Голландская живопись. Черные начинают, золотые выигрывают Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж

3. Собрание голландской живописи в Эрмитаже

голландская живопись бытовой жанр

Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций голландской живописи. Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен. Несколько позже к этому собранию присоединились сто девятнадцать произведений, присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом. Голландские картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами - сцены из жизни «голландских мужиков и баб». В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России того времени в области культуры и быта. Но, конечно, не только художественный интерес будили в русском зрителе картины голландских живописцев. Произведения таких мастеров, как любимый маринист царя Адам Сило, удовлетворяли в первую очередь познавательный интерес молодой русской нации, выходящей на морские просторы. Петровская коллекция голландцев включала уже такие шедевры, как «Давид и Ионафан» Рембрандта - первое произведение гениального живописца, попавшее в Россию.

Во второй половине XVIII столетия в Петербург перекочевали многие значительные произведения голландской живописи. В составе коллекции Г. Брюля, приобретенной в Дрездене (в 1769 г.), Эрмитаж получил четыре портрета работы Рембрандта, четыре пейзажа Я. Рейсдала, картины Г. Терборха, Ф. Мириса, А. ван Остаде, А. Ваувермана и других. Собрание Кроза в Париже, поступившее в 1772 году, принесло музею такие шедевры Рембрандта, как «Даная» и «Святое семейство».

Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII - начале XIX века. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера - «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хейсума и многие другие не менее значительные произведения.

Занимательный сюжет, небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали голландские картины доступными большому кругу русских коллекционеров. Их приобретали не только члены царствующего дома и высшая петербургская знать, но и представители более демократических кругов населения. Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции. Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен. Таким образом, если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен, в том числе и самых редких.

Готический витраж

По назначению, характеру исполнения, характеру образов различают следующие виды живописи: - монументально-декоративная живопись (стенные росписи, мозаика, витраж, сграффито, плафоны, панно)...

Импрессионизм в живописи, музыке и литературе

Весной 1874 года группа молодых художников-живописцев, включающая Моне, Ренуара, Писарро, Сислея, Дега, Сезана и Берту Моризо, пренебрегла официальным Салоном и устроила собственную выставку...

История развития натюрморта

Гармония цвета Существует три основных цвета - красный, жёлтый, синий. Чтобы получить родственные цвета, основные цвета смешивают, т.е. дополняют один цвет другим. Дополнять - это, значит, усиливать друг друга...

Культура и искусство Древнего Вавилона

Нельзя составить полного представления о Вавилоне, не охарактеризовав его культурную жизнь. Но, к сожалению, до нас дошли лишь немногие свидетельства расцвета искусства в этом городе-государстве...

Лиможские эмали XII-XIV веков

Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей...

Натюрморт "Тени"

натюрморт живопись масляный краска Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, объясняет Даль, - изображать верно и живо кистью или словами, пером». История масляной живописи насчитывает уже несколько столетий...

Натюрморт "Тени"

Фламандский метод письма масляными красками. Фламандский метод письма масляными красками в основном сводился к следующему: на белый...

Натюрморт как жанр живописи

Цвет - это основа живописи, без цвета живопись не существует. Цвет - это жизнь живописи. Важнейшая функция цвета в живописи - доводить до предела, как чувственную достоверность изображения...

Пейзаж в визуальных видах искусства

Важнейший и самый древний вид пейзажа - изображение первозданной природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова «paysage» и немецкого «Landschaft» (образ села, образ земли)...

Рококо в разных видах искусства

В том же направлении, что и архитектура, эволюционировала французская живопись: традиция парадного строго академического стиля постепенно утрачивала значение. В Академию проникали новые течения. С конца XVII в...

изучить стилизацию декоративной композиции; выявить основные этапы работы; разработать рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно. Новизна и практическая значимость работы...

Создание декоративного панно для живописных постановок

Стремление к творческому развитию личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В этот период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности...

