Удаление камня глупости. Иероним Босх

В Николаевском зале Зимнего дворца столпотворение. Еще бы, у нас проходит выставка "Прадо в Эрмитаже". Самая большая и представительная экспозиция из Прадо, когда бы то ни было организованная за пределами Испании - целых 66 работ. Больше всего народа стоит сразу справа при входе, все взгляды устремлены на совсем небольшую картину - это "Извлечение камня глупости" Иеронима Босха.

Дело было в марте 2011 года, я тогда была в ожидании Мирослава и старалась смотреть чаще на прекрасное. В конце месяца на дне рождения друзей я вскользь упомянула этот свой поход на "Прадо в Эрмитаже". В ответ от одной знакомой я получила безапелляционный и снобистский ответ, что испанцы нас развели как малых детей. На выставке не было ни одной знаковой картины. Тогда как Эрмитаж отправил к ним в ответ одни хиты!

А ты была на выставке? - уточнила я. - Нет, а зачем? - удивилась она. Я вспомнила лица людей, смотрящих на "проходные" картины, улыбающуюся и смеющуюся крошку на руках у мамы, свои эмоции от "незнаковых" картин. И перед моими глазами появилось "Извлечение камня глупости" Иеронима Босха.

«Извлечение камня глупости» («Операция глупости») — картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху. В авторстве Босха можно было бы усомниться, если бы не характерный пейзаж на заднем плане.

Картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она, скорее всего, служит признаком обмана. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

Интересный факт: в Средневековье причиной человеческой глупости, слабоумия или безумия считались камни, образовавшиеся в голове. Однако изображение хирургических операций по извлечению оных камней можно встретить исключительно на картинах нидерландских художников, причем сюжет этот оставался популярным вплоть до XVII века.

Вероятно, камни глупости умели извлекать только нидерландские эскулапы)

Извлечение камня. Картина неизвестного мастера, XVII век. Ранее приписывалась Франсу Халсу.

Хотя очень и очень жаль, что такие камни лишь выдумка средневековых шарлатанов. Сейчас, наверное, их могли бы дробить ультразвуком как камни в почках, и мудрость бы возвращалась…


Известно, что трепанации черепа проводились ещё в каменном веке и лишь некоторые из них носили ритуальный характер (археологические находки доказывают, что большинство трепанаций осуществлялось с лечебными целями). А первое подробное описание данного хирургического вмешательства сделал древнегреческий врач Гиппократ.

Вообще хирургия в древности была на высоте, а врачи Месопотамии, Древнего Египта, Персии, Индии и Китая делали успехи в сложнейших хирургических операциях. Хотя, конечно, наивысшего расцвета медицина достигла в Древней Греции.

К сожалению, в средневековой Европе хирургия подверглась ужасающей деградации, и лишь с началом эпохи Возрождения европейские врачеватели стали изучать и применять медицинские знания древних цивилизаций.

Можно лишь предположить, что извлечение камней глупости, проводившееся, понятное дело, шарлатанами, было следствием неверно истолкованных древнегреческих или арабских рукописей, описывающих хирургические операции на черепе.

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1475—1480. Первая картина в истории живописи, посвященная данной операции. Фрагмент.


Ян ван Хемессен. Извлечение камней глупости. 1545—1550.


Питер Гюйс. Извлечение камня безумия. Ок. 1545.


Марцеллус Кофферманс (копия с картины Босха). Извлечение камней из головы. Фрагмент. 1550-1599 (?).

Культурным людям хорошо известна картина ""Извлечение камня глупости", которую приписывают Иерониму Босху.

Качественное фото картины в полный размер можно посмотреть на сайте Прадо

Есть и ещё подобные картины.

Ян ван Хемессен. «Хирург». Тоже из Прадо. Качественное фото картины см. .

Обычно считается, что на этих картинах изображены шарлатаны и в комментариях к таким картинам пишут : "В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты (оттуда голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, - сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту."

Но может быть не всё так однозначно? Давайте подумаем.

Операции по извлечению "камней глупости" хронологически и территориально совпадают с "охотой на ведьм". Это значит, что в то время в Западной Европе имел место расцвет оккультизма и оккультных практик. Почему бы не предположить, что среди других оккультных практик имелась и практика целительства, сходная с практикой филиппинских хилеров?

