Толкования на Мф. Свт

01.03.15
13.05

Жнешь, где не сеял…

Для меня разстаивть знаки препинания,
всегда было каторгой.

Пропуски между словами словно
препятствовали течению мыслеформ.
Она словно теряла свою красоту и значимость.

У детей Ивана Грозного был ещё более
менее достоверный алфавит, но некоторые
буквы к тому времени были упразднены, а
слова подверглись сокращениям.

Мономах снял свою шапку с головы вместе
с драгоценными камнями и соболями, которые
её украшали и давали возможность получать
энергию через макушку – Макош. А на макушку
водрузил крест, чем и был перекрыт путь к потокам
Солнечного света, позволяющими возноситься и
общаться с другими Светами, и Светлыми мирами.

Люди в оболочке земли словно закапсулированы.
Их можно сравнить с инфекцией – палочки Коха
(туберкулез). Эту инфекцию трудно уничтожить.
Она находится внутри капсулы, но размножается
катастрофически быстро и сжирают «древо
жизни» человека – легкие.

Если кто-то думает, что можно отделить слово от
здорового пребывания, глубоко ошибается.

Попробуйте и напишите все слова вашего обихода.
Их окажется очень мало в сравнении с тем, что
пребывает в миру.

Чем дышите, о том и говорите;

Как говорите, так и живете;

Жизнь свою обедняете сами;

Слушая сплетни – интересуясь чужой не нужной
вам жизнью.

Заняться собой и поправить свой ум другими идеями
и интересами. Вы или топчитесь на месте, или предаетесь
ошую (слева), или начинаете бороться за справедливость.

Разберитесь со своей справедливостью. В ней присутствует
только благо и корысть для себя. Вы считаете, что не заслужили
такого отношения к себе.

Сядьте и проанализируйте, а кому было приятно и тепло
находиться рядом с вами? В своей неразумность вы причиняли
всем хлопоты, вред и безпокойство.

Вы влезли в покои, которые вам не принадлежали и этим
нарушили в нём пребывание не только тех, кто видим, но и
невидимому миру, сложившемуся в сём пространстве.

Но ты не зришь. Даже не заметил, что кого-то столкнул
с его места. А то, что не ваше, вам не дадут, и незаметно
отбросят и сомнут.

Теперь и вовсе превращают людей в навоз,
используемый горсткой людей на верхушке пирамиды.
Но как только критическая масса основания окончательно
оскудеет. Пирамида потихонечку начнет оседать, и если
верхушка не проявит заботу об экологии, культуре и
философии, сидение из-под её толстого зада выбьют.

А так как к жизни в условиях дикой природы они
не приспособлены, то погибнут первыми.

Из массы народа выживут только те, кто откроет в себе
все поры обогащенные Огненными Энергиями, и
начнет поглощать яства усваиваемые всем организмом.,
а не только животом. Откроется том ведических знаний
в нём самом.

Рецензии

Встречайте торжество и разочарование безмятежно.
Существо построило свою иллюзию, а сверху всё перемешали
И посадили вас на хризолитовую табличку залитую иными
необходимыми событиями нужными для вашего дальнейшего просветления.
Мы пришли сюда учиться и совершенствоваться. Спокойная жизнь
превращается в болото. Только движение не имеет застоя.
Наши реки наглядно это показывают. Каждая плотина образаовала болото.

Это тоже знаки препинания....)))

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Порой кажется, что евангельская строгость доходит до жестокой несправедливости. «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26-27), - говорит Господь в притче о талантах человеку, который по сути-то и не сделал ничего преступного. Ведь он сохранил доверенные ему блага, даже не использовал их для собственного обогащения, но честно вернул всё некогда вверенное ему Господином, вернул данный ему ! Кажется, Бог нарушает справедливость и предъявляет к человеку требования чрезмерные, отнюдь не согласные с Его милосердием.

И все же: «Лукавый раб и ленивый!» - слышит в свой адрес недоумевающий простец. И от Кого? От Того, Кто сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Сочетание действительно поразительное. Ведь казалось, что любовь покрывает всё!

Однако ленивый раб наказывается. И наказывается жестоко, без шансов на оправдание! При этом Господь, кажется, даже не обращает внимания на обвинение простеца в жестокости. «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий…» (Мф. 25: 24), - преодолевая страх и трепет, говорит раб своему Властителю. В ответе же Господина слов о жестокой несправедливости мы не слышим, только констатацию факта: «Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал». Констатация для нас непонятная и несправедливая, но для Христа - нет!..

