Французский шансонье. Лучшие шансонье франции и их песни

Французский шансон! При этом слове перед глазами возникают удивительные люди - Серж Гензбур, Франсуаза Арди, Эдит Пиаф! Потрясающие исполнители, чьи великолепные песни глубоко вошли в мировую музыкальную историю и стали в некоем смысле гимнами ушедшего века! Их песни, ко всему прочему, прозвучали в любимых кинокартинах, с успехом прошедших на мировых киноэкранах. Да и поныне эти замечательные композиции часто звучат в современных фильмах.

Бесспорно, французский шансон бессмертен. Волшебное искусство заставляет сердце трепетать, предаваться светлой радости или лёгкой грусти по утраченной романтике ушедшей эпохи, прекрасным талантливым исполнителям, актёрам, музыкантам. Но когда мы вновь ставим затёртую пластинку, искусство вдруг таинственным образом опять оживает, наполняя мир вокруг своим удивительным шармом и очарованием.

Стоит упомянуть, что в России слово «шансон» трактуется несколько по-своему. Здесь в 90-е годы сформировался особый жанр музыки, который получил наименование «русский шансон». По большей своей части это была «блатная песня» - таким образом, сложное, насквозь криминальное время перестройки нашло своё отражение в творчестве, в частности, в музыке.

Аристид Брюан. Фото с сайта ru.wikipedia.org Но мы поговорим о французском шансоне в более глубокой интерпретации, в его истинном смысле. Он родился во Франции и блестяще был воспет, исполнен многочисленными талантливыми представителями! И эта великолепная музыка спасала жизни, заставляла сердца людей биться сильнее, помогала вновь поднять голову к солнцу и засветиться лучезарным улыбкам на устах. Пройдёмся же по вековым страницам истории шансона.

Не устаешь повторять, что шансон по своему истинному содержанию - изящная, глубоко поэтичная, величественная песня. Исторически шансон - это и французская эстрадная песня в стиле кабаре, и средневековая светская многоголосая песня. Каждая композиция - это в своём роде удивительный поэтический шедевр, своеобразный рассказ с глубоким внутренним содержанием. Давайте окунёмся в атмосферу французского шансона, раскроем для себя словно заново изящество и красоту этой великолепной музыки.

Мистингетт. Фото с сайта ru.wikipedia.org Свой путь французский шансон начал ещё с далёких средних веков. Можно сказать, что жанр пошёл с труверов. Труверы были поющими поэтами конца XI - начала XIV века. Особенно следует отметить удивительного Гийома де Машо, блестящего поэта и исполнителя, представителя эпохи Ars Nova. Разумеется, подобная музыка была немного отдалена от современного понимания термина «шансон». Тем не менее, его, несомненно, можно рассматривать как настоящего родоначальника жанра.

Более близкое и родное нам значение «шансона» сформировалось непосредственно в конце позапрошлого века. А началось всё с небольших творческих театриков и кабаре. Именно в них и сформировался основной смысл шансона: песня, исполняемая автором обыкновенно в камерном помещении, песня, неразрывно связанная с текстом. Песня, которая раскрывает собой истинный «галльский характер», наполненный романтикой и в то же время язвительностью, внутренней взрывной силой. И эта песня, надо признать, весьма восприимчива и неумолима к всевозможным несправедливостям.

Самые первые шансонье в XIX веке, признанные современностью как потрясающие представители жанра, были Аристид Брюан и, конечно же, Мистенгетт.

Шарль Трене. Фото с сайта ru.wikipedia.org Аристид Брюан являл собой яркий артистический образ с Парижского Монмартра. Он восхитительно исполнял на парижском арго пронзительные антибуржуазные композиции. На сцене Аристид запомнился как обладатель непревзойдённого стиля: бархатная куртка, чёрные брюки, заправленные в высокие сапоги. На его шее всегда красовался шикарный красный шарф. Удивительный образ Аристида Брюана неоднократно использовался в живописи, таким его изображали на плакатах. Именно в подобном амплуа он и запомнился благодарным слушателям, да и всем нам, почитателям и ценителям французского шансона!

