Блоха из рассказа левша рисунок. Презентация на тему "Иллюстрации к сказу Н


























1 из 25

Презентация на тему: Иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «ЛЕВША»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Сказ Лескова «Левша» вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы, Л. Эппле и художник-мультипликатор Ю. Тюрин. В творчестве всех иллюстраторов одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья. Присущими художественной графике средствами художники умело передают мягкую иронию писателя по отношению к тульским мастерам и сатирический подтекст в изображении «мелкой русской жизни».

№ слайда 3

Описание слайда:

Художники Кукрыниксы. Фронтиспис к сказуН.С. Лескова «Левша». 1974 г.Кукрыниксы – это общий псевдоним сразу трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000), который составлен по начальным слогамих фамилий. В течение своей совместнойработы они иллюстрировали работы Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че-хова, М. Горького. В 1974 г. художники создали иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша».

№ слайда 4

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Всмотритесь в иллюстрацию. Почему художники поместили на фронтисписе портрет Левши?Как представлен Левша на обобщённом портрете, созданном художниками? Обратитесь к тексту сказа Лескова и назовите рассредоточенные в произведении черты внешности героя, которые нашли отражение на рисунке Кукрыниксов. Чем руководствовались иллюстраторы, воссоздавая одежду тульского оружейника?За каким делом изображён Левша на главной иллюстрации к произведению? Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации работу»? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет «мелкоскопа»? Почему мастер держит молоточек в левой руке?

№ слайда 5

Описание слайда:

Хуожники Кукрыниксы. Государь с Платовым в кунсткамере. Иллюстра-ция ко 2 главе сказа.1974 г.Во 2-й главе, рассказывающей о посещении государем кунсткамеры, нерусские названия предметов нарочито даются в искажённом виде, придают неповторимый колорит всему сказу, вызывают улыбку читателя.

№ слайда 6

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Какие детали текста первой и второй глав сказа перенесли художники в иллюстрацию, воссоздающую обстановку кунсткамеры?Какое впечатление произвела кунсткамера на государя и Платова?2.Как герои изображены на иллюстрации? В чём причина «перемолвки» государя и Платова во время осмотра главного зала кунсткамеры?Как Платов «сконфузил» англичан?3.Какими словами из текста второй главы можно подписать иллюстрацию?4.Сопоставьте иллюстрацию Кукрыниксов с иллюстрацией ко 2-й главе художника Н.В. Кузьмина, воспроизведённой в учебнике. Какая Из иллюстраций вам особенно понравилась?

№ слайда 7

Описание слайда:

Иллюстрация к 3-й главе сказа. 1974 г.Государю и Платову предложили рассмотреть через «мелкоскоп» «нимфозорию», выкованную из чистой «аглицкой» стали в изображении блохи.Выразительность сцены, её насыщенность живописными подробностями вызвали отклики как в серии иллюстраций Кузьмина, состоящей из 80 рисунков, так и в графическом комментарии к сказу художников Кукрыниксов, который включил в себя 64 иллюстрации.

№ слайда 8

Описание слайда:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1.Рисунки художников Кукрыниксов заставляют читателя улыбнуться. Зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц, заострённостью деталей в изображении героев. Подумайте, чем вызван такой характер рисунков. В какой мере он отвечает манере сказового повествования? 2.Часто ли вы улыбаетесь, читая «Левшу» Лескова? Всегда ли безобиден смех писателя?3.Как изображены на иллюстрации герои произведения? Как переданы настроение и поведение главных и второстепенных действующих лиц произведения?

№ слайда 9

Описание слайда:

Рисунок к 3-й главе сказа. 1962 – 1965.В поисках стиля рисунков художник А. Тюрин обратился к русскому народному лубку. Лубочные картинки, зачастую наивные, но понятные простому народу, всегда печатались на отдельных листках в сопровождении пояснительных надписей. Творчески используя манеру лубочных картинок, А.Г. Тюрин запечатлел главных героев лесковского сказа. На этой иллюстрации изображён Платов лежащим на «досадной укушетке».

№ слайда 10

Описание слайда:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.Какие чувства вызывает у вас рисунок художника, сочетающий В чём художник следовал тексту лесковского сказа? Какие Детали рисунка придуманы художником как комментатором произведения?Можно ли сказать, что эти детали в целом не противоречат тексту лесковского сказа?2.В каких главах повести упоминается платовская «укушетка»? Почему упоминание об «укушетке» сопровождаются в произведении определением«досадная»? Как вы понимаете столь необычное сочетание слов?Почему в 19-й главе сказа слово «укушетка» лишено привычного эпитета?3.Сопоставьте изображение Платова на «досадной укушетке» на рисунке А. Тюрина и на иллюстрации Н.В. Кузьмина. Как на рисунках художников передано настроение донского казака Платова? Какой рисунок произвёл на вас большее впечатлени 4.Пользуясь текстом лесковского сказа, составьте короткий рассказ «Платов и «досадная укушетка». Используйте в своём рассказе образы, созданные иллюстраторами.

№ слайда 11

Описание слайда:

Подлинными вершителями событий выступают в сказе косойЛевша и его товарищи. Они взялись выполнить государев заказ и на них «теперь почивала надежда нации».Читателя покоряют чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, ответственность за порученное дело, решительность и твёрдость духа.Нравственную опору для большого и ответственного дела мастера находят в «церковном благочестии».

№ слайда 12

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Каждая из 20 глав лесковского сказа вносит новое в развитие действия, которое всё более укрепляет читателя в мысли, чтоистинными радетелями государственных интересов России выступают простые русские люди, воплощённые в образах Левши и его товарищей. Кузьмин ведёт читателя внутрь дома и показывает, как они работают. Всмотритесь в рисунок Кузьмина.Подберите из текста 7 главы различные варианты подписи.2.Найдите в тексте 6-й и 7-й глав детали портретной характеристики Левши. Как они воплощены в иллюстрациях к лесковскому сказу?

