Как рисовал первобытный человек рисунки. Шесть шедевров наскальной живописи


18 декабря 1994 года известный французский спелеолог Жан Мари Шове обнаружил пещерную галерею c древними изображениями животных. Находка получила имя в честь своего первооткрывателя - пещера Шове. Мы решили рассказать о самых красивых пещерах с наскальными рисунками.


Пещера Шове


Открытие пещеры Шове на юге Франции возле городка Понт д’Арк стало научной сенсацией, которая заставила пересмотреть существующее представление об искусстве древних людей: ранее считалось, что первобытная живопись развивалась поэтапно. Поначалу изображения были очень примитивными, и должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства. Находка Шове говорит об обратном: возраст некоторых изображений составляет 30–33 тыс лет, а это значит, что наши предки научились рисовать еще до переселения в Европу. Найденная наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире, в частности, рисунок черных носорогов из Шове пока считается самым древним. Юг Франции богат на подобные пещеры, но ни одна из них не может сравниться с пещерой Шове ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков. В основном на стенах пещеры изображены животные: пантеры, лошади, олени, а также шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и другие животные ледникового периода. Всего в пещере найдены изображения 13 различных видов животных.


Сейчас пещера закрыта для посещения туристами, так как изменение влажности воздуха может привести к повреждению изображений. Археологи могут работать в пещере всего несколько часов в день. На сегодняшний день пещера Шове является национальным достоянием Франции.






Пещеры Нерха


Пещеры Нерха - удивительный по красоте ряд огромных пещер возле города Нерха в Андалусии, в Испании. Получили прозвище «Доисторический собор». Были обнаружены случайно в 1959 году. Являются одной из главных достопримечательностей Испании. Некоторые их галереи открыты для посещения, а в одной из них, которая формирует естественный амфитеатр и имеет прекрасную акустику, даже проходят концерты. Помимо самого крупного в мире сталагмита, в пещере было обнаружено несколько загадочных рисунков. Специалисты считают, что на стенах изображены тюлени или морские котики. Около рисунков были найдены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если специалисты докажут, что изображения были сделаны этим углем, тюлени пещеры Нерха окажутся существенно древнее, чем наскальные рисунки из пещеры Шове. Это еще раз подтвердит предположение, что у неандертальцев были способности к творческому воображению ничуть не меньшие, чем у человека разумного.



Фото: iDip/flickr.com, scitechdaily.com


Капова пещера (Шульган-Таш)


Эту карстовую пещеру нашли в Башкирии, на реке Белой, в районе которой сейчас находится заповедник «Шульган-Таш». Это одна из самых длинных пещер Урала. Наскальные рисунки древних людей эпохи позднего палеолита, подобные которым можно встретить лишь в очень ограниченных местах Европы, были обнаружены в Каповой пещере в 1959 году. Изображения мамонтов, лошадей и других животных выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, их возраст около 18 тыс. лет. Есть несколько рисунков углем. Помимо животных, имеются изображения треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки, датируемые ранним палеолитом, находятся в верхнем ярусе. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения ледникового периода. Рисунки примечательны также тем, что человеческие фигуры показаны без реализма, присущего изображенным зверям. Исследователи предполагают, что изображения делались для того, чтобы умилостивить «богов охоты». Кроме того, пещерные картины рассчитаны на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения. Для сохранения рисунков пещера была закрыта для посещения в 2012 году, однако в музее на территории заповедника был установлен интерактивный киоск для всех желающих взглянуть на рисунки виртуально.




Пещера Куэва-де-лас-Манос


Пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук») находится в Аргентине, в провинции Санта Крус. Мировую известность Куэва-де-лас-Манос в 1964 году принесли исследования профессора археологии Карлоса Градина, который обнаружил в пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются IX тысячелетием до н. э. Более 800 отпечатков, накладываясь друг на друга, образуют разноцветную мозаику. Пока ученые не пришли к единому мнению о значении изображений рук, по которым пещера и получила свое название. Запечатлены в основном левые руки: из 829 отпечатков лишь 36 - правые. Причем, по мнению некоторых исследователей, руки принадлежат мальчикам-подросткам. Скорее всего, нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации. Кроме того, ученые выстроили теорию о том, как получились такие четкие и ясные отпечатки ладоней: видимо, специальный состав набирался в рот, и сквозь трубку с силой выдувался на руку, приложенную к стене. Кроме отпечатков ладоней, на стенах пещеры изображены люди, страусы-нанду, гуанако, кошки, геометрические фигуры с орнаментами, процессы охоты (на рисунках показано использование болас - традиционного метательного оружия индейцев Южной Америки) и наблюдений за солнцем. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.




