Данте Алигьери и его «Божественная комедия. Данте алигьери — «божественная комедия


Екатерина Мешаненкова

Данте. Жизнь: Инферно. Чистлище. Рай

Вступление

Существует ли среди поэтов и философов личность более удивительная и загадочная, чем Данте Алигьери?

Но загадочность его не такая, как, например, у Шекспира, вопросы и предположения вызывает не личность Данте - о его жизни как раз известно достаточно много, - а творчество. Ко времени создания величайшего труда своей жизни Данте был уже известен как поэт и философ, его произведения ценились знатоками поэзии и литературы, но все-таки он был всего лишь одним из многих талантливых писателей, которыми всегда славилась Италия.

А потом - прорыв. Гром с неба, эффект разорвавшейся бомбы - любой эпитет будет слишком бледным, чтобы достойно описать, какое впечатление произвело на читателей его последнее произведение.

Поэма «Комедия», едва закончив которую он скончался, не зря всего через несколько лет уже была переименована в «Божественную Комедию» и под таким именем навсегда осталась в истории. Ни в Средневековье, ни в эпоху Возрождения, ни в более поздние времена никто больше не сумел создать произведения, равного ей по грандиозности, выразительности и степени влияния на умы. Даже те, кто никогда не читал Данте, слышали про круги его Ада и знают, что самый глубокий из них предназначен для предателей.

«Божественную Комедию» невозможно забыть. Описание Ада пробирает до дрожи даже самых толстокожих людей. А достоверность ее такова, что даже скептически настроенный современный человек при прочтении начинает верить, что Данте на самом деле там был и видел все описываемое им собственными глазами.

Но загадка «Божественной Комедии» все же не в этом. Она скрыта под увлекательным повествованием и гениальными стихами, поэтому известна в основном специалистам - историкам, литературоведам, философам. Обычный читатель видит только стихи и сюжет, но в них зашифровано такое количество символов и аллегорий, что у специалистов голова идет кругом.

Каждый персонаж, каждая фраза «Божественной Комедии» имеют двойное, а то и тройное значение. Часть их расшифровывается довольно «легко» - достаточно лишь хорошо знать историю, теологию, философию, мифологию, а главное - жизнь и воззрения самого Данте. Но о большинстве идей и символов, спрятанных за рифмованными строфами, остается только догадываться и спорить, чем исследователи творчества Данте и занимаются вот уже почти семьсот лет.

Кто такая Беатриче - женщина или символ? Как Данте связан с тамплиерами и еретиками? Что за загадочные вопросы задают ему грешники в Аду? Что вообще такое «Божественная Комедия», для чего, а главное, для кого Данте зашифровал в ней столько загадок?

Задайте правильный вопрос, и, может быть, именно вам великий флорентиец откроет свои тайны.

Основные даты в жизни Данте

1265, вторая половина мая - Рождение Данте.

Ок. 1283 - Умирает отец Данте.

1285–1287 - Учится в Болонском университете.

1289, 11 июня - Участвует в сражении на Кампальдино, закончившемся победой флорентийцев.

1291 - Написана «Новая Жизнь».

1291–1292 - Женитьба на Джемме Донати.

1294, март - Данте в составе почетного рыцарского эскорта флорентийцев сопровождает от Сьены до Флоренции номинального короля Венгрии Карла Мартелла.

1 ноября 1295 - 30 апреля 1296 - Заседает в Особом совещании при Капитане народа. Избирается одним из старейшин своей части города.

1296, май - сентябрь - Входит в Совет ста, ведающий финансовыми делами Флорентийской республики.

1297 - Член совета подеста.

90-е годы - Рождение сыновей Якопо и Пьетро, дочери Антонии.

1301, декабрь - Тайно возвращается во Флоренцию, находящуюся с ноября во власти черных гвельфов.

1302, начало января - Навсегда покидает Флоренцию.

1302, 10 марта - Новое решение суда черных гвельфов: если Данте вернется во Флоренцию, «то пусть его жгут огнем, пока не умрет».

