Умели ли первобытные люди рисовать на скалах. Чем и как рисовал первобытный человек

Желание человека запечатлеть окружающий мир, события, внушающие страх, надежда быть удачным в охоте, жизни, борьбе с другими племенами, природой, продемонстрировано в рисунках . Находят их по всему миру от Южной Америки до Сибири. Наскальная живопись первобытных людей еще называется пещерной, так как горные, подземные укрытия часто использовались ими как убежища, надежно укрывающие от непогоды и хищников. В России их называют «писаницами». Научное название рисунков – петроглифы. Ученые после открытия иногда закрашивают их для лучшей видимости, сохранности.

Темы наскальной живописи

Рисунки, высеченные на стенах пещер, открытых, вертикальных поверхностях скал, отдельно стоящих камнях, нарисованные углем из костра, мелом, минеральными или растительными веществами, по сути представляют предметы искусства – гравюры, картины древних людей. Обычно на них изображены:

  1. Фигуры крупных животных (мамонтов, слонов, быков, оленей, бизонов), птиц, рыб, которые были вожделенной добычей, а также опасных хищников – медведей, львов, волков, крокодилов.
  2. Сцены охоты, танцев, жертвоприношений, войны, плавания на лодках, рыбалки.
  3. Изображения беременных женщин, вождей, шаманов в ритуальных одеждах, духов, божеств, других мифических существ, иногда приписываемых любителями сенсаций к инопланетянам.

Эти картины много дали ученым для понимания истории развития общества, животного мира, изменения климата Земли на протяжении тысяч лет, ведь ранние петроглифы относят к эпохам позднего палеолита, неолита, а поздние – к бронзовому веку. Например, так были определены периоды одомашнивания буйвола, дикого быка, лошади, верблюда в истории использования животных человеком. Неожиданными открытиями стало подтверждение фактов существования бизонов на территории Испании, шерстистых носорогов в Сибири, доисторических животных на великой равнине, представляющей сегодня огромную пустыню, – Центральной Сахаре.

История открытия

Часто это открытие приписывают испанскому археологу-любителю Марселино де Саутуоле, нашедшему в конце XIX века великолепные рисунки в пещере Альтамира на его родине. Там наскальная живопись, нанесеная углем и охрой, имеющихся у первобытных людей,была так хороша,что долго считалась подделкой и мистификацией.

На самом деле подобные рисунки к тому времени были давно известны по всему миру, за исключением разве что Антарктиды. Так, наскальные писаницы по берегам рек Сибири, Дальнего Востока известны начиная с XVII века и описаны известными путешественниками: учеными Спафарием, Сталленбергом, Миллером. Поэтому находка в пещере Альтамира и последовавшая за этим шумиха – это лишь пример удачной, пусть и непреднамеренной, пропаганды в научном мире.

Знаменитые рисунки

Картинные галереи, «фотовыставки» древних людей, поражающие воображение сюжетом, разнообразием, качеством проработки деталей:

  1. Пещера Магура (Болгария). Изображены животные, охотники, ритуальные танцы.
  2. Куэва-де-лас-Манос (Аргентина). В «Пещере рук» изображены левые руки древних обитателей этого места, сцены охоты, раскрашенные в красно-бело-черные цвета.
  3. Бхимбетка (Индия). Здесь «смешались» люди, лошади, крокодилы, тигры и львы.
  4. Серра-да-Капивара (Бразилия). Во множестве пещер изображены охота, сцены ритуалов. Самым старым рисункам не менее 25 тыс. лет.
  5. Лаас-Гааль (Сомали) – коровы, собаки, жирафы, люди в церемониальных одеждах.
  6. Пещера Шове (Франция). Открыта в 1994 году. Возраст некоторых рисунков, в том числе мамонтов, львов, носорогов, около 32 тыс. лет.
  7. Национальный парк Какаду (Австралия) с изображениями, выполненными древними аборигенами материка.
  8. Ньюспейпер-Рок (США, штат Юта). Наследие индейцев, с необычно высокой концентрацией рисунков на плоском скалистом утесе.

Наскальная живопись в России имеет географию от Белого моря до берегов Амура, Уссури. Вот несколько из них:

  1. Беломорские петроглифы (Карелия). Более 2 тыс. рисунков – охота, сражения, ритуальные шествия, люди на лыжах.
  2. Шишкинские писаницы на скалах в верховьях реки Лены (Иркутская область). Более 3 тыс. различных рисунков описаны в середине XX века академиком Окладниковым. К ним ведет удобная тропа. Хотя подъем туда запрещен, но желающих увидеть рисунки вблизи это не останавливает.
  3. Петроглифы Сикачи-Аляна (Хабаровский край). На этом месте было древнее стойбище нанайцев. На рисунках – сцены рыбалки, охоты, шаманские маски.

