Семейная форма обучения. Семейное образование в России: формы организации, плюсы и минусы

По закону родители вправе заняться обучением ребёнка самостоятельно

Отправляя ребенка в школу, мы надеемся на то, что там он получит достойное образование и воспитание. Но школа далеко не всегда дает ребенку качественные знания, особенно по таким предметам, как, скажем, алгебра или иностранный язык. Да и возможно ли это сделать, если в классе тридцать учеников? Качество школьного воспитания, к сожалению, также оставляет желать лучшего. Требовать, чтобы учитель уделял внимание воспитанию каждого ребенка в классе, довольно наивно. Что уж говорить о не всегда благотворном влиянии иных одноклассников.

Возникает вопрос, могут ли родители, желающие, чтобы ребенок получил по-настоящему хорошее образование и воспитание, как-то изменить эту ситуацию к лучшему? Оказывается, могут. В 1992 году в России был принят закон, дающий родителям право выбирать, где будет обучаться ребенок. Согласно этому закону, они вправе заняться его обучением самостоятельно.

У нас об этой возможности, к сожалению, знают пока далеко не все. При том, что семейная форма обучения во многих странах Западной Европы и в США давно перестала быть чем-то экзотическим и дает хорошие результаты.

Семейное образование (юридический термин - «обучение в семье») предполагает освоение ребенком общеобразовательных программ дома с периодической отчетностью перед школой. Дети изучают школьные предметы с помощью родителей или репетиторов (последнее встречается намного реже).

Семейное образование не надо смешивать с экстернатом. Экстернат - это самостоятельная, часто ускоренная, форма получения образования; здесь ребенок не является учеником той или иной школы. Не следует также путать семейное образование и обучение на дому (домашнее образование), которое возможно для детей, не посещающих общеобразовательную школу по состоянию здоровья. Оформляется оно на основании рекомендации медицинского учреждения.
Семейное образование существенно отличается от экстерната и домашнего обучения. Так, при семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе (той, в которую его запишут родители). Ему, как и любому другому ученику, школа обязана выдать учебники и проводить промежуточную и итоговую аттестацию, а по окончании школы выдать аттестат государственного образца. Перевод на обучение в семье возможен с любого класса; при этом всегда можно вернуться к занятиям в школе.

Возможно, многих родителей страшит необходимость обучения ребенка всем предметам своими силами. Развеем страхи. Обучать ребенка на дому не так сложно, как кажется на первый взгляд. Родителям совсем не обязательно иметь педагогическое образование: достаточно лишь обладать трудолюбием и свободным временем. То, что родители с помощью школьных учебников и методических пособий могут преподать своим детям большинство предметов на уровне нередко более высоком, чем в школе, - идея новая, но ее справедливость подтверждается и опытом многих семей, и соответствующими исследованиями.

Семейное образование, мало распространенное у нас в 90-е годы, приобретает сейчас всё большую популярность, особенно в больших городах. Какие же проблемы оно может решить? Кому подходит эта форма обучения? И какие трудности могут возникнуть у родителей, решивших обучать ребенка в семье, как эти трудности преодолеть?

Итак, вы недовольны качеством школьного образования и/или воспитания, которое получает ваш ребенок. При семейной форме обучения этих проблем, как правило, не возникает. Здесь все внимание родителей или репетитора направлено на одного ребенка. Это позволяет приспособить обучение к его особенностям (темп его работы, способности и т. п.).

Если у ребенка возникают трудности с каким-либо предметом, родители включают в расписание дополнительные занятия по этому предмету и успеваемость существенно улучшается; в школе же ребенок быстро попадает в число отстающих.

Далее, в школе часты ситуации, когда ребенок, способный быстро освоить материал, вынужден придерживаться более низкого темпа, в котором работает класс. При семейном обучении таких задержек не возникает. Если предмет пройден раньше положенного срока, освободившееся время может быть использовано для изучения других предметов, либо предоставлено ребенку как свободное время.
Семья располагает и более широкими возможностями в выборе методов обучения; это прогулки на природе с образовательными целями, экскурсии, просмотр учебных фильмов. Можно ввести в качестве дополнительного предмета углубленное знакомство с музыкой, живописью. литературой.

Для ребенка создаются, как правило, прекрасные условия для того, чтобы качественно освоить весь школьный материал по каждому предмету. Он должен сам решить все необходимые упражнения по алгебре, выучить и пересказать родителям весь параграф из учебника физики или истории. Он готовит задания по всем без исключения предметам - ведь вероятности, что «сегодня не вызовут к доске», нет. Разумеется, нагрузка на ребенка при этом возрастает, но, как показывает практика, дети быстро привыкают к тому, что к учебе нужно относиться серьёзно и ответственно, и такой стиль обучения становится для них естественным. Неудивительно, что дети, обучающиеся в семье, показывают более высокий уровень знаний по сравнению с выпускниками школ.

«Домашние» дети учатся, как правило, на «хорошо» и «отлично» и нередко оканчивают школу с медалью. Они, как правило, меньше смотрят телевизор, больше читают, у них складываются хорошие отношения с родителями. Их вообще отличает более «взрослое» поведение.

Ряд исследований показывает, что выпускники «домашних» школ становятся более хорошими работниками и реже нарушают закон. По мнению психолога Ларри Шаерса, причина в том, что они имели перед глазами лучшие образцы поведения, чем их сверстники в школах.

Семейное обучение поможет и в том случае, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками или учителями. Нередко дети испытывают сильнейший стресс, находясь в школе. Они вынуждены либо подстраиваться под требования одноклассников (что часто ведет к интеллектуальной, духовной и социальной деградации), либо становятся объектами насмешек и издевательств со стороны сверстников. Семейное образование значительно гуманнее школьного, оно психологически комфортно для ребенка.

