Солист энигмы эндрю дональдс биография. "Золотой голос Enigma" Эндрю Дональдс: В России меня поразили мигранты из Азербайджана

Этот человек — настоящий радужный коктейль. Его творчество смешивает жанры и всевозможные музыкальные стили. На его разностороннее развитие повлияли постоянные переезды в детстве, а также доступ к редким записям элитной музыки тех времен. Ребенком Эндрю Дональдс много путешествовал. Его музыкальное развитие сформировалось под влиянием различных стилей. Его отец играл важнейшую роль в его развитии.

«Ребенком я слушал классическую музыку и пел в хоре мальчиков. Мой отец давал мне много разных записей, среди них были записи Биттлз. Биттлз были моей первой экскурсией в мир рока и поп музыки» — говорил Эндрю.

Но в то же время, его отец желал своему сыну успешной академической карьеры, когда в свою очередь Эндрю не находил в этом ничего действительно привлекательного, и после окончания школы покинул родной дом.

В начале, он прожил некоторое время в Англии, в Голландии и Франции, пытаясь раскрыть себя как музыканта. Многие годы у него это не получалось. Дональдс уже думал о завершении своей музыкальной деятельности и о возвращении на Ямайку, когда известный продюсер Эрик Фостер-Уайт предложил ему подписать контракт. Результатом этого стал их сверхпопулярный дебютный альбом под названием «Andru Donalds», выпущенный в 1995 году. Сингл «Мишель» стал хитом и поднялся в чартах штатов на четвертое место. В Европе и на Дальнем Востоке, так же хит «Мишель» долгое время держался на высоких позициях в чартах.

Его амбиция сотворить «вселенную мировой попмузыки» — как сам Эндрю называет свою музыку — с ее великим множеством разнообразия и наполненную магической атмосферой, направила его в правильном направлении и привела к успеху. Однако, он медленно шел к своему второму альбому.

«С этим альбомом, я хочу показать мое персональное развитие, а не просто подняться с другой такой же „Мишель“. Это как в кино, продолжение никогда не бывает таким же хорошим, как и оригинал».

В скором времени, после выпуска второго альбома «Damned If I Don’t» с Эндрю Дональдсом связался продюссер Крету (Энигма).

«Он был на выходных в Греции и услышав „Мишель“, захотел чтобы я пел в его проекте под названием „Энигма“, — вспоминает Дональдс. — Поначалу я был слегка удивлен, но затем, я сказал себе, почему нет».

Дональд и Крету встретились и оба быстро поняли, что сотрудничество будет долгим и продуктивным.

Работа над проектом Энигма была отсрочена, потому что Крету предложил Эндрю выпустить его сольный альбом. Дональдс был приятно поражен своим сотрудничеством с Крету.

«Я очень многому научился от него. Диапазон Мишеля феноменальный. Я слушал музыку Пакистана, Марокко, Индии и многих других стран и это открывало все новые и новые горизонты для меня. Это был вызов и я нашел много новых путей раскрытия моего голоса».

«Я пишу свои песни для всех, чтобы они трогали людей. Для этого я смешиваю множество разных элементов и вариаций музыки, в разных направлениях, как то Поп, Этно, Регги, и даже R’n’B, — говорит Эндрю Дональдс. — Это музыка для всех, неважно молодой ты или человек в возрасте, черный или белый. Это слияние многих направлений и течений, но там всегда присутствует, обладающее наименьшим общим знаменателем, так сказать — мое личное, персональное мнение».

С выпуском своего четвертого по счету альбома «Let’s talk about it» Дональдс создает новый и пленительный космос звука. Все новые песни явно показывают индивидуальность и музыкальное развитие Дональдса, которые возросли за прошедшие два года.

«Я ни в коем случае не пытаюсь создать один тот же альбом дважды. Я ненавижу копии, — объясняет он. — Мои существующие три альбома явно отличаются друг от друга и „Давай поговорим об этом“ также показывает свое полное отличие, и, я думаю, он явно более зрелый альбом».

Разумеется, налицо непрерывающееся развитие певца, начиная с 1995 года с его дебютного альбома «Andru Donalds» к его второму по счету альбому «Damned IF I don’t», выпущенному в 1998 году, и последующему «Snowing under my skin» — до совершенно нового альбома.

Множество поездок в течении прошедших двух лет безмерно обогатили опыт Эндрю, в том числе постоянное и частое общение с его фанатами.