№ слайда 13

Описание слайда:

А.Г. Тюрин. «Бегут». ИллюстрацияК 8-й главе сказа Лескова.Иллюстрация повествует о том, какПлатов «прикатил» в Тулу. Слово «дым» вызывает улыбку, а надписи«бегут», «ещё бежит» усиливаютдинамику действия, переданную врисунке.«Потная спираль». Иллюстрация к 9-йГлаве сказа. 1962 – 1965.Иллюстрация Тюрина к 9-й главе откликну-лась на центральный эпизод. Художник не только вводит в рисунок слова «потнаяспираль», но и даёт графическое изобра-жение «спирали», она как бы охватываетвсех действующих лиц в сцене.

№ слайда 14

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Что показалось вам неожиданным в рисунке А. Тюрина к 8-й главе произведения? 2.Чтение лесковского сказа вызывает у читателя улыбку. И 9-я глава произведения не является исключением. Писатель всегда находит комическую сторону в серьёзном предмете, преподносит читателю неожиданности, которые радуют, а порой озадачивают, охотно прибегает к эксцентрической игре слов.Художник-иллюстратор следует за писателем и стремится в рисунке передать то, что у него, как у читателя, вызвало улыбку.Какие изобразительные средства использует художник, передавая события 9 главы?

№ слайда 15

Описание слайда:

Иллюстрации к 9-й главе сказа. 1950г.Это групповой портрет тульских мастеров, которые «взялись поддержать Платова, а с ним всю Россию».«…для поисков прототипа Левши вовсе необязательно искать его в Туле среди Оружейников, наша страна богата народными умельцами – Кулибиными и Ползуновыми, -и я за свою жизнь не раз встречал людей,могущих послужить прототипами для лесковского героя». Кузьмин среди прототипов героя называет изобретателя-сапёра Шевцова, с которым служил в инженерных войсках во время 1-йМировой войны, модельщика ПутиловскогоЗавода Васина, человека редкой скромности,Похожего на Левшу, старого часовщикаЭсаулова, великого мастера, которые опреде-Лили отношение мастера книжного рисунка К лесковским мастерам-оружейникам.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

иллюстрация к 13-й главе сказа.1950 г.Эта иллюстрация напоминает иллюстрацию к 3-й главе, когда государь Александр Павлович рассматривает блохучерез мелкоскоп в Англии. Это же делает и государь Николай Павлович, но в Петербурге. Художник выразил отношение каждого царя к английской блохе. Александр Павлович не верит в великие силы своего народа. Иной позиции придерживаетсяНиколай Павлович, верящий, что русскиелюди его не обманут. Подкованная блоха олицетворяет для государя верноподданническую преданность ему русских людей.

№ слайда 18

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Рассмотрите иллюстрацию художников Кукрыниксов к 13-й главе произведения. Какие слова сказа заставляют вспомнить рисунок художников?Как изображён государь на иллюстрации? Что стремятся сказать читателю своим рисунком художники?2.Почему художники ввели в иллюстрацию царедворцев и Платова? О чём говорят позы царских вельмож? Как изображён на рисунке Платов?3.Сопоставьте иллюстрации к 3-й и 13-й главам, изображающим АлександраПавловича и Николай Павловича, разглядывающих с помощью мелкоскопаАнглийскую стальную блоху. Что общего в композиционном решении рисунков? В чём вы видите сходство и различие в изображении на иллюстрациях русских государей, английских рабочих «в тужурных жилетах и фартуках» и царских вельмож? Как передано поведение Платова на рисунках Художников Кукрыниксов?4.Расскажите, чем отличается отношение к стальной блохе Александра Павловича и Николая Павловича. Используйте в своём рассказе самобытные, меткие слова и выражения писателя.

№ слайда 19

Описание слайда:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К 13-Й ГЛАВЕ СКАЗА.1952 – 1965г.г.Этот рисунок ироничный. На иллюстрацииКукрыниксов государь согнулся неправдоподобно, что кажется в его спине нет позвонков. А в рисунке А. Тюрина фигура императора кажется, напротив, деревянной, негнущейся. Художник искусно использует приём преувеличения, когда мелкоскоп, который когда-то Платов «в карман спустил», снабжён ступенями. Да и головной убор государя тяжеловат, что вызывает у читателя улыбку. Преувеличение в рисунке Тюрина является одним из средств передачи иронии, свойственной сказу Лескова.

№ слайда 20

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Как изображён на иллюстрации Левша? Какие детали его словесного портрета отображены на рисунке?2.Какие черты характера Левши, по вашему мнению, художник стремился передать на иллюстрации?3.Возможности слова шире возможностей изображения. Писатель всегда рассказывает больше, нежели художник, который иллюстрирует его произведение. Обратитесь к диалогу государя и Левши, нюансы которогоневозможно передать в рисунке. Как разговор с императором характеризует Левшу и его великолепное мастерство? Какие слова Левши из 13-й и 14-й глав вам особенно запомнились?

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Каким изображён Левша на иллюстрации? Вспомните, во что был одет Левша перед поездкой в Англию. С какой целью это было сделано? О чём свидетельствуют поза и выражение лица Левши?2.Как изображены на иллюстрации англичане? Какими словами из текста15-й главы руководствовался художник, изображая англичан на рисунке?3.Литературовед И.В. Столяров пишет: «…для понимания общего смысла сказа принципиально важно, что сам результат «безотдышной» работытульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удалось сотворить чудо – подковать «нимфозорию».И тем не менее их превосходство не абсолютно. Покованная на глазок блохане может более «дансе танцевать». Усовершенствованная английская диковинка «оказывается в то же время безнадёжно поломанной».Согласны ли вы с мнением литературоведа?4.Обратитесь к тексту произведения. Что говорят Левше англичане о подкованной блохе? В чём они видят причину того, что она «дансе» не танцует?5.Какие иллюстрации вслед за рисунком художника Тюрина вам бы хотелось нарисовать, отзываясь на «заграничные виды» Левши? Опишите устно однуиз иллюстраций.

