Дмитрий бортнянский биография. Значение бортнянский дмитрий степанович в краткой биографической энциклопедии

Дмитрий Степанович Бортнянский - самый выдающийся русский музыкальный деятель XVIII века. Его духовные хоровые концерты и инструментальные произведения не перестают звучать и в наше время. С Павловском композитора связывали 12 лет службы при Дворе великого князя Павла Петровича и находившаяся в собственности небольшая усадьба в одном из самых живописных уголков города.

Дмитрий Степанович Бортнянский родился в 1751 году в казачьей семье в древнем городе Глухове, являвшемся в то время резиденцией малороссийского гетманства. Первые азы музыкального искусства будущий композитор постигал в певческой школе родного города, готовившей певцов для русского императорского двора. Мальчик обладал идеальным музыкальным слухом и великолепным, особым голосом - дискантом. Семи лет от роду его разлучили с семьей, привезли в Петербург и определили в лучший в то время российский хор - Придворную певческую капеллу. Вскоре он успешно исполнял сольные партии и выступал в придворных оперных спектаклях. Одаренного солиста приметил служивший у Екатерины II придворным капельмейстером венецианский композитор Б. Галуппи, европейская "звезда" того времени. Он и ходатайствовал в 1769 году перед императрицей о направлении юноши на учебу в Италию.

При дворе великого князя Павла Петровича Бортнянский появился в 1785 году в качестве придворного композитора и учителя музыки членов великокняжеской семьи, заменив уехавшего на родину известного итальянского маэстро Паизиелло. К этому времени Дмитрий Степанович уже завершил в Италии десятилетнее обучение мастерству придворного капельмейстера и имел репутацию одного из популярнейших композиторов. Его хоры распевались по всему Петербургу, а сочинения печатались с особым изыском значительным тиражом. Хорошо была знакома с его творчеством и великая княгиня Мария Федоровна.

С приездом Бортнянского музыкальная жизнь Павловска заметно оживилась. В XVIII веке музыка являлась неотъемлемой частью любой придворной жизни, поэтому и в новой великокняжеской усадьбе она звучала постоянно как в праздники, так и в будни. В обязанности Бортнянского входило создание произведений для всевозможных нужд членов семьи наследника престола.

Музыка композитора украшала семейные торжества с иллюминациями и фейерверками, под нее танцевали во дворце на балах и маскарадах, его марши сопровождали парады и военные забавы великого князя Павла Петровича, а летними вечерами в павильонах парка или прямо под открытым небом звучали его романсы, сонаты и пьесы. Позднее под музыку Бортнянского в Павловске чествовали Александра I, возвратившегося победителем с войны 1812-1814 годов.

Большую роль произведения Бортнянского играли и в театральных развлечениях хозяев усадьбы. По моде, вошедшей в европейское общество в середине XVIII века, великокняжеская чета увлекалась любительским театром, в котором роли исполняло их великосветское окружение. В Павловске для таких спектаклей Бортнянским были написаны две прелестные комические оперы "Празднество сеньора" в 1786 году и "Сын -соперник" в 1787. В период засилья итальянской оперы эти произведения способствовали утверждению национального музыкального театра и оказали значительное влияние на развитие всего русского оперного искусства. Для постановки музыкальных спектаклей в конце Тройной липовой аллеи по проекту архитектора В. Бренна был построен небольшой деревянный театр. Театр представлял собой прямоугольное в плане здание на высоком цоколе, его фасад был отделан косыми тонкими рейками под трельяж, украшен пилястрами, гирляндами, высоким фронтоном с фигуркой голубки, гипсовой скульптурой в нишах боковых крыльев. Сооружение разобрали в 1856 году, когда музыкально-театральная жизнь из усадьбы переместилась в город и Павловский вокзал. Сейчас о существовании театра напоминает название находящихся рядом небольших ворот, оформляющих вход в парк.

С восшествием на престол императора Павла Петровича Бортнянский получил должность управляющего петербургской Придворной певческой капеллы и занимал ее уже до конца жизни. Но связь композитора с Павловском не прекратилась. Еще в 1792 году Мария Федоровна в своей любимой резиденции выделила Дмитрию Степановичу участок земли с домом и большим садом на высоком берегу речки Тызвы, рядом с Бертоновым мостом, и с прекрасным видом на Мариенталь, позднее перестроенным в крепость. С получением новой должности рядом с усадебным домом Дмитрий Степанович построил помещения для летнего проживания придворных певчих из Петербурга. Там же проходили репетиции и иногда давались концерты. После смерти Бортнянского его вдова Анна Ивановна продала усадьбу частному лицу. Остатки строений на этом историческом месте исчезли во время немецкой оккупации.

Последние 30 лет своей жизни Бортнянский посвятил сочинению хоровых концертов, а также переложению древних церковных песнопений, делая их понятными для современников. Одним из первых в России он начал создавать кантаты - крупные вокально-инструментальные произведения, которые давались не всем композиторам. В период Отечественной войны 1812 года для подъема национально-патриотического духа россиян уже немолодой композитор работает в новом для себя жанре. Он создает военно-патриотические произведения, в их числе самое знаменитое свое сочинение, вошедшее в летопись русского музыкального искусства, песню "Певец во стане русских воинов" на слова В.А.Жуковского.

В Петербурге Бортнянский имел собственный дом на Б.Миллионной улице, 9, сохранившийся до наших дней (в советское время ул.Халтурина). Там размещалась собранная композитором великолепная картинная галерея. В этом доме композитор и умер 27 сентября 1825 года. Как говорит легенда, почувствовав приближение смерти, он вызвал к себе певчих капеллы и попросил их спеть свое произведение "Вскую прискорбна еси душе моя". С его последними звуками сердце композитора перестало биться. Бортнянского погребли на Смоленском кладбище, а с созданием в 1937 году в Александро-Невской лавре некрополя мастеров искусств, его прах и памятник - гранитный обелиск были перенесены в мемориальный парк монастыря.

Бортнянский дружил с президентом Академии художеств А.С.Строгановым, поэтом Г.Р.Державиным, скульптором И. П. Мартосом и другими выдающимися людьми. Он являлся всесторонне образованным человеком, владел пятью иностранными языками, был обаятельным, мягким, уравновешенным, доброжелательным. Но главным его достоинством был талант, позволявший ему создавать свои замечательные творения технически нетрудными, привлекательными и понятными самой широкой аудитории слушателей. Участие же Бортнянского в музыкальной жизни Павловска способствовало закладке его музыкальных традиций, которые утвердились с открытием знаменитого Павловского музыкального вокзала и завоевали городу почетное место в русской культуре.

