Гарри поттер и проклятое дитя описание фильма. Джоан Роулинг — Гарри Поттер и Проклятое Дитя

Ученики Хогварца Альбус Поттер и Скорпиус Малфой, пытаясь доказать, что они не лыком шиты, с помощью времяворота собираются спасти Седрика Диггори, который пал от рук Вольдеморта во время Тремудрого турнира. Однако решение юных героев приводит к страшным последствиям, и чтобы не допустить победы тёмных сил, за дело берутся повзрослевшие Гарри, Рон, Гермиона и Драко…

Artwork ™ & © HPTP. Harry Potter ™ WBEI

J.K. Rowling, Jack Thorne, John Tiffany
Harry Potter and the Cursed Child
Пьеса

Жанр: юношеское фэнтези, хроноопера
Выход оригинала: 2016
Переводчик: М. Спивак
Издательства: «Махаон», «Азбука-Аттикус», 2017
Серия: «Гарри Поттер»
464 стр., 150 000 экз.
Похоже на:

Кассандра Клэр, трилогия о Драко
антология «Странствующий чародей» (необязательное продолжение «Приключений Гарольда Ши» Спрэга де Кампа)

То, что Джоан Роулинг не сможет покинуть столь удачно придуманный ею волшебный мир, легко было предсказать. Правда, у английской писательницы были варианты. Так, можно было воспользоваться опытом Терри Пратчетта или Джо Аберкромби, которые, придумав многогранную вселенную, не ограничивались описанием приключений одних и тех же героев. Хочешь - подробно показывай предысторию основного цикла, хочешь - вводи совершенно новых протагонистов, ну или переноси действие куда-нибудь «за тридевять земель». Возможностей много, и наиболее очевидная для поттерианы - литературное воплощение кинофраншизы о фантастических тварях. Однако Роулинг продолжила основную линию цикла. Правда, решила поэкспериментировать с форматом: вместо романа сочинила (в соавторстве с драматургом Джеком Торном и театральным режиссёром Джоном Тиффани) пьесу, в подзаголовок которой можно смело подставить классическое «Двадцать лет спустя». Точнее, девятнадцать, но это уже мелочи.

Особенно это касается Поттеров. С одной стороны, Альбус сполна страдает от синдрома «сын знаменитого отца», когда, сколько ни пытайся, до славы родителя не дотянешься. Тем более что мальчик вроде бы полностью соответствует известной формуле, гласящей, что на детях великих природа отдыхает. Там, где Гарри был крут, Альбус в глазах людей ничтожен. С другой стороны, и сам Гарри - папаша тот ещё. Отношениям Малфоев также не позавидуешь. А вот отпрыск Вольдеморта, хоть со своим отцом и не знаком, от него в полном восторге… Впрочем, отношения «отцов и детей» в процессе приключений сглаживаются.

Несмотря на все достоинства, не отпускает ощущение, что это добросовестный, качественный, продуманный фанфик

А приключений в пьесе множество, и довольно интересных. Особенно хороши путешествия героев в альтернативные реальности. Вот когда стоит пожалеть, что Роулинг выпустила именно пьесу, а не полноценный роман: каждая из альтернатив заслуживает развёрнутого описания.

К удачам пьесы можно отнести и проблески «фирменного» юмора Роулинг. К сожалению, основные достоинства книги на этом заканчиваются. Особенно разочаровывают образы полюбившихся героев. Такое впечатление, будто Гарри, Гермиона и Рон все эти два десятка лет проспали в анабиозе, ведь прожитые годы не оказали на них практически никакого влияния. Единственный, кто реально внутренне изменился, - Драко Малфой, потому и смотрится он едва ли не самым симпатичным «взрослым» персонажем пьесы.

Цитата

СКОРПИУС
А ты всерьез думал, что ее зачислят к нам? Поттеры в «Слизерин» не попадают.
АЛЬБУС
Я вот попал.
Он пытается спрятаться на заднем плане, другие школьники смеются.
Он обводит их взглядом.

Я не выбирал, поняли? Я не выбирал быть его сыном.

В общем, «Проклятое дитя» - книга довольно занимательная, что не мешает ей выглядеть «пятой спицей в колесе». Тут и непривычный формат - к стилистике пьесы привыкаешь быстро, но роман всё равно читался бы лучше, и постоянные хронопутешествия как движущая сила сюжета, и картонные взрослые персонажи, и излишний акцент на фансервисе («ах, кем стали любимые герои!»)… В результате, несмотря на все достоинства, ни на минуту не отпускает ощущение, что перед тобой добросовестный, качественный, продуманный фанфик - но не более. Хотя, возможно, в «визуале» впечатления будут несколько иными - почему бы Warner Bros. не снять фильм на этой основе?

Итог : занимательная и по-хорошему поучительная книга, которая, тем не менее, может послужить классическим примером ненужного продолжения. Ведь поттериана вполне достойно завершилась, и если Роулинг хотелось вернуться в свой мир, что мешало писательнице сочинить совершенно новую историю в других декорациях?

Повнимательнее надо…

Перевод «Проклятого дитя», сделанный Марией Спивак, ожидаемо вызвал волну негодования. Правда, порой кажется, что недовольные (не только обычные читатели, но и некоторые представители СМИ) вообще не знакомы с поттерианой от «Махаона». Дело в том, что книжный перевод Спивак во многом отличается от сетевого. Причём уже с самой первой книги, «Философского камня», изданного «Махаоном» в 2014 году. Никаких Длиннопопов и Жукпуков там нет, большинство фамилий и терминов - калька английского оригинала. Хотя некоторые спорные имена всё же остались - Злотеус (но не Злодеус!) Злей, например…

Кто из нас не ждал письмо из Хогвартса? Не гадал, на какой факультет школы магии и волшебства его отправит волшебная Шляпа? Не хотел бы искать крестражи, победить Того -Кого-Нельзя-Называть? Словом, кто из нас не знает историю о мальчике, который выжил?

