Туманность андромеды. Час Быка (сборник) Характерные внешние атрибуты жизни

В первом номере журнала «Техника – молодежи» за 1957 год началась публикация социально-философского научно-фантастического романа Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды», написанного им в 1955 – 1956 годах. Это произведение даже противники коммунистической идеологии называли «удачной утопией будущего». А советские читатели - «беспрецедентным романом»

Впрочем, почему утопией? Некоторые научно-технические предсказания Ивана Ефремова из этой и других книг стали реальностью. Например, открытие месторождения алмазов в Якутии, ртутных руд на Южном Алтае, электронная книга, трехмерное телевидение и т.п. Однако, основой творчества Ивана Ефремова были рассуждения о морально-этическом развитии общества, человеческих ценностях. Не случайно главной наукой будущего в его книгах является история, а соотношение горя и радости мерилом уровня развития цивилизации.

Общество будущего у Ивана Ефремова не существует в рамках только одной планеты. А потому имеет смысл привести цитату из советского фантастического фильма, который вышел на экраны через 16 лет после опубликования «Туманности Андромеды». Речь идет о картине Будимира Метальникова «Молчание доктора Ивенса». «Что гласит первый закон Земли»? - спрашивает земного ученого член инопланетного экипажа. И услыхав, что таких законов нет, а земляне разделены границами, социальными и этническими барьерами, с горечью констатирует, что Земля еще не созрела для контактов с другими цивилизациями. Иван Ефремов видел Землю как общий дом. И, похоже, знал дороги к этому. Не случайно действие «Туманности Андромеды» происходит в эру Великого кольца. Далее за ней идет Эра встретившихся рук. По терминологии Ивана Ефремова, мы остались в Эре разобщенного мира.

Приходится констатировать, что пока реальностью из всех социальных прогнозов Ивана Ефремова стал самый худший вариант общественного устройства, описанный в романе «Час Быка». Кто-то увидел в ней карикатуру на советскую действительность. На самом деле, Ефремов писал не об этом. Этот роман - предупреждение вышел в конце 60-х годов прошлого века. Он о социальной и нравственной катастрофе на планете Торманс, в которой царит инферно, разрушающий и сжигающий души ад при жизни. Сам писатель говорил о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры». Царит на Тормансе олигархия, народу остается борьба за выживание и пошлая массовая культура. Эта картина, похоже, сейчас давно утратила границы.

Что касается «Туманности Андромеды», то это произведение, долгие годы бывшее не просто фантастическим романом для читателей в СССР, а потом и в России, а нравственным ориентиром, показывающим каким может быть человек при разумном устройстве общества, самодисциплине, стремление к развитию, теперь, похоже, забыто либо многим «скучно и малопонятно».

Низа Крит - Татьяна Волошина

На одном из общественных форумов в 2011 году известный российский журналист, претендующий на грамотность и третейские суждения, услышав выражение «идеология «Туманности Андромеды», долго не мог успокоиться. И публично обвинил произнесшего это в неадекватности. И не потому, что он не любит Ивана Ефремова. А потому, что он его не читал. И «Туманность Андромеды» в его понимании - это что-то из Космоса. Где-то далеко. А про роман он, очевидно, никогда и не слышал.

Почитайте на форумах в интернете отзывы молодых людей о других произведениях Ивана Ефремова. Души их часто глухи, а потребности сродни потребностям насекомых. Не это ли «Час Быка»? Но беда даже не в этом, а в том, что себе подобным они считают весь мир. «У Ефремова две студентки в «Лезвии бритвы» во время поездки по Средиземноморью обсуждают памятники архитектуры. Этот Ефремов, что не знает, о чем говорят между собой студентки»? - цитата с форума на сайте, посвященного творчеству Ивана Ефремова. Нет, он не знал таких студентов. А если и знал, то не считал эту патологию нормой.


Мвен Мас - Ладо Цхвариашвили

Возможно, что сам Ефремов никогда не встречал в современном ему обществе людей, в точности похожих на героев «Туманности Андромеды», таких как Дар Ветер, Мвен Мас, Веда Конг или Эвда Наль. Но многие черты их людям моего поколения были понятны, близки, различимы в толпе и заставляли совершенствовать себя и окружающий мир. Кстати, Иван Ефремов никогда не лакировал советскую действительность. Темы репрессий, преступности, нравственных пороков звучат в книгах, посвященных современному ему периоду.

