Буддийские имена. Что означают Тувинские имена: толкование и история происхождения Тыва аттар кыс
Буддийские имена – это имена, связанные с буддизмом. Имена буддийского происхождения используются на территориях, где буддизм распространен в настоящее время или был распространен в прошлом.
Основное население буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм исповедуют в Бурятии, Калмыкии, Туве.
Например, в Индии, где буддисты по численности уступают индусам, мусульманам и христианам, буддийские имена сохраняются и сегодня.
Немного о буддизме.
Буддизм – религиозно-философское учение о духовном пробуждении, появившееся около VI века до н. э. в Древней Индии. Это древняя мировая религия. Основателем учения является Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Термин буддизм впервые появился в Европе в XIX веке.
Без понимания буддизма невозможно понять культуру Востока – индийскую, японскую, китайскую, тибетскую, монгольскую, бурятскую, калмыкскую, тувинскую и др.
К буддийским именам относятся:
Имена, которые дают в буддийских посвящениях (в монахи)
Именослов в странах, где буддизм является основной религией. Сюда входят:
Имена, связанные Индией, родиной Будды (на основе санскрита)
Имена, являющиеся переводами первоначальных слов на другой национальный язык.
Например, в бурятской, калмыцкой, монгольской, тувинской культуре (у народов, принявших буддизм из Тибета), существуют имена буддийского происхождения с корнями из санскрита, тибетского и национальных языков.
Основанные на учении буддизма, буддийские имена часто связаны с характерными для буддизма чертами:
Имена буддийских божеств и символов
Имена, значение которых связано с сознанием, проницательностью, спокойным умом, медитацией
Имена, взятые из названий книг и названий молитв
Имена из буддийского календаря.
Буддийское духовенство традиционно участвовало в именовании детей, часто используя календарь.
Буддийские имена включают в себя имена бурятов, калмыков, тувинцев, монголов, тайцев, жителей Тибета:
Монгольские имена
Тайские имена
Олег и Валентина Световид
Наша книга "Энергия фамилий"
Книга "Энергия имени"
Олег и Валентина Световид
Адрес нашей электронной почты: [email protected]
На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.
Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.
При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.
Буддийские имена
Внимание!
В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).
На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.
Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.
Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.
Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.
Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.
Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".
Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!
С уважением – Олег и Валентина Световид
Нашими официальными сайтами являются:
Тувинский язык относится к тюркской языковой группе. Наречения у тувинцев разнообразны, имеют разные корни и представляют собой пласт лингвистического и этнографического материалов.
Имена отражают обычаи и традиции, образ жизни. Из статьи узнаете подробнее о тувинских именах, об их образовании. Также найдете список самых популярных и красивых женских имен у тувинцев на русском языке со значением.
Образование и распространение, заимствование из других языков
Наиболее популярна концепция, согласно которой все тувинские имена разделяют на три группы :
- Тувинские.
- Буддийские.
- Заимствованные из европейских и русского языков.
Однако специалисты выделяют еще одну группу – наречения, заимствованные из монгольского языка.
К первой группе имен относятся следующие: «Белек» – подарок, «Анай» – козленок, «Чечек» – цветок. Это односоставные наречения. Другие же содержат два компонента в составе, например, «Анай-Саар» – доить козленка, «Алдын-Херел» – золотой луч.
Часть тувинских имен являются аппелятивами языка , так многие из них отражают внешность обладателя, черты характера и темперамента. Например, «Каракыс» – черная девочка. В этих именах есть еще одна характерная особенность. Элемент «кыс» обозначает представителя женского пола, еще один элемент, имеющий такую же функцию – «уруг», что в переводе означает «дочь».
Аффикс «маа» тоже добавляется к именам и обозначает женские. Интересно, что практически любое мужское имя можно сделать женским, добавив необходимый компонент. Часто наречения отражают желание родителей сравнить новорожденную с красивым растением, птицей или животным. Например, «Сайлыкмаа» – синица, «Чодураа» – черемуха.
Вторая группа имен связанная с религиозными традициями буддизма. В тувинский язык пришли наречения в честь буддийских богов, религиозных явлений. Например, «Сотпа» – терпеливость, «Чадамба» – одно из названий буддийской книги. Часть имен происходит от тибетских названий дня недели. «Даваа» – понедельник, «Бурбу» – четверг. Имена, относящиеся к религии, являются общими, т.е. не разделяются на женские и мужские.
В XX происходило активное взаимодействие с европейцами и русскими, поэтому тувинский именослов обогатился и стал видоизменяться. Многие из тувинских имен стали фамилиями . Например, «Кускельдей Тамара Маадыровна». Практически до конца XX века у тувинцев не существовало отчеств и фамилий.