Мистенгетт. Это имя - псевдоним, первоначально произошедший от английского имени Мисс Тенгетт. Мистенгетт была удивительной актрисой - певица, клоунесса-конферансье. Позже её псевдоним, слившись в одно слово, зазвучал более созвучно её творчеству и сценическому образу. Мистенгетт великолепно исполняла юмористические вещи, снималась в удивительном кино, выступала на сцене с блистательным Жаном Габеном, пела в дуэте с Морисом Шевалье. Именно её изобретением стали помпезные головные уборы из перьев, которыми так славится «Мулен руж».

Томительными волшебными нотами саксофона подступала эпоха джаза. В предвоенном Париже шансон представил Шарль Трене, который выступал с джазовым пианистом Джонни Хессом. Его удивительная манера несколько отличалась от классики. Он активно привносил в шансон ритмы джаза и гэги из замечательных американских комедий. Его потрясающая песня Je chante прочно вошла с сердца благодарных слушателей и стала всемирно известной. Также волнующе звучит композиция La Mer. Позже её исполнят Клифф Ричард и Далида. Кстати, известный американский исполнитель Бобби Дарин немного позже споёт её, превратив в свою легендарную и нашумевшую Beyond to sea.

После войны шансон становится всё более серьёзным, настраиваясь на социальную, общественную тематику, стремится вступить в прямой диалог со слушателем. В музыку приходят известные поэты и писатели. Борис Виан, талантливый поэт и прозаик. Бельгийский поэт Жак Брель, исполнивший знаменитую Ne me quitte pas, которую позже споют многие мировые исполнители. А талантливый Жорж Брассен создавал песни на стихи Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго.

Шарль Азнавур. Фото с сайта ru.wikipedia.org Мир французского шансона стремительно и неизбежно развивается! Появились новые исполнители - Жан Ферра, потрясающая Эдит Пиаф с её удивительными песнями Non, je ne regrette rien и La Vie en rose, которые знают во всём мире, парижский армянин Вахинак Азнавурян, он же Шарль Азнавур, французский бельгиец Сальваторе Адамо, великолепнейший шансонье.

А ещё певица итальянского происхождения Dalida, которая спела вместе с Аленом Делоном свою знаменитую композицию - Paroles paroles. Шансон также блестяще исполняла талантливая актриса Катрин Денёв, сыгравшая главную роль в знаменитой кинокартине «Шербурские зонтики». И талантливая актриса, законодатель моды, певица, астролог Франсуаза Арди. Её превосходные песни: Tous les garçons et les filles, Le temps de l’amour глубоко актуальны и по сей день!

Особенно следует обратить внимание на удивительного исполнителя под псевдоним Серж Гензбур. Его настоящее имя Люсьен Гинзбург. Этот талантливый человек буквально изменил образ шансона, привнёс в него новые удивительные очертания и образы! Он ярко прожил свою жизнь, исполняя шансон и раскрасив его новыми музыкальными красками.

В 2010 году французский режиссёр Жоанн Сфара снял о Люсьене и его неподражаемом творчестве замечательный фильм Gainsbourg, vie héroïque (Генсбур. Любовь хулигана). В фильме прозвучали многочисленные потрясающие хиты Гензбура, прекрасно показана история его жизни.

Шансон стремительно набирает обороты, ему всё боле тесны какие бы то ни было рамки. И вот артист решает купить электрогитару . Смотрите, шансонье Бенжамен Бьоле уже активно использует электронику! Мано Соло - великолепный поэт, играет, по сути, настоящий панк-рок! Известная рок-легенда Франции Джонни Холлидей - новатор нового жанра.

Сейчас в шансон привносятся всевозможные крапления. Музыка соединяет в себе всевозможные стили, жанры, созвучия. Шансон активно насыщается жанрами драм-н-бейс и босанова, что ещё более раскрывает непередаваемое звучание музыки. Для примера можно взять ритмы Латинской Америки (как Доминик А) и Балкан (как группа Têtes Raides). Эмили Симон исполняет по-английски, а музыка представляет собой канонический электропоп. Но всё же перед нами всё тот же удивительный и волшебный шансон, исполненный ароматами и лазурными красками Франции.