Порой даже кажется, что спасение «ленивого» раба близко. Вот Господь умягчится простотою неудачника, поймет, что нечего с него требовать, что не со зла он не решился пойти на риск и приумножить вверенный талант… И где-то в глубине сердца так хочется в этот момент услышать желанное: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Но в действительности звучит иное: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25: 30).

Почему?.. Что сделал этот несчастный простец, водворяемый ныне в бездны вечных мучений?.. Ответ непрост. Как жизнь. Жизнь, которой так хочется распоряжаться по-своему. Даже добро делать хочется согласно своим расчетам и планам, согласно своему пониманию, возможностям и настроению. И главное - что в этом действительно нет ничего плохого! Ведь ничего дурного человек не делает, напротив - хороший , добросовестный работник. Кажется, всё вкладывается в норму христианской нравственности.

Наверное, так же думал и несчастный из притчи. Думал, что ничего скверного не делает, что живет «как все»: не грабит, не убивает, соседям дорогу не переходит… И всё действительно было бы неплохо, если бы в Евангелии не было Христа! В таком случае жизнь несчастного была бы примером, хотя и не во всем похвальным, но в целом - очень даже неплохим.

Однако: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 5-6).

Факт остается неизменным: смысл жизни - во Христе!

Факт остается неизменным: смысл жизни - во Христе! Не в хорошем воспитании, не в добрых отношениях с близкими, даже не в помощи бедным и нуждающимся! Всё это без Христа - напрасно закопанный талант! Причем его можно закопать во что угодно: в себялюбие, в честность, справедливость - не столь важно. Можно даже надеяться расплатиться им с Творцом, представить в виде доказательства своего благоразумия и нравственной полноценности!

И всё же Господь в этом смысле несправедлив, потому что во все времена те, кто надеялся подобным образом рассчитаться с Богом чем-нибудь иным, кроме смирения, слышали всё те же слова: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26-27).

Господь дал человеку не только разум, не только таланты, профессиональный успех. Вся жизнь - дар Божий! Это и есть та нива, только на первый взгляд принадлежащая нам и лишь частью засеянная Творцом. На самом же деле - всё это удел Божий! Поэтому ленивый раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, но ему следовало бояться, «как бы не оказаться бесполезным для Него» ()!

Раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, а «как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)

Каждый, кто приходит ко Христу, берет на себя обязательство служить Ему всегда и везде! Христианин не может быть «бесполезным», не может оставаться законсервированной «вещью в себе». Именно живое устремление, желание каждый день находить в обстоятельствах собственной жизни поводы доказать свою верность Христу и являются характеристиками истинной веры.

Господь «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал»… А значит, мы не имеем права торговаться с Богом! «Справедливых» отношений всё равно не получится, потому что ради нашего же блага Создатель ставит милосердие выше справедливости! Иного пути нет: мы обязаны признать Его право на каждую часть, каждую сферу нашей жизни - и в ней, по мере возможности, послужить Творцу.

Причем сделать это возможно лишь в Церкви, где Христос - всё и во всем! Потому что быть честным и добрым - далеко еще не значит быть Христовым!

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

«Я шел, я сеял; и произрастала…» Я шел, я сеял; и произрастала судьба, мне щедро за труды воздав, но в горле слишком прочно кость застряла, естественной, как в рыбьем теле, став. Мне не вернуть Весам их равновесья, не уравнять непримиримость чаш; но в небе – знак, не

Слушающий жнет

автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет

Из книги Откуда соколы взлетают автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет Призывную комиссию Михаил Галкин прошел лишь со второй попытки, а тогда, год назад, его признали негодным вообще ни к какой службе в рядах Красной Армии и завернули обратно в свой Пласт из первого же кабинета: учащенный пульс, повышенное артериальное

Глава 1 Кто сеял ветер

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Глава 1 Кто сеял ветер О мировых кризисах и нравственности в политике Даже на памяти современников мировой финансово-промышленный кризис, начавшийся в 2008 году, - не первый. Тот, что разразился в конце 1980-х гг., способствовал, если не стал основной причиной краха экономики

Как Кремль сеял панику

Из книги автора

Как Кремль сеял панику Если верить А. С. Куликову, он разгадал «дьявольский план» организаторов митинга на Октябрьский площади в 14.30 и только тогда понял, как нужно действовать. На самом деле ничего неожиданного для командующего внутренними войсками МВД в 14.30 не

Жнет, где не сеял

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Жнет, где не сеял Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21): «...Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».Сам же евангельский

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ?