Д аже те, кто не читал «Божественную комедию», знают о впечатляющих картинах устройства ада, чистилища и рая, созданных великим Данте. Но эта поэма — не только высокая литература. Для современников Данте она была острой и актуальной. Она влияла даже на руководство могущественной католической церкви, с которой у поэта были не самые лучшие отношения.

«Божественная комедия» — уникальное произведение сразу по нескольким причинам. Прежде всего, Данте Алигьери стал первым, кто написал сложную философскую поэму, безусловно относящуюся к высокой литературе, на итальянском языке. До этого все, что выходило за рамки площадных развлечений и романтических глупостей, полагалось писать на латыни. Соответственно, и ознакомиться с подобными произведениями могли только принадлежащие к узкому кругу интеллектуалов.

А вот «Комедию» Данте мог прочитать любой грамотный итальянец. Во-вторых, этим поступком Данте фактически создал итальянский литературный язык. То есть сделал для итальянцев то же, что Пушкин — для русских. Но не в XIX, а в XIV веке. И наконец, в-третьих, своей поэмой он умудрился изменить отношение современников к миру.

Священная поэма

Данте писал свою «Комедию» где-то с 1307 по 1321 год. Но об отдельных сюжетах и философских концепциях поэт явно размышлял и раньше. Кстати, «Божественной» он поэму не называл. Этот эпитет дал ей Джованни Боккаччо, писавший к ней комментарии уже после смерти поэта. А сам Данте без ложной скромности именовал свое произведение «священной поэмой». В этом, очевидно, выражалось то, что он хотел вложить в свои строки в первую очередь. А именно — описать те принципы, на которых должно строиться здоровое общество. Восхвалить те вещи, которые он считал правильными, и осудить пороки. И сделать все это, апеллируя к высшему авторитету — Богу.

Данте Алигьери не был оторванным от жизни мечтателем. Он активно участвовал в политической жизни Флоренции. Причем погряз в политических интригах настолько глубоко, что в 1302 году был приговорен политическими оппонентами к смерти, а затем навсегда изгнан из родного города.

Не прошли мимо Данте и глобальные политические события в жизни Италии тех времен. Речь о противостоянии партий гибеллинов (поддерживавших права императора Священной Римской империи на Италию) и гвельфов (выступавших на стороне усиления власти папы римского). Причем в этой схватке Данте занял одну из самых сложных и непопулярных позиций. Он принадлежал к партии так называемых белых гвельфов. Они были против императора, но признавали возможность сотрудничества с гибеллинами. Соответственно, и доставалось им от обеих сторон — как от сторонников императора, так и от радикальных черных гвельфов. Власть во Флоренции долгое время принадлежала белым гвельфам, но в конце концов они потерпели поражение, что непосредственно отразилось и на судьбе Данте.

Никогда не выступая против христианской веры и не поддерживая какие-либо ереси, Алигьери тем не менее чем дальше, тем смелее осуждал церковь как организацию. Ему не нравились показная роскошь римской курии и погрязшее в грехах высшее духовенство, которое даже не пыталось скрывать свою развращенность. Но он не был готов и к радикальным реформам. Все это прослеживается в тексте «Божественной комедии».

100 великих песен

Писать большое произведение, открыто посвященное критике церкви (пускай сколь угодно справедливой), было бы для любого человека в XIV веке равносильно самоубийству. А уж для принадлежащего к неблагонадежной партии белых гвельфов — тем более. Данте это понимал. К тому же, хотя он и не был чужд жанра политического памфлета, ему хотелось создать что-то по-настоящему грандиозное, великое, объединяющее его размышления об окружающем мире и о высших сферах.

Изображение дьявола, наказывающего грешников. В верхнем левом углу стоят Данте и его проводник — Вергилий. Иллюстрация XV века.