И как отголоски - в будущем. Не случайно, в «Туманности Андромеды» одной из задач воспитания в школах является противодействие подобному. Судьба ученого Мвен Маса («Туманность Андромеды»), который ради этически сомнительного, но яркого научного открытия подверг риску жизни тех, кто помогал ему - пример того, как в будущем будут решаться подобные проблемы. Мвен Мас раскаивается в своём поступке, добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения - убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить руководствуясь только личными желаниями и страстями. От дальнейшей деградации его спасает любовь и чувство ответственности перед доверившимися ему людьми.

В «Туманности Андромеды» есть несколько сюжетных линий. Любителю фантастики будут интересны космические путешествия героев, те, кто интересуется историей найдет в книге много нового из этой области знаний. В книге есть описания педагогики будущего, вызвавшие в советское время много дискуссий, как и тема семьи и взаимоотношений мужчины и женщины. У Ефремова вся система жизни и работы человечества в будущем будет устроена именно так, чтобы человек мог получать радость и удовольствие. Опасным психическим симптомом в понимании Ивана Ефремова является потеря интереса к жизни. Равнодушие по Ефремову - это тоже симптом болезни.

Сам Иван Ефремов так вспоминал о времени работы над «Туманностью Андромеды»: «Так и остался у меня в памяти период работы над «Туманностью Андромеды» как время полного уединения, тишины, время, когда передо мной был только письменный стол и звёздное небо, как бы придвинувшееся, приблизившееся ко мне».

А у нас, тех, кого в 1980-е годы называли советской молодежью, романы Ивана Ефремова - «Туманность Андромеды», «Час Быка», «Лезвие бритвы» были глотком воздуха, вселявшим веру в то, что жизнь может и должна быть иной.

Что касается самого автора произведения - Ивана Антоновича Ефремова, учёного-палеонтолога, создателя нового научного направления - тафономия, писателя и философа, его личность и жизнь до сих пор остаются загадкой. Идеи Ивана Ефремова настолько опережали время, в котором он жил, что уже при жизни появились настойчивые слухи, что Ефремов - инопланетянин, индийский йог и т.п. Во всяком случае, человек, обладающий экстраординарными способностями.

«Тума́нность Андроме́ды» - социально-философский научно-фантастический роман Ивана Антоновича Ефремова . Написан в 1955-1956 гг. Первое издание - в журнале «Техника - молодёжи» в 1957 г. В виде книги впервые опубликован в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия» в 1958 году (165 000 экз.). Многократно переиздавался, переведён на десятки языков мира.

Квинтэссенцией социальных и философских размышлений Ефремова о далёком будущем стал масштабный и беспрецедентный в советской литературе роман «Туманность Андромеды». (Аннотация книги)

Сюжет

Действие романа происходит в отдалённом будущем, в то время, когда Земля представляет собой единый мир, с высокоразвитой и интеллектуальной, коммунистической формой общества. Это время характеризуется необычайным развитием науки и искусства, покорением космоса, искусственным улучшением земного ландшафта и климата, изменением психологии человека.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий, призванных показать человека будущего во всём разнообразии его интересов.

Первая линия рассказывает о полёте звездолёта «Тантра» и о членах его экипаж а. Выполнив все задачи своей экспедиции, звездолёт летит к Земле, но случайно оказывается в опасной гравитационной близости от неизвестной ранее тёмной звезды, светящей лишь инфракрасным излучением (для героев романа такие звёзды известны под названием железных звёзд , что не совсем совпадает с современным пониманием этого термина). Экипаж предпринимает попытки предотвратить катастрофу. Командир звездолёта Эрг Ноор производит посадку на планету в системе этой тёмной звезды. Сканирование поверхности обнаруживает там ещё два звездолёта. Первый из них - пропавший много лет назад земной звездолёт «Парус», второй - спиралодиск неизвестной цивилизации. Также экипаж «Тантры» сталкивается с загадочным врагом - местной враждебной формой жизни. Попытка исследования спиралодиска заканчивается драматически - астронавигатор Низа Крит получает тяжёлую травму, спасая жизнь Эрга Ноора, подвергшегося нападению ещё одного представителя местной фауны.