«Я действительно многому учусь на своих концертах. Обратная связь с моими фанатами, без сомнения, помогает мне лучше воплощать в жизнь мои замыслы и по-настоящему достигать соприкосновения ощущений, переживания всех перепетий. Все эти важнейшие события в жизни и существовании в целом,» — говорит Дональдс, — «очень сильно повлияли на меня. Все эти многочисленные поездки в такие разные страны, с тех самых пор, как я ушел из дома, прошло столько времени, и, затем, как прекрасно вернуться домой, в мою родную страну, со сформировавшимися чувствами, которые сделали меня более восприимчивым к самому себе и своим ощущениям».

Эти чувства острого желания и сильной тоски по дому чутко раскрываются в прекрасной песне «My place is here», переданные мягким и чистым голосом Эндрю.

«Мое пение, как красная связующая нить между всеми моими альбомами и каждой песней в отдельности» — так характеризует Дональдс свою уникальность для «Trademark». «Также мною усовершенствовалось написание песен. Пластинки стали более броскими и привлекающими внимание, чем ранее, стихи песен стали более сопереживающими и личными, как никогда не было ранее. Если говорить коротко: теперь больше меня, чем когда-либо».

Уже над «Snowing under my skin» Эндрю работал с Крету в последней «State of the Art» студии на Ибице. На солнечном средиземноморском острове Эндрю нашел необходимое уединение, для того, чтобы полностью сконцентрироваться на своей музыке.

«Я всегда называл атмосферу в доме Мишеля „Звуком тишины“. Когда мы работали ночью, вокруг всегда была прекрасная тишина, а в течении дня была прекрасная возможность непродолжительное время поболтаться на солнышке».

И постоянно Эндрю думал о том, что этот климат так схож с климатом его родной Ямайки.

«Нет сирен, нет шумного движения, только пальмы, фруктовые деревья и бесподобное голубое небо. Я в состоянии полностью расслабиться, думать не о чем и чувствовать совершенную свободу».

Крету стал прекрасным партнером и на этот раз, который, по-видимому, безгранично мог чувствовать, чьё техническое знание помогало обрести песням Эндрю свое бриллиантовое звучание. Ко всему этому, опыт Крету в мире музыки, его любовь к музыкальным направлениям Африки и Азии, открыли двери к новым горизонтам и к новым возможностям самовыражения.

«Я познакомился с музыкой из Марокко, Пакистана, Индии и множества других экзотических стран. Я нашел множество новых вариантов использования моего голоса. „Let’s talk about it“ — это альбом который всецело основывается на опыте моих „живых“ концертов и его также необходимо исполнять в живую» — говорит Дональдс.

У Эндрю помимо внешности и выигрышных творческих устремлений, есть немаловажное достоинство — действительно красивый голос и умение с ним обращаться. «Черная» эмоциональность, «белая» мелодичность, сладость без приторности, бархатность без елея, нежность без кокетства. Иначе говоря, очень изящный и задушевный, но по-настоящему мужественный вокал. Имеет смысл послушать тем, кто хочет быть современным, оставаясь немного старомодным и консервативным.


Эндрю Дональдс ямаец по происхождению, он почти два метра ростом (около шести футов), в прекрасной спортивной форме и атлетически сложен. Одной из самых отличительных сторон его образа являются его длинные дреды – почти общеизвестное и часто встречающееся среди людей, которые родом с Карибских островов. Но это скорее всего одно из клише, под которое можно отнести ЭД.

Эндрю Дональдс не существует только в общеизвестном стиле регги и мифологии растафари (прим. : название секты ямайских негров, происходит от докоронационного титула императора Эфиопии Хайле Селессие I (настоящее имя Тафари Маконнен) «рас Тафари», т. е. «принц Тафари», которого они считают воплощением Бога). Это просто объясняется событиями, которые происходили в его детстве и в юности.

«Мой отец был профессором по предметам богословия (теологии) и психологии, и соответственно кампус был моей детской площадкой. Мы очень много путешествовали. Мой папа преподавал в Принстонском Университете, в Атланте, Джорджии, Лондоне и Нью-Йорке». Ребенком Эндою Дональдс много путешествовал. Его музыкальное развитие сформировалось под влиянием различных стилей. Так же надо отметить, что его отец играл отнюдь не последнюю роль, а одну из самых важных.