Цвет в живописи

Существуют разные типы цветового построения картины, претендующие на решение задачи сходства природных явлений и красок картины...

Чувственные связи в бытовом жанре голландской живописи XVII века

Можно смело сказать, что ни в одной стране до того живопись не пережила такого быстрого и интенсивного подъема, не имела такого исключительного распространения, такой поразительной популярности...

Голландская живопись в коллекции Павловского дворца представляет одну из главных ее составляющих и занимает значительное место как по составу, так и по качеству живописных произведений. Собрание насчитывает более 80 произведений.

Особенностью коллекции является то, что лучше прочих жанров представлен пейзаж, причем так называемый «итальянизирующий» пейзаж. Это направление возникло и получило свое развитие благодаря голландским художникам, побывавшим в Италии. Картины яркой, сочной природы южной страны послужили импульсом для создания произведений, совершенно отличных от «национального» пейзажа. Образцом первоначального этапа развития «итальянизирующего» пейзажа, получившего название «аркадского», является картина Б. Бренберга «Товий и ангел». Бартоломеус Бренберг (1599/1600-1657) и окружавшие его мастера, работавшие в Италии в 1620-е годы, создавали картины условного итальянского пейзажа, обязательно населяя его мифологическими или библейскими персонажами. Наивысшего расцвета жанр итальянизирующего пейзажа достигает в середине XVII века в творчестве Яна Бота (1610-1652). Павловск обладает двумя подписными произведениями этого мастера - картинами «Итальянский пейзаж» и «Вид на Понте Лукано близ Рима». Художник не только воспроизводит с наибольшей достоверностью конкретные уголки итальянского пейзажа, но и стремится передать состояние определенного времени суток с характерным для него солнечным освещением. Младшим современником Я. Бота был Адриан ван Эмонт (ок.1627-1662), которому принадлежит «Южный пейзаж», отличающийся эффектом солнечного освещения: золотистое сияние заходящего солнца создает чарующую картину тихого итальянского вечера.

В голландском искусстве с середины XVII века в моду входят изображения загородных усадеб и парков. Таков «Парковый пейзаж» Фредерика де Мушерона (1633-1686), где на фоне каменной стены с декоративными вазами разместились дамы и кавалеры. В жанре паркового пейзажа специализировался и сын Мушерона - Изаак Мушерон, несколько уступавший отцу в живописном мастерстве. В коллекции музея имеется три его парковых пейзажа.

Характерной особенностью голландского искусства является узкая специализация мастеров в том или ином жанре. Среди пейзажистов-«итальянистов» были художники, предпочитавшие писать южные гавани, как например Томас Вейк (ок. 1616-1677). Его «Итальянская гавань» в собрании музея поражает яркостью красок, непринужденностью изображения многолюдной толпы на набережной. Другой мастер - Карел Дюжарден (ок. 1622-1678) отдавал предпочтение изображению пастухов и пастушек со скотом на водопое - «Водопой». В более поздний период развития итальянизирующего пейзажа, на рубеже XVII - XVIII веков, у мастеров появляется тяга к сочиненному пейзажу. Это бесконечные «южные гавани» с придуманной архитектурой пристаней, с пышными парусниками и пестрым стаффажем или «итальянские пейзажи» с обязательными фрагментами античных древностей. «Пейзаж с фонтаном» и «Морская гавань» Яна Гриффира Старшего (1645-1718) относятся именно к такому типу произведений. Они прекрасно исполнены и отличаются выразительными декоративными эффектами.

