Варвара: «Муж перестал меня узнавать. Тексты песен(слова) певицы Варвара Имя певицы варвары

Страна

Россия

Профессии Жанры Псевдонимы Награды varvara-music.ru

Варвара (настоящее имя Елена Владимировна Сусова , в девичестве - Тутанова) ; родилась 30 июля (19730730 ) года в г. Балашиха) - российская певица . Заслуженная артистка России (2010). Закончила Балашихинскую школу № 3, Гнесинское училище и ГИТИС . Выступала в составе труппы Государственного театра эстрадных представлений. Первый сольный альбом, который так и назывался - «Варвара» - исполнительница выпустила в 2001 году (лейбл NOX Music). Также исполнительница выпустила альбомы «Ближе» (2003) и «Грезы» (2005).

Творческий путь

Варвара закончила Гнесинку, где её педагогом был Матвей Ошеровский - режиссёр нашумевшей постановки «Трёхгрошовой оперы» в Одессе . Эксцентричный гений неоднократно выгонял артистку, называл её «верстой коломенской» и даже швырял в неё ботинками. Однако в оперетту Варвара не пошла не по его вине - она просто хотела «свободного полета», без режиссёров и продюсеров. Позже, работая в театре эстрадных представлений Льва Лещенко , она заочно закончила ГИТИС по специальности «артист музыкального театра». Уйдя из театра, Варвара начала свою сольную карьеру.

С июля 1991 года и по настоящее время Варвара работает солисткой-вокалисткой Федерального государственного учреждения культуры "Государственный театр эстрадных представлений «Музыкальное агентство». Одновременно с этой должностью она выполняет функции художественного руководителя и генерального директора собственного продюсерского Арт-центра «Варвара». Варвара исполняет песни и музыкальные композиции которые весьма часто звучат на радио, а её музыкальные номера можно увидеть в телевизионных программах центральных каналов России.

В 2001 году компания «NOX Music» выпустила дебютный альбом артистки, который так и назывался: «Варвара». Работа над этой пластинкой продолжалась в течение всего 2000 года. Большинство песен были написаны неизвестными молодыми авторами, и только имя Кима Брейтбурга - основного автора песен Бориса Моисеева - что-то говорило слушателям. В записи пластинки принимали участие молодые музыканты- мультиинструменталисты, объединенные в одну группу, названную именем Варвары.

Тогда-то в первый раз диджеи ведущих радиостанций и задумались: к какому стилю отнести эту музыку? Налицо отголоски всех музыкальных культур - от русской до арабской; звуки живых инструментов здесь сочетаются с электронными семплами, трагические композиции неизменно соседствуют с танцевальными песнями, и при этом на первый план выходят стихи! Песни дебютного альбома, несмотря на всю свою форматность, не пользовались успехом у слушателей, но заглавная «Варвара», «Бабочка», «На Грани» и «Лети на свет» ротировались на радио. А вот тот факт, что в книге Николь Кларо «Мадонна» одна из глав называлась «На Грани», остался незамеченным.

Летом 2002 года Варвара получила неожиданное предложение. Основатель известной шведской студии Cosmo (именно эта компания «сделала» последние пластинки группы A-ha и Бритни Спирс) Норн Бьорн пригласил её записать несколько композиций со шведским симфоническим оркестром. Сотрудничество со шведами вылилось в песню «Это позади», выдержанную в стиле модного r’n’b. Но запись остальных песен к будущему альбому Варвара решила продолжить в России. Она считает, что сегодня российские саунд-продюсеры способны работать на европейском уровне.

Конец 2002 года ознаменовался для Варвары выступлением в финале «Песни года-2002 » с песней «Од-на», которая летом-осенью 2002 года звучала в эфирах почти всех ведущих радиостанций страны.

Варвара путешествует в музыке также, как путешествует в жизни. В Арабских Эмиратах, куда она часто приезжает с семьей, ей уже предложили записать альбом песен на арабском языке. Но помимо востока Варвару манит и северная Европа, с её суровыми сагами и кельтскими сказаниями, с холодной музыкой Энии и соленым запахом океана. Возможно, поэтому в песне «Две стороны Луны» с её второго альбома, который вышел в 2003 году, так чувствуются нормандские ноты. «Я влюблена в Европу Средневековья и Возрождения. Когда я приезжаю во Францию и брожу по замкам XVI века, я чувствую сохранившийся в этих стенах норманнский дух. У меня появляется ощущение, что я там жила: я глажу стены, и мне хочется снимать там клипы».