«Ребенком я слушал классическую музыку и пел в хоре мальчиков. Мой отец давал мне много разных записей, среди них были записи Биттлз. Биттлз были моей первой экскурсией в мир рока и поп музыки». Тем временем, его отец желал своему сыну успешной академической карьеры, когда в свою очередь Эндрю не находил в этом ничего действительно привлекательного, и после окончания школы покинул родной дом. В начале, он прожил некоторое время в Англии, в Голландии и Франции, пытаясь раскрыть себя как музыканта. Но много лет это не совсем получилось.

Дональдс уже думал о завершении своей музыкальной деятельности и о возвращении на Ямайку, когда известный продюсер Эрик Фостер-Уайт (который был продюсером таких звезд, как Утни Хьюстон, Hi Five, Бритни Спирс) предложил ему подписать контракт. Результатом этого стал их сверхпопулярный дебютный альбом под названием "Andru Donalds" ("Эндрю Дональдс"), выпущенный в 1995 году.

Сверхлиричный сингл «Мишель» стал хитом и поднялся в чартах штатов на четвертое место. В Европе и на Дальнем Востоке, так же хит «Мишель» долгое время держался на высоких позициях в чартах. Его амбиция сотворить «вселенную мировой попмузыки» - как сам Эндрю называет свою музыку – с ее великим множеством разнообразия и наполненную атмосферой, направила его в правильном направлении и привела к успеху. Однако, он медленно шел к своему второму альбому. «С этим альбомом, я хочу показать мое персональное развитие, а не просто подняться с другой такой же «Мишель».

Это как в кино, продолжение никогда не бывает таким же хорошим, как и оригинал». В 1998 году, был выпущен «Будь я проклят, если я не». В скором времени, после выпуска второго альбома, с Эндрю Дрнальдсом связался продюссер Крету (Энигма). «Он был на выходных в Греции и услышав «Мишель», захотел чтобы я пел в его проекте под названием "Энигма", - вспоминает Дональдс. - «Поначалу я был слегка удивлен, но затем, я сказал себе, почему нет».

Дональд и Крету встретились и оба быстро поняли, что сотрудничество будет долгим и продуктивным. Работа над проектом Энигма была отсрочена, потому что Крету предложил Эндрю выпустить его сольный альбом. Дональдс был приятно поражен своим сотрудничеством с Крету. «Я очень многому научился от него. Диапозон Мишеля феноменальный. Я слушал музыку Пакистана, Марокко, Индии и многих других стран и это открывало все новые и новые горизонты для меня. Это был вызов и я нашел много новых путей раскрытия моего голоса». "Let’s talk about it" («Давай поговорим об этом»). «Я пишу свои песни для всех, чтобы они трогали людей.

Для этого я смешиваю множество разных элементов и вариаций музыки, в разных направлениях, как то Поп, Этно, Регги, и даже R&B». Говорит Эндрю Дональдс. "Это музыка для всех, неважно молодой ты или человек в возрасте, черный или белый. Это слияние многих направлений и течений, но там всегда присутствует, обладающее наименьшим общим знаменателем, так сказать – мое личное, персональное мнение.

С выпуском своего четвертого по счету альбома «Давай поговорим об этом» Дональдс создает новый и пленительный космос звука. Все новые песни явно показывают индивидуальность и музыкальное развитие Дональдса, которые возросли за прошедшие два года. «Я ни в коем случае не пытаюсь создать один тот же альбом дважды. Я ненавижу копии. » - объясняет он. «Мои существующие три альбома явно отличаются друг от друга и «Давай поговорим об этом» также показывает свое полное отличие, и, я думаю, он явно более зрелый альбом».

Разумеется, налицо непрерывающееся развитие певца, начиная с 1995 года с его дебютного альбома "Andru Donalds" к его второму по счету альбому "Damned IF I don’t", выпущенному в 1998 году, и последующему "Snowing under my skin" - до совершенно нового альбома. Множество поездок в течении прошедших двух лет безмерно обогатили опыт Эндрю, в том числе постоянное и частое общение с его фанатами. «Я действительно многому учусь на своих концертах. Обратная связь с моими фанатами, бессомнения, помогает мне лучше воплощать в жизнь мои замыслы и по-настоящему достигать соприкосновения ощущений, переживания всех перепетий. Все эти важнейшие события в жизни и существовании в целом, " - говорит Дональдс, - "очень сильно повлияли на меня.

