Современных инсталляций относится к искусству. Современный дизайн ватерклозета или что такое инсталляция

Иллюстрация эмоций и внутреннего мира человека иногда просто поражает воображение. Современное искусство, как одно из таких ярких выражений человеческого «я», является этому доказательством. Сколько создано за последнее время новых течений и стилей в музыке, архитектуре и живописи! Человек, освободившись от оков сковывающих раньше его сознание, дарит миру свои мысли через произведения искусства.

Инсталляция – это одно из веяний современного искусства, которое свои истоки берёт от сюрреализма. Создатель инсталляции – Марсель Дюшан, который, в своё время, отличался авангардным подходом к творчеству и окружающему миру в частности. Его последователями считаются - Йозеф Бойс, Роберт Раушенберг, Джозеф Кошут, Эдвард Кинхольц и Илья Кабаков.

В чём же принцип этого вида искусства? Всё просто – нужно найти смысл каждой вещи. Инсталляция раскрываем многозначность каждого предмета вокруг нас, показывает его скрытые смыслы и черты. Не обязательно выбирать для инсталляции что-то красивое и выдающееся, что-то шокирующее или вызывающее, сам по себе предмет является уникальным, поэтому приверженцы этого направления ищут искусство во всём. Поиск смыслов и символов в мире – вот в чём суть инсталляции. Это не значит, что смотря на вещь нужно со стороны подходить к её сути, нет, инсталляция предлагает стать самой этой вещью, проникнуть внутрь её и узнать её предназначение. Особенность этого вида современного искусства в том, что у каждого отдельно взятого человека вещь будет находить свои символы. Вот почему инсталляция как творчество эксклюзивна сама по себе. Все мы разные и видим мир своими глазами, поэтому и наша инсталляция будет очень индивидуальна и порой не постижима для другого человека.

Современная инсталляция имеет разные формы, но самым распространённым является скульптура.

Именно через формы и объёмы мы может более глубоко проникнуть в предмет. Для своих творений авторы используют совершенно простые материалы, иногда даже те, которые, казалось бы, нельзя применять в искусстве. Например, металлом. Делая акцент с помощью цвета или формы, создатели пытаются донести смысл до человека.

Некоторые представители этого искусства ничего не сооружают, они просто выделяют из многообразного мира предметов, окружающего человека, какой-то определённый и тем самым, заставляют подумать о его смысле обывателя. Например, огромные упаковки денег. Что каждый из нас видит в этом сюжете?

Дом у моря? Бассейн с шампанским? Дорогую машину? Или может быть, просто счастье?

Всё просто – оглядитесь вокруг, возможно, смысл всего сущего совсем рядом!

И сюрреалисты. Художники разных направлений создавали инсталляции, среди них можно назвать: Роберта Раушенберга, Джима Дайна, Илью Кабакова, Йозефа Бойса, Янниса Кунеллиса и многих других. Главная цель инсталляции - создание в определенном объеме особого художественно-смыслового пространства, построенного на неординарном сочетании тривиальных вещей, выявляющего в них новые смысловые значения и чувственные качества, скрытые от обыденного восприятия. Вещь, освобождаясь от своего утилитаризма, приобретает символический характер, а преобразованная среда и смена контекстов придают пространству иную смысловую нагрузку и значимость. Развитие научно-технического прогресса, возможности видеотехники, компьютерные технологии помогли развиться новым видам инсталляций, в том числе видеоинсталляции.

Виды инсталляций

  • Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определенное время под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё.
  • Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов часто промышленного происхождения.

Мастера инсталляции

  • Массимо Таккон (Massimo Taccon)
  • Вэльа, Элизабета Вешбицка
  • Spencer Tunick
  • Barbara Kruger
  • Lee Bul
  • Junichi Kakizaki
  • Misha Kuball
  • Diller + Scofidio
  • Christo et Jeanne-Claude
  • Anish Kapoor
  • Wim Delvoye
  • Gary Hill
  • Vanessa Beecroft
  • Wolf Vostell
  • Ange Leccia
  • Norman Dilworth
  • Ruediger John

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инсталляция (в искусстве)" в других словарях:

    Процесс установки программного продукта на конкретную машину, для конкретного пользователя. Инсталляция проводится с помощью специальной программы поставляемой разработчиком. Инсталляция в искусстве пространственная композиция, созданная… … Словарь бизнес-терминов

    И; ж. [от англ. installation установка]. 1. Иск. В современном искусстве: произведение, созданное из различных материалов, изделий, предметов в виде какой л. композиции, по особому организующей пространство. 2. чего. Информ. Установка какой л.… … Энциклопедический словарь

    I ж. 1. Установка программного обеспечения на жёсткий диск компьютера. 2. Подключение к компьютеру аппаратного устройства или сетевого оборудования. II ж. Композиция из простого, недолговечного, бедного материала: натуральных бетонных или… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    В искусстве (англ. installation – установка), термин для обозначения произведений авангардного искусства, представляющих собой ассамбляж или конструкцию, которая может состоять из нескольких частей и рассчитана на размещение в определённом… … Художественная энциклопедия

    инсталляция - (1 ж), Р., Д., Пр. инсталля/ции; мн. инсталля/ции, Р. инсталля/ций (в искусстве) … Орфографический словарь русского языка

    инсталляция - и; (от англ. installation установка); ж. 1) иск. В современном искусстве: произведение, созданное из различных материалов, изделий, предметов в виде какой л. композиции, по особому организующей пространство. 2) чего информ. Установка какой л.… … Словарь многих выражений

    - (от лат. будущее) одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… … Энциклопедия культурологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. ПГ. Группа «ПГ» творческое объединение, образовалась в 2000 году. В нее входило и с ней сотрудничало множество художников, музыкантов и литераторов. В настоящий момент в группу входят Илья… … Википедия