Пещера Ласко


Пещера получила прозвище «Сикстинской капеллы первобытной живописи», ей нет равных по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Была обнаружена в 1940 году четырьмя подростками недалеко от города Монтиньяк, во Франции. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся здесь, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII-XV тысячелетии до н. э. и изображают лошадей, коров, быков, оленей, медведей. Всего насчитывается около ше­стисот рисунков животных и почти полторы тысячи вы­сеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричнево­го и черного. Ученые утверждают, что древние люди не жили в этой пещере, а использовали ее исключительно для рисования, или же пещера была чем-то вроде культового места. Пещера Ласко была внесена в список всемирного на­следия ЮНЕСКО в 1979 году.



Над статьей работал Андрей Матвеев


Использованы материалы: http://smartnews.ru/articles/14122.html

По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров – пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.

Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей – тесаные росписи, их выбивали в камне с помощью специального резца.

Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.

Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.

Пещера Магура (Magura Cave), Болгария

Славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них — около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры – наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.

Пещера Куэва-де-лас-Манос (Cueva de las Manos), Аргентина

Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского – «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта – города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.

Скальные жилища Бхимбетка (Bhimbetka), Индия

Чарующая предлагает туристам не только прелести восточных дворцов и обворожительных танцев. На севере центральной Индии есть огромные горные образования из обветрившегося песчаника со множеством пещер. В естественных укрытиях жили некогда древние люди. Около 500 жилищ со следами обитания человека сохранились в штате Мадхья-Прадеш. Индийцы нарекли скальные жилища именем Бхимбетка (от имени героя эпоса «Махабхараты»). Художества древних датированы здесь эпохой мезолита. Некоторые картины незначительны, а некоторые из сотен изображений очень типичные и яркие. 15 наскальных шедевров доступны для созерцания желающих. Главным образом, здесь изображены узорные орнаменты и сцены битв.

Национальный парк Серра-да-Капивара (Serra da Capivara), Бразилия

В национальном парке Серра-да-Капивара находят приют и редкие животные, и маститые ученые. А 50 тысяч лет назад здесь, в пещерах, нашли кров наши далекие предки. Предположительно, это древнейшая общность гоминидов в Южной Америке. Парк расположен поблизости от города Сан Раймондо Нонато, в центральной части штата Пиауи. Эксперты насчитали здесь более 300 археологических памятников. Основные сохранившиеся изображения датируются 25-22 тысячелетием до рождества Христова. Самое удивительное то, что на скалах нарисованы вымершие медведи и прочая палеофауна.

Пещерный комплекс Лаас-Гааль (Laas Gaal), Сомалиленд

От Сомали в Африке недавно отделилась республика Сомалиленд. Археологов в данной местности интересует пещерный комплекс Лаас-Гааль. Здесь представлены наскальные росписи времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. На гранитных стенах величественных природных укрытий изображены сцены жизни и быта кочевого народа Африки: процесс выпаса скота, церемонии, игры с собаками. Местное население значения рисункам предков не придает, а пещеры использует, как и встарь, для убежища во время дождя. Многие из этюдов не изучены должным образом. В частности, возникают проблемы с хронологической привязкой шедевров арабско-эфиопской древней наскальной росписи.

Наскальные изображения Тадрарт-Акакус (Tadrart Acacus), Ливия

Недалеко от Сомали, в Ливии, также имеются наскальные росписи. Они гораздо более ранние, и датируются, чуть ли не 12-м тысячелетием до нашей эры. Последние из них нанесены уже после рождества Христова, в первом веке. Занимательно наблюдать, следуя за рисунками, как в этой области Сахары менялась фауна и флора. Сначала мы видим слонов, носорогов и фауну, характерную для довольно влажного климата. Также интересна четко прослеживаемая смена стилей жизни населения – от охоты до оседлого скотоводства, затем до кочевничества. Чтобы добраться до Тадрарт-Акакус, нужно пересечь пустыню к востоку от города Гат.