Все эти многочисленные поездки в такие разные страны, с тех самых пор, как я ушел из дома, прошло столько времени, и, затем, как прекрасно вернуться домой, в мою родную страну, со сформировавшимися чувства, которые сделала меня более восприимчивыми к самому себе и своим ощущениям". Эти чувства острого желания и сильной тоски по дому чутко раскрываются в прекрасной песне «Мое место здесь», переданные мягким и чистым голосом Эндрю. «Мое пение, как красная связующая нить между всеми моими альбомами и каждой песней в отдельности, » - так характеризует Дональдс свою уникальность для "Trademark". «Также мною усовершенствовалось написание песен.

Пластинки стали более броскими и привлекающими внимание, чем ранее, стихи песен стали более сопереживающими и личными, как никогда не было ранее. Если говорить коротко: теперь больше меня, чем когда-либо!» Уже над "Snowing under my skin" Эндрю работал с Крету в последней “state of the art” студии на Ибице. На солнечном средиземноморском острове Эндрю нашел необходимое уединение, для того? чтобы полностью сконцентрироваться на своей музыке. «Я всегда называл атмосферу в доме Мишеля « Звуком тишины». Когда мы работали ночью, вокруг всегда была прекрасная тишина, а в течении дня была прекрасная возможность непродолжительное время поболтаться на солнышке». И постоянно Эндрю думал о том, что этот климат так схож с климатом его родной Ямайки.

«Нет сирен, нет шумного движения, только пальмы, фруктовые деревья и бесподобное голубое небо. Я в состоянии полностью расслабиться, думать не о чем и чувствовать совершенную свободу». Крету стал прекрасным партнером и на этот раз, который, по-видимому, безгранично мог чувствовать, чьё техническое знание помогало обрести песням Эндрю свое бриллиантовое звучание. Ко всему этому, опыт Крету в мире музыки, его любовь к музыкальным направлениям Африки и Азии, открыли двери к новым горизонтам и к новым возможностям самовыражения. «Я познакомился с музыкой из Марокко, Пакистана, Индии и множества других экзотических стран.

Я нашел множество новых вариантов использования моего голоса. "Let’s talk about it"– это альбом который всецело основывается на опыте моих «живых» концертов и его также необходимо исполнять в живую, » - говорит Дональдс. «Этот альбом гомогенитический (сходный по составу). Он делался не как включающий в себя трехминутные синглы. Я имею ввиду, что некоторые из песен более продолжительные, чем это позволяет формат для прокрутки на радио. Вы должны прислушаться к моим песням, выбирать и слушать их осознанно, и не использовать как некий саундтрек на заднем фоне». Что, естественно, вряд ли случиться, принимая во внимание превосходное качество музыки альбома "Let’s talk about it".

Эндрю Дональдс родился 16 ноября 1974 года на Ямайке. Его отец был профессором по предметам богословия (теологии) и психологии, и соответственно кампус был детской площадкой Эндрю. Смья много путешествовала. Отец преподавал в Принстонском Университете, в Атланте, Джорджии, Лондоне и Нью-Йорке.

Музыкальное развитие мальчика сформировалось под влиянием различных стилей. Так же надо отметить, что его отец играл отнюдь не последнюю роль, а одну из самых важных. Эндрю слушал классическую музыку и пел в хоре мальчиков. Его отец давал мне много разных записей, среди них были записи Битлз, которые и стали первой экскурсией мальчика в мир рока и поп музыки. Тем временем, его отец желал своему сыну успешной академической карьеры, когда в свою очередь Эндрю не находил в этом ничего действительно привлекательного, и после окончания школы покинул родной дом. В начале, он прожил некоторое время в Англии, в Голландии и Франции, пытаясь раскрыть себя как музыканта. Но много лет это не совсем получилось.

Дональдс уже думал о завершении своей музыкальной деятельности и о возвращении на Ямайку, когда известный продюсер Эрик Фостер-Уайт предложил ему подписать контракт. Результатом этого стал их сверхпопулярный дебютный альбом под названием «Andru Donalds» выпущенный в 1995 году.

Сверхлиричный сингл «Мишель» стал хитом и поднялся в чартах штатов на четвертое место. В Европе и на Дальнем Востоке, так же хит «Мишель» долгое время держался на высоких позициях в чартах. Его амбиция сотворить «вселенную мировой поп-музыки» - как сам Эндрю называет свою музыку - с ее великим множеством разнообразия и наполненную атмосферой, направила его в правильном направлении и привела к успеху. Однако, он медленно шел к своему второму альбому. «С этим альбомом, я хочу показать мое персональное развитие, а не просто подняться с другой такой же «Мишель».