Эксперименты с клипами на песни являются, пожалуй, главной страстью Варвары. «Мне всегда хотелось петь песни и снимать клипы, в которых я наконец-то смогла бы проявить себя как характерная актриса», - говорит Варвара.

Март 2003 года стал месяцем Варвары - компания «Ars-Records» выпустила её второй альбом, получивший название «Ближе». Большинство композиций к нему было записано на студии «Братья Гримм» - именно в этой компании удалось найти адекватные идеям певицы аранжировки и звук.

За последние годы были выпущены четыре сольных музыкальных альбома певицы с песнями, которые знают, и любят зрители разных стран. За последние 10 лет многие гастрольные турне, музыкальные фестивали, и самые разнообразные благотворительные и шефских мероприятия не обходились без активного творческого участия Варвары. Певица неоднократно принимала участие в организации праздничных концертов, она являлась участником множества российских фестивалей и представляла музыкальное искусство России за рубежом.

В декабре 2004 года получает почётный диплом от телефестиваля «Песня года-2005 » за песню «Летала да пела», на которую месяцем позже был снят клип в Марокко.

В 2005 году Варвара стала финалисткой Национального отбора Международного конкурса «Евровидение- 2005». В этом же году певица, завоевав первое место в Интернет-голосовании Международного клуба OGAE ,получила право представлять Россию на праздновании 50-летия фестиваля «Евровидение» в Дании.

С 2006 года Варвара активно гастролирует по странам Европы и знакомит европейцев с этническим творчеством российской музыкальной культуры. Нам хорошо известно, что все годы своей творческой деятельности она активно и целенаправленно повышает свою квалификацию, занимается поиском новых творческих форм, следит за тем, чтобы музыкальный материал исполняемых ею произведений всегда следовал духу современности, был интересен и доступен самым разнообразным слоям публики и пользовался спросом на музыкальном рынке.

В 2009 году Варвара принимает участие Фестивале русской культуры в Лондоне и знакомит англичан со своей новой программой «Грезы». В этой программе собраны лучшие песни, в музыкальных аранжировках которых можно услышать звучание якутского бубна и удары северо- кавказских барабанов и прекрасные звуки старинных русских рожков. Коллектив под руководством Варвары целенаправленно использует в своих песнях звучание многих народных инструментов, тем самым подчеркивая масштаб музыкальной культуры России.

12 марта большим концертом свое 60-летие отпразднует народная артистка России Надежда Бабкина. Этно-поп певица Варвара, которая дружна с Надеждой Георгиевной не первый год, на концерте присутствовать не сможет из-за гастролей, однако, преподнесет артистке свой подарок. Но позже.

На прошлой неделе в одной из студий Москвы Варвара закончила запись совместной композиции c Оркестром Волынщиков Москвы . Записанная песня - это кавер-версия по-настоящему народного в нашей стране хита (его название до премьеры держится в секрете). Известная своими музыкальными экспериментами Варвара, решила объединить традиционный русский текст и народную мелодику со звучанием настоящей волынки. Многие уверены в том, что волынка - это сугубо шотландский инструмент, - говорит Варвара. - В действительности же, она пришла в Европу с Востока. Согласно одной из существующих версий, инструмент попал в Шотландию благодаря нашим соседям викингам и очень близким Руси варягам. Поэтому такое объединение музыкальных стилей кажется мне исторически обоснованным. Премьеру этой песни и специально подготовленный номер я хочу подарить и посвятить Надежде Бабкиной во время очередного её проекта, который состоится сразу после юбилея певицы. Я благодарна ей за ту моральную поддержку, которая она оказывает моим творческим экспериментам по объединению традиционных и современных стилей. Очень надеюсь, что новое творение понравится ей также, как в свое время нравилась моя песня «Летала, Да Пела».