Действие других сюжетных линий происходит на Земле. У Дара Ветра, заведующего Внешними Станциями, обнаруживается серьёзная психологическая болезнь - равнодушие к работе и жизни (депрессия). Будучи не в состоянии справляться со своими обязанностями, он принимает приглашение своего друга, историка Веды Конг (возлюбленной Эрга Ноора), поучаствовать в археологических раскопках. Тяжёлый физический труд избавляет Дара Ветра от болезни, а дружеские чувства к Веде перерастают в любовь. Не находя выхода из сложившейся ситуации (его любимая женщина ожидает возвращения Эрга Ноора), Дар Ветер отправляется на титановые рудники в Южную Америку.

Физик Рен Боз совершил выдающееся открытие, и для его проверки необходимо провести опасный и энергозатратный эксперимент планетарного масштаба. Из-за высокой степени риска в реализации эксперимента - ему было официально отказано. Несмотря на запрет, Мвен Мас, сменивший Дара Ветра на посту заведующего Внешними Станциями, помогает Рену Бозу, совершая, таким образом, должностное преступление. Эксперимент завершается катастрофой: Рен Боз тяжело ранен, орбитальная установка разрушена, добровольцы, участвовавшие в эксперименте, погибли. Мвен Мас раскаивается в своём поступке и добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения - убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить, как в прежние времена.

Будущее – оно кажется всегда далеким, что просто невозможно вообразить, что будет потом. Но когда оно настает, все равно кажется, что ничего не изменилось.

Именно такое будущее многие представляют. Земля – наша планета Земля находиться в спокойствии и мире, потому все хорошо и слаженно. Летают корабли космические в самый космос – далекий и таинственный. Хотя в будущем он уже не так таинственен, как когда нам казалось детьми. Один раз, случилось непредвиденное. Космический корабль пропал, так не вернулся в положенный срок, да еще и потерял связь с миром на Земле.

Именно потому забеспокоились ученые и профессора, а также летчики. Именно потому в Космос на неизведанную доселе планету посылается новый корабль, который на некоторое время задерживается, чтобы найти там пропавшие корабли. Все загадочно и туманно, пока корабль не опускается на землю той планеты. Именно там все и выясняется. История неизведанной планеты – оказывается очень интересной и загадочной.

А на Земле живет обыкновенный, но не обычный все же человек. Он по профессии – археолог. Его характер и подходит к его профессии. Так этот молодой человек любит копаться в прошлом.

Картинка или рисунок Туманность Андромеды

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Булгаков Зойкина квартира

    В этой пьесе обошлось без чертовщины. Достаточно того, что творят сами персонажи.

  • Краткое содержание Снежная королева Андерсена

    Кай и Герда крепко подружились. Но, в их безоблачный мир пробралась Снежная королева, которая похитила мальчика и оставила жить в царстве холода и льда. Кай заколдован

  • Краткое содержание Лесков Однодум

    Главный герой рассказа Лескова «Однодум», Александр Афанасьевич Рыжов родился в бедной мещанской семье. Отец мальчика умер почти сразу же после рождения сына.

  • Краткое содержание Горький Коновалов

    Максим, от лица которого ведется повествование, однажды в газете прочитал заметку о человеке, покончившим с собой в тюремной камере. Максим рассказывает о знакомстве с этим человеком.

  • Краткое содержание Лесков Кадетский монастырь

    Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности.

Каким будет будущее, сложно представить, однако ничто не мешает пофантазировать, поразмышлять, к чему могут привести те или иные действия, как будет развиваться наука, техника, общество. Роман «Туманность Андромеды» рисует одну из таких картин. И если многие писатели изображают будущее как разрушение и деградацию, то Иван Ефремов в этой книге рисует более светлую картину.

В книге представлен мир далекого будущего, когда все жители планеты живут сообща. Потребовалось много времени, чтобы люди научились ценить не только свои собственные интересы, но и потребности всего общества. Национальные различия практически стерты, у людей нет преград, мешающих общаться друг с другом. Они изменились психологически, пересмотрели многие ценности. Теперь общество можно назвать коммунистическим, здесь хорошо развиты наука и искусство. Технические достижения позволяют осваивать космос, улучшать почвы и воздух, влиять на климат, на продолжительность жизни и самочувствие людей. Этот тот мир, о котором мечтали многие.