Пещера Шове (Chauvet Cave), Франция

В 1994 году на прогулке, случайно, Жан-Мари Шове открыл ставшую позже знаменитой пещеру. Ее назвали в честь спелеолога. В пещере Шове, кроме следов жизнедеятельности древних людей, были обнаружены сотни замечательных фресок. Самые удивительные и красивые из них изображают мамонтов. В 1995 году пещера стала государственным памятником, а в 1997 году здесь было введено 24-часовое наблюдение во избежание порчи великолепного наследия. Сегодня, чтобы бросить взгляд на бесподобное наскальное творчество кроманьонцев, нужно получать специальный допуск. Кроме мамонтов, полюбоваться есть на что, здесь на стенах есть и отпечатки рук, и пальцев представителей Ориньякской культуры (34-32 тыс. лет до н.э.)

Национальный парк Какаду, Австралия

На самом деле, к знаменитым попугаям Какаду название австралийского национального парка не имеет отношения. Просто европейцы неправильно произносили название племени Gaagudju. Эта народность сейчас вымерла, и некому поправить несведущих. В парке проживают аборигены, не менявшие уклад жизни со времен каменного века. В течение тысяч лет коренные австралийцы занимались наскальными росписями. Картины здесь рисовали уже 40 тысяч лет назад. Помимо религиозных сцен и охоты, здесь набросаны стилизованные рассказы в рисунках о полезных навыках (обучающие) и о волшебстве (развлекательные). Из животных изображены вымершие сумчатые тигры, сомы, баррамунди. Все чудеса плато Арнем-Ленд, Колпиньяк и южных холмов локализуются в 171 км от города Дарвин. в 35 тысячелетии до Рождества Христова, это был ранний палеолит. Они и оставили диковинные наскальные росписи в пещере Альтамира. Художественные артефакты на стенах огромной пещеры датируются и 18-м и 13-м тысячелетием. В последний период интересны полихромные фигуры, своеобразное сочетание гравюры и живописи, приобретение реалистичных деталей. Знаменитые бизоны, олени и лошади, а точнее, их прекрасные изображения на стенах Альтамира частенько попадают в учебники для учащихся средних классов. Пещера Альтамира находится в регионе Кантабрии.

Пещера Ласко (Lascaux), Франция

Ласко – не просто пещера, а целый комплекс маленьких и больших пещерных залов, расположенных на юге Франции. Недалеко от пещер стоит легендарная деревенька Монтиньяк. Картины на стенах пещеры нарисованы 17 тысяч лет назад. И до сих пор они поражают удивительными формами, сродни современному искусству граффити. Ученые особенно ценят зал Быков и дворцовый зал Кошек. Что там оставили доисторические творцы, несложно догадаться. В 1998 году наскальные шедевры чуть было не уничтожила плесень, возникшая из-за неправильно смонтированной системы кондиционирования. И в 2008 году Ласко закрыли, чтобы сохранить более 2000 уникальных рисунков.

Доисторическая наскальная живопись является самым многочисленным из имеющихся свидетельств того, как человечество делало первые шаги в сфере искусства, познания и культуры. Ее обнаруживают в большинстве стран мира, от тропиков до Арктики, и в самых разнообразных местах — от глубоких пещер до горных высот.

Уже открыто несколько десятков миллионов наскальных рисунков и художественных мотивов, и с каждым годом их открывают все больше. Этот солидный, долговечный, совокупный памятник прошлого является очевидным свидетельством того, наши далекие предки развили сложные общественные системы.

Некоторые распространенные ложные утверждения об истоках искусства должны были быть отклонены в самом своем зародыше. Искусство, как таковое, не возникло внезапно, оно развивалось постепенно с обогащением человеческого опыта. Ко времени появления знаменитого пещерного искусства во Франции и Испании, как считается, художественные традиции уже изрядно были развиты, по крайней мере в Южной Африке, Ливане, Восточной Европе, Индии и Австралии, и, вне всякого сомнения, во многих других регионах, которые еще должны быть соответственно исследованы.