№ слайда 23

Описание слайда:

Иллюстрация к 19-й главе сказа.1962 -1965 г.г.В 19-й главе завершается печальныйРассказ о трагической участи Левши –«великого маленького человека». Кукрыниксы запечатлели мёртвого Левшу на полу в коридоре Простонародной Обухвинской больницы, где «неведомого сословияВсех умирать принимают», встречуДоктора Мартын-Сольского с Разгневанным графом Чернышёвым и,Наконец, ружьё с таким стволом, в котором пули болтаются. Художник Предпочёл изобразить мёртвого ЛевшуРядом со дворцом, охраняемом Часовыми. Чем же вызвано такое иллюстративное решение?

№ слайда 24

Описание слайда:

Вопросы и задания1.Почему художник отказался от точного следования за художественным текстом и запечатлел смерть Левши возле дворца? Что утверждает художник своей иллюстрацией?2.Искусство иллюстрации и по сей день воспринимается неоднозначно. Есть критики, которые отрицают иллюстрацию, видя в ней «плохое воспитательное средство» Иллюстратор Кузьмин подчёркивает: «Мой собственный читательский опыт протестует против утверждения, что иллюстрация – помеха восприятию литературного произведения».Вы познакомились с иллюстрациями к сказу «Левша», выполненными художниками Кукрыниксами, Кузьминым и Тюриным. Чьи иллюстрации вам больше понравились? Какие вам особенно хотелось бы выделить? Почему?3.Прочтите заключительную главу произведения. Почему в подзаголовкепроизведение названо «сказом», а в последней главе «легендой»? Какую мысль утверждает писатель в заключительной главе?

№ слайда 25

Описание слайда:

другие презентации о Лескове

«Лесков Старый гений» - Вопиющая несправедливость Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. Ключевые слова. 29 января. Ге?ний. 1)Высшая степень творческой одаренности;. Злой гений. «В России невозможности нет». Франт в новом костюме. Николай Семёнович Лесков «Старый гений». Николай Семёнович Лесков. «Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

«Биография Лескова» - (1831-1895). Основные произведения: (Л. Н. Толстой). С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа Лескова в периодике. "... Христианство есть учение жизненное". Страницы биографии. «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру». Лесков Николай Семенович. "Лесков - писатель будущего".

«Лесков Н.С.» - Левша держит блоху на ладони. И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Бунин, М.М.Пришвин и другие. Левша среди англичан. Государь с Платовым в кунсткамере. Памятник Н.С.Лескову. Левша и император Николай Павлович возле мелкоскопа. А.Бельский. Тульские мастера за работой. Франтиспис к сказу Н.С.Лескова «Левша».

«Творчество Лескова» - Герой – праведник. 1880-е г. – обращается к рецензиям на сочинения историков церкви. Творчество Н.С.Лескова. Д/з подготовить истории из повести: 1-я группа - Крепостной форейтор. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. М.Горький. Странник – человек, странствующий пешком. Решающими для истории России Лесков считал не социально-политические, а нравственные изменения.

«Урок Лесков Левша» - Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особенным характером и складом речи. Родился 4(16) февраля 1831г. в селе Горохово Орловской губернии в дворянской семье. Памятник Н.С. Лескову в Орле. Лесков пишет сказ «Левша». После учёбы служил чиновником в судах г.Орла. Церковь Михаила-Архангела.

«Левша» - Почему мастер держит молоточек в левой руке? Телеспектакль «Левша». Союзмультфильм, 1964 г. Сопоставьте рисунок А.Г.Тюрина с заключительными строками 3-й главы сказа. Аркадий Георгиевич Тюрин (1932 – 2003). ? - Всегда ли безобиден смех писателя? Под общим псевдонимом выступали как: графики, карикатуристы, иллюстраторы.

Слайд 2

2 Сказ Лескова «Левша» вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы, Л. Эппле и художник-мультипликатор Ю. Тюрин. В творчестве всех иллюстраторов одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья. Присущими художественной графике средствами художники умело передают мягкую иронию писателя по отношению к тульским мастерам и сатирический подтекст в изображении «мелкой русской жизни».

Слайд 3

3 Кукрыниксы – это общий псевдоним сразу трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000), который составлен по начальным слогам их фамилий. В течение своей совместной работы они иллюстрировали работы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че- хова, М. Горького. В 1974 г. художники создали иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша». Художники Кукрыниксы. Фронтиспис к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1974 г.

Слайд 4

4 1.Всмотритесь в иллюстрацию. Почему художники поместили на фронтисписе портрет Левши? Как представлен Левша на обобщённом портрете, созданном художниками? Обратитесь к тексту сказа Лескова и назовите рассредоточенные в произведении черты внешности героя, которые нашли отражение на рисунке Кукрыниксов. Чем руководствовались иллюстраторы, воссоздавая одежду тульского оружейника? За каким делом изображён Левша на главной иллюстрации к произведению? Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации работу»? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет «мелкоскопа»? Почему мастер держит молоточек в левой руке? Вопросы и задания

Слайд 5

Хуожники Кукрыниксы. Государь с Платовым в кунсткамере. Иллюстра- ция ко 2 главе сказа.1974 г. Во 2-й главе, рассказывающей о посещении государем кунсткамеры, нерусские названия предметов нарочито даются в искажённом виде, придают неповторимый колорит всему сказу, вызывают улыбку читателя.

