Азбука «Доктора Кто. История тардис

Доктор Кто - британский научно-фантастический телесериал компании Би-Би-Си о загадочном инопланетном путешественнике во времени, известном как «Доктор ». Вместе со своими спутниками он исследует время и пространство, путешествуя в космическом корабле ТАРДИС.

«Доктор Кто» два раза попал в Книгу Рекордов Гиннеса (как самый длительный научно-фантастический сериал и как самый успешный научно-фантастический проэкт), несколько раз получал такие премии как BAFTA (British Academy Television Awards) и NTA (National Television Awards). Он узнаваем по всему миру, фрагменты серий показывают во многих научных передачах, а в Великобритании практически каждый хоть раз смотрел «Доктора Кто» – это же практически классика кинематографа!

Сериал делится на две части: Классические серии (или Старая школа, Олдскул, с 1963 года по 1989, а также фильм 1996 года) и Новые серии (или Новая школа, Ньюскул, возрождённый сериал, с 2005 года). В России Классический Доктор практически не известен, зато серии 2005 года дважды транслировались по телеканалам СТС , НСТ и Карусель . Ещё у «Доктора Кто» есть три непосредственных сериала-ответвления (или спин-оффа): «Торчвуд» (известный в России как «Охотники за чужими» ), «Приключения Сары Джейн» и «Класс» . К сожалению, первые два спин-оффа уже закрыты, как и сериал «К9» от австралийской компании ABC, имеющий косвенное отношение к «Доктору Кто».

Главный герой сериала – Доктор . Ему более 2000 лет (по крайней мере, он так утверждает), настоящее его имя никому не известно (некоторые ошибочно полагают, что его имя – Тета Сигма, но это всего лишь старое прозвище Доктора из Академии, которое пару раз упоминалось в сериале). В данный момент он – последний из своего народа, Повелителей Времени (в оригинале – Time Lords, поэтому фанаты их часто называют Таймлордами). Родная планета Доктора, Галлифрей , была уничтожена в Последней Великой Войне Времени (но затем по сюжету сериала выясняется, что всё не так-то просто). В этой же войне были убиты главные враги Доктора – далеки (что, впрочем, не помешало им неоднократно появляться в Новых сериях).

С года первой трансляции «Доктора Кто» прошло более 50 лет, и, естественно, ни один актёр не смог бы сниматься в сериале настолько долго. Поэтому создатели сериала придумали лазейку – если Доктор умирает, его тело полностью перестраивается. Этот процесс называется регенерацией . Меняется не только внешность Доктора, но и его характер, манеры, вкусы. К данному моменту, Доктора играли 13 актёров (8 в Классике и 5 в Новых сериях). Из-за этой смены существует «нумерация» инкарнаций Доктора. Нынешний Доктор (Питер Капальди ) является Двенадцатым Доктором. Раньше считалось, что всего у Доктора тринадцать жизней, то есть когда-нибудь он должен будет умереть, но в одной из серий «Приключений Сары Джейн» Одиннадцатый Доктор утверждает, что может регенерировать 507 раз (возможно, в шутку). Хотя сценаристы утверждают, что пока «Доктора» будут смотреть, он будет продолжаться, ведь в научной фантастике возможно всё. В конце седьмого сезона Доктор получил новый набор регенераций, поэтому его приключения продолжаются!

Доктор практически всегда не один, с ним путешествуют спутники. Это не только люди из разных эпох и планет, но и роботы, инопланетяне, даже Повелители Времени. Самой первой спутницей Доктора была его внучка, Сьюзан. Сейчас с Доктором путешествует девушка по имени Билл (её играет Пёрл Маки).

Во вселенной Доктора (среди фанатов также называемой Whoniverse ) путешествия во времени не только возможны, но и являются неотъемлемой частью сериала. Космический корабль Доктора – ТАРДИС (TARDIS, Time And Relative Dimension(s) In Space ) обладает системой "хамелеон", которая должна перестраивать экстерьер корабля под окружающую обстановку. В данный момент система сломана, поэтому ТАРДИС выглядит как обычная синяя полицейская будка 60-х годов (она «застряла» в таком состоянии ещё со времён Первого Доктора). Внутри же ТАРДИС огромна, в ней множество комнат и помещений, но обычно в сериях мы видим консольную комнату. ТАРДИС – живое существо, у неё (а ТАРДИС женского пола) есть сердце. В одном из эпизодов душа ТАРДИС даже перемещается в тело женщины.

Из инопланетных гаджетов, помимо ТАРДИС, Доктор часто использует звуковую отвёртку . Она способна на многое, от открывания/закрывания дверей до взламывания компьютеров. Впервые отвёртка появилась в Классических сериях, во времена Четвёртого Доктора, но использовалась Доктором довольно редко. В Новых сериях 2005 года мы видим отвёртку чуть ли не в каждой серии. Доктор неоднократно менял её вид – на данный момент она по дизайну напоминает ТАРДИС и светится синим цветом.

Также Доктор иногда прибегает к помощи слегка телепатической бумаги – она показывает людям то, что хочет её владелец.

Продолжаем продолжать, сегодня на повестке дня - ТАРДИС. Это исследование Наташа проводила до Юбилея и растянула на три записи под кодовым названием «Любимая женщина механика Смита ». Специально для сообщества текст подправила, сократила и довела до ума. Но всё равно в нем слишком много и мало о доме, друге и корабле Доктора. О будке, с которой начинается всё.

Эта штука называется ТАРДИС. Т-А-Р-Д-И-С: Время и Относительное Измерение в Пространстве . (TARDIS: Time and Relative Dimension in Space) (с) Девятый Доктор

Немного поумничаем. ТАРДИС Доктора является устаревшим 40 типом ТТ-капсулы (вероятно, «ТТ» следует воспринимать как «time travel»— «путешествие во времени» ), которую он неофициально «позаимствовал», покидая свою родную планету. Есть другая версия этого события: Доктор уверяет, что он украл ТАРДИС, ТАРДИС уверяет, что это она украла Доктора.

Из разных серий и сезонов мы знаем, что ТАРДИС не просто машины, они живые существа, которые растут (как растения ) на Галлифрее. Вернее, их выращивают и преобразуют. ТАРДИСы можно модернизировать. Существует музей ТАРДИС, откуда Доктор и увел свою подружку.

Энергию ТАРДИС берут из нескольких источников, но в первую очередь из ядра искусственной чёрной дыры, «Глаза Гармонии », созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. В «The Edge of Destruction » (1964) мы узнаем, что источник силы ТАРДИС (он же «сердце ТАРДИС» ) находится под консолью, а именно под центральной колонной, подъемом и опусканием которой показывает, что он функционирует.

Но «Глаз Гармонии» появился в ТАРДИС не сразу, а именно с Четвертым. Да, у Восьмого он перемещен из консоли в отдельную комнату, которую не так просто открыть. Девятый говорит про «Вихрь Времени», но к этому мы еще вернемся.

Кроме основной энергии, ТАРДИС нужны другие элементы, необходимые для качественной работы. Они требуются время от времени, включают в себя ртуть (используемую в жидком состоянии ), редкую руду Цейлон-7 («Vengeance on Varos », 1985) и «артронную энергию». Последняя представляет собой форму темпоральной энергии, вырабатываемой разумом Повелителей, что также помогает работе ТАРДИС («The Deadly Assassin », 1976 и «Four to Doomsday » 1982 и т. д.).

О, это ТАРДИС. Мой дом. Она была им очень много лет . (с) Второй Доктор

ТАРДИС уже была старой, когда Доктор впервые взял её, но насколько она древняя не очень понятно. Второй утверждал, что она с ним 400 - 450 лет. Девятый Доктор утверждает, что у него за спиной «900 лет путешествий в телефонной будке ».

Важная деталь: для того, чтобы ТАРДИС могла полноценно работать - её соединяют с биологией Повелителя Времени. Это изобретение Рассилона, дающее симбиотическую связь с ТАРДИС и возможность противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени («The Two Doctors », 1985). Для чего это? Чтобы защитить ТАРДИС, ее Повелителя от захвата, копирования и даже от того, чтобы ТАРДИС могла восторжествовать над Повелителем. Такое однажды случалось.

В соответствии с законами Повелителей Времени, незаконное использование ТАРДИС влечет за собой «только один штраф» - смерть. Но кражу именно ТАРДИС Доктора (из музея, где она пылилась ) видимо никто не посчитал … кражей. Думаю, в словах Доктора скорее любовное признание, метафора - обозначающая его вечную связь с любимой.

Одиннадцатый Доктор : Ты никогда не приводила меня туда, куда я хотел!
ТАРДИС : Зато, всегда туда — куда тебе было нужно .

Но самое главное в ТАРДИС иное: она (безусловно ) живая. Пятый часто говорит, что она - как женщина, всегда требует, чтобы её немного поуговаривали. ТАРДИС частенько проявляет свою волю. Например, пытаясь сбросить Джека, она умчалась в конец времени. Она различает спутников. Туго приходится тем, кто раздражает её. Но главное её чувство и забота - сам Доктор. Забавно, что ТАРДИС и Доктор частенько конфликтуют. Видимо это Доктор отчаянно пытается доказать своё «старшинство».

ТАРДИС : Ты похож на девятилетку, пытающегося восстановить мотоцикл в своей спальне. И ты никогда не читаешь инструкции .
Одиннадцатый Доктор : Я всегда читаю инструкции .
ТАРДИС : На моей двери есть надпись. Ты проходил мимо неё в течение семисот лет. О чём она?
Одиннадцатый Доктор : Это не инструкции.
ТАРДИС : Внизу есть инструкция. О чём она?
Одиннадцатый Доктор : «Открывать на себя» .
ТАРДИС : Да, и что ты делаешь?
Одиннадцатый Доктор : Толкаю.
ТАРДИС : Каждый раз, семьсот лет. Двери полицейских будок открываются наружу .
Одиннадцатый Доктор : Думаю, я заслужил право открывать свою дверь так, как я хочу.

Если говорить о характере ТАРДИС, то можно смело найти его черты в Докторе. По мне, она еще большая авантюристка, чем он. Уверена, ей нравится взмывать в небо с рёвом, стремительно падать и даже распадаться на части.

Джейми : Пожалуйста, постарайся хоть на этот раз взлететь плавно. Мы же не хотим её напугать .
Второй Доктор : Взлететь плавно? Взлететь плавно?! Какие мы нервные!

Доктор платит своей ТАРДИС той же монетой. Долгие любовные часы проводит в безуспешных попытках отрегулировать её работу, починить любовные мелочи, наладить её ход.

Пэри : ТАРДИС снова неправильно работает?
Шестой Доктор : Неправильно работает? Неправильно работает? НЕПРАВИЛЬНО РАБОТАЕТ!? После всей работы, которую я над ней проделал!?
Пэри : Ведь я всего лишь задала простой вопрос!
Шестой Доктор: Действительно, но это был неправильный вопрос!

Но именно ТАРДИС мгновенно отличает Доктора, снимает все вопросы. Любой попавший в нее мгновенно осознает:

Роза : Эта штука не с Земли .
Девятый Доктор : Ага .

Внешний вид и маскировка

Наверное, людям интересно, что четыре человека делают в маленькой будке . (с) Джек


Все знают, как именно выглядит ТАРДИС. Точнее неизвестно - почему она выглядит именно так. Доктор несколько раз говорил, что проблема в том, что сломалось «устройство-хамелеон ». В чём конкретно заключается поломка, никогда не уточнялось. Система впервые была упомянута во втором эпизоде серий, где Первый Доктор и Сьюзан отметили, что нечто сломалась, но без технического названия. В 1965 году в серии «The Time Meddler » устройство было обозначено, как «камуфляж», затем изменено на «систему маскировки» в «Logopolis » (1981). Шестой дважды добивался изменения формы, но (увы) лишь в образы органа и неких замысловатых ворот. Девятый Доктор намекает, что оставил попытки починить систему лишь некоторое время назад, привыкнув к будке: «Мне и так нравится ».

Косметически, внешность полицейской будки практически не изменялась, хотя небольшие изменения с годами всё же появлялись. Например, скрывающий телефон знак на двери изменялся, менялся цвет букв. Другие обновления включали постоянные перемещения слов на панели: от «Срочные звонки» до «Все звонки». Знак «Полицейская будка» не менялся с 18 сезона. В одной из серий Доктор удивляется тому, что ТАРДИС звонит, ведь, невзирая на внешний вид, как телефон она не работает, поскольку не подключена.

Нельзя сказать, что маскировка не работает. Так Девятый на фразу Джека говорит, что ТАРДИС редко вызывает вопросы, что люди привыкли не замечать странные вещи. Очень схожую мысль высказывает Седьмой в «Remembrance of thе Daleks » (1988) о том, что люди имеют «удивительную способность самообмана ». Что там об этом Пушкин говорил? Да-да, «мы ленивы и не любопытны ».

Вход в ТАРДИС открывается и запирается снаружи ключом, который Доктор хранит лично у себя, лишь изредка выдавая копии компаньонам. С 2005 года такой ключ способен сигнализировать о прибытии Доктора. Тогда он нагревается и светится изнутри. Ключ от ТАРДИС варьировался в дизайне от обычного ключа до очень экзотичной формы во время Третьего Доктора.

Тем не менее внешний вид ТАРДИС частенько вводит в заблуждение даже спутников. Хрупкая, деревянная. Иногда Доктор активно использует это.

Ричард Никсон : Но... кто они и... что это за будка?
Одиннадцатый Доктор : Это полицейская будка. Читать не умеете? Я ваш новый секретный агент по обмену из Скотланд-Ярда. Кодовое имя: Доктор. Это мои лучшие сотрудники : (указывает по очереди на Эми, Рори и Ривер) Ножки, Нос и Миссис Робинсон .

ТАРДИС изнутри, консоли

Одиннадцатый Доктор : Просто упал до самого конца, прям в библиотеку. Чертовски трудно было выбраться наверх.
Амелия Понд : Вы весь мокрый .
Одиннадцатый Доктор : Я был в бассейне .
Амелия Понд : Вы сказали, что были в библиотеке .
Одиннадцатый Доктор : Так там и был бассейн .

Конкретная вместительность ТАРДИС никогда не уточнялась, но помимо жилых частей, интерьер вмещает в себя художественную галерею (которая вообще-то неработающая станция ), ванную с бассейном, медицинский отдел и несколько кирпичностенных складов (всё показано в «The Invasion of Time », 1978).

Части ТАРДИС могут быть изолированы друг от друга или изменены; сброшены. Пятый Доктор в «Castrovalva » признался, что сам видел только 25 % от всей структуры. Тиган в ужасе, ведь первый раз попав в ТАРДИС, она потерялась. Адрику требуется нить, чтобы выйти к главной консоли. Но ТАРДИС не безгранична.

В «Full Circle » (1980) Романа утверждает, что вес ТАРДИС в схожей с земной гравитации Альзариуса был равен 5*106 кг (5000 тонн ). Возможно, имелся в виду вес её внутренней обстановки, так как несколько раз было показано, что ТАРДИС настолько легка, что её без труда способны поднять несколько людей (как обычную будку ).

Хотите лучше разглядеть консоли ТАРДИС вам в

. «The Wheel in Space», 1968 год
. «Logopolis», 1981
. «Castrovalva», 1981
. «Arc of Infinity», 1983
. «Terminus», 1983
. «Attack of Cybermen», 1985.

ТАРДИС ньюскула посвящено сразу несколько серий периода Одиннадцатого, включая ключевую «Жена Доктора », 2011.

Но, так или иначе, ТАРДИС всегда «закруглена». Дизайн кругляшек варьировался от основ, вырезанных на чёрном фоне до фотографических изображений, напечатанных на стенах и до прозрачных, светящихся дисков в более поздних сериях. Во второй консольной комнате большинство кругляшков были исполнены в деревянной панели, с некоторым декором, проявившемся в стеклянных вкраплениях. В новых сериях кругляшки также присутствуют, встроены в стены новой консольной комнаты.

Прочие комнаты включают жилые помещения для многих компаньонов Доктора, хотя спальня самого Доктора никогда не упоминалась и не показывалась. Также в ТАРДИС была «Нулевая комната », защищенная от остальной вселенной и обеспечившая спокойную обстановку для Пятого Доктора. Правда, тогда же она и была утрачена.

Хотя внутренние коридоры не были показаны в ньюскуле, факт, что они всё ещё существуют. Вспомните, Девятый давал Розе несколько очень четких указаний, как пройти гардеробу ТАРДИС, упоминая их.

Да, есть еще гардероб! Он несколько раз упоминался в оригинальных сериях, несколько раз модернизировался и (наконец ) был показан в «The Androids of Tara » (1978), «The Twin Dilemma » (1984), «Time and Rani » (1987). Обновленная версия гардероба (Десятый выбирает в нем свой знаменитый костюм ) показана в ньюскуле, как крупная многоуровневая комната со спиральной лестницей.

Сердце ТАРДИС на протяжении всех 50 лет - консольная, где находится панель контроля полета. В оригинальных сериях у ТАРДИС есть по меньшей мере две комнаты управления. Главная, с белыми стенами, футуристического вида, очень часто используемая на протяжении всей истории программы, и вторая, использовавшаяся во время 14 сезона, более античного вида, с деревянными панелями.

В серии Третьего Доктора «The Time Monster » (1972) консоль была впервые изменена, что не забыл отметить Второй в знаменитых «Три Доктора ». Тогда же мы узнали, что ТАРДИС, как и Доктор, способна регенерировать. Его фразу повторит Десятый уже Одиннадцатому в "Дне Доктора ".

А! Я вижу, ты слегка изменил ТАРДИС. Мне не нравится . (с) Второй Доктор

Отметим еще кое-что. Консоль ТАРДИС предназначена для шести человек (от трех до шести, по разным намекам ). Например, об этом говорит Десятый своей гоп-компании. Ко всему это хорошо объясняет, почему Доктор так маниакально носится вокруг консоли, пилотируя ТАРДИС.

Консолью можно управлять вне ТАРДИС. Третий Доктор отсоединил консоль от ТАРДИС, пока её чинил. В «Infern o» (1970) Доктор избавился от отсоединенной консоли в параллельной вселенной.

В ньюскуле главная консоль расположена по кругу и делится на шесть сегментов (что подтверждает версию «от трёх до шести» ), а колонна и панели слегка светятся зелёным, вновь соединяясь с потолком. Она сильнее бросается в глаза, чем предыдущие. Она включает в себя много разных деталей из различных докторских эр, включая небольшой звонок и «велосипедный насос», позже идентифицированный в «Attack of the Graske » (интерактивном мини-эпизоде Десятого Доктора ) как «контроллер петли воронки». У Одиннадцатого появляется на консоли работающий телефон. Иногда он использует телефон, прикрепленный снаружи.

Специальные возможности

Забавно, что Первый Доктор учится, реально учится управлять ТАРДИС. Пятый уже устанавливает «определитель», чтобы находить ТАРДИС, фактически сигнализацию от угона. Девятый еще допускает нелепые ошибки (путая года, например ), Одиннадцатый фактически «гоняет» на ней, виртуозно «посадив» ТАРДИС «как самолет во время грозы на крохотном пяточке ». Смешно, но судя по всему, Двенадцатый снова не помнит, как управлять своей ТАРДИС.

Но, кроме того, что ТАРДИС способна перемещаться во времени и пространстве, она оснащена целым рядом «специфических» возможностей.

Экстренная Программа Один означает, что я дерусь с врагами, которые ни за что не должны заполучить эту машину. (с) Девятый Доктор

Спасибо ему, так мы узнали, что ТАРДИС оснащена программой автоматической отправки Спутников в их собственное время. Также она удаляет и отключает ТАРДИС, чтобы никто больше не мог использовать её.

Другая знаменитая спец. возможность ТАРДИС помогает нам и Спутникам понимать целую вселенную без особого напряжения.

Десятый Доктор : Ну, она говорила по-французски. Причём на французском того периода.
Микки : Она говорила по-английски. Я слышал её.
Роза : (тихо) Это ТАРДИС переводит за тебя.
Микки : Что, даже французский?

Не знаю, является ли это спецификой всех ТАРДИС, или только ТАРДИС Доктора, который сам знает миллионы языков, но в спец. эпизоде 2006 года мы видели, что «переводчик ТАРДИС » смолк, когда Десятый потерял сознание, и вернулся с ним.

Алекс : Подождите он же говорит по-английски .
Роза : Ты говоришь по-английски?
Вождь Сикораксов : Я никогда не стану разговаривать этим жалким языком!
Роза : Если ты не говоришь по-английски (пауза) значит он жив (пауза), он вернулся.

Еще одна чудесная черта ТАРДИС заключена в ее неустанной заботе о всех живых существах внутри себя.

Защитный предохранитель. Живые существа из удалённых комнат автоматически переносятся в главную комнату управления. (с) Одиннадцатый Доктор

ТАРДИС защищает не только внутри себя, но от внешнего вторжения. Уровни «защиты» от проникновения - еще одна специальная возможность.

Интересно, что этот уровень охраны ТАРДИС менялся от истории к истории. Первоначально у заветного ключа было 21 различное отверстие, и ключ плавился, будучи помещенным не туда, куда следует («The Daleks », 1963).

Первый Доктор был способен разблокировать ТАРДИС своим звонком («The Web Planet ») и восстановить её, используя свет инопланетного солнца, направляя его сквозь алмаз в звонке («The Dalek’s Master Plan »).

Изменение дизайна ключей наводит на мысль, что Доктор каждый раз менял и блокирующую систему, которая в некоторых случаях не всегда срабатывала. В «Spearhead From Space » (1970) Третий Доктор сказал, что у замка есть детектор метаболизма, так что даже если кто-нибудь незаконно и будет обладать ключом, двери все равно не откроются.

Девятый Доктор утверждал, что через двери ТАРДИС «не смогли прорваться орды Чингисхана, поверь, они очень старались » («Rose », 2005).

Но, что интереснее всего, несколько людей умудрялись попросту забрести в ТАРДИС безо всяких проблем. Например, Тиган. Но что опять говорит о том, что ТАРДИС живет своей волей. Ведь Тиган, Андрик и многие другие, забредая в ТАРДИС, становились и её спутниками.

Также самовольно ведут себя и двери. Например, в «Planet of Giants » самовольное открытие дверей во время дематериализации привело к тому, что ТАРДИС и все, кто в ней находился, усохли до кукольного размера.

В «The Enemy of the World » (1967) взлет в то время, пока двери ещё были открыты, привел к немедленной декомпрессии— «выдуванию» злобных Саламандр из ТАРДИС. Второй Доктор и его компаньоны прицепились к консоли, и кризис прошёл, только когда Джемми смог закрыть двери.

Снова «но», кроме воли Доктора и самой ТАРДИС, ею способны управлять и Повелители Времени. Например, Рани однажды перенаправила полет ТАРДИС («The Ribos Operation », 1978). Повелители Времени «вернули» Шестого в ТАРДИС, а ТАРДИС на Галлифрей. Мастер ТАРДИС угнал у Десятого.

Удаленный доступ к консоли продемонстрировал и сам Доктор, когда Девятый с помощью звуковой отвертки включил ТАРДИС, послал Розу домой и одновременно активировал программу, находясь снаружи. Десятый заблокировал полет угнанной Мастером ТАРДИС также снаружи, отверткой.

Мы узнали, что ТАРДИС можно переделать в парадокс (спасибо Мастеру и Десятому ). Что она сама является парадоксом, и что парадокс может её разрушить. Теперь разрешите умолкнуть, иначе мы запутаемся в конец.

Еще ТАРДИС владеет телепатическим устройством, хотя Доктор и предпочитает управлять «вручную». В «Pyramids of Mars » (1975) Четвёртый Доктор говорит, что контроль ТАРДИС изоморфичен, подразумевая, что только Доктор может им управлять. Но мы своими глазами видели, как компаньоны Доктора были способны не только управлять ТАРДИС, но даже и помогать пилотировать её. Некоторые из спутников «пригоняли» ТАРДИС обратно Доктору: Тиган, Турлоу, Роза. Но возможно, что изоморфическая характеристика— охранная, и Доктор может включать и выключать её в любое удобное для него время.

В некоторых сериях Первого Доктора консольная комната также содержала машину, распределяющую еду между Доктором и его помощниками. Потом машина безвозвратно исчезла, хотя это объяснило бы, чем питаются Доктор и его спутники.

Некоторые из прочих функций ТАРДИС включали «силовое поле » и «враждебную переместительную систем у» (HADS), которая могла телепортировать корабль, если он атакован («The Krotons », 1968). Силовое поле, возможно, сейчас больше не существует, так как для его обеспечения было подключено внешнее устройство, экстраполятор («The Parthing of the Ways »).

«Звонок Хлойстера » звучит при «природных катастрофах» («Logopolis »).

Интерьер ТАРДИС подходит под «межпространственную темпоральную грацию» («The Hand of Fear », 1976). Четвёртый Доктор пояснял, что это значит чувствовать вещи, не выходя из ТАРДИС. Практический эффект от этого выражается тем, что никакое оружие не может быть использовано внутри ТАРДИС. Но судя по всему, эта система ненадежна и постоянно ломается, так как оружие стреляло, например, в «Earthshock » (1982). Пятый Доктор планировал починить это устройство, но отвлекся событиями очередной серии.

Одна ТАРДИС может материализоваться в другой, если обе ТАРДИС захвачены точно в одном месте. В «Logopolis » Мастер обманом завлек Доктора в материализацию своей ТАРДИС вокруг ТАРДИС Мастера, что создало повторяющуюся пространственную петлю, в которой каждая ТАРДИС появлялась в комнате управления другой.

Остановимся на этом, потому что способности ТАРДИС, безграничны, как и возможности человеческой фантазии.

Устройства

ТАРДИС является «пространственно - трансцедентальной», имеется в виду, что её внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях. В «The Robots of Death » (1977) Четвёртый Доктор пытается объяснить это своему компаньону Лиле, используя в качестве аналогии такой пример. Больший куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время. Согласно Доктору, межпространственная инженерия была ключом к открытиям Повелителей Времени.

Одиннадцатый Доктор : Трудно переварить? Да, маленькая коробка снаружи и большая комната внутри!
Рори : Это параллельное измерение...
Одиннадцатый Доктор : (недоумевая) Да, по сути - это параллельное измерение
Рори : После случая с Заключенным Ноль я много читал об этом - сверхсветовые путешествия, параллельные миры...
Одиннадцатый Доктор : Мне больше нравится, когда кто-то говорит «Она внутри больше, чем снаружи».

Одскул и ньюскул иногда путаются в понятиях, что вполне объяснимо. Из выше перечисленного, уточним только одну деталь. Любое устройство в ТАРДИС такое же живое, как и она сама. Вспомним:

Роза : Я посмотрела внутрь ТАРДИС… и ТАРДИС посмотрела в меня.
Девятый Доктор : Ты посмотрела в Вихрь Времени?! Роза, никто не должен этого делать!

Подвиг Розы почти повторил китайчонок в истории про Восьмого, там Вихрь пытался поглотить Мастер, которому любые правила не по чем. Так или иначе, но ТАРДИС - еще и корабль.

Виктория : Что это за ручки?
Второй Доктор : Что, эти? (нажимает на рычаги)
Джейми : Инструменты для контроля нашего полёта.
Виктория : (иронично) Полёта?
Джейми : Ну да. Мы путешествуем во времени и пространстве.

Приятно осознавать, что ТАРДИС - летит. Летать способны и корабли, и птицы. Живое и техногенное, вдохновленное на полет человеком. Мы давно подметили, что «полет» ТАРДИС сильно зависит от того, кто управляет им.

Ривер : Они перешли на гиперскорость, мы теряем их! Не отставай!
Одиннадцатый Доктор : Пытаюсь!
Ривер : Используй стабилизаторы!
Одиннадцатый Доктор : Нет тут никаких стабилизаторов!
Риве р: Голубые кнопки!
Одиннадцатый Доктор : Голубые кнопки ничего не делают, они просто... голубые.
Ривер : Ну да, они голубые! Голубые стабилизаторы! (нажимает на кнопку, и шум двигателя ТАРДИС смолкает) Видишь?
Одиннадцатый Доктор : Ну да. Стало скучно. Это - скукозаторы! Голубые скукозаторы!

Приятен и тот факт, что всех сложных - инопланетных устройств есть узнаваемые земные аналоги, которые помогают нам … верить.

Капитан Эвери : Штурвал?
Одиннадцатый Докто р: Атомный акселератор .
Капитан Эвери : Он направляет его .
Одиннадцатый Доктор : Нет! Как бы... да.
Капитан Эвери : (указывая на различные элементы управления ТАРДИС) Штурвал, телескоп, астролябия, компас. Корабль как корабль.

Ещё у ТАРДИС есть сканер, с помощью которого команда может исследовать обстановку снаружи до того, как покинуть корабль. В сериях ньюскула дисплей сканера установлен на консоли и способен отображать телевизионные сигналы - так же, как и различные компьютерные функции. Время не стоит на месте.

О любви


Роза : (нервничает) А что насчет тебя? Что ты будешь делать дальше?
Доктор : (удивлен) Ну… Вернусь в ТАРДИС. Как прежде.

Единственный спутник, не оставлявший Доктора никогда, ТАРДИС. Люди и существа приходили и уходили, но ТАРДИС (дом, друг, средство передвижения ) всегда оставалась. Если верить Доктору, в любой непонятной ситуации нужно делать одно - бежать в ТАРДИС. Потом? Бежать на ней!

Э, Эми. Это... ну... она моя ТАРДИС. Кроме того, она женщина. Она женщина, и она моя ТАРДИС. (с) Одиннадцатый Доктор

Да, как бы мы не смеялись, ТАРДИС - очень женщина. Ревнивая, настырная, упорная. Кто еще способен, разваливаясь на кусочки, думать и помогать тому, кто привел тебя к этому.

ТАРДИС : Свою дверь? Ты понимаешь, насколько это по-детски звучит?
Одиннадцатый Доктор : Ты мне не мать.
ТАРДИС : И ты мне не ребёнок.

За пятьдесят лет ТАРДИС угоняли, взрывали, топили, переделывали. Доктор нещадно сажал её, иногда сам не зная где. На нее устремлялась лава, лив кислотный дождь, в нее врезались корабли. Диву даешься, как часто Доктор оставляет свою ТАРДИС без разницы где, смело устремляясь от нее. В темноте ли, в пустоте ли…

Одиннадцатый Доктор : Знаешь, так как мы разговариваем ртами, а это не та возможность, которая бывает часто, я просто хочу сказать, знаешь ли, ты никогда не была очень надёжна.
ТАРДИС : А ты был?

Всё же привязанность Доктора не заметить нельзя. Её отмечает каждый из спутников. Иногда недоумевая, иногда забавляясь нежностью к (как им кажется ) машине.

Сара : Он поглаживал ТАРДИС?
Роза : Да! Да, он так делал! Я уже ему говорю, «не хотите ли вы двое остаться наедине?»

Совсем другое значение ТАРДИС озвучивает Ривер. Которая сама в какой-то степени - дитя ТАРДИС. Не забываем, что многие способности Повелители Времени обрели именно благодаря путешествиям в ТАРДИС, благодаря тому, что их биологический и генетический код связан с ТАРДИС. Не случайно и то, что «женой Доктора » мы зовем и Ривер, и ТАРДИС.

Я видела как от него убегали целые армии, а он как ни в чём не бывало возвращается к своей ТАРДИС и открывает двери щелком пальцев. Доктор в ТАРДИС. Следующая остановка: Везде . (с) Ривер

В ТАРДИС стремится всё. ТАРДИС - не только дом Доктора, не только часть его (настолько, что после смерти она становится его гробницей ), она - его крепость. Не случайно Донна находит единственное, что способно успокоить его: «Доктор, всё в порядке. Мы в ТАРДИС. Мы в безопасности ».

ТАРДИС меняет людей, попавших в нее. Каждого. Наделяет особой силой. ТАРДИС - величайшая часть мифа о Докторе. Великолепная выдумка, которую так легко подвести к самому главному. Все мы, да-да, мы все - гораздо больше изнутри, чем снаружи.

ТАРДИС : Все люди такие?
Одиннадцатый Доктор : Какие?
ТАРДИС : Настолько больше изнутри?!

Всё, что нам дорого: изнутри - больше, чем снаружи. Замечали? Возможно, от того нам так трудно говорить о любви. Надеюсь, однажды я еще застану столетний юбилей любимого шоу. Не представляю, как будут выглядеть Доктор и его спутники, как мои потомки будут рисовать себе консоли ТАРДИС, но ясно одно. То, как я узнаю Доктора. Всегда и везде.

Эми Понд, есть кое-что крайне важное, что ты должна знать обо мне, потому что от этого однажды будет зависеть твоя жизнь. Я определённо псих с будкой! (с) Одиннадцатый Доктор

Великолепный шум

Одиннадцатый Доктор : Ты припарковала нас? Но мы же не сели!
Ривер : Конечно, сели!
Одиннадцатый Доктор : Но шума-то не было.
Ривер : Какого шума?
Одиннадцатый Доктор : Ну, этого... (надрывно дышит, изображая характерный звук ТАРДИС)
Ривер : Этого шума не должно быть, это ты тормоза не отжимаешь.
Одиннадцатый Доктор : Но шум-то великолепный! Обожаю этот шум!

Пройти мимо этого нереально. По этому звуку в телефоне мы определяем единомышленников, этот прекраснейший шум слышим в своих снах, именно с него начинается любая серия. Сложно поверить, но когда-то (например, в «The Web of Fear », 1966) помимо шума, сопровождающего дематериализацию, консоль ТАРДИС также ритмично светилась во время приземления, сейчас главный индикатор полета - движение центральной колонны.

Эпилог

Донна : Ты случайно не видел небольшую синюю будку?
Уилфред Мот : Это что, слэнг какой-то?
Донна : Нет, я в прямом смысле. Если ты когда-нибудь увидишь небольшую синюю будку летящую в небе, крикни мне, дедуля. Ох, просто крикни .

Да, Донна! Да! Лучше уже не скажет никто. ТАРДИС - это свобода. Свобода представить, поверить, любить и ждать.

Кто такая TARDIS? Этот вопрос заинтересовал меня после разложения этой аббревиатуры на отдельные слова и их перевода. Почему наши переводчики назвали TARDIS «машиной для перемещения в пространстве и времени»? Ни одно из слов, входящих в аббревиатуру не обозначает «машину», однако в самом сериале есть эпизод, где Доктор после расшифровки аббревиатуры добавляет: «в общем, это сложно…»

Итак, давайте внимательно посмотрим на имя корабля. TARDIS – Time and Relative Dimension(s) in Space. В этой расшифровке нет ни единого слова о машине хоть как-либо взаимодействующей с пространством и временем, зато есть само Время и какие-то относительные измерения в Пространстве. Согласитесь, о корабле с таким именем действительно проще сказать: «это сложно».

Ну что ж, в таком случае, а что вообще мы знаем о TARDIS?

Во-первых, самое главное то, что она «живая» - на Галлифрее TARDIS растут, а не конструируются (эп. «The Impossible Planet»).

Во-вторых, имеет свое телепатическое поле (эп. «The End of the World»), а так же телепатический и энергетический симбиоз с пилотом. Упоминается, что для полета и перемещения TARDIS необходима «артронная энергия», представляющая собой форму темпоральной энергии, вырабатываемой разумом Повелителей Времени (эп. «The Deadly Assasin», «Four to Doomsday»).

Кстати, вопрос почему «Time Lord» перевели как «Повелитель Времени» тоже весьма интересен, но к нему мы вернемся позже.

Так же между пилотом и TARDIS устанавливается еще и биологический симбиоз, который позволяет избегать физического стресса при перемещениях во времени. Без этого полет может закончиться молекулярной дезинтеграцией (эп. «The Two Doctors»). Но тогда возникает еще один вопрос, как же спутники Доктора могли путешествовать с ним без вреда для себя?

В-третьих, TARDIS может принимать самостоятельные решения, что ярко показано в эпизоде «Грань уничтожения» («The Edge of Destruction»), проявлять эмоции и даже заботу о своем пилоте. С третьей серии от начала показа упорно намекают, что корабль «живой», обладает интеллектом и связан с теми, кто в нем путешествует. Восьмой Доктор так же называет TARDIS «сентиментальной».

Теперь давайте поговорим немного о пространстве и времени, ведь TARDIS – «машина» для перемещения между ними. Начнем, пожалуй, со времени – первая буква аббревиатуры – «Time». В эпизоде «Boom Town», когда часть консоли TARDIS открылась, виден белый ослепляющий свет, который Доктор называет «сердцем TARDIS». Позже, в серии «The Parthing of the Ways » нам рассказывают, что так называемое «сердце» соединено с энергией временной воронки (Time Vortex). То есть получается, что сущность TARDIS – это само Время. Живое, разумное, умеющее чувствовать Время.

Но сущность - это еще не вся TARDIS. Поэтому, посмотрев в начало, давайте посмотрим в конец. Последняя буква аббревиатуры – «Space» - «пространство».

Все спутники Доктора, попав в TARDIS, говорят одни и те же слова: «она больше внутри». Это очевидно, стоит переступить порог полицейской будки, сразу видно, что TARDIS огромна. Конкретная ее вместимость, правда, не уточняется, но помимо жилых частей, интерьер вмещает в себя художественную галерею, которая является неработающей станцией, ванную с бассейном, медицинский отдел и несколько складов (эп. «The Invasion of Time»). Так же в более поздних сериях упоминается кухня и библиотека. В период Пятого Доктора мы узнаем, что в TARDIS есть Нулевая комната, защищенная от остальной Вселенной. Части TARDIS могут быть изолированы друг от друга или изменены. А в эпизоде «Castrovalva» Доктор говорит, что ему известно только 25% помещений TARDIS. После этого конец аббревиатуры незаметно становится почти что бесконечным.

Итак, что же мы узнали? Сущность TARDIS – это Время, но также TARDIS является еще и Пространством. А что находится посередине?

Давайте, теперь разложим мозаику полностью:

TARDIS
Time – время
and – и
Relative – относительный
Dimension(s) – измерение(я)
in – в
Space – пространство

И в середине у нас появляется «Relative Dimension(s)» - «относительное измерение» или «отношение измерений».

В эпизоде «The Robots of Death» то, что TARDIS внутри намного больше, чем снаружи объясняется тем, что TARDIS «пространственно трансцендентальна». Имеется ввиду, что ее внешняя и внутренняя части находятся в разных измерениях. Четвертый Доктор пытается объяснить это своему компаньону, используя в качестве аналогии такой пример: «большой куб может появиться в меньшем, если находится вдалеке, однако непосредственно доступен в некоторое время».

Исходя из этого, можно сказать, что TARDIS – это Время, Пространство и соединяющие все их измерения.

А теперь давайте вернемся к вопросу, заданному ранее. Почему «Time Lord» перевели как «Повелитель Времени»?

Начнем, пожалуй, с того, что попробуем разобраться в значении самого слова «Lord». В переводе с английского у этого слова довольно много значений. И если энциклопедия скажет нам, что это «собирательный титул английской высшей аристократии, который присваивался в IX в. за заслуги деятелям науки и культуры», то в лингвистическом аспекте оно имеет гораздо более разносторонний смысл.

«Lord» в переводе с английского означает – «Господин», «Лорд», «Владыка», «Повелитель», «Властитель» и «Супруг».

А теперь добавим к этому слову «Time» и картина заиграет для нас новыми красками. Ведь все эти значения употреблены в отношении разумного, воплощенного Времени.

«Time Lord» - это не только титул, как статус, не только заявление о могуществе. Это отражение симбиоза с TARDIS. В таком контексте становится понятным, почему не все жители Галлифрея считались Повелителями Времени и, зачем была построена Академия Времени, отбирающая кандидатов и обучающая их на Time Lords.

Ну что ж, подведем итог и ответим на самый первый, заданный нами вопрос. Кто же такая TARDIS?

TARDIS – это живое воплощение Времени и Соотношения Измерений в Пространстве.

При написании статьи использовались материалы, взятые из Википедии - свободной энциклопедии. Использованы такие статьи, как «ТАРДИС» и «Галлифрей».
Также использована статья с сайта «wikia» - «ТАРДИС», Большой Энциклопедический словарь. И переводчик Google.

При взлете и приземлении издает характерный, ни на что не похожий звук (Wroomp Wroomp), однако в сериале было показано, что этот звук издавал инерционный гаситель, который Доктор не выключал.

ТАРДИС в классических сериях также называли просто «корабль», «капсула» или даже «полицейская будка», «синяя коробка», «синяя будка».

Доктор Кто стал такой значительной частью британской поп-культуры, что не только форма синей полицейской будки стала ассоциироваться с ТАРДИС, но и само слово «ТАРДИС» употребляется для описания чего-либо, что больше изнутри, чем снаружи. ТАРДИС является зарегистрированной торговой маркой Би-би-си .

В её честь в 2015 году назван каньон Тардис на Хароне .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Speed Comparison 2: Faster than Light

Субтитры

История появления

ТАРДИС появляется в первой же серии сериала Доктор Кто - «Неземное дитя », вышедшей в 1963 году. Доктор утверждает, что позаимствовал устаревшую машину, когда покидал родную планету . Как выяснилось в серии «Имя Доктора », Первый Доктор собирался взять другую ТАРДИС, но под воздействием одной из версий Клары Освальд изменил решение. Четвёртый Доктор не согласился заменить свою машину на более новую, мотивируя отказ «отсутствием души» у новой модели. Исправная ТАРДИС способна маскироваться под разнообразные предметы (например, машина Мастера выглядела как напольные часы, фургон для перевозки лошадей, железная дева, колонна, часть компьютера и т. д.), но у Доктора она застряла в обличии общественной полицейской телефонной будки, так как у неё неисправна система маскировки - буквально «устройство-хамелеон» (хотя в самой первой серии Сьюзен Форман упоминает, что она принимала вид ёлки и сиденья седана). Шестой Доктор один раз пробовал починить систему маскировки, и в итоге ТАРДИС превратилась сначала в расписную колонну, а потом в орган, и оба раза совершенно не к месту. В чём конкретно заключается неисправность, никогда не уточнялось. ТАРДИС уже была старой, когда Доктор взял её, но насколько именно она древняя, непонятно. Девятый Доктор утверждает, что у него за спиной «900 лет путешествий в телефонной будке», имея в виду, что его ТАРДИС по крайней мере настолько стара (а судя по всему, и ещё древнее).

Устройство ТАРДИС

ТАРДИС выращивают, а не производят. Они берут энергию из нескольких источников, но в первую очередь из ядра искусственной чёрной дыры , Глаза Гармонии, созданного легендарным Повелителем Времени Омегой. По словам Доктора , она застыла во времени. Источник силы ТАРДИС («сердце ТАРДИС») находится под консолью, под центральной колонной, подъём и опускание которой показывает, что машина функционирует. Другие элементы, необходимые для работы ТАРДИС - редкая руда «Зейтон-7» и «артронная энергия». Последняя представляет собой форму темпоральной энергии, открытие Повелителей. До того, как ТАРДИС начнет полностью функционировать, нужно соединить её с биологией Повелителя Времени с помощью устройства Рассилона , дающего симбиотическую связь с ТАРДИС и возможность противостоять физическому стрессу при путешествиях во времени. Без этого приспособления последует молекулярная дезинтеграция . Это служит гарантией отсутствия злоупотреблений при путешествиях во времени, даже если технология ТАРДИС будет скопирована. В серии «Конец путешествия » Доктор рассказывает: управление рассчитано на шестерых пилотов, а ему приходится справляться одному. ТАРДИС Доктора при перемещениях сильно сотрясается, однако в серии «Время ангелов » Ривер Сонг управляет ею плавно, пользуясь стабилизаторами (Доктор называет их «скукозаторами», англ. boringers ). К тому же Ривер совершает посадку совершенно беззвучно, объяснив, что Доктор забывает отжимать стояночный тормоз. В ответ Доктор заявляет, что ему просто нравится звук. Это не объясняет тот факт, что ТАРДИС Мастера издаёт такие же точно звуки, хотя он управляет ею гораздо более искусно, чем Доктор. Ривер также сообщает, что её обучал самый лучший учитель. Мы видим в серии «Давай убьём Гитлера », как её обучает интерфейс ТАРДИС, который, также, до этого общался с умирающим Доктором.

Экстерьер

Внешность полицейской будки практически не менялась, кроме некоторых косметических изменений. Например, скрывающий телефон знак на двери изменялся - вместо черных букв на белом фоне появлялись белые по чёрному и белые по синему. Менялось и написание слов на панели: от «Срочные звонки» до «Все звонки». Знак «Полицейская будка» не менялся с 18 сезона. В какой-то момент появилась аптечка на двери, однако просуществовала недолго.

В большинстве серий наружные двери будки действуют отдельно от серьёзных внутренних дверей, хотя иногда оба комплекта могут быть открыты одинаково, позволяя пассажирам выглядывать наружу и наоборот. Вход в ТАРДИС открывается и запирается снаружи ключом, который Доктор хранит у себя, изредка давая копии компаньонам. В сериях 2005 года ключ также связан с ТАРДИС - он способен сигнализировать (нагреванием и свечением) о присутствии корабля или задержке его прибытия. Десятый , Одиннадцатый и Двенадцатый Доктора способны открыть двери щелчком пальцев.

Интерьер

Даже сквозь двери будки видно, что ТАРДИС огромна. Вместительность никак не уточнялась численно (однако доктор упоминал, что она бесконечна), но корабль вмещает, помимо жилых частей, художественную галерею, библиотеку, бассейн, медицинский отсек, корт для крикета (до серии «Жена Доктора»), несколько складов с кирпичными стенами, многоуровневую гардеробную комнату со спиральной лестницей и т. д. Прочие комнаты включают жилые помещения для компаньонов Доктора, при этом спальня самого Доктора не упоминалась и не показывалась. Есть и Нулевая комната, защищенная от остальной Вселенной и обеспечившая спокойную обстановку. Части ТАРДИС могут быть изолированы друг от друга или изменены. Некоторые круглые объекты скрывают устройства и механизмы ТАРДИС, их дизайн варьируется от основ, вырезанных на чёрном фоне до фотографических изображений, напечатанных на стенах и прозрачных светящихся дисков в более поздних сериях. В серии «Путешествие к центру ТАРДИС » Одиннадцатый Доктор говорит, что корабль бесконечен. В «Имя Доктора » Доктор, обнаружив на планете Трензалор огромную ТАРДИС, объясняет это тем, что если ТАРДИС сломана, «Корабль принимает свои истинные размеры».

Из помещений корабля чаще всего показывается консольная, где находится пульт управления. В оригинальных сериях у ТАРДИС есть по меньшей мере две комнаты управления - главная, с белыми стенами, футуристического вида, очень часто используемая на протяжении всей истории сериала, и вторая, использовавшаяся во время 14 сезона, на вид более древняя, с деревянными панелями.

Функции

  • Перемещение в пространстве и времени.
  • Телепатические функции.
  • Компьютерные функции.
  • Способность переводить все существующие языки, кроме древнегаллифрейского (Пассажиры ТАРДИС могут не только понимать все языки, но и говорить на них; эта способность может остаться на всю жизнь: в серии «Ангелы захватывают Манхэттен » Рори Уильямс сумел прочитать иероглифическую надпись на вазе, находясь очень далеко от ТАРДИС); но есть и исключения: в серии «Невозможная планета » ТАРДИС не сумела перевести надпись на осколках вазы. Также в серии «Время ангелов » надпись на «родном ящике» так и остаётся нерасшифрованной, пока Доктор сам её не переводит, поскольку она была написана на древнегаллифрейском - «забытом языке Повелителей Времени».
  • Защита от внешних врагов при закрытии дверей.
  • Состояние временной неагрессивности (англ. State of temporal grace ) - ТАРДИС автоматически делает невозможным применение всех видов оружия (интересный пример приведён в рассказе «Копьё Судьбы», где Третий Доктор, находясь внутри ТАРДИС, ловит брошенное в него копьё). Это состояние нестабильно, и периодически отключается (к примеру, в серии «Давай убьём Гитлера » Мэлс повреждает панель управления ТАРДИС выстрелом из пистолета).
  • При материализации в вакууме ТАРДИС создаёт вокруг себя поле, удерживающее атмосферу. Эта функция не является автоматической - в некоторых сериях, при открытии дверей в вакууме происходило выдувание воздуха из ТАРДИС.

Живая ТАРДИС

В эпизоде «Жена Доктора » (The Doctor’s Wife) Одиннадцатый Доктор встречает свою ТАРДИС в облике женщины. Доктор получает сообщение с планеты, именуемой «Дом». Такое сообщение могли отправить только Повелители Времени , и Доктор отправляется на их поиски, но находит лишь двоих странных существ, уда и сумасшедшую женщину по имени Идрис, которая называет Доктора своим похитителем. Доктор понимает, что матрица ТАРДИС переместилась в Идрис. Ему нравится, что он может разговаривать со своей любимой машиной, но тело женщины не способно долго выдерживать поток энергий, свойственный ТАРДИС, и матрица возвращается в корпус машины. Доктор называет ТАРДИС «старушкой» и «секси», она навсегда останется его верной подругой, но те дни, когда они могли разговаривать, видимо, больше не повторятся . Впоследствии Доктор тщетно пытался установить с ТАРДИС голосовой контакт, а контакт телепатический у них был всегда. В некоторых сериях был показан голосовой интерфейс ТАРДИС, который устроен на основе воспоминаний Доктора и появляется в виде людей, которые сыграли особую роль в его жизни.

Актриса, сыгравшая живое воплощение ТАРДИС - Сюранна Джонс (англ.), известная в Великобритании своими ролями на телевидении и в театре.

Примечания

  1. По устоявшейся традиции ТАРДИС пишется заглавными буквами, однако в серии «Третья мировая война» слово было написано как имя, только первая буква была заглавной (Тардис).
  2. Временные и относительные измерения в пространстве
  3. Эпизод Невозможная планета
  4. В ожидании доктора К началу нового телесезона «Доктор Кто» (Doctor Who), научно-популярный, 2005 год, 4 сезона, снимается
  5. В октябре 2006 года британский премьер-министр Тони Блэр сравнил свой офис на Даунинг-стрит, 10 с ТАРДИС, сказав, что он больше, чем кажется с улицы: «Yes. I mean a lot bigger, we call it like the TARDIS.»
  6. Case details for Trade Mark 1068700 (неопр.) . UK Patent Office . Дата обращения 28 января 2007. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  7. Paul Jones. Doctor Who: New Zealand Mint aims to cash in on 50th anniversary with commemorative Tardis coin (неопр.) . RadioTimes (24 января 2013). Дата обращения 1 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. Fraser McAlpine. You"ve Seen The Stamps, Now Spend The Money! (неопр.) . Anglophenia . BBC America (25 января 2013). Дата обращения 3 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  9. Dan Satherley. Tardis coin to mark Doctor Who"s 50th anniversary (неопр.) . 3 News (MediaWorks) (30 января 2013). Дата обращения 1 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  10. Dave Golder. New Zealand Issues Official Doctor Who 50th Anniversary Coins (неопр.) . SFX . Future Publishing Limited (24 января 2013). Дата обращения 3 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.

Примечание: События происходят по окончанию третьего сезона, но до встречи с Донной.

Часть 1. Часы

Доктор резко потянул за рычаг, нажал несколько кнопок, набрал код времени и отправился куда глаза глядят. Когда ТАРДИС не издала характерного шума, он с силой ударил по консоли резиновым молотком.

— Ну давай же! — воскликнул Доктор досадливо.

Такое привычное ему действие внезапно отозвалось в нем эхом. Что-то мимолетное, но безумно знакомое, будто забытое воспоминание. Молоток. Он его уже держал, и не раз. Но то, что он видел было много, безумно много лет назад. Он был тогда еще ребенком. И кто-то был рядом с ним. Но этот образ терял четкость и уплывал за грань сознания (прим. заменила немного неловкий оборот). Доктор встряхнул головой, и воспоминание исчезло, растаяло как туман, оставив легкую тревогу.

— Ба-а-бах!

В консоли что-то взорвалось, рассыпав сноп искр, и всю машину встряхнуло с такой силой, что её владелец упал.

«ЧТО?!» — хотел было вскрикнуть Доктор, но не успел.

От второго удара распахнулась одна из частей пульта управления — там где находилось прямое соединение с сердцем ТАРДИС. Доктор был не на шутку испуган, ведь если Вихрь Времени вырвется на свободу, то произойдет катастрофа.

«Все время и пространство будут повергнуты в хаос, а последние дети Галлифрея падут в Великой битве между Светом и Тьмой, борясь за существование Вселенной».

Так звучало пророчество о Вихре Времени, а уж Доктор помнил о нем хорошо, и даже очень хорошо. Он знал все пророчества, легенды и даже сказки Галлифрея. Не раз на его веку Сердце ТАРДИС было открыто.

«Но ведь Роза заглянула в Сердце ТАРДИС, и осталась жива — думал он, — Битва конечно была, но не настолько масштабная. Да и я был тогда один, а в пророчестве сказано „дети“. Что же это значит?».

Но у Доктора не было времени на раздумья. Вся комната затряслась, в двигателе нехорошо зашумело. На секунду Доктору почудилось, будто его кто-то зовет, затем зов перешел на крик боли и отчаянья. Невозможно было выдержать этот вой, который спустя минуту потонул в общем гуле, свисте и звоне! «Что за чертовщина!» — думал Доктор во время судорожных попыток взять все под контроль. Доктор даже не мог подняться на ноги, чтобы окончить весь этот ужас, нажав всего несколько кнопок и потянув рычаг. Лампы пошли трещинами и со звоном лопнули. Погрузившись во тьму, ТАРДИС продолжала рушиться.
Дождавшись небольшой передышки, Доктор подполз на четвереньках к консоли, собираясь захлопнуть её, но в этот момент прогремел еще один, последний, взрыв!

Доктора бросило на пол.

Сияние Сердца ТАРДИС почти ослепило его, но тут изнутри вылетел какой-то предмет. В тот же миг крышка захлопнулась, а тряска прекратилась также неожиданно, как и началась. Зажглось аварийное освещение. Доктор, не поднимаясь с пола, дотянулся пальцами до загадочного предмета. Поднял и тут же выронил, словно обжег пальцы. Это были аккуратные, с изящной цепочкой, золотые часы с галлифрейскими письменами. Часы Повелителя Времени.

Пустая память

Доктор был необычайно поражен. Откуда в Сердце ТАРДИС часы Повелителя времени? Он боялся открыть их, сам не зная почему.
«Я ведь отдал свои часы Тиму, после того как был человеком — мелькнула у него мысль — А часы Мастера- уничтожены вместе с ним. Тогда откуда эти здесь?».

Доктор внимательно рассмотрел их. Часы были похожи на его, но все же отличались изяществом и аккуратностью. Крышка была настолько повреждена, что имя невозможно было разобрать. Позолота отстала в некоторых местах и обнажила какой-то металл; последние звенья цепочки расплавились, как от высокой температуры. Даже замок держался плохо, что называется, на честном слове.
Доктор положил часы в выемку на консоли, решив заняться ими попозже. Ему предстояла починка ТАРДИС.

— Что же с тобой произошло, а? — спрашивал он беспокойно, обращаясь к машине. — Капризничаешь, дорогая? О часах Доктор старался сейчас не думать. Спустя некоторое время Доктор отряхнул руки и вновь взял часы.

Теперь они в слабом свете отсвечивали мягким золотистым сиянием, будто излучая тепло. Сияние это неприятно напоминало Доктора регенерационную энергию. Где-то глубоко, в сознании, он слышал шелест деревьев, шум антигравитационных двигателей, голоса

«Однажды мы найдем такую звезду, которая говорит…»
«Небо никогда не перестанет быть оранжевым…»
«Доктор, оставь меня, уходи!..»
«Чей это голос? Чье прошлое?» — задумывался Доктор, проводя пальцами по ободку часов, не решаясь их открыть.
В некоторые моменты ему казалось, словно в его памяти, в самом начале, не хватало кусков. Будто они были здесь, в этих странных часах. Стоит только их открыть — и он вспомнит все. Слишком велик соблазн узнать, что в них таится, какой секрет они скрывают?.. И не пожалеет ли он, если вернет часть своей памяти?

Часть 2. Темное прошлое

Нередко Доктор доставал часы из внутреннего кармана и держал их в руках. Они были слегка прохладными, но иногда он чувствовал тепло. А еще в них что-то пульсировало, будто два сердца. Порой «пульс», бившийся в ритме четырех ударов, ускорялся, порой становился медленнее, но никогда не прекращался. Доктор не решался их открыть, но не забывал про них. Напротив заботился — покрыл часы свежей позолотой, выправил цепочку и крепление и попытался восстановить имя, но это оказалось не возможно.

Хотя и этим часы по-видимому были довольны. Они приобрели почти новый вид, и казалось порой, что они сияют от счастья. И в те моменты Доктор чувствовал какое-то спокойствие, словно его родные были рядом. Но потом всегда оставалась ноющая пустота, которую ничто не в силах было заполнить. Подобное он ощущал, когда сам был человеком, и видел во сне неясные тени своей семьи.

Боль от расставаний, потерь и смертей всегда была с ним, и от немого спокойствия от часов, Доктору становилось еще тяжелее.
С каждым днем становилось все сложнее сдержаться, чтобы не открыть их. Временами Последнему Повелителю Времени слышался голос, шептавший:

«Я тебя понимаю. Потери-самое тяжелое в нашей жизни. Мы видим как те, кого мы любим, увядают и умирают, а мы продолжаем жить».

Он полюбил этот голос, казавшийся ему знакомым. Голос был женский и тихий, печальный, но все равно в нем чувствовалась какая-то улыбка. Еле заметная, но все же. В один из дней одиночества Доктор вновь рассматривал часы. Их пульс был учащен, как будто они предчувствовали что-то. В один момент шепот усилился до нормального голоса, и четко произнес:

— Открой меня. Время пришло.

Подняв часы на уровень глаз, Доктор подумал:

«Будь что будет. Я столько ждал, и я узнаю, что в них».

Нажав на замок, так осторожно, словно это был спусковой крючок, Доктор открыл часы и из них вырвалось золотистое сияние, на мгновение оглушившее его. В следующую секунду воспоминания, его и чужие, затопили собой Доктора. Кусочки головоломки сложились воедино.

Только тогда Доктор увидел всю свою память, все воспоминания. Они были о самом близком человеке, который был с ним всегда.
О его сестре…

Вихрь воспоминаний

«Раньше я считал, что был единственный ребенком в семье. (прим. про одиночку в Академии убрала, потому что там были Мастер-Кощей и Рани). Но это не так. У меня была старшая сестра. Ее звали Эмит».

То, что раньше было лишь расплывчатым воспоминанием, теперь виделось четко. Каштановые волосы, насмешливые глаза. Тонкие черты лица. Смеющийся рот.

«Эмит, моя Эмит», — с тоской думал Доктор.

Она была настоящей умницей. Это знали все еще, когда она построила свой первый манипулятор Временной Воронки, будучи ребенком. Для Доктора, а точнее для маленького Теты, не было никого лучше, чем сестра. И он провалился в тяжелый сон воспоминаний. Заботливые руки Эмит, ее смех и ласковый голос — вот, что помнилось ему с раннего детства. Когда Тета бился над какой-нибудь задачкой, то можно было прийти к Эмит.

«Видишь, как все просто», — улыбалась она в ответ на просветлевший взгляд Теты. Она, как никто другой, понимала его. Вот они бегут вдвоем по красной траве и смеются, смеются… Эмит и Тета. Тета и Эмит.

Когда было плохо, она успокаивала его. Улыбки исцеляли его мятежную душу, а шутки заставляли искриться смехом его глаза. Если что-то не ладилось, Эмит всегда находила слова утешения. Обретая эти воспоминания, Доктор не мог не улыбаться. Подрастая, Тета пытался доказать Эмит, родителям да и всему миру, что он уже взрослый. Но после очередной выходки на пару с Кощеем в этом можно было усомниться. Впрочем, Доктор так и не повзрослел. До сих пор оставался тем же мальчишкой, ищущим приключений. Например, разве это не ребяческий поступок — угнать ТАРДИС?..

Прошло несколько столетий, и выглядел он теперь совсем не юношей. Но однажды Доктор нарвался на крупные неприятности. Он не успел попрощаться с Эмит, когда его попросту изгнали с Галлифрея. Так начались его приключения — вечные путешествия во Вселенной и Времени. Эмит и Галлифрей забывались. Но когда он вернулся на родную планету, то не нашел свою сестру. В те редкие дни, когда Доктор снова туда попадал, Эмит нигде не было. Позже он узнал, что сестра на месте тоже не сидела, а сдала экзамены и отправилась на Дрэйкос-5. Но когда он вернулся на Галлифрей в свой последний раз, Эмит нашла его. Она изменилась, регенерировала. Внешность брата и сестры была другой, но они все равно узнали друг друга. Эмит была рада, что ее братишка останется на Галлифрее… А когда она узнала, что Доктор наконец женится… счастью не было границ!.

Эмит часто заходила к ним в гости и смотрела, как подрастают дети. Доктору его дети были дороже всех тайн Вселенной. Он не поверил бы, что снова будет странствовать без дома и семьи…
Но все разрушила Временная Война.

Первый взрыв разрушил целый город, и уничтожил тысячи Повелителей Времени. Повелители Времени были не готовы к этому, но собрав все военные силы они решили защитить Галлифрей и Вселенную от далеков. Война шла с переменным успехом, к несчастью армия Далеков была многочисленнее.

Доктор сражался на передовой против далеков — за свою планету, за свой народ, за свою семью. Сколько было страхов, боли и потерь! Жена и дети погибли в первый год войны. И Доктору приходилось лишь молиться, чтобы их судьба минула Эмит.
Галлифрей — Сияющий Мир Семи Систем — превратился в пылающий ад. Сколько кошмарных тварей видел тогда Доктор!.. Далеки, Даврос, Дитя Кошмара, Орды Чудовищ, Некоронованный Король…

Но самими страшными оказались сами Повелители Времени. Они решили уничтожить все живое, все пространство и время, чтобы превратиться в бессмертных бестелесных высших богов. Им противостояли двое — Доктор и Эмит. Они не позволили им это эгоистичное, чудовищное преступление. Их семья погибла, весь мир обезумел… Это была идея Эмит, умной, гениальной Эмит. Запереть Галлифрей вместе с Войной Времени во временную ловушку. О, это было очень умно! Доктор теперь помнил это отчетливо. И как он вообще мог это забыть?.. Это был отряд далеков, которые заметили двух Повелителей Времени. Сначала Доктор и Эмит бежали к ТАРДИС, слыша позади себя «Уни-что-жить! Уни-что-жить!» Сестра поняла первая, что им не оторваться.

«Беги! — крикнула она. — Я их задержу!»
Одна — против целого десятка далеков!
«Эмит, я тебя не брошу!»
«Беги, делай, что велено! Беги же, дурак!»

И… Доктор побежал. Потому что на кону была вся Вселенная. Времени оставалось мало, еще чуть-чуть — и будет приведен в действие безумный план.

«Эмит придумает что-нибудь! Обязательно придумает! Она же такая умница!» — толкались в нем отчаянные мысли.
Он не оглядывался, он бежал… Доктор так и не узнал, был ли у Эмит какой-нибудь план или она просто отвлекала далеков, не оказывая им сопротивления.

«Уни-что-жить!»

Пронзительный звук разрезал воздух. Подбежав к двери ТАРДИС, Доктор обернулся. Эмит упала в красную траву, словно срубленное дерево. В следующий миг Доктор открыл дверь ТАРДИС. Влетел, задергал рычаги и переместился на орбиту. Весь мир сошел с ума. Все погибли. Все — погибнут. Временная Ловушка захлопнулась. Все погибли. Повелители времени перестали существовать, забрали с собой в небытие далеков и других тварей Преисподни.

«Так я стал Последним Повелителем Времени». В ту же секунду Доктор очнулся на полу ТАРДИС. В глазах его были слезы. Он перевернул часы. Теперь он знал, что там написано — «Время, всего лишь ничто, по сравнению с человеком увидевшем его. Эмит». В этот момент свет моргнул и погас. Доктор снова оказался в темноте…