Когда люди впервые решились на обобщение действительности? Это вопрос интересный для историков искусства и археологов, но он имеет и широкий интерес при условии, что идея культурного первенства имеет влияние на формирование представлений о расовой, этнической и национальной стоимости, даже на фантазию. Например, утверждение, что искусство зародилось в пещерах Западной Европы становиться побуждением к созданию мифов о европейском культурном превосходстве. Во-вторых, истоки искусства следует считать тесно связанными с появлением других чисто человеческих качеств: способностью творить абстрактные идеи и символы, общаться на высшем уровне, развивать представление о самих себе. Кроме доисторического искусства, мы не имеем реальных свидетельств, на основании которых можно было бы сделать вывод о существовании таких способностей.

НАЧАЛА ИСКУССТВА

Художественное творчество считалось образцом «непрактического» поведения, то есть поведения, вроде как лишенного практической цели. Древнейшим наглядным археологическим доказательством этого является использование охры или красного железняка (гематита) — красного минерального красителя, снятого и применяемого людьми несколько сотен тысяч лет назад. Эти древние люди также собирали кристаллы и узорчатые окаменелости, красочный и необычной формы гравий. Они начали различать обычные, будничные предметы и необычные, экзотические. Очевидно, они развили идеи о мире, в котором объекты можно было распределять на разные классы. Доказательства впервые появляются в Южной Африке, затем в Азии и наконец в Европе.

Древнейший известный наскальный рисунок сделан в Индии две или три сотни тысяч лет назад. Он состоит из чашеобразных углублений и извилистой линии, отчеканенных в песчанике пещеры. Примерно в это же время на разного рода портативных предметах (кость, зубы, бивни и камни), найденных на местах стоянок первобытного человека, были сделаны простые линейные знаки. Наборы собранных в пучок резных линий впервые появляются в центральной и восточной Европе, они приобретают определенное благоустройство, что позволяет распознавать отдельные мотивы: каракули, крестики, дуги и наборы параллельных линий.

Этот период, который археологи называют средним палеолитом (где-то между 35000 и 150000 лет назад), был определяющим для развития умственных и познавательных способностей человека. Это было также время, когда люди приобретали мореходные навыки и отряды колонистов могли делать переходы до 180 км. Регулярная морская навигация, очевидно, требовала совершенствования системы общения, то есть языка.

Люди этой эпохи добывали также охру и кремень в нескольких мировых регионах. Они начали строить большие совместные дома из костей и ставить каменные стены внутри пещер. И что самое важное — они творили искусство. В Австралии некоторые образцы наскальных изображений появились на свет 60000 лет назад, то есть в эпоху заселения континента людьми. В сотнях мест имеются объекты, более древнего, как полагают, происхождения, чем искусство Западной Европы. Но в течение этой эпохи наскальное искусство появляется и в Европе. Древнейший его образец из тех, что известны нам — система из девятнадцати чашкоподобных знаков в пещере во Франции, высеченных на каменной скальной плите, накрывала место детского захоронения.

Едва ли не самым интересным аспектом этой эпохи является культурное единодушие, царившее в тогдашнем мире во всех регионах заселения. Несмотря на различия в орудиях, бесспорно, обусловленных различиями в окружающей среде, культурное поведение было удивительно устойчивым. Использование охры и выразительно однообразный набор геометрических отметок свидетельствуют о существовании универсального художественного языка между архаичными гомо сапиенс, в том числе европейскими неандертальцами и другими, о которых нам известно из ископаемых остатков.

Расположенные по кругу фигурные изображения (скульптуры) впервые появляются в Израиле (ок. 250-300 тыс. лет назад), в виде видоизмененных природных форм, затем в Сибири и центральной Европе (ок. 30-35 тыс. лет назад), а уж потом в западной Европе. Примерно 30000 лет назад наскальное искусство обогатилось сложными зарубками, выполненными пальцами на мягкой поверхности пещер в Австралии и Европе, и трафаретными изображениями ладоней во Франции. Начали появляться двумерные изображения объектов. Древнейшие образцы, созданные примерно 32000 лет назад, происходят из Франции, за ними следуют южноафриканские рисования (Намибия).

Около 20000 лет назад (совсем недавно в понятиях человеческой истории) между культурами начинают формироваться существенные различия. Люди эпохи позднего палеолита в Западной Европе начали изящные традиции, как в скульптурном, так и в графическом искусствах ритуального и декоративного потребления. Где-то 15000 лет назад, эта традиция привела к появлению таких знаменитых шедевров, как рисование в пещерах Альтамиры (Испания) и Леско (Франция), а также к появлению тысяч искусно вырезанных фигурок из камня, бивней, кости, глины и других материалов. Это было время тончайшей многокрасочности произведений пещерного искусства, рисованных или чеканных определенной рукой мастерских умельцев. Однако развитие графических традиций в других регионах шло нелегко.