С «Оркестром Волынщиков Москвы и Области» Варвара познакомилась во время гастролей в Англии. Артистка сразу загорелась идеей сотрудничества, и записанная композиция - лишь первый его плод. На подходе уже не кавер, а оригинальная песня Варвары в шотландском стиле, для которой певица сейчас ищет подходящий текст.

Дискография

  • 2001 - Альбом «Варвара» - «НОКС МЬЮЗИК»
    • «ВАРВАРА
    • «БАБОЧКА » - Музыка: А. Шкуратов, Слова: А. Шкуратов, Аранжировки: А. Иванов, А. Шкуратов, Режиссёр видеоклипа: Д. Махаматдинов, Оператор видеоклипа: В. Новожилов
    • «ЛЕТИ НА СВЕТ » - Музыка: К. Брейтбург, М. Брейтбург, Слова: Э. Мельник, Аранжировки: К. Брейтбург, Режиссёр видеоклипа: Ф. Бондарчук, Оператор видеоклипа: В. Опельянц, Стилист видеоклипа: Алишер
    • «НА ГРАНИ » - Музыка: К. Борис, Слова: Э. Мельник, Аранжировки: А. Иванов, Режиссёр видеоклипа: С. Кальварский, Оператор видеоклипа: В. Опельянц, Стилист видеоклипа: Аслан
    • «ДВА СЕРДЦА » - Музыка: А. Лунёв, Слова: И. Кокановский, Аранжировки: В. Мухин, А. Лунёв
    • «ЛЕД И ВОДА » - Музыка: А. Протченко, Слова: А. Протченко, Аранжировки: А. Протченко
    • «СТЕКЛЯННАЯ ЛЮБОВЬ » - Музыка: А. Лунёв, Слова: Э. Мельник, Аранжировки: В. Мухин, А. Лунёв
    • «ПРОГОНИ » - Музыка: В. Шемтюк, Слова: Э. Мельник, В. Шемтюк, Аранжировки: А. Иванов
    • «РЕКС, ПЕКС, ФЕКС » - Музыка: К. Брейтбург, Слова: К. Брейтбург, Аранжировки: А. Иванов
    • «ГАВАЙИ » - Музыка: Г. Богданов, Слова: Г. Богданов, Аранжировки: А. Иванов
    • «АНГЕЛ ПЛОХИХ ВЕСТЕЙ » - Музыка: К. Брейтбург, Слова: Э. Мельник, Аранжировки: А. Протченко
    • «НЕ МЕШАЙ » - Музыка: А. Шкуратов, Слова: А. Шкуратов, Аранжировки: А. Иванов, А. Шкуратов
    • «ЛЕТИ НА СВЕТ » - (Grimm RMX/

В нашей постоянной рубрике о звездных секретах красоты певица рассказывает об омолаживающем душе, домашних спа-процедурах и волшебной ванне Клеопатры.

- Варвара, глядя на вас, просто не верится, что вашему старшему сыну Ярославу уже 24 года. Выглядите вы прекрасно!

Спасибо большое! Знаете, когда я перешагнула в прошлом году 40-летний рубеж, на меня буквально посыпались комплименты. В особенности от мужчин. Они часто говорят, что теперь я еще более женственная и сексуальная. И эти слова несколько примиряют меня с тем фактом, что за последние три года я набрала целых пять килограммов. Хотя я все равно по этому поводу сильно переживаю и веду со своим лишним весом непримиримую борьбу. Пока, признаться, не очень успешно. Но работу над собой не бросаю: и спортом занимаюсь, и питаюсь правильно.

- А в юности у вас были комплексы по поводу своей внешности?

Были, и еще какие! Я ужасно стеснялась своей фигуры. В старших классах вымахала до 180 сантиметров и чувствовала себя такой нескладной - высокая и абсолютно плоская. Мальчишки дразнили «останкинской башней» и «верстой коломенской». Избавиться от глупых комплексов помогла сцена. Преподаватели Гнесинки, куда я поступила в 17 лет, были мною довольны, и это здорово подняло самооценку. Параллельно я даже начала работать моделью в Доме моды Вячеслава Зайцева - оказалось, что для подиума у меня отличные рост и фигура. Правда, примерно спустя год модельную карьеру пришлось забросить, потому что в 18 лет я стала мамой.