Надо сказать, чтонаскальная живопись первобытных людейв разных местах значительно отличается по сохранности, сюжетным сценам, качеству исполнения древними авторами. Но увидеть их хотя бы , а если повезет в реальности – это все равно, что заглянуть в далекое прошлое.

Интересные и живописные послания из прошлого - рисунки на стенах пещер, возраст которых составляет до 40 тысяч лет - очаровывают современных людей своей лаконичностью.

Чем они были для людей древности? Если они служили только для украшения стен, тогда почему их выполняли в отдалённых уголках пещер, в тех местах, в которых, скорее всего, не жили?

Самые древние из найденных рисунков были выполнены около 40 тысяч лет назад, другие - младше на несколько десятков тысяч лет. Интересно то, что в разных уголках мира изображения на стенах пещер очень похожи - в те времена люди изображали в основном копытных и других животных, которые были распространены в их местности.

Популярным было также изображение рук: члены общины прикладывали ладони к стене и обрисовывали их. Такие картины действительно вдохновляют: прижав ладонь к такому изображению, человек может почувствовать, будто образовал мостик между современной цивилизацией и древностью!

Ниже предлагаем вашему вниманию интересные изображения, выполненные древними людьми из разных уголков света на стенах пещер.

Известковая пещера Петтакере, Индонезия

Пещера Петтакере в 12 километрах от города Марош. На входе в пещеру на потолке есть белые и красные контуры рук - всего 26 изображений. Возраст рисунков - около 35 тысяч лет. Фото: Cahyo Ramadhani/wikipedia.org

Пещера Шове, юг Франции

Изображения, возраст которых составляет около 32-34 тысяч лет, размещены на стенах известковой пещеры близ города Валон-пон-д"Арк. Всего в пещере, которая была открыта только в 1994 году, насчитывается 300 рисунков, которые поражают своей живописностью.

Одно из самых известных изображений из пещеры Шове. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Эль-Кастильо содержит одни из древнейших образцов пещерной живописи в мире. Возраст изображений - не менее 40 800 лет.

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Пещера Коваланас, Испания

Уникальную пещеру Коваланас населяли люди менее 45 тысяч лет назад!

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Стены пещер, расположенных возле Коваланас и Эль-Кастильо, также украшены многочисленными рисунками, выполненными людьми тысячи лет назад. Однако эти пещеры не так известны. Среди них - Лас Монедас, Эль Пэндо, Чуфин, Орнос де ла Пена, Кулальвера.

Пещера Ласко, Франция

Комплекс пещер Ласко на юго-западе Франции случайно открыл в 1940 году местный житель, 18-летний парень по имени Марсель Равид. Огромное количество рисунков на стенах, которые сохранились на удивление хорошо, дают этому комплексу пещер право претендовать на звание одной из самых больших галерей древнего мира. Возраст изображений - около 17,3 тысяч лет.

Традиционно наскальные рисунки, называют - петроглифами, так называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.


Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа-качина. Индейцы считали их своими небесными учителями.

Согласно общепринятой теории эволюции, первобытный человек на протяжении многих десятков тысяч лет оставался примитивным охотником и собирателем. А затем его внезапно посетило настоящее озарение, и он принялся рисовать и высекать на стенах своих пещер, скал и горных расщелин таинственные символы и изображения.


Знаменитые Онежские петроглифы.

Освальд О. Тобиш, человек щедрых и многообразных дарований, на протяжении 30 лет провел исследования более 6000 наскальных рисунков, пытаясь восстановить некую логическую систему, объединяющую их. Когда знакомишься с выводами его исследований и многочисленными сравнительными таблицами, буквально дух захватывает. Тобиш прослеживает черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания.


Испания. Наскальное изображение. XI век до н.э.

Разумеется, миллионы и миллионы наскальных рисунков появились не в одно и то же время; очень часто (но далеко не всегда) их разделяют многие тысячелетия. В других случаях на одних и тех же скалах рисунки создавались на протяжении нескольких тысячелетий.


Африка. Наскальный рисунок. VIII - IV век до н.э.

И тем не менее поразительный факт, что множество наскальных рисунков в самых разных частях света возникли практически одновременно. Всюду, будь то Торо Муэрто (Перу), где найдены десятки тысяч наскальных рисунков, Валь Кармоника (Италия), окрестности Каракорумского шоссе (Пакистан), плато Колорадо (США), регион Параибо (Бразилия) или южная Япония, - всюду обнаружены практически идентичные символы и фигуры. Разумеется, я не могу не отметить, что в каждом отдельном месте существуют свои собственные, строго локализованные типы изображений, которые невозможно встретить больше нигде, но это никак не проясняет тайну поразительного сходства остальных рисунков.