***
Но от чего зависит, смогут ли родители успешно обучать своего ребенка на дому?
Очень важно учесть степень занятости родителей. Если мать и отец большую часть времени посвящают работе или домашним делам, то, скорее всего, занятиям будет уделено недостаточное внимание. Идеальна ситуация, когда один из родителей может в дневное время полностью посвятить себя урокам с ребенком. Качественное обучение возможно и тогда, когда родители работают посменно: преподавание одних предметов может взять на себя отец, а других - мать (в зависимости от того, в каких они более сведущи).

Это не означает, что организация семейного образования недоступна занятым родителям. Для того чтобы знания ребенка превышали знания учеников подавляющего большинства школ, достаточно лишь хорошего знания материала учебника. Если родители принимают решение о переводе на семейное обучение ребенка шестого - одиннадцатого классов, они могут рассчитывать на то, что при достаточном контроле с их стороны ребенок сможет самостоятельно изучать такие предметы, как история, география, биология. (Разумеется, он может попросить родителей объяснить непонятный материал.) Однако этот способ работы даст результат лишь в том случае, если ребенок достаточно самостоятелен и ответственен, а также при условии постоянного контроля со стороны родителей, которые должны следить за регулярностью занятий и качеством усвоения материала (что, в принципе, несложно).

В случае, если у родителей нет времени и на преподавание таких дисциплин, как физика, математика, иностранный язык и других достаточно сложных предметов, можно обратиться к услугам репетиторов. Причем в качестве репетитора можно пригласить учительницу школы, в которой числится ребенок. Тогда он скорее всего будет испытывать меньший стресс при сдаче зачетов и экзаменов этому учителю. Частные уроки недешевы, но их может быть не так уж много - их эффективность значительно выше.

Однако в любом случае занятым родителям нужно хорошенько взвесить свои возможности.
Уровень образованности родителей имеет большое значение, но считаю нужным предостеречь от его переоценки. Разумеется, он должен быть достаточным для того, чтобы с помощью учебника научить детей тому или иному предмету, однако практика семейного образования не только в России, но и за рубежом, показывает, что и родители, не имеющие высшего образования, могут очень хорошо наладить обучение своих детей на дому. Подчеркнем, главный залог успеха - желание родителей дать своему ребенку качественное образование.

Представим себе ситуацию, когда родители переводят своего ребенка на семейную форму обучения. Школа обязана предоставить им учебники, программы учебных курсов и другую литературу, имеющуюся в школьной библиотеке, а также методическую и консультативную помощь.

Если у родителей возникнут трудности в понимании того или иного предмета, либо появятся вопросы методического характера, можно купить дидактические материалы, дополнительные учебники, аудио- и видеопособия, обратиться за помощью к школьному учителю (вопрос о бесплатных консультациях решается по договоренности родителей со школой).

Очень хорошо, если ребенка переводят на семейную форму обучения с первого класса. Это позволяет шаг за шагом освоить и преподать ребенку все предметы школьного курса. При этом как родители, так и дети избегают стресса - ведь материал еще достаточно легкий, количество уроков невелико и родителям не нужно тратить много времени и сил на их подготовку и проведение. В средних же классах, когда учебный материал становится объемнее и сложнее, родители смогут сосредоточить именно на преподавании, не отвлекаясь на организационные вопросы и «привыкание» к семейной форме обучения.

Уровень материальной обеспеченности. Как и в предыдущем случае, следует предостеречь от переоценки этого важного, но не определяющего фактора, влияющего на успешность семейного образования. Важен такой уровень обеспеченности, который позволяет одному из родителей бóльшую часть дневного времени посвятить обучению детей. Конечно, у обеспеченных семей больше возможностей, однако, если пользоваться только школьными учебниками и не обращаться к помощи репетиторов, семейное обучение также может дать прекрасные результаты.

***
Теперь о трудностях, которые могут возникнуть у родителей, решивших обучать ребенка в семье.

Нередко родителям приходится преодолевать довольно сильное сопротивление со стороны школы, начиная с категорического отказа в переводе на семейное обучение (что незаконно) и кончая предвзятым отношением школьных учителей к «домашнему» ребенку, навязыванием чрезмерной отчётности перед школой и т. д. В случае конфликтов стоит опираться на законы, касающиеся семейного образования. Основные документы - Закон РФ «Об образовании» и «Положение о семейном образовании», принимаемое муниципалитетами.

Практически все противники семейного образования считают трудности детей в общении со сверстниками основным его недостатком. Конечно, отчасти с этим можно согласиться. Действительно, многие «домашние» дети застенчивы, нередко теряются в присутствии незнакомых людей, не всегда находят общий язык со сверстниками. Причина в том, что они общаются, в основном, с родителями и учителями, а со сверстниками - намного реже, чем обычные школьники. Поэтому родителям, решившим обучать детей в семье, можно посоветовать большое внимание уделять тому, чтобы у их ребенка был достаточно широкий круг общения.

В заключение - о том, как перевести ребенка на семейное обучение.
Надо найти школу (как правило, государственную), в уставе которой прописана семейная форма обучения. Заметим, что само по себе отсутствие в уставе школы такой записи ещё не говорит о том, что родители обязательно должны искать другую школу. Если родители все же хотят обучать своего ребенка на базе данной школы, они могут обратиться в местную прокуратуру либо написать заявление уполномоченному по правам ребенка их региона. (В России уже были случаи, когда по заявлению родителей школу обязали вписать в устав семейную форму обучения).

Родителям и администрации школы нужно прийти к договорённости об условиях аттестации ребенка.
Родители должны написать на имя директора школы «Заявление о переводе на обучение в форме семейного образования».

