Веймарский период в творчестве баха. Иоганн Себастьян Бах: биография, видео, интересные факты, творчество

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. Это музыкант–универсал, в своем творчестве охвативший почти все известные жанры. Создавая бессмертные шедевры, он каждый такт своих композиций превращал в маленькие произведения, объединяя их затем в совершенные по форме бесценные творения исключительной красоты и выразительности, которые ярко отображали многообразный духовный мир человека.

Краткую биографию Иоганна Себастьяна Баха и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Баха

Иоганн Себастьян Бах родился в немецком городке Айзенах в пятом поколении семьи музыкантов 21 марта 1685 г. Необходимо отметить, что музыкальные династии были довольно распространены в то время в Германии, и талантливые родители стремились развить в детях соответствующие дарования. Отец мальчика – Иоганн Амброзиус – был органистом в церкви Айзенаха и придворным концертмейстером. Очевидно, что именно он давал первые уроки игры на скрипке и клавесине маленькому сыну.


Из биографии Баха мы узнаём, что в 10 лет мальчик потерял родителей, но не остался без крова над головой, ведь он был восьмым и самым младшим в семье ребенком. О маленьком сироте позаботился уважаемый органист Ордруфа Иоганн Кристоф Бах, старший брат Иоганна Себастьяна. Среди прочих своих учеников Иоганн Кристоф обучал и брата играть на клавире, но рукописи современных композиторов строгий учитель надежно прятал под замок, дабы не испортить вкус юных исполнителей. Впрочем, замок не помешал маленькому Баху познакомиться с запретными произведениями.


Люнебург

В 15-летнем возрасте Бах поступил на обучение в престижную Люнебургскую школу церковных певчих, которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог немного подрабатывать в церковном хоре. Кроме этого в Люнебурге юноша познакомился Георгом Бёмом, известным органистом, общение с которым оказало влияние на раннее творчество композитора. А также неоднократно путешествовал в Гамбург, чтобы послушать игру крупнейшего представителя немецкой органной школы А.Рейнкена. К этому же периоду относятся первые произведения Баха для клавира и органа. После успешного окончания школы Иоганн Себастьян получает право поступления в университет, но из-за недостатка денежных средств у него не было возможности продолжать образование.

Веймар и Арнштадт


Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского в должности скрипача. Однако, это продолжалось не долго, так как такая работа не удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня в неделю, хороший модернизированный инструмент, настроенный по новейшей системе, все это создавало условия для расширения творческих возможностей музыканта не только как исполнителя, но и композитора.

В этот период он создает большое количество органных произведений, а также каприччио, кантаты и сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала безудержный восторг у слушателей. Именно в Арнштадте раскрывается его дар импровизации, который очень не нравился церковному руководству. Бах всегда стремился к совершенству и не упускал случая познакомиться с знаменитыми музыкантами, например с органистом Дитрихом Букстехуде, который служил в г. Любек. Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился послушать великого музыканта, игра которого настолько впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности, задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в Арндштадт возмущенное руководство устроило Баху унизительное разбирательство, после которого ему пришлось покинуть город и искать новое место работы.

Мюльхаузен

Следующим городом, на жизненном пути Баха был Мюльхаузен. Здесь в 1706 году он выиграл конкурс на место органиста в храме св. Власия. Его приняли с хорошим жалованием, но и с определенным условием: музыкальное сопровождение хоралов должно быть строгим, без всякого рода «украшений». Власти города в дальнейшем с уважением относились к новому органисту: они одобрили план по реконструкции церковного органа, а также выплатили хорошее вознаграждение за сочиненную Бахом праздничную кантату «Господь – мой царь», которая была посвящена церемонии вступления в должность нового консула. Пребывание в Мюльхаузене в жизни Баха ознаменовалось счастливым событием: он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре, которая впоследствии подарила ему семерых детей.


Веймар


В 1708 году великолепную игру мюльхаузенского органиста услышал герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Под впечатлением от услышанного, знатный вельможа сразу предложил Баху должности придворного музыканта и городского органиста с жалованием значительно превышающем прежнее. У Иоганна Себастьяна начался Веймарский период, который характеризуется как один из самых плодотворных в творческой жизни композитора. В это время он создает большое количество композиций для клавира и органа, среди которых сборник хоральных прелюдий, «Пассакалья c-moll», знаменитая «Токката и фуга d-moll », «Фантазия и фуга C-dur» и много других величайших произведений. Следует также отметить, что к этому периоду относится и сочинение более двух десятков духовных кантат. Такая эффективность в композиторском творчестве Баха была связано с назначением его в 1714 году вице – капельмейстером, в обязанности которого входило регулярное ежемесячное обновление церковной музыки.

В то же время современников Иоганна Себастьяна больше восхищало его исполнительское искусство, и он постоянно слышал реплики восхищения в адрес своей игры. Слава о Бахе, как виртуозном музыканте быстро распространялась не только по Веймару, но и за его пределами. Однажды дрезденский королевский капельмейстер пригласил его, померятся силами с французским прославленным музыкантом Л.Маршаном. Однако музыкального состязания не получилось, так как француз, услышав игру Баха на предварительном прослушивании, тайно, без предупреждения покинул Дрезден. В 1717 году веймарский период в жизни Баха подошёл к концу. Иоганн Себастьян мечтал получить место капельмейстера, но когда это место освободилось, герцог предложил его другому, совсем молодому и неопытному музыканту. Бах, посчитав это за оскорбление, попросил о немедленной своей отставке и за это на четыре недели попал под арест.


Кётен

Согласно биографии Баха в 1717 году он покидает Веймар, чтобы устроится в Кётене придворным капельмейстером у князя Леопольд Ангальта Кётенского. В Кётене Баху предстояло писать мирскую музыку, поскольку вследствие реформ в церкви исполняли только псалмы. Здесь Бах занял исключительное положение: как придворному дирижеру ему хорошо платили, князь обращался с ним как с другом, и композитор отплатил за это прекрасными сочинениями. В Кётене у музыканта было много учеников, и для их обучения он составил «Хорошо темперированный клавир ». Это 48 прелюдий и фуг, которые прославили Баха как мастера клавирной музыки. Когда князь женился, молодая княжна выказала неприязнь и к Баху, и к его музыке. Иоганну Себастьяну пришлось искать другую работу.

