«90 процентов не знают, где Крым». Как Фоменко и Ярмольник возмутили Россию

Актёры и шоумены Леонид Ярмольник и Николай Фоменко произвели фурор в пространстве Рунета. Правда, речь идёт не о новом спектакле или концерте, а об их участии в передаче русскоязычного латвийского «Радио Балтком».

Программа, в которой приняли участи Ярмольник и Фоменко, называется «Встретились — поговорили». В Латвии артисты представляли свой спектакль «И снова с наступающим», но наибольший интерес аудитории вызвал не рассказ о нём, а ответы Ярмольника и Фоменко на вопросы журналистов о политической и культурной жизни России.

Переход к сложным вопросам журналист осуществил через тему КВН, поинтересовавшись у Ярмольника, в течение долгого времени находившегося в жюри этой передачи: «Жив ли КВН?» При этом ведущий сравнил КВН с Горьким , который «до возвращения в СССР спорил с Лениным », а затем превратился в часть советской машины пропаганды.

«Мы все стареем, в том числе и Александр Васильевич»

«Я думаю, что КВН стал такой же программой, как все остальные, — ответил Ярмольник. — Они шутят так, как это нужно, они шутят тогда, когда это нужно, и в том ракурсе, в котором это принимается... Я ушёл из КВН три года назад, и это с концами».

«Может, это связано с тем, что мы все стареем, в том числе и Александр Васильевич , — продолжил Ярмольник. — И желание, скажем так, угодить власти, очень велико, и именно из-за этого мы расстались».

Фоменко, говоря о тех, кто играет сегодня в КВН, предположил, что молодёжь мыслит иначе: «Ленин 70 лет управлял нашим государством, нами и вами, а сейчас спросите: “Кто это?” И никто этого не знает. Вообще никто. Даже в Кремле спрашивают: это кто? Я уж не говорю о Ленине. Ельцин, Горбачёв уже вчерашний день».

«Трудно россиянам. На них обрушилась мировая цивилизация»

Но, как говорят в КВН, это была только разминка. Дальше в эфире становилось всё жарче и жарче.

Разговор о цензуре и протестах против некоторых выставок позволил Николаю Фоменко высказать своё отношение к культурному уровню современных россиян.

«Очень трудно россиянам. На них обрушилась за последние десять лет мировая цивилизация, — сказал шоумен. — Немцы с “Мерседесом” вместе 110 лет, они выросли с ним... А тут всего 10 лет, как на человека это обрушилось: он может машину купить, он может за границу поехать. Машины, телевизоры, электроника... У него же этого никогда не было, он ничего про это не знает. Конечно, он потихонечку сходит с ума. Поэтому он бежит, подкладывает свиней, плюётся, бросается чем-то... Это их мнение и понимание. Сумасшедших стало больше. И вот эти сумасшедшие временами есть в тех местах, которые пытаются управляться с культурой».

«Те, кто орёт пошлятину в адрес Макаревича, идут вечером бухать под его песни»

С этой темы разговор перешёл на Андрея Макаревича , чья позиция по присоединению Крыма и войне на Украине вызвала в России, мягко говоря, неоднозначные оценки.

«Можно ругать Макаревича, обзывать его как угодно, но те, кто орёт и говорит пошлятину в адрес Андрея (который имеет право на любое мнение, поскольку это свобода слова), те, кто набрасывается, потом откладывают телефон, идут вечером бухать, берут гитару и начинают петь “Я пью до дна за тех, кто в море”», — заявил Фоменко.

Журналистка предположила, что, возможно, Макаревич обидел некоторых поклонников своей позицией, но Фоменко отмёл такую возможность с порога: «Не относитесь к этому серьёзно. Никакой позиции нет. Если бы была позиция, все бы стояли на площади».

«Это вульгарные люди, которые тянут одеяло, хотят, чтобы их заметили, — поддержал коллегу Ярмольник. — Я думаю, если вопрос коснётся Крыма, 90 процентов из них не объяснят вам по географии, где Крым. Гарантирую вам».

«Мы попали в цивилизацию недавно и случайно»

«Мы попали в цивилизацию недавно и случайно», — посетовал Фоменко заметив, что «в Англии телевизор смотрят из поколения в поколение, а в России молодёжь не знает, что в нём идёт».