«Херувимская №7»

"Да исправится молитва моя"

«Под Твою милость»

«Помощник и покровитель»

«Коль славен наш Господь в Сионе...»

Симфония си-бемоль мажор

Сюита "Квинт Фабий" (Опера, 1778 г.)

"Ах, в любви счастье рая"

Концерт для фортепиано


В восточной Польши). Отец будущего композитора, Стефан Шкурат, переехал на Слобожанщине, где он стал жителем?города Глухова в числе тамошних глуховских горожан", изменил свою фамилию на Бортнянский (по названию родного села) и там же женился на вдове-казачке Марине Дмитриевне Толстой.

2. Биография

Начальное музыкальное образование получил в Глуховской певческой школе , которая готовила певцов для придворной хоровой капеллы в Петербурге. В юном возрасте его выделил из числа сверстников Марк Полторацкий за сильный голос и музыкальность и забрал к Петербурга в хоровую капеллу, где он учился у ее руководителя, итальянского композитора, аранжировщика Бальдассаре Галуппи .

Впоследствии Галуппи, по указанию царицы Елизаветы Петровны, взял своего воспитанника к Италии , где он учился в течение десяти лет в Венеции , Болонье , Риме и Неаполе . В Италии было с успехом поставлены оперы Бортнянского на итальянские либретто - "Креонт" (1776), "Алкид" (1778), "Квинт Фабий" (1779). Бортнянский принимает участие в деятельности музыкальной академии в Болонье. Его оперы шли в венецианском театре "Сан Бенедетто".

В 28-летнем возрасте Бортнянский вернулся в Петербурга , где получил должность придворного капельмейстера, а 1784 года - капельмейстера "малого двора" престолонаследника Павла Петровича . Находясь на этой службе, Бортнянский написал три оперы на либретто на французском языке, а также ряд произведений для клавесина. года в Петербурге вышла его "Херувимская", 1784 года - трехголосный хор "Пусть отправится молитва моя". Бортнянский был первым композитором в России, музыкальные произведения которого начали выходить в свет. По Бортнянского петербургская придворная капелла достигла высокого уровня. Во время руководства капеллой Бортнянский написал много инструментальных произведений, оперы на французские либретто "Сокол" (1786), "Сын-соперник" (1787), пасторальную комедию "Праздник сеньора" (1786) и др.. года в Петербурге вышедших романсы Д. Бортнянского.


3. Характеристика творчества

Музыкальное наследие Бортнянского достаточно велика. Как и большинство композиторов своего времени, он писал для придворного среды: духовную музыку - для Придворной певческой капеллы, светское - для "малого" двора в Павловске и Гатчине.


3.1. Духовная музыка

Духовная музыка Бортнянского охватывает 35 четырехголосных хоровых концертов для разных составов, которые назывались в его время псалмами, 10 двохорових концертов, 14 четырехголосных концертов "Тебе Бога хвалим?, 29 отдельных литургических песнопений, трехголосные литургию, духовные произведения для женского хора с рефреном смешанного хора, обработки древних церковных киевских и болгарских напевов и многие другие.

Наиболее известными среди духовных произведений считаются 35 четырехголосных концертов. Хотя точных сведений о времени написания этих концертов нет, считают , что большинство концертов было написано в 1780-х - начале 1790-х годов. В большинстве концертов композитор использует тексты гуслей (как правило, отдельные строфы) преимущественно светлого характера. Исключение составляют концерты № 32 и 33, которые используют скорбные умоляющие строки.

В стилистическом отношении концерты имеют отчетливые признаки классического стиля. В жанровом - связаны с городскими музыкальными жанрами (кант, марш, украинская песня-романс).

В структурном отношении концерты явдяють собой трех-или четырехчастной циклы. В большинстве случаев части должны темповых контраст, причем крайние части - быстрые, но лирические и лирико-драматини по характеру концерты начинаются с медленных частей. Как правило части циклов не связаны между собой тематически (за исключением концерта № 21).

"

3.2. Оперное творчество

Бортнянскому принадлежат 6 опер, из которых первые три он создал в Италии на тексты на итальянском языке, а последние три - в России на тексты на французском языке. Из трех итальянских опер только опера "Алкид" была напечатана , тогда как третья - "Квинт Фабий" - существует только в рукописи , а первая - утеряна. Оперы написаны в традициях оперы-сериа , со значительным влиянием тогдашних новаторских течений, которые приближали оперу к драме. В частности, в опере "Алкид" образ главного героя раскрыт в развитии, показаны различные состояния его души. К новаторских черт можно отнести также тенденцию к драматизации речетативом и усиление драматургической функции хора.

Из трех опер русского периода наиболее известна его вторая опера - "Сокол" , которая была поставлена ​​после почти двух веков забвения на сцене Московского камерного музыкального театра в 1970-е годы и записана на пластинку. Все оперы русского периода относят к лирико-комического жанра, отмечают сочетание традиций французской комической оперы и итальянской оперы-буффа .

В Украину из опер Бортнянского выполнялись "Алкид" (концертные исполнения 1984 года в Государственной филармонии УССР итальянском и в 2000 году Обществом камерной оперы в Киеве на украинском языке в переводе Стрихи) и "Сокол" (концертные исполнения 1995 года общество камерной оперы в Киеве и в 1997 году Национальной филармонией Украины, сценическое исполнение 1996 Обществом камерной оперы в Киеве все на украинском языке в переводе Стрихи).


3.3. Инструментальное творчество

Инструментальные произведения Бортнянского были написаны во второй половине 1780-х годов, в то же время когда и оперы на франкоязычные либретто. Сохранилось лишь небольшое количество инструментальных сочинений Бортнянского - три сонаты для клавесина, концерт для чебмало с оркестром, квинтет и Концертная симфония. Эти произведения предназначались для салонного музицирования при "малом" дворе престолонаследника Павла , а клавирные произведения, вероятно, предназначались для выполнения его женой - Софии Доротее Вюртенберзькою.

В стилевом отношении инструментальные произведения Бортнянского принадлежат классическому стилю. На ней сказались влияния клавирных сонат И. К. Баха , итальянской инструментальной сонаты, оперной увертюры, симфонии, а также влияния Мангеймском и венской школы. Образной сфере присущ светлый и жизнерадостный характер, характерны живость движения, динамизм, сосуществует с игривой или кантилену лирикой и не характер конфликтность или драматические коллизии.