Роман разделяется на несколько сюжетных линий, одна из которых касается космических приключений. Другие линии рассказывают о героях на Земле. Каждая из них отражает какую-то сферу общественной жизни, показывает социальное устройство, культурные аспекты, особенности нового мировоззрения людей. Таким образом, параллельно с захватывающим сюжетом, автор отображает свои мысли о будущем нашей планеты. Этот роман философский, он заставляет задуматься, возможно ли создать идеальный мир, искоренить зло, изменить людей. Ведь даже в идеальном мире люди не защищены от несчастной любви, психических отклонений, чувства одиночества или ненужности этому миру.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Туманность Андромеды" Ефремов Иван Антонович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Еще не была закончена первая публикация этого романа в журнале, а искусственные спутники уже начали стремительный облет нашей планеты.

Перед лицом этого неопровержимого факта с радостью сознаешь, что идеи, лежащие в основе романа, правильны.

Размах фантазии о техническом прогрессе человечества, вера в непрерывное совершенствование и светлое будущее разумно устроенного общества – все это так весомо и зримо подтверждено сигналами маленьких лун. Чудесное по быстроте исполнение одной мечты из «Туманности Андромеды» ставит передо мной вопрос: насколько верно развернута в романе историческая перспектива будущего? Еще в процессе писания я изменял время действия в сторону его приближения к нашей эпохе. Сначала мне казалось, что гигантские преобразования планеты и жизни, описанные в романе, не могут быть осуществлены ранее чем через три тысячи лет. Я исходил в расчетах из общей истории человечества, но не учел темпов ускорения технического прогресса.

При доработке романа я сократил намеченный срок на тысячелетие. Но запуск искусственных спутников Земли подсказывает мне, что события романа могли бы совершиться еще раньше. Поэтому все определенные даты в «Туманности Андромеды» изменены на такие, в которые сам читатель вложит свое понимание и предчувствие времени.

Особенностью романа, не сразу, может быть, понятной читателю, является насыщенность научными сведениями, понятиями и терминами. Это не недосмотр или нежелание разъяснить сложные формулировки. Только так мне показалось возможным придать колорит будущего разговорам и действиям людей времени, в которое наука должна глубоко внедриться во все понятия, представления и язык.

И. Ефремов

Глава первая

Железная звезда

В тусклом свете, отражавшемся от потолка, шкалы приборов казались галереей портретов. Круглые были лукавы, поперечно-овальные расплывались в наглом самодовольстве, квадратные застыли в тупой уверенности. Мерцавшие внутри них синие, голубые, оранжевые, зеленые огоньки подчеркивали впечатление.

В центре выгнутого пульта выделялся широкий и багряный циферблат. Перед ним в неудобной позе склонилась девушка. Она забыла про стоявшее рядом кресло и приблизила голову к стеклу. Красный отблеск сделал старше и суровее юное лицо, очертил резкие тени вокруг выступавших полноватых губ, заострил чуть вздернутый нос. Широкие нахмуренные брови стали глубоко-черными, придав глазам мрачное, обреченное выражение.

Тонкое пение счетчиков прервалось негромким металлическим лязгом. Девушка вздрогнула, выпрямилась и заломила тонкие руки, выгибая уставшую спину.

Позади щелкнула дверь, возникла крупная тень, превратилась в человека с отрывистыми и точными движениями. Вспыхнул золотистый свет, и густые темно-рыжие волосы девушки словно заискрились. Ее глаза тоже загорелись, с тревогой и любовью обратившись к вошедшему.

– Неужели вы не уснули? Сто часов без сна!..

– Плохой пример? – не улыбаясь, но весело спросил вошедший. В его голосе проскальзывали высокие металлические ноты, будто склепывавшие речь.

– Все другие спят, – несмело произнесла девушка, – и… ничего не знают, – добавила она вполголоса.

– Не бойтесь говорить. Товарищи спят, и сейчас нас только двое бодрствующих в космосе, и до Земли пятьдесят биллионов километров – всего полтора парсека!

– И анамезона только на один разгон! – Ужас и восторг звучали в возгласе девушки.

Двумя стремительными шагами начальник тридцать седьмой звездной экспедиции Эрг Hoop достиг багряного циферблата.

– Пятый круг!

– Да, вошли в пятый. И… ничего. – Девушка бросила красноречивый взгляд на звуковой рупор автомата-приемника.