Действительно, романы британской писательницы Джоан Роулинг без преувеличения воспитали несколько поколений. Что будет в следующей части? Сможет ли Волдеморт одержать победу над Гарри Поттером? Книга, которую не хотели публиковать ни в одном издательстве — Джоан Роулинг очень долго боролась за публикацию «Философского камня» — в конечном счете, покорила мир. И это совсем не удивительно, ведь в серии есть не только захватывающий сюжет, но и философские идеи, вопросы морали, честности, чести, дружбы — словом, каждому есть, над чем задуматься. Кроме того, художественное исполнение серии показывает мастерство автора — персонажи живые, растут и развиваются от книги к книге; сложные характеры, которые передаются прямой речью; тонкий юмор вперемешку с трагичными моментами, которые играют на чувствах читателей — достоинства можно перечислять до бесконечности. Но, всему хорошему есть конец — так и история о Гарри Поттере подошла к своему логическому финалу. Казалось бы, уже все сказано, но… Роулинг решила добавить последнюю главу, и на свет появилось произведение «Гарри Поттер и Проклятое дитя».

О чем? (есть спойлеры!)

Действие новой книги, точнее, пьесы, происходит 19 лет спустя после финальной битвы за Хогвартс — как раз подошло время отправиться младшему сыну Гарри, Альбусу Северусу Поттеру в школу Чародейства и Волшебства Хогвартс. Казалось бы, зло давно уничтожено, но оно, как нас научили предыдущие части, любит возвращаться. Мало того, что отношения у Гарри с сыном не заладились, так еще и ребенок Волдеморта пытается возродить своего отца. Главные герои этого произведения — Альбус Поттер и, как ни странно, Скорпиус Малфой — находят Маховик Времени и с помощью него пытаются исправить прошлое. Как известно, игры со временем — вещь опасная. Изменив что-то в прошлом, персонажи меняют что-то и в настоящем: исчезают их близкие, т.к. при другом стечении обстоятельств они и не могли бы появиться, меняется обстановка, меняются и итоги битвы за Хогвартс, что влечет за собой страшные последствия. Заканчивается все, как не сложно догадаться, счастливым концом, где зло побеждено, а Гарри и Альбус наконец-то находят взаимопонимание — отец приходит на помощь своему сыну, и они вместе устраняют совершенные ошибки.

Отзыв

Пьеса отличается от всей серии, причем разительно. По стилю, по манере изложения; даже сами герои как будто бы уже не те, которых мы знали раньше. Что больше всего бросается глаза — так это незавершенность образов персонажей. Если на протяжении семи предыдущих книг читатель мог составить для себя достаточно полную характеристику каждого действующего лица, мог объяснить себе, почему между героями складываются именно такие отношения, то в пьесе «Гарри Поттер и Проклятое Дитя» характеры остаются нераскрытыми. Нельзя точно сказать, например, что превалирует в характере Альбус Северуса, когда он решается отправиться в прошлое и спасти Седрик Диггори — желание отомстить отцу, самореализоваться или, все-таки, стремление к справедливости? Про еще одного центрального персонажа пьесы — Скорпиуса Малфоя — можно сказать и того меньше. Разве что, он более рассудительный, чем его друг, младший Поттер. Так же не понятны отношения, сложившиеся между ними: абсолютно неясно, как взаимодействуют друг с другом, например, младшие Поттеры, почему Гарри на протяжении практически всей пьесы и не пытался наладить взаимоотношения с младшим сыном. Словом, после прочтения остается множество вопросов. Так же хочется отметить некоторую сумбурность происходящего: из-за постоянной смены эпизодов — Действие начинается, когда Альбус Северус только поступает на первый курс, а заканчивается, когда ему уже 16 — складывается ощущение неразберихи.

Конечно, непрописанность образов можно списать, например, на другой жанр произведения. Это не роман, где у читателя есть доступ к мыслям и переживаниям героев, а пьеса, где мы видим чаще всего только то, что персонаж произносит. Плюс ко всему, если в предыдущих книгах серии был описан год из жизни действующих лиц, то здесь создатели попробовали охватить сразу несколько лет, и при таком широком временном диапазоне и при ограниченном объеме не так просто отразить диалектику душ.

В целом, из-за неразберихи в событиях и характерах не создается ощущения целостного, и, тем более, профессионального произведения. Некоторые сюжетные повороты — например, ребенок Беллатриссы Лестрейндж и Волдеморта — как будто бы позаимствованы из фанфикшена — творчества фанатов Поттерианы.

При всем при этом, нельзя сказать, что книга оставляет только лишь отрицательное впечатление. Она написана живом языком, сюжет — не выдающийся, но фанатам саги будет приятно снова встретиться со своими любимыми персонажами. Да, это произведение не будет зачитано до дыр, как предыдущие семь книг, и вряд ли вызовет бурю противоречивых эмоций, от сострадания до радости за героев. Но «для легкого чтения», как любила говорить Гермиона Грейнджер, вполне подойдет.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Состоялись первые предпремьерные показы спектакля «Harry Potter and the Cursed Child». Несмотря на обстановку строжайшей секретности, многие зрители выложили в Сеть свои пересказы увиденного. Показы «предпремьерные», потому что официальная премьера состоится только в июле, а до того в спектакле (и в пьесе, которая будет напечатана) еще могут многое поменять. Но сюжет целиком вряд ли изменят, так что в целом уже можно получить довольно точное представление о восьмой истории.

Роулинг в Твиттере обратилась к народу с просьбой не выдавать спойлеров. Она, мол, беспокоится о том, как бы сохранить сюрпризы для зрителей, а вовсе не о продажах, не подумайте - ведь билеты-то уже раскуплены. Если бы она ограничилась одним этим обращением, еще можно было бы поверить, что она беспокоится исключительно о зрителях. Но: спектакль идет в двух частях, в два разных дня, и после первого дня представители театра отслеживали, кто вывешивает в Сети спойлеры (!), вычисляли их по именам и местам в театре (!), а во второй день спектакля подходили к ним в театре и вежливо просили так больше не делать. Приложить столько усилий только ради заботы о зрителях? Да уж, конечно. Боятся, что билеты будут возвращать - это вернее.

Тру-фанатов сюжет страшно разочаровал, хотя зрители признают: спектакль очень зрелищный, красивый, спецэффекты потрясающие, актеры прекрасные и т. д. Но сюжет...