Лейпциг

В Лейпциге, куда Бах переехал в 1723 г., он достиг вершины своей карьерной лестницы: его назначили кантором в церкви св. Фомы и музыкальным директором всех церквей города. Бах занимался обучением и подготовкой исполнителей церковных хоров, подбором музыки, организацией и проведением концертов в основных храмах города. Возглавляя с 1729 г. Музыкальную коллегию, Бах стал устраивать по 8 двухчасовых концертов светской музыки в месяц в кофейне некоего Циммермана, приспособленной под выступления оркестра. Получив назначение на должность придворного композитора, Бах передал руководство Музыкальной коллегией своему бывшему ученику Карлу Герлаху в 1737 г. В последние годы Бах часто переделывал свои ранние произведения. В 1749 г. он заканчивает Высокую мессу си-минор , некоторые части которой были написаны им 25 лет назад. Композитор умер в 1750 г., работая над «Искусством фуги».



Интересные факты о Бахе

  • Бах был признанным специалистом по органам. Его приглашали проверять и настраивать инструменты в различных храмах Веймара, где он прожил довольно долго. Каждый раз поражая клиентов удивительными импровизациями, которые он играл, чтобы услышать как звучит нуждающийся в его работе инструмент.
  • Иоганну было скучно во время службы исполнять однообразные хоралы, и он не сдерживая творческий порыв, экспромтом вставлял в установленную церковную музыку свои небольшие украшающие вариации, что вызывало большое недовольство начальства.
  • Более известный своими религиозными произведениями, Бах преуспел и в сочинении светской музыки, о чем свидетельствует его «Кофейная кантата». Бах представил это полное юмора произведение как небольшую комическую оперу. Изначально называясь «Schweigt stille, plaudert nicht» («Умолкни, прекрати болтать»), она описывает пристрастие лирического героя к кофе, и, не случайно, эта кантата была впервые исполнена в Лейпцигском кофейном домике.
  • В 18 лет Бах очень хотел получить место органиста в г. Любек, которое в то время принадлежало знаменитому Дитриху Букстехуде. Ещё одним претендентом на это место был Г. Гендель . Главным условием для занятия этой должности была женитьба на одной из дочерей Букстехуде, но так жертвовать собой ни Бах, ни Гендель не решились.
  • Иоганну Себастьяну Баху очень нравилось переодеваться бедным учителем и в таком виде посещать маленькие церквушки, где он просил у местного органиста немного поиграть на органе. Некоторые прихожане, слыша необыкновенно прекрасное для них исполнение, испуганно уходили со службы, думая, что у них в храме в виде странного человека появился сам дьявол.


  • Российский посланник в Саксонии Герман фон Кейзерлинг попросил Баха написать произведение, под которое он смог бы быстро засыпать крепким сном. Так появились «Гольдберговские вариации», за которые композитор получил золотой кубик, наполненный сотней луидоров. Эти вариации и поныне являются одним из самых лучших «снотворных».
  • Иоганн Себастьян был известен современникам не только как выдающийся композитор и виртуозный исполнитель, а также человек с очень тяжелым характером, нетерпимый к ошибкам других. Известен случай, когда публично оскорбленный Бахом за несовершенное исполнение фаготист, набросился на Иоганна. Состоялась настоящая дуэль, так как оба были вооружены кинжалами.
  • Увлекающийся нумерологией Бах любил вплетать числа 14 и 41 в свои музыкальные произведения, потому что этим числам соответствовали первые буквы имени композитора. Кстати, свою фамилию Бах тоже любил обыгрывать в сочинениях: нотная расшифровка слова «Бах» образует рисунок креста. Именно этот символ является самым важным для Баха, считающего неслучайными подобные совпадения .

  • Благодаря Иоганну Себастьяну Баху в церковных хорах сегодня поют не только мужчины. Первой женщиной, которая запела в храме, стала жена композитора Анна Магдалена, обладающая прекрасным голосом.
  • В середине 19 века немецкие музыковеды основали первое Баховское общество, основной задачей которого было издание произведений композитора. В начале двадцатого века общество самораспустилось и полностью собрание сочинений Баха опубликовали лишь во второй половине двадцатого века по инициативе Баховского института, созданного в 1950 году. В мире на сегодняшний день в общей сложности существует двести двадцать два Баховских общества, Баховских оркестра и Баховских хора.
  • Исследователи творчества Баха выдвигают предположение, что великий маэстро сочинил 11200 произведений, хотя наследие, известное потомкам, включает в себя только 1200 композиций.
  • На сегодняшний день существует более пятидесяти трех тысяч книг и различных публикаций о Бахе на разных языках, издано около семи тысяч полных биографий композитора.
  • В 1950 г. В. Шмидером был составлен нумерованный каталог работ Баха (BWV– Bach Werke Verzeichnis). Этот каталог несколько раз обновлялся по мере уточнения данных об авторстве тех или иных произведений и, в отличие от традиционных хронологических принципов классификации работ других известных композиторов, этот каталог построен по тематическому принципу. Произведения под близкими номерами принадлежат к одному жанру, а вовсе не написаны в одни годы.
  • Произведения Баха: «Бранденбурский концерт № 2», «Гавот в форме рондо» и «ХТК» были записаны на Золотую пластинку и в 1977 году запущены с Земли, прикрепленные к космическому аппарату «Вояджер».


  • Всем известно, что Бетховен страдал от потери слуха, но мало кто знает, что Бах на склоне лет ослеп. Собственно, неудачная операция на глазах, выполненная хирургом-шарлатаном Джоном Тейлором, и стала причиной смерти композитора в 1750 году.
  • Иоганн Себастьян Бах был похоронен неподалеку от храма Святого Фомы. Спустя некоторое время через территорию кладбища проложили дорогу и могила была утеряна. В конце 19-го века при проведении реконструкции церкви останки композитора нашли и перезахоронили. После Второй мировой войны в 1949 году мощи Баха были перенесены в здание церкви. Однако, из-за того, что могила несколько раз меняла место, скептики подвергают сомнениям, что в захоронении находится прах именно Иоганна Себастьяна.
  • На сегодняшний день во всем мире выпущено 150 почтовых марок, посвященных Иоганну Себастьяну Баха, 90 из них издано в Германии.
  • К Иоганну Себастьяну Баху - великому музыкальному гению, с большим почитанием относятся во всем мире, памятники ему установлены во многих странах, только в Германии насчитывается 12 монументов. Один из них находится в местечке Дорнхайм недалеко от Арнштадта и посвящен свадьбе Иоганна Себастьяна и Марии Барбары.