Слайд 6

6 Вопросы и задания 1.Какие детали текста первой и второй глав сказа перенесли художники в иллюстрацию, воссоздающую обстановку кунсткамеры? Какое впечатление произвела кунсткамера на государя и Платова? 2.Как герои изображены на иллюстрации? В чём причина «перемолвки» государя и Платова во время осмотра главного зала кунсткамеры? Как Платов «сконфузил» англичан? 3.Какими словами из текста второй главы можно подписать иллюстрацию? 4.Сопоставьте иллюстрацию Кукрыниксов с иллюстрацией ко 2-й главе художника Н.В. Кузьмина, воспроизведённой в учебнике. Какая Из иллюстраций вам особенно понравилась?

Слайд 7

7 Иллюстрация к 3-й главе сказа. 1974 г. Государю и Платову предложили рассмотреть через «мелкоскоп» «нимфозорию», выкованную из чистой «аглицкой» стали в изображении блохи. Выразительность сцены, её насыщенность живописными подробностями вызвали отклики как в серии иллюстраций Кузьмина, состоящей из 80 рисунков, так и в графическом комментарии к сказу художников Кукрыниксов, который включил в себя 64 иллюстрации.

Слайд 8

8 1.Рисунки художников Кукрыниксов заставляют читателя улыбнуться. Зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц, заострённостью деталей в изображении героев. Подумайте, чем вызван такой характер рисунков. В какой мере он отвечает манере сказового повествования? 2.Часто ли вы улыбаетесь, читая «Левшу» Лескова? Всегда ли безобиден смех писателя? 3.Как изображены на иллюстрации герои произведения? Как переданы настроение и поведение главных и второстепенных действующих лиц произведения? ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Слайд 9

9 Рисунок к 3-й главе сказа. 1962 – 1965. В поисках стиля рисунков художник А. Тюрин обратился к русскому народному лубку. Лубочные картинки, зачастую наивные, но понятные простому народу, всегда печатались на отдельных листках в сопровождении пояснительных надписей. Творчески используя манеру лубочных картинок, А.Г. Тюрин запечатлел главных героев лесковского сказа. На этой иллюстрации изображён Платов лежащим на «досадной укушетке».

Слайд 10

10 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.Какие чувства вызывает у вас рисунок художника, сочетающий В чём художник следовал тексту лесковского сказа? Какие Детали рисунка придуманы художником как комментатором произведения? Можно ли сказать, что эти детали в целом не противоречат тексту лесковского сказа? 2.В каких главах повести упоминается платовская «укушетка»? Почему упоминание об «укушетке» сопровождаются в произведении определением«досадная»? Как вы понимаете столь необычное сочетание слов? Почему в 19-й главе сказа слово «укушетка» лишено привычного эпитета? 3.Сопоставьте изображение Платова на «досадной укушетке» на рисунке А. Тюрина и на иллюстрации Н.В. Кузьмина. Как на рисунках художников передано настроение донского казака Платова? Какой рисунок произвёл на вас большее впечатлени 4.Пользуясь текстом лесковского сказа, составьте короткий рассказ «Платов и «досадная укушетка». Используйте в своём рассказе образы, созданные иллюстраторами.

Слайд 11

11 Подлинными вершителями событий выступают в сказе косой Левша и его товарищи. Они взялись выполнить государев заказ и на них «теперь почивала надежда нации». Читателя покоряют чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, ответственность за порученное дело, решительность и твёрдость духа. Нравственную опору для большого и ответственного дела мастера находят в «церковном благочестии».

Слайд 12

12 Вопросы и задания 1.Каждая из 20 глав лесковского сказа вносит новое в развитие действия, которое всё более укрепляет читателя в мысли, что истинными радетелями государственных интересов России выступают простые русские люди, воплощённые в образах Левши и его товарищей. Кузьмин ведёт читателя внутрь дома и показывает, как они работают. Всмотритесь в рисунок Кузьмина. Подберите из текста 7 главы различные варианты подписи. 2.Найдите в тексте 6-й и 7-й глав детали портретной характеристики Левши. Как они воплощены в иллюстрациях к лесковскому сказу?

Слайд 13

13 А.Г. Тюрин. «Бегут». Иллюстрация К 8-й главе сказа Лескова. «Потная спираль». Иллюстрация к 9-й Главе сказа. 1962 – 1965. Иллюстрация повествует о том, как Платов «прикатил» в Тулу. Слово «дым» вызывает улыбку, а надписи «бегут», «ещё бежит» усиливают динамику действия, переданную в рисунке. Иллюстрация Тюрина к 9-й главе откликну- лась на центральный эпизод. Художник не только вводит в рисунок слова «потная спираль», но и даёт графическое изобра- жение «спирали», она как бы охватывает всех действующих лиц в сцене.

Слайд 14

14 Вопросы и задания 1.Что показалось вам неожиданным в рисунке А. Тюрина к 8-й главе произведения? 2.Чтение лесковского сказа вызывает у читателя улыбку. И 9-я глава произведения не является исключением. Писатель всегда находит комическую сторону в серьёзном предмете, преподносит читателю неожиданности, которые радуют, а порой озадачивают, охотно прибегает к эксцентрической игре слов. Художник-иллюстратор следует за писателем и стремится в рисунке передать то, что у него, как у читателя, вызвало улыбку. Какие изобразительные средства использует художник, передавая события 9 главы?