Между образовательным учреждением и родителями должен быть заключен соответствующий Договор, который регулировал бы все вопросы взаимодействия «домашней» и государственной школы, особенно тех, которые касаются порядка, объема и сроков проведения промежуточной аттестации, а также отчетности перед школой. (Отметим, что на практике договор заключают далеко не всегда, и о сроках сдачи экзаменов родители устно договариваются с лицом, ответственным за семейное образование в школе).

Документы по переводу на семейную форму обучения обычно представляются в школу не позднее 6 сентября.

Якунина Анастасия Николаевна

По материалам сайта deti . mail . ru



Семейное образование
(или homeschooling) - форма получения образования, предусмотренная законодательством Российской Федерации, предполагающая изучение общеобразовательной программы вне школы.

При семейном обучении право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Оставляет право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации.

Обучающийся в рамках семейного образования во время обучения также имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Альтернатива школе

Согласно Конституции РФ, основное общее образование обязательно и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие.

В РФ образование может быть получено:

  1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  2. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования.

Допускается также сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Российская Федерация поддерживает различные формы образования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Современные родители больше не хотят быть пассивными потребителями образовательных услуг, они все чаще выбирают для себя роль активных участников процесса, которые воздействуют на рынок.

Как следствие, появился выбор, что делать родителям, которые не хотят в силу разных причин, водить ребенка в общеобразовательную школу.

Вот несколько вариантов:

1. Найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие)

2. Перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе.

3. Перейти на семейное образование.

Кому подходит семейное обучение

К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то обстоятельств.

Вот несколько мотивов родителей, выбирающих семейное образование:

  • нежелание вписывать ребенка в рамки системы;
  • желание обеспечения лучшего образования для ребенка;
  • желание обеспечения более гармоничного развития ребенка;
  • необходимость укрепления здоровья ребенка;
  • желание нести личную ответственность за образование своего ребенка;
  • выбор в пользу особенностей личности своего ребенка;
  • желание поиска индивидуального пути ребенка;
  • нежелание давать ребенку негативный пример поведения от ровесников.

Что меняется в жизни ребенка, практикующего семейное образование

Окружение

Изначально ребенок не запирается в узких рамках возрастной группы, никто не диктует ему, какого возраста должны быть его друзья.

Он с самого начала не причисляет себя к группе ровесников, что исключает возникновение однотипных стремлений и ярлыков текущего возраста.

В его окружении могут быть дети как младше, так и намного старше.

Ребенку не подаются друзья "на блюдечке", как в школе. Он выбирает их сам, исходя из своих интересов и увлечений, а также особенностей характера и потребности в общении.

Иногда друзей приходится искать и это прекрасный навык для будущей взрослой жизни.

Кто-то считает, что хоумскулинг лишает детей социализации, а кто-то наоборот.

Человек, который научился искать подходящих ему друзей в 10 и 15 лет - не останется один или в окружении случайных людей в 25 и 40.

Учителя и уроки

В каждом из нас живет неискоренимая любознательность. Каждый помнит наслаждение от того, что узнал, сумел, изобрел и получил. Именно это чувство - лучший двигатель учебы.

Выбрав такую форму обучения родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям.

У нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и т. д.

Именно сегодня информации, отвечающей потребностям каждого ребенка так много, как никогда за весь период истории человечества.

Время, режим, питание

Простые радости жизни в виде зоопарка, бассейна, музея, заповедника становятся доступны в любое время года и дня.

У домашнего ребенка гораздо больше возможностей быть на свежем воздухе.

А также в разных интересных местах, будь то мамина работа или папин гараж, аквапарк или поездка к бабушкиному другу археологу. Ребенок может больше находиться среди близких и интересных ему людей.

Режим - дело гибкое. Если у ребенка скачок роста, он переутомился или слегка простыл, самое правильное - дать ему поспать, это может предотвратить множество болезней.

При семейной форме образования ребенка торопят только собственные же планы.

Ответственность родителей

Когда ребенок находится на домашнем обучении, очень помогает понимание того, что начинать любые воспитательные процессы придется, так или иначе, именно с себя.

Родителю, практикующему семейное образование не на кого сваливать возникшие проблемы, даже если у ребенка сложный характер, отсутствие желания учиться, чрезмерная вялость или активность и т. д.

И только родители могут действительно понять - проблема ли это, с которой нужно работать или временное поведение ребенка в заданной ситуации.

Оценки

Практически любые виды проверок, вопросов и тестирования могут создавать риск разрушения мотивации к обучению.

Уровень гормонов стресса возрастает у ребенка в ответ практически на любое экзаменирование.

Главное правило оценки при обучении на семейном образовании - сравнивать себя можно только с собой вчерашним.

Ребенку не приходится ждать чужой оценки своих способностей и как-либо зависеть от нее.

Личные качества

Часто ребенок, оказавшийся вне рамок подавляющей его системы, словно "расцветает", он расслабляется, становится собой и начинает осознавать собственные потребности в получении знаний.

Поведение ребенка более не связано общественными ярлыками - "драчун", "непоседа", "тихоня". Оно не состоит из чужих фраз и особенностей, принятого в компании поведения.

Таким образом, постепенно ребенок учится оставаться собой, получая при этом правильные результаты.

Ответственность ребенка

Многие родители переживают, что выбирая семейное образование, они создают ребенку некий искусственный мир, где все нацелено на создание комфорта, подачу ему удобных решений и т. д. А во взрослой жизни ведь всякое бывает.

Но если задуматься чего родители вообще хотят достичь своим воспитанием, какими хотят видеть своих детей в будущем и просуммировать разнообразие ответов, скорее всего большинство родителей скажут: мы хотим, чтобы дети выросли счастливыми и самостоятельными людьми.

Семья - это своего рода тренажер, который готовит ребенка к взрослой, самостоятельной жизни. Есть ряд навыков, которым на семейном образовании ребенок автоматически обучается с самого юного возраста.