Под катом - подробный пересказ всего спектакля. Я перевела и скомпилировала его из нескольких источников, в основном , и .

Почитала и еще с десяток отзывов и убедилась - это не розыгрыш, не фальшивка, сюжет достоверный, хотя, если будете читать, будете не раз недоверчиво трясти головой:))))))


Реплики персонажей, конечно, неточные, только основной смысл. В скобках примечания - иногда мои, иногда авторов пересказа, см. ссылки выше.

День первый. Часть первая.

Сцена из финала седьмой книги, «Даров Смерти» («Девятнадцать лет спустя»).
Взрослые Гарри, Рон, Гермиона и Джинни провожают детей в школу. Альбус Северус Поттер (средний сын Гарри) беспокоится: что, если он попадёт в Слизерин? Гарри его успокаивает: мол, ничего страшного, ведь в Слизерине учился такой храбрый человек, как Северус Снейп.
Розе Гейнджер-Уизли (дочери Гермионы и Рона) не терпится сесть в поезд. Она веселая, общительная и гораздо более уверенная в себе, чем Альбус.

В Хогвартс-Экспрессе.
Роза напоминает Альбусу, что их родители познакомились в этом поезде, поэтому им нужно тщательно выбрать, с кем сесть, чтобы подружиться («на всю оставшуюся жизнь») с нормальными ребятами.
К неудовольствию Розы Альбус выбирает купе, в котором сидит такой же, как он, немного замкнутый мальчик. Тот представляется: Скорпиус Малфой, сын Драко.
Роза и Альбус тут же обсуждают, что ходят слухи, что Скорпиус может быть сыном Волдеморта. Мол, Драко и его жена Астория долго не могли завести ребенка, потом отправились в прошлое... и у них появился Скорпиус. Считается, что ребенок Волдеморта - «проклятое дитя». (Зрители, смотревшие спектакль высказывают разные версии о том, как именно Драко с Асторией могли обзавестись дитем от Волди - искусственное оплодотворение?.. магия?.. или?.. - так что, видимо, в спектакле об этом напрямую не говорится).
Скорпиус довольно весело говорит, что это все ерунда. Роза тоже говорит, что слухи - бред, «ведь у Скорпиуса есть нос, а у Волдеморта - не было!», но все равно Малфой - не лучшее знакомство, так что пошли отсюда, Альбус. Но Альбус остается.

Большой зал Хогвартса
Директор Хогвартса - Минерва Макгонагалл (хотя раньше в одном интервью Роулинг говорила, что Макгонагалл ушла на пенсию, а «девятнадцать лет спустя», когда Альбус пошел в школу, директором стал совершенно новый персонаж).
Волшебная Шляпа (которую играет актер в шляпе-котелке) определяет Розу Грейнджер-Уизли в Гриффиндор. Скорпиус Малфой попадает в Слизерин. Альбус Северус Поттер... хотя Шляпа колебалась между Гриффиндором и Слизерином, попал... в Слизерин! Роза страшно недовольна, что тот в Слизерине, и ссорится с ним. Другие студенты насмехаются над Альбусом: «Поттер, а попал в Слизерин!».

Первый учебный год:
Урок полетов на метле. Преподаватель - мадам Хуч. Альбус - единственный в классе, кому не удается магией поднять метлу в воздух (это не удается и еще одному студенту, но тот жульничает и поднимает метлу рукой). Альбуса начинают дразнить, что он слабый волшебник и не похож на папу-Поттера. А вот Роза во всем лучшая; она умная как мама-Гермиона и отлично летает.

Это довольно странно. Альбус вырос в семье "самого юного ловца за последние сто лет" и репортера квиддичных матчей (Джинни) да плюс с дядей Роном, квиддичным вратарем и страстным любителем квиддича - и не умеет летать на метле?

Второй учебный год
На платформе 9 3/4 Альбус куксится и не хочет ехать в Хогвартс. Гарри его в этом не понимает, так что разговаривают они натянуто. Драко просит Гарри сделать объявление о том, что слухи насчет сына Волдеморта - враки, потому что они мешают Скорпиусу в школе. Гарри отвечает, что такое объявление только подстегнет слухи и лучше дать им самим затихнуть.
В школе, на зельеварении Альбус и Скорпиус, которые к этому времени крепко подружились (даже подозрительно крепко), работают в паре. Зелье у них не получилось - у них вообще мало что получается.
Розу, между тем, берут в гриффиндорскую квиддичную команду. Она - chaser, игрок, который забивает голы.

Третий учебный год :
Платформа 9 3/4. Альбус не хочет, чтобы Гарри его провожал, потому что все вечно на них глазеют.
Хогвартс. Лили Луна (младшая сестра Альбуса) поступает в Гриффиндор.
На уроке защиты от Темных искусств все в классе отрабатывают действия с палочками (это сделано в виде танца). Палочка Альбуса втыкается в пол и застревает там - такой вот он неумеха.

Перед началом четвертого учебного года. В Министерстве Магии, в кабинете Гарри (он - Глава Департамента магического правопорядка).
Приходит Гермиона и сообщает новость: Министерство проводило обыск в доме Теодора Нота, и среди прочих темных артефактов у него нашли Маховик времени - лучше и продвинутее того Маховика, которым Гермиона пользовалась в школе. Она говорит Гарри, чтобы тот поскорее заканчивал работу с документами. Там, в документах, есть свидетельства того, что Темная магия активизируется (гиганты и другие темномагические создания объединяются по всей стране). И Гермиона, как министр магии, ужасно этим обеспокоена. (О том, что Гермиона - министр, сообщается вскользь в этом разговоре). В заключение Гермиона говорит Гарри, чтобы тот не засиживался, и шел домой, потому что завтра дети уезжают в Хогвартс.