Во второй половине XVII века голландские мастера достигают больших успехов в развитии жанра городского пейзажа. Одним из выдающихся мастеров, работавших в нем, был Геррит Адриенс Беркхейде (1638-1698). «Конная ярмарка» в собрании музея подписана и датирована 1682 годом, т.е. относится к зрелому периоду его творчества. Воспроизведенная на картине улочка настолько типична для Голландии, что вряд ли можно говорить о конкретном месте действия. Для большинства же голландских мастеров, работавших в жанре городского пейзажа, характерна конкретность изображения. Автор «Рыночной площади» Людольф де Йонг (1616-1679) изобразил рядовую городскую застройку, но поместил слева статую Эразма Роттердамского, установленную на площади Большого рынка в Роттердаме в 1622 году. Из немногочисленных образцов голландского натюрморта в коллекции музея следует отметить две парные картины Отто Марсеуса ван Скрика (1620-1678) - «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика». Они представляют собой своеобразный тип натюрморта, имевшего место, пожалуй, еще только в немецком искусстве - это изображение насекомых и пресмыкающихся в их естественной среде. Применительно к подобным произведениям боле справедливо понятие не «мертвая природа» (nature morte), а «тихая жизнь» (stil liven). Современники ван Скрика свидетельствуют, что у художника под Амстердамом был свой питомник с различной живностью, где он и наблюдал жизнь животных.

Значительно слабее, по сравнению с пейзажной живописью, представлена в Павловске голландская жанровая и так называемая историческая живопись. К первой можно отнести картину «Курильщик», которая приписывается Виллему Корнелису Дейстеру (ок. 1599-1635). Промежуточное положение между портретом и жанровой живописью занимает картина «Мальчик с птичкой», исполненная в 1630-е годы одним из видных учеников Рембрандта Якобом Адриенсом Баккером (1608-1651). Пышные волосы ребенка украшены жемчужной нитью, уши - серьгами. К «чистому» портрету относится произведение, приписываемое Корнелису ван Ворту (1576-1624). Поколенное изображение молодого мужчины в скромной темной одежде с пышным плоеным воротником является характерным для раннего этапа развития портретного жанра в Голландии. Благодаря надписи в верхнем правом углу картины известно, что портрет исполнен в 1622 году. Основное требование, которое предъявлялось в это время к художнику - предельная достоверность. Поэтому главное внимание уделялось индивидуальным особенностям лица, которое изображалось правдиво без прикрас. Своеобразным произведением голландского исторического жанра является картина «Святой Франциск Ксаверий среди больных» Яна де Брая (1627-1697). На картине изображено реальное историческое лицо - Франциск Ксаверий, живший в первой половине XVI века и являвшийся ближайшим соратником Игнация Лойолы, основателя ордена иезуитов. За миссионерскую деятельность в Индии и на Дальнем Востоке он был канонизирован в 1622 году. По преданию, святой обладал даром исцеления.

Голландия XVII дала миру беспрецедентное в мировой истории созвездие великих художников. Такого не было ДО. Такого не было ПОСЛЕ. Немыслимо гениальный Рембрандт. Он - первый в ряду голландских художников в том числе и по причине своей сверх-техники, сверх-живописности. Для этого стоит посмотреть на лондонскую "Купающуюся женщину", или эрмитажную "Флору" (и это я не затрагиваю тему наихристианнейшего гуманизма, тончайшего психологизма, потрясающей придуманности, глубочайшей саморефлексии, опыта себя как другого). С моей точки зрения, да и вообще объективно, Рембрандт - художник номер один в истории человечества. Вермеер с его пленером, чистым цветом, мистической безмолвностью. Ф. Хальс с его буйством кружев, оскалом. Терборх с его флюидами, текстурами тканей и полумраком. Метсю с его какой-то вечно не пристроенной, но везде прорывающейся и бестолковой абсолютной живописностью. Гоббема с его каким-то особенным ритмом, какой-то очень особенной вписанностью человека в природу. Я. Рейсдал с его какой-то наивной монументальностью, какой-то особенной способностью распознавать в месте арену для битвы, очень странной склонностью к орнаментальности. Поттер с его фотографической достоверностью и вечно неуместными физиологическими подробностями. Хох (до-аристократический) с его куклами-истуканами и причудливыми опытами домашней вещной геометрии. Я могу перечислить еще множество художников не менее значимых и мастеровитых - Нер, Берхем, Пейнакер, Мирис, Кальф, Бейерен, Хеда, Аст, Витте, Доу, Фабрициус, Мас, Хогстратен, Гелдер, Флинк, Вауверман, Гойен, Стен, Хельст и т.д. и т.п.. Но даже в этом "малом" ряду есть совсем малый ряд художников. Я для себя называю их "тихими". Все они испытали влияние Питера де Хоха. Они живописали тишину. Они были очень мастеровитыми. Не все из них есть в Эрмитаже. Но эрмитажные их работы можно отнести к числу наиважнейших. Послушайте их.
Якоб Врель
Эрмитаж