«Комплексы по поводу худобы и высокого роста прошли, когда выяснилось, что моя фигура отлично подходит для подиума» Фото: personastars.com

- Беременность и роды обычно сильно меняют фигуру женщины…

Да, после рождения Ярослава я приобрела кое-какие формы. Но все равно долго была очень худенькой, весила всего 63-64 килограмма. Увы, с возрастом, как ни крути, обмен веществ замедляется, отсюда и набранные пять кило. Да и экран телевизора с артистами не церемонится - прибавляет еще столько же. Поэтому вес уже приходится строго контролировать.

- Пробовали какие-нибудь диеты?

Ну конечно. Бывало, сидела на одном рисе несколько дней. Тяжко! На мой взгляд, если нужно быстро похудеть, самое лучшее - кефирная диета. Она простая. В первый день пьешь только кефир, причем не больше литра в сутки. На второй день можно к кефиру добавить яблоко и чередовать их - стакан кефира, затем четвертинка яблока, ну и так далее. На третий день пьем кефир и едим огурцы. А на четвертый к литру кефира присоединяется творог - 200 граммов, которые надо разделить на три приема пищи. За четыре дня такой диеты можно сбросить до семи килограммов. Но для меня диеты - серьезное испытание. Я начинаю плохо себя чувствовать, портится настроение, я злюсь на весь мир. Поэтому я от них отказалась. Но, разумеется, за питанием все равно строго слежу.


Ивушки (дуэт с А. Воробьевым)
Казаки в Берлине
Красивая жизнь
Кто ищет, тот найдёт
Летела да пела
Лети на свет
Метель
Можно-нельзя
Мосты в рай
Музыка Рождества
На грани
На краю
Некуда бежать
Од-на
Осень
Отпусти меня река
Разольётся река
Сердце не плачь
Солнышко
Стеклянная любовь
Таял снег
Чужие
Это позади
Я живая
Я знаю

Биография(история) певицы Варвара

Российская певица Варвара (настоящее имя Елена Владимировна Тутанова, после замужества - Сусова) родилась 30 июля 1973 года в городе Балашиха в семье инженеров.

О детстве, которое было плотно насыщено событиями, послужившими развитию будущей звезды, Варвара вспоминает неохотно. В это сложно поверить, но когда-то эта роскошная блондинка с внешностью фотомодели стеснялась своего внешнего вида и держалась среди сверстников "серой мышкой". Девочка из Балашихи, из обычной семьи инженеров, просто не любила учиться, а ее, разумеется, заставляли. И сегодня иногда Варвара, вздыхая, произносит: "Детства у меня не было". Однако кое-что вызывает у нее ностальгические воспоминания - например, музыкальная школа по классу аккордеона, хотя она и закончила ее "с тройки - на двойку, с двойки - на кол". Или подаренный дедушкой четырехлетней Варваре аккордеон: хотя он давно протерся, и многие клапаны на нем не работают, певица трепетно хранит этот подарок.

С удовольствием Варвара занималась только танцами и спортом, поэтому в школе она отвечала за организацию всех вечеров и утренников, будучи зав. культмассовым сектором. Удивительно, но к сольному пению интереса она почти не проявляла и даже чуть не поступила в Институт легкой промышленности. К счастью, ее остановило одно судьбоносное событие. Как-то раз в Доме культуры, где Варвара занималась танцами, она проходила мимо двери, из-за которой обычно доносились безумные гитарные запилы типа AC/DC. Но, услышав вместо хард-рока виртуозную вариацию Паганини, Варвара заслушалась и поистине прилипла к двери. Дальнейшее развитие событий было комичным: дверь открылась, и девушка буквально ввалилась в комнату. Но прозорливые ребята не стали смеяться: они инстинктивно почувствовали, что за этим порывом стоит нечто серьезное, и устроили Варваре моментальное прослушивание.

