Эпоха средних веков между древностью временем. Хронологические периоды и эпохи в истории человечества
Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья. В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы. К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам. Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.
1. Отметь знаком «+» правильные утверждения.
- Средние века - это время между Первобытным миром и Древним миром.
- Средние века - это время между Древним миром и Новым временем.
- Все цивилизации, возникшие в Древнем мире, продолжали существовать и в эпоху Средних веков.
- К V веку н.э. многие цивилизации древности исчезли, на их месте появились новые.
Выбери правильный ответ и обведи его.
Используя дополнительную литературу, впиши в таблицу или нарисуй, какими достижениями прославились цивилизации эпохи Средних веков.
2. Реши кроссворд.
1. Основное занятие жителей эпохи Средних веков (земледелие)
.
2. Так называют себя западные христиане (католики)
.
3. Так называют себя восточные христиане (православные)
.
Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «ислам» и запиши, кто создал эту религию.
Арабские племена
3. Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Средневековья. Впиши в рамку год завоевания Иерусалима крестоносцами.
1099 г - завоевание Иерусалима крестоносцами.
Отметь дату на «реке времени».
Эти изобретения эпохи Средних веков повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем «на реке времени» в нужном месте.
Изобретение огнестрельного оружия (XIV в.)
Появление в городах механических часов (XIII в.)
4. Выполни задания на контурной карте ().
- Подпиши названия цивилизаций Средневековья.
- Обведи границу цивилизованного мира.
- Раскрась разными цветами
Напиши, в каких частях света расположены цивилизации эпохи Средних веков.
Европа, Азия, Африка, Америка
Продолжи предложение.
В Средние века цивилизации существовали во всех частях света, кроме Австралии и Антарктиды
Придумай символические изображения архитектурных памятников Средневековья (см. стр. 62-63 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.
5. Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в далёком прошлом. Объясни и напиши, почему они относились враждебно друг к другу.
Эти люди поступали так потому, что такова была мораль в Средние века. “Поступать по божески”, то есть соблюдая все заветы религии, надо было только по отношению к людям своей веры. Например, католики считали, что мусульмане нечестивцы, что они верят в неправильного бога и поэтому их надо убивать. В свою очередь мусульмане называли христиан “неверными” и также казнили и убивали их при первой же возможности. Во имя веры объявлялись священные Крестовые походы. Участвовать в них считалась почетным, за это прощались все грехи. Также особым гонениям подвергались язычники - люди, верившие в “старых” богов, а не в единого бога. Но их сначала старались обратить в свою веру.
Продолжи предложение.
Позиция (мнение)
Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же, стали преследовать за мою веру
Аргумент(ы)
потому, что должны относиться терпимо друг к другу и с уважением относиться к последователям разных религий.
Рассмотри рисунки, изображающие взаимоотношения приверженцев разных религий в наши дни. Объясни их поведение.
Все люди очень спокойно воспринимают особенности других религий и часто с интересом изучают их. Например, многие люди специально едут в Тибет и Непал, чтобы изучить буддизм. В Китай едут изучать конфуцианство. Католики и православные также стали ближе друг другу. В 2016 году даже произошла личная встреча Папы Римского и Патриарха русской православной церкви.
Сделай вывод.
Позиция (мнение)
В похожей ситуации я, современный человек, постараюсь не помешать религиозным обрядам, а тихонечко понаблюдаю за ними со стороны.
Аргумент(ы)
потому что если я хочу, чтобы уважали мою религию, то я буду уважать религию других людей.
Конспект урока «Эпоха средних веков - между древностью и новым временем».(4 класс)
Цель: научить детей сравнивать одно историческое время от другого.
Образовательная- научить детей сравнивать одно историчесеое время от другого;
Развивающая- развивать мышление, логическое размышление,воображение; воспитывать любовь к прошлому и уважение.
План урока:
1.Орг. момент
2.Актуализация знаний
3.Изучение нового материала
4.Закрепление
5.Итог урока. Домашнее задание.
Оборудование: таблицы, схемы,карточки, кроссворд, наглядности.
Ход урока:
Орг. Момент.