Австралия. XII - IV век до н.э.

Если рассматривать все эти изображения со всеми их атрибутами и символами, возникает удивительное впечатление, что по всем континентам вдруг раздался звук одной и той же призывной трубы: «Запомните: боги - это те, кто окружен лучами!» Эти «боги» в большинстве случаев изображаются куда более крупными, чем прочие человечки. Их головы практически всегда окружены или увенчаны ореолом или нимбом, словно от них исходят сияющие лучи. Кроме того, обычные люди всегда изображаются на почтительном расстоянии от «богов»; они преклоняют перед ними колени, простираются на земле или воздевают к ним руки.


Италия. Наскальный рисунок. XIII - VIII век до н.э.

Освальд Тобиш, специалист по наскальным рисункам, исколесивший весь свет, своими неутомимыми усилиями еще больше приблизился к разгадке этой древней тайны: «Быть может, это разительное сходство в изображениях божеств объясняется невероятным по нашим сегодняшним меркам «интернационализмом», и человечество той эпохи, вполне возможно, еще пребывало в мощном силовом поле «первозданного откровения» единого и всемогущего Творца?»


Скафандр Догу. Древнейшее в мире изображение скафандра.
Долина Смерти, США.
Перу. Наскальный рисунок. XII - IV век до н.э.




Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США




Австралия


Наскальные рисунки вблизи Онежского озера. Непонятные изображения, которые некоторые философы трактуют как летательные аппараты.


Австралия
Петроглифы из окрестностей села Каракол Онгудайского района
Сцены охоты, где антропоморфные существа (люди или духи?) с луками, копьями и палками охотятся на зверя, а собаки (или волки?) им помогают, появляются 5-6 тысяч лет назад - именно тогда был создан этот петроглиф.

на скале в японии 7 тысяч лет назад

Алжирская сахара, массив Тассили (подкрашенные наскальные рисунки). Эпоха круглых голов. Достигают 8 метров. Рисунки каменого века

Подобные примеры творчества древних народов можно встретить по всему миру. На Алтае - наскальные портреты человекоподобных существ в скафандрах, созданные 4 - 5 тысяч лет назад. В Центральной Америке - стартующие «космические корабли». Они изображены на некоторых гробницах майя возрастом около 1300 лет. В Японии находят одетые в шлемы и комбинезоны бронзовые фигурки IV века до н.э. В горах Тибета - нарисованные 3000 лет назад «летающие тарелки». Целые галереи монстров с антеннами на головах, щупальцами вместо рук и загадочным оружием «выставлены» на всеобщее обозрение нам, потомкам, в пещерах, на плато и в горах в Перу, Сахаре, Зимбабве, Австралии, Франции, Италии.
Огромные фигуры и рядом маленькие человечки.

В учебнике истории написано, что первобытный человек захотел себя как-нибудь проявить и реализовать свое первобытное творчество тем, что было под рукой. Так на скалах в глубоких пещерах появились наскальные рисунки.

Но вот насколько первобытными были наши предки? И так ли уж все просто было несколько тысяч лет назад, как мы себе это представляем? Собранные в данной статье рисунки из первобытного искусства, возможно, заставят вас задуматься над чем-то.


Картины и гравюры на скалах начали рисовать за десятки тысяч лет до рождения таких цивилизаций, как Греция и Месопотамия. Хотя большинство из этих произведений остается загадкой, они поногают современным ученым понять повседневную жизнь доисторических людей, понять их религиозные убеждения и культуру. Это настоящее чудо, что эти древние рисунки сохранились в течение такого длительного времени в условиях природных эрозии, войн и разрушительной деятельности человека.

1. Эль-Кастильо


Испания
Одни из старейших известных наскальных картин в мире, на которых изображены лошади, бизоны и воины, находятся в пещере Эль-Кастильо, в Кантабрии на севере Испании. Внутрь пещеры ведет отверстие, настолько узкое, что через него нужно передвигаться ползком. В самой же пещере можно найти множество рисунков, которым исполнилось, по крайней мере, 40 800 лет.

Они были сделаны вскоре после того, как люди начали мигрировать из Африки в Европу, где встретились с неандертальцами. На самом деле, возраст наскальных картин предполагает возможность того, что они были сделаны неандертальцами, которые на то время жили в данном регионе, хотя доказательства этого вовсе не убедительны.