В конце передачи накал страстей несколько снизился, разговор вернулся к теме творчества, однако, как говорится, поезд уже ушёл.

Высказывания Фоменко и Ярмольника разошлись в Рунете, вызывая прямо противоположные эмоции.

Одни одобрили артистов за смелое высказывание собственной позиции, другие сочли их слова демонстрацией неуважения к гражданам собственной страны.

«Все наши слова были вырваны из контекста»

Сами артисты комментировать происшедшее не хотят.

«Вы уже двадцать пятый за сегодня, кто задаёт мне этот вопрос. Я хочу сказать, что в этой статье всё переврали, все наши слова были вырваны из контекста, мы говорили совсем о другом», — сказал Ярмольник порталу «Взгляд».

Фоменко был ещё менее разговорчив: «Извините, я с незнакомыми людьми, тем более журналистами, по телефону не разговариваю».

При этом надо отметить, что позиция Леонида Ярмольника в отношении Крыма, по крайней мере, если судить по его высказываниям в публичном пространстве, категорически расходится с мнением его друга Андрея Макаревича.

«Я думаю, что Восточная Украина готова и хочет быть с Россией»

В марте 2014 года в эфире телеканала «Дождь» Ярмольник сказал: «Я думаю, что Восточная Украина готова и хочет быть с Россией. Крым... я был бы счастлив, я бы исправил ошибку Хрущёва , потому что это была какая-то барская, дурацкая игра, когда Крым был отдан Украине. Это всё-таки исконно русские земли. И им будет лучше, и нам поспокойнее». Говоря о Западной Украине, Ярмольник заявил: «Там живут особые люди, которых, что бы мы ни делали — я имею в виду Россию и Москву — мы никогда их задобрить не сможем и никогда не сможем объяснить им того равноправного отношения к ним, как к остальным, кто с нами живёт рядом. Это особые люди, особый характер, особая традиция передачи этого гена из поколения в поколение. Я не знаю, откуда она взялась, но я точно помню, что когда я учился, я уже был взрослым, я не понимал этой ненависти и неприязни, я не понимал её природу». Здесь нужно отметить, что детство и школьные годы артиста прошли во Львове. «Я много раз дрался, и один из первых переломов носа тоже был с этим связан, там, на Украине, поскольку есть москали, жиды, негры. При мне парня, который учился в Политехническом институте, чёрного (он ухаживал за местной девушкой) порвали на берёзах на высоком замке, как в Средние века», — вспомнил артист о своей львовской молодости.

В том же марте 2014 года вместе с другими он подписал обращение в защиту российского музыканта Андрея Макаревича, выступившего с критикой политики российских властей на Украине.

Кто имеет право на мнение?

Если говорить о высказываниях Ярмольника и Фоменко в эфире «Радио Балтком», то они, безусловно, имеют право на собственное мнение. Удивление может вызвать другое: уверенность актёров в том, что мнение творческой интеллигенции априори выше, чем взгляды обычных людей. И чем агрессивный православный активист, поливающий мочой выставочный экспонат, отличается от художника, прибивающего мошонку к брусчатке Красной площади? При этом первый объявляется творческой элитой хулиганом и мракобесом, а второй — прогрессивным деятелем искусства.

Зацепило и то, что смелые высказывания Ярмольника и Фоменко прозвучали в эфире пусть русскоязычной, но всё-таки иностранной радиостанции. На эти важнейшие и острые темы логичнее было высказываться в российских СМИ. Однако, как было сказано выше, артисты не проявляют желания общаться с российскими журналистами.

Дабы у вас, уважаемые читатели, не возникло превратного впечатления, вы можете сами ознакомиться с полной версией передачи, видеозапись которой доступна на Youtube . Ознакомиться и сделать свои выводы, не опираясь на чужое мнение.

Ярмольник с Фоменко приехали в Латвию, пошли на радио и рассказали о том, кто живет в России. Например, Ярмольник был уверен - 90% сторонников "Крымнаш", то есть большинство русского народа, не смогут найти Крым на географической карте. А все сторонники традиционных ценностей, критикующих современное искусство, не назовут 3-4 картины Васнецова, Репина, Перова...

