Сочинение: Пушкин а. с

Говорят, что самый большой страх человек испытывает перед смертью. Но есть категория людей, которая не боится её. Для них главное в этой жизни отстоять свои идеалы и убеждения. Они готовы совершать подвиги, забывая об опасности. Их невозможно обесчестить.

Вспомните Джордано Бруно, который погиб, но остался верен своим идеалам. Жанна д Арк, сгорела на костре, но не предала свою Родину. А сколько безымянных подвигов совершают люди, идя на верную гибель. Мы не знаем имен всех пожарников, которые погибли, спасая из огня беспомощных детей, стариков. Они бы могли выбрать другую профессию, без риска для жизни.

Именно эта категория людей движет наш мир вперед, к прогрессу. Идеалисты, презирающие смерть, были во все века и будут. Хотя, многим обывателем такие люди и кажутся странными. Но что, же поделать, каждому свое. Кто-то умирает рано, но остается героем в памяти людей. А есть приспособленцы, они становится предателями и получает взамен презрение людей, и всю жизнь живут изгоями.

Ещё сочинения:

Нельзя обесчестить
того, кто не страшится смерти.
Жан-Жак Руссо
Стремитесь всегда исполнить
свой долг, и
человечество
оправдает вас даже там,
где вы потерпите неудачу
Джефферсон

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает об исторических событиях конца 18 века. Россия охвачена пугачевским восстанием. Но главное для автора не просто рассказать об этом событии, но и показать, как ведут себя люди, попавшие в трудную ситуацию. Не случайно Пушкин выбирает эпиграфом повести известную пословицу: «Береги честь смолоду». Кто-то из героев повести всю жизнь следует этим словам, и выбирает смерть вместо предательства, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни. Главные герои, вокруг которых строится сюжет повести – Гринев и Швабрин. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что такое честь офицера, человеческое достоинство.
Повесть написана от лица Петруши Гринева. Из первой главы мы узнаем о его жизни до приезда в Белогорскую крепость. Воспитание Петруши было доверено гувернеру-французу и крепостному Савельичу. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», - так рассказывает оно о своем детстве. Гринев ведет жизнь молодого повесы, совершенно не задумываясь о завтрашнем дне. Но трагические события, произошедшие с ним в Белогорской крепости, заставили его переосмыслить свой образ жизни, найти для себя новые ценности.
В крепости Гринев знакомится с Алексеем Швабриным. О его жизни читатель узнает лишь то, что в крепость герой сослан из-за дуэли. Швабрин умен, возможно, он получил хорошее образование, и имеет такой же строптивый, неуравновешенный характер, как и Гринев. Словом, оба героя – повесы-недоросли, только что выпорхнувшие из родительского гнезда. Однако образ Швабрина почему-то сразу вызывает читательскую антипатию. Не случайно и такая фамилия героя – Швабрин, она очень ярко раскрывает его характер, умение лицемерить, изменять своим принципам, идеалам.
Гринев – милый романтик, он страстно влюблен в Машу Миронову и пишет ей стихи в альбом. Реалистичный и расчетливый Швабрин смеется и иронизирует над своим приятелем. Однако и он влюблен в эту же девушку. Между героями происходит дуэль, во время которой Швабрин чуть было, не убил своего «приятеля». Но это лишь завязка сюжета.
По-настоящему понять характер каждого из героев помогают трагические события, связанные с пугачевским восстанием. Это – кульминация повести, и каждый должен совершить нравственный выбор: что для него важнее – честь или бесчестие.
На глазах у Петруши Гринева происходит казнь добрых простых офицеров: капитана Миронова, коменданта крепости Ивана Кузьмича. Они отказываются присягнуть Пугачеву, считая его вором и самозванцем, поэтому выбирают смерть. Такой поступок достоин настоящего офицера.
Швабрин же, испугавшись за свою жизнь, перешел служить в пугачевское войско. Он думает лишь о спасении собственной жизни, забывая о том, что присягнул на верность отечеству, императрице. Такой поступок недостоин оправдания, хотя инстинкт самосохранения – самый сильный у любого живого существа.
Конечно же, Петруше Гриневу было очень страшно. Но он должен был сделать выбор: присягнуть Пугачеву, поцеловать его руку или отправиться на виселицу вслед за капитаном Мироновым. Гринев выбирает второе: «Но я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Он не может нарушить заповедь: «Береги честь смолоду», не может, как Швабрин, изменить своей Родине, стать предателем. Гриневу присущи такие качества, как верность, благородство, преданность своей императрице. И судьба спасает его от страшной смерти. Пугачев вспомнил о подарке – заячьем тулупе – и решил помиловать Гринева.
В другом эпизоде, когда Пугачев приглашает Петрушу к себе на пир, он вновь предлагает ему служить в своем войске. Но и здесь Гринев достойно отстаивает свои идеалы, свою офицерскую честь и готов предпочесть смерть предательству. И тогда разбойник-самозванец начинает понимать Петрушу и даже симпатизирует ему: «А ведь он прав! Он человек чести. И не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!»
Низость Швабрина проявляется не только в эпизоде, где он перешел служить на сторону восставших. Любыми средствами он готов завладеть Машей Мироновой, пытаясь принудить ее выйти за него замуж. Но для девушки, воспитанной настоящим русским офицером, такое замужество равносильно смерти. С помощью Пугачева Гринев освобождает Машу из плена, и такой поступок характеризует его как благородного дворянина.
После поражения пугачевского восстания в тюрьму попадают и Гринев, и Швабрин. Но здесь опять не обошлось без доноса. Изворотливый Алексей, спасая свою жизнь, клевещет на своего «приятеля». Во время суда они оказываются лицом к лицу. Но и в этом эпизоде Гринев остался верен своим принципам, не уронил чести и достоинства настоящего офицера.
В повести Пушкина счастливый конец. Благородство и честность побеждают низость и предательство. Гринев был освобожден из тюрьмы, в финале он женится на Маше. О судьбе Швабрина Пушкин не пишет, но, по всей видимости, он был казнен за участие в пугачевском бунте. Это справедливое наказание для такого ничтожного человека. Сравнивая этих героев, мы можем судить о том, каким должен быть настоящий офицер. Он никогда не потеряет своего честного имени, не изменит своей Родине. Именно так поступали благородные люди во все времена.