Не имея возможности честно говорить об окружающей его реальности, Данте решил описать то, чего никто из живущих не видел — устройство загробного мира. Этот шаг тоже был довольно смелым — поэт запросто мог попасть под обвинения в ереси и искажении католического вероучения. Тем более что с некоторыми догматами он и правда обходился довольно-таки свободно. Однако у Данте было некоторое преимущество. Дело в том, что в Средние века не существовало стройного и одобренного церковью описания рая и ада. Они были скорее идеями, общими представлениями. Но что именно там происходит с душами — оставалось тайной.

Данте решил раскрыть эту тайну, оформив ее в виде совершенного по форме произведения. «Божественная комедия» построена строго симметрично. 100 песен делятся на три части. «Рай» и «Чистилище» состоят из 33 песен, «Ад» — из 32. Еще две отданы на вступление. Даже в этом кажущемся нарушении симметрии заключена идея поэта о совершенстве созданного Богом мира. Ведь ад — это проклятое место, в нем не может быть гармонии. И уж тем более он не может быть равен раю, даже в числе отведенных ему строк. Неслучайно выбрана и форма строф, каждая из которых состоит из трех строк. Это явный намек на христианскую Троицу.

В раю Данте ожидала величайшая награда — встреча со своей возлюбленной Беатриче.

И все же главная загадка, связанная с «Божественной комедией», — это почему ее не запретили сразу после появления. Ведь поэт преспокойно помещает в ад нескольких пап римских, называя их по именам. Это, например, живший в конце XIII века Николай III, которого Данте прямо обвиняет в покупке церковных должностей и кумовстве. Также место в аду приготовлено для папы Бонифация VIII — тут Данте не удержался и свел личные политические счеты, так как этот понтифик был злейшим врагом белых гвельфов. Вообще, никакого почтения к священникам поэт не выказывает, описывая кардиналов, страдающих в загробной жизни среди скупцов и расточителей.

Не меньше достается от него и светским владыкам. В ад он помещает императора Фридриха II, который при жизни был отлучен от церкви и крайне жестко конфликтовал с Римом. Проклятьями осыпает короля Франции Филиппа IV, посягнувшего на папский престол. При этом Данте не смущает даже то обстоятельство, что король был обидчиком все того же Бонифация VIII, добрых чувств, вроде бы, недостойного. Но здесь поэт вспоминает о том, что он все-таки гвельф.

Собор для чистилища

Уже после смерти Данте в разных странах и по разным поводам запрещались отдельные части его произведения. Но все эти запреты были временными. Поэту удалось создать настолько мощное и прекрасное поэтическое полотно, что политическая актуальность и связанные с этим проблемы не могли помешать его популярности.

В наше время «Божественную комедию» читают мало. В средневековой же Италии она быстро стала по-настоящему народной. Ее читали и пересказывали друг другу, смакуя страшные картины страданий грешников в аду или восхищаясь неземной любовью к Беатриче, которую воспевает автор в «Раю».

«Ад» с подробным описанием девяти кругов — безусловно, самая популярная часть «Божественной комедии». Он одновременно и завораживал, и устрашал верующих, побуждая их с большим рвением молиться за себя и близких. Однако самой судьбоносной стала другая часть поэмы — «Чистилище».

Представление о том, что существует место, куда попадают души людей, которые не обречены на вечные муки, но все же недостойны рая и нуждаются в очищении, сформировалось довольно рано. Со временем это стало одним из традиционных предметов спора между православными и католиками. В католической церкви общее представление о чистилище сформировалось во второй половине XIII века. Но вот признавать это официальным догматом римская курия не спешила.

Данте же, не скованный никакими ограничениями, описал чистилище настолько подробно и так живо, что спустя некоторое время после появления «божественной комедии» об этом знал каждый католик. Церкви нужно было решать, что делать с этими представлениями: либо осудить, предав анафеме величайшее произведение итальянской литературы (а сомнений в столь высоком статусе «Комедии» не было уже тогда), либо зафиксировать представления о чистилище, предотвратив тем самым развитие фольклора и возможных ересей. Конечно, произведение Данте было не единственной причиной. Но очень веской.