Тут основной вопрос опять же заключается в том, как относиться к практике филиппинских хилеров. Обычно их считают шарлатанами. Однако существуют сотни любительских кинофильмов, отснятых американцами, которые приезжали на Филиппины с серьёзными, иногда неизлечимыми болезнями, а возвращались совершенно здоровыми. Врачи, обследовавшие этих пациентов до и после лечения, нередко оказывались сбитыми с толку.

В 1971 году молодому американцу по имени Даг Воукс, имевшему степень бакалавра психологии, довелось увидеть один из таких фильмов на квартире у своего друга в Сан-Хосе, штат Калифорния. Увиденное настолько потрясло его, что он покинул Соединённые Штаты и стал учеником филиппинских целителей. В течение нескольких лет он жил с ними, путешествуя через пустыни и джунгли и читая евангельские проповеди в крошечных молельнях эспиритистов. В этих странствиях он получил наставления от духа, вещавшего через медиума. Сперва он был обучен магнетическому целению "наложением рук". Его попросили широко практиковать эту простейшую форму целительства, сказав, что посредством этого он углубит степень своего посвящения.

Эспиритисты считают, что хирургические "дарования" являются не более чем преходящим орудием, которое используется духом главным образом для того, чтобы являть себя людям, ощущающим потребность в чудесах. Нередко целители материализуют во время операции нечто вроде пластика или табачного листа , утверждая, что это воплощение злых мыслей в человеке - возможно, проникших в него в результате психического нападения другого лица или духа. Воукс, который обрёл в конце концов дар выполнения хирургических операций, объясняет это следующим образом:

"Ваши руки становятся попросту точкой, фокусирующей силу, исходящую из того источника, которому вы молились и к которому взывали.

Когда я начинаю массировать руками кожу (больного), то я мог бы сказать, что она расступается, поскольку я вижу это. Однако мои руки при этом утрачивают чувствительность вплоть до локтей... В действительности не руки погружаются в тело, но поражённая область подступает к рукам - так, как если бы они были магнитом... Отдельные клетки не разрезаются, а отделяются друг от друга без повреждений. При этом рука целителя служит в качестве вспомогательной силы, удерживающей ткани разделёнными и соединяющей их вместе.

Когда я проводил свою первую операцию, я был поражён не меньше, чем люди, наблюдавшие её... Я не мог управлять этим. Это происходило само собой" (цит. по: Мишлав Д. Корни сознания. - К., 1995, с. 224).

В фильме "Шокирующая Азия", кажется, в третьей серии, показано, как во время "хилерской" операции из глаз больной девушки "вылезают" мелкие камушки. Почему бы не допустить, что и в Европе XVI - XVII веков также были своего рода "хилеры", которые производили подобные операции-кунстштюки? Всякого рода камни и "каменные цветки" материализовались и "вываливались" как бы из головы. Пациент видел собственными глазами причину своей болезни, удалённую из его тела, и - исцелялся.

А то, что камни могут материализоваться при известных обстоятельствах, - о том свидетельствуют многочисленные случаи полтергейста.

1475-1480 дерево масло Музей Прадо Мадрид

Одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас, именуется «Извлечение камня глупости» , где мы снова возвращаемся к мотиву глупости. Она еще не слишком совершенна в живописном отношении. Не вполне правильный анатомически, несколько суховатый рисунок; довольно монохромный, рыжеватый колорит; бедно разработанный ландшафт в глубине. Но смысловая сторона выражена и разработана очень подробно, и мысли художника переданы в высшей степени четко.

Прежде всего давайте обратим внимание на сам формат тондо. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз будем встречать этот формат. Мы отмечали гармонию итальянских тондо от Филиппо Липпи и Боттичелли до Рафаэля. Но если у итальянских художников круглый формат – это символ идеала, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согласно учению Платона, есть самая идеальная фигура, - то в Северном Возрождении, у Босха в том числе, и в первую очередь, круг имеет другой смысл – это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого. В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производят какое-то действо.

В Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты. И если их удалить, то человек сразу же поумнеет. Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных. Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.
Итак, шарлатан в длинной хламиде делает простаку, которого, судя по надписи, зовут Любберт, - довольно распространенное и поэтому обезличенное имя в Нидерландах, - надрез на коже головы, и из этой маленькой ранки вырастает тюльпан, который часто символизирует обман. Почему, не известно, но в старых сонниках зафиксировано такое значение этого цветка. Смысл операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, поколдовать над ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак хитрости, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости. Знание помещено не внутри, а снаружи.
Нужно сказать, что иногда трудно свыкнуться с образным и символическим мышлением той эпохи, ведь во времена Босха и Брейгеля даже очки часто воспринимались и культурно осмыслялись не как знак несовершенства зрения, а как символ несовершенства человеческой натуры, как знак лжи и обмана, не естественное, а искусственное зрение. Человеку не хватает проницательности, и поэтому он пользуется «костылями» для глаз.
Тут же изображен монах, который произносит какую-то зажигательную речь, держа в руках кувшин с вином. У Босха часто встречаются фигуры монахов в негативных, иногда очень острых, полупристойных ситуациях, и не только монахов, но и духовенства. Это нисколько не свидетельствует об антирелигиозности мастера, наоборот, - это сатира, бичующая дурных пастырей, плохих монахов, плохих священников. Никто никогда не отрицал, что среди служителей церкви есть и такие. Босх и Брейгель вслед за ним, не щадят в этом случае иерархов, начиная от папы и кончая епископами и клиром – настоятелями, священниками, последними служками и причетниками в храме.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.


Содержание.

Введение.

Любое искусство рассматривается как суверенная область духовной жизни человека и общества. Анализ произведений искусства может рассказать о взаимосвязи художника с окружающим его миром.
В этой работе я попытаюсь проанализировать картину нидерландского живописца Босха «Извлечение камней глупости», чтобы воссоздать окружавшую его действительность и отношение самого художника к этой действительности.
Искусство поэта кошмаров уже много веков не оставляет равнодушным ни зрителей, ни ученых. Несмотря на обилие текстов, истолковывающих работы художника, Босх и сегодня остается одной из самых «темных» и таинственных фигур в истории живописи.
«Различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри.»

                  Фрей Хосе де Сигуэнса

1. Понятие искусства.
Искусство - это сфера духовно- практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно - реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
Художественный образ - это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании.
Произведение искусства всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта. Познаваемый и воспроизводимый художником «внутренний мир», даже если это его собственный «внутренний мир», всегда является все же объектом его познания - познания активного, заключающего в себе отбор существенных особенностей этого «внутреннего мира» и их осмысление и оценку.
Значит, суть творчества заключается в том, что в нем обобщенно осознаются особенности человеческих переживаний - или в их собственном временном состоянии и развитии, или в их направленности на внешний мир. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами.
Искусство - явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность - художественный мир.
В процессе социализации индивид осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Так он становится личностью, представляющей собой неповторимый ансамбль общественных отношений.
Социализация в то же время является и интериоризацией, т.е. переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир.
Искусство, в котором объективируется и в наибольшей степени концентрируется эстетическое отношение человека к миру, является незаменимым фактором социализации личности, связывая ее с обществом самыми сокровенными узами и воздействуя на самые сокровенные стороны человеческого поведения. При этом приобщение к многообразным эстетическим отношениям через освоение эстетических и художественных ценностей совершается без какого-либо ущемления суверенности самой личности, а напротив, через ее развитие и духовное обогащение, и что чрезвычайно важно, совершенно свободно.
Эстетический вкус формируется главным образом в процессе непосредственного общения с произведениями искусства, пробуждающими у человека способность к эстетическому восприятию и переживанию, способность делать выбор и чувственно-интеллектуально оценивать явления действительности соответственно социальному и художественному опыту человека, его социальным чувствам и мировоззрению. Он проявляется в виде индивидуальных оценок, но всегда органически связан с эстетическими, философскими, этическими, политическими воззрениями человека, обусловлен общественными отношениями людей, а так же возрастом, жизненным опытом людей и их взглядом на мир.
Формирование вкуса, как и собственного мнения по отношению к произведению искусства, невозможно без общения с ним, без прочтения, рассмотрения и размышления об увиденном. И поскольку эстетический вкус развивается и совершенствуется по преимуществу в общении с художественными произведениями, то очень важно, чтобы люди чаще сталкивались с поистине настоящим высоким искусством.
На протяжении истории человечества было создано множество бесценных шедевров различных видов искусства. Этим духовным богатством может овладеть каждый, кто захочет, кто поймет благотворное влияние его, воспитает у себя сначала привычку, а затем и потребность общения с искусством.