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ? Если говорить откровенно, классическая литература нас обоих еще со школьных лет раздражала и злила, роль ее безбожно преувеличивалась. Не было уголка жизни, который бы она не разоблачила, не пригвоздила к позорному столбу и т. д. и т. п. Лев Толстой

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. В отношении к духовной жатве находит свое совершенное исполнение поговорка: "один сеет, другой жнет". Если при

3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело к

автора Лопухин Александр

3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6. Когда же взошло солнце, увяло, и,

26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28. Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29. Но он с

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28. Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; (Лк. 19:22). О прежней радости при встрече с первыми двумя рабами теперь нет и речи. Прежняя ласковая и тихая речь превращается теперь в грозное дыхание бури.

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение деревьев (21:33), то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту

Жнет, где не сеял

Жнет, где не сеял
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21): «...Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».
Сам же евангельский текст восходит к известной древнегреческой пословице - «жать чужую жатву». Та же мысль встречается и у древнегреческого поэта Гесиода в его сочинении «Теогония»: «Чужой труд они пожинают для собственного чрева».
Иносказательно: о людях, пользующихся плодами чужого труда.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Жнет, где не сеял" в других словарях:

    Жнетъ гдѣ не сѣялъ, собираетъ гдѣ не расточалъ. Ср. Вишь, что старый хрѣнъ затѣялъ: Хочетъ жать тамъ, гдѣ не сѣялъ: Полно, лакомъ больно сталъ. Ершовъ. Конекъ Горбунокъ. Ср. Der eine fängt den Hasen, der andere isst ihn. Ср. Uno se la fa, e… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жнет, где не сеял, а собирает, где не расточал. См. СВОЕ ЧУЖОЕ …

    Ср. Вишь, что старый хрен затеял: Хочет жать там, где не сеял: Полно, лаком больно стал. Ершов. Конек Горбунок. Ср. Der eine fängt den Hasen, der andere isst ihn. Ср. Uno se la fa, e l altro se la gode. Pasqualigo. 3, 18. Ср. Один сеет, другой… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Толковый словарь Даля

    Или жамкать; жомкать; жемнуть или жамкнуть; жимать что, давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, выжимать; мять, сдавливать. В орл. говорят сожмал, разожмал руку. | Теснить кого, притеснять. Сапог жмет ногу. Не жать, так и соку не… … Толковый словарь Даля

    Всяк себе хорош. Всяк сам себе загляденье. Здравствуй я, да еще милость моя! Своя рука только к себе тянет. Всякая рука к себе загребает. Всякая птичка своим носком клюет (свой зобок набивает). Бравши, рука не устанет (не приберется, не притупеет … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Ср. Вишь, что старый хрен затеял:

Хочет жать там, где не сеял:

Полно, лаком больно стал.

Ершов. Конек-Горбунок.

Ср. Der eine fängt den Hasen, der andere isst ihn.

Ср. Uno se la fa, e l"altro se la gode.

Pasqualigo. 3, 18.

Ср. Один сеет, другой жнет.

(турецк. ) Osman. 153.

Ср. Лошадь нашла, а осел съел.

(Сарт.) Vambery. 208.

Ср. Ego apros occido, sed alter fruitur pulpamento.

Я убиваю кабанов, а другой наслаждается мясом.

Diocletianus. Ср. Flav. Vopiec. 14.

Ср. Άλλότριον χάματον σφετέρην ες γαστέρ" άμώνται .

Atque metunt ventrem in proprium sudorem alienum.

Чужой труд (пот) жнут в свой желудок.

Hesiod. Theogonia. 599.

Ср. Άλλότριον άμας θέρος .

Чужую жнешь жатву.

Diogen. 2, 75.

Ср. Άλλότριον άμών θέρος .

Alieuam metens messem.

Чужую жатву жнущий.

Aristoph. in equitibus. 392.

Ср. Я знал, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял , и собираешь, где не рассыпал.

Матф. 25, 24.

Ср. Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

Иоанн. 4, 87.

См. зарывать талант свой .

См. sic vos non vobis .

См. чужими руками жар загребать.

  • - Тотчас же после разговора с Пелием Ясон стал готовиться к походу в Колхиду. Он объехал все страны Греции и всюду звал славных своими подвигами героев в поход в Колхиду за золотым руном...

    Энциклопедия мифологии

  • - Жнетъ гдѣ не сѣялъ, собираетъ гдѣ не расточалъ. Ср. Вишь, что старый хрѣнъ затѣялъ: Хочетъ жать тамъ, гдѣ не сѣялъ: Полно, лакомъ больно сталъ. Ершовъ. Конекъ Горбунокъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Из Библии. В Евангелии от Матфея сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки: «.....

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. СЧАСТЬЕ -...
  • - см. Мир гинет, а рать кормится...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Выражение выступает в виде своеобразного теста-загадки на определение смысла быстро сказанного...