В Азии формы геометрического искусства, развиваясь, образовали очень совершенные системы, некоторые напоминают официальные записи, другие — мнемонические эмблемы, своеобразные тексты, предназначенные освежать память.

Начиная примерно с конца ледникового периода, где-то 10000 лет назад, наскальная живопись постепенно выходит за пределы пещер. Это было продиктовано не так поисками новых лучших мест, как (сомнений здесь почти не остается) выживанием наскального искусства путем селекции. Наскальная живопись хорошо сохраняется в постоянных условиях глубоких известняковых пещер, но не на скальных поверхностях, более открытых для разрушения. Итак, беспрекословное распространение наскальной живописи в конце ледникового периода свидетельствует не о росте художественной продукции, а о преодолении порога того, что обеспечивало хорошее сохранение.

На всех континентах, минуя Антарктику, наскальное искусство сейчас показывает разнообразие художественных стилей и культур, прогрессивный рост этнического многообразия человечества на всех континентах, а также развитие основных религий. Даже последний исторический этап развития массовых миграций, колонизаций и религиозной экспансии — основательно отраженный в наскальном искусстве.

ДАТИРОВКА

Есть две основные формы наскального искусства, петроглифы (резьба) и пикторами (рисование). Петроглифичные мотивы создавались с помощью резьбы, выдалбливания, чеканки или шлифовки скальных поверхностей. В пиктограммах на скальную поверхность накладывались дополнительные вещества, обычно краска. Это отличие очень важно, им определяются подходы к датировке.

Методология научной датировки наскальной живописи разработана только в течение последних пятнадцати лет. Поэтому она находится еще на стадии своего «детства», и датировка почти всего мирового наскального искусства остается в плохом состоянии. Это, однако, не означает, что мы не имеем представления о его возрасте: часто находятся всевозможные ориентиры, позволяющие определить примерный или хотя бы вероятный возраст. Иногда везет определить возраст наскального изображения достаточно точно, особенно, когда краска содержит органические субстанции или микроскопические вкрапления, позволяющие датировку благодаря имеющемуся в них радиоактивному изотопу углерода. Осторожная оценка результатов такого анализа может достаточно точно выяснить дату. С другой стороны, датировка петроглифов остается крайне трудным делом.

Современные методы основаны на определении возраста минеральных отложений, которые могли отложиться на наскальные изображения. Но они позволяют определить лишь минимальный возраст. Один из способов — провести анализ микроскопических органических веществ, вкрапленных в такие минеральные наслоения; здесь может быть успешно использована лазерная технология. Для определения же возраста самых петроглифов сегодня пригоден только один метод. Он основывается на том, что щербатые при выдалбливании петроглифов минеральные кристаллы имели сначала острые края, которые со временем затупливались и заокругливались. Определив скорость таких процессов на близлежащих поверхностях, возраст которых известен, можно вычислить и возраст петроглифов.

Немного помочь делу датировки могут также несколько археологических методов. Если, например, скальную поверхность покрывают археологические слои грязи, чей возраст можно определить, их можно использовать для определения минимального возраста петроглифов. Часто прибегают к сравнению стилевых манер, чтобы определить хронологические рамки наскального искусства, правда, не очень успешно.

Гораздо надежнее методы изучения наскального искусства, которые часто напоминают методы криминалистики. Например, составляющие краски могут рассказать, как она изготовлена, какими инструментами и примесями пользовались, откуда брали красители и тому подобное. Человеческую кровь, которую применяли как скрепляющее средство в ледниковый период, обнаружено в австралийских наскальных рисунках. Австралийские исследователи также обнаружили в разных местах до сорока наложенных друг на друга слоев краски, свидетельствующих о постоянной перерисовке той же поверхности в течение длительного времени. Как страницы книги, эти слои доносят до нас историю использования поверхностей художниками многих поколений. Изучение таких наслоений только начинается и может привести к настоящему перевороту во взглядах.