До итогового сочинения осталось совсем немного. Продолжаем с ребятами готовиться.

Сегодня я представляю вашему вниманию материалы для направления «Честь и бесчестие», подобранные мною и моими учениками.

Чтобы не повторяться, не предлагаю ни словарные выкладки, определяющие сами понятия, ни множество формулировок тем, которые есть на многих сайтах, созданных в помощь одиннадцатиклассникам, - просто публикую высказывания (пословицы, афоризмы) по теме. Каждый может использовать их по своему усмотрению: в качестве эпиграфа, для вступления или заключения, мостика-связки между частями сочинения.

Возможно, кому-то пригодится и наша подборка стихов о чести и бесчестии.



Береги платье снову, а честь смолоду. Русская пословица

Честь идет по дороге, а бесчестье — по сторонке. Пословица


Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. Пословица



Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти.Жан Жак Руссо


Честь дороже жизни.Иоганн Фридрих Шиллер



Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.
Ф. М. Достоевский



Честь нельзя отнять, ее можно потерять.Антон Павлович Чехов



Честь — вот истинная красота!Ромен Роллан


Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.Цицерон



Честь от бесчестных — тоже ведь бесчестие.Публий Сир



Без добродетели нет ни славы, ни чести.А. Суворов



Для честных людей обещание — это обязательство. Турнье



Хочешь быть счастливым всю жизнь — будь честным человеком. Томас Фуллер



Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. Пьер Бошен



Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер



Честь — это награда, присуждаемая за добродетель. Аристотель



Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. Виссарион Белинский



Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье. Блез Паскаль



Торгуя честью, не разбогатеешь. Л. Вовенарг



Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг



Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье. Жорж Луи Леклерк де Бюффон



Почет и честь — не в знатности и званье,
А в скромности и честном воспитанье. Алишер Навои



Честь отчизны… блюдет не тот, кто покрывает ее преступления, а тот, кто не боится ее от них очистить. - Борис Акунин. Алмазная колесница



Досадно мне, что слово «честь » забыто
И что в чести наветы за глаза .
Владимир Высоцкий



Не платье украшает человека.
Как из-за чёрных туч сверкает солнце ,
Так честь блистает под одеждой бедной. Уильям Шекспир. Укрощение строптивой


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.

Роберт Бернс


Притча

Вода, Ветер, Огонь и Честь

Встретились Вода , Ветер , Огонь и Честь , подружились, и пришло им на ум прогуляться по миру. Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.


– Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, – сказал Огонь. – Ищите меня там.


– По берегам этого озера растет камыш, – сказал Ветер. – Ищите меня там.


– Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, – сказала Вода. – Ищите меня там.


Честь устремила глаза в небо и промолчала.


– А как нам найти тебя? – спросил у Чести Ветер.