Позже Ярмольник начал извиняться и сказал газете "Взгляд" - дескать, "наши слова были перевраны, не знаю, почему представители СМИ все время преподносят наши слова не так, как они были сказаны".Николай Фоменко и вовсе сбежал от контакта с прессой и заявил "Извините, я с незнакомыми людьми, тем более журналистами, по телефону не разговариваю".

В 2013 году получил вид на жительство в Латвии, цитата "Я раскрою вам тайну, я почти гражданин Латвии. У меня есть вид на жительство. Я его недавно получил, и очень этим горжусь", а в декларации жены значится латвийская недвижимость. http://perebezhchik.ru/slukhi/921.html

В марте 2014 года вместе с другими подписал обращение в защиту российского музыканта Андрея Макаревича, выступившего с критикой политики российских властей на Украине. Прохоров, Ярмольник и Ройзман выступили в защиту Макаревича

В мае 2007 года Ярмольник применил рукоприкладство в отношении фоторепортера Марата Сайченко (в мае 2014 Сайченко был награжден Путиным орденом Мужества за работу на Украине). В апреле 2016 года набросился с кулаками на журналистов на выходе из ресторана после празднования дня рождения Аллы Пугачевой и выломал видоискатель видеокамеры оператору телекомании НТВ. Кроме этого, Ярмольник признался, что в 1980-е уже разбивал фотокамеру журналисту «Комсомольской правды»

При этом:

- После развала Советского Союза в 90-е годы Леонид Ярмольник материально поддерживал известных советских киноактеров, оказавшихся на грани нищеты. Ежемесячно высылая на их адрес по 200 долларов США.

В марте 2014 года поддержал присоединение Крыма к России, назвав его исконно русской землей. В том же интервью обвинил западных украинцев в ксенофобии.

В общем, "творческая личность" в чистом виде. Показательно отношение к гражданству, взял украинское, провернул сделку, обратился за латвийским - весь мир театр. Нормальные дела и поступки по жизни также есть и весомые.

Учитывая, что он поддерживал присоединение Крыма, непонятно, зачем вообще сказал то, что сказал. Видимо, пример Макаревича и Ахеджаковой ничему не учит, а зря.

Тут Ярмольник с Фоменко приехали в Латвию, пошли на радио и рассказали о том, какое в России живёт ужасное и тупое быдло (видео в конце статьи).

Спокойно так и, видимо, по привычке расписались за всех нас в дикости и варварстве перед цивилизованными прибалтами. И дело даже не в том, что большая часть сказанного минуты с 30-й, когда зашла речь о политике и искусстве, просто звучит бредово и не имеет никакого отношения к реальности - важен сам тон и нескрываемое презрение к России и российским гражданам.

К примеру, Ярмольник на голубом глазу утверждает, что 90% сторонников "Крымнаш", то есть большинство русского народа, не смогут найти Крым на географической карте. А все сторонники традиционных ценностей, критикующих современное искусство, не назовут 3-4 картины Васнецова, Репина, Перова... Хорошо, что хоть Серова не упомянул - совсем в лужу сел бы, учитывая недавние очереди на его выставку в Третьяковку. Опровергать такие утверждения даже не нужно - речь о неприкрытом презрении и неуважении к большинству своих соотечественников.

Некогда неплохой юморист Фоменко пошёл ещё дальше, заявив, что "мы попали в цивилизацию недавно и случайно", а значит плевать надо на мнение варварского большинства по поводу поведения просвещённого меньшинства. Из его полубредовой логики выходит, что Макаревич имеет право на свободное мнение, а все остальные должны заткнуться. Он буквально говорит: мол, надо у них отобрать телефоны, где они пишут заявы в милицию (сидя на унитазе, добавляет Ярмольник), и пусть сядут в вонючей очереди "около бомжатника" и попробуют написать обращения от руки, как положено быдлу. На вопрос ведущих, что у большинства людей такая позиция, Фоменко отвечает, что у нас нет никакой позиции - иначе стояли бы уже на площадях или разнесли пол-Парижа как французские студенты.

В высшей степени показательные рассуждения представителей нашей богемы, учитывая ранее предложенное Ямпольской заключение договора между деятелями культуры и обществом о согласовании интересов друг друга под присмотром государства. О чём и как можно договариваться с такого рода манкуртами, презирающими соотечественников и считающих всех нас неразвитыми дикарями в образе матерящегося сидя на диване дауна из "нашей раши"? Как достичь компромисса самовлюблённого меньшинства без совести и чести, презирающего народ, с тем самым народом? Какое может быть подлинное искусство без любви к делу и зрителю, к своей Родине? Возможно ли говорить о возрождении русской культуры или хотя бы прекращении деградации массовой культуры, когда её деятели откровенно ненавидят тех, с кем родились в одной стране?