Семья Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян принадлежал к крупнейшей немецкой музыкальной династии, родословную которой принято отсчитывать от Фейта Баха, простого пекаря, но очень любящего музыку и прекрасно исполняющего народные мелодии на своем любимом инструменте – цитре. Это увлечение от основателя рода передалось его потомкам, многие из них стали профессиональными музыкантами: композиторами, канторами, капельмейстерами, а также самыми разными инструменталистами. Они расселились не только по Германии, кое-кто даже уехал за границу. В течение двух сотен лет музыкантов Бахов стало так много, что их именем стали называть любого человека, чье занятие было связано с музыкой. Самыми известными предками Иоганна Себастьяна, произведения которых дошли до нас были: Иоганес, Генрих, Иоганн Кристоф, Иоганн Бернгард, Иоганн Михаэль и Иоганн Николаус. Отец Иоганна Себастьяна – Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом и служил органистом в Айзенахе, в городе, где родился Бах.


Сам Иоганн Себастьян был отцом большого семейства: от двух жен у него родилось двадцать детей. Первый раз он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре - дочери Иоганна Михаэла Баха в 1707 году. Мария родила Иоганну Себастьяну семерых детей, трое из них умерли в младенческом возрасте. Сама Мария тоже прожила не долгую жизнь, она скончалась в возрасте 36 лет, оставив Баху четверых малолетних детей. Бах очень тяжело переживал потерю жены, но через год опять влюбился в юную девушку Анну Магдалену Вилькен, с которой познакомился при дворе герцога Ангальт-Кетенского и сделал ей предложение. Несмотря на большую разницу в возрасте девушка согласилась и очевидно, что этот брак был очень удачным, так как Анна Магдалена подарила Баху тринадцать детей. Девушка отлично справлялась с хозяйством, заботливо относилась к детям, искренне радовалась успехам мужа и оказывала большую помощь в работе, переписывая его партитуры. Семья для Баха была большой отрадой, он много времени отдавал воспитанию детей, занимаясь с ними музыкой и сочиняя специальные упражнения. По вечерам семейство очень часто устраивало импровизированные концерты, которые доставляли всем радость. Дети Баха от природы имели великолепные данные, но четверо из них обладали исключительной музыкальной одаренностью - это Иоганн Кристоф Фридрих, Карл Филипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн и Иоганн Кристиан. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в искусстве исполнения.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха


Иога́нн Себастья́н Бах был одним из самых плодовитых композиторов, его наследие в сокровищнице мировой музыкальной культуры насчитывает около 1200 бессмертных шедевров. В творчестве Баха был один единственный вдохновитель – это Создатель. Иоганн Себастьян посвящал ему почти все свои произведения и в конце партитур всегда подписывал буквы, которые являлись аббревиатурой слов: «Во имя Иисуса», «Иисус помоги», «Одному богу слава». Созидать для Бога - была основная цель в жизни композитора, и поэтому его музыкальные произведения вобрали всю мудрость «Святого писания». Бах был очень верен своему религиозному мировоззрению и никогда ему не изменял. По рассуждениям композитора, даже самая небольшая инструментальная пьеска должна указывать на мудрость Творца.

Иоганн Себастьян Бах писал свои произведения фактически во всех, кроме оперы, известных в то время музыкальных жанрах. В составленном каталоге его сочинений числятся: 247 произведений для органа, 526 вокальных произведения, 271 произведение для клавесина, 19 сольных произведений для различных инструментов, 31 концерт и сюита для оркестра, 24 дуэта для клавесина с каким-либо другим инструментом, 7 канонов и другие произведения.

Музыканты по всему миру исполняют музыку Баха и со многими его произведениями начинают еще знакомиться с самого детства. Например, каждый маленький пианист, обучающийся в музыкальной школе, обязательно имеет в своем репертуаре пьесы из « Нотной тетради Анны Магдалены Бах» . Затем изучаются маленькие прелюдии и фуги, далее идут инвенции, а в конечном итоге « Хорошо темперированный клавир» , но это уже высшая школа.

К известным произведениям Иоганна Себастьяна также относятся «Страсти по Матфею », «Месса си - минор», «Рождественская оратория», «Страсти по Иоанну» и, несомненно, «Токката и фуга ре-минор ». А кантата «Господь - мой Царь» и в нынешнее время звучит на праздничных службах в храмах в разных уголках мира.

Фильмы о Бахе


Великий композитор, являясь крупнейшей фигурой в мировой музыкальной культуре, всегда привлекал к себе пристальное внимание, поэтому по биографии Баха и о его творчестве написано очень много книг, а также сняты художественные и документальные фильмы. Их достаточно большое количество, но наиболее значимыми из них считаются:

  • «Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе» (1980, ГДР) - биографический фильм рассказывает о непростой судьбе композитора, который всю жизнь странствовал в поисках «своего» места под солнцем.
  • «Бах: Борьба за свободу» (1995, Чехия, Канада) - художественный фильм, повествующий об интригах во дворце старого герцога, завязавшихся вокруг соперничества Баха с лучшим органистом оркестра.
  • «Ужин в четыре руки» (1999, Россия) - художественная кинокартина, которая показывает так и не состоявшуюся в реальности, но столь желанную встречу двух композиторов – Генделя и Баха.
  • «Меня зовут Бах» (2003) – фильм переносит зрителей в 1747 г., в то время, когда Иоганн Себастьян Бах прибыл ко двору Прусского короля Фридриха ІІ.
  • «Хроника Анны Магдалены Бах» (1968) и «Иоганн Бах и Анна Магдалена» (2003) - в фильмах показаны отношения Баха с его второй женой, способной ученицей своего мужа.
  • «Антон Иванович сердится» - музыкальная комедия, в которой есть эпизод: Бах является главному герою в сновидении и рассказывает, что писать бесчисленные хоралы ему было ужасно скучно, и он всегда мечтал написать веселую оперетту.
  • «Молчание перед Бахом» (2007) – фильм - мюзикл, который помогает погрузиться в мир музыки Баха, перевернувшей существовавшее до него представление европейцев о гармонии.

Из документальных фильмов о знаменитом композиторе необходимо отметить такие киноленты как: «Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество, в двух частях» (1985, СССР); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Немецкие композиторы» 2004, Германия); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Знаменитые композиторы» 2005, США); «Иоганн Себастьян Бах – композитор и богослов» (2016, Россия).

Музыку Иоганна Себастьяна, наполненную философским содержанием, а также имеющую на человека большое эмоциональное воздействие, режиссеры очень часто использовали в саундтреках к своим фильма, например:


Отрывки из музыкальных произведений

Фильмы

Сюита № 3 для виолончели

«Расплата» (2016)

«Союзники» (2016)

Бранденбургский концерт № 3

«Сноуден» (2016)

«Разрушение» (2015)

«В центре внимания» (2015)

«Джобс: Империя соблазна» (2013)

Партита № 2 для скрипки соло

«Антропоид (2016)

«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)

Гольдберговские вариации

«Альтамира» (2016)

«Энни» (2014)

«Привет Картер» (2013)

«Пять танцев» (2013)

«Сквозь снег» (2013)

«Ганнибал: Восхождение» (2007)

«Крик совы» (2009)

«Бессонная ночь» (2011)

«К чему-то прекрасному» (2010)

«Капитан Фантастик (2016)

«Страсти по Иоанну»

«Что-то наподобие ненависти» (2015)

«Эйхман» (2007)

«Космонавт» (2013)

Месса си-минор

«Я, Эрл и умирающая девушка» (2015)

«Елена» (2011)

Несмотря на перипетии, Иоганн Себастьян Бах написал огромное количество удивительных сочинений. Дело композитора продолжили его знаменитые сыновья, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в исполнении музыки. Имя автора страстных и чистых, невероятно талантливых и незабываемых произведений стоит на вершине мира музыки, а его признание как великого композитора продолжается и по сей день.

Видео: смотреть фильм о Иоганне Себастьяне Бахе

В ВЕЙМАРЕ

Во дворце Вильгельма Эрнста Саксен-Веймарского Себастьяну доводилось бывать, когда он служил в «Красном замке».

Герцог, уже пожилой, считался просвещенным властителем. Однако, как ни старательно служили чиновники, поборы с подданных не позволяли герцогу равняться в меценатстве с богатыми дворами феодальной Германии. Он не приглашал чужеземных артистов и гордился своим покровительством немецким мастерам. Это обходилось дешевле. Герцог любил органную музыку, содержал небольшой оркестр, обязывая музыкантов капеллы выступать и певцами. По стародавней привычке он не прочь был в дни празднеств надеть на них костюмы гайдуков, выездных лакеев, а некоторые из музыкантов справлялись и с обязанностями поваров. Такой произвол никого не удивлял. И служивые музыканты смирялись с прихотями своего благодетеля. Герцог сравнительно хорошо платил им. Среди музыкантов были преотличные, умевшие играть не на одном инструменте. Капельмейстер Иоганн Самуель Дрезе, преклонных лет, спокойно полагался на слаженность своего маленького оркестра из двадцати человек. Появившийся молодой скрипач, клавесинист и органист быстро прижился в капелле. Помощник капельмейстера, сын его, был малоспособным, так что старый Дрезе увидел в Бахе хорошую подмогу и в руководстве оркестром.

Не дошло до нас почти никаких сведений о первых четырех годах жизни Себастьяна в Веймаре. Очевидно, кроме поездки в Мюльхаузен, он не покидал в эти годы Веймара. Вскоре после переезда сюда, в конце декабря 1708 года, у Марии Барбары родилась дочь Катарина Доротея. Молодой отец, конечно, был обрадован, однако по давней фамильной традиции немецких мастеров всех цехов истинную гордость вызывало у отцов рождение сыновей, особенно первенцев, – им надлежало продолжать дело отцов, им передавались секреты мастерства, будь то род механиков, скорняков или музыкантов.

22 ноября 1710 года свершилось такое событие и в семье Баха: Мария Барбара подарила Себастьяну первенца – Вильгельма Фридемана. Пройдет два года – родятся в семье близнецы, но они умрут в младенчестве; через год же, в марте 1714 года, появится на свет еще сын, Карл Филипп Эммануель. А еще через год Мария родит третьего сына, Иоганна Готфрида Бернарда. Себастьян к июню 1715 года окажется сам шестым.

Веймар был главным городом Тюрингии, достаточно оживленным. Но еще не был тем знаменитым Веймаром – городом поэзии, городом Гете и Шиллера, каким вошел в историю немецкой культуры в эпоху «Sturm und Drang». Издавна, однако, крепли корни культуры в этом городе. Замщелая, черепица на старых домах Веймара, готические стены зданий помнили еще Лютеровы времена. Для Себастьяна Баха Веймар был дорог памятью о Лютере, может быть, и о Генрихе Шюце, сочинения которого он изучал в ранней юности.

Веймару суждено было стать и городом Иоганна Себастьяна Баха. В дни жаркого лета молодую семью придворного музыканта вместе с другими горожанами видели гуляющей в лесу за заставой. Часто ли? Такой напряженно-плодоносной проступает перед нами жизнь композитора-органиста, что трудно даже объять слухом и мыслью все созданное Себастьяном Бахом в веймарские годы. Не оцененные по достоинству современниками, произведения молодого композитора, сочиненные именно в Веймаре, – это великий, непреходящий, зрелый Бах.

Слушателям нашего времени, вовлеченным в мир органной его музыки, трудно верится поначалу, что большая часть программ концертов состоит из произведений юности композитора. Концертный зал заполняют звуки органа; утихает какая бы то ни было критическая мысль; стоустый инструмент излагает покоряющие наш слух, сердце, сознание величавые мысли. Исподволь воображение рисует образ непременно «старого Баха», знакомого по распространенным портретам, в парике, в строгом камзоле; представляется образ музыканта трудной жизни, многодетного отца, уставшего от борьбы с церковной и бюргерско-чиновничьей рутиной.

Каково же бывает удивление, когда по нотографическому справочнику неискушенный в биографии композитора слушатель узнает о том, что большинство этих знаменитых произведений создано в возрасте от 23 до 30 с небольшим лет!

Музыкальное миросозерцание Баха нашло свое совершенное отражение в органных произведениях. Органная музыка наиболее отвечала философским, нравственным, поэтическим устремлениям времени. Орган был инструментом мышления Баха, как фортепьяно – Шопена, оркестр – Бетховена; «Бах мыслил органно» – эта фраза встречается во многих книгах о Бахе, не оставим ее в стороне и мы. Но нужна оговорка. Произведений для клавира Бах сочинил за свою жизнь больше, чем для органа. Он мыслил и «клавирно». Его гений столь всеохватен, что нельзя сводить его музыкальное мышление только или преимущественно к органному искусству. Бах был художником и мыслителем полифонии – это более общая характеристика его как композитора и музыканта. Совершенствование полифонии во всех жанрах музыки – главнейшая его художническая задача.

Первые годы жизни в Веймаре Иоганн Себастьян служил гофорганистом герцога. Именно поэтому орган тогда и стал инструментом его полифонического искусства.

Инструмент всемогущий, орган заменял компонисту я исполнителю оркестр, клавир и даже хор с сольными голосами. Сотни труб объединены в группы регистров. В отличие от других инструментов у органа регистры различимы по тембрам; трубы регистра имеют один тембр и разную высоту звучания. Десятки, сотни регистров. Своей богатой звучностью и разнообразием красок орган был вне сравнения с другими инструментами. Различались и чисто органные звуки, и голоса, окрашенные в тембры смычковых и деревянных духовых: скрипки, гамбы, контрабаса, гобоя, флейты, фагота. Слышались тембры, напоминавшие медные духовые, даже ударные, например звучание литавр. И тембры человеческих голосов; подобие человеческого голоса в органном звучании издавна так и называлось по-латыни: vox humana, другой регистр носил название «ангельского голоса» – vox angelica.

В Веймаре Бах играл на органе дворцовой церкви. Это была странной архитектуры церковь. Высокая, трехэтажная, она имела в алтарной части сооружение в виде удлиненной, сужавшейся к потолку пирамиды. Прихожане по-свойски добродушно называли это алтарное сооружение «дорогой в царство небесное». Орган же этой церкви, хотя и имел немного регистров, был превосходным инструментом.

Веймар времен Баха не был еще «германскими Афинами», но, кажется, здесь Себастьян меньше чувствовал духовное одиночество, чем в каком-либо другом городе за все годы скитаний.

В капелле служили способные музыканты.

В Веймаре жил дальний родственник Себастьяна по материнской ветви, сверстник его, исполнитель, композитор, теоретик музыки Иоганн Вальтер. Впоследствии он станет весьма известен своими трудами, в частности «Музыкальным лексиконом», где даст сведения и о нескольких Бахах, конечно, и об Иоганне Себастьяне.

Уроженец Эрфурта, Вальтер получил образование в тамошнем университете, изучал философию и право. Восемнадцати лет он служил уже в родном городе органистом. Не исполнилось ему и двадцати, как вышло в свет его «Наставление о сочинении музыки». Исподволь готовя свой «Лексикон», Вальтер вел переписку с теоретиками музыки и композиторами. Эрудированный молодой ученый ценил виртуозное мастерство своего родственника, именно с ним Себастьян ездил в Мюльхаузен, его друг ассистировал ему во время выступления и был свидетелем артистического успеха органиста.

Вальтер служил музыкантом в городской церкви Веймара; там стоял орган с большим количеством регистров, чем в дворцовом храме, поэтому, возможно, Себастьян упражнялся и на этом инструменте, а Вальтер был иной раз первым и единственным слушателем новых прелюдий, фуг, токкат "ш. фантазий своего друга. Музыканты обменивались нотами произведений композиторов Германии, Италии и других стран. Занимались переработкой их, каждый в своем духе. Это было увлекательное состязание в искусстве полифонии. Время отдало полное предпочтение подобным трудам Баха: его переложения концертов и сочинений других жанров оказались богаче, жизненней. Один лишь пример: фуга си минор на тему итальянского композитора, старшего современника Баха, Корелли (579). Она в оригинале имела 39 тактов. Себастьян развил тему в интерпретации для органа до 102 тактов. Писал Бах клавирные и инструментально-оркестровые произведения. Есть сведения о том, что кое-что создано им по советам приятеля.

Вальтер превосходил друга ученостью. Он пользовался веймарской библиотекой и в введении к «Музыкальному лексикону» вспомнил с благодарностью о тех «сведениях о музыке и музыкальных деятелях», которые он «мог почерпнуть в превосходной библиотеке города Веймара». Многим он мог делиться с Бахом.

Друзья были знакомы домами. Себастьян стал крестным сына Вальтера. В часы оживленных бесед композиторы обменивались музыкальными темами, предлагая друг другу затейливые формы развития их. Достоверно известно, что летом 1713 года они обменялись «загадочными канонами». Такие каноны записывались в нотах для одного голоса. Моменты и интервалы вступления других голосов должны были угадать сами исполнители. Даже сохранилась одна дата: свой ответный хитроумный канон Бах принес Вальтеру 2 августа.

Приятели подшучивали один – над другим. Себастьян изумлял всех свободным чтением с листа пьес любой трудности. Этим он не прочь был погордиться. Однажды Вальтер решил разыграть Баха. Сочинил сложнейший этюд и, положил нотную тетрадь на клавикорд. Он ждал сегодня гостя. Себастьян в хорошем расположении духа вошел в кабинет и по привычке сразу устремился к клавикорду. Вальтер под предлогом заботы о завтраке вышел из комнаты, однако стал наблюдать за гостем в дверную щель. Тот уверенно сел за инструмент, чтобы сыграть неизвестную пьесу. Прозвучали вступительные фразы – и осечка. Новая попытка – опять конфузил. Вальтер увидел вытянувшееся лицо Себастьяна, нервные движения рук. Не выдержал и расхохотался за дверью. Бах понял шутку хозяина. Хитро и учено придуманный экзерсис не поддался его рукам!

Назовем еще одного собеседника и доброжелателя Баха веймарской поры – скромного, образованного филолога, помощника ректора гимназии Иоганна Матиаса Геонера. Горячо любящий музыку, Геснер часто слушал органную и клавирную игру Себастьяна; с восхищением он любовался молодым виртуозом. Запомним, читатель, это имя: Геснер.

Не раз посещал Веймар и бывал в семье Себастьяна его школьный товарищ Георг Эрдман. Он охотно напевал арии, петые ими когда-то в Ордруфе и Люнебурге. Вспоминались даже похороны почтенных горожан, когда им, мальчикам-хористам, платили гроши. Эрдман хвалил Себастьяна за артистическое владение органом, слушая дома его игру на клавесине. Но сам он выбрал чиновничье поприще. И потому охотно переводил разговор о музыке на рассказ о выгоде службы при дворах других европейских держав. Например, при российском. Император Петр охотно берет на службу полезных и знающих людей. Сам он, Эрдман, почитал бы большой удачей поступить на службу правительству России: жалованье там платят несравненно большее, чем в немецких княжествах... Однокашник Себастьяна достигнет своего, но, увы, память у него окажется короткой, и в тяжкую пору жизни Баха Эрдман не протянет руку помощи своему лицейскому товарищу... В Веймаре же они встречались друзьями, хотя и чужды были Эрдману и малопонятны пылкие поиски Баха в искусстве полифонии. Не сильный в словесных рассуждениях, Бах предпочитал излагать свои сердечные порывы и мысли, обращенные к друзьям, в нотной записи, в звучаниях органа или клавесина. Вальтер и тот прерывал речи, уступая первенство импровизациям своего друга.

Из книги Шопенгауэр автора Гулыга Арсений Владимирович

Снова в Веймаре. Разлад с матерью Как раз тогда, когда Шопенгауэр сделался доктором и появилась на свет его первая книга, 18 октября 1813 года произошла битва русских, прусских и австрийских войск с Наполеоном при Лейпциге, унесшая и покалечившая не менее ста тысяч человек.

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни автора Конради Карл Отто

ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ В ВЕЙМАРЕ

Из книги Гёте. Его жизнь и литературная деятельность автора Холодковский Николай Александрович

Пьесы для любительской сцены в Веймаре и Тифурте В старости, оглядываясь назад и подводя итоги, Гёте воспринимал первое веймарское десятилетие, когда размышлял о своем поэтическом творчестве, как зря потраченное время. Два недвусмысленных высказывания на этот счет

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни автора Конради Карл Отто

НОВОЕ НАЧАЛО НА СТАРОМ МЕСТЕ. СНОВА В ВЕЙМАРЕ Итог итальянского путешествия В кризисной ситуации, сложившейся к осени 1786 года, Гёте не нашел иного выхода, как тайно уехать в Италию. Но 18 июня 1788 года он вновь очутился там, откуда его гнала судьба. Еще до того, как поэт

Из книги автора

Глава IV. Первые десять лет жизни Гёте в Веймаре (1775-1786) Веймарский двор. – Празднества, веселье, «гениальничанье». – Поворот к более спокойному образу жизни. – Баронесса фон Штейн. – Гёте ищет уединенья. – Первая поездка на Гарц. – Поездка в Берлин. – Государственная

Из книги автора

Новое в Веймаре В ноябре 1802 года Генрих Мейер покидает дом Гёте на Фрауэнплане и обзаводится собственным жильем: причиной этому была его женитьба в начале 1803 года на Луизе фон Коппенфельз. Но перемены в личной жизни не повлияли на его отношения с Гёте - они по-прежнему

Из книги автора

Полвека в Веймаре Еще весной 1824 года Гёте тешил себя мыслью, а не поехать ли снова - летом или осенью - на отдых в Богемию; в душе его еще не совсем погасла надежда вновь увидеть Ульрику фон Леветцов и все семейство: «Тем временем сообщите мне, дорогой друг, с большей, если

Выдающийся немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе, Тюрингия, Германия. Он принадлежал к разветвленному немецкому роду, большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами в Германии. Начальное музыкальное образование (игра на скрипке и клавесине) Иоганн Себастьян получил под руководством отца - придворного музыканта.

В 1695 году после смерти отца (мать умерла ранее) мальчик был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе.

В 1700-1703 годах Иоганн Себастьян учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. В эти же годы он написал свои первые произведения для органа и клавира.

В 1703 году Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-1707 годах ‒ церковным органистом в Арнштадте, затем с 1707 года по 1708 год — в Мюльхазенской церкви. Его творческие интересы были сосредоточены тогда главным образом на музыке для органа и клавира.

В 1708-1717 годах Иоганн Себастьян Бах служил придворным музыкантом у герцога Веймарского в Веймаре. В этот период он создал многочисленные хоральные прелюдии, органную токкату и фугу ре-минор, пассакалью до-минор. Композитор написал музыку для клавира, более 20 духовных кантат.

В 1717-1723 годах Бах служил у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда в Кетене. Здесь были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

В Кетене начата "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", включающая наряду с пьесами разных авторов пять из шести "Французских сюит". В эти же годы создавались "Маленькие прелюдии и фугетты. Английские сюиты, Хроматическая фантазия и фуга" и другие клавирные сочинения. В этот период композитор написал ряд светских кантат, в большинстве своем не сохранившихся и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом.

В 1723 году состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" (вокально-драматическое произведение, основанное на евангельских текстах) в церкви Святого Фомы в Лейпциге.

В том же году Бах получил должность кантора (регента и учителя) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви.

В 1736 году Бах получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора.

В этот период композитор достиг вершин мастерства, создавая великолепные образцы в разных жанрах, - духовную музыку: кантаты (сохранилось около 200), "Магнификат" (1723), мессы, в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор (1733), "Страсти по Матфею" (1729); десятки светских кантат (среди них — комические "Кофейная" и "Крестьянская"); произведения для органа, оркестра, клавесина, среди последних - "Ария с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 году Бах написал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение "Искусство фуги" (1749-1750) - 14 фуг и четыре канона на одну тему.

Иоганн Себастьян Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры, его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте.

Последние месяцы своей жизни он провел в затемненной комнате, где сочинил последний хорал "Пред престолом Твоим предстою", продиктовав его своему зятю - органисту Альтниколю.

28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге. Он был похоронен на кладбище у церкви Святого Иоанна. Из-за отсутствия памятника его могила вскоре была затеряна. В 1894 году останки были найдены и перезахоронены в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна. После разрушения церкви от бомбежек во время Второй мировой войны, его прах был сохранен и перезахоронен в 1949 году в алтаре церкви Святого Фомы.

При жизни Иоганн Себастьян Бах пользовался известностью, но после смерти композитора его имя и музыка были забыты. Интерес к творчеству Баха возник лишь в конце 1820-х годов, в 1829 году композитором Феликсом Мендельсоном-Бартольди в Берлине было организовано исполнение "Страстей по Матфею". В 1850 году было создано Баховское общество, стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора - за полвека было издано 46 томов.

При посредничестве Мендельсона-Бартольди в 1842 году в Лейпциге был воздвигнут первый памятник Баху перед зданием старинной школы при церкви Святого Фомы.

В 1907 году был открыт музей Баха в Эйзенахе, где родился композитор, в 1985 году - в Лейпциге, где он скончался.

Иоганн Себастьян Бах был дважды женат. В 1707 году он сочетался браком со своей кузиной Марией Барбарой Бах. После ее смерти в 1720 году, в 1721 году композитор женился на Анне Магдалене Вилькен. У Баха было 20 детей, но только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами - Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784), Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788), Иоганн Кристиан Бах (1735-1782), Иоганн Кристоф Бах (1732-1795).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В веймарский период Бах доводит свое искусство исполнителя до высочайшей степени совершенства, его дар композитора и импровизатора достигает полной зрелости и пышного расцвета.

В Веймаре Баху впервые удалось основаться достаточно прочно и оседло. Утвердившись в новой своей должности, а впоследствии получив еще звание концертмейстера герцога Веймарского, он довольно спокойно и без всяких треволнений провел здесь целые девять лет и все это время мог свободно посвятить развитию своего гениального дарования и творческой деятельности. В этой-то благоприятной обстановке его талант окреп и сформировался окончательно, и здесь же были написаны все важнейшие произведения того первого периода его деятельности, который обнимает собою десятилетие 1707-1717 годов.

Чтобы охарактеризовать хотя бы вкратце значение и художественное достоинство произведений этого периода, скажем теперь же несколько слов о важнейших из них и прежде всего об одном из самых ранних его сочинений, известном хорале «Eine feste Burg ist unser Gott» («Бог-наша крепкая твердыня»). Хорал этот был написан на праздник реформации и исполнен самим автором в 1709 году в Мюльхаузене, куда Бах приезжал из Веймара для испытания реставрированного органа. По самым авторитетным отзывам сочинение это является уже вполне художественным произведением, как по непосредственному впечатлению, производимому им на религиозно настроенного слушателя, так и по своему техническому построению. Специалисты превозносят контрапунктическую основу хорала, его музыкальный план и прочее, удивляются необыкновенной, вполне художественной простоте его обработки и в особенности тому глубокому и искреннему религиозному чувству, которым он проникнут от начала до конца. Надо сказать, что за время описываемого периода Бах написал очень много сочинений того же типа и что хорал как музыкальная форма был вообще излюблен нашим композитором; разработка хорала, как впрочем и некоторых других форм церковной музыки, обязана именно Баху своим высшим и наиболее совершенным развитием.

Совершенно так же должна быть эта мысль отнесена и к другой форме церковной музыки, подвергшейся гениальной разработке нашего композитора, - кантате. По своему типу очень старинный род музыки, духовная кантата так же, как и хорал, представлялась Баху очень удобным способом выражения наполнявших его возвышенно-религиозных настроений. Но от старинных произведений этого рода композитор заимствовал, конечно, только форму, заключая в нее свежесть и прелесть содержания вполне оригинального. Религиозная окраска баховских духовных кантат, начиная с этого раннего периода, везде и всегда является вполне индивидуальной, отражающей все основные черты характера автора: его сердечную теплоту, тонкое чувство прекрасного и глубокую религиозную вдумчивость. Что касается технических достоинств сочинений Баха этого рода, то достаточно сказать, что, по тонкости разработки и ее «осмысленности», этот стиль Баха не без веских оснований сравнивают со стилем самого Бетховена.

К описываемому периоду относится целый ряд сочинений этого рода, из которых некоторые должны быть признаны в высокой степени замечательными по своим оригинальным достоинствам (например, кантата на текст псалма 130 и некоторые другие).

Одной из особенностей творчества Баха вообще остается та черта его, что, не задаваясь внешней целью изобретения новых форм музыки, он брал формы готовые, задолго до него созданные, и затем силой своего могучего таланта доводил разработку их до такой конечной степени совершенства, о какой ни до, ни после него нельзя было и помышлять. Он как бы исчерпывал все возможное содержание, все элементы художественной красоты, свойственные той или другой форме. Достоверно известно, например, что многие музыканты после Баха отказывались писать в тех музыкальных жанрах, в каких писал он, и именно под влиянием убеждения, что после него там нельзя создать ничего нового и художественного. С точки зрения этих соображений вполне оправдывается тот установившийся в истории музыки взгляд, по которому Бах, вместе с другим современным ему музыкальным корифеем Генделем, является завершителем прежнего, до него развившегося искусства, положившим, так сказать, последний камень в здание старой церковной музыки. Но этот взгляд с неменьшим основанием обыкновенно дополняют еще и другим соображением, а именно, что, завершая здание старой музыки, Бах вместе с тем создавал фундамент и роскошному зданию музыки новой, развившейся именно на тех принципах, которые мы находим в его творениях, традиционных часто лишь по одной внешности. Старые формы он разрабатывал часто совершенно новыми, до него не считавшимися даже возможными способами. Образцом такой разработки могут служить между прочим его прелюдии, целый ряд которых был написан также в веймарскую эпоху его жизни. Прелюдии эти, по отзывам наиболее компетентным, решительно отличаются и по характеру, и по музыкальным задачам от музыки, существовавшей под тем же названием до Баха. Они именно замечательны совершенно новым характером своей разработки… Со всем тем, что касается собственно прелюдий Баха, то нужно сказать, что в этот период они еще носят на себе заметные следы постороннего влияния, которое требует некоторых биографических пояснений.