В такие моменты понимаешь, что французский шансон - это не просто музыка, а целый удивительный мир! Это музыкальный рассказ о наших судьбах. Это и сугубо французское произведение: поэтичное, где сквозь слегка меланхоличный голос талантливого исполнителя мы слышим глубину жизни, её трагизм и в то же время радость, восхищение, волнительное наслаждение каждой секундой. Перед глазами стремительно пролетают образы, люди, жизни, ситуации, яркие мазки - всё сплетается в несколько минут звучания песни. В эти секунды понимаешь глубокую поэзию, красоту нашей обыденной жизни. Осознаешь её наивысшее Духовное начало!

Шансон в переводе с французского языка означает - песня. На первый взгляд, легкомысленный музыкальный жанр имеет достаточно большую историю. Еще в 10 веке появились поэмы и эпические песни (сhanson de geste), воспевавшие храбрых и доблестных рыцарей - защитников Франции. А родоначальниками этого музыкального жанра считаются франко-фламандские композиторы нидерландской школы.

Уже в 16 веке музыка в стиле, который можно считать прообразом классического шансона, создавалась французскими композиторами эпохи Ренессанс такими, как Жанекен, Сермизи, Мулю, Сертон, Котле, Лежен, Гудимель, а в начале 17 века эти композиции постепенно вытиснились песенно-романсными жанрами. В конце 19-го и в начале 20-го веков во Франции появились эстрадные песни, авторами которых являются шансонье – французские эстрадные певцы, исполнители куплетов и жанровых песен в стиле «а ля Монмартр».

После первой мировой войны в моду входят ритмы заокеанских фокстрота и танго. В песнях французских исполнителей также слышны нотки этих зажигательных мелодий. Но французы всегда оставались самобытными, и певцы того времени - Мистенгет, Mорис Шевалье, Жозефина Бекер - работали в стиле ревю – небольшого театрально-циркового представления, близкого к кабаре, британскому мьюзик-холлу или американскому водевилю. 30-40-е годы 20 века ознаменовались появлением Эдит Пиаф, которая по праву считается во Франции основательницей современной эстрадной песни. В песнях Пиаф отражалась жизнь ее самой и жизнь каждого француза, поэтому и сами песни настолько любимы во Франции, да и далеко за ее пределами. Песни Пиаф отличались искренностью, подчеркивались ярким голосом и чувственностью исполнения. Не одно поколение французских исполнителей выросло на таких песнях, как «Non, Je ne regrette rien », «Padam, Padam », «Milord », «La Vie En Rose » (слушать композиции онлайн можно перейдя по ссылке).

После Второй мировой войны на сцену выходит плеяда таких шансонье, как: Жорж Брассенс, Жак Брель, Шарль Азнавуp , Лео Феppе, Боpис Виан, Ив Монтан. В их творчестве соединяются лучшие традиции французской авторской песни: лиричность исполнения, некая интимность и неуловимая музыкальность.

Но о французском шансоне сложно говорить вообще, для того, чтобы его попытаться понять стоит прикоснуться к творчеству самых ярких представителей этого жанра.

Шарль Азнавур сразу после окончания войны, вместе со своим другом и аккомпаниатором Пьером Рошем, в поисках работы обивали пороги парижских ночных клубов и варьете. Иногда им позволяли выйти на сцену, спеть несколько песенок и заработать несколько франков. Иногда получалось продать песню-другую. Друзья сочиняли их в огромной квартире Роша в центре Парижа. Одна из таких песен – «Я пьян» - стала хитом в исполнении Жоржа Ульмера.