На следующий день она не поехала в институт на курсы, а отправилась на репетицию с ансамблем. Несколько дней спустя группа единогласно решила, что у Варвары налицо индивидуальный, сильный голос - и с этим надо что-то делать. За месяц до начала вступительных экзаменов в ВУЗы вместе с преподавательницей хора в том же ДК Варвара подготовила мини-программу… И поступила в Гнесинское училище с конкурсом 12 человек на место - по результатам первого же тура. Таким успехом Варвара была обязана своему педагогу - режиссеру Матвею Ошеровскому, с первого взгляда увидевшему в ней незаурядную творческую личность. Этому человеку, который некогда прославился скандальной постановкой "Трехгрошовой оперы" в Одессе, она обязана прозвищем "верста коломенская" - так профессор называл Варвару, когда был особенно ею недоволен. Несмотря на то, что отношения с педагогом складывались тяжело - он неоднократно выгонял артистку и даже швырялся в нее ботинками - Варвара неизменно возвращалась и упорно продолжала учиться у эксцентричного гения. На последнем курсе Гнесинки ссоры с педагогами стали постоянными: девушку пытались убедить, что по ней "плачет оперетта", а Варвара объясняла, что согласна только на свободный полет. И после окончания училища, отбросив в сторону все предрассудки, пошла петь "в кабак". Первое же выступление обернулось катастрофой: "Из микрофона полились какие-то неравномерные всхлипы. Я подумала: на фиг я вообще что-то заканчивала… Но уже через несколько месяцев я научилась избавляться от приобретенного синдрома "купольного" пения, свойственного всем классическим певцам: голос стал гибче, и я вошла в раж".


Еще через некоторое время Варвара неожиданно оказалась в составе труппы Государственного театра эстрадных представлений, возглавляемого мэтром отечественной сцены Львом Лещенко. Одновременно певица закончила ГИТИС по специальности "артист эстрады". В течение нескольких лет она неустанно гастролирует с театром в качестве солистки - и исполняет классику советской эстрады. Доходило до того, что во время тура по городам США Варвара часто просыпалась среди ночи и ходила по комнате как лунатик, повторяя песни из программы. Зато именно тогда у нее появилась возможность в рамках больших концертов театра исполнять собственные песни. Вскоре Варваре в театре стало тесно, и она пустилась в свободный полет.

В 2001 году компания "NOX Music" выпустила дебютный альбом артистки, который так и назывался: "Варвара". Работа над этой пластинкой продолжалась в течение всего 2000 года. Большинство песен были написаны неизвестными молодыми авторами, и только имя Кима Брейтбурга - основного автора песен Бориса Моисеева - что-то говорило слушателям. В записи пластинки принимали участие молодые музыканты- мультиинструменталисты, объединенные в одну группу, названную именем Варвары. Тогда-то в первый раз диджеи ведущих радиостанций и задумались: к какому стилю отнести эту музыку? Налицо отголоски всех музыкальных культур - от русской до арабской; звуки живых инструментов здесь сочетаются с электронными сэмплами, трагические композиции неизменно соседствуют с стопроцентными танцевальными поп-хитами, и при этом на первый план выходят - страшно подумать - стихи! Песни дебютного альбома, несмотря на всю свою неформатность, пользовались успехом у слушателей: заглавная "Варвара", "Бабочка", "На Грани" и "Лети на свет" поистине купались в эфирах. А вот тот факт, что в книге Николь Кларо "Мадонна" одна из глав называлась "На Грани", остался незамеченным - столь тонкие моменты всегда проходят мимо внимания слушателей.

Первый альбом Варвары оказался таким же неоднозначным, как и экранный образ певицы. Изысканно красивая и безумно сексуальная, очаровательная скромница и одинокая странница - вся эта череда образов была одномоментно выдана Варварой в трех видеоклипах, снятых к первому альбому. Первый клип на песню "Лети на свет", режиссером которого стал давний друг Варвары Федор Бондарчук, а оператором - Влад Опельянц, оказался суровым экспериментом в своем жанре. Он снимался на заводе, и Варвара при температуре минус 5 градусов должна была изображать "озорство" в легкой маечке. Следующий - "Бабочка" (реж. Д. Махамутдинов) - снимался в Египте, в кардинально противоположных условиях. "Мне захотелось сделать клип в виде мини-фильма. Сюжет таков: во время отдыха в Египте я нахожу браслет с бабочкой, который когда-то принадлежал Клеопатре. И душа царицы перемещается в мое тело. Я проживаю ее жизнь: любовь с Цезарем, войну с римлянами, смерть от укуса змеи. Специально для съемок мы отправились в Египет в древний город Луксор. Температура зашкаливала за 70 градусов жары, начинали плавиться камни... Я буквально чуть руки на себя не наложила - так было жарко. Но, погружаясь в атмосферу знаменитого "сада колонн", аллеи сфинксов, храма, воздвигнутого тысячи лет назад загадочной царицей Хатшепсут, ты поневоле начинаешь понимать самую сущность Древнего Египта". Третий клип "На Грани" обошелся без экстремальных ситуаций, но целиком был выстроен на концептуальной идее режиссера Сергея Кальварского. Согласно идее ролика, за визуальными метафорами змеи и кинжала скрываются взаимоотношения мужчины и женщины, уже обжегшейся в жизни, но, наконец, встретившей воплощение своего идеала. Съемкам "Бабочки" предшествовало еще одно неожиданное событие в жизни Варвары - в 2000 году она завоевывает гран-при на конкурсе "Кинодива", пишет./../... Проходивший в рамках фестиваля "Кинотавр" конкурс был не столько конкурсом красоты, сколько конкурсом актерского мастерства.


Молодые кино - и театральные актрисы, а также эстрадные певицы разыгрывали этюды, танцевали менуэты и, по известному сценарию, играли цариц Екатерин в Царицынском парке. "Мне неинтересно было участие в этом шоу. Я в тот момент была продуктом сумасбродства продюсера. Единственный забавный момент был в том, как мы с Вячеславом Добрыниным изображали Красную Шапочку и Серого Волка. Причем Добрынин напрочь отказался использовать предложенный текст и вовсю импровизировал: "Не сыпь мне соль на раны" и так далее. На самом деле мне гораздо приятнее вспоминать другой конкурс - "Шоу-Королева", где я заняла заслуженное второе место". На протяжении всего 2000 и 2001 года Варвара не прекращала концертную деятельность - если не считать небольшой перерыв, выпавший на период рождения и воспитания дочери певицы, также получившей имя Варвара. Некоторое время певица жила в своих любимых Арабских Эмиратах - и также давала там концерты с программой из десяти песен на арабском языке. Скандинавская внешность певицы вкупе с ее глубоким, по-восточному гибким голосом, произвели такое впечатление на арабов, что Варваре предложили записать "арабский альбом". Когда-нибудь придет и его время…

Первый альбом стал для Варвары своего рода проверкой на прочность. Музыкальные критики, растерявшиеся о того, что на российской сцене не находилось аналогов музыке Варвары, пытались поставить ее в один ряд с экзальтированной Линдой и благолепной Валерией. "Я всегда буду против проведения любых аналогий между моим творчеством и тем, что делают поп-исполнители в России. Они существуют в своем поле, искусственно созданном еще двадцать лет назад, и боятся любых вливаний извне. Поп-музыка в России может еще лет двадцать не измениться, если мы не поймаем ту волну, которая сегодня проносится по всему миру. Поп-музыка отдельно взятой страны не интересна, если она не вмещает в себя элементы всех других музык, если она не становится world-pop-music. Лучшую аналогию моей музыке я могу провести сама: Милен Фармер, которую во Франции тоже не могут отнести ни к традиционному року, ни к "попсе", ни, тем более, к шансону,. Это то, что касается определений.

Но если после этой моей фразы меня начнут сравнивать с Милен Фармер, это будет самая большая глупость сравнивающего". Задумавшись о записи второго альбома, Варвара еще раз посмотрела в "зеркало" первого. И оценила все его недостатки: он слишком скользкий в плане стиля, неровный по эмоции, слишком "заигрывает" с публикой. Встряхнув прядью белокурых волос, Варвара решила, что пора делать то, что всегда было ей ближе. Еще раз прослушала свои любимые пластинки: Энию, Мадонну, Garbage, Шанаи Твэйн, Шерил Кроу… И ушла в работу практически на два года. Большинство композиций писались на студии "Братья Гримм" - именно этой компании удалось найти адекватные идеям певицы аранжировки и звук. Первый материал, записанный Артуром А"Кимом и Дмитрием Моссом, оказался настолько свежим, что вопрос об определении стиля зазвучал по-новому. Именно в тот момент Варвара получила предложение от основателя знаменитой шведской студии Cosmo Норна Бьорна записать несколько композиций со шведским симфоническим оркестром. Эту уникальную возможность - услышать себя в "евро-обработке" саундпродюсеров, работавших над последними пластинками A-ha и Бритни Спирс - упустить было невозможно. Сотрудничество со шведами вылилось в песню "Это позади", выдержанную в стиле модного r"n"b, однако запись других песен для будущего альбома Варвара решила продолжить в России. "У нас была возможность сравнить. Я ее использовала.