Большинство произведений одночастные (две из трех клавирных сонат) или представляют собой трехчастного цикла (квинтет, симфония, одна из сонат), в котором крайние части - быстрые, а средняя - медленная. В первых частях сонат используется старосонатна форма с характерным преобладанием експозицийности и отсутствующим или слабовыраженный тематическим развитием. В финалах применяется форма рондо .

Хотя инструментальная музыка сравнительно легкая с технической точки зрения, исследователи отмечают в ней "необыкновенное богатство художественных образов, высокий творческий интеллект композитора" . Л. Корней отмечает, что в мелодике лирических и танцевальных тем ощутимые украинские национальные черты .


4. Влияние на дальнейшее развитие русской и украинской музыки

Творчество Бортнянского имела значительное влияние на дальнейшее развитие как российской, так и украинской музыки.

Почти полвека жизни Бортнянского было связано с музыкальным образованием, с важнейшими процессами становления музыкальной культуры в России, благодаря чему в России Бортнянского считают русским композитором . По оценке российского музыковеда Б. Асафьева , "Бортнянский выработал стиль с характерными оборотами, который сохранил свою силу на несколько поколений вперед. Эти типичные обороты не только попали в Глинки, а далее - до Чайковского, Римского-Корсакова и Бородина" .

В то же время, начиная с 1920-х годов, творчество Бортнянского становится предметом особого внимания украинских музыкантов. Станислав Людкевич в статье "Д. Бортняський и современная украинская музыка" () призвал украинских музыкантов развивать традиции, заложенные Бортнянским, "глубже и основательнее погрузиться в большую культурную сокровищницу, которая сосредоточена в произведениях Бортнянского, найти в ней источники и основы нашего возрождения".

Традиционно украинские музыковеды отмечают использовании интонаций Украинской народной песне в хоровом творчестве, что было обусловлено тем, что первые музыкальные впечатления композитором были получены на Украину, украинскую были также большинство друзей Бортнянского в хоровой капелле и его учитель - Полторацкий. В частности, Лидия Корней отмечает:

  • типичные для украинских песен нисходящую лирическую сексту V - VII # - И степени (на примере хоровых концертов № 13, конец II ч., № 28, финал)
  • типичные обороты с уменьшенной квартой между III и VII # ступенью в миноре,
  • типичные для лирических песен жалобные интонации с увеличенной секундой между III и IV # ступенью в миноре.

Влияние творчества Бортнянского отмечают в творчестве украинских композиторов при Черниговской филармонии .

В Глухове, на родине композитора установлен памятник композитору. Автор - выдающийся украинский скульптор Коломиец И.А.

В начале 1990-х народная артистка Украины Наталья Свириденко (клавесин) создала Трио имени Дмитрия Бортнянского (клавесин, флейта, сопрано), которое активно популяризировало творчество композитора.


6. Список произведений

Оперы, На либретто на итальянском языке , На либретто на французском языке для симфонического оркестра
  • Концертная симфония
камерно-инструментальные произведения
  • Септет
  • Квинтет
  • Квартет
  • 8 сонат для клавесина
  • пьесы для чембало, скрипки.
кантаты
  • в том числе "Певец во станет русских воинов" (сл. В. Жуковского, 1812)
хоровые произведения
  • духовные концерты (35 для 4-громкой смешанного хора, 10 для двойного хора)
  • гимны, посвященные знатным лицам
  • похвальная (4 для 2-громкого хора, 10 для 8-громкого хора, причастники)
  • 2 литургии
  • херувимские (7 для 4-громкого хора, одна для 8-гласного)
  • духовная музыка латинском языке ("Ave Maria", "Salve Regina", мотеты)

Источники


8. Библиография

отдельные статьи
  • Волынский И., Дмитрий Бортнянский i Западная Украина / / в сб.: Украинское музыковедение, кн. 6, К., 1971;
  • Xiврич Л., Фугатнi формы в хоровых концертах Д. Бортнянского, там же.
  • Иванов В. Родовид Бортнянского / / Друг Читателя, 1993, 28 января
  • Гордейчук М. Дмитрий Бортнянский / / Музыка, 1983, № 5
  • Степаненко М. Неизвестный произведение Бортнянского / / Музыка, 1983, № 1
  • Некрасова Н. Премьера через 200 лет / / Музыка, 1984, № 5
  • Юрченко М. Два мотеты Дмитрия Бортнянского / / Культура и жизнь, 1985, 13 января
  • Цвенграш Г. Гектор Берлиоз о Дмитрия Бортнянского / / Культура и жизнь, 1997, 28 мая
  • Костюк Н. Дмитрий Бортнянский и украинская культово-религиозная традиция / / Вестник, 2003, № 1