Это как в кино, продолжение никогда не бывает таким же хорошим, как и оригинал». В 1998 году, был выпущен «Будь я проклят, если я не». В скором времени, после выпуска второго альбома, с Эндрю Дональдсом связался продюссер Крету (Энигма). «Он был на выходных в Греции и услышав «Мишель», захотел чтобы я пел в его проекте под названием "Энигма", - вспоминает Дональдс. - «Поначалу я был слегка удивлен, но затем, я сказал себе, почему нет».

Дональд и Крету встретились и оба быстро поняли, что сотрудничество будет долгим и продуктивным. Работа над проектом Энигма была отсрочена, потому что Крету предложил Эндрю выпустить его сольный альбом. Дональдс был приятно поражен своим сотрудничеством с Крету. «Я очень многому научился от него. Диапозон Мишеля феноменальный. Я слушал музыку Пакистана, Марокко, Индии и многих других стран и это открывало все новые и новые горизонты для меня. Это был вызов и я нашел много новых путей раскрытия моего голоса».

О своем творчестве Эндрю говорит, что пишет такие песни, чтобы они трогали людей. Для этого он смешивает множество разных элементов и вариаций музыки, в разных направлениях, как то Поп, Этно, Регги, и даже R&B.

С выпуском своего четвертого по счету альбома «Давай поговорим об этом» Дональдс создает новый и пленительный космос звука. Все новые песни явно показывают индивидуальность и музыкальное развитие Дональдса, которые возросли за прошедшие два года. «Я ни в коем случае не пытаюсь создать один тот же альбом дважды. Я ненавижу копии» - объясняет он. «Мои существующие три альбома явно отличаются друг от друга и «Давай поговорим об этом» также показывает свое полное отличие, и, я думаю, он явно более зрелый альбом».

Разумеется, налицо непрерывающееся развитие певца, начиная с 1995 года с его дебютного альбома «Andru Donalds» к его второму по счету альбому «Damned IF I don’t», выпущенному в 1998 году, и последующему «Snowing under my skin» - до совершенно нового альбома. Множество поездок в течении прошедших двух лет безмерно обогатили опыт Эндрю, в том числе постоянное и частое общение с его фанатами. Чувства острого желания и сильной тоски по дому чутко раскрываются в прекрасной песне «Мое место здесь», переданные мягким и чистым голосом Эндрю.

Пластинки стали более броскими и привлекающими внимание, чем ранее, стихи песен стали более сопереживающими и личными, как никогда не было ранее. Уже над «Snowing under my skin» Эндрю работал с Крету в последней «state of the art» студии на Ибице. На солнечном средиземноморском острове Эндрю нашел необходимое уединение, для того, чтобы полностью сконцентрироваться на своей музыке. И постоянно Эндрю думал о том, что этот климат так схож с климатом его родной Ямайки.

Крету стал прекрасным партнером и на этот раз, который, по-видимому, безгранично мог чувствовать, чьё техническое знание помогало обрести песням Эндрю свое бриллиантовое звучание. Ко всему этому, опыт Крету в мире музыки, его любовь к музыкальным направлениям Африки и Азии, открыли двери к новым горизонтам и к новым возможностям самовыражения. Он познакомился с музыкой из Марокко, Пакистана, Индии и множества других экзотических стран. Нашел множество новых вариантов использования своего голоса. «Let’s talk about it»– это альбом который всецело основывается на опыте моих «живых» концертов и его также необходимо исполнять в живую» - говорит Дональдс. «Этот альбом гомогенитический (сходный по составу). Он делался не как включающий в себя трехминутные синглы - некоторые из песен более продолжительные, чем это позволяет формат для прокрутки на радио. Вы должны прислушаться к моим песням, выбирать и слушать их осознанно, и не использовать как некий саундтрек на заднем фоне». Что, естественно, вряд ли случиться, принимая во внимание превосходное качество музыки альбома «Let’s talk about it».