Слайд 15

15 Иллюстрации к 9-й главе сказа. 1950г. Это групповой портрет тульских мастеров, которые «взялись поддержать Платова, а с ним всю Россию». «…для поисков прототипа Левши вовсе не обязательно искать его в Туле среди Оружейников, наша страна богата народными умельцами – Кулибиными и Ползуновыми, - и я за свою жизнь не раз встречал людей, могущих послужить прототипами для лесковского героя». Кузьмин среди прототипов героя называет изобретателя-сапёра Шевцова, с которым служил в инженерных войсках во время 1-й Мировой войны, модельщика Путиловского Завода Васина, человека редкой скромности, Похожего на Левшу, старого часовщика Эсаулова, великого мастера, которые опреде- Лили отношение мастера книжного рисунка К лесковским мастерам-оружейникам.

Слайд 16

16 вопросы и задания 1.Прочитайте последний абзац 9-й главы. В какой мере рисунок художника вторит её заключительным строкам? 2.Что утверждает Кузьмин своим рисунком?

Слайд 17

17 иллюстрация к 13-й главе сказа. 1950 г. Эта иллюстрация напоминает иллюстрацию к 3-й главе, когда государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп в Англии. Это же делает и государь Николай Павлович, но в Петербурге. Художник выразил отношение каждого царя к английской блохе. Александр Павлович не верит в великие силы своего народа. Иной позиции придерживается Николай Павлович, верящий, что русские люди его не обманут. Подкованная блоха олицетворяет для государя верноподданническую преданность ему русских людей.

Слайд 18

18 Вопросы и задания 1.Рассмотрите иллюстрацию художников Кукрыниксов к 13-й главе произведения. Какие слова сказа заставляют вспомнить рисунок художников? Как изображён государь на иллюстрации? Что стремятся сказать читателю своим рисунком художники? 2.Почему художники ввели в иллюстрацию царедворцев и Платова? О чём говорят позы царских вельмож? Как изображён на рисунке Платов? 3.Сопоставьте иллюстрации к 3-й и 13-й главам, изображающим Александра Павловича и Николай Павловича, разглядывающих с помощью мелкоскопа Английскую стальную блоху. Что общего в композиционном решении рисунков? В чём вы видите сходство и различие в изображении на иллюстрациях русских государей, английских рабочих «в тужурных жилетах и фартуках» и царских вельмож? Как передано поведение Платова на рисунках Художников Кукрыниксов? 4.Расскажите, чем отличается отношение к стальной блохе Александра Павловича и Николая Павловича. Используйте в своём рассказе самобытные, меткие слова и выражения писателя.

Слайд 19

19 ИЛЛЮСТРАЦИЯ К 13-Й ГЛАВЕ СКАЗА. 1952 – 1965г.г. Этот рисунок ироничный. На иллюстрации Кукрыниксов государь согнулся неправдоподобно, что кажется в его спине нет позвонков. А в рисунке А. Тюрина фигура императора кажется, напротив, деревянной, негнущейся. Художник искусно использует приём преувеличения, когда мелкоскоп, который когда-то Платов «в карман спустил», снабжён ступенями. Да и головной убор государя тяжеловат, что вызывает у читателя улыбку. Преувеличение в рисунке Тюрина является одним из средств передачи иронии, свойственной сказу Лескова.

Слайд 20

20 Вопросы и задания 1.Как изображён на иллюстрации Левша? Какие детали его словесного портрета отображены на рисунке? 2.Какие черты характера Левши, по вашему мнению, художник стремился передать на иллюстрации? 3.Возможности слова шире возможностей изображения. Писатель всегда рассказывает больше, нежели художник, который иллюстрирует его произведение. Обратитесь к диалогу государя и Левши, нюансы которого невозможно передать в рисунке. Как разговор с императором характеризует Левшу и его великолепное мастерство? Какие слова Левши из 13-й и 14-й глав вам особенно запомнились?

Слайд 21

21 Иллюстрация к 15-й главе сказа. 1962 – 1965 г.г. На иллюстрации показано, как англичане преклоняются перед талантом Левши, его мастерством. Звучит и мысль о русской отсталости, сковывающей Творческие силы народа, и приверженность Левши к своей родине.

Слайд 22

22 Вопросы и задания 1.Каким изображён Левша на иллюстрации? Вспомните, во что был одет Левша перед поездкой в Англию. С какой целью это было сделано? О чём свидетельствуют поза и выражение лица Левши? 2.Как изображены на иллюстрации англичане? Какими словами из текста 15-й главы руководствовался художник, изображая англичан на рисунке? 3.Литературовед И.В. Столяров пишет: «…для понимания общего смысла сказа принципиально важно, что сам результат «безотдышной» работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удалось сотворить чудо – подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Покованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». Усовершенствованная английская диковинка «оказывается в то же время безнадёжно поломанной». Согласны ли вы с мнением литературоведа? 4.Обратитесь к тексту произведения. Что говорят Левше англичане о подкованной блохе? В чём они видят причину того, что она «дансе» не танцует? 5.Какие иллюстрации вслед за рисунком художника Тюрина вам бы хотелось нарисовать, отзываясь на «заграничные виды» Левши? Опишите устно одну из иллюстраций.

Слайд 23

23 Иллюстрация к 19-й главе сказа. 1962 -1965 г.г. В 19-й главе завершается печальный Рассказ о трагической участи Левши – «великого маленького человека». Кукрыниксы запечатлели мёртвого Левшу на полу в коридоре Простонародной Обухвинской больницы, где «неведомого сословия Всех умирать принимают», встречу Доктора Мартын-Сольского с Разгневанным графом Чернышёвым и, Наконец, ружьё с таким стволом, в котором пули болтаются. Художник Предпочёл изобразить мёртвого Левшу Рядом со дворцом, охраняемом Часовыми. Чем же вызвано такое иллюстративное решение?