К таким навыкам относятся:

  • умение найти себе занятие, дело, применение;
  • возможность видеть свою цель не как "закончить четверть без троек", а как "хочу узнать, попробовать, добиться чего-то";
  • умение получать радость от процесса и результата.

Система изначально забирает у ребенка вожжи, которыми он управляет своей жизнью. Семейное образование действует в этом случае мягко - не забирая инициативу, позволяя проявлять себя тогда, когда ребенку самому это необходимо.

Ребенок может действовать самостоятельно:

  • сам нашел учителя и сам договорился;
  • сам заработал и сам оплатил свой спортивный семинар;
  • сам поставил себе задачу и сам нашел решение, через пробы и ошибки, ругаясь, когда не выходит, отчаиваясь и снова вдохновляясь;
  • сам "добывает" из мира информацию, испытывая восторг от новых решений и гордясь собой по праву.

И никто не торопит, не оценивает, не сравнивает и не критикует.

Плюсы семейного образования

1. Индивидуальный темп обучения. Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку. Если он плохо усваивает информацию, подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял все до мелочей.

2. Исключается насилие со стороны педагогов и сверстников.

3. Ребенок может жить по естественным биологическим часам - просыпаться тогда, когда хочет, учиться в определенное время, когда это получается лучше всего.

4. Кто как не родители способны учесть все индивидуальные особенности своего ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодится ему в будущем.

5. У ребенка появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах - языки, архитектуру, искусство и т.д.

6. Домашнее обучение поможет ребенку в будущем справиться с трудным выбором профессии.

7. Обучение проходит в домашней обстановке, поэтому ребенку не придется следовать школьным правилам и ритуалам, что делает его жизнь свободнее и естественнее.

8. Исключается негативное влияние окружения на ребенка.

9. У родителей появляется возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе.

10. Появляется возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби или секции.

11. Родители могут контролировать процесс развития ребенка.

12. Родители могут чутко следить за состоянием здоровья ребенка.

13. Родители могут определять ежедневное питание ребенка.

14. Такое обучение направлено на природный познавательный интерес ребенка, а не на получение высоких отметок.

15. Как показывает практика, кризис переходного возраста проходит значительно легче у детей, обучающихся дома.

Минусы семейного образования

1. Ребенок может чувствовать себя отчужденно. Возможно ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. Может возникнуть шаблонный образ "белой вороны".

2. Возможно, из ребенка получится не тот человек с лидерскими качествами, которого родители хотели бы видеть.
Чтобы быть лидером, личностью нет необходимости сбегать от реальной жизни в обществе, напротив, следует проявлять себя, бороться с конкурентами, завоевывать популярность и уважение поступками.

3. Навыки коммуникации могут быть сведены к нулю.
Ребенок, обучающийся дома, не всегда имеет возможность ежедневно тренировать навык общения с ребятами разного возраста и разных социальных групп.

4. Возможен побочный эффект в виде проявления эгоизма у ребенка в будущем.
У человека, который привык к избранному отношению, в коллективе могут возникнуть сложности в ситуации, где он оказывается на равных условиях с другими.

5. Неправильно организованное семейное обучение может привести к отсутствию или частичному нарушению дисциплины у ребенка.

6. За детьми требуется постоянный контроль.
Родители, выбирающие такую форму обучения должны быть готовы и иметь возможность тратить свое время на детей.

7. Есть риск возникновения дальнейших трудностей с обучением в ВУЗах, колледжах, техникумах, если родители не сумели дать должное образование.

8. Чрезмерная опека может привести к инфантилизму ребенка.
Если у ребенка совершенно не будет опыта, необходимого для самостоятельной жизни, это может наложить негативный отпечаток на его личностные качества.

9. Ребенок должен стать обязательным участником выбора семейного формата обучения, в противном случае это будет очередное навязывание родителями уставов, ограничивающих ребенка, что лишает данный вид образования основного преимущества перед школой.

10. Родителям нужно быть готовыми к тому что хорошее образование может обойтись серьезными затратами денежных средств.

11. Родителям необходимо быть очень организованными людьми, чтобы правильно построить для ребенка процесс обучения дома, пользуясь всеми преимуществами данной формы обучения и исключая возможные недостатки.

12. Родителям может не хватать педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики для обучения ребенка.

С какими трудностями могут столкнуться родители, выбирающие семейное обучение

Почти все родители, так или иначе, сталкиваются с похожими трудностями в этой сфере. Вот некоторые из них:

  • поиск подходящей школы для прохождения аттестаций;
  • отсутствие видения решения проблемы дисциплины;
  • проблема выбора образовательной программы и методик;
  • сложности в диалоге с администрацией школы, желающей избежать лишних проблем, связанных с переводом ребенка на другую форму образования;
  • отсутствие навыка родителей работать с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями, чтобы наиболее эффективно реализовывать обучение.



Как перевести ребенка на семейную форму обучения

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение нужно сделать всего 2 вещи:

1.Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования.

2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования.

Советы опытных родителей как это сделать

1. Не надо ни о чём спрашивать в школе, пишите заявление.

Главный интерес администрации школы - не соблюдение ваших законных прав, не выполнение законов и даже не интересы ребёнка, а наименьшее количество проблем.

Поэтому, желая перевести ребенка на семейную форму обучения вы можете услышать от директора школы такие фразы как: "Такой формы обучения вообще нет", "Вы же без педагогического образования, вам нельзя", "У нас нет в уставе, идите в другую школу" и т. д.

Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, ситуация скорее всего поменяется.

Школа - это государственное учреждение, поэтому, согласно № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обязана принять ваше заявление и меры по его обработке.