В 2015 году Эндрю совершенно случайно познакомился с творчеством Максима Фадеева во время одного из своих концертов в России. Он услышал «Breach the line» в его исполнении и был просто сражен наповал этой музыкой. Певцу колоссально повезло найти в России композитора и продюсера, с таким западным звучанием и такого близкого музыкально. Он сразу же написал письмо на почту продюсерского центра и через несколько недель получил приглашение. Вокалист всемирно известного коллектива приехал в Москву, чтобы лично познакомиться с Максимом Фадеевым. После знакомства двух талантливых людей и появился на свет этот замечательный саундтрек «I Believe».

В марте 2013 года певец покорил сахалинцев своим волшебным голосом на концерте в «Арена Сити». Зал погрузился в океан магической музыки и чувственных текстов. В результате, по мнению зрителей, необычайное ощущение от услышанного и «послевкусие» от концерта испытали абсолютное большинство. А для многих, кто пришел на концерт из интереса знакомства с этим исполнителем, он стал настоящим открытием.

Дискография

Сольные альбомы:

1994 - «Andru Donalds»

1995 - «Andru Donalds» (Ограниченное издание)

1997 – «Damned If I Don’t»

1997 - «Damned If I Don’t» (Ограниченное издание)

1999 – «Snowin" Under My Skin»

2001- «Let’s Talk About It»

2006 - «Best Of»

2011 - Trouble In Paradise

1994 – «Mishale»

1994 – «Save Me Now» (Radio only)

1995 - «Mishale» (Remix)

1995 – «Tryin" To Tell Ya»

1998 – «Beautiful Friday»

1998 - «(Still) Lovin" You»

1999 - «All Out Of Love»

1999 – «Simple Obsession» «Simple Obsession»

2000 – «Precious Little Diamond»

2000 - «(I’m Not Your) One Night Lover»

2001 – «Hurts To Be In Love»

2001 – «Someday»

2005 – «Limbo» (Radio only)

2006 – «Dreamer»

2006 - «Let The Stars Fall Down»

2007 – «AD07» (EP)

Участие в проекте Enigma:

2000 – «The Screen Behind The Mirror» (album)

2001 – «Love Sensuality Devotion»(Greatest Hits)

2003 – «Voyageur» (album)

2004 – «Boum-Boum» (single)

2005 – «Hello And Welcome» (single)

2006 - «A Posteriori» (album)

2008 - «Seven Lives» (single)

2008 - «Seven Lives Many Faces» (album)

2008 - «The Same Parents» (single)

Саундтрек:

1997 – «УмницаУиллХантинг» (OST «Good Will Hunting»)

2005 – «Босиком по мостовой» (OST «Barfuss»)

2015 - «I believe» (OST «Савва»)

Дуэт с Евгенией Власовой:

2006 - «Wind Of Hope» (album)

Темнокожий парень с дредами, поющий волнующим бархатным голосом композиции разных стилей – вот основные приметы всемирно известного вокалиста Эндрю Дональдса. Родиной молодого человека является Ямайка. Отец Эндрю был профессором, преподавал теологию и психологию. Его постоянные поездки были сродни проповедованию, и такой образ жизни семьи оставил неизгладимый отпечаток на юном сыне. В первую очередь, благодаря этим путешествиям Эндрю удалось значительно расширить свой кругозор, в том числе и в области музыки. Не зря говорят, что на музыкальные пристрастия Эндрю Дональдса повлияли разнообразные стили – в поездках ему удавалось познакомиться с музыкой различных городов и стран.

Помимо этого, большое влияние на становление музыкального вкуса Эндрю оказал его отец. Он приучил ребенка к классической музыке, а также давал молодому человеку различные записи знаменитых музыкантов, среди которых выделялись «Битлз», например. Желая для своего ребенка академической карьеры, он посвящал свои силы подготовке к этому, но Эндрю выбрал свой путь, покинув родной дом после окончания школы.

Путь самоопределения был тернистым для Эндрю. Кочуя по странам Европы, молодой музыкант пытался найти собственный стиль и начать музыкальную карьеру. В какой-то момент он понял, что все поиски напрасны, и уже начал собираться домой, как внезапно состоялась судьбоносная для него встреча. Эрик Фостер-Уайт, знаменитый в те времена продюсер, обратил свое внимание на молодого вокалиста и предложил контракт. Благодаря этому сотрудничеству в 1995 году Эндрю смог выпустить свой дебютный альбом, назвав его собственным именем - «Andru Donalds». Альбом получился успешным и быстро завоевал популярность, а одна из песен альбома – «Мишель» - стала стопроцентным хитом, долгое время занимая лидирующие позиции в хит-парадах.