Как-то на одном из их концертов в парижском ресторане побывала сама Пиаф. После знакомства с музыкантами, она предложила им выступать в первом отделении своего гастрольного тура. Однако гастроли оказались очень короткими, Пиаф улетела в Америку, а Азнавур и Рош остались в Париже, собирать деньги на дорогу за Океан. С трудом добравшись до США, и найдя там Пиаф, музыканты поняли, что совместных гастролей не будет, и по совету певицы они отправились в Канаду, где их ожидал неожиданный успех. Легендарная певица во многом повиляла на творчество Шарля, он написал несколько песен для нее: «Jezebel », «Compagnons de la Chanson». После разрыва с Пиаф, Азнавур начал сольную карьеру. Его песни исполняют многие талантливые шансонье того времени: Жюльет Греко, Жильбер Беко, Паташу. Песня «J"ai bu », записанная Жоржем Ульмером, была удостоена гран-при, как лучший диск 1947 года. Впоследствии Азнавур написал не один десяток песен, которые стали не только жемчужинами французского шансона, но и всемирно известными хитами, среди них: «Sa jeunesse», «Parce que», «Sur ma vie», «Apres l"amour», «La boheme» , «Comme ils disent », «She » и конечно же бессмертная «Une Vie D’Amour », прозвучавшая в советском фильме «Тегеран-43» и спетая самим Азнавуром на русском языке («Вечная любовь»).

Еще один известный далеко за пределами Франции шансонье - Ив Монтан. Его также можно отнести к открытиям Эдит Пиаф. «Когда он запел, - вспоминала Эдит Пиаф, - я сразу попала под его обаяние. Самобытная личность артиста, впечатление силы и мужественности, красивые артистичные руки, интересное выразительное лицо, проникновенный голос...». Эдит Пиаф передала ему частицу своего таланта. Она научила Ива Монтана той красоте пения, которая сделала его великим. С именем Ив Монтан ассоциируются международные шлягеры «Sous Le Ciel» «De Paris », «Les feuilles mortes », «C’est si bon », «Les grands boulevards », «A Paris » и еще много-много удивительно мелодичных и лиричных песен, характерных для французского шансона 40-х – 60-х годов прошлого века.

Еще одним ярким представителем французского шансона является родившийся в Бельгии Жак Брель. Первые свои записи он сделал в 1953 году. Записал и поехал покорять Париж. Около года Жак ночевал на чердаках и безуспешно обивал пороги концертных залов и кабаре Парижа. Однако несмотря на нещадную критику своих песен, он продолжал писать песни. Ему оказывали поддержку музыкант Брассенс, певица Жюльетт Греко, включившая в свой репертуар его песни, и, конечно же, Жак Канетти, который, не внял голосам скептиков фирмы «Филипс» и все же настоял на записи первого диска Жака Бреля в 1954 году. Среди песен этого альбома выделяется лишь одна - «Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube , чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.




Рожденный на сцене кабаре, шансон и сегодня остается неповторимым национальным способом доверительно и ярко говорить со слушателем о насущном и главном

В начале 2000-х, когда начался взлет FM-станции «Радио Шансон», русского интеллигента коробило использование знакомого и любимого слова не по назначению. За последующие 11 лет легитимизация жанра, прежде честно называвшегося «блатной песней» или попросту «блатняком», свершилась: протесты стихли, «русский шансон» стал одной из непререкаемых реалий культурного ландшафта страны. И все-таки до этого блатного триумфа было целое столетие, на протяжении которого слово «шансон» и для русского уха звучало совсем другой музыкой.

Что само это слово — chanson - и значит попросту «песня», знают все. Менее известно, что современный французский шансон, ставший в XX веке одним из главных символов культуры страны, прослеживает свою родословную со Средних веков. Точкой отсчета считается творчество труверов, поющих поэтов конца XI - начала XIV века, в особенности - великого Гийома де Машо, которого весьма ценил автор «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосер, а современники именовали не иначе как «богом гармонии». Впрочем, тот шансон имел свой, довольно сложный, канон и с нынешним состоит, мягко говоря, в непрямых родственных отношениях.