В заявлении можно использовать оборот "в соответствии со статьей 17 закона "Об образовании в РФ" прошу…" - так будет понятнее, что закон вы уже читали и препираться по этому поводу бессмысленно.

Чтобы сохранить тёплые отношения с руководством школы, скажите, что полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Делайте два экземпляра заявления для подписи.

Сделайте один дополнительный экземпляр заявления для себя. На вашей копии документа также необходимо поставить отметку о приёме заявления (печать, подпись, дата). Это нужно для того чтобы исключить "случайную" потерю документа руководством школы.

3. Обращайтесь за разъяснениями в вышестоящие инстанции.

Если школа даёт вам письменный отказ, не даёт никакого ответа, отказывается принимать заявление или выставляет неправомерные условия, необходимо обратиться в другие вышестоящие инстанции.

Например, в РОНО (районный отдел образования), в городской комитет по образованию, к уполномоченному по правам ребёнка в Министерстве образования. В особых случаях можно отправить письмо и в прокуратуру.

4. Не ждите быстрого решения.

Когда вам придёт ответ из госоргана, куда вы обращались, не спешите радоваться, сначала почитайте, что вам написали. С вероятностью 99% на конкретный вопрос вам ответили отпиской.

В этом случае необходимо написать следующее обращение, где следует указать что вы не получили ответа по существу на своё предыдущее обращение и просите дать конкретный ответ на свой вопрос, как это и должно происходить по закону.

После этого часто приходит нормальный ответ.

5. Сохраняйте спокойствие и улыбайтесь.

Вы значительно упростите себе жизнь, если не будете относиться к администрации школы и другим госслужащим как к личным врагам.

Помните, что это просто переговоры, которые как и любые другие, можно вести спокойно и вежливо.

По опыту, чем активнее вы заявляете о своих законных правах, тем меньше администрация школа хочет с вами конфликтовать и проявляет желание нормально договориться.

Что говорят о семейном образовании

Родители:

"Мой сын сам находит для себя информацию, он умеет учиться и это самое главное, чему я смогла его научить дома.

Главной трудностью оказалось разрешить сыну временами ничего не делать, а себе - спокойно смотреть на это. А главной проблемой - найти общий язык с учителями, которые считают невозможным самостоятельное обучение."

Ольга Молчанова, мать

"Я хорошо понимаю, зачем нужны экзамены. Но идея крайне искажена. Готовятся и учатся люди, чтобы сдать, а не чтобы знать. И вот в этом я вижу неудачу системы.
Поэтому мои дети не учатся для того, чтобы сдать школьный зачет. Они находят решение возникающих перед ними задач. Как только задачей станет сдача зачета, они будут искать ее решение. А я, конечно, помогу им, по мере сил."

Катя Азанова, мать

"Обычно наш день выглядит так: дети спокойно высыпаются, встают, кушают, во что-то играют, потом мы начинаем заниматься. Либо мы проводим один, два, три урока с небольшими перерывами, либо мы проведем один большой урок, потом погуляем, потом проведем еще урок. Но часто они занимаются самостоятельно по учебнику в своем ритме, как им удобно. То есть, дети просто знают, что им за неделю нужно пройти вот этот раздел, и они его читают. Если надо прочитать литературное произведение или написать сочинение, они делают это когда хотят, я не даю домашних заданий.

Я учу детей именно заниматься самостоятельно. То есть даешь человеку учебник по биологии и он его читает, а если что-то непонятно, то я вместе с ним по учебнику разбираюсь, поскольку я в биологии не специалист."

Алексей Карпов, многодетный отец

Специалисты:

"Поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным"

Алексей Семёнычев, консультант по вопросам семейного образования

"Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение.

Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников.

Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства."

Анна Девятка, семейный психолог, гештальт-терапевт

Литература на тему " Семейное обучение как система" Алексей Карпов

Отвечает на такие вопросы как:

В чем специфика индивидуального обучения?
- Как действовать, чтобы не создать дома аналог школы?
- Какие трудности могут вам встретиться?
- Как реагировать на неудачи?

"Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату" Павел Парфеньев

Книга предлагает родителям полное и доступное изложение всей юридической информации, необходимой для того, чтобы воспользоваться законным правом учить ребенка школьного возраста дома.

В ней рассмотрены различные нормы российского образовательного права, касающиеся семейного образования и экстерната, включая особенности регионального регулирования этих форм получения образования.

Популярные вопросы

Чем семейное образование отличается от экстерната?

Экстернат относится к самообразованию.

Общее для обеих форм: обязательность выполнения программ, самостоятельность в их освоении и последующая аттестация.

Различия: при семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе, используя все привилегии - бесплатные учебники, возможность пользоваться школьной библиотекой.

Экстернат - это самостоятельная, часто ускоренная, форма получения образования, при которой ребенок не является учеником той или иной школы.

Семейное образование доступно только в определенных школах?

Практически во всех учебных заведениях на сегодня предусмотрено семейное образование. Если в уставе школы форма семейного образования не обозначена, это повод для требования родителями внесения изменений по включению в устав школы данной формы обучения согласно законодательству.

Можно ли будет вернуться к обычному обучению?

Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей.

Кто в случае выбора семейного образования должен обеспечивать ребенка учебниками?

Обучающийся в рамках семейного образования, во время обучения, имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Как проходит аттестация при семейном образовании?

Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную (по желанию) и итоговую аттестацию (в обязательном порядке).

Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не "унесли корабль" далеко в сторону от ФГОСа.

Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.

Оценивает знания учеников специальная комиссия, в которую обычно входят учителя из разных школ района, города или даже региона. Таким образом, к ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

Обучение на дому и семейное образование одно и то же?

Достаточно часто семейное образование путают с обучением на дому, которое организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера.

Основанием для такого обучения является заключение врачей, подтверждающее его необходимость. В результате педагоги школы проводят занятия с ребенком на дому.

