В чем воздействующая сила искусства. "воздействующая сила искусства"

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный "художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

· Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений - по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

· Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал :

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

работы


уроки

резерв

Воздействующая сила искусства

9

8

1

1

Искусство предвосхищает будущее

7

6

1

1

Дар созидания. Практическая функция.

11

10

1

1

Искусство и открытие мира для себя

7

6

1

1(проект)

Итого

34

30

4

4

Тема:" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть."

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, - поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. Урок №1 Искусство 9 класс Учитель ИЗО Сомко Е.В.

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

«Медный всадник» Конная статуя Петра выполнена скульптором Э.Фальконе в 1768-1770.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. «Наполеон на перевале Сен-Бернард»

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Франция, Париж, Триумфальная Арка

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Триумфальная Александровская арка. Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928 году по решению местных органов советской власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

Воскресенский Ново - Иерусалимский монастырь - памятник.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека

Неосуществленные проекты московских архитекторов 30-50 годов.



В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона. В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Конспект урока искусства(музыка)

Класс: 9-ый

Тема урока: «Воздействующая сила искусства»

Цель: развитие у учащихся способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха. Проанализировать современность музыкальных произведений Баха в наше время, сравнить с произведениями современных музыкантов.

Задачи:

Образовательные:

    продемонстрировать особое значение произведения И.С. Баха для мировой культуры в процессе прослушивания и анализа фрагментов произведений данного композитора;

    сформировать представление об истории возникновения произведений И.С. Баха в ходе эвристической беседы;

    систематизировать умения учащихся анализировать художественно-музыкальные образы в ходе критического анализа фрагментов музыкальных произведений композитора;

    сформировать у учащихся умение сопоставлять произведения разных видов искусств в ходе сообщающего слова учителя.

Развивающие:

    развивать произвольное внимание в ходе прослушивания музыкальных композиций;

    развивать зрительную, слуховую память в процессе анализа произведений разных видов искусства;

    развивать коммуникативную культуру учащихся в процессе эвристической беседы;

    развивать познавательный интерес учащихся за счет использования в уроке метапредметных связей.

Воспитательные:

    воспитывать устойчивый интерес к предмету за счет использования в уроке необычных форм работы;

    воспитывать эмпатию в процессе анализа произведений классической музыки;

    воспитывать уважение к музыкальному наследию композиторов других стран в процессе критического анализа фрагментов музыкальных произведений.

Тип урока: интегрированный урок (музыка + литература + живопись)

Программа, по которой работает учитель: Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская «Искусство 8-9 классы»

Перечень оборудования: учебник по музыке (Т.И. Науменко, В.В. Алеев Музыка 8 класс), раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук.

Музыкальный материал: муз. энциклопедия (И. С. Бах), И. С. Бах « Хоральная прелюдия g - moll », В. Бутусов песня «Прогулки по воде», И. С. Бах «Месса h -moll », И. С. Бах «Мелькнёт за часом час», Вилла- Лобос « Бахиана», И. С. Бах «Магнификат».

Список используемой литературы:

    Ф.М. Оржеховская Себастьян Бах, М.: Просвещение, 1960. – 172 с.

    Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Том 1. - М: Советская энциклопедия, . - с. 761.

Особенности урока: время проведения урока 90 мин.

Ход урока :

Звучит музыка Баха (хоральная прелюдия соль минор).

Учитель: Как вам кажется, для чего написана эта музыка? Какие чувства композитора в ней отображены? Что удалось почувствовать Вам?

Примерные ответы детей: (красота, благородство души человека, нашедшего истину )

Учитель зачитывает фрагмент

- Из глубины церкви неясно проступали очертания органа. Казалось, подобно уснувшему городу, орган ждал, чтобы встающий день освободил его от безмолвия, вдохнул в него многоголосную жизнь. Он обернулся к органу, словно прислушиваясь. Его близорукий взгляд, казалось, был обращён вовнутрь. Потом он медленно, будто раздумывая, собрал в аккорды этот сдержанный, нарастающий гул и вдруг стремительно, размашисто и свободно перешёл в наступление. Он штурмом брал непокорное время, вторгаясь далеко вперёд, туда, в будущее, где имя его останется навсегда. Кто этот человек?