Композитор духовной музыки, директор придворной капеллы; род. в 1751 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, ум. 28 сентября 1825 г. Семи лет он был зачислен в певчие придворного хора и, благодаря прекрасному голосу (у него был дискант) и выдающимся музыкальным способностям, а также счастливой наружности, скоро начал выступать публично на придворной сцене (придворные певчие в то время принимали участие и в исполнении опер, дававшихся в придворном театре под управлением иностранцев-композиторов, приезжавших в Россию по приглашению царствующих особ и живших иногда здесь подолгу). Есть известие, что 11 лет от роду Бортнянский исполнял ответственную, притом женскую, роль в опере Раупаха "Альцеста", причем, перед выступлением в этой роли, должен был прослушать несколько уроков сценического искусства в кадетском корпусе. В это время на него обратила внимание Императрица Елизавета Петровна, которая с тех пор принимала постоянно в нем большое участие. Исключительные музыкальные способности Бортнянского доставили ему также внимание итальянца, композитора Галуппи, который занялся серьезно его музыкальным образованием и давал ему уроки теории композиции до самого отъезда своего из России (1768 г.). Через год Императрица Екатерина II, уступая желанию Галуппи, отправила Бортнянского к нему в Венецию для окончательного усовершенствования в музыкальных познаниях. Бортнянский пробыл в Италии до 1779 года и в это время не только вполне овладел техникой композиции, но и приобрел даже известность в качестве композитора кантат и опер. Эти произведения не дошли до нас, известно только, что они были написаны в итальянском стиле и на итальянский текст. В это время он также много путешествовал по Италии и приобрел здесь страсть к произведениям искусства, особенно живописи, не покидавшую его до конца жизни, и вообще расширил круг своих познаний. В 1779 г. Бортнянский вернулся в Петербург и тотчас же получил звание капельмейстера придворного хора, а впоследствии - в 1796 г., - звание директора вокальной музыки и управляющего придворной капеллой, преобразованной из придворного хора. С этим последним званием были связаны не только заведование чисто художественною стороною дела, но также и хозяйственные заботы. На обязанности директора лежало также сочинение духовных хоровых произведений для придворных церквей. Получив в полное распоряжение капеллу, которая при предшественнике его Полторацком была в состоянии крайнего упадка, Бортнянский быстро привел ее в блестящее положение. Прежде всего он позаботился об улучшении состава хористов в музыкальном отношении, исключив из хора маломузыкальных певцов и набрав новых, более способных, преимущественно в южных губерниях России. Численный состав хора увеличен им до 60 человек, музыкальность исполнения, чистота и звучность пения, отчетливость дикции доведены до высшей степени совершенства. Вместе с тем, он обратил внимание на улучшение материального положения служащих капеллы, которым он выхлопотал значительные прибавки жалованья. Наконец, ему удалось добиться прекращения участия хоров капеллы в театральных представлениях при дворе, для которых в 1800 г. был образован специальный хор. Одновременно со всем этим, он занялся улучшением репертуара духовных песнопений в придворных и других церквах. В это время в России в качестве композиторов духовной музыки господствовали итальянцы: Галуппи, Сарти, Сапиенца и др., композиции которых были написаны совершенно не в духе старого русского церковного пения, отличавшегося простотою и сдержанностью, а главное строгим соответствием между текстом и музыкою. Произведения же перечисленных композиторов были чужды простоты и стремились главным образом произвести эффект; с этой целью в них вводились разного рода фиоритуры, пассажи, трели, форшлаги, резкие переходы и скачки, ферматы, крик и тому подобные украшения, уместные скорее в театрах, чем на клиросе церквей. Нечего и говорить, что мелодические обороты, гармония и ритм были вполне итальянские, причем иногда мелодия и гармонизация прямо заимствовалась из западноевропейских образцов. Так, для одной Херувимской, гармонизация была заимствована из "Сотворения мира" Гайдна, а одно "Тебе поем" было написано на тему арии жреца, из "Весталки" Спонтини. Иногда даже текст священного песнопения подвергали искажению. Наиболее характерным произведением этой эпохи является, может быть, оратория Сарти "Тебе Бога хвалим", исполненная близ Ясс в присутствии Потемкина под открытым небом огромным хором певчих с аккомпанементом пушек и колоколов. Не лучше были и русские композиторы, подражавшие итальянцам, увлеченные успехом произведений последних: Редриков, Виноградов, Николай Бовыкин и другие, которые писали Херувимские "веселого распева с выходками", "умилительные с выходками", "причастны во всю землю", под названием "труба", напевы "пропорциональные", "бемоллярные", " хоральные", "полупартесные", "с переговорками", "с отменою", "с высокого конца" и т. п. Уже сами названия свидетельствуют о характере и качестве этих произведений.

Существовавшие наряду с этими композициями попытки переложений старых церковных напевов также были далеко не высокого качества: это были, так называемые, эксцеллентования (от excellentes canere), особенность которых состояла в чрезвычайно игривом басе, не оставлявшем впечатления основного баса, служащего поддержкой гармонии. Все эти произведения чрезвычайно нравились слушателям и все более и более распространялись по России, доходя до самых отдаленных уголков ее, вытесняя старые русские песнопения и угрожая совершенно испортить музыкальные вкусы общества.

Как человек, одаренный в высшей степени художественным вкусом, Бортнянский чувствовал все несовершенство подобного рода музыки и несоответствие его с духом православного пения и начал борьбу со всеми этими направлениями. Но, понимая, что крутыми мерами трудно было бы достигнуть цели, Бортнянский решил действовать постепенно, делая некоторые необходимые уступки вкусам своего времени. Сознавая необходимость рано или поздно вернуться к древним песнопениям, Бортнянский не решился, однако, предложить ко всеобщему употреблению их в совершенно нетронутом виде, опасаясь, что эти напевы, оставаясь в своей первобытной суровой красоте, не будут достаточно поняты современниками. Ввиду этого он продолжал писать в итальянском духе, т. е. принимая западноевропейские мелодии, гармонии и контрапункт, широко пользуясь имитациями, каноном и фугато, уклоняясь от применения церковных ладов, в которых написаны древнерусские мелодии. Но при этом он обратил внимание на соответствие музыки и текста, изгнал из своих произведений всякие театральные эффекты и придал им характер величественной простоты, чем приблизил их к древним песнопениям. В своих переложениях древних напевов, очень немногочисленных, Бортнянский руководился тем же принципом постепенности и не оставлял их в первоначальном виде. Он старался подчинить их симметричному ритму (известно, что древние церковные напевы не были подчинены определенному такту и ритму, но будучи написаны на прозаический текст, строго следовали за естественными удлинениями и ударениями, заключавшимися в речи) и с этой целью часто изменял их, оставляя только самые необходимые ноты мелодии, изменяя также относительную длину нот, а иногда даже и текст. Благодаря глубокому чувству, проникающему все творения Бортнянского, и соответствию музыки с текстом, эти творения постепенно приобрели симпатии общества и, получив широкое распространение во всех концах России, понемногу вытеснили произведения его предшественников. Об успехе его произведений свидетельствует, например, тот факт, что князь Грузинский, живший в селе Лыскове, Нижегородской губернии, платил большие деньги за то, чтобы ему высылались новые сочинения Бортнянского тотчас по их написании. Благодаря плодотворной деятельности Бортнянского, ему удалось достигнуть большого влияния в высших правительственных сферах. Предположенное в 1804 г. в видах улучшения церковного пения в России учреждение цензуры над духовно-музыкальными сочинениями было осуществлено в 1816 г. указом Синода. По этому указу "все, что поется в церкви по нотам должно быть напечатано и состоять из собственных сочинений директора капеллы д. с. сов. Бортнянского и других известных сочинителей, но сих последних сочинения должны быть печатаемы с одобрения Бортнянского". Однако, в течение 9 лет Бортнянский не скрепил своею подписью, а следовательно и не издал ни одного своего произведения. На Бортнянского была возложена обязанность обучать причетников петербургских церквей простому и единообразному пению. Для этой же цели улучшения пения Бортнянский переложил придворный напев литургии на два голоса, напечатал и разослал во все церкви России. Наконец, Бортнянскому приписывается так называемый "проект об отпечатании древнего российского крюкового пения", главная мысль которого заключается в объединении пения во всех православных церквах на почве древних мелодий, записанных и изданных в свойственной им крюковой нотации. Впрочем В. В. Стасов в статье "Сочинение, приписываемое Бортнянскому" отрицает возможность принадлежности этого проекта Бортнянскому, приводя против этого целый ряд доводов, из которых наиболее убедительными является, во-первых, то обстоятельство, что современники и ближайшие преемники Бортнянского по управлению капеллой, директор ее А. Ф. Львов и инспектор Беликов, прямо признают этот документ подложным, не принадлежащим перу Бортнянского, а, во-вторых то, что если бы Бортнянский действительно хотел напечатать древние крюковые ноты, то всегда мог бы это сделать, пользуясь неограниченным влиянием при дворе, и ему не нужно было бы предлагать подписку, как единственное средство осуществить этот проект. По мнению Стасова, проект этот мог быть составлен учителем капеллы Алакрицким, по просьбе раскольников, мечтавших о возрождении древнего русского пения и, дабы обратить на проект внимание общества и правительства, распустивших слух, что он написан Бортнянским.