2.Сулавеси


Индонезия
В течение длительного времени считалось, что в пещере Эль-Кастильо находятся самые старые известные наскальные рисунки. Но в 2014 году археологи сделали ошеломляющее открытие. В семи пещерах на индонезийском острове Сулавеси на стенах нашли отпечатки рук и примитивные рисунки местных свиней.

Эти изображения уже были известны местным жителям, но никто даже не догадывался, сколько им лет. Ученые оценили возраст наскальных рисунков в 40 000 лет. Подобное открытие поставило под сомнение давнее убеждение, что человеческое искусство впервые появилось в Европе.

3. Плато Арнем-Ленд


Австралия
Последние исследования показали, что некоторые места в Австралии вполне могут посоперничать по возрасту с самым древним в мире искусством. В каменном убежище Наварла Габарнманг на севере страны нашли наскальную живопись возрастом в 28 000 лет. Однако, ученые считают, что некоторые рисунки могут быть гораздо старше, поскольку на одном из них изображена гигантская птица, которая вымерла около 40 000 лет назад.

Поэтому или наскальное искусство старше, чем предполагалось, или же птица жила дольше, чем предполагает современная наука. В Наварла Габарнманг также можно найти рисунки рыб, крокодилов, кенгуру-валлаби, ящериц, черепах и других животных, сделанные десятки тысяч лет назад.

4. Аполлон-11


Намибия
Эта пещера получила столь необычное название, потому что была обнаружена немецким археологом в 1969 году, когда первый космический корабль (Аполлон-11) приземлился на Луне. На каменных плитах пещеры в юго-западной Намибии были найдены рисунки, сделанные древесным углем, охрой и белой краской.

Изображениям существ, которые напоминают кошек, зебр, страусов и жирафов, исполнилось от 26 000 до 28 000 лет, и они являются старейшим изобразительным искусством, найденным в Африке.

5. Пещера Пеш-Мерль


Франция
Ученые считали, что изображения двух пятнистых лошадей на стенах пещеры Пеш-Мерль в юго-центральной части Франции, которые были сделаны 25 000 лет назад, являются плодом воображения древнего художника. Но последние исследования ДНК показали, что подобные пятнистые лошади действительно существовал в данном регионе в то время. Также в пещере можно найти 5000-летние изображения зубров, мамонтов, лошадей и других животных, нарисованных черным оксидом марганца и красной охрой.

6. Тадрарт-Акакус


Ливия
Глубоко в пустыне Сахара на юго-западе Ливии в горном массиве Тадрарт-Акакус, были найдены тысячи картин и наскальных рисунков, которые показывают, что некогда в этих засушливых землях была вода и цвела пышная растительность. Также на территории нынешней Сахары жили жирафы, носороги, и крокодилы. Старейший рисунок здесь был сделан 12 000 лет назад. Но, после того, как Тадрарт-Акакус начал поглотила пустыня, люди окончательно покинули это место примерно в 100 году н.э.

7. Бхимбетка


Индия
В штате Мадхья-Прадеш есть около 600 пещер и скальных жилищ, в которых нашли скальные росписи, выполненные в период между 1 000 и 12 000 годами назад.
Эти доисторические изображения нарисованы красной и белой краской. На картинах можно встретить сцены охоты на буйволов, тигров, жирафов, лосей, львов, леопардов, слонов и носорогов. Другие рисунки показывают сбор фруктов и меда и одомашнивание животных. Также можно найти изображения животных, которые уже давно вымерли в Индии..

8. Лаас-Гааль


Сомали
Комплекс из восьми пещер в Сомалиленде содержит одни из самых древних и самые хорошо сохранившиеся наскальные росписи в Африке. Их возраст оценивается между 5 000 и 11 000 годами, а выполнены эти рисунки коров, людей, собак и жирафов в красном, оранжевом и кремовом цвете. О людях, которые жили здесь в то время практически ничего не известно, но многие местные жители до сих пор считают пещеры священными.

9. Куэва-де-лас-Манос

Аргентина
Эта необычная пещера в Патагонии буквально переполнена 9000-летними красными и черными отпечатками рук на стенах. Поскольку присутствуют в основном изображения левых рук мальчиков-подростков, ученые предположили, что нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации юношей. Кроме того, в пещере также можно найти сцены охоты на гуанако и нелетающих птиц нанду.

10. Пещера Пловцов


Египет
В Ливийской пустыне в 1933 году нашли пещеру с наскальной живописью эпохи неолита. Изображения плавающих людей (из-за которых пещера получила свое название), а также отпечатки ладоней, и которые украшают стены, были сделаны между 6000 и 8000 годами назад.

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга