Винсент хосе и моника белуччи. Венсан Кассель: фото, ранние годы

134 646

PSYCHOLOGIES №4

Венсан Кассель: «У нас с Моникой был
открытый брак»

Он ходит по краю – над моралью и нормой. Он не знает границ – ни географических, ни нравственных. Он обольстительно-опасен и опасно свободен. Но он закончил балетную школу и выучил три иностранных языка. Он заботливый отец и благодарный сын. Дисциплинированный профессионал и мастер капоэйры. Встреча с Венсаном Касселем – совсем не таким, каким он кажется.

ФОТО Getty Images

Пластика аристократа, деликатность, вежливая улыбка. Тихий внятный голос и открытый взгляд гармоничной натуры. Он элегантен и обходителен. В нем нет взрывоопасной страстности его персонажей, нет коварного цинизма, нет затаенной ярости. Ничего от мачо. Только мягкость, понимание, внимание. Он не старается угодить собеседнику. Он предпочитает быть эффективным - ответить на мои журналистские вопросы, удовлетворить, насколько может, мое человеческое к нему любопытство. Он, почти полностью седой, одет во все серое - серый кашемировый свитер, серые брюки, - что так подчеркивает ясность его голубых глаз.

Да, ясность - пожалуй, ключевая характеристика Венсана Касселя. Нет тем, на которые он отказался бы говорить. То, что его волнует, о чем у него есть мнение, что кажется ему подлинно важным, непременно будет артикулировано. Именно поэтому ему можно задать любой вопрос и не бояться ни обиды, ни неискренности. А потому я решаю начать с вопроса, на который кто-то другой отреагировал бы резко: «Я не говорю о своей личной жизни». Но Кассель… Кассель говорит.

«Иногда браки распадаются. А люди нет, не расстаются. Это как раз наш с Моникой случай. Мы всегда будем вместе»

Psychologies:

Вы с Моникой Беллуччи были, без преувеличения, «парой мечты». И вместе вы были долго - почти 20 лет, так? Ваше расставание стало шоком для публики, своего рода крушением идеала. Что случилось, почему все-таки вы расстались? Ведь то официальное «по обоюдному согласию», которое мы все слышали, на самом деле ничего не объясняет.

Знаете, это неправильное слово - «расстались». Иногда браки распадаются. А люди нет, не расстаются. Это как раз наш случай. Мы всегда будем вместе. И вовсе не потому, что у нас двое детей и нашей младшей дочери всего шесть. Понимаете, когда мы говорим «они расстались», мы имеем в виду, что, соединившись некогда, люди совершили ошибку и теперь осознали ее. Но мы-то развелись не потому, что когда-то совершили ошибку. Наоборот - мы тогда поступили очень правильно. Но теперь правильнее развестись. Вот и все. Мы никогда не абсолютизировали так называемую супружескую верность. Не то чтобы у нас были романтические эпизоды, так сказать, на стороне… Но психологически мы оставляли двери нашего брака открытыми.

Для нас обоих всегда было приоритетным, что по самому большому счету мы вместе, хотя жили мы подчас порознь - Моника в Риме, я в Париже… Но мы знали, что всегда окажемся там, где будем нужны друг другу. Пока мы нужны, действительно нужны друг другу. А в какой-то момент стало ясно: нас многое связывает, мы преданы друг другу, но более нет никакой необходимости быть вместе и считаться парой. А тогда уж лучше парой больше не считаться. То есть никаких, собственно, событий нашему расставанию не предшествовало. Но ощущения, нечто невнятное…

Понимаете, мне - просто в силу натуры - свойственна некоторая ярость, некоторая ожесточенность, одержимость. Это часть моего характера, которую я стараюсь сдерживать в обычной жизни и если выплескивать, то только в ролях. А Моника… У нее множество талантов, но, по-моему, главный - ее проницательность, она заглядывает в самые глубины человека и умеет создать для него ощущение полного комфорта рядом с собой. И как актриса она обладает редким даром - она как бы расширяет реальность, она создает реальность мечты, вы же видите это по ее ролям. То же самое и в реальности обычной. Первые 20 лет это чарует… А потом тебе хочется обратно - в грубый физический мир, где есть ярость, одержимость. Прочь от идеала, если хотите.

ФОТО Getty Images

Ярость и ожесточенность часто характеризуют ваших киногероев. Собственно, роль в фильме под названием «Ненависть» проложила вам путь в большое кино. А ваш реальный образ - что бы вы о себе ни говорили - противоречит экранному. Как вы уживаетесь с этим экранным человеком - отчаянным преступником, брутальным гангстером, фатальным соблазнителем, аморальным типом, отрицающим идеалы?

В. К.:

Я не уживаюсь. У меня с ним много общего. У нас у всех с ним много общего. В английском языке есть это прекрасно-универсальное определение - nice. Все стараются быть nice - приятными во всех отношениях, что бы они ни подразумевали под этим. Но на самом-то деле человеческие существа скроены из противоречий. И у всех есть темная сторона. Когда ты счастлив, мир видит твою светлую сторону. В несчастье мы поворачиваемся темной. Я не знаю ни одного безусловно положительного человека и не знаю ни одного законченного злодея. Я знаю только счастливых и несчастных.

Этот парень из «Ненависти» - он что, злодей? Нет, он человек, у которого отняли и настоящее, и будущее, и надежду. Мерин, гангстер, убийца - для его дочки, которая плакала, когда увидела меня в гриме ее отца, злодей? Нет. Я нахожу несчастье в отвратительном. И играю именно его. Вы видели «Моего короля»? Там есть эпизод, где герой угрожает бывшей жене: типа, будешь возникать при оформлении опеки над общим ребенком, я расскажу в суде, что ты сидела на транквилизаторах. Это как раз оно! Когда я прочел этот эпизод в сценарии, я ужаснулся: черт, какой подонок! Я бы никогда так не сказал… Но я не он, я не переживал такого разрыва и угрозы такой потери. И как я могу утверждать, что не поступил бы как он?

Что-то во мне протестует против этой вашей теории относительности и даже гуманистичности зла и, наверное, против удовольствия, с которым вы зло «исполняете» - в «Ненависти», в «Шайтане», в «Опасном методе»…

В. К.:

Я старый панк. Правда. Когда родители разошлись и мама переехала в Нью-Йорк, я много времени проводил в этом панк-рэп-городе. 80-е, рождение хип-хопа и гангста-культуры… Мой брат, между прочим, стал звездой хип-хопа. В моем поколении европейцев был большой заряд протеста - не против чего-то конкретного, против затишья 70-х. Я из-за этого и в цирковое училище поступил - чтобы быть не как отец, хотя понимал, что ничего другого делать не смогу, я же, в конце концов, вырос за кулисами. Но быть приятным всем, как отец, изысканным денди категорически не хотел. Я учился в четырех элитных интернатах, изо всех сбежал (католический и вовсе сделал меня навсегда атеистом), глотнул Нью-Йорка и поступил в цирковое училище. Наверное, искал острых форм, гротеска.

Мы с однокурсниками довольно скоро стали на улицах и в клубах выступать, и иногда с угрозой, что побьют - за бескомпромиссность наших буффонад. А потом встретил окончательно своих - Матье Кассовица, Гаспара Ноэ, Яна Кунена, ребят из кино, молодых режиссеров, которые плевать хотели на «национальное кинодостояние Франции», на все эти сантименты - ах, «новая волна», ах, Годар с Трюффо… Мы были поколением, а ощущали себя сектой… Эти ребята точно знали, что в мире есть неромантическая боль, неизящные драмы, натуральное насилие. Отсюда «Ненависть», «Необратимость», «Доберман». Они были злыми, такими же, как я. Есть ведь и продуктивная злость, скажу я вам. Юношеский нигилизм, возможно. Но я и сейчас отказываюсь исключать зло из жизни. Зло - ее часть. Насилие и кровь существуют. Но демонстрировать их не значит оправдывать. Это значит просто не уходить от болезненных тем. Боль - часть жизни.

ФОТО Getty Images

Человек-манифест

Венсан Кассель родился в Париже в 1966 году в семье журналистки Сабин Литик и Жан-Пьера Касселя, знаменитого танцора и актера. Родители не видели в Венсане актерского таланта, и он поступил в цирковое училище, но скоро сыграл одну из главных ролей в «Ненависти» Матье Кассовица (1995), своего рода социальном манифесте французской молодежи 90-х. А в 2002 году - в бескомпромиссной «Необратимости» Гаспара Ноэ, ставшей манифестом уже художественным. После роли гангстера-француза в «12 друзьях Оушена» Стивена Содерберга (2004) Кассель стал главным иностранцем американского экрана (от анимационного «Шрека» до «Черного лебедя» и грядущего «Джейсона Борна»), любимым актером Дэвида Кроненберга («Порок на экспорт» и «Опасный метод») и, наконец, представителем всех тех европейских мужчин, что на грани нервного срыва, - в «Моем короле» Майвенн Ле Беско (2015).

Вы говорите, что не хотели быть таким, как отец. А ведь стали актером, как и он. И звездой, как он. И даже унаследовали его актерский псевдоним…

В. К.:

Тут такая история… Поначалу я старался изменять внешность в фильмах, но чем больше было маскировки, тем заметнее становилось сходство. А отца во Франции знали все, он был супер-суперзвездой. И он правда был восхитительный человек. Подлинный денди, действительно. Со всеми этими уайлдовскими свойствами: «Сохраняя невозмутимость, поражай неожиданностью» и титулом «французского Фреда Астера». Но у него это было так естественно. А я был поразительно похож на него, но меня от всего этого тошнило! Я готов был взорваться! И активно отрицал сходство с ним, менял внешность как мог. Но в какой-то момент мне стало понятно, что маскироваться комично. И что ты - тот, кто ты есть.

С отцовским разрезом глаз и маминой склонностью к бунтарству… И со своими особенностями. Только когда родители умирают, мы перестаем воевать с ними. Я спорил и отстаивал. И перестал только незадолго до смерти отца. А хорошо было бы перестать раньше. Если бы теперь меня спросили, какой я сделал из всего этого вывод, то я бы ответил: не воюйте с теми, кому предстоит уйти раньше вас. Берегите их. Хотя бы из эгоизма - чтобы потом не испытывать чувство вины.

Но ведь теперь у вас есть опыт не только сына, но и отца. Есть что сказать о собственном родительском опыте?

В. К.:

Родительский опыт… Я бы не назвал это опытом. Скорее, это… Это как найти новую любовь. Любовь, которую раньше не мог себе представить. Не знаю, может быть, потому что у меня девочки… И между нами есть барьер понимания мира с позиции своего пола. Я не могу взглянуть на жизнь глазами женщины, а они не могут взглянуть мужскими. Наверное, поэтому я бы и не сказал, что мои отношения с ними основаны на обязанностях воспитания. Я просто люблю. Никогда не критикую. Всегда поддерживаю. Женщине в нашем мире так важно быть уверенной в себе!

Все мое воспитание - это что они могут рассчитывать на меня при всех обстоятельствах. И что я стараюсь быть как можно больше рядом - если ты отдаешь ребенка в самый лучший интернат, но он не с тобой, - какой был смысл заводить детей? В общем, я себя для девочек мыслю как тыл, а не передовую. Да и скорее они воспитывают меня. Когда родилась наша вторая дочь, я осознал: вау, я нормальный человек - у меня есть семья, дети, дом… Даже несколько. Надо соответствовать.

«Только когда родители умирают, мы перестаем воевать с ними. Я спорил и отстаивал. И перестал только незадолго до смерти отца. А хорошо было бы перестать раньше»

В какой-то момент у вас появился дом в Бразилии, и даже семья жила там с вами. Почему Бразилия, почему переезд?

В. К.:

Я давно полюбил Бразилию, лет 30 назад. И все ездил, ездил туда, пока не решил обосноваться в Рио. За это время я освоил португальский, без ложной скромности - говорю неплохо. Понимаете, Бразилия - одно из последних мест на земле, где жизнь имеет… поэтическое измерение. Где просто в ежедневное существование включен элемент поэзии. Этого уже нет ни в Европе, ни в США, даже в Японии осталось на уровне «сакура-ритуала». А в Бразилии люди вечером, когда едут с работы, выбирают определенный маршрут - чтобы увидеть закат над океаном. И отношения, и бытовые контакты там по-своему поэтичны.

И потом, у нас есть только идея обладания и достижения, у бразильцев, ну и, может быть, еще у итальянцев, - идея счастья как непременной части жизни. Удовольствие от жизни как часть самого образа жизни. Вне зависимости от достижений и обладания. Потому же я и занимаюсь капоэйрой столько лет. Капоэйра для меня - нечто среднее между боевым искусством и собственно искусством, балетом… Я переехал, когда осознал, что до того искал в жизни поэзию неосознанно. Мне до сих пор странно, что оказалось, что поэзия - это еще и место. Не только страсть и состояние. Выходит, я свое место наконец нашел.

Моника Анна Мария Беллуччи родилась в 1964 году в маленьком итальянском городке Читта-ди-Кастелло в семье сельскохозяйственного работника.

После окончания средней школы, Моника поступила в университет и, решив оплачивать за обучение самостоятельно, устроилась в модельное агентство. Вскоре девушку заметил режиссер Френсис Форд, который пригласил Беллуччи на роль одной из сексуальных невест вампира в фильме «Дракула». Спустя четыре года, Беллуччи снялась в фильме «Квартира», который сделал девушку знаменитой. Во время съемок этой картины Моника познакомилась со своим будущим мужем Венсаном Касселем. Пара встречалась пять лет, перед тем как пожениться. В 1999 году СМИ затрубили о венчании итальянской красавицы и французского «чудовища». После свадьбы Моника и Венсан продолжали вместе сниматься в фильмах и завоевывать сердца зрителей.
В день рождения итальянской красавицы мы предлагаем вспомнить лучшие фильмы с Моникой Беллуччи и Венсаном Касселем.
1. Квартира (L"appartement, 1996 год, режиссер – Жиль Мимуни)

В этом художественном фильме рассказывается о молодом преуспевающем бизнесмене по имени Макс (Венсан Кассель), который прожив два года в Нью-Йорке собирается жениться и осесть в Париже. Макс должен был ехать на важные переговоры в Токио, но перед отправление решил зайти в кафе, где увидел девушку Лизу Моника Беллуччи), которую страстно любил. Два года назад она самым таинственным образом исчезла из его жизни, ушла не сказав ни слова. И вот сейчас в кафе Лиза увидела Макса и убежала. Он выскочил следом за ней, но не успел, потому что Лиза уехала на машине. Когда Макс вернулся в кафе, то нашел ее пудреницу и ключи от квартиры. С этого момента он помешался на поиске своей прошлой любви, забыв о невесте и о поездке в Токио.
2. Братство волка (Le Pacte des loups, 2001 год, режиссер – Кристоф Ганс)
Сюжет картины разворачивается во Франции во второй половине XVIII века. Страшное существо, прозванное Зверем, появляется в городке Жеводан. Чудовище безжалостно убивает женщин и детей. Жеводанский зверь уходил от многочисленных облав, его не берут даже пули. Лишь немногие способны описать внешность хищника, потому что чудовище исчезает также внезапно как появляется. Король Людовик XV поручает расследовать жестокие убийства ученому Грегору де Франсаку (Венсан Кассель). Так в Жеводане появляются два героя: Грегор, обладающий редким умом и невероятной смекалкой, и бесстрашный индеец Мани, который когда-то спас жизнь Франсаку. Братья по крови берутся за поиски ужасного существа, прибегая при этом к загадочным ритуалам. Во время поисков Жеводанского зверя Грегор встречает загадочную итальянскую куртизанку Сильвию (Моника Меллуччи), которая оказывается так или иначе связана с убийствами, и местного охотника Жан-Франсуа де Моранжья, который жаждет убить Зверя.
3. Необратимость (Irréversible, 2002 год, режиссер – Гаспар Ноэ)
Действие этого криминального триллера повернуто вспять. Сюжет рассказывается с конца до начала. Для того, чтобы передать зрителям картину жестокого убийства, которое отягощено изнасилованием, режиссер Гаспар Ноэ выбрал оригинальную и очень натуральную манеру съемок. В фильме рассказывается история обычного влюбленного Маркуса (Венсан Кассель), который хочет прожить оставшуюся жизнь со своей возлюбленной Алекс (Моника Беллуччи). Но беременную Алекс в темном переулке жестоко насилует и убивает маньяк. Полный ненависти и горя Маркус ставит перед собой цель – убить гада, который отнял у него самое ценное.

Итальянка Моника Белуччи и француз Венсан Кассель познакомились на съемках фильма «Квартира» («L’Appartement»), но отношения у них завязались не сразу. Монике казалось, что Венсан заносчивый, самовлюбленный мужчина, в свою очередь Венсан думал про Монику, что она даже не актриса толком, а обычная модель с большой грудью, возомнившая, будто имеет какой-то выдающийся талант.

«Я познакомилась с Венсаном во время работы над фильмом – моим первым французским фильмом «Квартира». И с тех пор мы вместе вот уже 18 лет (из них 13 в браке)», - поделилась Моника Белуччи. – «Это было не спонтанно и моментально, совсем нет. Он привлекал меня, но в то же время я не была в нем уверена. Мы стали встречаться, я даже не знаю, почему».

«В молодости у меня было не так уж много девушек. Я, конечно, был активный молодой парень, я метался от одной девушки к другой, но ни с одной из них я не был дольше трех-четырех месяцев», - вспоминает Венсан Кассель. – «Моника стала моей первой настоящей любовью, мы вместе уже очень долго, я думаю, я правильно сделал, что решил ее подождать».

«Мне кажется», - говорит Белуччи. – «что на самом деле мы не выбираем человека, который оказывается с нами рядом. Это случается само по себе – они оказались там, все случилось так, а не иначе, и поэтому сейчас все так, как оно есть».

События повернулись не так, как того ожидали Венсан и Моника в первый день своего знакомства. «Тогда я уже решил для себя, что я не из тех актеров, которые заводят отношения со своими партнерами по съемкам», - пояснил Венсан. Однако, работа над фильмом закончилась, и к тому моменту Кассель и Белуччи уже были невероятно сильно влюблены друг в друга. Но французскому сердцееду не стоило торопиться – полная капитуляция недоступной итальянки была еще далеко. После работы над «Квартирой» Белуччи заявила, что каждому человеку нужно личное пространство, и здесь даже речи быть не может о том, чтобы жить вместе, а уж тем более о браке. Эти слова очень задели актера – раньше, когда он встречался с другими женщинами, он всегда пытался избежать каких-либо разговоров о совместном будущем.

«Никогда не знаешь, как долго это продлится. Никогда нельзя сказать, что произойдет дальше. Конечно, я была бы очень счастлива, если бы мы были вместе всегда. Но я не знаю, как будет на самом деле, никто не знает. Никогда нельзя принимать вещи как должное, особенно в отношениях. Но у нас есть дети, и наша любовь к ним означает, что эта любовь навсегда. Конечно, я надеюсь, что и наши отношения – это навсегда, но я работаю над этим, изо дня в день», - считает Белуччи.

Лишь спустя несколько лет Касселю удалось убедить свою женщину стать его женой, но даже после того, как она ответила «да» на самый главный вопрос, они не стали жить вместе. Белуччи улетела в Италию, а Кассель остался в Париже. Моника объяснила это тем, что страсть лучше подогревать расстоянием, чтобы никогда не увязнуть в рутине семейной жизни.

«Что я чувствовал в день свадьбы? Я был очень зол, потому что нам ни на что не хватило времени, и я был вынужден носиться как ненормальный, выполняя всякие дела. Все лежало на нас двоих, на самом деле. И еще, на мне были шорты. Все это заняло бы слишком, слишком много времени, поэтому мы сказали «Окей, давай сперва поженимся, а уж потом позовем гостей». И вот, мы вместе уже около 18 лет. Я все время говорю так: если что-то работает, не пытайся это починить», - вспоминает Венсан.

Очень долго ходили слухи о том, что бракосочетание Белуччи и Касселя будет проходить на открытой церемонии, но Моника слегка приоткрыла для общественности завесу этой тайны, когда сказала: «Я никогда не вникала в то, чему отдает предпочтение он, а он никогда не влиял на то, что выбираю я. Мы очень независимы друг от друга, мы живем в разных мирах: его друзья – это его друзья, а мои друзья – это мои друзья».

Возможно, эти слова относятся к их совместному образу жизни, но уж точно не к романтическому аспекту их отношений. Вокруг их брака постоянно витало огромное количество слухов и сплетен, но отношения между Моникой и Венсаном оказались прочнее, чем хотелось бы недоброжелателям. После свадьбы Белуччи много работала над фильмами, и ее партнерами по съемкам были весьма и весьма привлекательные мужчины – Джордж Клуни, Брюс Уиллис, Жерар Депардье и другие. Все это, разумеется, заставляло Касселя ревновать, но ревность не стала причиной разрыва или отдаления супругов.

«Многие актеры, состоящие в браке, говорят, что работа вместе не играет в их пользу. У нас все по-другому. Я считаю, что проводить весь день с человеком, который тебе нравится – это весело, но мы, разумеется, не смешиваем работу и личную жизнь. Мы не лежим в кровати и не обсуждаем сценарий перед тем, как лечь спать», - поделился Кассель.

После съемки фильма «Необратимость («Irreversible») Моника родила Венсану дочь, чем привела общественность в крайнее удивление. Однако, это событие очень повлияло на жизнь супругов. Наконец-то Моника захотела семейного уюта и тепла. Кассель начал уделять больше времени семье – супруге и маленькой дочери.

«Мои отношения с Венсаном изменились с тех пор, как у нас появились дети. Мы в течение десяти лет были вместе в качестве пары, это очень длительный срок, поэтому не удивительно, что все изменилось, но изменилось к лучшему».

Развод: Моника и Венсан расстались

В 2013 году их брак распался. Может быть, жизнь актеров, на долгие месяцы разводящая их по разным континентам, однажды сделала их чужими друг другу? Мы не знаем. Они не очень-то любят говорить с посторонними о своей личной жизни. Моника как-то сказала, что любовь не уходит, она просто меняется. Наверное, это и произошло с ними.

С тех пор, как стало известно о разрыве самой страстной и загадочной звёздной пары, журналисты и сплетники не устают выдвигать всё новые и новые версии о причинах этого драматичного расставания. Некоторые СМИ даже приписали Монике роман с азербайджанским олигархом Тельманом Исмаиловым (которому ранее в невесты прочили Шакиру). Но актриса наконец расставила точки над «i».

«Мы были вынуждены расстаться из-за нашего образа жизни. Но мы всегда будем любить друг друга. Да, наши пути разошлись, но от этого мы не перестанем быть близкими и родными людьми».

Брак Белуччи и Касселя действительно был особенным. Западные СМИ называли его «мифическим» и «гостевым»: супруги жили в разных странах (Италия, Франция, Бразилия, Великобритания), лишь иногда встречаясь на общей территории. Актриса не раз признавалась:


«Венсан и я — это два разных мира. Я не знаю его друзей, он не знает моих. У нас параллельные жизни. Иногда я выхожу из своего мира, а он из своего, и мы встречаемся. Каждый из нас очень независим, и для нас это единственный способ оставаться вместе».

Кстати, когда Венсана Касселя спрашивали о секрете семейного счастья с самой сексуальной женщиной в мире, он тоже подчеркнул их самодостаточность и нежелание следовать общепринятым канонам в браке:

«Мы с женой — два разных зверя, совершенно не похожих друг на друга. Наверное, это и есть ключ к 18-ти годам счастливых отношений. Мы не врезаем себя в какие-то рамки и не гонимся за одобрением окружающих».

Ещё весной этого года Белуччи, отвечая на вопрос журналистов о браке с Касселем, задумчиво заметила:

«Брак... Никогда не знаешь, сколько он продлится. Сегодня кажется, что всё хорошо, но неизвестно, что будет через год. Загадывать бессмысленно».

И слова Моники оказались пророческими. В начале 2013-го года актриса переехала к Венсану в Рио-де-Жанейро, где пара в конце 2012-го года приобрела дом, и у папарацци была масса доказательств того, что семья отлично проводит время вместе. К тому же Белуччи сама признавалась в интервью, что переезд пошёл на пользу и в их романе началась новая глава. Выходит, заключительная.

Сейчас Белучии снимается в Сербии в новом фильме Эмира Кустурицы, а Кассель вернулся во Францию.

У актёров подрастают две чудесные дочки — Дева (2004) и Леони (2010). Как бы ни сложилась дальше судьба Моники и Венсана, можно с уважением заметить, что скандала из своего расставания они делать не намерены и после развода сумеют сохранить тёплые семейные отношения.

Бывшая модель Моника Беллуччи и актёр Венсан Кассель познакомились на съёмках киноленты Жиля Мимуни «Квартира» в 1996-м году и сперва жутко не понравились друг другу. Однако очень скоро антипатия переросла в страстную увлечённость. В сентябре 1999-го года актёры поженились. Для Венсана брак стал первым, а Моника уже была замужем за фотографом Клаудио Карлосом Бассо. Впоследствии Белуччи и Кассель снялись вместе в девяти фильмах.

Фото: reuters.com, ap.org, chuguohome.com, celebritybabies.people.com

В далеком 1996 году на съемках кинокартины «Квартира» встретились тогда еще молодая и неопытная Белуччи и французский актер, имеющий репутацию «плохого мальчика», Кассель. Три года они встречались и в 1999 году соединили свой союз подвенечными клятвами. Эта пара считалась одной из самых красивой в Европе. За 18 лет совместной жизни у актерской четы появились на свет две очаровательные дочурки, Дева и Леони. И пусть у родителей график был расписан на месяцы вперед, они все же находили время, чтобы провести свободную минуту вчетвером.

Но этой истории не суждено иметь сказочное и счастливое завершение: в августе 2013 года актеры разошлись. Первые несколько месяцев после столь шокирующего для поклонников события о причине развода не упоминала ни Моника Белуччи, ни Венсан Кассель. Спустя 2 года прессе все же удалось что-то выяснить.

Почему развелись Моника Белуччи и Венсан Кассель?

«Мы слишком разные », – фраза, которую звезда повторяет в интервью неоднократно. «Мы разошлись без скандалов, по обоюдному решению. Венсан с радостью видится с дочерьми. У него своя жизнь, а у меня своя », – откровенничает Беллучи. Моника утверждает, что осознавала – брак на расстоянии не может длиться вечно. К тому же, как стало известно совсем недавно, долгие годы до появления детей супружеская пара жила просто как влюбленные, но не семья. Мало того, как уверяют некоторые СМИ, причина развода Моники Беллучи и Венсана Касселя кроется в его любви к «свободным отношениям». Это актриса комментирует как: «Я ведь, будучи замужем, не раз говорила, что глупо с моей стороны ждать от него верности. Мне нужен был не секс, а уверенность в том, что он всегда будет рядом, особенно в трудную минуту ».

Читайте также
  • 10 новых звёздных пар, которые пока ещё не успели нам надоесть
  • Как выглядят звёзды на обложке и в реальной жизни: 10 новых фото!
  • Свадьба Венсана Касселя и Тины Кунаки вызвала ажиотаж из-за разницы в возрасте

Напоследок хочется отметить, что верить причинам, по которым красавица Моника Белуччи развелась с Венсаном Касселем или нет, решать только вам. Главное, что любимица миллионов, прекрасная женщина не впала от нелегкого периода в своей жизни в , а полностью посвятила себя воспитанию детей.