Идеи студии "Братьев Гримм" оказались мне ближе, а звук, которого они добились, вполне отвечал европейскому уровню". Летом 2002 года песня Варвары "Я живая" неожиданно зазвучала на "Нашем радио" в эфире программы "Оно вам надо?". Это произвело эффект разорвавшейся бомбы - до того момента так называемые "поп-исполнители" на "Нашем радио" не появлялись. Легенда гласит, что выбор песни был осуществлен лично Михаилом Козыревым. Однако вопреки всем ожиданиям, слушатели главной "рокнролльной" радиостанции страны не поддались на провокацию и воздержались от бичевания Варвары, представленной ведущим именно как поп-певица. 30% аудитории, принимавших участие в интернет-голосовании, забрасывали форум "Нашего радио" возмущенными посланиями на тему некорректных действий ведущего и требовали сатисфакции. Этот эксперимент стал еще одним подтверждением того, что творчество Варвары лежит "на грани" между поп- и рок-музыкой. Композиции "Я живая", "Сердце, Не Плачь" и "Можно-Нельзя" вышли летом на отдельном сингле, который мгновенно разлетелся по радиостанциям. Вскоре в эфире ведущих музыкальных телеканалов появился индустриально-эстетский клип Варвары "Сердце, Не Плачь". Он стал первой видеоработой, в которой Варвара попыталась реализовать свою идею вневременных клипов, где все держится на актерской игре. Немногим позже появилось видео на песню "Од-на", снимавшееся в заброшенном цехе завода ЗИЛ среди мазутных луж и строительного мусора. 30 ноября Варвара вышла на сцену Кремлевскго дворца съездов: она выступала в финале "Песни года" с композицией "Од-на". За кулисами на певицу пытались наседать с вопросами агрессивно настроенные журналисты - однако Лев Лещенко, представлявший Варвару, не дал процессу выйти из нормального русла. В декабре 2002 года певица записала последнюю композицию, которая и дала окончательное имя альбому - "Ближе". "Этот альбом - переосмысление всего того, что происходило со мной раньше, рефлексия на прошлое. После него я пойду вперед, и вы должны быть к этому готовы".


В декабре 2004 года певица получила почетный диплом телефестиваля "Песня года" за песню "Летала да пела", на которую через месяц сняла клип в Марокко.

В 2005 году Варвара прошла Национальный отбор Международного конкурса "Евровидение-2005", в том же году она заняла первое место в Интернет-голосовании, проводимого Международным клубом OGAE и получила право представлять Россию на праздновании 50-летия "Евровидения" в Дании.

С 2006 года певица активно гастролирует по городам России и странам Европы, знакомя иностранцев с этническим творчеством российской музыкальной культуры.

В 2009 году певица участвует в Фестивале русской культуры в Лондоне со своей новой программой "Грезы", в которой собраны лучшие ее работы, в музыкальных аранжировках которых присутствуют звуки якутского бубна, удары северо-кавказских барабанов и мелодичные звуки старинных русских рожков. Музыкальный коллектив певицы старается использовать по возможности многие народные инструменты, подчеркивая тем самым масштабность культуры России.
За последние годы многие гастрольные турне фестивали и самые разнообразные мероприятия не обходились без активного участия Варвары. Она неоднократно участвовала в разнообразных музыкальных фестивалях, как в России, так и за рубежом.

В 2010 году Варвара была удостоена звания Заслуженной артистки России.

В 2012 году выходит новый сингл и видео клип певицы под названием "Дудочка" Авторы слов и музыки - В. Малежик и А. Ахматова.

Певица также является художественным руководителем и генеральным директором собственного продюсерского центра под названием "Арт-центр "Варвара"".

