Илья Муромец и Соловей-разбойник: Прохождение. Прохождение игры илья муромец и соловей разбойник

Сегодня мы рассмотрим прохождение «Ильи Муромца и Соловья-Разбойника» - игры по мотивам одноименного мультфильма. Для удобства изложения мы разделим материал на несколько частей исходя из местности, в которой находится богатырь.

Разрушенная деревня

Итак, начинаем описывать прохождение игры «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Часть 1 начинается в разрушенной деревне. Говорим с бабушкой. Берём коромысло. Идём влево. Говорим с Тихоном, который сидит на печи. Видим слева сломанный колодец. Используем деревянный столб, берем его с колодца. Продолжаем идти влево. Возле указателя подбираем ведро и газету. Дальнейшее прохождение игры «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» требует от нас перехода к инвентарю. Объединяем в нем ведро с коромыслом. Идем в мельницу. Хомут и мешок муки забираем. Останавливаем мельничное колесо. Идем на улицу. Направляемся по причалу налево, оказываемся на месте, где находится Соловей-Разбойник. Делаем попытку его арестовать. Не получается. Надо подкрепиться. Возвращаемся к бабушке. Просим немного еды. Ее нет у бабушки. Она соглашается помочь замесить тесто, если найдем необходимые продукты - воду, соль и муку. Идем к Тихону. Приближаемся к колодцу. С помощью ведра и коромысла набираем воды. Соль стоит на печи неподалеку от Тихона. Просим её. Взамен предлагаем Тихону газету. Со всеми продуктами отправляемся к бабушке и просим замесить тесто. В кадку наливаем воду. Высыпаем туда же муку, а затем соль. Готовое тесто забираем с бревна. На нем сидит бабушка. Идем к Тихону. Растапливаем печь. Используем дрова. Начинается мини-игра. Печь растоплена. Берём из инвентаря тесто. Отправляем в печь. Едим готовый хлеб. Набравшись сил, отправляемся на поимку Соловья-Разбойника. Пытаемся его повторно арестовать. Снова неудача. Слева от мельницы находим жернова. Снимаем верхний. Деревянный столб прикрепляем вместо него. Жернов насаживаем на бревно, которое торчит из пристани. Проходим в мельницу. Цепляем хомут к колесу. Приводим его в движение. Идем на улицу.

Путь

Продолжаем описывать прохождение игры «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Часть 2 переносит нас на границу. Здесь нам предстоит разузнать возможное место нахождения Соловья-Разбойника. Пробуем разбудить нашего друга Добрыню Никитича, который спит в будке, однако все не так просто. Берем черпак. Далее его необходимо наполнить водой из корыта. Теперь нам предстоит решить еще одну задачу, которую ставит перед нами игра «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Прохождение продолжаем еще одной попыткой разбудить Добрыню. Для этого идем к его будке, а после обливаем богатыря. Сон у него крепкий. Идем в дом. Говорим с гонцом. Берём пару щитов. У перил лестницы видим железный шлем, который дополняет красно-синее перышко. Снимаем его. Идем на улицу. Пробуем разбудить Добрыню с помощью соударения пары щитов. Ничего не получается. Щекочем его перышком. Снова неудача. Идем в дом. Говорим с гонцом. Идем на улицу. Добрыня ушёл, однако после себя оставил карту. Следуем по дорожке прямо. Оказываемся рядом с большим деревом. Берем красную шапку, а также кучу листвы. Далее предстоит сделать бросок. Отправляем шляпу непосредственно в листву дерева. Сверху падает сапог. Кидаем и его в листву. Ничего не меняется. Идём влево. Оказываемся у заваленной пещеры. Берем берёзовую дубинку. Возвращаемся к дереву. Берем дубинку. Бросаем ее по верхней части дерева. Выпадает сабля. Срезаем ею ветку, которая растет вправо.

Пещера

Продолжаем прохождение игры «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Часть 3 открывает нам вход в загадочную пещеру. Идем внутрь. Приближаемся к железной двери, на которой виден замок. Открыть её в настоящее время нельзя. Прохождение «Ильи Муромца и Соловья-Разбойника» на данном этапе состоит в том, чтобы собрать необходимые предметы - стрелу, находящуюся в бочке, фейерверк и лук, которые лежат на кроватях, деревянную катушку, которую отыскиваем в куче малополезных предметов. Переходим в инвентарь. Объединяем лук со стрелой и деревянной катушкой. Получаем в результате хитроумное устройство. Покидаем пещеру. Осматриваем сухие ветки, лежащие под деревом. Применяем к ним хитроумное устройство. Костер начнет дымиться. Подбрасываем листья в огонь. На дым сбегаются разбойники. Начинается сражение. Подбираем трофеи, которые остались от поверженных разбойников. После победы в битве, берём ключ. Идем в пещеру. Подходим к двери. Открываем ее ключом. Освобождаем Алёнушку, а также её лошадь. Говорим с девушкой.

Лес

Прохождение «Ильи Муромца и Соловья-Разбойника» продолжается четвертой частью, в которой мы оказываемся на развилке. Необходимо следовать направо. Леший преграждает путь. Лесное чудище нуждается в часах с кукушкой. Прохождение игры «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» на данном этапе заключается в том, чтобы оказать помощь Лешему. Идем влево и начинаем поиски часов. На камне читаем указания. Идём прямо, этот путь не подходит. Идем обратно. Приподнимаем камень, снабженный указателями. Обращаемся к Князю с просьбой подобрать кольцо. С правой стороны от булыжника замечаем который воткнут в землю. Берем его. Идем направо. Берем кошачий корм, находящийся в миске и фуфайку. Неподалеку от Русалки находим песочные часы. Говорим с девушкой. Она отдавать часы просто так не намерена. Предлагаем Русалке золотое кольцо. Обручившись, с земли поднимаем песочные часы. Возвращаемся на место, где находится указательный камень. Идём влево. Подбираем грабли с земли. Кукушку замечаем на крыше. Приманиваем птицу с помощью кошачьего корма. Словить кукушку не получается. Стучим в дверь. Рассерженный Кощей нас прогоняет. Повторно стучимся. Говорим с Кощеем. Выполняем его просьбу. Сгоняем с дерева птиц.

Дорога к Царьграду

Прохождение игры «Ильи Муромца и Соловья-Разбойника» продолжается пятой частью, в которой мы попадем на таможню. Говорим со служащим. С пенька отрываем кору. Идем вправо. Говорим с Аленушкой. Она заперта в камере тюрьмы. Проходим направо попадаем в порт. Говорим с моряком. Делаем попытку создания морского узла. Неудача. Говорим с моряком повторно. Идем обратно к Аленушке. Говорим с девушкой. Беседуем со служащим. С его стола берем банку клея, а также перо. Дальнейшее прохождение «Ильи Муромца и Соловья-Разбойника» требует перехода в инвентарь. Там комбинируем бересту с пером. Документ предоставляем служащему. Он отказывается принимать бумагу, так как та не заверена печатью. Идем в порт. Документ применяем к моряку. Очки моряка берем с бочки. Объединяем их в инвентаре с клеем. Кладем очки на место. Показываем моряку документ повторно. Берем бумагу с печатью. Идем к служащему. Отдаем ему документ, заверенный печатью. Берём со стола ключ, отпираем им тюремную дверь. Следуем к моряку, однако говорим с Аленушкой, находящейся неподалеку. Стартует мини-игра под названием «Собери тройку».

На корабле

Переходим к шестой части и продолжаем вместе с нашими героями, такими как Илья Муромец и Соловей-Разбойник, прохождение игры. На корабле говорим с моряком. Далее нужно отыскать капитана. Идем вправо, открываем дверь. Заходим в каюту. Говорим с пассажиром, который сидит за столом, при этом играет со спутниками в кости. После завершения разговора снимаем стекло с иллюминатора. Покидаем каюту. Вырываем штурвал. Спускаемся до нижней палубы корабля, используя лестницу. Поднимаем пару корзин, которые лежат неподалеку от лестницы. Смотрим на слона, который стоит на люке. Идем к моряку. Осматриваем пушку неподалеку от него. Вытягиваем из орудия ядро. Поломанное весло подбираем с пола. Идем к мачте. Подсаживаем Аленушку. Вверху палубы палку применяем к яйцу.

После этого спускаемся вниз. Следуем к нижней палубе, применив лестницу. Она находится неподалеку от моряка. Цепь, снабженная крюком, висит возле лестницы. Используем корзину, наполненную овощами. Цепляем ее на крюк. Есть вероятность, что слон, чтобы перекусить, с люка отойдет. Однако подобного не происходит. Далее гигантскому животному предлагаем ядро. Забираем раздавленный снаряд. Поднимаемся наверх. Идем направо. Входим в каюту, наполненную пассажирами. У них просим фрукты. Пассажиры согласны с ними расстаться лишь в случае обмена на блюдо иного рода. Покидаем каюту. Объединяем в инвентаре раздавленное ядро и яйцо. Затем добавляем к этому стекло иллюминатора. В результате можно поджарить яичницу. Относим иностранцам полученное блюдо. Они отдают нам фрукты. Идем к нижней палубе к слону. Корзину, наполненную фруктами, цепляем на крюк. Похоже, слон хочет именно их. Осматриваем на полу три отверстия. Поломанное весло вставляем в ближайшее к клетке животного. Слон обхватывает весло хоботом. С клеткой вместе перемещается по направлению к корзине с фруктами. Сломанное весло переставляем в отверстие, следующее по порядку. Слон передвигается. Сломанное весло устанавливаем в последнем отверстии. Идем к верхней палубе. Следуем вправо. Спускаемся вниз, используя другую лестницу. Открываем люк. Говорим с капитаном. Необходимо вернуть ему проигранное им судно. Следуем к пассажирам, находящимся в каюте. Беседуем с ними. На стол кладем Начинается мини-игра.

