Кого из названных писателей считают классицистами. Классицизм в зарубежной литературе

Сочинение

Сказка Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» — одно из самых известных произведений писателя. В нем автор преподносит нам уроки добра, понимания, милосердия, мужества и самоотверженности.

Можно сказать, что Гофман учит нас нравственности — тем нормам, которые приняты в обществе и должны определять поведение человека. Так, все мы знаем, что нужно быть добрым, с вниманием и чуткостью относиться друг к друг, помогать своему ближнему в беде, защищать слабых, не лгать, смело бороться за правое дело. Герои «Щелкунчика» именно так и поступают.

Девочка Мари с первого взгляда полюбила неказистого и уродливого Щелкунчика. Она смогла заглянуть ему в душу и понять, что это доброе и смелое существо: «Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо».

Именно поэтому Мари очень расстроилась, когда ее брат Фриц сломал человечку три зуба. Героиня готова защищать своего любимца всеми силами: «— Нет, нет! — с плачем закричала Мари. — Не отдам я тебе моего милого Щелкунчика». Она заботится о бедном Щелкунчике, старается сделать так, чтобы он меньше чувствовал боль, которую ему причинил Фриц.

Да и в дальнейшем Мари всячески помогает своему любимцу — ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика».

Но мышам все мало — они захотели получить все богатства Мари.

В борьбе против мышиного короля объединяются все — и Мари, и ее брат Фриц, и, конечно же, Щелкунчик. Этот человечек принимает бой и побеждает мышиного злодея. А после, в знак благодарности и любви к Мари, проводит ее в Кукольное царство и представляет как свою спасительницу: «Вот мадемуазель Мари Штальбаум, дочь весьма достойного советника медицины и моя спасительница».

Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера — свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля - образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств - разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное - комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами - над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года - расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века - появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев )

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма )

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт: утверждение первенства разума, гражданский пафос, выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов - Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка,), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры - ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры - комедия, сатиры, эпиграмма).

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по литературе

для 9 класса

«Классицизм в литературе»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2013

Пояснительная записка

Тест по литературе для 9 класса «Классицизм в литературе» позволяет определить уровень знаний учащихся по данной теме. Работа содержит вопросы по теории литературы, вопросы на знание классицизма как литературного направления, на знание основных имён классицизма.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленный тест можно использовать на уроке литературы после изучения данной темы.

Критерии оценивания:

«5» - 19 – 20 баллов

«4» - 16 – 18 баллов

«3» - 12 – 15 баллов

«2» - 0 – 11 баллов

1. Термин «классицизм» переводится с латинского языка как

1) чувственный

2) действенный

3) образцовый

2. Классицизм – это

1) направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

2) художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – начала XIX века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.

3) художественное направление (течение) в искусстве и литературе, отражавшее стремление художника к правдивому изображению действительности.

3. Классицизм как литературное направление зародился

1) во Франции

2) в России

3) в Англии

4. Кто создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма?

1) Н. Буало

2) Ж.Б. Мольер

3) П. Корнель

5. Основное свойство классицизма:

1) стремление представить человеческую личность в движении

2) обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам

3) доминанта субъективного над объективным

6. В основе эстетики классицизма

1) элегические настроения

2) провозглашение творческой активности художника

3) принцип рационализма и «подражания природе»

7. Для классицизма характерно

1) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом

2) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы

3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах

8. В традициях классицизма работали

1) А.П. Сумароков, А.С. Грибоедов, Н.М. Карамзин
2) А.П. Сумароков, А.С. Грибоедов, Н.М. Карамзин
3) М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, В. К. Тредиаковский

1) Д.И. Фонвизин

2) М.В. Ломоносов

3) В.К. Тредиаковский

10. Классицизм появился в России

1) XVII век

2) 30-е годы XVIII века

3) вторая половина XVIII века

11. Какая черта не относится к классицизму?

1) культ разума;

2) художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

3) культ чувства.

12. К высоким жанрам относятся

1) комедия, трагедия, ода;

2) комедия, эпопея, ода;

3) комедия, сатира, ода.

13. Кто положил начало драматургической системе классицизма?

1) М.В. Ломоносов

2) В. К. Тредиаковский

3) А.П. Сумароков

14. Вершиной русского классицизма является творчество

1) Д.И. Фонвизина

2) М.В. Ломоносова

3) В.К. Тредиаковского

15. Кому из представителей русского классицизма удалось соединить тематику и лексику «высокого штиля» и просторечье?

1) М.В. Ломоносову

2) Д.И. Фонвизину

3) Г.Р. Державину

16. Что можно назвать основным лозунгом классицизма?

1) подражание природе;

2) чувственное восприятие;

3) взгляд на жизнь «сквозь призму сердца».

17. Как называлась работа, в которой Н. Буало создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма?

1) «Поэтическое искусство»

2) «Искусство и поэзия»

3) «Классицизм в искусстве»

18. Правило «трёх единств» включает в себя

1) единство времени, места и героев;

2) единство времени, места и действия;

3) единство жанра, места и действия.

19. Для классической пьесы характерна «система амплуа». Как вы понимаете, что такое амплуа?

1) тип характера, который не принимает участия в интриге;

2) тип характера, который активно участвует в интриге;

3) тип характера, который переходит из пьесы в пьесу.

20. К низким жанрам относятся

1) комедия, сатира, басня;

2) комедия, эпопея, ода;

3) комедия, сатира, трагедия.

Ответы

1

Литература