В тувинской среде был распространен принцип образования имен из этнонимов. Например, «Оруса» – русская.
Как выбирают?
С давних пор тувинцы имеют особые традиции выбора имени.
В далеком прошлом при рождении ребенка имя ему давали не сразу , спустя несколько лет. Чаще всего, к 10 годам. Данная традиция не дошла до наших дней. Однако в удаленных уголках сохраняется другой обычай: при рождении ребенка в дом приходят мудрые женщины, которые спрашивают мужа о поле ребенка.
Выбирать наречение для новорожденной отцу и матери запрещено, на совете старухи сами решают, как нарекать девочку. В деревнях сохраняется обычай устраивать праздник для всех жителей, на котором все предлагают разные имена. Победителю достается ценный подарок, например, лошадь. А родившейся девочке – определенное имя. Но это исключения из правил и пережитки прошлого, постепенно исчезающие из обыденной жизни.
В некоторых семьях при рождении нескольких девочек, последней рожденной дают имя с мужским аффиксом «оол», это своеобразная просьба к высшим силам.
Еще в 70-80 годы XX многие родившие женщины не знали, как назвать ребенка , т.к. считалось, что приготовление к рождению ребенка – плохая примета, поэтому давали девочкам свое собственное имя. Некоторые родители до сих пор обращаются за советом к священнослужителям (ламам), это связано с повышением популярности учений буддийской религии среди тувинского народа.
Если раньше существовал строгий запрет на наречение детей в честь умерших предков, то теперь наоборот – многие девочки получают имена бабушек и прабабушек.
Список красивых вариантов на русском языке по алфавиту от А до Я, их значение и краткое толкование
Тувинцы большое значение отдают выбору имени для ребенка. Они уверены, что между наречением и его обладателем существует особая мистическая связь. Поэтому каждому родителю важно обращаться к тувинскому именослову.
Имена собственные в тувинском языке образуются необычным способом: к одной и той же основе-лексеме добавляются «мужские» и «женские» компоненты. Таким образом одно и то же имя может использоваться как для мальчиков, так и для девочек. Традиционно «женские» окончания имен – -кыс, что означает «девочка», «девушка», -уруг («дочь»), -маа (от тибетского слова «мать»).
До массового распространения буддизма для девочек использовались исконно тувинские женские имена, образованные от слов, указывающих на родоплеменную принадлежность, внешние отличия (например, Семис-кыс – «толстая»).
Буддизм обогатил тувинскую культуру новыми именами санскрито-тибетского и тибетско-монгольского происхождения, которые в процессе использования претерпели некоторые фонетические изменения. Буддийские тувинские имена для девочек по значению можно разделить на несколько групп: названия религиозных трактатов, божеств буддийского пантеона, имена – благопожелания, буддийские философские понятия (например, Ханды – «дева-спасительница»), названия буддийских принадлежностей и монашеских степеней.
Среди тибетских имен также распространены тибетские названия дней недели и планет, им соответствующих. Если родители затруднялись с выбором имени для новорожденной, они могли попросить о помощи ламу, который выбирал имя, шептал его девочке в левое ухо, и лишь затем сообщал родственникам.
Женские тувинские имена: красивые и необычные
Тувинские имена для девочек часто в переводе означают названия красивых растений или птиц, например, Чодураа – «черемуха». Так родители подчеркивают красоту и женственность дочерей. Но и до наших дней дошел обычай называть ребенка кличкой, прозвищем или уничижительным именем, чтобы «отогнать злых духов». Такое явление можно наблюдать в семьях, где часто умирали дети. Пример подобного женского имени – Калдармаа (от слова калдар – «чумазый»).
Часто тувинцы используют красивые тувинские женские имена: Октуй, Санна и др.
Популярность тувинских женских имен в разные годы
В 1944 году Республика Тыва вошла в состав СССР. До этого времени в краю использовались исконно тувинские женские имена – тюркские, монгольские, тибетские. После вхождения в СССР начался процесс активного заимствования тувинцами русских, общероссийских и некоторых европейских имен. В результате в период с 1951 по 1959 годы доля использования заимствованных имен составила 91.5% от общего количества. Среди самых популярных женских имен этого периода - Раиса, Светлана, Клара и др.
Позже, в 70-х годах, в Туве были широко распространены новые женские имена, такие как Алимаа. Одновременно происходит постепенное возвращение к национальным корням, в связи с чем родители чаще выбирают для дочерей традиционные, но забытые тувинские имена.
