вступление к сказке не связано с ее содержанием, но при этом объясняет, где или с кем происходят события. Например, «жил был царь», «в некотором царстве, в тридесятом государстве» и другие. Также присказка могла стать окончанием повествования, как бы подводя итог события или рассказывая о самом сказочнике.

Присказки в сказках Пушкина не случайны, так как он любил этот вид народного фольклора и знал с детства благодаря своей няне - Арине Родионовне.

Пушкин и сказки

В основе сказок поэта лежат русские народные сказания, которые он с удовольствием слушал и записывал. Например, в сюжете сказки о Балде, написанной в имении Болдино, лежит рассказ, услышанный и записанный в селе Михайловском.

Не только русские сказки повлияли на творчество поэта. Содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» «списано» с предания из немецкого фольклора, а сюжет «О мертвой царевне» похож на произведение братьев Гримм о Белоснежке.

«Легенда об арабском звездочете» стала толчком для создания «Сказки о золотом петушке». Зная, как устроен фольклор, можно сделать вывод, что присказки в сказках Пушкина не случайны.

«Сказка о золотом петушке»

Это поучительное стихотворное изложение старинной легенды учит детей, что нужно держать данное обещание. Присказки в сказках Пушкина, примеры которых присутствуют как в начале, так и конце его произведений, привносят в них приемы стародавних сказителей.

В начале они привлекают к сюжету. В «Сказке о золотом петушке» вступление звучит так: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон». Этот прием принят у большинства сказочников, что говорит о его значимости и эффективности.

Присказки в сказках Пушкина, примеры которых можно найти и в конце произведения, также ярко выражены в данном сюжете: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В некотором значении «послесловие» в данном примере больше похоже на вывод после поучительной басни. В каком-то смысле эта работа Пушкина действительно больше похожа на ценный урок.

«Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»

В понятие «присказки» в сказках Пушкина о царе Салтане попадают две вступительные строчки о вечерней работе трех сестер возле окна. После этого сюжет может пойти по любой линии, но интрига уже есть, теперь ее нужно только развить. После такого на первый взгляд заурядного начала поэт создает по-настоящему захватывающий рассказ, во время которого дети переживают приключение и следуют за своими героями, которым грозят и опасность, и разочарование, и страх потери близкого человека. Но все же их ждет счастливый финал.

Как и в большинстве фольклорных произведений, присказки в сказках Пушкина в конце повествования кратки и лаконичны: «Я там был, мед, пиво пил», а окончание фразы зависит от того, есть у рассказчика усы или нет.

Поэма «Руслан и Людмила» значительно отличается от сказок автора, так его вступление в данном случае достаточно длинное и подробное, хотя не имеющее к содержанию никакого отношения.

Обычно присказки в сказках Пушкина умещаются в 2-4 строчки, когда здесь это отдельное стихотворение, больше известное как «У Лукоморья дуб зеленый». Повествуя в нем о месте событий, поэт создает увлекательный мир, в который захочет попасть каждый ребенок.

Присказкой первой и последней глав этой поэмы являются одинаковые слова: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Таким образом, Пушкин как бы является не автором, а всего лишь пересказчиком событий, произошедших в глубокой древности и дошедших до нашего времени в виде легенды.

    К коньку- горбунку присказка,- за лесами, за морями,

    за высокими морями, против неба на земле, жил старик...

    и песня- присказка Владимира Семеновича:

    А ты уймись, уймись, тоска, у меня в груди.

    Это только присказка, сказка впереди...,(тоже небезызвестная.)

    Присказка - это часть сказания, направленная на то что бы как бы приоткрыть завесу событий, заинтриговать читателя, развеселить, увлечь прочесть сказку до конца... Присказка может начинать сказку, а может быть и в ее середине, гранича сюжеты.

    Во-первых, хочц отметить, что под присказкой подразумевается некий очень краткий рассказ перед сказкой, чтобы настроть читателя на лад сказки.

    Я могу привести в пример такие присказки как:

    А вот ещ присказки, которые уж точно должны быть всем знакомы:

    Много присказок не только в русских народных сказках, но и в армянских, вот я встречал несколько присказок типа И упали с неба три яблока, всем кто сегодня будет слушать наши сказки или такая замысловатая присказка, котрая пришла с древностиАди-буди, челем-чуди, чоприхуди, перехуди.Можно найти и другие.

    Присказки - это своего рода преамбула сюжета произведения. Она настраивает нас на восприятие необычного сюжета дальнейшего повествования, служит завлекающим ходом автора произведения.

    такая присказка подводит итог всему сказанному ранее и заставляет сделать какие-то выводы для себя.

    Этот внесюжетный элемент, используемый от имени рассказчика в повествовании настраивает читателя и на возможное волшебство и на вероятную небылицу, но вместе с тем снимает ответственность за достоверность сказанного:

    Присказки вместе с пословицами и поговорками добавляют колорит, красочность и ту невероятную привлекательность русским сказкам за которые их любят все - от мала до велика. Потому, как

  • Присказка - это то, что при сказке, но еще не сама сказка. Это введение, то, что в принципе не отражает в себе сюжет последующего рассказа.

    Передо мной сборник сказок, и вот что я нашла.