В доме Гарри
Дома Гарри дожидается старый Амос Диггори в инвалидном кресле. Амос месяцами просил встречи с Гарри, но что-то всё никак. Он до сих пор винит Гарри в смерти Седрика, особенно потому, что Гарри так знаменит, а Седрик всего лишь «лишний» (“ kill the spare ”), как выразился тогда Волдеморт. И Амос хочет, чтобы Гарри это исправил. Чтобы вернул ему сына. Гарри : « Это невозможно , это не этично ». Амос : « Я слыхал , вы , ребята , нашли Маховик времени ». Гарри такой: «Чего? Это неправда, никакого Маховика мы не нашли, и вообще он сломался».
Альбус подслушивает этот разговор с лестничной площадки. Тут к нему подходит девушка, чуть старше его, у нее серебристые волосы с синими кончиками. Она представляется как Дельфи (Дельфина) Диггори, племянница Амоса и по совместительству его сиделка. Она извиняется за Амоса, который весь мыслями в прошлом, и приглашает Альбуса как-нибудь прийти к ним в дом престарелых, где сейчас живет Амос.

Альбус поднимается в свою комнату
Лили Луна и Джеймс (старший брат Альбуса) разглядывают подарки. Лили получила от Гарри какие-то «крылья феи», которые она сразу нацепила на спину, Джеймс получил от Гарри плащ-невидимку (!), а от Рона - зелье, красящее волосы в розовый цвет (?). Приходит Гарри и дарит Альбусу его подарки. Сначала - любовное зелье от Рона (?). Альбус такой: «Это еще что значит?». При этом он в сотый раз просит отца не называть его Алом, а звать полным именем, т. е. Альбусом. Потом Гарри дарит свой подарок. Это детское одеяльце. Альбус: «Э... одеяльце?..». «Это особенное одеяльце! - уверяет его Гарри. - В это одеяльце я был завернут, когда меня привезли к Дурсли. Когда тетя Петунья умерла, одеяльце нашел Дадли - видимо, тетя Петунья хотела, чтобы я его получил, и оно принесет удачу».
Альбуса история с одеяльцем не впечатлила. Джеймс и Лили получили крутые подарки, а ему досталась какая-то дрянь. Но Гарри уверяет, что это очень значительный подарок, потому что для него, Гарри, он много значит. Они ссорятся. Альбус говорит, что для Гарри Хогвартс был прекрасным местом, Хогвартс спас его от Дурсли и Гарри стал там знаменитым, а для Альбуса Хогвартс - ад.
Потом Альбус начинает насмехаться над отцом: «Посмотрите на меня, бедный Гарри Поттер! Несчастный сиротка с тяжелым детством и жестокими Дурсли! Бедный Гарри Поттер, который вырос и всех спас!», а потом говорит «Я жалею, что ты мой отец» и тогда Гарри говорит, что иногда хочет, чтобы Альбус не был его сыном (и это так не в его характере!). Потом Гарри говорит что-то вроде «У тебя, по крайней мере, есть отец».
Альбус швыряет одеяльце на кровать, где оно опрокидывает бутылочку с любовным зельем. Зелье с шипением проливается на одеяльце.

Хогвартс-Экспрес. Альбус едет в школу на четвертый курс.
Скорпиус рассказывает, что его мать, Астория, летом заболела и умерла. Между ними происходит довольно гейский момент: они говорят о том, что они друг у друга - единственные и нежно смотрят друг другу в глаза...

В это время у Гарри то ли сон, то ли видение о том, как Хагрид впервые приходит к нему, дарит ему торт и сообщает Гарри, что он - волшебник. Сцена повторяет книжную сцену в хижине на скале, за исключением того, что дядя Вернон обзывает Гарри «проклятым дитем». Гарри просыпается, и у него болит шрам. Джинни обеспокоена, ведь это впервые за 22 года.

Снова Хогвартс-Экспресс.
Волшебница с тележкой едет по проходу, продает сладости. Роза находит Альбуса и хочет снова с ним дружить. Альбус в сомнениях. Роза сообщает, что по слухам, найден Маховик времени. Альбус : « Да что ты ?.. Так, мне надо найти Скорпиуса». Он находит Скорпиуса и говорит: «Мы должны прямо сейчас сойти с поезда». Скорпиус удивлен. Альбус рассказывает ему про Амоса, и что Гарри соврал Амосу про Маховик. А ведь Седрика можно спасти, и ЕСТЕСТВЕННО, это должны сделать именно они.
(Альбус мало знает о прошлом Гарри, поэтому, услышав, как Амос обвиняет Гарри в смерти Седрика, решает, что его отец - плохой человек, и его ошибку надо исправить. К тому же из-за славы отца все в школе ждут от Альбуса и хорошей учебы, и успехов в квиддиче, и поступления в Гриффиндор - а он этих ожиданий не оправдывает. И, видимо, хочет проявить себя).
Скорпиус, как верный друг, соглашается. Они лезут на крышу вагона. Крыша качается , ветер завывает . И тут... и тут... на крышу вагона вылезает волшебница с тележкой. Прямо с тележкой . И говорит : « Не желаете ли чего - нибудь сладенького ?». О_о. И добреньким бабулиным голоском говорит, что в ее сладостях содержится магия. Бросается в них конфетами и парни заполучают какие-то сглазы и порчу. Волшебница объясняет: она - охранник в поезде, и вот уже 190 лет она следит, чтобы дети поезд не покидали, пока не доедут до Хогсмида. И никому, ни Сириусу Блэку с друзьями, ни Фреду с Джорджем Уизли, не удавалось ещё сойти с поезда. На пальцах волшебницы вырастают длинные когти! Она собирается на них напасть! И после всего этого Альбус и Скорпиус довольно легко спрыгивают с крыши в какое-то озеро. Волшебница с тележкой (и теперь еще и с когтями) отчаянно вопит с крыши.

Дом престарелых.
Альбус и Скорпиус уверяют Амоса, что спасут Седрика. Его племянница Дельфи предлагает мальчикам свою помощь. Все вместе они придумывают план с Оборотным зельем.

В кабинете Гарри, должно быть, стоят жучки, и какие-то шпионы следят за каждым его шагом и словом. Мало того, что слухи о найденном Маховике распространились практически мгновенно (и дошли аж до дома престарелых, где живут Дельфи и Амос), так даже в деталях известно, что это за Маховик, и как он работает.
Все Маховики, которые в волшебном мире существовали до сих пор, могли отправлять в прошлое максимум на 5 часов. А, получается, Альбус, Амос и Дельфи УЖЕ узнали (причем из разных источников), что новый Маховик - продвинутый, и способен отправить их
в прошлое аж так далеко, что они спасут Седрика!

В Министерстве.
Гарри и Гермиона делают объявление, что Гаррин шрам снова болит, и толпа волшебников, которая их слушает, обсуждает, что, видимо, Темная магия поднимает свою уродливую голову.
Приходит Драко и говорит, что это все враки ради того, чтобы Поттеру снова оказаться в газетах. Драко снова просит Гарри прекратить слухи о происхождении Скорпиуса. Тот снова отказывается. Драко подзуживает толпу не доверять Гарри, и те не доверяют.

Возле Министерства.
Альбус, Скорпиус и Дельфи в черных плащах выпивают Оборотное зелье. Скорпиус становится Гарри, Дельфи - Гермионой, Альбус - Роном. (Говорят, на сцене это сделано очень круто - актеры-дети в плащах исчезают, и в этих плащах вдруг оказываются актеры-взрослые).

Только любопытно, где они взяли "частички" Гарри, Рона и Гермионы (волосы, например) для Оборотного зелья. Или Оборотное зелье у нас тоже стало таким продвинутым, что трансформирует в кого хочешь? Ведь из дома дети уезжали, еще не планируя воспользоваться Оборотным зельем.

Где-то тут по ходу выясняется, что Скорпиус не выносит запаха и вкуса рыбы (что вроде бы очень гейская фишка).
Дети проникают в Министерство с удивительной легкостью. Алохомора легко вскрывает министерскую дверь. (В волшебном мире, очевидно, только два вида системы безопасности: 1) никакой и 2) три уровня загадок, с которыми способны справиться исключительно дети).
Они подходят к кабинету Гермионы - и вдруг видят в коридоре настоящих Гарри и Гермиону. Скорпиус-Гарри и Дельфи-Гермиона прячутся в кабинете, а Альбус-Рон остается, чтобы отвлечь взрослых.
Гермиона: «Что ты тут делаешь?». Альбус-Рон: «С каких это пор мужу требуется предлог, чтобы повидать жену?!». И пытается Гермиону поцеловать . Гарри : « Э ... я, пожалуй, пойду». Неловкая сцена, в которой Альбус-Рон пытается придумать, почему он не пускает Гермиону в ее же кабинет. Альбус - Рон говорит Гермионе : « Давай заведем еще одного ребенка !». Гермиона : « Что ?». Гарри: О_о. Альбус-Рон: «Или поедем в отпуск... или заведем ребенка... или в отпуск...». И сто раз безуспешно пытается ее поцеловать. В конце концов Гермиона уходит: «Ладно, не знаю, что ты прячешь в моем кабинете, но если это снова навозные бомбы, то тебя не спасет даже Мерлин». (Вообще, говорят, в пьесе роль Рона сведена до положения комического дурачка - т.е. характер его персонажа упростили еще хуже, чем в фильмах).
Дети ищут в кабинете Маховик и добираются до шкафа, в котором хранятся нелегальные книги. В шкафу активируется ловушка. И дети должны быстро отвечать на вопросы-загадки, иначе шкаф их проглотит. Сначала шкаф проглатывает Дельфи, потом Альбуса. Но Скорпиус все же отвечает на последний вопрос. И все живы-здоровы, Маховик найден.
Антракт

Часть вторая

Дом Гарри
Гарри видит сон: он маленький, живет с Дурсли и ощущает присутствие Волдеморта. Гарри просыпается на лестнице собственного дома. Джинни его находит. Тут к ним прилетает школьная сова с сообщением о том, что Альбус и Скорпиус пропали.

Запретный лес.
Альбус, Скорпиус и Дельфи планируют вернуться в прошлое к первому заданию Турнира Трех Волшебников и разоружить Седрика, чтобы тот не справился с драконом - так Седрик не окажется победителем вместе с Гарри и не попадет к Волдеморту.
Чтобы хогвартские студенты не опознали в них чужаков, они надевают мантии студентов Дурмстранга. Альбус и Дельфи тренируются исполнять заклинания, и Дельфи хвалит Альбуса.
Альбус и Скорпиус решают идти в прошлое без Дельфи, потому что она слишком взрослая для студентки и слишком странно выглядит (прическа?). Дельфи недовольна. Подозрительно сильно недовольна. Но она желает им удачи, целует Альбуса в щечку; Скорпиус тоже с надеждой подставляет щеку - но его она не целует.
В Запретном лесу появляются взрослые, они разыскивают детей. Гарри встречает кентавра Бейна и тот сообщает, что «видит Альбуса в звездах, вокруг него - темное облако, и что-то там предсказано».

Трибуны стадиона
Альбус и Скорпиус попали в прошлое, на трибуны Турнира. Рядом с ними сидит чернокожая девочка (та самая, которая в спектакле играет Розу). Скорпиус: «Роза?». А, нет, это юная Гермиона. Юная чернокожая Гермиона следит за ними с подозрением.
Альбус с трибун лишает Седрика палочки заклинанием Разоружения, но тут их внезапно выбрасывает из прошлого в настоящее, и Альбус по пути ломает руку. Их находят взрослые.