Слайд 24

24 Вопросы и задания 1.Почему художник отказался от точного следования за художественным текстом и запечатлел смерть Левши возле дворца? Что утверждает художник своей иллюстрацией? 2.Искусство иллюстрации и по сей день воспринимается неоднозначно. Есть критики, которые отрицают иллюстрацию, видя в ней «плохое воспитательное средство» Иллюстратор Кузьмин подчёркивает: «Мой собственный читательский опыт протестует против утверждения, что иллюстрация – помеха восприятию литературного произведения». Вы познакомились с иллюстрациями к сказу «Левша», выполненными художниками Кукрыниксами, Кузьминым и Тюриным. Чьи иллюстрации вам больше понравились? Какие вам особенно хотелось бы выделить? Почему? 3.Прочтите заключительную главу произведения. Почему в подзаголовке произведение названо «сказом», а в последней главе «легендой»? Какую мысль утверждает писатель в заключительной главе?

Слайд 25

25 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.КОЛОКОЛЬЦЕВ Е.Н. ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗУ «ЛЕВША» - Ж. «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» № 10 - 2005 г. 2.УЧЕБНИК – ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т.Ф. КУРДЮМОВОЙ

Посмотреть все слайды

Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) российский график, народный художник РСФСР. В 1929-31 годах – один из лидеров группы «Тринадцать», которая культивировала «темповое рисование», стремясь выразить динамику современной жизни. Мастерство свободного, изящного стилизованного рисунка (иногда подцвеченного акварелью), тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры – всё это характерно для иллюстраций к «Левше» Н.С. Лескова (изд. 1955, 1961) и к другим произведениям русской классики.

«Лесковский штрих Кузьмина другой: озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый. Ощущение какого-то струящегося теплого воздуха вокруг фигур туляков. Придворные шаржированы: сияют, как елочные игрушки... Впоследствии, в начале 60-х годов, Н. Кузьмин усилил акценты: царь и двор стали отвратительнее, Левша – жальче, цвет активней, реминисценции из народной графики явственней. Но общий тон сохранился: переливчатое, пересмеивающееся, озорное лесковское узорочье. Впервые индивидуальный графический стиль не приложен к рассказу извне, а как бы рожден самим текстом, в который вошел художник, чтобы пережить изнутри его события». (Л.А. Аннинский)

Николай Васильевич Кузьмин об иллюстрациях к «Левше»:

Лескова я читал и чтил давно, но мое касательство к нему как иллюстратора началось рисунком к «Очарованномк страннику» в однотомнике Гослитиздата (1945). К давно задуманным эскизам для «Левши» я приступил исподволь, втихомолку, никому из посторонних не показывал сделанного. Когда было все решено до деталей, я рискнул показать макет «Левши» в издательстве, где он всем понравился. Я возил эскизы в Ленинград показывать А.Н. Лескову. Он воспринял их с горячей заинтересованностью. Иногда ему приходилось разрешать мои недоумения, возникавшие в процессе работы.

– Как, по-вашему, запряжены кони в коляску Платова – тройкой или цугом?
– Разумеется, тройкой.
– А как же в тексте: «И ямщик и форейтор на месте?». Какие же на тройке форейторы?
– Верно, форейтор!.. Ну, это, знаете, у самого внимательного автора случается обмолвка! Вот смотрите, – издание «Левши» с рисунками Н.Н. Каразина, оно вышло при жизни Н.С. Лескова, – Платов на тройке!

С благословения Андрея Николаевича и я изобразил тройку, а то «форейтор» в тексте стоял мне поперек дороги и как-то связывал руки.

Во время одного из посещений я забыл у него свой рисунок с портретом Николая Первого. Он переслал мне его в Москву при письме: «Когда Вы ушли, вечерком усмотрел большой лист и в нем «чертову куклу» и два складных листа изрядной бумаги... За эти дни я вволю всмотрелся в даваемый Вами образ и убедился в его верности и впечатляемости. Я его живо представляю при каждом воспоминании о нем. Значит – внедряется и живет в зрительной памяти. Это именно то «воображение», о котором Лесков говорит в «Тупейном» и которое тогда тщились воплощать все «особы», и превыше всего это достигалось Палкиным» (из письма от 17 мая 1953 года).

А.Н. Лесков писал мне: «Глубокое, от сердца благодарение Вам за Ваше неустанное стремление помочь нашему читателю зрительно вспомнить образы великого мастера слова».
Но случается, что и квалифицированный читатель находит в иллюстрациях нечто такое, что раскрывает ему содержание книги с новой стороны. К.И. Чуковский писал мне по поводу «Левши»: «Вы обнажили ее [книги] главную тему: насилие, совершаемое мерзавцами, тупицами и хамами, над талантом, над интеллектом, над Гением. Как топчут великих людей сапожищами...» Такое признание – высшая награда иллюстратору.

Рисунки к сказу Н.С. Лескова «Левша» я делал более четырех лет и в процессе работы буквально каждый рисунок обдумывал и переделывал десятки раз, о чем свидетельствуют горы эскизов, которые у меня сохранились. Скажу также об общем стиле иллюстраций – он, разумеется, диктовался самим складом данного литературного произведения. Это не достоверная хроника, а род сказки, легенды, со всякими умышленными несообразностями, вроде того, например: в Лондон Левша едет сухим путем, а обратно через «Твердиземное море» и т. п. Отсюда и стиль рисунков, близких к стилю старинных русских картинок.

Относительно внешнего облика Левши. У писателя он рисуется симпатичным, скромным, но знающим себе цену мастером, с чувством собственного достоинства. Нужно ли его изображать непременно косоглазым? «Косой Левша» – это, может быть, всего-навсего прозвище. Если подчеркнуть косоглазие Левши, то получится уродливый облик с жуликоватым, бегающим взглядом («Бог шельму метит»). Поэтому, чтобы сохранить симпатичный облик Левши, мне пришлось отказаться от подчеркивания косоглазия.