В последние годы наиболее популярные женские имена в Туве – не только национальные (Саглай), но и русские (Мария) и общероссийские (Алина).
Представлены монгольские элементы. Эта закономерность отражается и в собственных именах. Они издавна имели важное значение для тувинцев.
История происхождения имен
Современные тувинские имена были заимствованы у монголов, русских, тюркских народов.
Еще совсем недавно ребенка нарекали не сразу, а спустя месяцы, а иногда и годы после его рождения. Еще в 19-м веке мальчик получал свое «мужское» имя в возрасте примерно 10 и более лет. До этого его называли просто «сын», «маленький мальчик», «малыш» и так далее.
Эта традиция берет свое начало из преданий и эпических сказаний тувинцев, где объясняется, что наречение происходит только тогда, когда молодой человек получает коня и становится мужчиной. Так, например, один из героев эпических сказаний Хан-Буддай получил имя, когда стал ездить на охоту и смог укротить своего коня, а герой эпических сказаний Меге Сагаан-Тоолай - только перед поездкой за своей невестой.
Многие тувинские имена связаны с внешним видом ребенка, его темпераментом или характером. Например, Биче-оол переводится как «маленький мальчик», Кара-кыс - «черная девочка», Узун-оол - «длинный мальчик» и так далее.
Нередко способ наречения отражает сильное желание родителей видеть в малыше ту или иную черту, например Маадыр переводится как «герой», Мерген - «мудрый».
Встречаются у народа имена, которые были даны по названию определенного предмета: Деспижек - «корытце».
Девочек часто называли в честь красивых птиц, растений, животных, например Сайлыкмаа - «синичка», Чодураа - «черемуха». Самое распространенное тувинское женское имя - Чечек - «цветок».
Иногда детей нарекали по названию местности, где проживала семья, например, Хемчик-оол (река, впадающая в Енисей).
Еще в начале 20-го века, если в семье умирали дети, то ребенку давали какое-либо «страшное», «скверное» имя, чтобы отпугнуть злого духа. Вместе с плохим прозвищем ему давали и мирское «настоящее», но его не произносили, пока ребенок не подрастет и не окрепнет. В настоящее время этот обычай исчез, но среди людей старшего поколения часто можно встретить лиц с такими именами и возникшими на их основе фамилиями.
Способ образования
Все тувинские имена по происхождению делятся на три группы:
- Первая группа - это исконно национальные наречения: Мерген - «мудрый», Анай «козленок», Чечен - «изящный», Белек - «подарок», Чечек - «цветок», Маадыр - «герой».
Многие имена двусложные, состоят из нескольких компонентов, например, Белек-Байыр - «подарок и праздник», Алдын-Херел - «золотой луч».
Наиболее распространенным компонентом тувинских имен для мальчиков является слово «оол», которое переводится как «мальчик», «парень». Например, Алдын-оол - «золотой мальчик».
- Ко второй группе относят те, которые связаны с буддизмом, они были видоизменены согласно фонетическим законам. Часто тувинцы называли детей в честь буддийских божеств, Долчан, Долгар, Шогжал.
Также нарекали детей в честь священных буддийских книг, например Манзырыкчы.
- К третьей группе относятся русские или заимствованные из других европейских языков.
Следует отметить, что имена у тувинцев употребляются чаще, чем фамилии. Человека знают по его личному прозвищу, кроме того, вплоть до 1947 года фамилиями были старые названия племен.
Образование фамилий и отчеств
В 1947 году тувинцам разрешили брать русские имена и фамилии, так как родоплеменные названия, которые служили фамилиями, были количественно ограничены.
В результате этого процесса национальные тувинские имена стали фамилиями, а русские заимствованные - именами. Например, Кускелдей Тамара, Даваа Александр. Особенно это характерно для младшего и среднего поколения.
У тувинских фамилий отсутствуют определенные окончания, которые характерны для русских.
Отчества образуются следующими способами:
- К имени отца прибавляются суффиксы: -евич, -ович для мужчин; -евна, -овна для женщин. Например, Кызыл-ооловна, Кызыл-ооло-вич.
- Имя отца ставится на третьем месте без суффикса. Например, Танова София Седип, Монгуш Александр Кызыл-оол.
Необычные мужские
По сложившейся народной традиции родители называли ребенка странно, чтобы уберечь его от опасности. Ему подбирали необычное или некрасивое прозвище. Например, Кодур-оол означает «лишайник». Часто мальчика называли женским именем, а девочку - мужским. Иногда детям давали даже кличку. Считалось, что такие способы наречения отгоняли от ребенка злых духов.