И церковь свой выбор сделала. В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе понятие чистилища было закреплено в католическом богословии. А в 1563 году Тридентский собор окончательно подтвердил это учение как официальное. Так поэт Данте, никогда не бывший священником, опосредованно повлиял на умы миллионов верующих. И продолжает влиять до сих пор.

Виктор Банев

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте .

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Жалобная книга

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте .

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе . Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

Сегодня весь мир вспоминает одного из крупнейших итальянских поэтов – Данте Алигьери. Представьте себе, автор «Божественной комедии» появился на свет в далеком 1265 году, т.е. ровно 750 лет назад!

Несмотря на такую огромную пропасть во времени, разделяющую современных читателей от самого автора, его произведение продолжают читать, изучать и считать величайшим памятником итальянской литературы.

А еще эта так называемая «экскурсия по преисподней» легла в основу сюжета романа-головомки «Инферно» современного писателя Дэна Брауна. Ну что, посмотрим, какие приключения автор бестселлера «Код да Винчи» приготовил своему герою – Роберту Лэнгдону на этот раз?


Итак, мир на грани перенаселения. Нужно что-то с этим делать, иначе человечество погубит само себя. Так рассуждает учёный-генетик, а по совместительству и ярый фанат «Божественной комедии» Данте. И вот, чтобы решить эту проблему на корню, он изобретает генетический вирус и прячет его подобно бомбе замедленного действия в укромном местечке.

Кто же, кто же спасет мир??? Супермен или Бэтмен здесь вряд ли помогут, нужен герой-интеллектуал и к тому же знаток Средневековья и символов той эпохи. А вот Роберт Лэнгдон – профессор религиозной символогии в Гарвардском университете – как раз тот, кто нам нужен!

Только вот одна загвоздка. Несколько часов назад он очнулся в больнице с адской головной болью и обнаружил, что не помнит события последних дней. И находится он совсем не в Гарварде, а во Флоренции – местечке, где родился Данте Алигьери. Не обошлось и без традиционного экшена. Лэнгдона начинает преследовать девушка-панк, причем явно не с благими намерениями. Местный врач Сиена Брук помогает Роберту сбежать из больницы. В этот момент профессор обнаруживает в кармане своего пиджака странный предмет – биологический цилиндр. Понимая, что кроме Сиены он никому не может довериться, Роберт приходит к выводу: чтобы выжить, нужно во что бы то ни стало раскрыть тайну этой вещицы. Оказалось, что при помощи содержимого цилиндра можно спроецировать модифицированную версию карты Ада Сандро Боттичелли.

Добавлю все-таки пару слов о сюжете «Божественной комедии» (кстати, сам Данте назвал ее просто «Комедия», эпитет Божественная в названии появился значительно позже). Все произведение состоит из трех частей: Ад, Чистилище и Рай. Почему именно таких? Да потому что так, согласно католической традиции, представлена структура загробного мира. В книге «Инферно» рассматривается непосредственно самая первая из них «Ад». Ад – это огромная воронка, состоящая из 9 концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли.

А вот и местные жители этих «этажей»:

1) Некрещеные младенцы и добродетельные язычники, не познавшие истинного Бога;

2) Сладострастники;

3) Обжоры и гурманы;

4) Скупые и расточители;

5) Гневные, унывающие;

6) Еретики и лжеучители;

7) Насильники;

8) Обманщики;

9) Предатели и изменники.

Пока профессор проходит практически в прямом смысле этого слова все 9 кругов ада и выполняет задания квеста, за ним все время охотятся вооруженные люди из секретной организации-консорциума. Сюжет книги разворачивается в Венеции, Флоренции и Стамбуле, где каждый метр улицы и каждое историческое здание таят в себе загадки. Если вы читали «Код да Винчи», «Ангелы и демоны» или «Утраченный символ», то вы понимаете, о чем я. Разве не за это умение мастерски вплетать исторические факты в остросюжетный детектив мы и любим Дэна Брауна?