Бортнянский согласился на напечатание своих сочинений лишь незадолго до своей смерти, поручив издание их протоиерею Турчанинову. Рассказывают, что, чувствуя приближение смерти, он потребовал к себе хор певчих и заставил их петь свой концерт, наиболее им любимый, "Вскую прискорбна еси, душе моя" и под эти печальные звуки скончался. Бортнянский написал 35 концертов четырехголосных и 10 двуххорных, большею частью на псалмы Давида, трехголосную литургию, восемь трио, из коих 4 "Да исправится", 7 четырехголосных херувимских и одну двуххорную, 4 "Тебе Бога хвалим" четырехголосных и 10 двуххорных, 4 гимна, из которых наиболее известен "Коль славен наш Господь в Сионе", 12 переложений древних напевов и множество других песнопений четырехголосных и двуххорных, в общей сложности до 118 №№. Полное собрание сочинений Бортнянского издано Придворной певческой капеллой, а также П. Юргенсоном в Москве, под редакцией П. И. Чайковского. О том, какое впечатление сочинения Бортнянского производили на современников, лучше всего свидетельствует отзыв о них Ф. П. Львова, непосредственного преемника Бортнянского по управлению капеллою: "Все музыкальные сочинения Бортнянского весьма близко изображают слова и дух молитвы; при изображении молитвенных слов на языке гармонии, Бортнянский избегает таких сочетаний аккордов, которые, кроме разнообразной звучности, ничего не изображают, а употребляются лишь для показания тщетной учености сочинителя: ни одной строгой фуги не допускает он в своих переложениях священных песнопений, и, следовательно, нигде не развлекает молящегося немыми звуками, и не предпочитает бездушное наслаждение звуками наслаждению сердца, внимающего пению говорящему. Бортнянский сливает хор в одно господствующее чувство, в одну господствующую мысль, и хотя передает то одним голосом, то другим, но заключает обыкновенно песнь свою общим единодушием в молитве". Произведения Бортнянского, отличаясь по складу общеевропейским характером, нашли себе благоприятную оценку и на Западе. Так Берлиоз, исполнивший с большим успехом в Париже одно из сочинений Бортнянского, писал о нашем композиторе следующее: "Все произведения Бортнянского проникнуты истинным религиозным чувством, нередко даже некоторым мистицизмом, который заставляет слушателя впадать в глубоко восторженное состояние; кроме того, у Бортнянского редкая опытность в группировке вокальных масс, громадное понимание оттенков, звучность гармонии, и, что удивительно, невероятная свобода расположения партий, презрение к правилам, установленным как его предшественниками, так и современниками, в особенности итальянцами, которых он считается учеником". Впрочем преемники Бортнянского уже не были вполне удовлетворены его музыкой, особенно его переложениями древних напевов. Так А. Ф. Львов в своем сочинении "О свободном или несимметричном ритме" (СПб., 1858) упрекает Бортнянского в нарушении свойственных древнему русскому церковному пению законов просодии, и в искажении, ради требований современного симметричного ритма и современной гармонии, естественного ударения слов и даже мелодии. М. И. Глинка находил произведения Бортнянского слишком слащавыми и дал ему шутливое прозвище "Сахар Медович Патокин". Но при всех несомненных недостатках Бортнянского не следует забывать и о громадных заслугах его в деле упорядочения и улучшения нашего церковного пения. Он сделал первые решительные шаги к освобождению его от иностранного светского влияния, внеся в него истинное религиозное чувство и простоту, и первый возбудил вопрос о восстановлении пения в истинно церковном и истинно народном духе. Из его произведений наибольшее значение для нас имеют в настоящее время концерты, именно потому, что они, не входя в круг обязательных церковных песнопений, допускают большую свободу стиля, и их общеевропейский характер является здесь более уместным, чем в других песнопениях, предназначенных непосредственно для богослужения. Лучшими из них считаются: "Гласом моим ко Господу", "Скажи ми Господи кончину мою" (по мнению П. И. Чайковского лучший из всех), "Вскую прискорбна еси душе моя", "Да воскреснет Бог", "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи!" и др.

Как человек, Бортнянский отличался нежным и отзывчивым характером, благодаря чему подчиненные ему певчие обожали его. Для своего времени он был очень образованным человеком и отличался развитым художественным вкусом не только в музыке, но и в других искусствах, особенно в живописи, страстным любителем которой он был до конца жизни. Он обладал прекрасной картинной галереею и был в приятельских отношениях со скульптором Мартосом, с которым познакомился во время пребывания в Италии.

Д. Разумовский, "Церковное пение в России". - Aнт. Преображенский, "Д. С. Бортнянский" (статья в "Русской музыкальной газете", 1900 г., № 40). - С. Смоленский, "Памяти Бортнянского" (там же, 1901 г., №№ 39 и 40). - В. В. Стасов, "Сочинение приписываемое Бортнянскому" (там же, 1900 г., № 47). - О. Компанейский, Ответ на заметку о мелодии гимна "Коль Славен наш Господь в Сионе" (там же, 1902 г.). - Н. Ф. (Финдейзен), "Две рукописи Бортнянского" (там же, 1900 г., № 40). - Статья Н. Соловьева в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона.