– Видите, спать нельзя. Надо продумать все варианты, все возможности. К концу пятого круга должно быть решение.

– Но это еще сто десять часов…

– Хорошо, посплю здесь, в кресле, когда кончится действие спорамина. Я принял его сутки назад.

Девушка что-то сосредоточенно соображала и наконец решилась:

– Может быть, уменьшить радиус круга? Вдруг у них авария передатчика?

– Нельзя! Уменьшить радиус, не сбавляя скорости, – мгновенное разрушение корабля. Убавить скорость и… потом без анамезона… полтора парсека со скоростью древнейших лунных ракет? Через сто тысяч лет приблизимся к нашей солнечной системе.

– Понимаю… Но не могли они…

– Не могли. В незапамятные времена люди могли совершать небрежность или обманывать друг друга и себя. Но не теперь!

– Я не о том, – обида прозвучала в резком ответе девушки. – Я хотела сказать, что «Альграб», может быть, тоже ищет нас, уклонившись от курса.

– Так сильно уклониться он не мог. Не мог не отправиться в рассчитанное и назначенное время. Если бы случилось невероятное и вышли из строя оба передатчика, то звездолет, без сомнения, стал бы пересекать круг диаметрально, и мы услышали бы его на планетарном приеме. Ошибиться нельзя – вот она, условная планета!

Эрг Hoop указал на зеркальные экраны в глубоких нишах со всех четырех сторон поста управления. В глубочайшей черноте горели бесчисленные звезды. На левом переднем экране быстро пролетел маленький серый диск, едва освещенный своим светилом, очень удаленным отсюда, от края системы Б-7336-С+87-А.

– Наши бомбовые маяки работают отчетливо, хотя мы сбросили их четыре независимых года назад. – Эрг Hoop указал на четкую полоску света вдоль длинного стекла в левой стене. – «Альграб» должен быть здесь уже три месяца тому назад. Это значит, – Hoop поколебался, как бы не решаясь произнести приговор – «Альграб» погиб!

– А если не погиб, а поврежден метеоритом и не может развивать скорость?.. – возразила рыжеволосая девушка.

– Не может развивать скорость! – повторил Эрг Hoop. – Да разве это не то же самое, если между кораблем и целью встанут тысячелетия пути? Только хуже – смерть придет не сразу, пройдут годы обреченной безнадежности. Может быть, они позовут – тогда узнаем… лет через шесть… на Земле.

Стремительным движением Эрг Hoop вытянул складное кресло из-под стола электронной расчетной машины. Это была малая модель МНУ-11. До сих пор из-за большого веса, размеров и хрупкости нельзя было устанавливать на звездолетах электронную машину-мозг типа ИТУ для всесторонних операций и полностью поручить ему управление звездолетом. В посту управления требовалось присутствие дежурного навигатора, тем более что точная ориентировка курса корабля на столь далекие расстояния была невозможна.

Руки начальника экспедиции замелькали с быстротой пианиста над рукоятками и кнопками расчетной машины. Бледное, с резкими чертами лицо застыло в каменной неподвижности, высокий лоб, упрямо наклоненный над пультом, казалось, бросил вызов силам стихийной судьбы, угрожавшим живому мирку, забравшемуся в запретные глубины пространства.

Низа Крит, юный астронавигатор, впервые попавшая в звездную экспедицию, затихла, не дыша наблюдая за ушедшим в себя Ноором. Какой он спокойный, полный энергии и ума, любимый человек!.. Любимый давно уже, все пять лет. Нет смысла скрывать от него… И он знает, Низа чувствует это… Сейчас, когда случилось это несчастье, ей выпала радость дежурить вместе с ним. Три месяца наедине, пока остальной экипаж звездолета погружен в сладкий гипнотический сон. Еще осталось тринадцать дней, потом заснут они – на полгода, пока не прейдут еще две смены дежурных: навигаторов, астрономов и механиков. Другие – биологи, геологи, чья работа начинается только на месте прибытия, – могут спать и дольше, тогда как астроному… о, у них самый напряженный труд!

Эрг Hoop поднялся, и мысли Низы оборвались.

– Я пойду в кабину звездных карт. Ваш отдых через… – он взглянул на циферблат зависимых часов, – девять часов. Успею выспаться, перед тем как сменить вас.

– Я не устала, я буду здесь сколько понадобится, только бы вы смогли отдохнуть!