Таким образом, в отличие от семейной формы ответственность за результаты образования полностью возлагается на образовательную организацию.

Литература и источники

Большая часть детей в нашей стране учится в школе, являющейся базовой ступенью для получения систематизированных знаний и приобретения минимума практических и социальных навыков, необходимых в дальнейшем.

Посещение детьми школы с сентября по май воспринимается родителями как данность и непреложная обязанность каждого ребенка. И мало кто задумывается об альтернативном обучении. Тем не менее, получить общее образование на вполне законных основаниях можно не только в стенах традиционной школы. Есть и другие варианты и возможности.

Сегодня часто можно услышать такие фразы, как «домашнее образование», «семейная форма обучения», «индивидуальное обучение». И, как свидетельствуют факты, все больше родителей совместно с детьми выбирают семейное обучение на дому. Что же это за вид образования, как перейти на семейное обучение и как его организовать? Попробуем разобраться.

Причин перехода на индивидуальное обучение на дому немало. И чаще всего в основе желания получить домашнее образование без посещения ребенком школы лежит несовпадение интересов учеников и учебного заведения:

  • при проблемах со здоровьем (инвалидность, тяжелая болезнь) ребенок физически не может посещать школу и вынужден перейти на домашнее обучение по медицинским показаниям;
  • по желанию родителей в силу тех или иных семейных обстоятельств.

Вполне оправдана целесообразность перехода на домашнее обучение в следующих случаях:

  • профессиональные занятия музыкой, спортом, которые сложно совмещать с регулярным посещением школы из-за частых отлучек на соревнования, конкурсы, смотры;
  • ребенок успешно и с большим опережением осваивает школьную программу, и ему не интересно на уроках (это чревато утратой интереса к учебе вообще). Не всегда спасает в этой ситуации «перепрыгивание» через класс, так как по психическому и физическому развитию ребенок отстает от старших детей, с которыми ему предстоит учиться;
  • частые переезды родителей, из-за которых ребенок вынужден постоянно менять школы, друзей, учителей. В результате возможны психологические проблемы и снижение успеваемости;
  • убеждения, что в школе нельзя получить интересующие знания и навыки в нужном объеме;
  • конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребенок категорически отказывается посещать образовательное учреждение ( , насмешки).

Во всех этих ситуациях спасением может стать семейное обучение. Но как перевести ребенка на домашнее обучение? И какие могут последствия такого шага? Какими законами регулируется домашнее обучение в России?

Варианты получения семейного образования в России

Если на семейном совете было принято решение, что обучение на дому – оптимальный вариант для вашего ребенка, то сразу возникает масса вопросов. Что делать дальше? Как оформить домашнее обучение и в чем его отличие от других форм образования? На какие документы ссылаться?

Читайте также: ДостигайКА: мотивирующие значки для малышей

Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года – основной документ, который поможет найти ответы на многие вопросы, связанные с образованием детей в нашей стране. Из него можно узнать, что, для того чтобы получить общее образование, не обязательно ходить в школу. Дети могут учиться и вне ее стен.

Статья 44 закона определяет преимущественное право родителей самим (учитывая мнение ребенка) выбирать для него ту или иную форму образования и обучения до окончания 9 класса (завершение основного общего образования). Далее же право выбора становится привилегией самого ребенка. Но, разумеется, без согласия родителей все равно не обойтись.

Родители, выбравшие домашнее обучение, могут дать детям в семье общее образование на всех его уровнях (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее). Но это решение в любой момент можно изменить. И ребенок, как и другие его сверстники, снова может посещать школу.

Процесс обучения детей вне школы предполагает домашнее обучение нескольких видов (не запрещается сочетать разные формы обучения и получения образования). Некоторые из них мы рассмотрим.

Семейное обучение

Семейное обучение происходит в форме семейного образования или самообразования.

Эта форма обучения предполагает непосредственное и самое активное участие родителей в организации учебного процесса в домашних условиях, которые могут сами выступать в роли педагогов либо приглашать для обучения детей преподавателей и репетиторов (услуги которых оплачиваются).

На время семейного обучения ребенок закрепляется за какой-либо школой, в которой он сдает экзамены. И это один из принципов организации домашнего образования.

В законе указано, что общее образование вне школы можно получить в форме семейного образования. А общее среднее образование – в форме самообразования (метод получения знаний, способствующий развитию мышления, вне стен учебного заведения и без участия преподавателей).

Такое разделение иногда вызывает путаницу и ошибочное предположение о том, что такая форма, как семейное образование, в принципе недоступно старшим детям, получающим общее среднее образование. На самом деле закон утверждает, что на любой ступени общего образования (начального, основного и среднего) может использоваться семейное образование.

Нюанс в том, что младшие дети при обучении вне школы могут обучаться только в форме семейного образования, в силу их возраста предполагающего обязательное родительское участие. На старшей ступени можно выбирать: самообразование, семейное образование или их сочетание (теоретически это тоже возможно), поскольку взрослые дети уже в состоянии самостоятельно обучаться без вмешательства родителей.

Как перейти на домашнее обучение?

И снова обратимся к закону. По заявлению родителей выбрать семейную форму обучения можно, находясь на любой ступени общего образования. Так же как и вернуться в школу, изъявив желание снова в ней учиться.

Выбрав семейное образование, родители несовершеннолетнего обязаны в письменной форме сообщить об этом в территориальное районное или окружное управление образования, где и ведется учет детей, пожелавших обучаться дома.

Взаимоотношения между школой и родителями детей, выбравших обучение на дому, в части организации учебного процесса регламентируются нормативными правовыми актами. Писать заявление с просьбой исключить ребенка из школы (как этого требуют некоторые общеобразовательные заведения) при оформлении обучения на дому не следует.