Дети высказывают свои предположения

(Детям предлагается для просмотра сюжета о жизни и творчестве И. С. Баха)

Учитель: Сегодня наш урок посвящён великому И.С. Баху

(Звучит «Хоральная прелюдия g - moll » И. С. Баха) Если отталкиваться от тех ощущений, которые вы испытывали, слушая эту музыку, то, как вам кажется, образ какого человека возникает в сознании? (великого, благородного, возвышенного ). На что вы обратили сразу внимание в движении музыки? (наигрываю мелодию). Какая она по характеру: земная, мирская, или божественная, возвышенная? (возвышенная ). Давайте попробуем её пропеть и покажем рукой мелодию. Есть ли у неё окончание или она бесконечно охватывает мироздание человека? Есть ли в этой божественной музыке что-то, что очеловечивает её? Обратите внимание на погружение моих пальцев в клавиатуру, какое оно? (плотное, вросшее корнями в землю ).

Учитель:

Как же так получается, с одной стороны небесная, а с другой - глубинная? Как вы считаете, для чего она и когда написана?

Примерные ответы детей (для человека, чтобы он стал чище и лучше)

Учитель: Действительно так. Поэтому, мы можем назвать эту музыку религиозной, в её основе религиозное содержание, название соответствующее» Я взываю к тебе, Господи». Вообще, Бах за время своей деятельности часто

менял работу, у него были постоянные конфликты с церковью. А что же, он был ненужным человеком, плохо относился к обязанностям? (ребята высказывают своё мнение).

Учитель : Какова цель религиозной музыки? (восприятие красоты и силы Бога). Верно, а Бах её очеловечил, почему? (чтобы воспеть божественное в человеке, силу духа, разума). Так, наверное, поэтому у него произошёл конфликт с церковью? Рассуждения и ответы детей.

Учитель : Конечно. Ведь церковь обвинила Баха в том, что он, якобы, восхвалил силу человека, а не Бога.

Учитель: Как вы думаете, можно ли назвать Баха верующим человеком? (да ) В хоральной прелюдии мы проследили взаимосвязь человека с Богом. А в другом, знакомом произведении, мы попытаемся определить роль и место человека в мироздании в целом (природа, земля, космос).

(Учитель предлагает вспомнить песню «Мелькнёт за часом час…». Она звучит в исполнении детей)

Учитель: Вслушайтесь, пожалуйста, в смысл следующих строк: «Мелькнёт за часом час и новый день уже погас...» О чём они? (жизнь лишь миг в эволюции вселенной ). Главное в 1-ом куплете очень точно голосом передать повествование, размышление). 2 куплет - время имеет свойство двигаться, поэтому быстрее исполняем, движение показываем рукой. 3 куплет - к чему пришли (К свету, красоте, могуществу природы и человека в ней. Звучит песня)

Учитель : Как вы думаете, так ли мимолётна человеческая жизнь? Что же оставил Бах? Предположительные ответы детей: (множество произведений )

Учитель : Верно, а одно из них - «Месса h -moll ».Давайте вспомним, что такое месса? Ребята обмениваются мнениями.

Учитель : Месса - это огромное произведение, которое специально создано для службы в церкви. Какой была эта служба по своему состоянию? Представьте высокие своды, акустика, хор. Что испытывали люди? Во всём этом разобраться вам поможет музыка. (Слушаем фрагмент мессы).

Учитель : Как звучит здесь голос, какие краски, тембры? Бах был протестантом, но его музыка связала Бога и человека. А вот у католиков тоже звучала музыка, только, кроме этого, украшением ещё служили фрески. Одна из самых известных - «Сотворение Адама». Она никогда не находилась в церкви, которой играл Бах, между ними огромный временной отрезок, почти 227 лет. Но, тем не менее, мне хочется сказать, что Микеланджело - это Бах в живописи. Как вы считаете, почему? (ответы детей).