Список красивых тувинских имен:
- Айлан - «соловей»,
- Айхаан - «лунный хан»,
- Алдынхерел - «золотой луч»,
- Баазан - «родился в пятницу»,
- Байлак - «достаток»,
- Белек - «образованный»,
- Бурбу - «родился в четверг»,
- Маадыр - «герой»,
- Менгиот - «горный ледник»,
- Мерген - «меткий стрелок»,
- Чечен - «изящный»,
- Чимит - «бессмертный».
Для женщин
У тувинцев мужские имена легко превращают в женские, заменив элемент «оол» на «кыс», который означает «девочка», «девушка», или «уруг» - «дочь», «ребенок». Например, Алдын-кыс «золотая девочка», Ак-уруг «белый ребенок».
Одним из характерных показателей тувинских имен для девочек является составная часть «маа», это тибетское слово, которое означает «мама». Например, Сайлыкмаа - «синичка», Чечекмаа - «цветочек».
Список популярных тувинских женских имен:
- Азунда - значение неизвестно,
- Айсуу - «лунная вода»,
- Анай - «козленок»,
- Каракыс - «черная девушка»,
- Олча - «удача»,
- Саар - «доярка»,
- Сайлыкмаа - «синичка»,
- Сылдысмаа - «звезда»,
- Хералмаа - «луч»,
- Херел - «луч»,
- Чечекмаа - «цветок»,
- Шенне - «пион»,
- Шуру - «красивая».
Вместо заключения
В последнее время тувинцы наряду с национальными именами для наречения детей используют заимствованные из русского языка.
Современные мужские имена преимущественно тувинские (тюркского происхождения), а также монгольские, русские, европейские, тибетские.
Мужские легко узнать по окончанию - оол, женские по -кыс, -маа, -уруг.
Для тувинцев большое значение всегда имело имянаречение, так как они верили в мистическую, магическую и духовную связь между объектом и словом. Поэтому называли детей словами, означающими положительные качества характера. Также популярными являются имена, образованные от названия местности, в которой рожден малыш.
После распространения ламаизма (16-й век) тувинцы активно стали использовать тибетские и монгольские слова и понятия для наречения детей. Появились буддийские имена - в честь божеств, философских терминов, священных книг.
Часто имя подбирал ребенку лама и шептал его в правое ухо ребенку мужского пола.
Представлены монгольские элементы. Эта закономерность отражается и в собственных именах. Они издавна имели важное значение для тувинцев.
История происхождения имен
Современные тувинские имена были заимствованы у монголов, русских, тюркских народов.
Еще совсем недавно ребенка нарекали не сразу, а спустя месяцы, а иногда и годы после его рождения. Еще в 19-м веке мальчик получал свое «мужское» имя в возрасте примерно 10 и более лет. До этого его называли просто «сын», «маленький мальчик», «малыш» и так далее.
Эта традиция берет свое начало из преданий и эпических сказаний тувинцев, где объясняется, что наречение происходит только тогда, когда молодой человек получает коня и становится мужчиной. Так, например, один из героев эпических сказаний Хан-Буддай получил имя, когда стал ездить на охоту и смог укротить своего коня, а герой эпических сказаний Меге Сагаан-Тоолай - только перед поездкой за своей невестой.
Многие тувинские имена связаны с внешним видом ребенка, его темпераментом или характером. Например, Биче-оол переводится как «маленький мальчик», Кара-кыс - «черная девочка», Узун-оол - «длинный мальчик» и так далее.
Нередко способ наречения отражает сильное желание родителей видеть в малыше ту или иную черту, например Маадыр переводится как «герой», Мерген - «мудрый».
Встречаются у народа имена, которые были даны по названию определенного предмета: Деспижек - «корытце».
Девочек часто называли в честь красивых птиц, растений, животных, например Сайлыкмаа - «синичка», Чодураа - «черемуха». Самое распространенное тувинское женское имя - Чечек - «цветок».
Иногда детей нарекали по названию местности, где проживала семья, например, Хемчик-оол (река, впадающая в Енисей).
Еще в начале 20-го века, если в семье умирали дети, то ребенку давали какое-либо «страшное», «скверное» имя, чтобы отпугнуть злого духа. Вместе с плохим прозвищем ему давали и мирское «настоящее», но его не произносили, пока ребенок не подрастет и не окрепнет. В настоящее время этот обычай исчез, но среди людей старшего поколения часто можно встретить лиц с такими именами и возникшими на их основе фамилиями.