– Это бесполезно, – сказала Честь. – Всякий, кто отойдет от меня, никогда не найдет обратной дороги.



Д.С. Лихачев
Письма о добром и прекрасном
Письмо десятое
ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Стихи о чести и бесчестии

***
Самуил Маршак

Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный...
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.

Честь имею

Отар Чиладзе

«Честь имею» – два коротких слова –
Выбросил из лексики мой век...
Пистолет заряжен. Все готово.
И шагнул к барьеру человек...

А теперь уладится иначе:
На столе бутылка коньяка...
Что нам до мальчишеских чудачеств
Дуэлянтов энского полка.

Пересохло русло Черной речки,
От тумана горы не видать.
Будет жить без этих слов нам легче,
Но труднее будет умирать.

Что же делать? Время продиктует
Новые удобные слова.
С Черной речки черный ветер дует,
Как Машук, седеет голова.

Недруга приближу, брошу друга,
Нелюбимой в чувствах объяснюсь.
Не боюсь замкнувшегося круга,
Лексикона нового боюсь.

Как поручик юный, холодея
От насмешки тайного врага,
Закричу однажды: «Честь имею», -
Перепутав годы и века.

Честь

Николай Глазков

Береги честь смолоду! -
Справедливо слово то.
Было много раз оно
Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя - не ерунда,
И ее - об этом речь -
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») – сочинение по “Капитанская дочка” Пушкин А. С

Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти. ЖанЖак Руссо Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу Джефферсон Повесть А. С. Пушкина « » рассказывает об исторических событиях конца 18 века. Россия охвачена пугачевским восстанием. Но главное для автора не просто рассказать об этом событии, но и показать, как ведут себя люди, попавшие в трудную ситуацию.

Не случайно Пушкин выбирает эпиграфом повести известную пословицу: « ». Ктото из героев повести всю жизнь следует этим словам, и выбирает смерть вместо предательства, а ктото готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни. Главные герои, вокруг которых строится сюжет повести – и Швабрин. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что такое честь офицера, человеческое достоинство.

Повесть написана от лица Петруши Гринева. Из первой главы мы узнаем о его жизни до приезда в Белогорскую крепость. Воспитание Петруши было доверено гувернеруфранцузу и крепостному Савельичу. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», - так рассказывает оно о своем детстве. Гринев ведет жизнь молодого повесы, совершенно не задумываясь о завтрашнем дне. Но трагические события, произошедшие с ним в Белогорской крепости, заставили его переосмыслить свой образ жизни, найти для себя новые ценности.

В крепости Гринев знакомится с Алексеем Швабриным. О его жизни читатель узнает лишь то, что в крепость герой сослан изза дуэли. Швабрин умен, возможно, он получил хорошее образование, и имеет такой же строптивый, неуравновешенный характер, как и Гринев.

Словом, оба героя – повесынедоросли, только что выпорхнувшие из родительского гнезда. Однако образ Швабрина почемуто сразу вызывает читательскую антипатию. Не случайно и такая фамилия героя – Швабрин, она очень ярко раскрывает его характер, умение лицемерить, изменять своим принципам, идеалам. Гринев – милый романтик, он страстно влюблен в Машу Миронову и пишет ей стихи в альбом.

Реалистичный и расчетливый Швабрин смеется и иронизирует над своим приятелем. Однако и он влюблен в эту же девушку. Между героями происходит дуэль, во время которой Швабрин чуть было, не убил своего «приятеля». Но это лишь завязка сюжета.

Понастоящему понять характер каждого из героев помогают трагические события, связанные с пугачевским восстанием. Это – кульминация повести, и каждый должен совершить нравственный выбор: что для него важнее – честь или бесчестие. На глазах у Петруши Гринева происходит казнь добрых простых офицеров: капитана Миронова, коменданта крепости Ивана Кузьмича. Они отказываются присягнуть Пугачеву, считая его вором и самозванцем, поэтому выбирают смерть. Такой поступок достоин настоящего офицера.

Швабрин же, испугавшись за свою жизнь, перешел служить в пугачевское войско. Он думает лишь о спасении собственной жизни, забывая о том, что присягнул на верность отечеству, императрице. Такой поступок недостоин оправдания, хотя инстинкт самосохранения – самый сильный у любого живого существа. Конечно же, Петруше Гриневу было очень страшно. Но он должен был сделать выбор: присягнуть Пугачеву, поцеловать его руку или отправиться на виселицу вслед за капитаном Мироновым.