Восемнадцатый век прославлен многими выдающимися представителями русской К ним относится и Бортнянский Дмитрий Степанович. Это талантливый композитор, обладавший редким обаянием. Дмитрий Бортнянский был одновременно дирижером и певцом. Стал создателем нового вида хорового концерта.

Детство

Дмитрий Бортнянский, биография которого описана в данной статье, родился двадцать восьмого октября 1751 года. Его отец, Стефан Шкурат, был казаком, служил под началом гетмана Разумовского. Еще до женитьбы и рождения сына служивый приехал в город Глухов, там и остался жить. Сменил фамилию на Бортнянского, как называлась его родная деревня. Через некоторое время женился на Толстой Марине Дмитриевне, вдове-казачке. И вскоре у супругов родился сын Дмитрий.

Первые ростки таланта

Когда мальчику было шесть лет, родители заметили у него явный талант. У Дмитрия был красивый чистый голос, отличный слух. Пел мальчик правильно, никогда не фальшивил. Любую мелодию схватывал на лету, для ее запоминания Дмитрию не требовались повторения. Родители, узрев у сына талант, записали его в глуховскую Певческую школу.

Начало музыкального образования

Учеба давалась Дмитрию легко, да и он сам проявлял к музыке большой интерес. Пел мальчик с большим удовольствием, и это было немаловажно, так как для ребят ставилось условие, что постоянная служба находится во главе обучения. Через короткое время учителя начали Дмитрия ставить солистом. Когда юное дарование пошло в школу, мальчик сразу начал обучаться игре на музыкальных инструментах.

Отъезд в Санкт-Петербург

Бортнянского отличал изумительный дискант. Его чистота для хора была очень важна. И Дмитрий высоко ценился преподавателями. В 1758 г. певчие были направлены в Санкт-Петербург, в Капеллу. Марина Дмитриевна перекрестила сына, дала в дорогу узелок с гостинцами и небольшую иконку. Бортнянский Дмитрий уехал из родного города и своих родителей больше никогда не видел.

Судьбоносная встреча с итальянским композитором

В те времена в моде было итальянское направление музыки. При дворе находилось много иностранных маэстро, соответствующей была и техника исполнения произведений. В 1763 г., когда закончился траур по Елизавете, новая императрица взяла на службу венецианского капельмейстера Галуппи Буронелли. Это решение оказало большое влияние на судьбу юного Дмитрия Бортнянского.

Он в то время с удовольствием пел арии в разнообразных операх. Галуппи решил подыскать себе учеников, одним из них стал Дмитрий. Знаменитый капельмейстер подметил и другие таланты подростка. Галуппи обратил внимание, как Дмитрий буквально на лету схватывает даже самые сложные пассажи, мотивы и целые арии, которые наигрывал композитор. Немаловажно было и жадное стремление подростка к познанию нового. В результате Галуппи, когда собрался обратно в Италию, взял с собой и Дмитрия.

Обучение в Италии

Последовали долгие месяцы обучения. Дмитрий научился играть на органе и клавесине, занимался контрапунктом. Юноша стал постоянным посетителем венецианских театров и не пропустил ни одной значимой премьеры. Работы юного музыканта становились все самостоятельнее, профессиональнее. Однако выступать с законченными произведениями Дмитрию было еще рано.

Кратковременная военная служба

Недолго он радовался приятной и безоблачной учебе. В то время шла война, и от участия в ней судьба Дмитрия не уберегла. В Венецию неожиданно приехал граф Орлов и встретился с консулом Маруцием. Между влиятельными людьми состоялась долгая беседа, и рано утром к ним уже был привезен Дмитрий.

Граф предложил ему должность переводчика в русской армии. Через сутки Дмитрий Степанович уже ехал в свите Орлова к союзным повстанцам. Переговоры прошли успешно, и через некоторое время юный музыкант снова вернулся к любимой музыке.

Первые знаменитые оперы

В 1776 г. афиши Сан-Бенедетто приглашали желающих посетить оперу «Креонт», сочиненную Бортнянским, российским музыкантом. Произведение не провалилось, но и большого успеха не обрело. Следующее произведение «Алкид» получилось у молодого композитора уже более зрелым. Дмитрий Степанович очень внимательно отнесся к характеру персонажей, музыка стала раскованнее, разнообразнее. Композитор постарался передать настроение героя, его настороженность, сомнения и нерешительность. Премьера «Алкида» состоялась в Венеции. Произведение имело оглушительный успех.

Дебют следующей оперы «Квинт Фабий» прошел в Модене. Дмитрий Степанович получил хорошие отзывы от местной прессы. Критики заметили изобретательность, изящество исполнения и искусное построение сюжетной линии. В результате спектакль даже получил одобрение двора и бурные аплодисменты зрителей. В 1779 г. Дмитрий Степанович вернулся в Россию.

Получение придворных чинов

Сначала Бортнянский стал придворным капельмейстером. В 1784 г. итальянскому маэстро Д. Паизиелло пришлось срочно уехать на родину, в Италию. Заменить его при малом дворе Марии Федоровны было предложено Бортнянскому. Одновременно в его обязанности вменялось заполнить музыкальные пробелы в обучении княжны.

Дмитрий Степанович приготовил альбом пьес для исполнения на клавикорде, фортепьяно и клавесине. Подарок княгине понравился, и в апреле 1785 г. Бортнянский стал официальным обладателем своего первого, хоть и невысокого чина. Дмитрий Степанович получил должность коллежского асессора. В сравнении с армейской службой он приравнивался к чину майора.

Карьера при дворе

В 1786 г. появилось произведение «Празднество сеньора» (Бортнянский). Княжна Мария Федоровна попросила сделать оперу более значимой. В результате Дмитрий Степанович написал музыку к новому либретто. Опера получила название «Сокол», многие мотивы были взяты из «Алкида». Премьера нового произведения прошла в октябре 1786 г. Опера Бортнянского «Сокол» имела огромный успех.

Она отражает виртуозность и мастерство маэстро. Он смог найти сочетание отдельным ариям и балетным вставкам, гармонично связав их, передать вместе с музыкой теплоту, раскрепощенность и эмоциональную выразительность. Произведение «Сокол» стало одним из хрестоматийных. Сначала опера звучала в Гатчинском театре, потом перешла в Павловский. Затем произведение попало почти на все небольшие сцены.