С выпуском второго альбома для Эндрю было важно показать собственную эволюцию. Для него значимым было создавать каждый следующий альбом совершенно непохожим на предыдущий. Считается, что ему это удавалось. Альбом «Damned If I Don’t» увидел свет в 1997 году.

Вскоре после выпуска второго альбома к Эндрю обратился продюсер Мишель Крету, создатель студийного музыкального проекта Enigma. Сотрудничество двух этих людей оказалось долгим и плодотворным. Мишель стал для Эндрю и наставником, и помощником, и коллегой.

В 2001 году выходит четвертый альбом Эндрю Дональдса «Let’s Talk About It». По признанию автора, альбом получился более зрелым, нежели предыдущие. Лиричность, сопереживание, личные эмоции и чувства делают этот альбом особенным, уникальным.

«Вселенная мировой поп-музыки» - так характеризует свое музыкальное творчество Эндрю Дональдс. Совмещая в своих песнях различные стили и направления, будь то Поп, или Регги, или Этно, или R&B, он сохраняет лиричность каждой из них. Удивительно чистый вокал Эндрю, бархатность, мелодичность и эмоциональность его голоса без приторности замечательным образом сливаются с мужественными нотками. Все это делает творчество Эндрю Дональдса неповторимым и уникальным, а потому столь популярным.

Этот человек — настоящий радужный коктейль. Его творчество смешивает жанры и всевозможные музыкальные стили. На его разностороннее развитие повлияли постоянные переезды в детстве, а также доступ к редким записям элитной музыки тех времен. Ребенком Эндрю Дональдс много путешествовал. Его музыкальное развитие сформировалось под влиянием различных стилей. Его отец играл важнейшую роль в его развитии. «Ребенком я слушал классическую музыку и пел в хоре мальчиков. Мой отец давал мне много разных записей, среди них были записи Биттлз. Биттлз были моей первой экскурсией в мир рока и поп музыки» — говорил Эндрю. Но в то же время, его отец желал своему сыну успешной академической карьеры, когда в свою очередь Эндрю не находил в этом ничего действительно привлекательного, и после окончания школы покинул родной дом.

В начале, он прожил некоторое время в Англии, в Голландии и Франции, пытаясь раскрыть себя как музыканта. Многие годы у него это не получалось. Дональдс уже думал о завершении своей музыкальной деятельности и о возвращении на Ямайку, когда известный продюсер Эрик Фостер-Уайт предложил ему подписать контракт. Результатом этого стал их сверхпопулярный дебютный альбом под названием «Andru Donalds» , выпущенный в 1995 году. Сингл «Мишель» стал хитом и поднялся в чартах штатов на четвертое место. В Европе и на Дальнем Востоке, так же хит «Мишель» долгое время держался на высоких позициях в чартах.

Его амбиция сотворить «вселенную мировой попмузыки» — как сам Эндрю называет свою музыку — с ее великим множеством разнообразия и наполненную магической атмосферой, направила его в правильном направлении и привела к успеху. Однако, он медленно шел к своему второму альбому. «С этим альбомом, я хочу показать мое персональное развитие, а не просто подняться с другой такой же „Мишель“. Это как в кино, продолжение никогда не бывает таким же хорошим, как и оригинал».

В скором времени, после выпуска второго альбома «Damned If I Don’t» с Эндрю Дрнальдсом связался продюссер Крету (Энигма). «Он был на выходных в Греции и услышав «Мишель», захотел чтобы я пел в его проекте под названием «Энигма», — вспоминает Дональдс. — «Поначалу я был слегка удивлен, но затем, я сказал себе, почему нет.» Дональд и Крету встретились и оба быстро поняли, что сотрудничество будет долгим и продуктивным.

Работа над проектом Энигма была отсрочена, потому что Крету предложил Эндрю выпустить его сольный альбом. Дональдс был приятно поражен своим сотрудничеством с Крету. «Я очень многому научился от него. Диапозон Мишеля феноменальный. Я слушал музыку Пакистана, Марокко, Индии и многих других стран и это открывало все новые и новые горизонты для меня. Это был вызов и я нашел много новых путей раскрытия моего голоса».