Учитель : Ребята, вслушайтесь, как звучит фреска? (многоголосно, ярко, солнечно …) Я слышала такую фразу, что музыка - язык ангелов. А теперь всмотритесь. Саваоф создал человека и он ещё слаб. Вот-вот сверкнёт божественная искра, руки их соприкаснутся, и в Адама вольётся жизнь, поэтому - радость. Итак, Бах и Микеланджело в один голос воспевали совершенство и силу Бога. Предлагаю послушать ещё одно муз. Произведение (звучит Superstar Уэббера). Средства выразительности близки человеческим эмоциям, а значит эта музыка не столько о Боге, сколько о нас с вами.

Учитель : Тема Бога и человека была актуальна всегда. Как вы считаете, а в наше время этот вопрос поднимается? (ответы детей )

Учитель : А вот сейчас мы это узнаем (См. клип группы «Наутилус – Помпилиус» «Прогулки по воде»). Ребята, у меня такой вопрос: сколько действующих лиц в этом произведении? Совершенно верно. Происходит разговор между человеком и Богом. Обратите внимание на слова: «Видишь, там на горе, возвышается крест…» Как вы их понимаете? (для того, чтобы достичь вершины Бога, нужно пройти через все испытания и страдания). Итак, мы сказали, что здесь 2 действующих лица. Какова интонация у Андрея? (напеваем). Интонация вопрошения, он пытается найти истину. А какова интонация Бога (напеваем). Верно, это интонация утверждения, он нашёл истину, уверенность. Давайте сейчас всё это ещё раз исполним и отразим своим голосом. Итак, ребята, мы уже слушали много разных произведений, а что их объединяет? (вопросы души , нравственности взаимоотношений …). Большинство произведений, прослушанных сейчас, принадлежат Баху, а как вы считаете, почему человечество до сих пор обращается к музыке Баха? (ответы детей ). Я думаю, что музыка - это нравственный идеал всего человечества. Перерыв 10 минут.

2 блок.

(Звучит фрагмент «Кофейной кантаты» Баха)

Учитель : Как вы считаете, а какие вопросы ставит эта музыка? Какая она по настроению? (лёгкая, шутливая, грациозная ). На что обращает внимание композитор? (напеваю Хэр фатер). Какое состояние передаётся? (волнение, т.к. постоянно прерывается мелодия ). Сколько вы уловили здесь действующих лиц? (2-е). А теперь послушайте, кто они и о чём между ними разговор? (поём). О чём говорит один? (ворчит ). Второй-игривый, грациозный, жеманный. Кто же эти герои? (предположительные ответы)

Учитель : Перед нами Лизхен, девочка, обожающая кофе и её отец, который решил отучить дочь от пагубного зелья. Но никакие уговоры не помогают Лизхен, даже обещание скорого замужества. Как вы считаете, почему Бах - композитор, поднимающий вечные серьёзнейшие вопросы, обращается к такой теме? Верно, он шутит, ему свойственно чувство

юмора и он это воплощает в музыке (Ответы детей). А если бы он жил в наше время, то на какую тему он бы создал произведение? (например, «Жвачная оратория»…)

Учитель : И всё же Бах - это смысл, взгляд в будущее. А какая судьба в этой музыке? (Звучит «Бахиана» Вилла-Лобоса 1-ая ч.)

Итак, куда же приведёт эта дорога, что впереди?

(Звучит « Бахиана» Вилла- Лобоса 2-ая ч)

Учитель : Как вы думаете, когда была написана эта музыка, она современная или классическая? (классическая ).