Через год появился новый шедевр Бортнянского «Сын-соперник, или Новая Стратоника». Произведение стало одним из лучших. Потом Дмитрий Степанович начал писать хоровые концерты. В то время это был привычный жанр. Произведения исполнялись в основном на особых церковных службах. Однако часто концерты проходили и на придворных торжествах, во время важных церемоний. Бортнянский Дмитрий смог так изменить хоровые произведения, что они стали новым направлением в музыке.

На протяжении нескольких десятилетий им написано больше 50 концертов. В каждом из них есть элементы народных песен. Ценители европейской музыки с восхищением отзывались о произведениях Бортнянского. Хоры имели дивные мелодичные оттенки, полнозвучные гармонии и отличались свободным расположением голосов.

На руководящей должности в придворной Капелле

С 1796 г. Дмитрий Степанович управлял придворной капеллой. Служба у певчих была нелегкая, и Бортнянский знал это не понаслышке. Он смог постепенно многое изменить в Капелле. Бортнянский решил создать отдельный оплот певчих, которые исполняют произведения без инструментального сопровождения и избавить новый коллектив от участия в спектаклях.

В результате была создана лучшая школа хорового искусства. Певчие не принимали больше участия в театральных постановках. В 1800 г. Капелла стала независимым музыкальным отделением.

В 1801 г. Дмитрий Степанович был назначен директором. Капелла под его руководством разрасталась и стала очень популярной. Бортнянский Дмитрий в качестве педагога был нарасхват и стал непререкаемым музыкальным авторитетом. Его школа стала считаться первоклассной, он готовил множество профессиональных хористов и капельмейстеров.

Одновременно Дмитрий Степанович занимался и собственным искусством, создавая все более привлекательные романсы, инструментальную музыку, камерные произведения и сонаты. Новое столетие Бортнянский встретил на пике своей славы. Произведение «Сын-соперник, или Новая Стратоника» было связано с расцветом Капеллы. Это наиболее значимая музыкальная вещь композитора из всех созданных на французские тексты.

Увлечения Бортнянского

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825 гг.) был разносторонним человеком. Современники называли его симпатичным, строгим на службе и снисходительным к людям. Всю свою жизнь Дмитрий Степанович был предан искусству, и не только музыке.

Он участвовал в литературных вечерах, был отличным знатоком изящных искусств и живописи. Коллекционированием полотен Дмитрий Степанович увлекся еще в Италии. Там же находил время для изучения истории европейских искусств. Именно в Италии Бортнянский начал собирать коллекцию картин, которая потом получила высокую оценку ценителей живописи.

Все собранные полотна Дмитрий Степанович привез на родину. Он любил показывать коллекцию своим гостям. Бортнянскому пришлось участвовать и в оформлении дворцов в Гатчине и Павловске. Он был постоянным консультантом в области архитектуры и живописи. Поэтому оформление зданий - отчасти и его заслуга. Бортнянский Дмитрий выбирал и покупал полотна для

В 1804 г. композитор был принят в ряды почетных академиков. Начиная с 90-х гг. он погрузился в создание духовной музыки, особенно хоровых концертов. В них он нередко выходил за строгие церковные рамки. В композициях Бортнянского чувствовалось влияние оперы, маршевые и танцевальные ритмы. Медленные части произведений иногда напоминали городские романсы.

Дмитрий Степанович никогда не состоял в масонских ложах. Однако некоторые его гимны считались приоритетными для тайных обществ. В историю русской культуры вошло также произведение Бортнянского «Певец во стане русских воинов». В этом шедевре Дмитрий Степанович даже превзошел себя, так как получилась застольная хоровая песня. Исполнять ее можно было и в сольном варианте.

Творчество Бортнянского

Творчество Дмитрия Бортнянского невозможно уместить только в одном сборнике. Композитор писал разнообразную музыку. Для придворной Капеллы - духовную, для малого двора - светские композиции. Многие хоровые концерты написаны с явными признаками классического стиля. Произведения в основном 3-х или 4-х частных циклов, не связанных между собой тематически.

Наиболее известные из оперных произведений те, которые Бортнянский создавал в Италии. Эти первые сочинения до сих пор считаются «золотой коллекцией». Инструментальные сборники писались Дмитрием Степановичем уже в 80-х гг.

К сожалению, до наших дней дошло очень мало произведений этого направления. Большинство из этих музыкальных шедевров одночастные. В инструментальных произведениях многие ценители отмечают, что заметны национальные украинские черты.

Личная жизнь композитора

Супругой Бортнянского Дмитрия Степановича была скромная, спокойная Анна Ивановна. У них родился сын, которого они назвали Александром. Когда он вырос - служил поручиком в гвардии. Со временем Александр женился, и у него родились двое детей - дочь Марья и сын, названный в честь деда.

Внук Бортнянского пошел по стопам своего знаменитого родственника. У мальчика был чудесный голос, и Дмитрий Степанович зачислил внука певчим в Капеллу. Жила семья Бортнянского в большом двухэтажном доме, украшенном дубовой резной дверью. У Дмитрия Степановича был свой рабочий кабинет, в котором он любил в задумчивости проводить время вечерами.

К числу близких людей была причислена и Александра Михайловна, 27-летняя девица. Никто, даже она сама, ничего не знала о своих родителях. Еще малолетнюю Александру приютили Дмитрий Степанович с супругой, и с тех пор девочка стала считаться членом семьи. Бортнянские воспитывали ее как собственную дочь.

Последние годы жизни

Придворная капелла оставалась «детищем» Дмитрия Степановича до последних лет жизни. В эти годы он с еще большей педантичностью учил и работал с подопечными, стараясь по максимуму раскрыть их пение.

Все дни Бортнянского были заполнены «под завязку». Домой он ходил пешком, вдоль набережной Мойки, пересекал Сенатскую площадь и сворачивал направо на углу Миллионной улицы. Дойдя до дома, поднимался в свой кабинет, и иной раз долго сидел в задумчивости. Старость брала свое, Дмитрий Степанович в последние годы сильно уставал.

Он много работал над полным изданием своих сочинений. В книги он вложил немало собственных средств, но многие так и не увидел. Дмитрий Степанович успел издать лишь часть хоровых концертов, которые были написаны еще в молодости. Полное собрание его сочинений из десяти томов появилось только в 1882 году, под редакцией Чайковского.