2. Анализ картины Босха «Извлечение камней глупости».
В картине «Извлечение камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Не вполне правильный анатомически, несколько суховатый рисунок; довольно монохромный, рыжеватый колорит; бедно разработанный ландшафт в глубине.
Орнаментальная желтая надпись на чёрном фоне гласит: "Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас". Любберт - обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного (то же, что Иван Дурак в русской традиции).
На первый взгляд картина нелепа и даже абсурдна, и очень непросто сразу уловить ее смысл. Однако за бытовым жанром скрываются поучительные аллегории, высмеивающие пороки человека.
Автор картины - Иероним Босх - нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями.
Самого Босха называют удожником без биографии.
Родился он в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году (по 1516 г.). В те времена Хертогенбос был одним из четырех крупнейших городов герцогства Брабант, владения герцогов Бургундских. Настоящее имя Босха - Иеронимус ван Акен, но подписывал он свои картины (что, вообще говоря, было огромной редкостью; обычно он этого не делал) псевдонимом, под которым и прославился в веках. Псевдоним "Босх" произошел от сокращенного названия родного города художника. Скорее всего, живописец выбрал себе новое имя, чтобы его не путали с другими членами семьи, представлявшей собой типичную художническую династию. О жизни Босха практически ничего не известно, кроме записей, сохранившихся в городском архиве Хертогенбоса.
Датировка его картины «Извлечение камней глупости» так же не известна. Некоторые исследователи, отмечая не особо искусную прорисовку лиц, относят картину к раннему периоду творчества Босха (1475-80гг), другие же полагают, что она вполне могла быть создана и после 1490 г.
Данная картина представляет фольклорную линию в творчестве художника эпохи Возрождения.
В этом произведении прослеживается тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни. Наверняка символика Босха была напрямую связана с народной культурой того времени (с теми же пословицами и поговорками). Смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом, народные типы и бытовые сцены в последующем подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа.
Сам Босх заворожен идеей греха. На человеческую природу он смотрит не слишком оптимистически. В большинстве его произведений человек словно погружен в море безумия. Да и окружающая Босха реальность давала повод для изображения нелепости и ужаса всего, что происходит на свете.
Эпоха, в которой довелось жить Босху, была нелегкой, отсюда и кажущаяся современному человеку жестокость некоторых сцен в его произведениях. Для Нидерландов в конце XV века наступили тяжелые времена: маленькая страна, ранее входившая в состав самостоятельного герцогства Бургундского, перешла под власть Габсбургов. Налоговые поборы новых правителей, инквизиция и эпидемии опустошали страну. И это напряженное время нашло отражение в живописном мире Босха, мире, наполненном страданиями и иронией.
Босх и сегодня остается одной из самых «темных» и таинственных фигур в истории живописи. Картина "Извлечение камня" по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом. Теперь она хранится в Музее Прадо в Мадриде.
2.1. Эмоциональный уровень восприятия картины.
На первый взгляд "Извлечение камня"не вызывает каких-либо ярких эмоциональных впечатлений. Вполне возможно, что автор и не собирался «громко высказывать» мысль, заложенную в сюжет картины, потому применил спокойную приглушенную цветовую гамму, уравновешенную симметричную композицию и относительно статичные позы главных персонажей. Произведение нельзя назвать ни экспрессивным, ни поэтическим, да и темное обрамление дает картине некий налет декоративности.
Написано "Извлечение камня" в форме тондо (тондо - это круглая по форме картина (сокращение от итал. rotondo – круглый). Такая форма картин была особенно популярна в ренессансной Италии, в частности, во Флоренции). У Босха потом не раз встречается этот формат. В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо - это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура. Но в Северном Возрождении, и у Босха в первую очередь, круг имеет другой смысл - это знак всеобщности, всемирности. Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.
2.2. Предметно-символический уровень восприятия картины.
Как мы видим на картине изображена средневековая операция по извлечению из головы седовласого мужчины «камней глупости». Голова хирурга увенчана перевернутой воронкой - символом невежества. Операция происходит на фоне пасторалей (где, в духе Босха, на фоне пейзажа белеет виселица - символ будущей расплаты). Пациент - пожилой уже мужчина. При извлечении "камня глупости" присутствуют два свидетеля - седовласый монах и немолодая же монахиня. Монах держит кувшин пива - намек на пьянство. Монахиня облокотилась о стол и подпирает рукой щеку, что придает фигуре скучающий вид, а на голове у нее лежит книга. Существуют различные
и т.д.................