Эпоха средних веков между древностью временем. Хронологические периоды и эпохи в истории человечества

Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья. В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы. К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам. Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.

1. Отметь знаком «+» правильные утверждения.

  • Средние века - это время между Первобытным миром и Древним миром.
  • Средние века - это время между Древним миром и Новым временем.
  • Все цивилизации, возникшие в Древнем мире, продолжали существовать и в эпоху Средних веков.
  • К V веку н.э. многие цивилизации древности исчезли, на их месте появились новые.

Выбери правильный ответ и обведи его.

Используя дополнительную литературу, впиши в таблицу или нарисуй, какими достижениями прославились цивилизации эпохи Средних веков.

2. Реши кроссворд.

1. Основное занятие жителей эпохи Средних веков (земледелие) .
2. Так называют себя западные христиане (католики) .
3. Так называют себя восточные христиане (православные) .

Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «ислам» и запиши, кто создал эту религию.

Арабские племена

3. Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Средневековья. Впиши в рамку год завоевания Иерусалима крестоносцами.

1099 г - завоевание Иерусалима крестоносцами.

Отметь дату на «реке времени».

Эти изобретения эпохи Средних веков повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем «на реке времени» в нужном месте.

Изобретение огнестрельного оружия (XIV в.)
Появление в городах механических часов (XIII в.)

4. Выполни задания на контурной карте ().

  • Подпиши названия цивилизаций Средневековья.
  • Обведи границу цивилизованного мира.
  • Раскрась разными цветами


Напиши, в каких частях света расположены цивилизации эпохи Средних веков.

Европа, Азия, Африка, Америка

Продолжи предложение.

В Средние века цивилизации существовали во всех частях света, кроме Австралии и Антарктиды

Придумай символические изображения архитектурных памятников Средневековья (см. стр. 62-63 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

5. Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в далёком прошлом. Объясни и напиши, почему они относились враждебно друг к другу.

Эти люди поступали так потому, что такова была мораль в Средние века. “Поступать по божески”, то есть соблюдая все заветы религии, надо было только по отношению к людям своей веры. Например, католики считали, что мусульмане нечестивцы, что они верят в неправильного бога и поэтому их надо убивать. В свою очередь мусульмане называли христиан “неверными” и также казнили и убивали их при первой же возможности. Во имя веры объявлялись священные Крестовые походы. Участвовать в них считалась почетным, за это прощались все грехи. Также особым гонениям подвергались язычники - люди, верившие в “старых” богов, а не в единого бога. Но их сначала старались обратить в свою веру.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, стали преследовать за мою веру
Аргумент(ы) потому, что должны относиться терпимо друг к другу и с уважением относиться к последователям разных религий.

Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в наши дни. Объясни их поведение.

Все люди очень спокойно воспринимают особенности других религий и часто с интересом изучают их. Например, многие люди специально едут в Тибет и Непал, чтобы изучить буддизм. В Китай едут изучать конфуцианство. Католики и православные также стали ближе друг другу. В 2016 году даже произошла личная встреча Папы Римского и Патриарха русской православной церкви.

Сделай вывод.

Позиция (мнение) В похожей ситуации я, современный человек, постараюсь не помешать религиозным обрядам, а тихонечко понаблюдаю за ними со стороны.
Аргумент(ы) потому что если я хочу, чтобы уважали мою религию, то я буду уважать религию других людей.

Конспект урока «Эпоха средних веков - между древностью и новым временем».(4 класс)

Цель: научить детей сравнивать одно историческое время от другого.

Образовательная- научить детей сравнивать одно историчесеое время от другого;

Развивающая- развивать мышление, логическое размышление,воображение; воспитывать любовь к прошлому и уважение.

План урока:

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Итог урока. Домашнее задание.

Оборудование: таблицы, схемы,карточки, кроссворд, наглядности.

Ход урока:

    Орг. Момент.

Мы школьники прилежны

Послушны и дружны

Мы знаем что лентяи

От жизни не нужны

Урок мы очень лббим

Хотим мы больше знать

Вот варастим и будем

Всем старшим помогать!