1. Ницца, февраль 1974-го: Жак Брель на съемках фильма Дени Эру, названного вполне в духе знаменитой песни русского шансонье Высоцкого про «не волнуйтесь, я не уехал»: «Жак Брель жив, здоров и живет в Париже». Брель, бельгиец и тонкий поэт, стал одной из икон французского шансона - уникального жанра, в котором равно востребованы талант стихотворца и предельная харизматическая искренность рок-звезды
2. 1961 год. На сцене Эдит Пиаф - «парижский воробушек», легенда не только шансона, но и галльской культуры вообще. О силе русской любви к Пиаф свидетельствует эпизод фильма «Семнадцать мгновений весны» (1972), где советский разведчик Исаев (Штирлиц) в 1945-м слышит по радио ее песню и предсказывает певице великое будущее
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM (2)

Шансон, который мы знаем, сформировался в конце позапрошлого века в стенах театриков-кабаре. Тогда там не только танцевали канкан, но и пели. И тогда же оформился главный принцип шансона: это песня, исполняемая автором, как правило, в камерном помещении, песня, в которой музыка неразрывна с текстом, обычно сюжетным. Шансон становился песенным воплощением «идеального галльского характера» - романтического и взрывного, язвительного и максималистского, чуткого ко всякой несправедливости.

Первыми шансонье в нашем нынешнем понимании были Аристид Брюан (1851-1925) и Мистенгетт (1875–1956). Первый, артистический бездельник с Монмартра, пел на парижском арго едкие антибуржуазные песенки, на сцену выходил в эффектном «прикиде»: бархатная куртка, черные брюки, заправленные в высокие сапоги, на шее красный шарф. Таким его и изображал на афишах Тулуз-Лотрек (а сборники его песен иллюстрировал Теофиль Стейнлен, тоже художник не из последних). Псевдоним второй, как ни забавно, изначально был «англоязычным» (Мисс Тенгетт), но, слившись в одно слово, зазвучал франкофонно. Красивая дочь разнорабочего и портнихи, она начинала с юмористических песенок, снималась в кино, выступала на одной сцене с Жаном Габеном, пела в паре с Морисом Шевалье (они 10 лет были любовниками), а в связи с расставанием с ним исполнила песню Mon homme, и песня эта осталась в истории шансона навсегда. Это она изобрела головные уборы из перьев, которыми и поныне славится «Мулен Руж». Мистенгетт умерла в 80 лет, а со сцены ушла в 75.

Эпоха джаза изменила и французскую песню, которую в предвоенном Париже олицетворял Шарль Трене, выступавший в дуэте с джазовым пианистом Джонни Хессом. Манера Трене выглядит чем-то совершенно новым: он привносит во французский мюзик-холл ритмы джаза и гэги из американских комедий. Все еще плоть от плоти мюзик-холла, комик, энтертейнер, после Второй мировой Трене с лег костью завоевывает Америку. И когда в 1990-м Бернардо Бертолуччи в фильме «Под покровом небес» требуется музыкальная краска, характеризующая счастливую предвоенную жизнь, композитор электронного века Рюити Сакамото останавливается на Шарле Трене, на его знаменитой Je chante. После войны шансон становится серьезнее. Ему больше не нужны комикование и красотки в перьях, он хочет честного разговора со слушателем (а точнее, такого разговора хочет слушатель). В шансон приходят настоящие поэты и писатели - Борис Виан, скажем, тоже шансонье не из последних, хотя известен больше как джазмен и прозаик. Из Бельгии приезжает интраверт Жак Брель - единственный нефранцуз, ставший одной из главных икон шансона, большой поэт, писавший и живший на разрыв аорты. Берется за гитару Жорж Брассенс (во время войны бежавший с принудительных работ в Германии, сразу после ставший анархистом). Он сочиняет песни и на чужие стихи - и на чьи: Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго!.. Вообразим не то что нынешнего «русского шансонье», но хотя бы советского барда, кладущего на музыку стихи Тредиаковского или Державина… - нет, не выходит, не представить такой степени исторической непрерывности меняющейся культуры. Все дороги русского шансона, увы, ведут максимум к Есенину.