В больнице.
Альбус спит . Входит Гарри. На портрете, висящем над постелью Альбуса, появляется Дамблдор. Гарри просит у Дамблдора совета, и тот говорит, что любовь к сыну ослепляет Гарри, и он не видит, что тот «ранен» (wounded). Гарри не понимает, о чем речь.
Альбус просыпается . Гарри расспрашивает его, но Альбус не признаётся, куда ходил со Скорпиусом, и что с ними случилось. Гарри вслух пытается вычислить правду из того, что ему известно - и, конечно, его догадки бьют совершенно мимо цели. Он решает, что Скорпиус все-таки сын Волдеморта, и именно Скорпиус является «темным облаком» вокруг Альбуса. (тут зрители скептически улыбаются: папаша, вы вообще видели Скорпиуса - этого доброго, тихого блондинчика?).
Гарри решает, что прежде он неправильно себя вел: ему нужно, чтобы Альбус был в безопасности, а значит, Альбус, нравится ему это или нет, должен Гарри беспрекословно повиноваться! Гарри запрещает Альбусу дружить со Скорпиусом. Альбус протестует. Тогда Гарри заявляет, что он поменяет расписание уроков, а еще даст Макгонагалл Карту Мародеров, чтобы та следила за ними и не допускала, чтобы они оказывались в одной комнате. (И ради этого наш Гарри Поттер уцелел в схватке с Волди? Чтобы стать таким тупым папашей? С другой стороны, побывав в прошлом, дети изменили настоящее и Гарри в этом настоящем вроде как немного другой, чем он есть на самом деле).
Альбус выбирается из постели, бежит в коридор и на лестнице сталкивается с Роном. Они разговаривают, и Альбус упоминает магазин приколов, в котором Рон работает вместе с Джорджем Уизли. Рон удивлен: он не работает в этом магазине. Рон упоминает свою жену Падму и их сына по имени Панджу. Альбус потрясен и спрашивает его о Розе. Рон: «Какая такая Роза?»

Кабинет Макгонагалл.
Гарри требует, чтобы Макгонагалл следила, чтобы Альбус и Скорпиус не были вместе. Макгонагалл говорит, что она не может этого сделать (потому что она нормальный человек, в отличие от некоторых). Она также говорит Гарри, что нечего слушать портрет Дамблдора, потому что тот умер, а портреты - «всего лишь краска и воспоминания».
Гарри говорит, что Макгонагалл его не понимает, потому что у нее нет своих детей (самый мерзкий и тупой аргумент, какой только можно придумать). Макгонагалл в шоке и говорит: «Я всю жизнь посвятила работе с детьми!..». Гарри угрожает, что если она не выполнит его требование, он натравит Министерство на школу. Очевидно, в этой версии настоящего он - Министр Магии. Тогда Макгонагалл приходится подчиниться.

Урок защиты от Темных искусств
Преподаватель - Гермиона . Альбус входит в класс и начинает задавать тупые вопросы о том, почему все не так, как должно быть: почему он - в Гриффиндоре и почему Гермиона - не Министр Магии. Гермиона: «минус куча очков Гриффиндору и заткнись». Альбус говорит, что она должна быть замужем за Роном и у них должна быть дочь по имени Роза. Гермиона потрясена и позже плачет.

Если Гермиона в этом времени НЕ министр магии, в чьем кабинете тогда дети воровали Маховик? И как отвлекали того, в чьем кабинете был Маховик? Получается, в этой временной линии сцены с Оборотным зельем не было?

Дом Гарри
У Гарри снова кошмары. Джинни будит его, они говорят о том, что кошмары могли быть вызваны тревогой за Альбуса, и Гарри должен поговорить с сыном по душам.
В дом Гарри приходит Драко. Он спрашивает, почему Гарри не дает Альбусу общаться со Скорпиусом, ведь Скорпиус грустит. Гарри намекает, что Скорпиус - сын Волдеморта. Драко вызывает Гарри на дуэль и они сражаются, пока не приходит Джинни, она разнимает их, сажает за стол и велит мириться и договариваться.


Дельфи разговаривает со Скорпиусом. Скорпиус: «А, ты еще здесь!» (не объясняется, как она умудряется тусоваться в школе, где ее никто не знает, при том, что она выглядит старше студентов). Дельфи рассказывает, что она никогда не училась в Хогвартсе, потому что болела, и она, похоже, завидует мальчикам, что они там учатся. Дельфи пытается утешить Скорпиуса по поводу разлуки с Альбусом. Она говорит, что Альбус ей пишет письма, и он, по всей видимости, по нему скучает. Скорпиус такой: «Он тебе пишеееет?» ужасно ревнивым тоном, и не ясно, ревнует он Дельфи к Альбусу или Альбуса к Дельфи. Дельфи говорит что-то вроде: «Вы принадлежите друг другу». (Это даже не намек).

Снова дом Гарри
Драко Малфой толкает большую речь о дружбе. Он говорит, что всегда завидовал Гарри, Гермионе и Рону, потому что они дружили, и с ними дружили другие. Джинни сочувственно кивает и говорит, что понимает его. Драко знает, что человек без поддержки семьи и друзей - пропащий человек. Джинни опять сочувствует и понимает. Драко также говорит, что Том Риддл был одинок и потому ударился в Темные искусства.
Речь Драко проняла Гарри до глубины души - до него доходит, что он сделал глупость, разделив мальчиков, и решает снова позволить им встречаться дружить.
Драко также говорит, что он знает, что Скорпиус не мог сам затеять ничего плохого, хотя бы потому, что, несмотря на все воспитание Драко, он всего лишь «последователь» (follower), т.е. следует за кем-то. Так что зачинщик, скорее всего, Альбус.

Мраморная лестница в Хогвартсе
На лестнице случайно сталкиваются Рон и Гермиона. Они немножко болтают. Рон рассказывает, как его сын Панджу делает успехи в магии, и недавно случайно наколдовал себе усы. Они смеются. Потом обсуждают безумный бред Альбуса о том, что они должны быть вместе. Неловко смеются. При этом заметно, что их тянет друг к другу, Рон говорит, что ему нравятся ее волосы.

Библиотека Хогвартса
Скорпиус подходит к Альбусу, но тот: «Иди отсюда, мне не велели с тобой разговаривать, и я не скажу почему». Скорпиус: «Но мы ведь должны все исправить! Надо сказать взрослым, сами мы не справимся».
Альбус как раз штудирует учебники истории. Оказывается, их путешествие не спасло Седрика, зато юная Гермиона очень подозрительно отнеслась к странным дурмстрангским мальчикам, которые, кажется, помешали Седрику в битве с драконом. Из-за этого она не приняла приглашения Крама на бал, и пошла с Роном «как друг». Поскольку Рон не взревновал Гермиону к Краму, он не проникся к ней чувствами. На балу он потанцевал с Гермионой, потом потанцевал с Падмой, и остался с Падмой.