Почему, кстати, в спектакле национальности противопоставляются? Это правильно?

Правильно, потому что эта тема все равно присутствует в нашей жизни. Это повод для обсуждений, конфронтаций, приколов, анекдотов... В данном случае это делает пьесу более мясистой, сочной.

Леонид Ярмольник и Николай Фоменко в спектакле "И снова "С наступающим". Минздрав и HELLO! предупреждают: чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью

Николай, а вам наверняка жизненные обстоятельства вашего персонажа, актера-неудачника, незнакомы? Вы человек успешный.

Успешный - это слишком лобовая формулировка. Разговор в спектакле идет о двух талантливых людях, у которых просто по-разному сложилась судьба. Одному повезло, другому - не очень. Но что такое удача и в чем она выражается? Мой герой в конце концов приходит к выводу, что дети, семья - это более важные позиции. И в этом мой герой удачлив.

Леонид, главных героев спектакля, какими бы разными они ни были, объединяет одно качество: они любят водку и неумеренны в этой любви.

Здесь можно сказать одно. Если помните, в советские времена была такая штука, как проявитель - раствор, с помощью которого можно было проявить пленку. Вот в нашем спектакле проявителем является водка. Чем больше пьют герои, тем ярче, короче и понятнее становятся их диалоги. Проявляются все их качества: сентиментальность, вспыльчивость, наивность... Они то дерутся, то целуются, а в одной сцене, лежа на столе и под столом, как в купе, говорят друг другу: "Ты - брат мой!" - "Нет, ты - брат мой". В этом, мне кажется, трогательность невероятная, и каждый зритель может узнать себя, и в зале то плачут, то хохочут.

Минздрав и HELLO! предупреждают: курение вредит вашему здоровью

I)&&(eternalSubpageStart


Леонид Ярмольник и Николай Фоменко о премьере спектакля "И снова "С наступающим"

Леонид Ярмольник и Николай Фоменко в теории могли бы соперничать за звание самого популярного телеведущего, но теперь выясняют отношения в спектакле "И снова "С наступающим", премьера которого состоялась недавно на сцене театра "Русская песня". Накануне ближайших спектаклей, которые можно посмотреть 25 и 31 марта, представляем интервью HELLO! с актерами.

Леонид Ярмольник и Николай Фоменко

Действие постановки происходит в новогоднюю ночь. Известный телеведущий Кирилл Цандер (Леонид Ярмольник) встречает у порога своей квартиры Деда Мороза из бюро добрых услуг (Николай Фоменко). Мороз на поверку оказывается бывшим однокурсником Цандера по актерскому факультету Михаилом Громовым, профессиональная жизнь которого сложилась не так "ажурно" и гладко. Друзья начинают праздновать Новый год тут же, возле лифта, щедро наливают всем, кого приносит им судьба, и бесконечно выясняют отношения под одобрительный и сочувственный смех зала.

Театральная публика помнит этот спектакль, созданный по инициативе Леонида Ярмольника, в театре "Современник" - он был флагманом репертуара четыре года. Тогда партнером актера был Сергей Гармаш, но тандем распался. Теперь вместе с Ярмольником играет Николай Фоменко, и это своего рода сенсация: впервые два популярных актера и шоумена встретились на одной сцене.

Леонид, два раза в одну реку не входят, но вы решились. Почему?

С тех пор как я ушел из "Современника" в 2013 году, я все время слышал: "Какой был прекрасный спектакль, почему бы тебе его не воссоздать в другом театре?" Меня убеждали, уговаривали и наконец уговорили. А потом мы как-то встретились с Колей Фоменко во Франции, на лыжном курорте Валь д"Изер, и за кружкой горячего грога возникла идея сделать что-то вместе. Мы знаем друг друга много лет, дружим, но действительно ни разу в жизни не работали совместно.

Николай, вы ведь довольно долго вообще не выходили на театральную сцену...