Читайте также: Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, лечение

В заявлении указывается, что для ребенка выбрано семейное образование с указанием ссылок на соответствующие статьи закона (ст.17, 44, 63) и просьба зачислить его в качестве обучающегося для прохождения аттестации экстерном в школу (ст.17, 33, 34). На основании этого заявления ребенка зачисляют экстерном и включает его в число обучающихся, хотя он не является учащимся школы. Если ребенок ранее учился в этой школе, он выбывает автоматически из числа ее учащихся, но остается обучающимся-экстерном в ней.

В чем разница между статусом «обучающегося» и «учащегося» и имеют ли дети при семейной форме образование какое-либо отношение к школе? Ответ – да, но только в части, касающейся прохождения аттестации экстерном. Школа никак не может влиять на учебный процесс обучения на дому, контролировать его или корректировать. Функция образовательного учреждения ограничена проведением итоговых и промежуточных аттестаций.

Результат обучения по форме семейного образования подтверждается итоговой аттестацией, которая осуществляется бесплатно согласно 43 статье Конституции РФ.

Надомное обучение

Среди форм внешкольного обучения выделяется надомное обучение. Этот вариант обучения на дому по медицинским показаниям – мера вынужденная, и рассчитан он на детей не здоровых, которым трудно (или порой невозможно) посещать школу. Это дети-инвалиды и дети с затянувшимися хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения.

Обучение может происходить только дома, без посещения школы (преподаватели приходят к обучающемуся домой). Для ребенка составляется индивидуальное учебное расписание. Тетради, учебники и услуги педагогов предоставляются бесплатно.

Подобный вид домашнего обучения – это шанс изучить школьную программу, предусмотренную образовательным учреждением, в котором ученик зарегистрирован, и получить аттестат зрелости. Сдача экзаменов и контрольных работ осуществляется также на дому.

Обучаться по такой форме, не покидая дома, возможно при выполнении ряда условий. Необходимо:

  • предоставить справку от медицинской контрольно-экспертной комиссии;
  • написать на имя директора заявление в образовательное учреждение;
  • выбрать соответствующую состоянию здоровья ребенка программу обучения: общую, при которой обучение проходит по той же системе, что и у сверстников в школе, но уроки могут быть большей или меньшей продолжительности, расписание уроков не таким строгим, как в школе, количество изучаемых предметов в день сокращено, или вспомогательную, которая разрабатывается индивидуально под ребенка.

После завершения обучения по вспомогательной программе ребенок получает аттестат с указанием конкретной программы, которую он осилил. Обучающийся по общей программе получит обычный аттестат.

После того, как все формальности выполнены и документы поданы, издается приказ об организации надомного обучения, согласно которому утверждается расписание занятий, учебный план, назначаются преподаватели, место проведения занятий, периодичность аттестации. И в целом организуется процесс индивидуального обучения, который регламентируется правилами школы, учеником которой значится обучающийся.

При этом интенсивность учебного процесса зависит от физических и психических возможностей ученика, его способности усваивать материал. Для учета проведенных занятий и отметок об успеваемости ребенка заводится специальный журнал, который родители в конце учебного года сдают в школу.

Соня Самсонова, основатель своего альтернативного образовательного проекта, красноярской , размышляет, почему ни государственные школы, ни частные заведения, ни домашнее обучение не дают адекватных ответов на глобальные вопросы воспитания следующих поколений.

За последние десятилетия запрос родителей к школе прошёл путь от «сделайте моего ребёнка умным» через «сделайте моего ребёнка успешным» к «сделайте моего ребёнка счастливым».

И если на первые два вопроса школа была готова (по крайней мере, пыталась) дать ответ, то вопрос о счастье явно выходит за рамки школьной компетенции и ставит многих в тупик.

Прогрессивные родители поняли, что ни большой ум, ни грандиозные карьерные успехи, ни наличие классической семьи формата «мама+папа+двое детей» не гарантируют ребёнку душевного покоя, чувства удовлетворённости и, в конце концов, психического и физического здоровья.

Родительские муки выбора и трудные решения

Власть может смениться, родители - это навсегда. Быть родителем - гораздо более ответственная роль, нежели быть президентом или министром. И сегодня, как никогда прежде, мамы и папы находятся под давлением огромного количества факторов даже не с рождения ребёнка, а с момента первой мысли о нём. Вредно УЗИ или нет? Рожать или кесарево? Как долго кормить грудью? Прививки: за или против? Сон: совместный или раздельный? Слинг? Кенгурушка? 4 кружка в 4 года – много или мало? Подготовка к школе в 5 или 6 лет? Выбирать школу или учителя? Не хочет ходить в школу - что делать?

Проблема усугубляется тем, что нет никаких правильных ответов. Специалисты - педагоги, врачи, психологи, физиологи от участковых педиатров до профессоров ведущих мировых клиник спорят друг с другом, приводя мощные аргументы с обеих сторон. Не все родители - специалисты в химии, биологии, медицине и психологии, и уж точно не во всём сразу. У них голова идёт кругом от форумов и блогов в интернете, передач на радио и ТВ, от книг и статей.

Сегодня родителям приходится нести на себе бремя ответственности за каждый свой выбор, отстаивая его перед бабушками и дедушками, соседями по лестничной клетке, на детской площадке, а порой и перед государственными учреждениями - поликлиникой, детским садом, школой.

Но впереди ещё два испытания: первое - школьные годы, второе - как оценит ваши старания ребёнок. Никто не знает, спросит ли вас в будущем сын, почему вы не переехали в экологически чистый регион или даже страну, когда он покрывался коростами аллергической сыпи, задыхаясь в родном краю. Может быть, дочь выскажет, что у неё нет друзей, потому что вы не отдали её в садик, а потом и в обычную школу. Вечные вопросы, муки выбора и трудные решения.