Получается, притяжение между Роном и Гермионой настолько слабое, что без ревности к Краму Рон даже не задумался о возможности с ней встречаться. Зато вот притяжение между Скорпи и Алом настолько огромное, что они и сейчас лучшие друзья, несмотря на то, что в этой реальности Ал в Гриффиндоре, а Скорп - в Слизерине, и несмотря на то, что у Ала нет "сближающего мотива", то есть он в этой реальности не изгой со Слизерина!

Следует почти десятиминутная сцена, в которой волшебные книжные шкафы каким-то спецэффектным образом показывают, как Альбус и Скорпиус так близко друг к другу, и в то же время - так далеко друг от друга. И как они оба несчастны. А потом они ругаются. Альбус: «Я должен вернуть Седрика, потому что мой отец и бла-бла-бла…» Скорпиус: «Да что ты все о себе, да о своем отце, у меня тоже есть проблемы, у меня мать умерла, а тебе и дела нет. Рон с Герми не женаты, Роза исчезла, и я, может, сын Волдеморта». Альбусу стыдно, и они трогательно мирятся. Альбус: «Ты делаешь меня сильнее». Скорпиус протягивает руку для рукопожатия, но Альбус притягивает его к себе... о обнимает. (зрители ахают: все ждали, что они сейчас поцелуются).
Альбус разрабатывает новый план - они должны как-то унизить Седрика во втором задании Турнира, причем это надо сделать быстро, т.к. Маховик, похоже, не держит их в прошлом больше пяти минут.
Скорпиус: «Надо позаботиться, чтобы Роза снова родилась». Его беспокойство о Розе намекает на легкую влюбленность. В какой-то момент пьесы он сказал ей: «Твои волосы пахнут, как вкусный хлеб». (возможно, авторы пьесы не определились с влюбленностями и хотят по реакции зрителей посмотреть кого с кем оставить: Ала со Скорпи или Скорпи с Розой).

Кабинет Макгонагалл
Гарри, Джинни, Драко, а потом и Рон появляются через камин. Макгонагалл говорит, что не хочет больше следить за Скорпи и Алом, нельзя стоять на пути настоящей дружбы. Гарри говорит, что они здесь не за этим, и вообще он осознал, что был неправ, простите его. Драко говорит, что дети должны быть снова вместе. Они разворачивают Карту Мародеров, Макгонагалл произносит: «клянусь, что замышляю только шалость». Они видят Ала и Скорпи в туалете девочек. Гарри понимает, что это туалет Плаксы Миртл.

Туалет Миртл
В центре - большая раковина с настоящей водой, которая начинает литься, когда Миртл начинает плакать. Миртл вылетает из трубы и начинает бесстыдно приставать к парням. Альбус и Скорпиус рассказывают ей свой план по спасению Седрика, и что им надо попасть в озеро, чтобы, не теряя времени, уже в озере завести Маховик. Миртл всхлипывает: «Седрик был такой красавчик!». Она говорит им, что трубы ведут прямо в озеро. Мальчики прыгают в трубы, исчезают - и в это время появляются взрослые. Дети уже исчезли с Карты Мародеров.
Миртл начинает бесстыдно приставать теперь уже к Гарри и Драко. Миртл сообщает, что дети отправились спасать Седрика, и Гарри догадывается, что тут замешан Маховик времени.

В озере во время Турнира Трех Волшебников
Мальчики успешно унизили Седрика, применив Раздувательные чары - надутый Седрик, как воздушный шарик, вылетел из озера (Исправлено: добавление "и взорвался фейерверком с надписью «Рон любит Гермиону» оказалось шуткой!).

Озеро в настоящем времени
Скорпиус вылезает на берег (из настоящего бассейна с настоящей водой, установленной в центре сцены). « Альбус , мы это сделали ! Альбус ?». Альбуса нигде нет . По берегу к Скорпиусу шагает женщина в розовом . Она - директор школы Амбридж ! Она : « Нечего в воде болтаться , это расстроит дементоров !» Скорпиус : « Студент пропал ! Поттер пропал » Амбридж : « В школе не учится никакой Поттер . Последний Поттер погиб 22 года назад ! Вылезай, а то испортишь сегодняшний праздник - День Волдеморта!».
Над головами зрителей летят дементоры . Над сценой поднимается баннер с новым зловещим символом Хогвартса.
Конец первой части

Прошло 19 лет с событий, описанных в Дарах смерти. Гарри Поттер и его жена Джинни Уизли встречаются с Роном и Гермионой на вокзале Кингс-Кросс при отправке своих детей в Хогвартс. В поезде младший сын Гарри Поттера - Альбус Северус Поттер, который тяготится тем, что он сын столь известного волшебника, знакомится и начинает дружить со своим будущим одноклассником Скорпиусом Малфоем, про которого ходят слухи, что он якобы на самом деле сын Волан-де-Морта. Альбус и Скорпиус становятся студентами Слизерина. Проходит три года, в течение которых Альбус терпит издевательства и унижение от других студентов, считающих, что он не дотягивает до способностей своего отца.

Тем временем Гарри и Гермиона, теперь сотрудники Министерства магии, пытаются скрыть существование последнего оставшегося Маховика времени, чтобы тайно сохранить для дальнейших исследований. Амос Диггори узнает об этом и пытается убедить Гарри использовать устройство, чтобы вернуть своего сына Седрика Диггори. Гарри отказывается, поскольку это изменит настоящее. Альбус подслушивает разговор и разочаровывается в отце. Он убеждает племянницу Амоса, Дельфи Диггори, помочь ему и Скорпиусу найти Маховик времени и спасти Седрика.

Ограбление Министерства магии проходит успешно, правда, выясняется, что Маховик времени сломан, и в прошлое можно попасть только на 5 минут, а потом происходит автоматическое возвращение обратно. Друзья отправляются в прошлое на Турнир Трёх Волшебников, чтобы помешать Седрику выиграть, так как считают, что его поражение в Турнире спасёт его от столкновения с Волан-де-Мортом. Они переодеваются в студентов Дурмстранга и обезоруживают Седрика во время состязания с драконом. Это замечает молодая Гермиона, которая подозревает, что их подговорил Виктор Крам. В результате на Рождественском балу она танцует не с Крамом, а с Роном Уизли. Затем Рон танцует с Падмой Патил, с которой у него завязываются романтические отношения.

Вернувшись в настоящее время, друзья обнаруживают, что Рон теперь женат на Падме, Гермиона стала довольно неприятным преподавателем в Хогвартсе, а дочки Рона и Гермионы - Роуз не существует вообще. Они решают использовать Маховик ещё раз, чтобы исправить эту ошибку, но при этом спасти Диггори.

Альбус и Скорпиус снова отправляются в 1995 год на второе состязание, где позорят Седрика. Однако план снова не удаётся, так как из-за унижения Седрик Диггори решает стать Пожирателем смерти. Позже Седрик убивает Невилла Долгопупса, который должен был стать ликвидатором Нагайны, последнего крестража Волан-де-Морта, тем самым позволяя Пожирателям выиграть Битву за Хогвартс и убить Гарри Поттера. Таким образом становится невозможным существование Альбуса. Скорпиус, вернувшись один в Хогвартс настоящего времени, обнаруживает, что им управляют Пожиратели Смерти. Там Скорпиус находит диссидентов - Рона, Гермиону и Северуса Снегга, которые выжили после победы Волан-де-Морта. Вернувшись вместе с ними в прошлое в третий раз, они обезвреживают находящихся там Альбуса и Скорпиуса, которые пытаются помешать Седрику.

Альбус и Скорпиус воссоединяются в настоящем, которое вернулось к первоначальному состоянию. Они решают уничтожить незаконный Маховик времени. К ним присоединяется Дельфи, которая внезапно говорит, что её истинное намерение - возродить Волан-де-Морта.

Дельфи переносит друзей в 1981 год, уничтожает прибор и улетает в неизвестном направлении. Они понимают, что она хочет спасти Волан-де-Морта, который пострадал, пытаясь убить маленького Гарри Поттера. Альбус и Скорпиус отправляют послание из прошлого, написав секретное письмо на одеяле маленького Гарри. В настоящем Гарри Поттер, Джинни, Рон и Гермиона обнаруживают, что Дельфи была дочерью Волан-де-Морта. Также они обнаруживают письмо на одеяле, что их дети застряли в 1981 году в Годриковой впадине. Обнаруживается, что в семье Малфлоев сохранился ещё один Маховик времени. Гарри, Драко, Рон, Гермиона и Джинни прибывают в 1981 год, побеждают Дельфи и отправляют её в Азкабан.

Вернувшись в настоящее время, Гарри и Альбус приходят к могиле Седрика Диггори.

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Гарри_Поттер_и_Проклятое_дитя

Прошло 19 лет с событий, описанных в Дарах смерти. Гарри Поттер и Джинни Уизли встречаются с Роном и Гермионой на вокзале Кингс-Кросс, при отправке своих детей в Хогвартс. Альбус Северус Поттер сразу дружится со Скорпиусом Малфоем, чья темная слава его семьи делает его очень непопулярным. Удивительно, но Альбус определяется в Слизерин, и в течение последующих трех лет в Хогвартсе терпит издевательства и унижения от других студентов, считающих, что он не достает до способностей своего отца.

Тем временем Гарри и Гермиона, теперь Министр магии, пытаются скрыть существование последнего оставшегося Маховика времени, чтобы тайно сохранить для дальнейших исследований. Амос Диггори узнает об этом и пытается убедить Гарри использовать устройство, чтобы спасти Седрика Диггори. Гарри отказывается, поскольку это изменит настоящее. Альбус подслушивает разговор и разочаровывается в отце. Он убеждает племянницу Амоса, Дельфи Диггори помочь ему и Скорпиусу найти Маховик времени и спасти Седрика.

Ограбление Министерства магии проходит успешно и они оба отправляются к первому заданию Турнира Трёх Волшебников. Считая, что поражение Седрика в Турнире спасёт его от Волан-де-Морта, они обезоруживают его во время состязания. В этом молодая Гермиона подозревает Дурмстранг, из-за чего на Рождественском балу она танцует не с Виктором Крамом, а с Роном Уизли. Затем Рон танцует с Падмой Патил, с которой у него завязываются романтические отношения.

Скорпиус показывает это Альбусу и вернувшись в настоящее время, объясняет почему Рон теперь женат на Падме, а Гермиона стала... психопатом. Они решают использовать Маховик еще раз, для Рона и Гермионы, чтобы вернуть их прежние жизни, но при этом спасти Диггори.

С некоторой помощью от Плаксы Миртл, Альбус и Скорпиус снова отправляются в 1995 год к второму состязанию, где позорят Седрика. План снова не удается, из-за унижения Седрик Диггори решает стать Пожирателем Смерти! Позже Седрик убивает Невилла Долгопупса, который должен был стать убийцей Нагайны, последнего крестража Волан-де-Морта, тем самым позволяя Пожирателям выиграть Битву за Хогвартс и убить Гарри Поттера. Таким образом становится невозможным существование Альбуса. Скорпиус вернувшись в Хогвартс настоящего времени, оказывается в ловушке, поскольку им управляют Пожиратели Смерти. Вернувшись в прошлое, Скорпиус вместе с Роном, Гермионой и Северусом Снеггом, которые выжили после победы Волан-де-Морта, обезвреживает находящихся там Альбуса и Скорпиуса.

Альбус и Скорпиус воссоединяются в настоящем. Дальше они планируют уничтожить незаконный Маховик времени, так как не доверяют Министерству после их лжи. В этом к ним присоединяется Дельфи, однако открыто признает, что её истинное намерение - возродить Волан-де-Морта. Друзьям приходится отправится в 1981 год и уничтожить прибор. В Годриковой впадине в ночь смерти Лили и Джеймса Поттеров, Альбус и Скорпиус отправляют послание из прошлого, положив письмо на одеяло маленького Гарри. Из письма родители Гарри решают, что Дельфи была дочерью Волан-де-Морта. Гарри, Драко, Рон, Гермиона и Джинни, с помощью еще одного тайного Маховика Драко, прибывают в прошлое, побеждают Дельфи и отправляют её в Азкабан.

Вернувшись в настоящее время Гарри и Альбус приходят к могиле Седрика Диггори.