«Я пишу свои песни для всех, чтобы они трогали людей. Для этого я смешиваю множество разных элементов и вариаций музыки, в разных направлениях, как то Поп, Этно, Регги, и даже R&B». Говорит Эндрю Дональдс. «Это музыка для всех, неважно молодой ты или человек в возрасте, черный или белый. Это слияние многих направлений и течений, но там всегда присутствует, обладающее наименьшим общим знаменателем, так сказать — мое личное, персональное мнение.

С выпуском своего четвертого по счету альбома «Let’s talk about it» Дональдс создает новый и пленительный космос звука. Все новые песни явно показывают индивидуальность и музыкальное развитие Дональдса, которые возросли за прошедшие два года. «Я ни в коем случае не пытаюсь создать один тот же альбом дважды. Я ненавижу копии.» — объясняет он. «Мои существующие три альбома явно отличаются друг от друга и „Давай поговорим об этом“ также показывает свое полное отличие, и, я думаю, он явно более зрелый альбом».

Разумеется, налицо непрерывающееся развитие певца, начиная с 1995 года с его дебютного альбома «Andru Donalds» к его второму по счету альбому «Damned IF I don’t», выпущенному в 1998 году, и последующему «Snowing under my skin» — до совершенно нового альбома.

Множество поездок в течении прошедших двух лет безмерно обогатили опыт Эндрю, в том числе постоянное и частое общение с его фанатами. «Я действительно многому учусь на своих концертах. Обратная связь с моими фанатами, бессомнения, помогает мне лучше воплощать в жизнь мои замыслы и по-настоящему достигать соприкосновения ощущений, переживания всех перепетий. Все эти важнейшие события в жизни и существовании в целом,» — говорит Дональдс, — «очень сильно повлияли на меня. Все эти многочисленные поездки в такие разные страны, с тех самых пор, как я ушел из дома, прошло столько времени, и, затем, как прекрасно вернуться домой, в мою родную страну, со сформировавшимися чувствами, которые сделали меня более восприимчивым к самому себе и своим ощущениям». Эти чувства острого желания и сильной тоски по дому чутко раскрываются в прекрасной песне «My place is here», переданные мягким и чистым голосом Эндрю.

«Мое пение, как красная связующая нить между всеми моими альбомами и каждой песней в отдельности,» — так характеризует Дональдс свою уникальность для «Trademark». «Также мною усовершенствовалось написание песен. Пластинки стали более броскими и привлекающими внимание, чем ранее, стихи песен стали более сопереживающими и личными, как никогда не было ранее. Если говорить коротко: теперь больше меня, чем когда-либо!»

Уже над «Snowing under my skin» Эндрю работал с Крету в последней «State of the Art» студии на Ибице. На солнечном средиземноморском острове Эндрю нашел необходимое уединение, для того, чтобы полностью сконцентрироваться на своей музыке. «Я всегда называл атмосферу в доме Мишеля „Звуком тишины“. Когда мы работали ночью, вокруг всегда была прекрасная тишина, а в течении дня была прекрасная возможность непродолжительное время поболтаться на солнышке». И постоянно Эндрю думал о том, что этот климат так схож с климатом его родной Ямайки. «Нет сирен, нет шумного движения, только пальмы, фруктовые деревья и бесподобное голубое небо. Я в состоянии полностью расслабиться, думать не о чем и чувствовать совершенную свободу».

Крету стал прекрасным партнером и на этот раз, который, по-видимому, безгранично мог чувствовать, чьё техническое знание помогало обрести песням Эндрю свое бриллиантовое звучание. Ко всему этому, опыт Крету в мире музыки, его любовь к музыкальным направлениям Африки и Азии, открыли двери к новым горизонтам и к новым возможностям самовыражения. «Я познакомился с музыкой из Марокко, Пакистана, Индии и множества других экзотических стран. Я нашел множество новых вариантов использования моего голоса. „Let’s talk about it“- это альбом который всецело основывается на опыте моих „живых“ концертов и его также необходимо исполнять в живую,» — говорит Дональдс.

У Эндрю помимо внешности и выигрышных творческих устремлений, есть немаловажное достоинство — действительно красивый голос и умение с ним обращаться. «Черная» эмоциональность, «белая» мелодичность, сладость без приторности, бархатность без елея, нежность без кокетства. Иначе говоря, очень изящный и задушевный, но по-настоящему мужественный вокал. Имеет смысл послушать тем, кто хочет быть современным, оставаясь немного старомодным и консервативным.