Выход из системы образования

У среднестатистического жителя нашей страны есть целых три варианта обеспечения среднего образования ребёнка: проторенный путь муниципальной школы «по прописке», недешёвое образование в частном учебном заведении или набирающий популярность во всём мире отказ от государственных услуг и переход на предусмотренную Законом семейную форму получения образования.

С первыми двумя вариантами всё более-менее понятно: все мы учились в государственных школах и отлично знаем их порядки, преимущества и проблемы. Единицы из нас окончили элитарные частные школы, но даже если нет, то тоже понятно, что условия и качество обучения там примерно соответствуют разнице в стоимости услуг.

Что представляет собой выход из системы? Выход куда?

В неизвестное. В космическое, бесконечное и, благодаря интернету, безграничное образовательное пространство целого мира.

Снова страшно, снова множество вопросов. К счастью, есть лучи света в этом тёмном царстве вариантов домашнего обучения, открытых (не побоюсь этого слова, неинституционализированных) форм образования, интерактивных образовательных площадок - это современные издания (журналы, газеты, блоги, сайты) и группы поддержки родителей, выбравших семейное образование (СО). Казалось бы, вот оно - будущее: свобода от школьной гребёнки-уравниловки, самодуров-директоров, истеричек-училок, перегруженного расписания, нездорового питания, жестоких сверстников, опасных компаний, школьного стресса.

Семейное образование в виде домашнего обучения освобождает ребёнка от школы, но какое образование оно даёт?

Если оно семейное, значит ли, что оно современное?

Нет. В современном высокотехнологичном мире информационно-коммуникационных технологий и моральной деградации, когда единицы владеют богатствами всего мира, а миллионы голодают, когда можно уничтожить целую семью одним постом в инстаграме - нет, самые лучшие мама и папа не смогут дать ребёнку современное качественное образование ни дома, ни у репетиторов. Смогут дать такое, которое сами считают хорошим, а именно - помочь ребёнку стать начитанным, воспитанным, эрудированным, физически развитым. Но невозможно дать то, о чём не имеешь понятия сам.

Этому не научит никакая книга, никакая школа страны, никакие курсы. Современное образование не шире и не глубже, чем предметные знания - оно МЕТАпредметно, его основа - математика, естественные науки и словесность, но его суть лежит НАД ними (да, ты знаешь теорему, но что ты будешь с ней делать?).

Современные умения не могут сформироваться в паре с любящей мамой.

Только в реальном разновозрастном коллективе разных людей из разных семей и культур. Это невозможно обеспечить в домашнем обучении.

Пока родители детей на семейном обучении учат друг друга «прочитывать» учебники и «объяснять» детям, «пересказывая» содержание (технология обучения, характерная для XVI-XIX веков), пока ведущие «эксперты» семейного обучения рассказывают, как «выучить все предметы» через анскулинг - ясно, что их задача в том, чтобы отделаться от школы малой кровью, «сдать предметы», «закрыть четверти и полугодия», освободить своих детей от школы для… для того, что кажется лучшим на родительский взгляд.

Я не только родитель, я специалист по образованию и сторонник профессионализма. Я хочу, чтобы моих детей и меня лечил профессиональный врач, защищал профессиональный юрист, одевал профессиональный портной, а учиться мы хотим у профессионального учителя в современно организованном образовательном пространстве по самым передовым образовательным стандартам. Ни государственные, ни частные школы, ни домашнее обучение не позволят обеспечить этих условий. Но выход есть.

Взгляд в будущее: что произойдёт?

Подобно тому, как вальдорфские школы открываются по запросу родительского сообщества, в России появятся маленькие школы, ориентированные на достижение современного качества образования в соответствии с ценностями и доходами семей. Эти школы будут организованы не назначенными сверху, а специалистами по образованию, которых выбрали родители.

Возможно, начнётся охота за головами, и родители смогут нанимать директоров государственных школ, в то же время появятся новые лица и имена тех, кто не смог добиться должностей в государственной системе.

Именно это, а не бесконечные и бестолковые государственные реформы, приведёт к тому, что учителя будут осваивать самые прогрессивные технологии, реализовывать индивидуальный подход, применять эффективные методики.

А организаторы образования будут слышать и гибко реагировать на запросы семьи, предоставляя действительно прозрачные финансовые отчёты (а не собирать очередные тысячи на ремонт и подарки).

Сеть таких инициативных школ, конечно, не вытеснит государственное образование, но наконец приведёт к истинным реформам образовательной системы страны, потому что не меняться в условиях такой конкуренции с новой современной школой старая российская школа просто не сможет.

При чём тут счастье?

Нам не удастся раскрыть секрет счастья и составить его рецепт. Но, по крайней мере, новые инициативные школы России дадут возможность небольшим объединениям родителей, учителей и организаторов образования прийти к единому пониманию того, что хорошо и правильно для детей. А если нет - присоединиться к другой маленькой школе, или открыть ещё одну. Когда мы обустроим пространство каждой маленькой школы и дадим нашим детям возможность почувствовать, каково это - жить и учиться, понимая и уважая друг друга, делая осознанный выбор, а не подчиняясь чужой воле, открыто задавая вопросы и выражая своё мнение, оценивая безграничные возможности, которые оказались в руках человечества и, в связи с этим, огромную ответственность за судьбу всех людей - это будет уже очень много по сравнению с тем упадочным состоянием, в котором мы пребываем сегодня.

Мы должны научиться приходить к согласию в малых группах, принимая решения локального уровня. Тогда через десятки лет наши дети смогут принимать эффективные решения планетарного масштаба, чтобы ресурсы всех недр, высот и океанов и всех людей служили решению мировых проблем и способствовали развитию каждого. Это ли не счастье?

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.