Да, у меня был перерыв длиной в пять лет. С тех пор как умер Рома Козак, мой большой друг и любимый режиссер, с которым я проработал десять лет, с тех пор как умер Андрюша Панин, с которым мы вместе выходили на сцену в спектаклях Ромы Козака, у меня в театре ничего не было. Для меня очень важна игра в команде. Мастерство присутствует, но хочется ведь, чтобы дело это актерское радость доставляло, а не превращалось в рутинную работу.

Когда Леня предложил мне сделать этот спектакль, у меня не было причин для сомнений. Это - хорошая компания, и я точно знал, что не будет никаких глупостей, примитива. Леня не только замечательный артист, он и продюсер профессиональный. Александр Боровский создал потрясающие декорации, Оксана Ярмольник - великолепные костюмы. Мы долго искали артистов, чтобы они были с нами на одной волне в профессиональном смысле. И спектакль, как мне кажется, получился очень цельный и в то же время легкий. Мы стараемся делать его не эстрадным, а очень драматическим - веселым, грустным, тонким и романтичным. Это такая современная комедия дель арте.

Леонид, ваш герой - успешный шоумен из "ящика", всем и каждому знакомый. Вы играете самого себя?

Мой герой Цандер - это собирательный образ. Это и Ургант, и Нагиев, и Фоменко, и чуть-чуть Ярмольник... Успешный шоумен, который не сходит с экранов и которого знают все. Он богат, популярен, у него есть все, что является формальным показателем удачи в жизни. Он замечательный парень. Еврей, что в этой истории немаловажно...

Леонид Ярмольник и Николай Фоменко, в эфире латвийского радио Baltkom назвавшие россиян «вульгарными людьми», которые не знают, кто такие Сталин, Ленин и где находится Крым, ответили отказом на просьбу газеты ВЗГЛЯД прокомментировать свои высказывания.

«Вы уже 25-й за сегодня, кто задает мне этот вопрос. Я хочу сказать, что в этой статье все переврали, все наши слова были вырваны из контекста, мы говорили совсем о другом», – заявил газете ВЗГЛЯД Леонид Ярмольник.

«В этой статье все переврали, все наши слова были вырваны из контекста, мы говорили совсем о другом»

На замечание журналиста о том, что в интернете опубликована видеозапись эфира, где звучат эти заявления, Ярмольник сказал: «Ну, вот, и должны понимать, что наши слова были перевраны, не знаю, почему представители СМИ все время преподносят наши слова не так, как они были сказаны».

На просьбу задать Ярмольнику вопрос не от имени журналиста, а от имени гражданина артист ответил: «Нет, как гражданин тем более не можете».

В свою очередь Николай Фоменко также отказался пояснить свои слова. «Извините, я с незнакомыми людьми, тем более журналистами, по телефону не разговариваю», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Напомним, как стало известно накануне, Ярмольник и Фоменко в эфире латвийского радио Baltkom, обсуждая цензуру в России, заявили, что россияне – «вульгарные люди». Запись передачи опубликована на YouTube .

Так, Фоменко заявил, что современные россияне не знают, кто такие Ленин, Сталин и Горбачев. В то же время он заявляет, что в России созрело огромное количество талантливой молодежи.

«Я с уверенностью могу сказать, что никаких команд от самого верха никогда не поступало, – утверждает Фоменко. – Ни один спектакль не будоражит людей так, как будоражат их соцсети».

При этом он считает, что россиянам «очень трудно». «На них за последние десять лет обрушилась цивилизация мировая. Он может машину купить, он может поехать, он может права, он может за границу. Машины, электроника, новые телевизоры – этого же никогда не было у него, он ничего про это не знает. Он потихонечку сходит с ума, и поэтому бежит, подкладывает свиней, плюется, бросается чем-то – это их мнение и понимание. Сумасшедших стало больше», – заявил Николай Фоменко.

Ярмольник его поддержал в отношении россиян, которых он назвал «вульгарными люди, которые тянут одеяло на себя и любым способом хотят, чтобы их заметили».

«Уверяю вас, если вопросы касаются Крыма, я думаю, что 90% из них не объяснят вам по географии, где находится Крым. Гарантирую», – заявил Ярмольник.

Стоит заметить, что весь эфир оба артиста отвечают в шутливом тоне, и можно предположить, что они рассчитывали на ироническое восприятие данных реплик.