Основательность и добросовестное отношение к своему искусству были у Баха так велики, что в деле творчества он никогда, даже в юношеском возрасте, не полагался на одни силы собственного своего дарования, а напротив, всегда и самым внимательным образом изучал произведения других, как старых, так и современных ему творцов музыки. Мы уже отмечали это обстоятельство, упоминая о немецких композиторах, старых и современных Баху - Фроберге, Пахельбеле, Букстехуде и других. Но не одни немецкие музыканты служили ему образцами для изучения. Чтобы основательно познакомиться с лучшими произведениями итальянской музыки, наш композитор еще в Арнштадте изучал и даже собственноручно переписывал сочинения некоторых известных итальянских композиторов, как, например, Палестрины, Кальдары, Лотти и пр. Изучение итальянцев не прекращалось и впоследствии, и в Веймаре Бах много работал над сочинениями знаменитого венецианского композитора Вивальди, скрипичные концерты которого переделывал в то время для клавесина. Эти-то занятия и отразились затем на некоторых из сочинений нашего композитора, между прочим и на его прелюдиях этого периода. Впрочем, подобно итальянскому влиянию, у Баха можно отметить также следы французской тогдашней музыки, именно в некоторых написанных им в Веймаре же сюитах, в которых мы находим танцы несомненно французского склада и характера.

Кроме перечисленных, много и других весьма замечательных работ Баха относится также к веймарскому периоду его жизни. Между ними весьма известны, например, четыре великолепные фантазии для клавесина, множество фуг - род сочинений, особенно прославивших Баха, - и многое другое. Как работник Бах был неутомим во все времена своей жизни, и наши беглые замечания о его веймарских работах дают лишь некоторое общее понятие о той разносторонней, глубокой и плодотворной деятельности, которая наполняла его жизнь в веймарский период не богатый внешними фактами. В самом деле, никаких замечательных событий в его жизни за все эти девять лет не произошло. Тихая семейная жизнь, к которой все представители рода Бахов питали такую особенную склонность, дружелюбно-ровные отношения с герцогом, с которым он так хорошо сходился, и неслышная, но столь содержательная творческая деятельность вполне удовлетворяли всему складу его сосредоточенной натуры и всем интеллектуальным его потребностям.

Тем временем слухи о его замечательных композициях, без всякого участия с его стороны, стали постепенно распространяться за пределами маленького Саксен-Веймарского герцогства. Однако еще более громкая слава шла о его необыкновенном мастерстве музыкального исполнителя, особенно на органе. Чаще и чаще к нему стали поступать приглашения приехать в тот или другой город и дать послушать свою удивительную музыку. Германия начинала узнавать своего гения, и популярность его росла.

Все говорили о новом музыканте; по мнению всех, он решительно затмевал собою остальных до него и при нем бывших в Дрездене исполнителей, и только немногие настоящие музыканты саксонской столицы решались ограничивать общий восторг, говоря, что в Веймаре проживает музыкант, искусство которого не допускает никакого соперничества и что если бы публика могла сравнить игру Маршана с игрой Баха, то она скоро увидала бы, на чьей стороне преимущество. В Веймаре Бах прожил около десяти лет.

Работа, которую выполнял Иоганн Себастьян в Веймаре, служила незаменимой школой композиторской мастерства. Здесь требовалось умение писать быстро и легко, в самых различных формах и жанрах, применяться к разным исполнительским средствам и возможностям. В качестве органиста он должен был сочинять для органа, как скрипач и клавесинист - писать всякого рода пьесы для оркестровой капеллы; когда же его назначили помощником дирижера, прибавилась еще обязанность: представлять в течение года некоторое количество кантат собственного сочинения, чтобы исполнять их в придворной церкви. Так в процессе неустанной повседневной практики вырабатывалась виртуозная гибкость техники, шлифовалось мастерство, а всегда новые и неотложные задания стимулировали творческую изобретательность и инициативу. Кроме того, в Веймаре Бах впервые находился на светской службе и это позволяло ему свободно экспериментировать в малодоступной ранее области светской музыки.

В Веймаре же Баху открылась возможность широко познать мировое музыкальное искусство. Не покидая пределов Германии, он сумел постичь и отобрать для себя самое полезное и ценное, что несла музыкальная культура Италии и Франции, Бах никогда не переставал учиться; даже на склоне лет, в Лейпциге, уже законченный художник, он занялся специальным изучением итальянской вокальной литературы, переписывав произведения Палестрины (1315-1594) и других классиков старинного хорового искусства. Многое во французской, и особенно в итальянской музыке, Бах считал образцом, которому надлежит следовать.

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе. Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (мать умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлискирхе в Ордруфе. В 1700-03 гг. учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха - произведения для органа и клавира. Годы странствий (1703-08)

После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 (17 октября) женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры - «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704)(отъезд Иогана Якоба в Щвецию).

Веймарский период (1708-17)

Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, он доводил их до высочайшего совершенства. В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Служба в Кетене (1717-23)

В 1717 Бах принял приглашение на службу (капельмейстер придворной капеллы) герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темпериро-ванного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей. В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

В Лейпциге (1723-50)

Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них - комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) - 14 фуг и 4 канона на одну тему.

Судьба творческого наследия

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу. Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение. Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.

Среди продолжателей исканий Баха - его сыновья. Всего у него было 20 детей: семеро от первой жены – Марии Барбары Бах (1684 - 1720), и 13 от второй - Анны Магдалены Вилькен (1701 - 1760), только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше - Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95).

Биография Баха

ГОДЫ

ЖИЗНЬ

ТВОРЧЕСТВО

Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре.

В 9 лет

Остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата – Иоганна Кристофа, который служил органистом вОрдруфе .

В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург , где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом.

В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703),Арнштадте (1704),Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же – неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение.

Появляются первые сочинения – для органа, клавира(«Каприччио на отъезд возлюбленного брата» ), первые духовные кантаты.

ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД

Поступил не службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле.

– годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве – появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор , а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди). Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты.

КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД

Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя.

Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город.

Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло).

ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД

Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле – школе при церкви св. Фомы.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской музыки для жителей города.

– время наивысшего расцвета баховского гения.

Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 – в первые три года).

В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими).

Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять.

Два полифонических цикла – «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».