Что же касается до его прически, то дьячковские косицы выросли у него во время спешной работы – стричься ему было недосуг. Должен ли он быть более драным и неприбранным? Как-никак он ведь является перед очи строгого начальства, надевает свой праздничный кафтан и старается, чтобы все было форменно.

Некоторые находят, что изба у Левши выглядит хоромами. Известно исторически, что в наших лесных губерниях деревянный сруб был самым дешевым видам жилья и рубились они чаще всего на лесных складах по стандарту. Обычный сруб был в три окошка, соломенная крыша не типична для центральных губерний. О ставнях на окнах говорит сам автор.

Н.В. Кузьмин. Художник и книга. – М.: «Детская литература», 1985 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

* Сказ Лескова «Левша» вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы, Л. Эппле и художник-мультипликатор Ю. Тюрин. В творчестве всех иллюстраторов одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья. Присущими художественной графике средствами художники умело передают мягкую иронию писателя по отношению к тульским мастерам и сатирический подтекст в изображении «мелкой русской жизни».

3 слайд

Описание слайда:

* Кукрыниксы – это общий псевдоним сразу трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000), который составлен по начальным слогам их фамилий. В течение своей совместной работы они иллюстрировали работы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че- хова, М. Горького. В 1974 г. художники создали иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша».

4 слайд

Описание слайда:

* 1.Всмотритесь в иллюстрацию. Почему художники поместили на фронтисписе портрет Левши? Как представлен Левша на обобщённом портрете, созданном художниками? Обратитесь к тексту сказа Лескова и назовите рассредоточенные в произведении черты внешности героя, которые нашли отражение на рисунке Кукрыниксов. Чем руководствовались иллюстраторы, воссоздавая одежду тульского оружейника? За каким делом изображён Левша на главной иллюстрации к произведению? Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации работу»? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет «мелкоскопа»? Почему мастер держит молоточек в левой руке?

5 слайд

Описание слайда:

Хуожники Кукрыниксы. Государь с Платовым в кунсткамере. Иллюстра- ция ко 2 главе сказа.1974 г. Во 2-й главе, рассказывающей о посещении государем кунсткамеры, нерусские названия предметов нарочито даются в искажённом виде, придают неповторимый колорит всему сказу, вызывают улыбку читателя.

6 слайд

Описание слайда:

* 1.Какие детали текста первой и второй глав сказа перенесли художники в иллюстрацию, воссоздающую обстановку кунсткамеры? Какое впечатление произвела кунсткамера на государя и Платова? 2.Как герои изображены на иллюстрации? В чём причина «перемолвки» государя и Платова во время осмотра главного зала кунсткамеры? Как Платов «сконфузил» англичан? 3.Какими словами из текста второй главы можно подписать иллюстрацию? 4.Сопоставьте иллюстрацию Кукрыниксов с иллюстрацией ко 2-й главе художника Н.В. Кузьмина, воспроизведённой в учебнике. Какая Из иллюстраций вам особенно понравилась?

7 слайд

Описание слайда:

* Иллюстрация к 3-й главе сказа. 1974 г. Государю и Платову предложили рассмотреть через «мелкоскоп» «нимфозорию», выкованную из чистой «аглицкой» стали в изображении блохи. Выразительность сцены, её насыщенность живописными подробностями вызвали отклики как в серии иллюстраций Кузьмина, состоящей из 80 рисунков, так и в графическом комментарии к сказу художников Кукрыниксов, который включил в себя 64 иллюстрации.

8 слайд

Описание слайда:

* 1.Рисунки художников Кукрыниксов заставляют читателя улыбнуться. Зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц, заострённостью деталей в изображении героев. Подумайте, чем вызван такой характер рисунков. В какой мере он отвечает манере сказового повествования? 2.Часто ли вы улыбаетесь, читая «Левшу» Лескова? Всегда ли безобиден смех писателя? 3.Как изображены на иллюстрации герои произведения? Как переданы настроение и поведение главных и второстепенных действующих лиц произведения?

9 слайд

Описание слайда:

* Рисунок к 3-й главе сказа. 1962 – 1965. В поисках стиля рисунков художник А. Тюрин обратился к русскому народному лубку. Лубочные картинки, зачастую наивные, но понятные простому народу, всегда печатались на отдельных листках в сопровождении пояснительных надписей. Творчески используя манеру лубочных картинок, А.Г. Тюрин запечатлел главных героев лесковского сказа. На этой иллюстрации изображён Платов лежащим на «досадной укушетке».

10 слайд

Описание слайда:

* .Какие чувства вызывает у вас рисунок художника, сочетающий В чём художник следовал тексту лесковского сказа? Какие Детали рисунка придуманы художником как комментатором произведения? Можно ли сказать, что эти детали в целом не противоречат тексту лесковского сказа? 2.В каких главах повести упоминается платовская «укушетка»? Почему упоминание об «укушетке» сопровождаются в произведении определением«досадная»? Как вы понимаете столь необычное сочетание слов? Почему в 19-й главе сказа слово «укушетка» лишено привычного эпитета? 3.Сопоставьте изображение Платова на «досадной укушетке» на рисунке А. Тюрина и на иллюстрации Н.В. Кузьмина. Как на рисунках художников передано настроение донского казака Платова? Какой рисунок произвёл на вас большее впечатлени 4.Пользуясь текстом лесковского сказа, составьте короткий рассказ «Платов и «досадная укушетка». Используйте в своём рассказе образы, созданные иллюстраторами.

11 слайд

Описание слайда:

* Подлинными вершителями событий выступают в сказе косой Левша и его товарищи. Они взялись выполнить государев заказ и на них «теперь почивала надежда нации». Читателя покоряют чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, ответственность за порученное дело, решительность и твёрдость духа. Нравственную опору для большого и ответственного дела мастера находят в «церковном благочестии».