Мир же шансона французского безмерно разнообразен - и на уровне культурных связей, и на уровне лиц. Еврей Жан Ферра, чей отец погиб в огне холокоста, бескомпромиссный защитник рабочего класса, убежденный коммунист и при этом тонкий стилист. Любимец и автор песен самой Эдит Пиаф, парижский армянин Вахинак Азнавурян, он же Шарль Азнавур - нежный и артистичный. Он вроде бы скорее эстрадник, чем шансонье, но все равно свой, все равно отсюда. Сама Пиаф, «парижский воробушек», легенда и боль Франции… Все они - и многие другие - люди шансона, представители единого стихотворного братства-сестринства, к которому с легкостью примыкают персонажи на поколение младше, кажущиеся поначалу чужими. Второй бельгиец в нашей истории, итальянец по крови Сальваторе Адамо, например. Его обвиняли в попсовости, пока не стало понятно, что Tombe la neige - это не просто заметки фенолога, а песня, мало уступающая великой брелевской Ne me quitte pas. Серж Генсбур, «гениальный хулиган», сыгравший «Марсельезу» в ритме регги, почти урод, «квазимодо», но разбиватель женских сердец, изменивший канон любовного шансона своей фразой Je t’aime... moi non plus («Я тебя люблю… я тоже нет»), близкий по духу и образу жизни (алкоголь и курево без меры) скорее к рокерам, - и он тоже из братства шансона.

Рамки раздвигаются все шире. Сегодняшний шансонье Бенжамен Бьоле использует электронику. Недавно умерший Мано Соло, тончайший поэт, играл панк-рок. В 1970-е никому не приходило в голову причислять к шансону главную рок-легенду Франции Джонни Холлидея - сегодня это кажется естественным. В новом шансоне нет стилистических ограничений, он впитывает в себя драм-н-бейс и босанову, ритмы Латинской Америки (как Доминик А) и Балкан (как группа Têtes Raides). Эмили Симон, например, вообще теперь поет по-английски и исполняет канонический электропоп, но то, что у нее по-французски, это шансон, и точка.

А русский шансон... если кого и вспоминать здесь, результат предсказуем: Окуджава и Высоцкий. И не потому даже, что первый пел о Франсуа Вийоне, а второму переводил песни на французский один из главных шансонье 1970-х, Максим Ле Форестье, - просто именно они по качеству стиха, степени искренности и актуальности, дистанции между автором и слушателем ближе всех к французскому образцу. Но даже они - это все-таки другая история. Шансон, «достояние республики», неотделим от культуры своей страны, в которой философские течения вызревали в бистро, а «новая волна» кино рождалась за барной стойкой. Это исключительно галльский способ говорить про жизнь, любовь, политику, счастье и несчастье. И, как бы ни менялись ритмы и моды, он не исчезнет, пока хоть кто-то на этой планете изъясняется по-французски.

Советские университеты французской песни

В 1972 году фирма «Мелодия» выпустила две монофонические виниловые пластинки с песнями французских шансонье под общим названием «Под крышами Парижа». Этот сборник был на редкость репрезентативен - здесь были песни Иветт Гильбер, Мистенгетт, Шарля Трене, Жака Бреля, Шарля Азнавура (на фото вверху) и Жоржа Брассенса. В амплуа певцов здесь выступали известные у нас прежде всего как актеры Фернандель и Бурвиль. Не было в Москве 1970-х ни одного интеллигентного дома, где бы не оказалось хоть одной из этих пластинок.

Слово “шансон” переводится с французского как "песня". Сегодня этим термином называют вокальный жанр. А вот в эпоху Возрождения во Франции так именовали светскую многоголосную песню. Так продолжалось вплоть до конца 19-го века. В 80-е годы эстрадные песни, исполняемые в кабаре, также стали называть "шансоном". Они представляли собой небольшие жизненные истории, которые рассказывались под музыку. Расцвет этого пришелся на 50-ые годы прошлого столетия. Именно тогда во Франции и других на музыкальную арену вышло множество талантливых певцов шансона. Список этих исполнителей золотыми буквами вписан в историю французской музыки.

Ранний шансон

В до возникновения шансона - многоголосных светских песен - существовали труверы - одноголосные вокальные произведения. Основоположником этого жанра был композитор 14-го века Ги де Машо. Вслед за ним его коллеги из Бургундии Г. Дюфай и Ж. Беншуа создали трехголосные песни. С 16-го века возникла “Парижская школа шансона" во главе с К. де Сермизи, П. Сертоном и другими. Позже этот стиль распространился по Европе.