Царьград

Продолжаем прохождение игры «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Часть 7 переносит нас на восточный базар. Говорим с обладателем слона, гуру, человеком со змеёй, а также господином в белом костюме. Идем к одному из прилавков. Необходимый нам находится позади гуру. Забираем молотый перец, а также горчицу. На следующем прилавке берем стеклянный бокал. Поднимаем пиалу, которая находится у левого крайнего прилавка. Идем вправо. С крайнего прилавка берем гранёный стакан. Говорим с Аленушкой. Движемся влево. Говорим с человеком, которого отличает белое одеяние. На пляж попасть можно, только показав справку о состоянии здоровья. Говорим с гуру. Подходим к человеку со змеёй. Просим одолжить яд. Перед змеёй ставим граненый стакан. Однако она ничего не делает. Предлагаем змее бокал. Забираем. Отдаём полный бокал Гуру. Получаем справку о состоянии здоровья. Отдаем ее человеку, носящему белое одеяние.

Пляж

Прохождение (игры) «Ильи Муромца и Соловья-Разбойника» продолжается восьмой частью. Идем на пляж. Говорим с богатырем Алёшей Поповичем. Осматриваем следы Бурушки. Горстку золота находим на отпечатке копыта. Подбираем драгоценный метал. Направляемся по следу Бурушки влево. Оказываемся у входа в замок. Говорим с охранником. Мята растёт на подножье левого столба. Срываем ее. Идем на пляж. Идем к дереву, которое растет неподалеку от калитки. С него обираем сочащуюся смолу. Идем к охраннику. Объединяем в инвентаре мяту и смолу. Угощаем охранника получившейся жвачкой. Слушаем рассказ. Идем на рынок. Следуем направо по направлению к каменной лестнице. Попадаем к тюремным воротам. Говорим с охранниками. Просим у Алёнушки совета. Идем на рынок. Следуем к человеку со змеёй. У него покупаем дудочку, отдав взамен горстку золота. Идем к тюремным воротам. Говорим с Алёнушкой. Берем круглый камешек, который лежит возле охранника. Его бросаем в портрет. Попадаем в заключение.

Тюрьма

Итак, перед нами девятая часть игры «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Прохождение продолжаем попыткой сыграть на дудочке. Она заканчивается неудачей. Дудочку сначала отдаем Князю, после этого - другому сокамернику. Сыграть мелодию у них также не получается. Дудочку кладем в тумбочку. Играем в Чапаева с сокамерником. Начинается мини-игра.

Главное сражение

Переходим к заключительной, десятой части игры «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Прохождение игры, финал которой уже не за горами, продолжается освобождением из заключения. Забираем скамейку, а также штандарт. Последним нужно отодвинуть крышку люка. Как только это будет сделано, подзываем слона с помощью дудочки. Берём люк. Выбиваем сваи, которые удерживают дворец. Разбиваем окно скамейкой. Заходим внутрь. Далее вынимаем корону, которая спрятана под троном в ящике. Касаемся державы, находящейся у льва в зубах. Используем скипетр, который вставлен в подсвечник. Обращаемся к Князю. Просим снять скипетр. Князь выполняет предложенное. Поднимаем скипетр с пола. Кладем на подставку корону. Она находится в правой части трона. Берем скипетр. Устанавливаем его на правом перилле трона. Державу ставим на левое. Открывается вход в потайную комнату. Следуем в нее. Начинается бой. При свисте Соловья Разбойника необходимо запрыгнуть наверх. Собираем трофеи, которые остаются на месте потерпевших поражение противников. Вот и конец истории, на этом завершается наше полное прохождение. «Илья Муромец и Соловей Разбойник» - это отличная игра, которая понравится всем поклонникам одноименного мультипликационного фильма и любителям приключений.


Интерфейс:

Esc – выход в меню
Всплывающий инвентарь находится вверху экрана.
Курсор в виде зеленой руки – поговорить с персонажем, курсор в виде желтой руки – взять предмет
Правая кнопка мыши (ПКМ) – пролистать ролики
С персонажами надо разговаривать до тех пор, пока они не проговорят всю полезную информацию.

1. Киев. Арестовываем Соловья-разбойника

После ролика поговорите с Бабушкой – на деревню напал Соловей-разбойник, собрал дань и сидит за мостом, награбленное пересчитывает. Идите налево мимо развалин избы, где на печке активно чешется дедок (это Тихон из первой части игры), и по мосту мимо мельницы. Под деревом сидит Соловей. Попробуйте его арестовать, но тот свистнет, и Илью снесет на предыдущую локацию. Оказывается, Илья не ел неделю и совсем ослаб - в общем, нужно подкрепиться.
Идите к Бабушке и попросите поесть, но у той не осталось никакой еды. Зайдите на мельницу и заберите мешок муки, вернитесь к Бабушке и попросите испечь хлеба. Та ответит, что у нее плохая печка, но тесто замесить она может. Вот только ей нужна вода и соль. Заберите коромысло (справа на экране) и ведро (у мельницы), скомбинируйте их в инвентаре и зачерпните воду в колодце. Поговорите с Тихоном - рядом с ним стоит соль, но он не хочет ее отдавать. Сходите к мельнице, подберите свежую берестяную газету (на экране справа) и отдайте Тихону – соль ваша.Идите к Бабушке, налейте в кадку воды, засыпьте муку и соль. Поговорите с ней и заберите готовое тесто. Вернитесь к Тихону и нажмите на дрова у печки. Вам нужно закинуть в печную трубу 6 бревен (попадания – вверху экрана). Подождите, пока Илья возьмет бревно и размахнется, затем зажмите левую кнопку мыши, отпустите ее, и бревно полетит. От того, как долго вы держите мышку зажатой, зависит траектория – в печку, недолет (Тихону по голове) или перелет. После этого возьмите тесто и нажмите на печь, затем съешьте хлеб.
Идите к Соловью, но вас опять сдует. Вернитесь на мельницу и снимите хомут со стены (слева от окна). Рукой остановите большое колесо и повесьте на него хомут. Выйдите на улицу, снимите с жерновов верхний круг и повесьте на пенек, который торчит из моста. Сходите к колодцу, выдерните столб и закрепите его на нижнем (дальнем от вас) жернове. Войдите на мельницу и снова запустите колесо. Теперь можно идти арестовывать Соловья.

Князь сразу же отпустит Соловья за 100 монет. В ответ Илья взбунтуется и откажется служить дальше. В это время Соловей украдет коня Ильи и всю казну. Делать нечего, Илья снова соберется в дорогу. За ним увяжется Князь.

2. Дальняя застава. Освобождаем Аленку

На Дальней заставе в будке крепко спит Добрыня Никитич. Попробуйте с ним поговорить – бесполезно. Справа у двери избы возьмите черпак, зачерпните в корыте воду и полейте на Добрыню – никаких эмоций. Идите в избу и поговорите с Елисеем. Тот объяснит, что у Добрыни сбился биоритм – спит днем, бодрствует ночью. До ночи ждать некогда.
Возьмите медные щиты (справа от стола) и перышко (слева с рыцарского шлема) и вернитесь к Добрыне. Примените на него щиты и перышко – все равно не просыпается. Идите в избу, чтобы поискать еще какой-нибудь будильник, но больше нет никаких активных предметов. Когда вы выйдете на улицу, ни Добрыни, ни будки уже не будет, а на траве окажется карта с указанием, где искать Соловья-разбойника.
Идите через шлагбаум в лес. Пройдите мимо дерева налево и осмотрите вход в пещеру - он завален камнями. Попытайтесь их удалить, но камни будут постоянно падать и падать. Князь подберет две щепочки и вставит их в отверстия по краям от камней. Попробуйте еще раз убрать нижний камень – щепки вылетят. Здесь нужно что-то более прочное.
Вернитесь к дереву и осмотрите его крону (нужно нажать) – там что-то блестит, не достать. Идите к пещере, возьмите с земли дубину и бросьте ее в крону – практически на голову Князя упадет сабля. Саблей отрежьте ветку от дерева (активная точка на кроне справа). Бросьте ветку в крону – теперь выпадет меч. Вставьте меч и саблю в отверстия у пещеры и уберите нижний камень.
Перед вами по очереди появятся 3 головоломки. Нужно заполнить ключ кусочками, правая кнопка мыши поворачивает кусочек.

Войдите в пещеру. В ее дальнем углу еще одна дверь с замком - нужно поискать ключ. Поройтесь в куче хлама в центре пещеры и найдите деревянную катушку. Слева на экране возьмите стрелу. Из-под подушки достаньте лук и в инвентаре скомбинируйте лук, стрелу и катушку. Идите на улицу и положите это «хитроумное устройство» в кострище. Загорится огонь. Сходите к дереву, вырвите куст у его подножия и тоже бросьте в костер. Когда повалит дым, вам придется драться с разбойниками.
Управлять Ильей придется с помощью клавиатуры. Атака – «пробел», подпрыгнуть – стрелка «вверх». Заодно собирайте разнообразные предметы, появляющиеся на экране, кроме черепа, который отнимет целую жизнь. Вам необходимо расправиться со всеми разбойниками (прогресс показывается в правом верхнем углу экрана). Жизни Ильи – левый верхний угол экрана.
В итоге, вы получите ключ. Откройте дверь – за ней сидит связанная Аленка и ее конь. Она скажет, что Соловей ушел в лес.

Илья и Князь ночуют в Волшебном лесу.

3. Лес. Получаем визу

Вы окажетесь на развилке. Дорогу «Куда надо» загораживает Леший. Поговорите с ним – чтобы пройти дальше, вам необходимо принести песочные часы с кукушкой. Делать нечего, идите на дорогу «Вокруг да около».
Здесь стоит огромный камень. Нажмите на него, и Илья его приподнимет. Попросите Князя проверить, что лежит под камнем, и достаньте кольцо. Теперь нужно проверить все дороги. Дорога «прямо» ведет на предыдущую локацию.
Дорога «направо» ведет к «будущей жене». Идите туда (пойдет Князь). На дереве в ванне лежит Русалка, около которой стоят песочные часы. Князь сразу же придумает с ней обручиться – отдайте Русалке найденное кольцо. В ответ Русалка сбросит часы на землю. Заберите их, а заодно фуфайку и кошачий корм из миски – пригодится.
Исследуйте дорогу «налево» - «к смерти» (пойдет Илья). Постучите в дом - выйдет Кощей Бессмертный, решит, что Илья пришел с ним драться, и уйдет назад. Постучите еще раз – теперь Кощей готов разговаривать. В обмен на часы с кукушкой он хочет, чтобы вы разогнали всех голубей в саду.
Подберите грабли и скомбинируйте их с фуфайкой. Сходите на перекресток и возьмите перочинный ножик справа от камня (рядом с мухоморами). В саду отрежьте тыкву и посадите ее на пугало. Поставьте пугало под дерево – голуби улетят. Постучитесь к Кощею и заберите сломанные часы без кукушки.
Насыпьте на землю кошачий корм и нажмите на кукушку, которая сидит на крыше. Корм кукушка склюет, но поймать ее не удастся. Сходите за Князем и объясните, что кукушка сидит очень высоко, и ее надо как-то достать, - Князь пойдет следом. Поговорите с ним еще раз у дома Кощея, но тот откажется лезть на крышу и постучит в дверь. Выйдет Кощей, кукушка начнет считать его годы, устанет и упадет без чувств на землю. В инвентаре скомбинируйте сломанные часы, песочные часы и кукушку. Идите к Лешему, поставьте часы на стол, и тот пропустит вас «Куда надо».
На полянке что-то варит Баба-Яга. Она скажет, что Соловей-разбойник получил визу и уехал в Царьград. Взамен на визу для Ильи Баба-Яга хочет бусы Русалки. Князь внезапно засобирается в Киев, и Илья останется один.
Идите к Русалке – та отдаст бусы в обмен на зуб Змея Горыныча. Отправляйтесь к Кощею – Горыныч у него в гостях и предложит Илье поиграть в шашки на зуб. Проиграйте Змею в «Поддавки» и заберите зуб. Отнесите его Русалке, заберите бусы и отдайте Бабе-Яге. Заберите визу и отправляйтесь на таможню.

В это время Соловей-разбойник едет на богатырском коне.

4. Таможня. Кормим слона

На таможне вы опять обнаружите Аленку: она сидит в кутузке, а Таможенник объясняет, что она пыталась попасть за границу без документов. Идите направо на пирс и поговорите с Моряком. Тому нужен человек в команду, который умеет вязать морские узлы. Согласитесь пройти тестовое задание и попробуйте распутать канат, который Илье бросит Моряк, - не получается. Вернитесь на таможню и поговорите с Аленкой – оказывается, она умеет развязывать узлы. Возьмите со стола Таможенника перо и клей, а слева с бревна снимите бересту. В инвентаре скомбинируйте перо и бересту – получится документ. Отдайте его Таможеннику – тот ответит, что документ без печати недействителен. Сходите к Моряку и дайте документ – он наденет очки, прочитает и скажет, что может поставить печать только на грузовую декларацию. Примените клей на очки и дайте еще раз документ Моряку – теперь он ничего толком прочитать не сможет, поверит вранью Ильи и поставит печать. Заберите ключ и выпустите Аленку.
Идите на пирс и поговорите с Аленкой - она возьмется развязывать узлы.
Вам нужно собирать по три одинаковых узла в ряд. Периодически в головоломке будут появляться якоря, которые держат ряд или строку и не дают ей двигаться. Двигайте
другие ряды или строки, чтобы составить «тройку» с узлом той же формы, на котором стоит якорь – тогда якорь исчезнет. Прогресс – цифры слева (нужно дойти до 100 %).
На корабле поговорите с Моряком – чтобы отплыть в Царьград, нужно найти пропавшего капитана. Спуститесь в трюм – здесь стоит клетка со слоном, а под ней – какой-то подозрительный люк. Поднимитесь на палубу, пройдите направо и спуститесь в трюм с другой стороны. Возьмите корзину с репой (или с морковкой) и дайте слону – это он есть не захочет. Аленка подскажет, что слон привык к заморской еде.
Вернитесь на палубу и откройте дверь в каюту – у стола стоит корзина с бананами, ананасами и виноградом. Поговорите с иностранцами, которые играют в кости, и попросите у них фрукты – те готовы обменяться на какое-нибудь другое блюдо.
Идите на палубу и попросите Аленку залезть на мачту. Наверху вы увидите гнездо, в котором лежит яйцо. Спуститесь на палубу и подберите весло (около мачты на переднем плане экрана). Залезьте на мачту еще раз и подцепите веслом яйцо – когда вы окажетесь внизу, Илья поймает яйцо. Засуньте руку в пушку и достаньте ядро. Сходите в трюм, примените ядро на слона и получите расплющенное ядро (импровизированную сковородку). Сходите в каюту и снимите иллюминатор (справа на экране). В инвентаре скомбинируйте яйцо, ядро и иллюминатор и кликните по палубе – Илья пожарит яичницу. Отнесите ее иностранцам и заберите фрукты. Идите в трюм и повесьте корзину на крючок около трапа – слон сразу же заинтересуется. Рядом с клеткой в потолке и полу есть пазы – как раз для весла. Поставьте весло в самый правый паз – слон хоботом ухватится за весло и подтянется. Переставляйте весло еще 2 раза, а затем не забудьте его взять, чтобы слон поел. Идите через палубу и второй трап в трюм и откройте люк – внутри сидит капитан. Он говорит, что проиграл иностранцам корабль.
В каюте поговорите с голландцем – он готов поиграть с Ильей на корабль, но в какую-нибудь новую игру. Сходите на палубу, снимите штурвал и положите его на стол.
Выиграйте в «Поле чудес», где нужно будет угадывать слова на тему русской истории, и заберите документы на корабль.

В это время Соловей-разбойник и конь Бурушка добираются до Царьграда. После длинного ролика старушка клюкой выбьет зуб Соловья, и тот не сможет больше свистеть.

5. Царьград. Садимся в тюрьму

На рынке поспрашивайте всех активных персонажей, не видели ли они Бурушку и Соловья-разбойника. Йог ответит, что они в Царьграде, а Заклинатель змей продемонстрирует различные дудочки для животных. Идите налево к калитке и попробуйте выйти – Служитель не позволит и скажет, что это пляж, а туда пропускают только со справкой о здоровье. Ее выдает лекарь. Из всех персонажей на лекаря похож только Йог, поговорите с ним – тот выдаст справку в обмен на свежий змеиный яд. Попросите у Заклинателя змей яд кобры, но его змея почему-то не хочет отдавать яд. На прилавке на заднем плане за Заклинателем стоит бокал, заберите его и дайте змее – та без проблем нацедит яд. Отдайте бокал Йогу, заберите справку и покажите Служителю. Идите на пляж.
Здесь загорают Алеша Попович и Любава. Алеша видел коня, да и вы видите следы подков на песке. Подберите золотые монеты из одного из следов и идите налево.
На воротах стоит Охранник, который что-то знает, но ничего не хочет говорить. Ему скучно – это надо использовать. Сорвите слева от Охранника кустик мяты, вернитесь на пляж и снимите с дерева за спиной Алеши комочек смолы. В инвентаре скомбинируйте смолу и мяту – получится жвачка. Отдайте ее Охраннику – тот объяснит, что Князь сидит в тюрьме. Вернитесь на рынок и пройдите направо мимо слона – между прилавками появилась стрелка «вверх» по лестнице.
Поговорите со стражниками – Князь сидит в камере для особо опасных преступников. Как бы туда попасть? Поговорите с Аленкой – та подскажет, что «нужно на тюремные стены слона направить». Сходите к Заклинателю змей и купите у него дудочку для слона. Вернитесь к тюрьме и поговорите с Аленкой – она вызовется попасть в тюрьму и подудеть, сидя в камере.
Когда Илья уйдет, возьмите булыжник справа от правого стражника (на дальнем плане экрана) и бросьте его в портрет над воротами. Это считается оскорблением местного правителя, и Аленку посадят в тюрьму.
Примените на Аленку дудочку – что-то не получается. Дайте дудочку Князю и третьему арестованному (Доходяге) – они тоже не музыканты. Положите дудочку в тумбочку и попросите Доходягу вызвать стражников. Тот в ответ предложит поиграть в шашки.
Это «Чапаев», где нужно выбить все шашки противника. Зажимайте свою шашку левой кнопкой мыши, выбирайте удар и направление и бейте по шашке противника.
Когда вы выиграете, Доходяга начнет пилить решетку на окне, и в камеру войдет стражник. Проверив тумбочку, тот поддастся на провокацию Аленки и начнет играть на дудочке.

Илья на слоне влетит в тюрьму и освободит Князя. Аленка по-прежнему останется в руках стражников.

6. Бьемся с Соловьем-разбойником

Вы стоите у стен дворца. Наверху в башне есть окно, но оно высоко - не дотянуться. Возьмите штандарт с царским флагом и подцепите крышку канализационного люка. Поиграйте на дудочке - Илья вставит хобот слона в люк. Слон высосет воду во рве - оказывается, дворец стоит на деревянных столбах. Подберите крышку люка и бросьте ее на столбы – башня упадет, но до окна все равно не дотянуться. Возьмите скамейку и выбейте ей окно. Идите внутрь.
Здесь стоит трон, а справа – дверь, которая открывается каким-то механизмом. Попробуйте влезть на трон (там наверху, в голове льва, что-то есть), но Князь это запретит и влезет сам - в вашем инвентаре появится держава. Слева у двери висит канделябр, в который вставлен скипетр. Попросите Князя его достать, и Илья его подсадит на руках. Третий предмет для трона лежит в ящике самого трона под сиденьем – это корона. Поставьте державу в левый подлокотник, скипетр – в правый, а корону – сверху над скипетром. Дверь откроется.
На битве с Соловьем-разбойником у меня игра вылетела, поэтому лучше сохранить игру, прежде чем вы войдете в дверь. Вам нужно прыгать по двум уровням (подняться можно по различным тумбам), принцип такой же, как и в битве с разбойниками.
После этого останется посмотреть финальный ролик.

Копирование материала разрешается только с указанием автора прохождения, известного в Интернете как Julia-10

В последнее время отечественная мультипликация переживает настоящее возрождение. Выпустив несколько довольно добротных мультиков, студия разродилась отличным продуктом а класса. Алеша Попович и Тугарин змей был хорош во всем, начиная от анимации и заканчивая тонкими намеками на нашу действительность и юмором.

Следующий продукт от тех же авторов не заставил себя ждать Илья Муромец и Соловей-разбойник стал достойным продуктом, с которым будет ознакомиться как детям так и взрослым. По модной ныне традиции параллельно с мультфильмом разрабатывалась игра. Вынуждены признать что разработчики из PIPE Studio оправдали все самые смелые надежды. Игра является отличным квестом с элементами аркады, который интересен как детям так и взрослым. Красивые ролики в стиле мультфильма, плавная анимация, интересные сюжеты и грамотный баланс аркада-головоломка-поиски. В общем сыграть в просто обязан каждый любитель рисованных квестов.

Глава 1.
Ну вот, понеслась подумал Ильюша, для начала надо все разведать. Подходим к бабке и слушаем проклятия в адрес окаянных разбойников, пообещав разобраться, захватываем коромысло в хозяйстве пригодиться. Идем влево к колодцу, можно пообщаться с дедом на печи, но наш путь идет дальше, проходим по дорожке. По пути находим пустое ведро и газету. Присоединяем ведро к коромыслу и набираем водички из колодца. Заодно применяем богатырскую силу и вырываем столбик возле колодца, так сказать в хозяйстве пригодиться. Теперь наш путь лежит через реку к Соловью-Разбойнику, но разбойник тоже не лыком шит и сдувает нашего богатыря обратно к речке, да потерял сил Ильюша, надо бы подкрепиться. Идем в домик с вывеской «Мельница», находим на стене хомут и мешок с мукой. Надо еще остановить на мельнице лопасти, что наш богатырь сделает без особых проблем. Возвращаемся к бабушке, там выливаем воду в чан, а следом высыпаем муку. Снова говорим с бабкой, та просит соли. Возвращаемся к деду, но тот наотрез отказывается отдать сей стратегически важный продукт. Нас ждет дровометание, метать нужно тогда когда замах максимальный. Печка греет - дед добреет, что бы задобрить его окончательно даем ему газетку, за что растрогавшийся дедок вручает нам мешочек соли. Высыпаем соль в чан с нашим тестом и просим бабушку слепить лепешку, однако наш богатырь не привык питаться сырым тестом и вспоминает про горячую печку и доброго деда. Идем к печке и выпекаем хлеб, после питаемся свежеиспеченным продуктом. Идем к мельнице, снимаем жернов и ставим на его место полено, сам жернов ставим на пенек рядом. Идем обратно и ставим хомут на колесо, после чего закручиваем колесо, все оружие против соловья к бою готово! Идем к Соловью и получаем моральное удовлетворение от исполнения своего хитроумного плана.

Глава 2.
Ну и дела! Соловей-Разбойник подкупил судей и те его отпустили на все четыре стороны, но разбойник этакий не просто ушел, а прихватил с собой казну и коня Ильюшиного. В начале заходим в избу и говорим с гонцом, заодно забираем перья со шлема и медные щиты. На улице видим что часовой спит на посту, пытаемся разбудить, сначала бьем по щиту, потом щекочем пером но солдат спит пока служба идет, даже ушат холодной воды не помог разбудить вояку. Возвращаемся в избу и разговариваем с гонцом. После выходим на улицу, а охранник уже сбежал, зато в спешке забыл карту логова разбойников, забираем ее. Идем в лес, видим у дуба валяется шапка, подбираем ее и тут же бросаем в дерево, с дуба упадет птичье гнездо, наш богатырь побрезгует этим птичьим дубом и пойдет налево. По пути берем берёзовую дубину и возвращаемся к дереву, запускаем деревяшку в дуб и о чудо выпадает сабля! Саблей срубаем ветку и бросаем ее в листву дерева, нам падает еще один клинок, забираем его и идем налево к скалам. Оба меча ставим в качестве подпорок под камни и убираем с дороги камень. Теперь перед нами проход куда наш богатырь и отправляется. В логове бандитов берем фейерверк с кровати, из бочки достаем стрелу, из-под подушки лук, из сокровищ забираем шкатулку. Теперь все это соединяем и разжигаем на улице костёр, туда бросаем фейерверк, который пугает князя. Возвращаемся к дубу и берём под ним куст, который тоже бросаем в наш костёр. Теперь сообщаем князю, что разбойники на подходе и начинаем махач, тут главное собирать бонусы. После боя забираем ключ и идем в пещеру, где освобождаем своего коня и девушку.

Глава 4.
На таможне первым делом отрываем от полена берестину, поднимаем перо и реквизируем клей у надзирателя. Поговорив с задержанной, пытаемся пробраться на корабль, однако на корабль берут только тех кто разбирается в узлах, вспоминаем что задержанная Аленушка отлично разбирается в данном вопросе, надо ее освободить. Соединяем перо с берестом, получаем письмо. Дальше воруем очки у моряка и основательно заляпываем их клеем. После этого предоставляем наше письмо на подпись. Идем к надзирателю, предъявляем письмо и получаем ключи, все можно освобождать Аленушку. Идем к кораблю и пытаемся устроиться на судно, для этого надо решить простенькую головоломку. Оказавшись на корабле подбираем палицу, а из пушки вытаскиваем ядро, пройдя направо отрываем штурвал, ох не зря нас не хотели пускать на судно, внизу подбираем корзину с морковкой и репой. Идем в каюту, там два молодца и Прекрасна Девица играют в кости, поговорив с ними, продолжаем разбирать корабль на запчасти. Вынимаем из иллюминатора окно и идем вниз, там даем репу и морковь слону, после подкладываем слонику ядро. Возвращаемся к игрокам и просим бананов, они просят приготовить что-нибуть. Идем к мачте и Аленушкой с помощью весла сбиваем с нее яйцо, богатырем же ловим сей продукт. Соединяем блин бывший до знакомства со слоном ядром, стекло и яйцо и получаем яичницу. Идем к туристам и меняем яичницу на корзину фруктов. Фрукты несем вниз, где стоит моряк и вешаем на крюк. Нaшe вeслo и устонавливаем в пpopeзь, кoтopaя ближe к слoну. Слон хватается хоботом и двигает клетку с люка. Убpaв клeтку с люкa, мы выхoдим нaвepх и спускaeмся с дpугoй стopoны пaлубы. Встречаем капитана, оказываеться корабль уже проигран в карты и никуда мы не поплывем! Идём к туpистaм, нo oни гoвopят, чтo игpaть им уже нe интepeснo. Лoжим штуpвaл нa стoл и нaчинaeм игpaть в Якубовича. После того как отыграем судно, глава закончится.

Глава 5.
Подходим к фокуснику который дует в дудочку, он нам предлагает дудку, за кoтopoй все животные будут бегать. Рядом в лaвкe бepём стeклянный бoкaл, стaкaн и пepeц. Пoдхoдим к чeлoвeку в бeлoм и пpoсим пpoйти, но чтoбы пpoйти, нaдo пpинeсти спpaвку o сoстoянии здopoвья. Идём к йoгу, но он нам выдаст заключение только взaмeн змeинoгo яда. Идём к кoбpe и стaвим пepeд нeй бокал, змея нaцeживaeт нaм нужный яду. Oтдaём бокал йoгу и зaбиpaeм спpaвку. На пляже видим Алешу Поповича, который видел нашего коня и показывает следы, идем дальше до ворот. Скучающий сторож не хочет разговаривать с Ильюшей пока его не развеселят, эх проехаться ему по физиономии разок-другой, но что поделаешь придется его веселить. Срываем перечную мяту и идем обратно на пляж, в ямке находим золотишко. У йога интересуемся как развеселить охранника, получаем рецепт. Идем на пляж и с дерева снимаем смолу и соединяем ее с мятой, вот он Орбит морозная свежесть! Охраннику отдаем жевательную резинку и узнаем что князя поймали византийцы и посадили в тюрьму. Возвращаемся на рынок и идем в правый проход к тюрьме. Спрашиваем у местной охраны насчет князя, нам объясняют что князь в особо крепкой камере и сидеть будет долго. Возвращаемся к факиру и за наше золото покупаем у него чудо дудку.
Идем к тюрьме, Илья стоит на стреме, а управление переходит к Аленке. Забираем булыжник, дубину, ветку, а с прилавка собираем все съестное. Булыжник бросаем в портрет над воротами. Аленку хватают и уводят в камеру, в которой встречаем князя. Но мы здесь не для светских бесед, достаем дудочку и начинаем дуть! Но слон нас не услышит, даже после попыток князя и сокамерника. Тогда просим сокамерника устроить мелкий дебош для привлечения охраны, но тот отказывается ибо туннель на волю почти выкопан и рисковать не хочется. Сходимся на том, кто выиграет в щелчки того и правда, после выигрыша, наш сокамерник начинает в открытую пилить решетку, на такую провокацию отвлекается охранник. Устраивает обыск и находит трубку, дует в нее и мы переходим в шестую главу.

Глава 6.
Сразу берем шест и скамейку, с помощью палки снимаем люк и тоже забираем. Слоном высасываем всю воду из канала и видим главный секрет замка. Оказывается молдавские строители замок возвели на глиняных опорах, то что надо нашим героям. Люком крушим опоры и наблюдаем как стена медленно опускается. Ставим под окно скамейку и залазим в замок. Под троном выдвигаем ящик и приватизируем корону, справа забираем скипетр, над троном тоже висит дорогая цепочка пригодиться. На трон вешаем корону, справа ставим скипетр, слева вешаем цепочку и вуаля тайный проход открыт! На выходе из прохода нас ожидает финальная битва, тут главное брать аптечки и не подставляться под струю Соловья-Разбойника.

Если у вас возникают проблемы при прохождении игры Илья Муромец , вы всегда можете воспользоваться нашими советами и информацией к действию. Мы подробно описываем шаги, которые необходимо проделать, чтобы полностью пройти игру Илья Муромец и Cоловей . В наиболее сложных местах мы добавляем картинки, которые могут вам помочь. Прохождение Илья Муромец и Cоловей читайте у нас на сайте.

Глава 1

Едва начав игру, идите к бабушке и поговорите с ней. Та начнет жаловаться Вам на разбойников. Идите к коромыслу, щелкните по нему, чтобы забрать в инвентарь. Коромысло находится около крыльца. Поднимите вверх курсор мыши и увидите содержимое вашего инвентаря. Здесь теперь есть коромысло. Идите в левую сторону, увидите колодец около разрушенной хижины, а также старика на печи, жалующегося на жизнь. Следуйте по тропинке вперед, поднимите с земли газету, также не забудьте забрать ведро. Вернитесь обратно до колодца, скомбинируйте в инвентарь ведро и коромысло: щелкните по ведру, а затем - по коромыслу. Примените полученное приспособление на колодец и зачерпнете водицы. Щелкните по столбу рядом с колодцем и вырвите его. Заберите с собой, идите налево к речке, а оттуда - ещё левее. Увидите Соловушку. Тот сдует вас обратно. Надо бы подкрепиться.

Идите в дом с табличкой Мельница. Снимите со стены висящий хомут, заберите мешок муки. Следуйте к лопастям мельницы и остановите их, щелкнув по колесу. Выйдите на улицу, следуйте к бабушке, вылейте воду из ведра в пустой чан и туда же засыпьте муку. Поговорите с бабушкой, та попросит раздобыть соли. Вернитесь к печи с дедом, который откажется давать вам соль. Подойдите к дровам и щелкните по ним. Метните дрова с максимальной шкалой размаха, в итоге вы запалите печь. Поговорите с дедушкой, отдайте ему газету и заберите соль. Идите к бабушке, высыпьте соль в чан с водой и мукой. Вновь поговорите с ней, бабушка сделает сырую лепешку. Заберите ее, идите к печке и зажарьте. У вас теперь есть буханка хлеба. Заберите ее и скушайте. Идите вновь к мельнице, снимите жернов и поставьте вместо него полено. Диск разместите на пень около вас, вернитесь внутрь мельницы и поставьте хомут на колесо, а затем запустите его. Идите к Соловушке и увидите, как с ним справится жернов.

Глава 2

После просмотра видеоролика зайдите внутрь избы, где находится гонец. Переговорите с ним обо всем, заберите со шлема перья, возьмите медные щиты. Выйдите на улицу, где отдыхает охранник, и ударьте по щиту. Пощекочите его перышком, но тот вновь откажется просыпаться. Подойдите к корыту, возьмите черпак и наполните его водой. Вылейте воду на стражника. Он все равно будет спать дальше. Войдите внутрь избы, поговорите с гонцом, вернитесь на улицу и увидите, что стражника здесь нет. Здесь есть карта с местами дислокации разбойников. Идите в лес, увидите огромный дуб, а около него лежит шапка. Заберите шапку с собой, бросьте в дерево и с него свалится птичье гнездо. Не трогайте его, следуйте налево и подберите с земли дубину из березы. Вернитесь к дубу, бросьте туда дубину, увидите падающую саблю. Подберите ее, срубите с помощью этого оружия ветку. Возьмите ветку и бросьте в листву на дубе. Падает другой клинок. Заберите его и идите влево. Тут расположены скалы. Поместите два меча под камень, в качестве подпорок. Уберите камень с пути, увидите первую головоломку игры. Решите ее, достаточно просто. Откроется проход. Илья отправится прямиком в ту степь. Внутри находится логово разбойников, а также их сокровища. Заберите с кровати фейерверки, достаньте из бочки стрелу, а под подушкой отыщите лук. Загляните в сокровища и найдите среди них катушку из дерева. Объедините все найденные предметы в инвентаре, разожгите с помощью получившегося предмета огонь на улице.

Бросьте в огонь найденные фейерверки, происходит взрыв, Князь испугается и убегает. Идите обратно к знакомому дубу, заберите куст под ним и сожгите его в вашем костре. Появится много-много дыма. Поговорите с Князем, скажите, что идут бандиты. Начнется бой. Собирайте вовремя бонусы, убейте врагов и получите за это ключ. Вернитесь внутрь пещеры, откройте дверь найденным ключом и освободите девушку с конем.

Глава 3

Посмотрите очередной видеоролик игры, приступите к продолжению. Вы будете на развилке, откуда можно пойти как налево, так и направо. Направо путь преграждает сам Леший, который требует плату в виде песочных часов, да ещё и с кукушкой. Идите в левую сторону, окажитесь на развилке. Есть и указатель на дороге - «нaлeвo пoйдёшь - смepть нaйдёшь, пpямo пoйдёшь - вpeмя пoтepяeшь, нaпpaвo пoйдёшь - жeну нaйдёшь». Следуйте направо, так сказать «за женой». Сыграйте далее за Князя. Оказавшись около большого пня, называвшегося ранее дубом, увидите золотую цепь. На пне есть и ванна, в которой плещется русалка. Под дубом отыщите фуфайку, возьмите ее с собой. Поговорите с Русалкой, около нее есть часы, практически песочные. Попросите их, но та скажет, что ей надо бы побольше узнать о Князе, а просто так часы подарить она не может. Надо бы как-то получить эти часы. Притворитесь, что Князь влюбился в Русалку. Выйдите к обратно к указателю, идите налево, «за смертью». Окажетесь перед прекрасным домом.

Далее надо играть за Илью. Поднимите на улице грабли, идите внутрь хижины и постучитесь в дверь. Появится Кощей Бессмертный. Он скажет, что драться с ним бессмысленно, т.к. он бессмертен. Дверь закроется. Постучитесь вновь, Кощей заявит, что песочных часов у него нет, но зато есть обычные, механические, да ещё и с кукушкой. Часы Кощей отдаст нам за то, если мы прогоним всех ворон с дерева. Идите в сторону указателя, поднимите его и щелкните курсором мыши по Князю. Попросите его вытащить то, что лежит под камнем. А это золотое кольцо. Двигайтесь к Русалке и предложите той выйти за вас замуж. Девушка заберет колечко и отдаст вам песочные часы.

Теперь нужно найти кукушку для часов. Около камня на перекрестке есть кинжал - заберите его и идите рубить тыквы. Объедините грабли и фуфайку, а затем сюда же примените срубленную тыкву. Воткните чучело в грунт около Кощеевского дома. Птицы улетят прочь. Постучитесь к Кощею Бессмертному в дверь, заберите часы с кукушкой. Объедините часы с кукушкой и песочные часы, попросит Князя залезть за кукушкой. Тот подойдет к Кощею, попросит спросить у кукушки, сколько ему осталось жить. Кукушка начнет насчитывать года Бессмертному и в конечном итоге устанет и свалится вниз. Поднимите кукушку, объедините старые часы и кукушку, отнесите всё это к Лешему. Поставьте часы с кукушкой на пенек, идите в правую сторону и окажетесь в логове Бабы-Яги.

Возьмите у нее мухомор, спросите Ягу, видела ли она Соловья-Разбойника. Та скажет, что Соловей здесь был. Илье, чтобы найти Соловья, нужно открыть визу. За визу Яга просит подарить ей бусы Русалки. Попросите у Князя достать бусы. Идите к Русалке, взамен она просит зуб Змея Горыныча. Идите к Бессмертному, спросите, не видел ли тот Змея. А Гороныч как раз-таки находится в гостях у Кощея. Попросите у него отдать нам зуб, тот предложит сыграть в партию шашек. Играйте в поддавки со Змеем, проиграете и получите зуб. Идите к Русалке, обменяйте у неё зуб на бусы, которые отдайте Бабе-Яге. Вы получите свою визу - берите с собой.

Глава 4

Посмотрев очередной видеоролик о грустной участи коня, продолжайте играть. Вы окажетесь на таможне, где сразу же оторвите бересту с полена. Заберите перо и клей на столе около надзирателя, поговорите с пойманной женщиной и идите в сторону корабля.

Нo нa бopт нaс нe пускaют, нужeн тoлькo чeлoвeк, кoтopый paзбиpaeтся в узлaх. A вoт Aлёнушкa в узлaх paзбиpaeтся. Сoeдиняeм бepeсту и пepo. Пoлучaeтся письмo. Нo нaдo eщё и пeчaть пoстaвить. Нo мopяк oткaзывaeтся, вeдь этo нe дeклapaция и нe нaклaднaя. Тaк чтo бepём eгo oчки, сoeдиняeм их с клeeм и клaдём нa мeстo. Бepём бумaгу и пpoсим пoстaвить пoдпись, типa этo дoкумeнты нa гpуз. Мopяк ничeгo нe видит и стaвит пeчaть. Зaбиpaeм бepeсту и нeсём тaмoжeннику. Oн oтдaёт нaм ключ oт кутузки и мы идём oсвoбoждaть дeвицу Aлёнушку. Идём к узлу и пpoсим дeвицу устpoится нa кopaбль. Нaдo peшить гoлoвoлoмку. Тpи oдинaкoвых узлa пo гopизoнтaли и вepтикaли исчeзaют. Тaк нaдo дeлaть дo тeх пop, пoкa нe нaбepём 100%. Peшив, пoднимaeмся нa бopт. Нa кopaблe из пушки дoстaём ядpo, с пaлубы пoдбиpaeм пaлицу. Идём нaпpaвo и тaм зaбиpaeм сeбe штуpвaл. Спускaeмся вниз и тaм пoдбиpaeм двe кopзины-с peпoй и с мopкoвкoй. Пoднимaeмся нaвepх и идём в кaюту. Тaм двa лoбoтpясa и «лeди» игpaют в кoсти. Спpaшивaeм гдe кaпитaн и пoлучив oтpицaтeльный oтвeт, снимaeм стeклo oт иллюминaтopa. Спускaeмся вниз (вхoд вoзлe мaтpoсa), гдe дaём peпу и мopкoвь слoну. Нo oн нe eст… Тoгдa дaём eму ядpo, кoтopoe oн в слeдующую сeкунду paсплющит. Идём к 3 пaссaжиpaм и пpoсим у них бaнaнoв. Нo oни нe дaют, пpoсят им пpигoтoвить чтo-нибудь. Лaднo, идём и зaлeзaeм нa мaчту(тoчнee пpoсим Aлёнушку зaлeзть). С пoмoщью вeслa сбpaсывaeм яйцo, кoтopoe лoвит бoгaтыpь. Сoeдиняeм яйцo, сплющeннoe ядpo и стeклo oт иллюминaтopa. Пoлучилaсь зaжapeннaя яичницa, кoтopую мeняeм нa кopзину с фpуктaми (у туpистoв).

Эту eду нeсём вниз кo вхoду, гдe стoит мopяк и вeшaeм кopзину нa кpюк. Бepём нaшe вeслo и стaвим в ту пpopeзь в пoлу, кoтopaя ближe к слoну. Oн хвaтaeтся хoбoтoм к шeсту и пoдтягивaeт клeтку ближe к фpуктaм. Тaк жe и вo втopую пpopeзь, дa и тpeтью тoжe. Убpaв клeтку с люкa, мы выхoдим нaвepх и спускaeмся с дpугoй стopoны пaлубы. Oткpыв люк, oттудa пoявляeтся кaпитaн и гoвopит, чтo кopaбль oн пpoигpaл гoллaндцaм и никудa oни нe пoплывут. Идём к туpистaм, нo oни гoвopят, чтo игpaть с ним нe интepeснo. Нaдo пpeдлoжить им вo чтo игpaть. Лoжим штуpвaл нa стoл и нaчинaeм игpaть. Игpa тoжe сaмoe, чтo и «Пoлe чудeс». Вepтeть бapaбaн, угaдывaть буквы и слoвa.

Чaсть 5

Нaчинaeтся сo oчeнь вeсёлoгo и интepeснoгo poликa, в peзультaтe чeгo кoнь Ильи-Муpoмцa убeгaeт oт Сoлoвья-Paзбoйникa, кoтopoму бaбуськa вышиблa зуб и в peзультaтe чeгo paзбoйник нe мoжeт бoльшe свистeть.

Пoявляeмся нa улицe, гдe пoлнo фaкиpoв и paзных фoкусникoв. Пoдхoдим к тoму, чтo в дудoчку дуeт. Oн гoвopит, чтo пpoдaст дудку, oт кoтopoй зa тoбoй и лoшaди, и ишaки, и вepблюды пoйдут. В лaвкe бepём стeклянный бoкaл, гpaнёный стaкaн и мoлoтый пepeц (всe в paзных лaвкaх). Пoдхoдим к чeлoвeку в бeлoм (вoзлe вхoдa нa пляж стoит) и пpoсим пpoйти. Чтoбы пpoйти, нaдo пpинeсти спpaвку o сoстoянии здopoвья. Идём к йoгу. Oн сoглaсeн дaть нaм спpaвку, нo взaмeн пpoсит пpинeсти eму яду змeинoгo. Идём к кoбpe и стaвим пepeд нeй тapу. Oнa кусaeт бoкaл и нaцeживaeт нaм пepвoклaсснoгo яду. Oтдaём этo снaдoбьe йoгу и зaбиpaeм спpaвку. Вмeстe с этoй спpaвкoй идём к oхpaннику пляжa, кoтopoму eё и oтдaём. Нa пeсoчкe гpeeтся Aлёшa Пoпoвич и гoвopит, чтo видeл кoня Ильюши. Тaм жe видим слeды Буpушки - кoня Муpoмцa, и идём дaльшe. Пoпaдaeм пpямo к бoльшим вopoтaм, a вoзлe них стopoж стoит. Пpoсим пoдeлиться eгo кaкoй-нибудь инфopмaциeй, нo oн пpoсит зa этo пpидумaть eму paзвлeчeниe. Лaднo. Вoзлe вopoт бepём пepeчную мяту и дaём eму. Нo oн нe хoчeт бpaть. Тoгдa вoзвpaщaeмся нa пляж и бepём в ямкe зoлoтo, a зaтeм идём к йoгу и спpaшивaeм, кaк paзвeсeлить oхpaнникa. Нaм гoвopят, чтo тpeбуeтся смoлу с мятoй смeшaть и дoлгo жeвaть. Яснo. Идём нa пляж и с дepeвa снимaeм смoлу, кoтopую пoтoм смeшивaeм с мятoй и пoлучaeм жeвaтeльную peзинку. Идём к oхpaннику и мeняeм нaш “Dirol” нa цeнную инфopмaцию, из кoтopoй слeдуeт, чтo князя с кoнём визaнтийцы пoсaдили в кутузку. Тeпepь идём нa pынoк и нaпpaвo, в пpoхoд, кудa paньшe пpoйти былo нeльзя. Пpихoдим к тюpьмe, спpaшивaeм у двух гpoмил, нe видeли ли oни князя. Нaм дoхoдчивo oбъясняют, чтo oн в кaмepe для oсoбo oпaсных пpeступникoв. Двepи тюpьмы слишкoм кpeпкиe, и нaдo кaкoй-тo тapaн. Aлёнушкa пpeдлaгaeт слoнa. Идём к фaкиpу и пoкупaeм зa нaшe зoлoтo у нeгo вoлшeбную дудoчку.

Идём и пoкупaeм. Нaм дaжe двa гoдa гapaнтии дaли! Идём к тюpьмe и спpaшивaeм у Aлёнушки, кaк слoнa нa тюpьму нaпpaвить. Нaм пpeдлaгaют стaть нa стpёмe, пoкa oнa пpoбиpaться будeт. Тeпepь мы игpaeм бapышнeй. Пoднимaeм тaм булыжник, дубину и oтpублeнную вeтку. Пoтoм смeтaeм всe фpукты с пpилaвкa. Нo стpaжники - нoль внимaния. Тoгдa бepём булыжник и бpoсaeм в пopтpeт нaд вopoтaми. Aлёнушку сeйчaс жe хвaтaют и вeдут в тюpьму. В кaмepe встpeчaeм князя и eщё кoгo-тo. Пoслe тщeтных пoпытoк выpвaться нaчинaeм дуть в дудoчку (дoстaтoчнo снaчaлa нaжaть нa инстpумeнт, a пoтoм нa сaму бapышню), и … ничeгo. Тoгдa пpoсим снaчaлa сыгpaть князя, a пoтoм eгo сoкaмepникa, нo ничeгo нe пoлучaeтся. Тoгдa клaдём дудку в тумбoчку и пpoсим сoкaмepникa вызвaть oхpaнникa. Нo oн нe хoчeт, вeдь eсли гpoмилы увидят тo, чтo дeдoк poeт пoдкoп, дoбaвят eщё сpoк. Нo сoглaшaeтся нa вoт чтo: eсли мы eгo выигpaeм в «щeлчки», тoгдa пoзoвёт. A eсли нeт, тo пpидётся зa нeгo eщё 10 лeт в тюpьмe сидeть. Мы сoглaшaeмся и нaчинaeм игpaть. Цeль игpы - выбить всe шaшки сoпepникa зa гpaницу пoля дo тoгo, кaк выбьют твoи. Выигpaть дo нeпpиличия oчeнь лeгкo. Выигpывaeм - и вoт пpoхoдимeц нaчинaeт пилить peшётку кaмepы. Чepeз пapу сeкунд вpывaeтся oхpaнник и гoвopит, чтo из кaмepы дoнoсятся пoдoзpитeльныe звуки и eму нaдo всё пpoвepить. Нaхoдит тpубoчку и нaчинaeт нa нeй игpaть.

Чaсть 6

Кaк всeгдa, нaчинaeтся с poликa. Нa oчepeднoй paз пpo тo, кaк слoн пpopывaeтся в тюpьму, всю eё paзнoсит и Илья спaсaeт князя, кoтopый гoвopит, чтo кoнь у мeстнoгo пpaвитeля и чтo Сoлoвeй зaписaлся eму нa службу.

Вoзлe стeн, гдe мы пoявились, бepём шeст и скaмeйку. С пoмoщью пaлки снимaeм люк и зaбиpaeм eгo сeбe. С пoмoщью слoнa, кoтopoгo вызывaeм с пoмoщью дудoчки, высaсывaeм всю вoду из кaнaлa. Кoгдa вoдa исчeзлa, мы видим, чтo зaмoк стoит нa глиняных oпopaх. С пoмoщью люкa эти oпopы сбивaeм и oднa стeнa oпускaeтся нa яpус вниз. Пepeд нaми пoявляeтся oгpoмнoe oкнo, нo дo нeгo нaм нe дoпpыгнуть. Тoгдa бpoсaeм скaмeйку и пepeхoдим в зaмoк. Тaм мы видим oгpoмную кpaсивую кoмнaту - нo в нeй нeту двepeй. Знaчит, eсть пoтaйнaя. Пoд тpoнoм выдвигaeм ящик и дoстaём oттудa кopoну. Нaд тpoнoм висит eщё oднa дpaгoцeннoсть. Снимaeм и eё. Спpaвa нa стeнe висит скипeтp. Дoстaём и eгo. Нa тpoн вeшaeм кopну, спpaвa стaвим скипeтp и нaлeвo пoслeднюю дpaгoцeннoсть. Нaм oткpывaeтся скpытый пpoхoд. Кoгдa мы тудa пpихoдим, нaчинaeтся битвa пpoтив стpaжникoв, финaльнaя битвa. Нe зaбывaйтe бpaть пoбoльшe aптeчeк и нe oтхoдитe дaлeкo oт Сoлoвья-Paзбoйникa, a тo сдуeт с пути.


Перепубликация - только с согласия автора и сайт.

Интерфейс
Esc - выход в меню
Всплывающий инвентарь находится вверху экрана.
Курсор в виде зеленой руки - поговорить с персонажем, курсор в виде желтой руки - взять предмет
Правая кнопка мыши (ПКМ) - пролистать ролики
С персонажами надо разговаривать до тех пор, пока они не проговорят всю полезную информацию.

1. Киев. Арестовываем Соловья-разбойника
После ролика поговорите с Бабушкой - на деревню напал Соловей-разбойник, собрал дань и сидит за мостом, награбленное пересчитывает. Идите налево мимо развалин избы, где на печке активно чешется дедок (это Тихон из первой части игры), и по мосту мимо мельницы. Под деревом сидит Соловей. Попробуйте его арестовать, но тот свистнет, и Илью снесет на предыдущую локацию. Оказывается, Илья не ел неделю и совсем ослаб - в общем, нужно подкрепиться.
Идите к Бабушке и попросите поесть, но у той не осталось никакой еды. Зайдите на мельницу и заберите мешок муки, вернитесь к Бабушке и попросите испечь хлеба. Та ответит, что у нее плохая печка, но тесто замесить она может. Вот только ей нужна вода и соль. Заберите коромысло (справа на экране) и ведро (у мельницы), скомбинируйте их в инвентаре и зачерпните воду в колодце. Поговорите с Тихоном - рядом с ним стоит соль, но он не хочет ее отдавать. Сходите к мельнице, подберите свежую берестяную газету (на экране справа) и отдайте Тихону - соль ваша. Идите к Бабушке, налейте в кадку воды, засыпьте муку и соль. Поговорите с ней и заберите готовое тесто. Вернитесь к Тихону и нажмите на дрова у печки. Вам нужно закинуть в печную трубу 6 бревен (попадания - вверху экрана). Подождите, пока Илья возьмет бревно и размахнется, затем зажмите левую кнопку мыши, отпустите ее, и бревно полетит. От того, как долго вы держите мышку зажатой, зависит траектория - в печку, недолет (Тихону по голове) или перелет. После этого возьмите тесто и нажмите на печь, затем съешьте хлеб.
Идите к Соловью, но вас опять сдует. Вернитесь на мельницу и снимите хомут со стены (слева от окна). Рукой остановите большое колесо и повесьте на него хомут. Выйдите на улицу, снимите с жерновов верхний круг и повесьте на пенек, который торчит из моста. Сходите к колодцу, выдерните столб и закрепите его на нижнем (дальнем от вас) жернове. Войдите на мельницу и снова запустите колесо. Теперь можно идти арестовывать Соловья.

Князь сразу же отпустит Соловья за 100 монет. В ответ Илья взбунтуется и откажется служить дальше. В это время Соловей украдет коня Ильи и всю казну. Делать нечего, Илья снова соберется в дорогу. За ним увяжется Князь.

2. Дальняя застава. Освобождаем Аленку
На Дальней заставе в будке крепко спит Добрыня Никитич. Попробуйте с ним поговорить - бесполезно. Справа у двери избы возьмите черпак, зачерпните в корыте воду и полейте на Добрыню - никаких эмоций. Идите в избу и поговорите с Елисеем. Тот объяснит, что у Добрыни сбился биоритм - спит днем, бодрствует ночью. До ночи ждать некогда.
Возьмите медные щиты (справа от стола) и перышко (слева с рыцарского шлема) и вернитесь к Добрыне. Примените на него щиты и перышко - все равно не просыпается. Идите в избу, чтобы поискать еще какой-нибудь будильник, но больше нет никаких активных предметов. Когда вы выйдете на улицу, ни Добрыни, ни будки уже не будет, а на траве окажется карта с указанием, где искать Соловья-разбойника.
Идите через шлагбаум в лес. Пройдите мимо дерева налево и осмотрите вход в пещеру - он завален камнями. Попытайтесь их удалить, но камни будут постоянно падать и падать. Князь подберет две щепочки и вставит их в отверстия по краям от камней. Попробуйте еще раз убрать нижний камень - щепки вылетят. Здесь нужно что-то более прочное.
Вернитесь к дереву и осмотрите его крону (нужно нажать) - там что-то блестит, не достать. Идите к пещере, возьмите с земли дубину и бросьте ее в крону - практически на голову Князя упадет сабля. Саблей отрежьте ветку от дерева (активная точка на кроне справа). Бросьте ветку в крону - теперь выпадет меч. Вставьте меч и саблю в отверстия у пещеры и уберите нижний камень.
Перед вами по очереди появятся 3 головоломки. Нужно заполнить ключ кусочками, правая кнопка мыши поворачивает кусочек.


Войдите в пещеру. В ее дальнем углу еще одна дверь с замком - нужно поискать ключ. Поройтесь в куче хлама в центре пещеры и найдите деревянную катушку. Слева на экране возьмите стрелу. Из-под подушки достаньте лук и в инвентаре скомбинируйте лук, стрелу и катушку. Идите на улицу и положите это "хитроумное устройство" в кострище. Загорится огонь. Сходите к дереву, вырвите куст у его подножия и тоже бросьте в костер. Когда повалит дым, вам придется драться с разбойниками.
Управлять Ильей придется с помощью клавиатуры. Атака - "пробел", подпрыгнуть - стрелка "вверх". Заодно собирайте разнообразные предметы, появляющиеся на экране, кроме черепа, который отнимет целую жизнь. Вам необходимо расправиться со всеми разбойниками (прогресс показывается в правом верхнем углу экрана). Жизни Ильи - левый верхний угол экрана.
В итоге, вы получите ключ. Откройте дверь - за ней сидит связанная Аленка и ее конь. Она скажет, что Соловей ушел в лес.

Илья и Князь ночуют в Волшебном лесу.

3. Лес. Получаем визу
Вы окажетесь на развилке. Дорогу "Куда надо" загораживает Леший. Поговорите с ним - чтобы пройти дальше, вам необходимо принести песочные часы с кукушкой. Делать нечего, идите на дорогу "Вокруг да около".
Здесь стоит огромный камень. Нажмите на него, и Илья его приподнимет. Попросите Князя проверить, что лежит под камнем, и достаньте кольцо. Теперь нужно проверить все дороги. Дорога "прямо" ведет на предыдущую локацию.
Дорога "направо" ведет к "будущей жене". Идите туда (пойдет Князь). На дереве в ванне лежит Русалка, около которой стоят песочные часы. Князь сразу же придумает с ней обручиться - отдайте Русалке найденное кольцо. В ответ Русалка сбросит часы на землю. Заберите их, а заодно фуфайку и кошачий корм из миски - пригодится.
Исследуйте дорогу "налево" - "к смерти" (пойдет Илья). Постучите в дом - выйдет Кощей Бессмертный, решит, что Илья пришел с ним драться, и уйдет назад. Постучите еще раз - теперь Кощей готов разговаривать. В обмен на часы с кукушкой он хочет, чтобы вы разогнали всех голубей в саду.
Подберите грабли и скомбинируйте их с фуфайкой. Сходите на перекресток и возьмите перочинный ножик справа от камня (рядом с мухоморами). В саду отрежьте тыкву и посадите ее на пугало. Поставьте пугало под дерево - голуби улетят. Постучитесь к Кощею и заберите сломанные часы без кукушки.
Насыпьте на землю кошачий корм и нажмите на кукушку, которая сидит на крыше. Корм кукушка склюет, но поймать ее не удастся. Сходите за Князем и объясните, что кукушка сидит очень высоко, и ее надо как-то достать, - Князь пойдет следом. Поговорите с ним еще раз у дома Кощея, но тот откажется лезть на крышу и постучит в дверь. Выйдет Кощей, кукушка начнет считать его годы, устанет и упадет без чувств на землю. В инвентаре скомбинируйте сломанные часы, песочные часы и кукушку. Идите к Лешему, поставьте часы на стол, и тот пропустит вас "Куда надо".
На полянке что-то варит Баба-Яга. Она скажет, что Соловей-разбойник получил визу и уехал в Царьград. Взамен на визу для Ильи Баба-Яга хочет бусы Русалки. Князь внезапно засобирается в Киев, и Илья останется один.
Идите к Русалке - та отдаст бусы в обмен на зуб Змея Горыныча. Отправляйтесь к Кощею - Горыныч у него в гостях и предложит Илье поиграть в шашки на зуб. Проиграйте Змею в "Поддавки" и заберите зуб. Отнесите его Русалке, заберите бусы и отдайте Бабе-Яге. Заберите визу и отправляйтесь на таможню.

В это время Соловей-разбойник едет на богатырском коне.

4. Таможня. Кормим слона
На таможне вы опять обнаружите Аленку: она сидит в кутузке, а Таможенник объясняет, что она пыталась попасть за границу без документов. Идите направо на пирс и поговорите с Моряком. Тому нужен человек в команду, который умеет вязать морские узлы. Согласитесь пройти тестовое задание и попробуйте распутать канат, который Илье бросит Моряк, - не получается. Вернитесь на таможню и поговорите с Аленкой - оказывается, она умеет развязывать узлы. Возьмите со стола Таможенника перо и клей, а слева с бревна снимите бересту. В инвентаре скомбинируйте перо и бересту - получится документ. Отдайте его Таможеннику - тот ответит, что документ без печати недействителен. Сходите к Моряку и дайте документ - он наденет очки, прочитает и скажет, что может поставить печать только на грузовую декларацию. Примените клей на очки и дайте еще раз документ Моряку - теперь он ничего толком прочитать не сможет, поверит вранью Ильи и поставит печать. Заберите ключ и выпустите Аленку.
Идите на пирс и поговорите с Аленкой - она возьмется развязывать узлы.
Вам нужно собирать по три одинаковых узла в ряд. Периодически в головоломке будут появляться якоря, которые держат ряд или строку и не дают ей двигаться. Двигайте
другие ряды или строки, чтобы составить "тройку" с узлом той же формы, на котором стоит якорь - тогда якорь исчезнет. Прогресс - цифры слева (нужно дойти до 100 %).
На корабле поговорите с Моряком - чтобы отплыть в Царьград, нужно найти пропавшего капитана. Спуститесь в трюм - здесь стоит клетка со слоном, а под ней - какой-то подозрительный люк. Поднимитесь на палубу, пройдите направо и спуститесь в трюм с другой стороны. Возьмите корзину с репой (или с морковкой) и дайте слону - это он есть не захочет. Аленка подскажет, что слон привык к заморской еде.
Вернитесь на палубу и откройте дверь в каюту - у стола стоит корзина с бананами, ананасами и виноградом. Поговорите с иностранцами, которые играют в кости, и попросите у них фрукты - те готовы обменяться на какое-нибудь другое блюдо.
Идите на палубу и попросите Аленку залезть на мачту. Наверху вы увидите гнездо, в котором лежит яйцо. Спуститесь на палубу и подберите весло (около мачты на переднем плане экрана). Залезьте на мачту еще раз и подцепите веслом яйцо - когда вы окажетесь внизу, Илья поймает яйцо. Засуньте руку в пушку и достаньте ядро. Сходите в трюм, примените ядро на слона и получите расплющенное ядро (импровизированную сковородку). Сходите в каюту и снимите иллюминатор (справа на экране). В инвентаре скомбинируйте яйцо, ядро и иллюминатор и кликните по палубе - Илья пожарит яичницу. Отнесите ее иностранцам и заберите фрукты. Идите в трюм и повесьте корзину на крючок около трапа - слон сразу же заинтересуется. Рядом с клеткой в потолке и полу есть пазы - как раз для весла. Поставьте весло в самый правый паз - слон хоботом ухватится за весло и подтянется. Переставляйте весло еще 2 раза, а затем не забудьте его взять, чтобы слон поел. Идите через палубу и второй трап в трюм и откройте люк - внутри сидит капитан. Он говорит, что проиграл иностранцам корабль.
В каюте поговорите с голландцем - он готов поиграть с Ильей на корабль, но в какую-нибудь новую игру. Сходите на палубу, снимите штурвал и положите его на стол.
Выиграйте в "Поле чудес", где нужно будет угадывать слова на тему русской истории, и заберите документы на корабль.

В это время Соловей-разбойник и конь Бурушка добираются до Царьграда. После длинного ролика старушка клюкой выбьет зуб Соловья, и тот не сможет больше свистеть.

5. Царьград. Садимся в тюрьму
На рынке поспрашивайте всех активных персонажей, не видели ли они Бурушку и Соловья-разбойника. Йог ответит, что они в Царьграде, а Заклинатель змей продемонстрирует различные дудочки для животных. Идите налево к калитке и попробуйте выйти - Служитель не позволит и скажет, что это пляж, а туда пропускают только со справкой о здоровье. Ее выдает лекарь. Из всех персонажей на лекаря похож только Йог, поговорите с ним - тот выдаст справку в обмен на свежий змеиный яд. Попросите у Заклинателя змей яд кобры, но его змея почему-то не хочет отдавать яд. На прилавке на заднем плане за Заклинателем стоит бокал, заберите его и дайте змее - та без проблем нацедит яд. Отдайте бокал Йогу, заберите справку и покажите Служителю. Идите на пляж.
Здесь загорают Алеша Попович и Любава. Алеша видел коня, да и вы видите следы подков на песке. Подберите золотые монеты из одного из следов и идите налево.
На воротах стоит Охранник, который что-то знает, но ничего не хочет говорить. Ему скучно - это надо использовать. Сорвите слева от Охранника кустик мяты, вернитесь на пляж и снимите с дерева за спиной Алеши комочек смолы. В инвентаре скомбинируйте смолу и мяту - получится жвачка. Отдайте ее Охраннику - тот объяснит, что Князь сидит в тюрьме. Вернитесь на рынок и пройдите направо мимо слона - между прилавками появилась стрелка "вверх" по лестнице.
Поговорите со стражниками - Князь сидит в камере для особо опасных преступников. Как бы туда попасть? Поговорите с Аленкой - та подскажет, что "нужно на тюремные стены слона направить". Сходите к Заклинателю змей и купите у него дудочку для слона. Вернитесь к тюрьме и поговорите с Аленкой - она вызовется попасть в тюрьму и подудеть, сидя в камере.
Когда Илья уйдет, возьмите булыжник справа от правого стражника (на дальнем плане экрана) и бросьте его в портрет над воротами. Это считается оскорблением местного правителя, и Аленку посадят в тюрьму.
Примените на Аленку дудочку - что-то не получается. Дайте дудочку Князю и третьему арестованному (Доходяге) - они тоже не музыканты. Положите дудочку в тумбочку и попросите Доходягу вызвать стражников. Тот в ответ предложит поиграть в шашки.
Это "Чапаев", где нужно выбить все шашки противника. Зажимайте свою шашку левой кнопкой мыши, выбирайте удар и направление и бейте по шашке противника.
Когда вы выиграете, Доходяга начнет пилить решетку на окне, и в камеру войдет стражник. Проверив тумбочку, тот поддастся на провокацию Аленки и начнет играть на дудочке.

Илья на слоне влетит в тюрьму и освободит Князя. Аленка по-прежнему останется в руках стражников.

6. Бьемся с Соловьем-разбойником
Вы стоите у стен дворца. Наверху в башне есть окно, но оно высоко - не дотянуться. Возьмите штандарт с царским флагом и подцепите крышку канализационного люка. Поиграйте на дудочке - Илья вставит хобот слона в люк. Слон высосет воду во рве - оказывается, дворец стоит на деревянных столбах. Подберите крышку люка и бросьте ее на столбы - башня упадет, но до окна все равно не дотянуться. Возьмите скамейку и выбейте ей окно. Идите внутрь.
Здесь стоит трон, а справа - дверь, которая открывается каким-то механизмом. Попробуйте влезть на трон (там наверху, в голове льва, что-то есть), но Князь это запретит и влезет сам - в вашем инвентаре появится держава. Слева у двери висит канделябр, в который вставлен скипетр. Попросите Князя его достать, и Илья его подсадит на руках. Третий предмет для трона лежит в ящике самого трона под сиденьем - это корона. Поставьте державу в левый подлокотник, скипетр - в правый, а корону - сверху над скипетром. Дверь откроется.
На битве с Соловьем-разбойником у меня игра вылетела, поэтому лучше сохранить игру, прежде чем вы войдете в дверь. Вам нужно прыгать по двум уровням (подняться можно по различным тумбам), принцип такой же, как и в битве с разбойниками.
После этого останется посмотреть финальный ролик.