Композитор Дмитрий Бортнянский скончался в Петербурге, 27 сентября (10 октября по новому исчислению) в 1825 году. В этот день он вызвал к себе хор Капеллы. Композитор попросил исполнить один из своих концертов, и тихо умер под любимые звуки музыки.

Дмитрий Степанович был похоронен на Васильевском острове, на Смоленском кладбище. На могиле знаменитого русского композитора был установлен обелиск и памятник. Затем последовал акт вандализма, и в 1953 г. захоронение было перенесено в Александро-Невскую лавру, в Пантеон деятелей культуры.

В память о великом русском композиторе именем Бортнянского было названо училище искусств в Сумах, Черниговский камерный хор и улица в Львове. На родине Дмитрия Степановича, в Глухове, установлен памятник, который вылепил скульптор Коломиец И. А. В 90-х гг. украинская артистка Наталья Свириденко создала Трио имени Бортнянского (сопрано, флейта и клавесин).

Наследие великого композитора

После смерти мужа Анна Ивановна отдала в Капеллу на хранение рукописи сочинений и гравированные нотные доски. Однако все чаще исполнялись его хоровые концерты, а светские сочинения в виде инструментальных и оперных произведений оказались постепенно забыты.

Вспомнили об этой музыке Дмитрия Степановича Бортнянского спустя долгие годы, только в 1901 г., по случаю 150-летия со дня рождения композитора. В Капелле случайно нашлись ранние сочинения, была устроена их выставка. Среди них были такие известные произведения, как «Алкид», «Сокол», Квинт» и другие. Сохранился и клавирный сборник, который посвящался княжне Марии Федоровне.

О светских сочинениях вновь заговорили еще через 50 лет. К этому времени многие произведения композитора оказались навеки утраченными, так как после 1917 г. архив Капеллы был расформирован по разным хранилищам. Часть сборников Бортнянского так и не была найдена. Исчезли и произведения, посвященные княжне Марии Федоровне.

(1751-10-26 ) Место рождения Дата смерти

28 сентября (10 октября) (1825-10-10 ) (73 года)

Место смерти Страна

Российская империя

Профессии Инструменты

Хор, фортепиано, камерные

Жанры

Духовная, камерная музыка

Дми́трий Степа́нович Бортня́нский (26 октября , Глухов , Черниговское наместничество - 10 октября , Санкт-Петербург) - русский композитор и дирижёр украинского происхождения. Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Создатель партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол » (), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (), фортепианных сонат , камерных ансамблей.

Биография

Дмитрий Бортнянский родился 26 (28) октября 1751 года в Глухове , Черниговское наместничество . Его отец, Стефан Шкурат, происходил из польских Низких Бескидов , из села Бортнэ и был лемком , однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» (образованную от названия родной деревни) . Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский , ребёнком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге . Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы , наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии в т. н. «эрмитажах» - итальянских концертных спектаклях, причём сначала, в 11-12 летнем возрасте, - женские (такая тогда была традиция, что женские роли в операх пели мальчики), а уже позже - и мужские.

Д.С. Бортянский

Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты - «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа.

После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге .

В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы , песни , кантаты . Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского , посвященный событиям войны 1812 года .

В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским».

Музыкальное наследие

Бельский М. И. «Портрет композитора Дмитрия Степановича Бортнянского», 1788.

После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие - гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер италианских - 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских - 30, хоров российских и итальянских - 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиан, арфы и прочих инструментов - 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были.

Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения - оперные и инструментальные - были забыты вскоре после его кончины.

О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. С. Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Федоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:

Талант Бортнянского с легкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).

О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвященный великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день.

Библиография

  • Лебедев М. Березовский и Бортнянский как композитор церковного пения. - СПб., 1882.
  • Доброхотов Б. , Д. С. Бортнянский. - М. - Л., 1950.
  • Маценко П. Дмитро Степанович Бортнянський і Максим Созонтович Березовський. - Вінніпег, 1951.
  • Рыцарева М. Композитор Бортнянский. Жизнь и творчество. - Л.: Музыка,1979. - 256 с., ил., 4 л. ил.
  • Іванов В. Дмитро Бортнянський. - Київ., 1980.
  • Вихорева Т. Духовная музыка Д.С.Бортнянского. - Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 252 с. ISBN 978-3-8484-2962-2

Примечания

Ссылки

  • «Коль славен наш Господь в Сионе…» - первый российский гимн
  • Краткая история церковного пения. Дмитрий Степанович Бортнянский
  • Бортнянский, Дмитрий Степанович: ноты произведений на International Music Score Library Project
  • Всё о Бортнянском , включая текст книги: Константин Ковалев. «Бортнянский», серия ЖЗЛ.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 26 октября
  • Родившиеся в 1751 году
  • Родившиеся в Глухове
  • Родившиеся в Черниговской губернии
  • Умершие 10 октября
  • Умершие в 1825 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы Украины
  • Дирижёры по алфавиту
  • Дирижёры Российской империи
  • Духовные композиторы
  • Церковные регенты
  • Оперные композиторы
  • Композиторы классической эпохи
  • Похороненные на Тихвинском кладбище
  • Масоны России
  • Почётные члены Императорской Академии Художеств
  • Композиторы России XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бортнянский, Дмитрий Степанович" в других словарях:

    Композитор духовной музыки, директор придворной капеллы; род. в 1751 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, ум. 28 сентября 1825 г. Семи лет он был зачислен в певчие придворного хора и, благодаря прекрасному голосу (у него был дискант) и… … Большая биографическая энциклопедия

    Дмитрий Степанович Бортнянский Дмитрий Степанович Бортнянский (укр. Дмитро Степанович Бортнянський, 1751 1752, Глухов 10 октября 1825, Санкт Петербург) российский композитор украинского происхождения. Основоположник русской композиторской школы … Википедия

    Бортнянский, Дмитрий Степанович - Дмитрий Степанович Бортнянский. БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751 1825), российский композитор. Мастер хорового письма а капелла, создал новый тип духовного хорового концерта. Камерно инструментальные сочинения первые образцы крупной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Бортнянский, Дмитрий Степанович, знаменитый русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы (1751 1825). Родился в городе Глухове (Черниговской губернии) и семилетним мальчиком был взят в придворный певческий хор. В то время для … Биографический словарь

    Русский композитор. По национальности украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле (Петербург). Композицию изучал под руководством Б. Галуппи. В 1769 79 жил за границей. В… … Большая советская энциклопедия