Современный шансон

Период современного шансона начинается с конца 19-го века. Первыми певцами этого жанра были Астрид Брюан, Мистингетт и др. Они выступали в кабаре. Позже, в первые годы 20-го века, модифицированный шансон - “реалистичная песня” (chanson réaliste) - поднялся на профессиональную сцену. Имена исполнителей композиций в данном жанре входят в первый список певцов шансона: Эдит Пиаф, Ферель, Дамиа и др. Чуть позже, в середине этого же века, сформировалось 2 основных направления современной франкоязычной песни: классический шансон и эстрадная песня.

Жанр классического шансона

Обязательным условием песен этого жанра является поэтическая компонента. Как правило, автор и исполнитель этих вокальных произведений - один и тот же человек. Список певцов шансона этого периода также возглавляет неподражаемая Эдит Пиаф. Другими авторами-исполнителями в данном жанре были М. Шевалье, Ш. Трене, Ж. Брассенс и другие. Знаменитые французские певцы С. Адамо и Ш. Азнавур, несмотря на то, что их творчество ближе к эстрадной музыке, также входят в список певцов шансона.

Исполнителей этого поэтико-музыкального жанра того времени стали называть "шансонье". Для них важнее всего были тексты песен, их содержание и смысл. Певцы нового шансона использовали в своих выступлениях элементы различных жанров: от рока до джаза.

Во Франции всегда было много эстрадных певцов, которые исполняют песни собственного сочинения. Однако их произведения ввиду легкости содержания не считаются шансоном, поэтому такие знаменитости, как М. Матье, Дж. Дассен, Далида, Лара Фабиан и Патриссия Каас, не входят в список певцов шансона 20-го века. Возможно, за пределами Франции их считают шансонье, однако на французской земле существует условная граница, проложенная между этими двумя жанрами: эстрады и шансона.

Шансон в 21-ом веке

С приходом нового тысячелетия интерес публики к этому не угас. Появились популярные певцы шансона. Список, который велся на протяжении почти 100 лет, пополнился новыми именами: О. Руиз, К. Клемани, К. Анн, и др.

Заключение

Французская песня во многом отличается от других европейских музыкальных направлений. Она более мелодична, романтична, нежна. Она вечна. Песни слушает не одно поколение меломанов во всем мире. Его композиции “Бель”, “Богем”, “Вечная любовь” и другие стали бессмертными шедеврами мирового искусства. Несмотря на то, что современная французская музыка в последние годы опустила планку, надежда не угасает, что списков певцов шансона пополнится новыми именами, которые поднимут этот жанр на новую ступень.

Представляем вам самые популярные песни французского шансона. Работая над этой подборкой, я для себя, наконец, понял главное отличие этой музыки от традиционной французской эстрады (ее часто смешивают с шансоном) - минимальными музыкальными и вокальными средствами эти песни пробирают до кости, до дрожи, до слез. И в первую очередь это получается благодаря таким великолепным исполнителям, как Сальваторе Адамо, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Ив Монтан, Серж Гинзбур и Жак Брель.

Сальваторе Адамо, Tombe la neige

Немного парадоксально, но, думаю, правильно, что подборку французского шансона мы начинаем с бельгийского шансонье итальянского происхождения Сальваторе Адамо. Его песня Tombe la neige - одна из самых популярных композиций не только в своем жанре, но и в мире. Причем огромное количество исполнителей, независимо от стиля, от рокеров до попсарей ее до сих пор перепевают. Это и неудивительно, объем продаж его дисков по всему миру составляет более ста миллионов.

С 1993 г. Сальваторе Адамо является национальным послом доброй воли ЮНИСЕФ от Бельгии. 4 июля 2001 г. король бельгийцев Альберт II предоставил Сальваторе Адамо почетный титул рыцаря Бельгийского короля. Адамо получил его первым из деятелей популярной музыки. В 2002 г. награжден орденом Почетного легиона. С 2002 г. Адамо почетный гражданин города Монса.