    Группа «ПГ» творческое объединение, образовалась в 2000 году. В нее входило и с ней сотрудничало множество художников, музыкантов и литераторов. Объединение издавало журнал своего имени, участвовало во многих выставках, в том числе и в известных … Википедия

    Дата рождения: 1977 год(1977) Место рождения: Шанхай, Китай Жанр: живопись, скульптура … Википедия

Книги

  • Цвет + Форма. Искусство 20-21 веков. Живопись. Скульптура. Инсталляция. Лэнд-арт. Дигитал-арт , Ефимов Андрей Владимирович , Книга профессора Московского архитектурного института, доктора архитектуры Андрея Ефимова посвящена проблеме взаимодействия "цвета и формы в искусстве 20-21-го веков. Четкий системный подход… Категория: Культурология. Искусствоведение Издатель: БуксМАрт ,

Инсталляция (англ. installation установка, размещение, монтаж) - форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов. Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений.


Инсталляция широко распространена в постмодернистской культуре, берет свои истоки из авангарда начала ХХ столетия. Ее основоположниками были дадаист Марсель Дюшан и сюрреалисты. Художники разных направлений создавали инсталляции, среди них можно назвать: Роберта Раушенберга, Джима Дайна, Илью Кабакова, Йозефа Бойса, Янниса Кунеллиса и многих других. Главная цель инсталляции - создание в определенном объеме особого художественно-смыслового пространства, построенного на неординарном сочетании тривиальных вещей, выявляющего в них новые смысловые значения и чувственные качества, скрытые от обыденного восприятия. Развитие научно-технического прогресса, возможности видеотехники, компьютерные технологии помогли развиться новым видам инсталляций, в том числе видеоинсталляции.


Виды инсталляций Инсталляцию можно охарактеризовать как самоценную символическую декорацию, создаваемую в определенное время под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё. Некоторые инсталляции приближаются к скульптуре, но отличаются от последней тем, что их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов часто промышленного происхождения.



Перфороманс Перфо́романс (англ. performance исполнение, представление, выступление) - форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.англ.исполнение современного искусства художника группы Перфороманс – одно из течений авангардного искусства, в котором художник, используя среду, предметы, людей, совершает некое действие, целью которого является вовлечение в мир абстрактного искусства и растворения в нем.




К перфоромансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перфороманса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом. Иногда перфоромансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Впервые слово «перфороманс» было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «433"» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось перфороманс.времятелозрителя изобразительного искусства картина скульптура театр танец музыка цирковые выступления Дж. Кейджем 1952 году

Презентация на тему: « Инсталляция»

Выполнил: Шайхуллин Усман

Проверила: Мухаметшина Л. Г.

Альметьевск, 2012


Инсталляция– пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм (промышленных и бытовых предметов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации). Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений. Одно из центральных понятий для обозначения современных произведений искусства. Относится обычно к пространственным композициям, построенным или собранным (смонтированным) из самых разнообразных вещей и предметов, как созданных художником, так и взятых в готовом виде предметов утилитарного назначения (домашнего обихода, промышленных станков, приборов или конструкций, готового платья, детских игрушек и т. п.)






Геометрическая инсталляция Esther Stocker

Эстер Стокер сделала

ошеломляющую геометрическую инсталяцию , которая может исследоваться зрителем. Кажется, что строительство каждой части было произведено при помощи странного уравнения, приводящего к необычным линейным образцам и планам.


Инсталляция с клетками в Сиднее

В центре Сиднея можно увидеть интересную инсталляцию "Песни, о которых забывают" . Этот проект художник Майкл Томас Хилл создал в 2009 году, и он представляет собой 110 пустых птичьих клеток, подвешенных высоко в воздухе, которые звучат песнями пятидесяти птиц, которые когда-то жили в центральном Сиднее перед урбанизацией района. Звуки меняются днем и ночью, представляя собой песни дневных и ночных птиц.


Инсталляция Lexus CT Umbra

Компания Lexus совместно с лос-анджелесской дизайн студией Nondesign создали инсталляцию в форме нового гибрида Lexus CT 200h. Эта композиция стала частью кампании Darker Side of Green, призванной привлечь внимание и популяризировать применение передовых экологических технологий. Зритель, обходя по периметру данную инсталляцию, созданную из двух с половиной тысяч алюминиевых прутьев, в точности повторяющих контуры Lexus CT 200h, может наблюдать, как цвет композиции меняется от роскошного и люксового золотого к экологическому зеленому.


Теннисные шары Ana Soler

Ана Солер - кто-то вроде максималиста на арт-сцене. Ее последняя работа - Causa-Efecto представляет собой 2 000 теннисных шаров, подвешенных и тщательно выровненных в траектории полета. Кажется, что они подпрыгивают в воздухе. Инсталляция установлена в художественной галерее Mustang в Аликанте, Испания.


Спасибо за внимание!

Источники:

1.Видео из Youtube, пользователь chaskorru

2.Информация из сайтов Wikipedia и visaginart.narod.ru

В период «посткартинного» существования искусства, когда вместо прямоугольников на стенах музеи предлагают совсем другое, произведения искусства часто называются инсталляциями — об этом вездесущем понятии и хочется сегодня рассказать.

Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).

Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:

1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.

2. Инсталляция — это соединение различных искусств

Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.

3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем

Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.

4. Инсталляция должна находиться в музее

Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».

При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.

5. Инсталляция — это не скульптура

Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.

6. Инсталляция мало живет и почти не хранится

Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.

7. Инсталляция — магическое искусство

Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»

Не пугайтесь, когда находитесь в музее и не знаете, как назвать то, что перед вами — если это не картина или скульптура и не спектакль, скорее всего это инсталляция.