Из других музеев












Исайя Бурсе
Эрмитаж







(249) назван так из-за необычного потолка с кессонами, покрытого росписью в пастельных тонах. Зал наполнен жанровыми сценами голландских живописцев XVII в.: Франса Халса, Яна Стена, Саломона Рейсдала и других.

Живопись Яна Брейгеля в Эрмитаже

Следующий зал (248) тоже имеет красивый декор. Колонны из искусственного мрамора поддерживают потолок, украшенный великолепной росписью. Восьмиугольная люстра напоминает миниатюрные органные трубы. Среди множества картин есть несколько небольших холстов Яна Брейгеля, сына великого Питера Брейгеля Старшего. Ян Брейгель любил рисовать пейзажи и жанровые сцены.

Картины Рубенса и Ван Дейка в Эрмитаже

Полотна Рубенса, написанные в период расцвета его творчества (1610–1620) наполняют зал 247. Там находится «Снятие с креста», знаменитый запрестольный образ, написанный для монастыря капуцинов в Лире близ Антверпена. В рембрандтовской версии этого сюжета главенствовала реальность человеческих страданий и использование света, а Рубенс подчеркивает контраст между одеждами людей и мертвенно-бледным телом Спасителя.
«Бахус» был написан в последний год жизни художника. Мастер отказался от традиционного образа молодого Бахуса, участника пирушек, и изобразил этого древнеримского бога в виде веселого ленивого толстяка, покрытого складками жира.

Когда у Рубенса было много заказов, он поручал часть работы ученикам, в частности Ван Дейку. Этот молодой художник внес в картину «Пир у Симона Фарисея» совершенно светскую трактовку библейской темы. Позже Ван Дейк стал придворным живописцем английского короля Карла I и был произведен им в рыцари. При английском дворе Ван Дейк написал несколько портретов, которые считаются лучшими: портрет Томаса Уортона, короля Карла I и королевы Генриетты Марии. Все эти полотна находятся в зале 246. Там же и более ранние работы, в том числе замечательный автопортрет художника.

Если вы пройдете через зал 248, то окажетесь в коридоре (258), где увидит фламандские пейзажи и зимние сцены. От этого коридора отходят две анфилады, возвышающиеся над Висячим садом: Петровская галерея (255–257) и Романовская галерея (261–263). В Петровской галерее выставлены голландские полотна XVII в., а в Романовской - образцы средневековой и ранней фламандской живописи. Посмотрите на картину «Святой Лука, рисующий Мадонну» кисти Рогира ван дер Вейдена. Две половины этого произведения были приобретены Эрмитажем по отдельности. И лишь потом специалисты поняли, что это части одной композиции. Другие жемчужины коллекции - диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с младенцем», «Исцеление слепца» кисти Лукаса ван Лейдена, а также великолепный групповой портрет корпорации амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса.

Кабинет Кваренги в Эрмитаже

В конце Петровской галереи находится небольшой кабинет Кваренги (205). Маленький кабинет и поныне носит имя создавшего его в 1806 году архитектора. А. И. Штакеншнейдер во время полной перестройки павильона в 1850–1858 годах внес в дизайн кабинета значительные изменения. Строгая и ясная гармония кабинета уступила место более нарядным приемам декорировки. Это единственное помещение , в котором сохранилось подлинное первоначальное убранство XVIII века. Стены зала ярко-красные, потолки белые с золотом, а колонны выполнены из желтого искусственного мрамора.