А вот и подтверждение моих слов о том, что песню Адамо перепевают повсюду и все.

Гарик Сукачев


Олег Скрипка


Конечно же, эта подборка не может обойтись без «маленького воробушка» Эдит Пиаф . Она, пожалуй, одна из самых артистичных певиц за всю историю. Не имея выдающихся внешних данных, она умудрялась влюблять в себя многих мужчин, причем гораздо более младших себя. Она давала сто очков вперед любой сексапильной красотке, и все благодаря внутреннему нерву и артистизму. Поэтому совершенно неудивительно, что о ней снимают фильмы и ставят о ее жизни спектакли. Кстати, рекомендую посмотреть мюзикл «Жизнь в кредит», идущий в киевском Театре имени Ивана Франко. Замечательная постановка, построенная на биографии и песнях Пиаф. Причем песни примадонны французского шансона здесь исполняются не на языке оригинала, а на украинском. Но пусть вас это не отпугивает. Над ними очень хорошо поработал Юрий Рыбчинский, которому удалось сохранить и ритмику, и музыкальный размер, и, что главное, вложенный в песни смысл.

«Padam Padam»

«Milord»

Non, je ne regrette rien

Серж Гинзбур, Je T"aime

Самый эпатажный французский исполнитель, который постоянно создавал вокруг себя скандалы. Скандал был связан с предлагаемой мной песней Je T"aime. Когда он принес ее в рекординговую компанию, которая выпускала его пластинки, ему сразу сказали, что песня слишком откровенная и у них будут из-за нее проблемы. В ней Джейн Биркин издает такие вздохи, что возникает ощущение, будто песня была записана в постели.

Гинзбур написал ее в 1967 г. и исполнил с Бриджит Бардо. Однако по настоянию Бардо эта песня не вышла в свет, а стала известна аудитории уже в исполнении с Джейн Биркин. Также эта песня стала основной темой к одноименному фильму Гинзбура «Je t’aime… moi non plus» с Джейн Биркин в главной роли.
Jane Birkin et Serge Gainsbourg «Je T"aime,...Moi Non Plus»

Шарль Азнавур

Если Эдит Пиаф королева, то Шарль Азнавур - король французского шансона. Кстати, один из немногих западных исполнителей, который выступал в СССР. Популярность его была настолько велика во всем мире, что советские чиновники решили: лучше его пригласить на гастроли, чем пытаться о нем замалчивать. После этих гастролей и появилась в его репертуаре песня «Вечная любовь» на русском языке. Шарль де Голль сказал ему: «Вы покорите мир, потому что умеете волновать».
LA BOHEMIA

«ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ»


Ив Монтан, «Под небом Парижа» (A.N.F.)
Один из самых стильных шансонье. Интересно, что до того момента, как стать романтичным певцом, он пел песни о судьбах и жизни боксеров, дальнобойщиков и других работягах. Только после того как он познакомился с поэтом Жаком Превером, в его песнях появилась настоящая щемящая лирика. Кроме этого, именно от Ива Монтана пошел модный в те времена стиль одежды - сочетание черной водолазки и черных брюк. Вслед за ним так стали одеваться представители богемы и СССР, и Европы.


Жак Брель, Ne me quitte pas
Если бы не было такой страны, как Франция, и такого человека, как Элиас Канетти, который перетащил певца и поэта из Бельгии во Францию (французский продюсер, младший брат писателя Элиаса Канетти), не было бы такого шансонье, как Жак Брель.


Оскар Бентон, Bensonhurst Blues

Американский певец Оскар Бентон и его хит Bensonhurst Blues имеют условное отношение к шансону. Даже в названии присутствует слово блюз, а не шансон. Фактически Бентон является певцом одной песни, именно этого блюза. В список же популярных шансонов он попал благодаря Алену Делону и фильму «За шкуру полицейского» (1981 г.) с его участием, в котором Bensonhurst Blues звучит как основная композиция. Хитом она стала именно после этого фильма, а записана она была чуть ли не за десять лет до появления фильма.