Гринев выбирает второе: «Но я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Он не может нарушить заповедь: «Береги честь смолоду», не может, как Швабрин, изменить своей Родине, стать предателем. Гриневу присущи такие качества, как верность, благородство, преданность своей императрице.

И судьба спасает его от страшной смерти. Пугачев вспомнил о подарке – заячьем тулупе – и решил помиловать Гринева. В другом эпизоде, когда Пугачев приглашает Петрушу к себе на пир, он вновь предлагает ему служить в своем войске. Но и здесь Гринев достойно отстаивает свои идеалы, свою офицерскую честь и готов предпочесть смерть предательству. И тогда разбойниксамозванец начинает понимать Петрушу и даже симпатизирует ему: «А ведь он прав!

Он человек чести. И не важно, что он еще молод, а главное, он не подетски оценивает жизнь!» Низость Швабрина проявляется не только в эпизоде, где он перешел служить на сторону восставших. Любыми средствами он готов завладеть Машей Мироновой, пытаясь принудить ее выйти за него замуж.

Но для девушки, воспитанной настоящим русским офицером, такое замужество равносильно смерти. С помощью Пугачева Гринев освобождает Машу из плена, и такой поступок характеризует его как благородного дворянина. После поражения пугачевского восстания в тюрьму попадают и Гринев, и Швабрин. Но здесь опять не обошлось без доноса. Изворотливый Алексей, спасая свою жизнь, клевещет на своего «приятеля».

Во время суда они оказываются лицом к лицу. Но и в этом эпизоде Гринев остался верен своим принципам, не уронил чести и достоинства настоящего офицера. В повести Пушкина счастливый конец. Благородство и честность побеждают низость и предательство.

Гринев был освобожден из тюрьмы, в финале он женится на Маше. О судьбе Швабрина Пушкин не пишет, но, по всей видимости, он был казнен за участие в пугачевском бунте. Это справедливое наказание для такого ничтожного человека. Сравнивая этих героев, мы можем судить о том, каким должен быть настоящий офицер.

Он никогда не потеряет своего честного имени, не изменит своей Родине. Именно так поступали благородные люди во все времена.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани - » Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») – сочинение по “Капитанская дочка” Пушкин А. С . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела:

Тема "Бесчестие или смерть? "
Литературные произведения, использованные в аргументации:

- повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка ".

Введение:

В современном обществе понятие чести утратило свою ценность, но когда-то она была превыше всего и люди предпочитали умереть, нежели оставить пятно на своем имени.

Честь, по моему мнению, объединяет в личности такие качества, как искренность, мужество, уважение к окружающим и преданность себе. Почему же люди предпочитали смерть бесчестию? Возможно, потому что вместе с добрым именем мы теряем самоуважение и далеко не каждый может с этим жить. Поэтому, я считаю, что человек, который действительно дорожит соей честью, никогда не уронит достоинства даже под страхом смерти.

Аргумент:

Для меня эталоном благородного человека является герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев «жил недорослем» и, когда юноше исполнилось шестнадцать лет, его отец решил отправить юношу на службу в армию в целях воспитания: «пороху понюхать да лямку потянуть». Андрей Петрович старался вырастить сына настоящим мужчиной. На прощание отец дал наставление юноше: «Береги платье снову, а честь смолоду». Волей судьбы Гринев оказался участником «пугачевщины». Когда Белогорская крепость была захвачена и Петр оказался в руках донского казака, перед ним встал выбор: сохранить жизнь, став предателем, или же быть казненным. Герой осознавал, какие его ждут последствия, но, не сомневаясь и секунды, ответил Пугачеву, что он природный дворянин и присягал императрице на верность, и поэтому служить разбойнику не может. «Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебя судья; а я сказал тебе правду» - заключил молодой офицер. Искренность Гринева поразила казака, и он помиловал упрямого юношу. Я восхищаюсь поступком этого персонажа. Петр сильно рисковал, другой на месте Пугачева казнил бы его не задумываясь. Что стоило Гриневу обмануть атамана, присягнуть ему и бежать из крепости? Мне кажется, что не только предать отечество, но даже соврать врагу ради собственного спасения оказалось ниже достоинства этого юноши.

Заключение:

В заключение мне хочется сказать, что человек всю жизнь может казаться добропорядочным, но лишь столкнувшись с опасностью, показывает истинное лицо. Потерять честь - значит изменить своим принципам, а достойный человек не лжет, жаждет справедливости и, самое главное, всегда верен своему слову. Как говорил Жан-Жак Руссо: «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти». Именно эти слова, по моему мнению, наиболее ярко отображает всю суть человеческого достоинства.