Здравствуйте, ребята! Меня зовут….. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Ребята, давайте для начала выполним задание по карточкам и определим тему сегодняшнего нашего урока.

1-Чтобы организовать и защититьжизнь всех этих разных людей, необходимо было иметь законы, содержать войско, собирать налоги. Так появлялись…(государства)

2-Для того чтобы подсчитывать плательщиков налогов, передавать распоряжения в отдалённые города, люди изобрели…(письменность)

3-Эпоха Древнего мира началась в то время,когда в нескольких странах люди вышли из первобытного состояния и поднялись в следующую, более высокую ступень развития, которая называется…(цивилизацией)

4-В честь какого бога проводились торжественные спортивные соревнования, жившего на горе Олимп. (Зевс)

5- Назовите предводителя восстания рабов в Древнем Риме в 74 году до н.э….(Спартак)

Итак, ребята, какое главное слово получается? (Средние века)

Молодцы, ребята.

Итак, тема сегодняшнего урока- Эпоха средних веков - между древностью и новым временем.

Ребята, давайте мы с вами для начала вспомним как люди хранили и передавали знания, опыт в эпоху Первобытного и Древнего мира?

Первобытный мир Древний мир Средние века

Молодцы, ребята. А чтобы узнать как люди в средние века хранили и передавали знания откроем учебники на странице 60. И прочитайте всё про себя разговор Анюты и Илюши.

Какое вы заметили противоречие в разговоре Анюты и Илюши? Какой возникает вопрос?

Анюта «средние века» сравнила со « средними способностями» и сказала, что она неинтересная, так как «средняя».

Илюша удивился и сказал -«Ведь за эту эпоху сотни поколений сменились, неужели никто из них ничего выдающегося не сделал?

Какие выдающиеся события произошли в средние века?

Молодцы, ребята. А что же означает название «Средние века?».Давайте рассмотрим следующую таблицу и определим место и впемя «Средних веков»

Новейшее время

Новое время

Средние века

Древний мир

Первобытный мир

Ребята, где находится «Средние века?»

Между Древним миром и Новым временем.

Итак,ребята, Средние века- это температура между Древним миром и Новым временем.

Ребята, а как вы думаете, кто прав- Анюта или Илюша? И почему?

Илюша. Так как он говорит что за эту эпоху сотни поколений сменились

Молодцы, ребята! А какие изменения произошли в это время послушайте (рассказ учителя учебник стр 61)

Ребята, давайте сейчас отдохнём.

В небе плавает луна.

В облака зашла она

Можем мы луну достать

И пониже перевесить

Пусть луна сверкает

Молодцы, ребята! А теперь откройте страницу 64, прочитайте задание:

Перечисли технические достижения средних веков.Сравни технические возможности людей в средние века и в предыдущие эпохи всемирной истории (работа по картинкам)

Технические достижения эпохи средних веков

Порох Бумага

Стремена Хомут

Как вы думаете, что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?

Как государство управляло обществом

На протяжении средних веков большинство людей жили в деревнях, пахали землю, выращивали скот. Города в основном были маленькими, их население незначительным.

В любом средневековом государстве жители делились на группы

Крестьян, ремесленников, купцов, воинов,священников. От того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе,права и обязанности.

Ребята, откройте учебники на странице 65 и прочитайте задание.

Рассмотрим схему управления государством в средние века. Подбери подписи к рамкам: воины-землевладельцы, священники, горожане, земледельцы.

Объясните, как распределились государственные обязанности между разными группами средневекового общества.

От кого зависела власть в средневековых государствах?

Молодцы, ребята!

Закрепление изученного.

Соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций, которые создали эти произведения искусства

Выполним задание 1 на стр. 67 учебника.

Итог урока.

Кем бы вы хотели быть, очутившись в эпоху Средневековья? Почему?

Какая проблема перед нами возникла в начале урока?

Действительно ли эпоха была средней и неинтересной?

Что запомнилось и понравилось при изучении этой эпохи?

Домашнее задание.

С. 60 - 67, ответы на вопросы на стр. 67