12 слайд

Описание слайда:

* 1.Каждая из 20 глав лесковского сказа вносит новое в развитие действия, которое всё более укрепляет читателя в мысли, что истинными радетелями государственных интересов России выступают простые русские люди, воплощённые в образах Левши и его товарищей. Кузьмин ведёт читателя внутрь дома и показывает, как они работают. Всмотритесь в рисунок Кузьмина. Подберите из текста 7 главы различные варианты подписи. 2.Найдите в тексте 6-й и 7-й глав детали портретной характеристики Левши. Как они воплощены в иллюстрациях к лесковскому сказу?

13 слайд

Описание слайда:

* А.Г. Тюрин. «Бегут». Иллюстрация К 8-й главе сказа Лескова. «Потная спираль». Иллюстрация к 9-й Главе сказа. 1962 – 1965. Иллюстрация повествует о том, как Платов «прикатил» в Тулу. Слово «дым» вызывает улыбку, а надписи «бегут», «ещё бежит» усиливают динамику действия, переданную в рисунке. Иллюстрация Тюрина к 9-й главе откликну- лась на центральный эпизод. Художник не только вводит в рисунок слова «потная спираль», но и даёт графическое изобра- жение «спирали», она как бы охватывает всех действующих лиц в сцене.

14 слайд

Описание слайда:

* 1.Что показалось вам неожиданным в рисунке А. Тюрина к 8-й главе произведения? 2.Чтение лесковского сказа вызывает у читателя улыбку. И 9-я глава произведения не является исключением. Писатель всегда находит комическую сторону в серьёзном предмете, преподносит читателю неожиданности, которые радуют, а порой озадачивают, охотно прибегает к эксцентрической игре слов. Художник-иллюстратор следует за писателем и стремится в рисунке передать то, что у него, как у читателя, вызвало улыбку. Какие изобразительные средства использует художник, передавая события 9 главы?

15 слайд

Описание слайда:

* Иллюстрации к 9-й главе сказа. 1950г. Это групповой портрет тульских мастеров, которые «взялись поддержать Платова, а с ним всю Россию». «…для поисков прототипа Левши вовсе не обязательно искать его в Туле среди Оружейников, наша страна богата народными умельцами – Кулибиными и Ползуновыми, - и я за свою жизнь не раз встречал людей, могущих послужить прототипами для лесковского героя». Кузьмин среди прототипов героя называет изобретателя-сапёра Шевцова, с которым служил в инженерных войсках во время 1-й Мировой войны, модельщика Путиловского Завода Васина, человека редкой скромности, Похожего на Левшу, старого часовщика Эсаулова, великого мастера, которые опреде- Лили отношение мастера книжного рисунка К лесковским мастерам-оружейникам.

16 слайд

Описание слайда:

* 1.Прочитайте последний абзац 9-й главы. В какой мере рисунок художника вторит её заключительным строкам? 2.Что утверждает Кузьмин своим рисунком?

17 слайд

Описание слайда:

* Эта иллюстрация напоминает иллюстрацию к 3-й главе, когда государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп в Англии. Это же делает и государь Николай Павлович, но в Петербурге. Художник выразил отношение каждого царя к английской блохе. Александр Павлович не верит в великие силы своего народа. Иной позиции придерживается Николай Павлович, верящий, что русские люди его не обманут. Подкованная блоха олицетворяет для государя верноподданническую преданность ему русских людей.

18 слайд

Описание слайда:

* 1.Рассмотрите иллюстрацию художников Кукрыниксов к 13-й главе произведения. Какие слова сказа заставляют вспомнить рисунок художников? Как изображён государь на иллюстрации? Что стремятся сказать читателю своим рисунком художники? 2.Почему художники ввели в иллюстрацию царедворцев и Платова? О чём говорят позы царских вельмож? Как изображён на рисунке Платов? 3.Сопоставьте иллюстрации к 3-й и 13-й главам, изображающим Александра Павловича и Николай Павловича, разглядывающих с помощью мелкоскопа Английскую стальную блоху. Что общего в композиционном решении рисунков? В чём вы видите сходство и различие в изображении на иллюстрациях русских государей, английских рабочих «в тужурных жилетах и фартуках» и царских вельмож? Как передано поведение Платова на рисунках Художников Кукрыниксов? 4.Расскажите, чем отличается отношение к стальной блохе Александра Павловича и Николая Павловича. Используйте в своём рассказе самобытные, меткие слова и выражения писателя.

19 слайд

Описание слайда:

* ИЛЛЮСТРАЦИЯ К 13-Й ГЛАВЕ СКАЗА. 1952 – 1965г.г. Этот рисунок ироничный. На иллюстрации Кукрыниксов государь согнулся неправдоподобно, что кажется в его спине нет позвонков. А в рисунке А. Тюрина фигура императора кажется, напротив, деревянной, негнущейся. Художник искусно использует приём преувеличения, когда мелкоскоп, который когда-то Платов «в карман спустил», снабжён ступенями. Да и головной убор государя тяжеловат, что вызывает у читателя улыбку. Преувеличение в рисунке Тюрина является одним из средств передачи иронии, свойственной сказу Лескова.

20 слайд

Описание слайда:

* 1.Как изображён на иллюстрации Левша? Какие детали его словесного портрета отображены на рисунке? 2.Какие черты характера Левши, по вашему мнению, художник стремился передать на иллюстрации? 3.Возможности слова шире возможностей изображения. Писатель всегда рассказывает больше, нежели художник, который иллюстрирует его произведение. Обратитесь к диалогу государя и Левши, нюансы которого невозможно передать в рисунке. Как разговор с императором характеризует Левшу и его великолепное мастерство? Какие слова Левши из 13-й и 14-й глав вам особенно запомнились?