20.Рембрандт и голландская

живопись XVII в.

в коллекции Эрмитажа.

Собрание картин Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже, известно во всем мире. Оно состоит из произведений разного времени: самое раннее из них датировано 1631 г., самое позднее относится к концу жизни художника. Это портреты, картины на библейские темы и на сюжеты из античной мифологии. Многие из них – признанные шедевры великого голландца.

Картинам Рембрандта в музее отведен отдельный зал. Здесь находятся также некоторые работы его голландских учеников.

«Портрет ученого» – самая ранняя из картин Рембрандта в Эрмитаже. Именно портретный жанр занимает исключительно важное место в творчестве великого мастера.

«Портрет ученого » – традиционное название картины, но кем в действительности был человек, представленный на полотне, – неизвестно. Лежащая перед ним книга и перо в руке указывают, возможно, на ученые занятия.

Флора» – одна из известнейших работ эрмитажного собрания. Произведение было исполнено Рембрандтом в год его женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Долгое время считалось, что здесь художник запечатлел свою юную супругу.

Снятие с креста

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Голландия, 1634

«Жертвоприношение Авраама» – шедевр динамичного, экспрессивного стиля барокко в творчестве Рембрандта. Бурное движение в картине определено запечатленным в ней мгновением: стремительно появляется ангел, в падении изображен нож, который выронил потрясенный Авраам, а ладонь отца милосердно закрывает лицо сына.

«Портрет Бартье Мартенс» долгое время ошибочно считался изображением матери художника. Лишь в начале XX в. было установлено, что моделью мастера была Бартье Мартенс (1596–1678), жена Хермана Домера – краснодеревщика и изготовителя рам. Один из сыновей Бартье и Хермана – Ламберт Домер – был учеником Рембрандта и в дальнейшем стал известным пейзажистом. Рембрандт – самый дорогой в этот период живописец Амстердама – написал парные портреты супругов, которыми Бартье, очевидно, очень дорожила. Она завещала их Ламберту с условием, что он выполнит с них копии для своих братьев и сестер.

Картина «Прощание Давида с Ионафаном» представляет эпизод из Ветхого Завета (1 Цар 20:41, 42). Царь Саул, заподозрив своего полководца Давида в желании захватить трон, решил его убить. Сын Саула, царевич Ионафан, любивший Давида «как свою душу», сообщил ему о замысле отца. Рембрандт изобразил встречу друзей перед бегством Давида, когда они «плакали оба вместе, но Давид плакал более».

«Святое семейство» – одна из наиболее известных картин Рембрандта на данный сюжет, к которому мастер обращался не раз. Представленная художником сцена кажется обыденным эпизодом из жизни скромного семейства, однако в ней заключен глубокий символический смысл.

В поздний период творчества мастер чаще всего писал людей преклонных лет. Нередко ему позировали обитатели гетто – заселенного евреями района Амстердама.

Для портретов стариков характерна композиция с фигурами, представленными по грудь или по пояс. Как правило, портретируемые изображены сидящими в неподвижных позах, спокойно сложив перед собой руки. Фон этих картин нейтрален, детали немногочисленны, в колорите преобладают коричневые и красные тона. Лица и руки моделей выделены ярким светом. Постепенно угасая, он мерцает в красках, которыми переданы темные одеяния персонажей и фоны портретов.

Портрет старика-еврея

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Голландия, 1654

Иногда Рембрандт несколько раз писал одну и ту же модель. Так, пожилая женщина, запечатленная в «Портрете старушки», позировала мастеру и для других его работ.

В Эрмитаж картина поступила как «Портрет матери Рембрандта» не случайно: в XVIII и XIX вв. многие произведения художника считались изображениями его родных.

Одеяние пожилой женщины с необычным головным убором напоминает о вымышленных костюмах так называемых тронье.

Лицо со старческими морщинами, руки с узловатыми суставами переданы плотными энергичными мазками, характерными для поздней манеры художника.

Старческим лицам на портретах Рембрандта свойственно, как правило, выражение глубокой душевной грусти. В образах погруженных в себя стариков воплощены и мудрость, и печаль, пришедшие с годами прожитой жизни.

Однако «Портрет старика в красном» представляет человека, в лице и осанке которого ощутимы достоинство и сила характера.

Молодая женщина, примеряющая серьги » – небольшая картина, в которой запечатлен эпизод из повседневной жизни. Однако в искусстве XVII в. подобные сюжеты заключали в себе иносказательный смысл. Так, персонаж, любующийся своим отражением в зеркале, служил напоминанием о таких человеческих пороках, как суетность и тщеславие.

В то же время художник создал обаятельный женский образ, точно передав непринужденный жест героини, ее естественную грацию и живую улыбку. Обыденная сцена окрашена мягким настроением. Большую роль в его создании играет колорит, слагающийся из легких, пронизанных светом оттенков красного и коричневого цветов.

«Аман узнает свою судьбу» («Давид и Урия»?) – картина исторического жанра. Ее сюжет восходит к Ветхому Завету, но существуют два мнения по поводу того, какой библейский эпизод здесь представлен (отсюда два названия).

Версия истории о царе Давиде и его полководце Урии возникла в XX в. Полюбив Вирсавию – жену Урии, Давид отправил ее супруга на войну с письмом к военачальнику – приказом послать Урию на верную гибель (2 Цар 11,14). В этом случае, на первом плане картины изображен Урия, персонажи в глубине – царь Давид в короне и пророк Натан. Однако такому истолкованию противоречит отсутствие письма в руке главного

К шедеврам портретного жанра в позднем творчестве художника принадлежит «Портрет поэта Иеремиаса де Деккера».

Произведение было написано в последний год жизни Деккера (1606–1666) – друга и почитателя Рембрандта.

Художник изобразил близкого ему человека не в вымышленном одеянии, а в строгом черном костюме с плоским белым воротничком. Поэт представлен глубоко погруженным в себя. Прозрачная тень от полей высокой шляпы усиливает настроение грустной отрешенности, читающееся на лице модели (прием, характерный для Рембрандта).

«Возвращение блудного сына» – одна из вершин творчества Рембрандта.

Сюжет картины заимствован из евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15:11–32). Некий юноша, получив от отца свою часть наследства, «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться». Он пас свиней, нищенствовал, голодал. Нужда заставила несчастного вернуться в отчий дом.

«Даная» – признанный шедевр Рембрандта. На полотне стоит дата 1636 г. Однако известно, что около 1643 г. художник возвратился к работе над произведением, во многом изменив его замысел и живописное решение. В истории «Данаи» много загадок. Вероятно, в 1656 г. она находилась в доме Рембрандта, а в 1660 г. еще не покинула Голландии. В 1755 г. «Даная» появляется в коллекции Кроза, в которой находилось не менее шести произведений разных авторов на этот же сюжет. Полотно Рембрандта было размещено в галерее Кроза напротив «Данаи, принимающей Юпитера в образе золотого дождя» работы Тициана.

История собрания картин Рембрандта в Эрмитаже началась значительно раньше, чем возник сам музей.

Первая из привезенных в Россию живописных работ мастера – «Прощание Давида с Ионафаном». Произведение было куплено по поручению императора Петра I в Амстердаме на распродаже знаменитого в Голландии собрания Яна ван Бейнингена, устроенной в 1717 г. перед отъездом его владельца в Южную Америку (в качестве правителя острова Кюрасао, в ту пору – голландской колонии).

Поначалу картина украшала один из интерьеров дворца Монплезир в Петергофе, а в 1882 г. поступила в Эрмитаж.

Основная часть собрания сформировалась в царствование Екатерины II. Императрица, правившая в Век Просвещения и воспринявшая его дух, покровительствовала искусствам. Она задумала создать картинную галерею, которая славилась бы в Европе.

Удачный случай помог русской государыне получить в 1764 г. картины, собранные берлинским купцом Гоцковским для Фридриха II – короля Пруссии. Расходы на войну заставили монарха отказаться от покупки произведений живописи, и купец предложил покрыть ими свой долг русскому двору. Год этого приобретения считается датой основания Эрмитажа. Тогда же начали строить Малый Эрмитаж – здание, где разместились картины.

Голландская живопись

Ни одна национальная школа живописи не знала такого бурного расцвета натюрморта. Только умение голландского мастера в самом малом увидеть частицу бытия подняло этот жанр до уровня ведущих.

Выражая новые художественные взгляды общества и обслуживая более широкого, чем раньше, потребителя - рядового гражданина первой в Западной Европе буржуазной республики, живописцы Голландии нашли доходчивый, яркий художественный язык.

Достижения голландских художников ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма, существенно обогатив и углубив его содержание и творческий метод. Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. К лучшим образцам голландской живописи обращались все прогрессивные деятели искусства XVIII-XIX веков. И по сей день остаются на вооружении художников-реалистов смелые достижения голландской школы, а ее проникнутые жизнеутверждающим чувством картины продолжают доставлять зрителю истинное художественное наслаждение.

Голландская школа дала человечеству плеяду выдающихся мастеров во главе с Халсом, Рембрандтом, Рейсдалом и Вермеером Делфтским. Их произведения навсегда вошли в мировую сокровищницу искусства и как величайшие проявления человеческого гения бережно хранятся в музеях и картинных галереях.

Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций голландской живописи. Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен. Несколько позже к этому собранию присоединились сто девятнадцать произведений, присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом. Голландaie картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами - сцены из жизни «голландских мужиков и баб». В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России того времени в области культуры н быта. Но, конечно, не только художественный интерес будили в русском зрителе картины голландских живописцев.

Во второй половине XVIII столетия в Петербург перекочевали многие значительные произведения голландской живописи. В составе коллекции Г. Брюля, приобретенной в Дрездене (в 1769 г.), Эрмитаж получил четыре портрета работы Рембрандта, четыре пейзажа Я. Рейс-дала, картины Г. Терборха, Ф. Мириса, А. ван Остаде, А. Ваувермана и других. Собрание Кроза в Париже, поступившее в 1772 году, принесло музею такие шедевры Рембрандта, как «Даная» и «Святое семейство».

Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII - начале XIX века. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера - «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хей-сума и многие другие не менее значительные произведения.

Занимательный сюжет, небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали голландские картины доступными большому кругу русских коллекционеров. Их приобретали не только члены царствующего дома и высшая петербургская знать, но и представители более демократических кругов населения. Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции. Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого н путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен. Таким образом, если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен, в том числе и самых редких.

Эрмитажная коллекция голландской живописи насчитывает свыше 1000 картин и занимает одно из первых мест в мире по количеству шедевров и имен, в том числе и самых редких. Картины голландских художников занимают шесть залов Нового Эрмитажа, самым большим из которых является Шатровый зал, где располагается основная экспозиция живописи так называемых малых голландцев. Представлены работы ведущих мастеров различных жанров, получивших широкое распространение в искусстве Голландии XVII столетия: пейзажистов Яна ван Гойена и Якоба Рейсдала, мастеров бытового жанра Яна Стена, Герарда Терборха, Питера де Хоха, Андриана и Изака ван Остаде, анималиста Пауля Поттера, возможно, величайшего представителя этого жанра на протяжении всей его истории, мастеров натюрморта Виллема Класса Хеды и Виллема Калфа.

Один из самых выдающихся и смелых голландских живописцев этого периода, Франс Халс представлен двумя великолепными произведениями -"Портретом молодого человека с перчаткой в руке" (ок.1659) и "Мужским портретом" (до 1660).