    Словарь народной фразеологии

  • - Он сеял зло без наслажденья, Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья - И зло наскучило ему М.Ю. Лермонтов. Демон...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См. ПРИЧИНА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГУЛЬБА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОРОВСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. МНОГО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Пречистая мать засевает, а покров собирает...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УСЛОВИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн. Неодобр. О бездельнике, лентяе. ДП, 257...

    Большой словарь русских поговорок

"жнет где не сеял, собирает где не расточал" в книгах

ВРАГ СОБИРАЕТ СИЛЫ

Из книги Под псевдонимом Дора: Воспоминания советского разведчика автора Радо Шандор

ВРАГ СОБИРАЕТ СИЛЫ Советские войска зимой 1941/42 года нанесли крупное поражение вермахту, разгромив на разных участках фронта до пятидесяти дивизий. Для пополнения обескровленных армий гитлеровскому командованию пришлось срочно перебросить из Германии, Франции и

«Я шел, я сеял; и произрастала…»

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

«Я шел, я сеял; и произрастала…» Я шел, я сеял; и произрастала судьба, мне щедро за труды воздав, но в горле слишком прочно кость застряла, естественной, как в рыбьем теле, став. Мне не вернуть Весам их равновесья, не уравнять непримиримость чаш; но в небе – знак, не

Полковник КГБ собирает мзду

Из книги Кремлевское дело автора Иванов Николай Владимирович

Полковник КГБ собирает мзду Совместная работа с КГБ даёт достаточно оснований для того, чтобы судить о нравах таинственного учреждения. А таинственного-то, оказывается, мало. Не раз приходилось убеждаться, что не интересы дела здесь превыше всего, а честь мундира.

Слушающий жнет

автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет

Из книги Откуда соколы взлетают автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет Призывную комиссию Михаил Галкин прошел лишь со второй попытки, а тогда, год назад, его признали негодным вообще ни к какой службе в рядах Красной Армии и завернули обратно в свой Пласт из первого же кабинета: учащенный пульс, повышенное артериальное

Империя собирает сведения

Из книги Советский кишлак [Между колониализмом и модернизацией] автора Абашин Сергей

Империя собирает сведения Пути В России первые сведения о юго-восточных предгорьях Кураминского хребта стали появляться в первой половине XIX века, когда через перевал Кендыр-даван (Кендырлик)306, разделяющий долину реки Ахангаран и Ферганскую долину, началось

19. Капитан собирает силы

Из книги Джон Браун автора Кальма Анна Иосифовна

19. Капитан собирает силы На Востоке все интересовались канзасскими событиями. Многие либерально настроенные дельцы стояли за свободные штаты, жертвовали деньги в комитеты помощи переселенцам и помещали статьи в газетах. Они с восторгом приняли человека, сражавшегося в

Земство собирает силы

Из книги В пучине Русской Смуты. Невыученные уроки истории автора Зарезин Максим Игоревич

Земство собирает силы К осени 1611 года российская элита полностью дискредитировала себя. Многочисленные центры власти, точнее ее осколки, либо лишились последних признаков легитимности и народной поддержки, либо окончательно потеряли способность влиять на ситуацию.

Глава 1 Кто сеял ветер

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Глава 1 Кто сеял ветер О мировых кризисах и нравственности в политике Даже на памяти современников мировой финансово-промышленный кризис, начавшийся в 2008 году, - не первый. Тот, что разразился в конце 1980-х гг., способствовал, если не стал основной причиной краха экономики

Как Кремль сеял панику

Из книги автора

Как Кремль сеял панику Если верить А. С. Куликову, он разгадал «дьявольский план» организаторов митинга на Октябрьский площади в 14.30 и только тогда понял, как нужно действовать. На самом деле ничего неожиданного для командующего внутренними войсками МВД в 14.30 не

Жнет, где не сеял

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Жнет, где не сеял Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21): «...Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».Сам же евангельский

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ?

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ? Если говорить откровенно, классическая литература нас обоих еще со школьных лет раздражала и злила, роль ее безбожно преувеличивалась. Не было уголка жизни, который бы она не разоблачила, не пригвоздила к позорному столбу и т. д. и т. п. Лев Толстой

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. В отношении к духовной жатве находит свое совершенное исполнение поговорка: "один сеет, другой жнет". Если при

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; (Лк. 19:22). О прежней радости при встрече с первыми двумя рабами теперь нет и речи. Прежняя ласковая и тихая речь превращается теперь в грозное дыхание бури.

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение деревьев (21:33), то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту