Барнет ньюман его дорогие картины. Барнетт ньюман - дорогой абстракционист

Барнетт Ньюман - виднейший представитель американского дивизиона абстракционизма. Он родился в 1905 году в Нью-Йорке. Также распространено другое написание его фамилии: Ньюмен. В англоязычных источниках он известен как Barnett Newman.

Сколько картин сохранилось

К слову, художник Барнетт Ньюман уничтожил абсолютно все свои ранние полотна, около сорока лет труда были перечеркнуты и, к сожалению, вовсе не взмахом кисти. Поэтому сегодня, говоря о творчестве Ньюмана, исследователи разбирают исключительно «выжившие» полотна позднего периода в количестве 120 штук, уложившиеся по временным рамкам почти в двадцать пять лет.

Этапы становления

Его родители были выходцами из Польши, евреями по происхождению. Живописи молодой Барнетт Ньюман обучался в Art Students League, известной также как Художественная студенческая лига. Этот период творчества характеризуется экспериментами в стиле автоматизма Джексона Поллока, затем Барнетта Ньюмана увлекает графика, и он с головой уходит в плоскость рисунка с сюрреалистическими тенденциями. Примечательно, что в это же время он создал художественную школу совместно с такими фигурами американской живописи ХХ века, как Ротко, Мазервелл и Базиотис.

Пришло время открыться

Первая персональная выставка, где были представлены исключительно картины Барнетта Ньюмана, была буквально разгромлена художественными критиками в обзорных статьях. Результатом стали затянувшаяся депрессия и нежелание показывать свои работы публике, справиться с чем художник смог только спустя восемь лет, когда решил выставить ретроспективу имеющихся работ. Кроме того, именно в тот период Ньюман уничтожил все свои ранние произведения, так что можно с уверенностью сказать, что он был не только требовательным к себе мастером кисти, но и ранимым.

Наиболее известные работы Барнетта Ньюмана - картины, написанные в период с 1947 по 1970 год. Это программные полотна, названные в патетическом ключе, рассказывающие о беспредметном мире исключительно движением кисти. «Заповедь», «Единство», «Пропасть Эвклида», «Полночная синева» и другие произведения абстракциониста сегодня составляют частные собрания, в том числе коллекцию семьи художника, а также экспонируются в ряде музеев США. Музей современного искусства в Нью-Йорке обладает, пожалуй, наиболее полной коллекцией, охватывающей различные периоды жизни художника.

Манера Ньюмана

Критики причисляют его к представителям американского Такой виднейший теоретик, как Клемент Гринберг, дал этой живописи буквально приклеившееся к ней определение field painting, что ясно показывает разницу между созданными в линеарной манере автоматизма и сверкающими яркими красками большими плоскостями Ротко и Ньюмана. «Живопись поля» намекает вовсе не на пасторальные пейзажи, а характеризует любовь двух мастеров к однотонным большим горизонтальным плоскостям в их работах. Исследователи посчитали, что данная стилистика имеет выраженный философский подтекст, и представленные на полотне границы тонов на самом деле ничего не разделяют, а значит, это живопись, провозглашающая один из главных американских принципов - свободу.

Инспирация

Вдохновение Барнетт Ньюман (художник) черпал из философских величин. Еще в 1947 году он провозгласил высокую цель любого искусства - не быть сиюминутным, обращаться к эпохальным понятиям: жизни, смерти, человеку и природе. Сложные названия, данные полотнам, подчеркивали ту палитру чувств и эмоций, которую художник пытался передать одним лишь цветом в беспредметном мире. К сожалению, художественные критики смогли оценить подобный подход много позже.

Как смотреть на полотна Ньюмана

В среде художников и любителей искусства существует негласное правило: чтобы составить общее впечатление о полотне, необходимо отойти от него на расстояние, равное его высоте. Подобный принцип действовал от Средневековья до Возрождения и много после, однако Барнетт Ньюман настаивал, что его полотна необходимо рассматривать исключительно с близкого расстояния. Что дает такой подход? Эффект погружения зрителя в мир красочных полей. Позднее нью-йоркский мастер даже начал размещать инструкцию о том, как необходимо смотреть на его полотна, прямо на выставках.

Дорогая покупка

То, что не было принято современниками вплоть до позднего периода его творчества, оценили позже и особенно в наше время. Полотна американского мастера абстракционизма периодически всплывают на виднейших торгах, в том числе известнейшем аукционе Sotheby’s. Одно из них, ушедшее с молотка в последнее время, было оценено в 30 миллионов долларов.

И в то же время творчество художника не у всех вызывает исключительно положительные эмоции. Работа Барнетта Ньюмана Onement VI некоторыми названа одним из самых никчемных и отвратительных арт-объектов, когда-либо поступавших на торги. Цена за картину при последней продаже в 2013 году на Sotheby’s составила более 43 миллионов долларов, работа же представляла собой масштабное полотно, залитое синей краской с вертикальной, достаточно ровной полосой.

Творение относят к так называемым молниям в противовес горизонтальным «полям». Общие размеры работы - 2,6 х 3 м.

Барнетт Ньюман «Свет Анны» посвятил своей почившей матери. Строго говоря, эта вещь представляет собой горизонтальный холст внушительных размеров, залитый карминово-красной краской. В 2013 году «шедевр» также был выставлен на аукционе и ушел с молотка за сумму в 106 (!) миллионов долларов.

С технической стороны полотно примечательно тем, что Ньюману пришлось бороться со светоносной силой красного цвета, берущей дополнительную яркость от просвечивающего белого грунтованного холста. Несколько слоев красной краски лишили цвет этого качества и сделали его «глухим» и «скорбящим», таким, каким, по мнению художника, он и должен быть в этой ситуации.

Ба́рнетт Нью́ман, также Нью́мен (англ. Barnett Newman; 29 января 1905, Нью-Йорк - 4 июля 1970, Нью-Йорк) - американский художник, видный представитель абстрактного экспрессионизма.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Ньюмен родился в семье еврейских эмигрантов из Польши. После обучения живописи в Художественной студенческой лиге (Art Students League) у Дункана Смита сумел лишь с 1937 года целиком посвятить себя искусству.

Вначале работал в манере автоматизма, создав в 1944-1945 годах серию каллиграфически-сюрреалистских рисунков и основав 3 годами позже совместно с , Уильямом Базиотисом и Робертом Мазервеллом художественную школу. В это время художник пишет свои абстрактно-экспрессионистские полотна.

Только в 1950 году Барнетт Ньюмен организует свою первую персональную выставку, которая была встречена уничтожающей критикой. После этого художник делает 8-летнюю паузу, которую посвятил развитию своего мастерства. Результатом стала ретроспектива его работ в 1958 году, которую он представил общественности. Его картины представляют собой в большинстве одноцветные поверхности, как бы «прошитые» контрастирующими основному тону цветными линиями.

В 1966 Лоренс Эллоуэй организовал выставку в музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке под названием “Крестный путь”. Она развеяла последние сомнения даже у тех художников, которые ценили в Ньюмане технические качества (яркость цвета, большой формат), а не истинный, метафизический смысл его творчества.

“Мастерская — это святилище”, — заявлял художник.

Последние работы Ньюмана — композиции в форме равнобедренного треугольника. Ретроспективные выставки работ Ньюмана прошли в 1972 в Нью-Йорке, а затем в Лондоне, Амстердаме и Париже. Его картины представлены во многих частных и публичных собраниях в Нью-Йорке (Музей современного искусства), Лос-Анджелесе (“Onement VI”, 1953, собрание Вейсмана), Базеле (“Day before one”, 1951), Лондоне (“Адам”, 1951- 1952, гал. Тейт), Стокгольме (“Терция”, 1964, Нац. музей) и Хьюстоне (собрание Менил). В Нац. музее современного искусства. Центре Помпиду в Париже хранится картина “Shining Forth” (1961) и собрание гравюр.

ТВОРЧЕСТВО

Клемент Гринберг писал: “Границы больших полотен Ньюмана играют ту же роль, что и внутренние линии форм. Они делят, но ничего не разделяют, не замыкают и не изолируют. Они устанавливают границы, но ничего не ограничивают”.

Ньюмана называли образцом высокого модернизма, предшественником минимализма, экзистенциалистом и духовным художником, черпающим вдохновение в еврейском мистицизме. Сам Ньюман заявил в 1947 году, когда пришел к зрелому стилю, что любое искусство, достойное своего имени, должно обращаться к «жизни», «человеку», «природе», «смерти» и «трагедии». Ньюман всегда настаивал на богатом эмоциональном содержании своей работы, хотя при жизни его творчество вызывало непонимание и обвинения в «пустоте».

Ньюман является одним из ведущих представителей американского послевоенного искусства. Наряду с Ротко и Стиллом, он представляет часть нью-йоркской школы, враждебно настроенную по отношению к живописи действия. До 1960 он играл довольно скромную роль. Однако строгие формы и широкие поверхности Ньюмана оказали особенно заметное влияние на и, особенно, для которых главной проблемой были вертикальные поля цвета и их расположение в пространстве.

Затем художник начал работать в большом формате и в ярких тонах, так, что вертикальные цветовые поля приобрели рельефность и их протяженность в пространстве полностью поглотила внимание зрителей (“Абрахам”, 1949, НьюЙорк, Музей современного искусства). Так был нарушен примитивный прямоугольник картины. Вписанное в прямоугольник вертикальное деление стало следующим фактором между частями; оно подтверждает внутри плоскости первоначальную схему: каждая часть картины находится в другой в отношениях формальной аналогии, так же, как и вся картина соотносится со стеной (“Кто боится красного, желтого, синего?”, 1966-1967, Амстердам, Гор. Музей).

Но нельзя рассматривать это направление с чисто формальной точки зрения. Сам художник считает свои работы почти символичными. Как и у других мастеров того поколения, названия его картин часто метафоричны и многозначны, одновременно интеллектуальны и поэтичны.

СЕРИЯ “ONEMENT”

“Onement” (шесть картин носят это название) отражает гармонию, совокупность, полноту. Биограф художника Томас Хесс замечает, что в английском языке не существует слова “onement”, оно происходит от “atonement”, что означает “искупление”.


Серия “Onement” – один из основополагающих проектов творчества Ньюмана. Полотна этой серии, не вдаваясь в тонкости, демонстрируют характерный для художника творческий метод работы: разноцветный или однородный фактурный фон с вертикальными полосами. Их сам художник называл молниями (zip). Говорил, этот термин более подходящий – ассоциировавшийся с движением и незавершенностью. Фразу «законченное произведение» Ньюман считал шарлатанской. “Onement1” (1948) — первая живописная работа, в которой ясно выразилось направление поисков: большая оранжевая лента, проходящая не по центру картины, создает эффект постоянного динамизма.

Кроме того, художник работал и над скульптурой, главным образом из стали (“Here 1”, 1962; “Here II”, 1965; “Here III”, там же; “Разбитый обелиск”, 1963-1967; “ЗимЗум”, 1962), над макетом синагоги (1963) и литографиями (“Кантос”, 1963-1964, Париж, Нац. Музей современного искусства. Центр Помпиду). Творчество этого самобытного художника, который порой достигал истинной глубины и редко впадал в поверхностность и напыщенность, надолго останется в памяти.

Американский художник, скульптор, философ и публицист Барнетт Ньюман (Barnett Newman, 1905-1970) считал, что «творчество - не только высшее, но и первичное состояние человеческого сознания» .

Но чтобы доказать это миру, представителю абстрактного экспрессионизма пришлось пережить шквал недовольства и непонимания со стороны критиков, уничтожить свои работы, созданные за 40 лет, взять восьмилетнюю паузу и только после всего пережитого стать образцом высокого модернизма.

А теперь обо всем по порядку.

Нью-Йорк, США. 29 января 1905 год. В семье еврейских эмигрантов из Польши родился будущий художник Барнетт Ньюман. Интерес к живописи появился у мальчика еще в школе. Постепенно он перерос в дело всей жизни, а полученная философская степень, только усилила желание доказать миру, что «первый человек был художником!» , потому что «Адам, вкусив от Древа познания, стремился обрести творческую жизнь, дабы быть как Бог - «творцом миров» .

Ранние работы живописца - это свободные ассоциации, сновидения или, другими словами, манера автоматизма. В стиле Джексона Поллока Ньюман в 1944-1945 годах создает серию каллиграфически-сюрреалистических рисунков Untitled («Без названия»), The Blessing («Благословение»).

Полотна, представленные на персональной выставке в 1950 году, отличаются использованием аллюзий и парадоксальным сочетанием форм. Означать многое или не значить ничего-принцип сюрреализма, поэтому раннего Ньюмана каждый понимает по-своему. Сам же художник заявлял, что его работы богаты эмоциональным содержанием. Он поставил для себя высокую цель - обращаться к эпохальным понятиям: человек, природа, жизнь, смерть.

Названия картин Ньюмана призваны вызывать те чувства и эмоции, которые автор передает одним лишь цветом в беспредметном мире. К сожалению, критики обвинили его работы в пустоте. В свою очередь, нелестные отзывы заставили Ньюмана на какое-то время уйти с арены искусства, но, как оказалось, не уйти, а затаиться. Восьмилетний перерыв привел художника к абстрактному экспрессионизму.

Точкой отсчета нового витка творчества экспрессиониста стала ретроспектива его работ. Произведения Барнетта Ньюмана, представленные публике в 1858 году, были выполнены в совершенно новой манере. Его полотна стали большего формата и были выполнены в ярких тонах. На них появилась так называемая «застежка-молния» или вертикальная полоса - визитная карточка Ньюмана.

Серия Onement («Искупление»), состоящая из шести картин, отражает гармонию и полноту жизни. Художник черпал вдохновение из философских величин, поэтому все работы можно считать символичными, а их название - метафоричны. Границы тонов на них на самом деле ничего не разделяют, а провозглашают один из главных американских принципов - свободу. Американский арт-критик Клемент Гринберг писал:

«Границы больших полотен Ньюмана играют ту же роль, что и внутренние линии форм. Они делят, но ничего не разделяют, не замыкают и не изолируют. Они устанавливают границы, но ничего не ограничивают»

Кроме живописи Ньюман работал и над скульптурой. Broken Obelisk («Разбитый обелиск») впечатляет своей монументальностью. Это перевернутый обелиск, который кажется парящим в воздухе. Пирамиды и обелиски издавна считались символом смерти, но художник переосмысливает это понятие, превращая смерть в бесконечную жизнь.



Создавая абстрактные полотна, Барнетт Ньюман изобрел собственную инструкцию для понимания его работ. Он настаивал, что его полотна, вопреки действующему принципу, необходимо рассматривать не с расстояния, равного высоте полотна, а находясь исключительно вблизи него. Это создает эффект погружения в мир красочных полей.

Немного позже великий представитель абстрактного экспрессионизма стал размещать таблички с инструкциями прямо на выставках, считая, что вблизи его работы способны взывать к самосознанию человека.