Способ образования
Все тувинские имена по происхождению делятся на три группы:
- Первая группа - это исконно национальные наречения: Мерген - «мудрый», Анай «козленок», Чечен - «изящный», Белек - «подарок», Чечек - «цветок», Маадыр - «герой».
Многие имена двусложные, состоят из нескольких компонентов, например, Белек-Байыр - «подарок и праздник», Алдын-Херел - «золотой луч».
Наиболее распространенным компонентом тувинских имен для мальчиков является слово «оол», которое переводится как «мальчик», «парень». Например, Алдын-оол - «золотой мальчик».
- Ко второй группе относят те, которые связаны с буддизмом, они были видоизменены согласно фонетическим законам. Часто тувинцы называли детей в честь буддийских божеств, Долчан, Долгар, Шогжал.
Также нарекали детей в честь священных буддийских книг, например Манзырыкчы.
- К третьей группе относятся русские или заимствованные из других европейских языков.
Следует отметить, что имена у тувинцев употребляются чаще, чем фамилии. Человека знают по его личному прозвищу, кроме того, вплоть до 1947 года фамилиями были старые названия племен.
Образование фамилий и отчеств
В 1947 году тувинцам разрешили брать русские имена и фамилии, так как родоплеменные названия, которые служили фамилиями, были количественно ограничены.
В результате этого процесса национальные тувинские имена стали фамилиями, а русские заимствованные - именами. Например, Кускелдей Тамара, Даваа Александр. Особенно это характерно для младшего и среднего поколения.
У тувинских фамилий отсутствуют определенные окончания, которые характерны для русских.
Отчества образуются следующими способами:
- К имени отца прибавляются суффиксы: -евич, -ович для мужчин; -евна, -овна для женщин. Например, Кызыл-ооловна, Кызыл-ооло-вич.
- Имя отца ставится на третьем месте без суффикса. Например, Танова София Седип, Монгуш Александр Кызыл-оол.
Необычные мужские
По сложившейся народной традиции родители называли ребенка странно, чтобы уберечь его от опасности. Ему подбирали необычное или некрасивое прозвище. Например, Кодур-оол означает «лишайник». Часто мальчика называли женским именем, а девочку - мужским. Иногда детям давали даже кличку. Считалось, что такие способы наречения отгоняли от ребенка злых духов.
Список красивых тувинских имен:
- Айлан - «соловей»,
- Айхаан - «лунный хан»,
- Алдынхерел - «золотой луч»,
- Баазан - «родился в пятницу»,
- Байлак - «достаток»,
- Белек - «образованный»,
- Бурбу - «родился в четверг»,
- Маадыр - «герой»,
- Менгиот - «горный ледник»,
- Мерген - «меткий стрелок»,
- Чечен - «изящный»,
- Чимит - «бессмертный».
Для женщин
У тувинцев мужские имена легко превращают в женские, заменив элемент «оол» на «кыс», который означает «девочка», «девушка», или «уруг» - «дочь», «ребенок». Например, Алдын-кыс «золотая девочка», Ак-уруг «белый ребенок».
Одним из характерных показателей тувинских имен для девочек является составная часть «маа», это тибетское слово, которое означает «мама». Например, Сайлыкмаа - «синичка», Чечекмаа - «цветочек».
Список популярных тувинских женских имен:
- Азунда - значение неизвестно,
- Айсуу - «лунная вода»,
- Анай - «козленок»,
- Каракыс - «черная девушка»,
- Олча - «удача»,
- Саар - «доярка»,
- Сайлыкмаа - «синичка»,
- Сылдысмаа - «звезда»,
- Хералмаа - «луч»,
- Херел - «луч»,
- Чечекмаа - «цветок»,
- Шенне - «пион»,
- Шуру - «красивая».
Вместо заключения
В последнее время тувинцы наряду с национальными именами для наречения детей используют заимствованные из русского языка.
Современные мужские имена преимущественно тувинские (тюркского происхождения), а также монгольские, русские, европейские, тибетские.
Мужские легко узнать по окончанию - оол, женские по -кыс, -маа, -уруг.
Для тувинцев большое значение всегда имело имянаречение, так как они верили в мистическую, магическую и духовную связь между объектом и словом. Поэтому называли детей словами, означающими положительные качества характера. Также популярными являются имена, образованные от названия местности, в которой рожден малыш.
После распространения ламаизма (16-й век) тувинцы активно стали использовать тибетские и монгольские слова и понятия для наречения детей. Появились буддийские имена - в честь божеств, философских терминов, священных книг.
Часто имя подбирал ребенку лама и шептал его в правое ухо ребенку мужского пола.