Личная жизнь

Пережив неудачу раннего брака, она встретила на пути мужчину своей мечты - бизнесмена Михаила Сусова, ставшего ей опорой в творчестве. Надежный тыл дает возможность ей создавать оригинальные работы, отличающиеся от других исполнителей. Супруги растят четверых детей. Ведь она – Варвара, она не такая, как все остальные!


Появление Варвары на российской сцене знаменует новую эру в развитии российской индустрии популярной музыки. Песни, которые она поет, существуют вне традиционных форматов "рок" или "поп", потому что ее музыка - это тонкий сплав чуть ли не всех мировых музыкальных традиций. Альтернатива и симфоническая музыка, этника северной Европы и Востока, электроника и new age, приправленные актуальным саундом - из этих элементов, по мнению Варвары, должна складываться современная популярная музыка. В этом стремлении найти идеальную форму поп-музыки, которая органично звучала бы на любом языке в любой стране мира, Варвара действительно ближе всего к меняющей стили, как перчатки, Мадонне. И в этом смысле Варвара - чужестранка среди коллег по поп-сцене. Один из критиков Мадонны недавно определил стиль ее последнего альбома "Music" как "романтический техно-рок-дэнс". Общеизвестно, что Мадонна является признанным экспериментатором в области современной музыки. Музыкальные эксперименты Варвары могут привести к тому, что у нас наконец-то появится качественная популярная музыка, с которой не стыдно выходить на мировые музыкальные рынки. Варвара не любит играть с определениями, но для любителей ставить на звук и голос "акцизные марки" и "заводские клейма" определение было найдено: Варвара делает интеллектуальный альтернативный евро-поп. С некоторой осторожностью можно добавить, что в России на эту перспективную дорогу она вышла первой.

Личная жизнь певицы Варвары всегда была для нее была важнее карьеры, хотя она безумно любит то, чем занимается. Варвара считает себя счастливым человеком, однако к своему счастью пришла не сразу. Первый брак певицы был очень ранним и оказался неудачным, но подарил ей сына Ярослава. Позже Елена (настоящее имя певицы) встретила мужчину, который стал для нее настоящей опорой. Для бизнесмена Михаила Сусова брак с Варварой тоже не был первым, он уже воспитывал двоих сыновей, и поэтому вновь образовавшаяся семья сразу стала многодетной.

На фото — певица с мужем

А через какое-то время в личной жизни певицы Варвары произошло еще одно счастливое событие - она родила дочку, которую, конечно же, назвали Варварой. Певица уверена, что семейное благополучие, в основном, зависит от женщины, и, чтобы сохранить семью, надо постоянно работать над отношениями. По мнению Варвары, ради этого, если любишь человека, с которым живешь, ему можно просить даже измену, но пережить это она не пожелала бы ни одной женщине.

Несмотря на то, что много времени у певицы отнимает ее творчество, воспитание детей для Варвары всегда было на первом месте. Старший сын певицы серьезно увлекся режиссурой, другой увлекся игрой на тромбоне, а дочь Варвара очень любит петь. Ее мама пока не загадывает, кем она в будет в будущем, но не исключает, что любовь к музыке передалась дочери от нее.

Творчество певицы Варвары значит для нее очень много, но семья всегда была для нее на первом месте. В ее практике были случаи, когда из-за семейных проблем она даже отменяла концерты, потому что очень трепетно относится к своим близким. Семья сделала личную жизнь певицы Варвары счастливой, и она очень дорожит своими отношениями. Не так давно Варвара женила старшего сына Ярослава, и при этом вспомнила свою свадьбу с Михаилом, которую они сыграли в Вене, а потом совершили романтическое путешествие по Дунаю.

На фото — Варвара с дочерью

Певица признается, что муж многое сделал для ее карьеры и всегда оказывал поддержку во всех ее делах. Она с 1991 года и до сегодняшнего времени работает в государственном театре, а еще руководит собственным продюсерским центром «Арт-центр «Варвара». Особой страстью певицы являются клипы, потому что в них она может продемонстрировать не только свой вокальный, но и артистический талант. Варвара принимает участие в организации праздничных концертов, участвует в различных мероприятиях, записывает альбомы и это делает ее жизнь намного богаче.