Пыльца растений, найденных на волокнах кистей в краске наскальных рисунков, указывает, какие культуры выращивали современники древних художников. В некоторых французских пещерах характерные рецепты краски выяснялись по их химическому составу. По угольным красителям, применяемым нередко для рисунков, определяли даже вид дерева, пережженного на уголь.

Исследования наскального искусства превратилось в отдельную научную дисциплину, и уже пользуется многими другими дисциплинами, от геологии до семиотики, от этнологии к кибернетике. Его методология предусматривает выразительность с помощью электронного изображения цветов очень испорченных, почти совсем выцветших рисунков; широкий спектр специализированных методов описания; микроскопические исследования следов, оставленных инструментами, и мизерных осадков.

УЯЗВИМЫЕ ПАМЯТНИКИ

Так же разрабатываются и все шире применяются методы сохранения доисторических памятников. Изготовлены копии произведений наскального искусства (фрагменты объекта или даже весь объект), чтобы предотвратить повреждение оригиналов. И все же многие доисторических мировых памятники находятся в постоянной опасности. Кислотные дожди растворяют защитные минеральные наслоения, покрывающие много петроглифов. Все бурные потоки туристов, разрастание городов, промышленное и горное развитие, даже неквалифицированные исследования вносят свою лепту в черное дело укорочение возраста неоценимым художественным сокровищам.

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга

12 сентября 1940 года были найдены наскальные рисунки в знаменитой пещере Ласко во Франции, которую называют Сикстинской капеллой доисторической живописи. Существует и еще несколько мест, где можно встретить впечатляющие художества первобытных людей.

Пещера Ласко, Франция

Это один из самых крупных и важных палеонтологических памятников на планете. Такого количества наскальных росписей нет ни в одной другой пещере. Кроме впечатляющего количества надписей удивляет и то, как они хорошо сохранились. Сюжеты пещеры стандартны для живописи того периода: это рисунки животных, людей, инструментов.

Пещера входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и закрыта для посещения туристами. Дело в том, что из-за присутствия людей в Ласко был нарушен хрупкий природный баланс, который позволял этим надписям просуществовать долгие тысячелетия. Теперь стены пещеры раз в несколько недель обрабатывают ученые, устраняя со скалы постоянно размножающиеся бактерии и водоросли. Для посещения туристами создана пещера Ласко 2, находящаяся в двух сотнях метров от оригинальной пещеры и состоящая из репродукций.

Капова пещера, Россия

Пещера находится на территории республики Башкортостан в заповеднике Шульган-Таш, имеет протяженность около трех километров. Образовалась она в известняке, в карстовом массиве. В пещеру впадает небольшое озеро, вода в котором непригодна для питья и используется исключительно для качестве целебных ванн.

Рисунки на стенах Каповой пещеры были открыты в середине пятидесятых советским зоологом Рюминым. Нанесены они с помощью охры, и их возраст составляет около восемнадцати тысяч лет. Это колоссальное число сложно себе вообразить: творчество и желание создавать что-то новое заставляло человека рисовать еще до существования цивилизации, религии, науки, языка. Место, в отличие от пещеры Ласко, полностью доступно для туристов.

Пещера Альтамира, Испания

Эта пещера, открытая в 1789 году, также довольно известна благодаря тому, что в ней, как и в Ласко, используется техника полихромной живописи: то есть, рисунки имеют цвет. Интересен тот нюанс, что для создания трехмерного эффекта используются естественные контуры стен.

Можно, кстати, найти рисунки не только на стенах, но и на потолке. После нескольких закрытий пещеры из-за того, что в рисунках появилась плесень от сырости, в 2011 году посещения снова были возобновлены.

Урочище Тамгалы, Казахстан

В этом месте в горах Анракай, в 170 километрах от Алма-Аты, когда-то находилось святилище древних людей. Тут можно увидеть изображения божеств, животных и людей: брачных пар, воинов, охотников.

Всего рисунков насчитывается около двух тысяч. Большинство надписей ученые относят к бронзовому веку. Очередной объект Всемирного наследия ЮНЕСКО находится под открытым небом и открыт для посещения.

Ньюспейпер-Рок, США

Находится это место на юго-востоке штата Юта, дословно его название переводится, как «газетный камень». Особенностью его является коллекция петроглифов, которая создавалась индейцами в доисторический период. До сих пор остается непонятным, почему на такой маленькой площади нарисовано такое большое количество петроглифов.