Учитель : Конечно, мы привыкли считать, что если классическая, то несовременная. А классическая, от лат. «Образцовый», «первоклассный». Значит, современная музыка может быть классической? (да ). А какую музыку можно назвать современной? (та, которая волнует людей и сейчас). Музыку, которую мы слушали сейчас создана не так давно, в 20 веке. Называется она «Бразильская Бахиана» композитора Вилла-Лобоса. А кому она посвящена, вы, наверное, догадались. (Баху ). Современный композитор продолжает традиции Баха, его стиль, мелодический язык, и, в тоже время, добавляет что-то своё. Как вы думаете, если Бах воспевает красоту человека, его силу и мощь, то, что воспевает Вилла-Лобос, обращаясь к музыке Баха? (красоту и смысл баховской музыки, его размышления о душе человека, об окружающем мире). Это действительно так. Вечные вопросы добра и зла, любви и смерти.

Учитель : Выбрать между добром и злом, любовью и смертью, действительно сложно, а выбрать нужно что-то одно. Что же выбрал Бах, что он сделал своим жизненным девизом? Для того чтобы понять это, обратимся вновь к музыке.

(Звучит «Магнификат» Баха)

Учитель : Не нужно сейчас никаких слов, просто попытайтесь воплотить свои идеи в живописи и скульптуре. Предлагаю разделиться на 2 группы. Скульпторы - выберите материал, постановку фигуры. А художники - в красках, линиях и штрихах отразите свой образ (дети слушают повторно музыку и рисуют, затем анализируем работы).

Учител ь: Ребята, что же было главным девизом композитора, девизом его жизни и творчества? (интонация всепобеждающего добра и света ). Добро, свет и духовность - девиз музыки Баха, может быть поэтому, его музыка стала духовным идеалом человечества.

(Звучит ещё раз «Магнификат») До свидания, до новых встреч!