Мы школьники прилежны
Послушны и дружны
Мы знаем что лентяи
От жизни не нужны
Урок мы очень лббим
Хотим мы больше знать
Вот варастим и будем
Всем старшим помогать!
Здравствуйте, ребята! Меня зовут….. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
Ребята, давайте для начала выполним задание по карточкам и определим тему сегодняшнего нашего урока.
1-Чтобы организовать и защититьжизнь всех этих разных людей, необходимо было иметь законы, содержать войско, собирать налоги. Так появлялись…(государства)
2-Для того чтобы подсчитывать плательщиков налогов, передавать распоряжения в отдалённые города, люди изобрели…(письменность)
3-Эпоха Древнего мира началась в то время,когда в нескольких странах люди вышли из первобытного состояния и поднялись в следующую, более высокую ступень развития, которая называется…(цивилизацией)
4-В честь какого бога проводились торжественные спортивные соревнования, жившего на горе Олимп. (Зевс)
5- Назовите предводителя восстания рабов в Древнем Риме в 74 году до н.э….(Спартак)
Итак, ребята, какое главное слово получается? (Средние века)
Молодцы, ребята.
Итак, тема сегодняшнего урока- Эпоха средних веков - между древностью и новым временем.
Ребята, давайте мы с вами для начала вспомним как люди хранили и передавали знания, опыт в эпоху Первобытного и Древнего мира?
Первобытный мир Древний мир Средние века
Молодцы, ребята. А чтобы узнать как люди в средние века хранили и передавали знания откроем учебники на странице 60. И прочитайте всё про себя разговор Анюты и Илюши.
Какое вы заметили противоречие в разговоре Анюты и Илюши? Какой возникает вопрос?
Анюта «средние века» сравнила со « средними способностями» и сказала, что она неинтересная, так как «средняя».
Илюша удивился и сказал -«Ведь за эту эпоху сотни поколений сменились, неужели никто из них ничего выдающегося не сделал?
Какие выдающиеся события произошли в средние века?
Молодцы, ребята. А что же означает название «Средние века?».Давайте рассмотрим следующую таблицу и определим место и впемя «Средних веков»
Новейшее время
Новое время
Средние века
Древний мир
Первобытный мир
Ребята, где находится «Средние века?»
Между Древним миром и Новым временем.
Итак,ребята, Средние века- это температура между Древним миром и Новым временем.
Ребята, а как вы думаете, кто прав- Анюта или Илюша? И почему?
Илюша. Так как он говорит что за эту эпоху сотни поколений сменились
Молодцы, ребята! А какие изменения произошли в это время послушайте (рассказ учителя учебник стр 61)
Ребята, давайте сейчас отдохнём.
В небе плавает луна.
В облака зашла она
Можем мы луну достать
И пониже перевесить
Пусть луна сверкает
Молодцы, ребята! А теперь откройте страницу 64, прочитайте задание:
Перечисли технические достижения средних веков.Сравни технические возможности людей в средние века и в предыдущие эпохи всемирной истории (работа по картинкам)
Технические достижения эпохи средних веков
Порох Бумага
Стремена Хомут
Как вы думаете, что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?
Как государство управляло обществом
На протяжении средних веков большинство людей жили в деревнях, пахали землю, выращивали скот. Города в основном были маленькими, их население незначительным.
В любом средневековом государстве жители делились на группы
Крестьян, ремесленников, купцов, воинов,священников. От того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе,права и обязанности.
Ребята, откройте учебники на странице 65 и прочитайте задание.
Рассмотрим схему управления государством в средние века. Подбери подписи к рамкам: воины-землевладельцы, священники, горожане, земледельцы.
Объясните, как распределились государственные обязанности между разными группами средневекового общества.
От кого зависела власть в средневековых государствах?
Молодцы, ребята!
Закрепление изученного.
Соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций, которые создали эти произведения искусства
Выполним задание 1 на стр. 67 учебника.
Итог урока.
Кем бы вы хотели быть, очутившись в эпоху Средневековья? Почему?
Какая проблема перед нами возникла в начале урока?
Действительно ли эпоха была средней и неинтересной?
Что запомнилось и понравилось при изучении этой эпохи?
Домашнее задание.
С. 60 - 67, ответы на вопросы на стр. 67