    Сказка Снегурочка начинается с таких слов:

    Отличная присказка, ярчайший пример, на мой взгляд.

    А вот сказка Шабарша (кстати, никогда до этого не слышала о такой), ее присказка:

    Самую длинную присказку я нашла в сказке, у которой и название длинное:

    А присказка такая:

    Дети в младших классах должны знать, как строится сказка, с чего начинается, на чем основывается, чем заканчивается. При выполнении домашнего задания, найти присказку, дети путают присказку с зачином. Определить присказку очень легко. попробуйте изменить ударение в слове присказка и получим значение текст, который добавляется к сказочному описанию. Присказка для того и служит, чтобы настроить слушателей к волшебному повествованию, чаще всего присказки встречаются в долгих сказках, где происходит много событий. Ниже примеры присказок и определение из чего состоит сказочное повествование. Некоторые присказки подсказываются в самой сказке.

    Сказка сказывается, да не сразу дело делается.

    Утро вечера мудреней.

    Присказок огромное множество.Вот примеры.В некотором царстве, в некотором государстве.. . Было то иль не было, как знать? Неспроста решила я сказку рассказать. Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. (хотя это, скорей, для концовки)

    Начинается сказка, начинается побаска сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

    Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок.Эту помню.

    В каждой сказке есть присказка, многие начинаются из них примерно одинаково (Жили-были в далеком царстве, Было у отца три сына и так далее). Наверняка многие обращали внимание, что некоторые сказки одинаково начинаются, это и есть те самые присказки, да и по названию можно понять, что присказка - это как бы предисловие или пролог к самой сказке.

    Присказка обычно находится в начале сказки, она готовит слушателя, настраивает его на сказочный лад, предвкушает удовольствие от встречи с чудесами, волшебством, смекалкой, народной мудростью. Не обязательно присказка всегда отражает смысл предстоящего сказочного повествования, наоборот, она может существовать сама по себе и нести в себе свою смысловую нагрузку.

    Например,

    или такая:

    Бывают присказки и покороче:

    Кроме присказок, открывающих дверцу в сказку, есть ещ и концовки , подводящие итог повествованию. Они располагаются в конце сказки иногда в них есть мораль, но чаще всего они скрашивают окончание повествования и расставание со сказкой:

Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули!

Докучные сказки

Докучные сказки можно поставить на одну ступеньку с потешками и прибаутками. Этими коротенькими сказочками по мнению В. Проппа, рассказчик хотел угомонить детей, которые бесконечно просили рассказывать сказки. И неудивительно докучные сказки коротки и вместе с тем бесконечны: "... начинай читать сначала...".

Часто это смешное короткое повествование, смахивает слезы обиды на глазах ребенка от того, что сказку ему не хотят рассказывать. Дети быстро запоминают докучные сказки и с удовольствием повторяют их.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал - тот дурак.

Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

На улице лето, под окошком - лавка,
В лавке елец - сказке конец!

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце том елец; тут и сказочке конец.

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить - перемочили,
Стали сушить - кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут - тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу - мочало;
не сказать ли сказку сначала?

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

Расскажу я Вам сказку про белого бычка... Вот и сказка вся!


- Расскажи!
-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
-Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

Рассказать сказку про гуся?
- Расскажи.
- А она уже уся.

Рассказать сказку про утку?
- Расскажи.
- А она ушла в будку.

Присказки

Присказка - она же в народе побасенка, присказулька - повторяется во многих сказках, и следует до зачина основного повествования. Часто присказка не связана с основным текстом сказки. Она как бы предвосхищает, готовит слушателей, открывает оконце в мир сказочного действа. Русскую присказку легко узнать. Это повторяющиеся во многих сказках 2-3 предложения. "Жили, были..." и т.п.

Иногда народная присказка становится нарицательной и при этом она располагается в основном повествовании: "Сивка бурка вещая каурка", "по локоть в золоте, по колено в серебре", "...повернись ко мне передом, к лесу задом".

Удивительно, но присказка может располагаться и в конце сказки. Тогда она завершает сказание и ребенок, слушающий или читающий, понимает, что сюжет повествования выдуман "...и я там был, мед пиво пил...", "...по усам текло, в рот не попало..". Часто эти последние строчки вынуждают детишек посмеяться: "...синь кафтан, а мне казалось скинь кафтан...". Иногда сказка заканчивается пословицей и подводит итог или выявляет мораль сказки.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.

На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не белы снеги в чистом поле забелелись... |
Не черны леса дремучие чернеются...
Что не пыль-поле подымается...
Не туман сизый с раздолу под мается...
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины - остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Присказки и докучные сказки для детей очень интересны. Они не просто занимают ребенка, но и позволяют тренировать память, развивать фантазию, но и делают мир детства шире и интереснее.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.

На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не белы снеги в чистом поле забелелись... |
Не черны леса дремучие чернеются...
Что не пыль-поле подымается...
Не туман сизый с раздолу под мается...
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) - коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины - остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Начало формы

Журавль и цапля

Русская народная сказка

Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала...

Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.

Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, - тяп-тяп! - семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

Дома ли цапля?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

"Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля".

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

"Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно".

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

"Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду".

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.