СИЛА ИСКУССТВА – Здравствуйте, Елена Сергеевна!.. Старая учительница вздрогнула и подняла глаза. Перед нею стоял невысокий молодой человек. Он смотрел на нее весело и тревожно, и она, увидев это смешное мальчишеское выражение глаз, сразу узнала его. – Дементьев, – сказала она радостно. – Ты ли это? – Это я, – сказал человек, – можно сесть? Она кивнула, и он уселся рядом с нею. – Как же ты поживаешь, Дементьев, милый? – Работаю, – сказал он, – в театре. Я актер. Актер на бытовые роли, то, что называется «характерный». А работаю много! Ну, а вы? Как вы-то поживаете? – Я по-прежнему, – бодро сказала она, – прекрасно! Веду четвертый класс, есть просто удивительные ребята. Интересные, талантливые… Так что все великолепно! Она помолчала и вдруг сказала упавшим голосом: – Мне комнату новую дали… В двухкомнатной квартире… Просто рай… Что-то в ее голосе насторожило Дементьева. – Как вы это странно произнесли, Елена Сергеевна, – сказал он, – невесело как-то… Что, мала, что ли, комната? Или далеко ездить? Или без лифта? Ведь что-то есть, я чувствую. Или кто-нибудь хамит? Кто же? Директор школы? Управдом? Соседи? – Соседи, да, – призналась Елена Сергеевна, – понимаешь, я живу как под тяжестью старого чугунного утюга. Мои соседи как-то сразу поставили себя хозяевами новой квартиры. Нет, они не скандалят, не кричат. Они действуют. Выкинули из кухни мой столик. В ванной заняли все вешалки и крючки, мне негде повесить полотенце. Газовые горелки всегда заняты их борщами, бывает, что жду по часу, чтобы вскипятить чай… Ах, милый, ты мужчина, ты не поймешь, это все мелочи. Тут все в атмосфере, в нюансах, не в милицию же идти? Не в суд же. Я не умею с ними справиться… – Все ясно, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – вы правы. Хамство в чистом виде… А где же это вы проживаете, адрес какой у вас? Ага. Спасибо, я запомнил. Я сегодня вечером к вам зайду. Только просьба, Елена Сергеевна. Ничему не удивляться. И полностью мне во всякой моей инициативе помогать! В театре это называется «подыгрывать»! Идет? Ну, до вечера! Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства! И он ушел. А вечером раздался звонок. Звонили один раз. Мадам Мордатенкова, неспешно шевеля боками, прошла по коридору и отворила. Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек, в кепочке. На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок. – Ты, что ли, Сергеева? – хрипло спросил человек в кепочке. – Нет, – сказала шокированная всем его видом Мордатенкова. – Сергеевой два звонка. – Наплевать. Давай проводи! – ответила кепочка. Оскорбленное достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры. – Ходчей давай, – сказал сзади хриплый голос, – ползешь как черепаха. Бока мадам зашевелились порезвей. – Вот, – сказала она и указала на дверь Елены Сергеевны. – Здесь! Незнакомец, не постучавшись, распахнул дверь и вошел. Во время его разговора с учительницей дверь так и осталась неприкрытой. Мордатенкова, почему-то не ушедшая к себе, слышала каждое слово развязного пришельца. – Значит, это вы повесили бумажку насчет обмена? – Да, – послышался сдержанный голос Елены Сергеевны. – Я!.. – А мою-то конуренку видела? – Видела. – А с Нюркой, женой моей, разговор имела? – Да. – Ну, что ж… Ведь я те так скажу. Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. Сама посуди: у мине там два корешка. Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. Ведь это удобство? Удобство… Но, понимаешь, мне метры нужны, будь они неладны. Метры! – Да, конечно, я понимаю, – сдавленно сказал голос Елены Сергеевны. – А зачем мне метры, почему они нужны мне, соображаешь? Нет? Семья, брат, Сергеева, растет. Прямо не по дням, а по часам! Ведь старшой-то мой, Альбертик то, что отмочил? Не знаешь? Ага! Женился он, вот что! Правда, хорошую взял, красивую. Зачем хаять? Красивая – глазки маленькие, морда – во! Как арбуз!!! И голосистая… Прямо Шульженко. Целый день «ландыши-ландыши»! Потому что голос есть – она любой красноармейский ансамбль переорет! Ну прямо Шульженко! Значит, они с Альбертиком-то очень просто могут вскорости внука отковать, так? Дело-то молодое, а? Молодое дело-то или нет, я те спрашиваю? – Конечно, конечно, – совсем уж тихо донеслось из комнаты. – Вот то-то и оно! – хрипел голос в кепочке. – Теперь причина номер два: Витька. Младший мой. Ему седьмой пошел. Ох и малый, я те доложу. Умница! Игрун. Ему место надо? В казаки-разбойники? Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил, потому что теснота! Ему простор нужен. Ему развернуться негде. А здесь? Ступай в коридор и жги чего хошь! Верно я говорю? Зачем ему в комнате поджигать? Ваши коридоры просторные, это для меня плюс! А? – Плюс, конечно. – Так что я согласен. Где наша не пропадала! Айда коммунальные услуги смотреть! И Мордатенкова услышала, что он двинулся в коридор. Быстрее лани метнулась она в свою комнату, где за столом сидел ее супруг перед двухпачечной порцией пельменей. – Харитон, – просвистела мадам, – там бандит какой-то пришел, насчет обмена с соседкой! Пойди же, может быть, можно как-нибудь воспрепятствовать!.. Мордатенков пулей выскочил в коридор. Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина в кепочке, с прилипшим к губе окурком. – Здесь сундук поставлю, – говорил он, любовно поглаживая ближний угол, – у моей маме сундучок есть, тонны на полторы. Здесь мы его поставим, и пускай спит. Выпишу себе маму из Смоленской области. Что я, родной матери тарелку борща не налью? Налью! А она за детьми присмотрит. Тут вот ейный сундук вполне встанет. И ей спокойно, и мне хорошо. Ну, дальше показывай. – Вот здесь у нас еще маленький коридорчик, перед самой ванной, – опустив глаза, пролепетала Елена Сергеевна. – Игде? – оживился мужчина в кепочке. – Игде? Ага, вижу, вижу. Он остановился, подумал с минуту, и вдруг глаза его приняли наивно-сентиментальное выражение. – Знаешь чего? – сказал он доверительно. – Я те скажу как своей. Есть у меня, золотая ты старуха, брательник. Он, понимаешь, алкоголик. Он всякий раз, как подзашибет, счас по ночам ко мне стучится. Прямо, понимаешь, ломится. Потому что ему неохота в отрезвиловку попадать. Ну, он, значит, колотится, а я, значит, ему не отворяю. Мала комнатенка, куды его? С собой-то ведь не положишь! А здесь я кину на пол какую-нибудь тряпку, и пущай спит! Продрыхнется и опять смирный будет, ведь это он только пьяный скандалит. Счас, мол, вас всех перережу. А так ничего, тихий. Пущай его тут спит. Брательник все же… Родная кровь, не скотина ведь… Мордатенковы в ужасе переглянулись. – А вот тут наша ванная, – сказала Елена Сергеевна и распахнула белую дверь. Мужчина в кепочке бросил в ванную только один беглый взгляд и одобрительно кивнул: – Ну, что ж, ванна хорошая, емкая. Мы в ей огурцов насолим на зиму. Ничего, не дворяне. Умываться и на кухне можно, а под первый май – в баньку. Ну-ка, покажь-ка кухню. Игде тут твой столик-то? – У меня нет своего стола, – внятно сказала Елена Сергеевна, – соседи его выставили. Говорят – два стола тесно. – Что? – сказал мужчина в кепочке грозно. – Какие такие соседи? Эти, что ли?! – Он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. – Два стола им тесно? Ах, буржуи недорезанные! Ну, погоди, чертова кукла, дай Нюрка сюда приедет, она тебе глаза-то живо выцарапает, если ты только ей слово поперек пикнешь! – Ну, вы тут не очень, – дрожащим голосом сказал Мордатенков, – я попросил бы соблюдать… – Молчи, старый таракан, – прервал его человек в кепочке, – в лоб захотел, да? Так я брызну! Я могу! Пущай я в четвертый раз пятнадцать суток отсижу, а тебе брызну! А я-то еще сомневался, меняться или нет. Да я за твое нахальство из прынцыпа переменюсь! Баушк! – Он повернулся к Елене Сергеевне. – Пиши скорее заявление на обмен! У меня душа горит на этих подлецов! Я им жизнь покажу! Заходи ко мне завтра утречком. Я те ожидаю. И он двинулся к выходу. В большом коридоре он, не останавливаясь, бросил через плечо, указывая куда-то под потолок: – Здесь корыто повешу. А тут мотоциклет. Будь здорова. Смотри не кашляй. Хлопнула дверь. И в квартире наступила мертвая тишина. А через час… Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. Там стоял новенький сине-желтый кухонный столик. – Это вам, – сказал Мордатенков, конфузясь, – зачем вам тесниться на подоконнике. Это вам. И красиво, и удобно, и бесплатно! И приходите к нам телевизор смотреть. Сегодня Райкин. Вместе посмеемся… – Зина, солнышко, – крикнул он в коридор, – ты смотри же, завтра пойдешь в молочную, так не забудь Елене Сергеевне кефиру захватить. Вы ведь кефир пьете по утрам? – Да, кефир, – сказала Елена Сергеевна. – А хлеб какой предпочитаете? Круглый, рижский, заварной? – Ну, что вы, – сказала Елена Сергеевна, – я сама!.. – Ничего, – строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор: – Зинулик, и хлеба! Какой Елена Сергеевна любит, такой и возьмешь!.. И когда придешь, золотко, постираешь ей, что нужно… – Ох, что вы!.. – замахала руками Елена Сергеевна и, не в силах больше сдерживаться, побежала к себе. Там она сдернула со стены полотенце и прижала его ко рту, чтобы заглушить смех. Ее маленькое тело сотрясалось от хохота. – Сила искусства! – шептала Елена Сергеевна, смеясь и задыхаясь. – О, волшебная сила искусства… Виктор Драгунский