Использованные Гончаровым в романе « Обломов. Средства создания образа главного героя по роману Обломов (Гончаров И


« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» К. Г. Паустовский


Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и c уществительным, глаголом или наречием. Эпитет - это яркое образное определение, например: Чудный край Благословенный уголок Дремучие леса (постоянный эпитет) Необозримая пелена Бешеные раскаты Мирный уголок


Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т. д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например: Чайки, как осужденные Жалобы будто обреченного на муку чудовище Небо кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей


Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Например: Сон перенес Море наводит только на грусть Сердце смущается робостью Рев и раскаты валов не нежат слабого слуха, твердят свою песнь Небо … отступилось от людей


Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака). Например: Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины!


Перифраза - это оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристика описываемого предмета, явления или лица. Море - необозримая пелена вод, бесконечная картина, широкая картина, бешеные раскаты валов. Обломовка - чудный край, мирный уголок, благословенный уголок земли.


Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Например: Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Нет, бог с ним, с морем!



Разделы: Русский язык , Литература

  1. Повторение и обобщение темы “Лексика”, которая по времени совпадает с работой над романом И.А.Гончарова “Обломов”.
  2. Закрепить знания о художественно – выразительных средствах языка на примере отрывка из произведения.
  3. Развивать у учащихся языковое чутье.
  4. Учить детей создавать проекты (использование новых информационных технологий)

Оборудование: портрет писателя, текст, памятка с лексическим анализом текста, ключевые слова, компьютер, проекционная система.

Ход урока

1. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим тему “Лексика”, которая по времени совпадает с работой над романом И.А. Гончарова “Обломов”, обратимся к художественным изобразительно-выразительным средствам языка на примере отрывка из произведения, представим и защитим свои проекты.

2. Работа над эпиграфом.

К особым его (Гончарова) достоинствам принадлежит... язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся...

В.Г.Белинский.

3.

Гончаров принадлежит к мастерам слова, оказавшим большое влияние на развитие языка русской художественной прозы. Для стиля писателя характерны особая пластичность изображения и предельная точность словоупотребления в сочетании с богатством образных средств. Сам Гончаров относил себя к “живописующим” писателям, которые обладают “способностью рисовать словом”

4. Вспомните, что вы знаете об авторе?

(Презентация проекта “И.А.Гончаров) Приложение 1.

5. Работа над текстом.

– Прочитайте текст выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами и повышением или понижением тона.

– Докажите, что это текст.

– Определите тему текста.

(Необузданная стихия дикой природы, не подвластная человеку, беспомощность человека перед этой стихией)

Разделите текст на смысловые части, микротемы. (3 части)

Определите главную мысль 1 микротемы (Чудный уголок), второй (Картина дикой природы), третьей (Мирный уголок).

Как соотносятся начало и конец текста. (начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя его центральную часть)

Какова же идея текста?

(Человек теряется на фоне дикой природы, усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека.)

Обратим внимание на лексические средства связи между предложениями.

(В тексте встречаются лексические повторы: уголок (2,18), море (4,6,13,14), горы (4,15), скалы (4,17), пропасти (4,15, 17), грандиозное (4,5), дикое (4,5), человек (8,12,15).

Для чего в тексте повторяется слово море 4 раза?

Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называются такие обороты речи? (перифразы)

Выпишите перифразы в тетрадь

(Необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, широкая картина)

Дополнить:

– Перифразы могут быть общеупотребительными, относящимися только к данному объекту и контекстуальные, то есть относящиеся к данному лицу или предмету только в определенном контексте.

– Какие из них используются в этом тексте, докажите свое мнение.

– Найдите в тексте контекстуальный оценочный синоним слова море.

(Море – чудовище, то есть нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачно и неразгаданное, стон, зловещие голоса)

Обратите внимание на звуковой образ моря в тексте. Какими фонетическими средствами он создается?

(Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище.)

Например, в 10 предложении звуковой образ моря создается чередованием повторов согласных звуков (р-в-б), передающих рев и рокот, и аллитерации (с-н-ж) О и У создают впечатление стона, завывания.

– Найдите в тексте контекстуальные синонимы слов горы и пропасти. Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

(Контекстульные синонимы слов горы и пропасти – когти и зубы дикого зверя. Такая К. синонимия создает образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы)

Обратите внимание на аллитерацию в предложениях 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

(Горы, пропасти, грозны, страшны, устремленные, зверя – повторение звуков р, рь одновременно передает рычание зверя и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящие от дикой природы)

– Какие литературные тропы использует Гончаров для создания такого образа природы?

– Какие из них основаны на переносном значении слов?

Защита презентации “Изобразительно– выразительные средства языка”

Эпитеты – необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное содержание, зловещие голоса, дикий зверь)

Сравнения (безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся... Они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...)

Олицетворения (рев валов, валы твердят свою песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обреченного на муку чудовища, да чьи-то пронзительные, зловещие голоса, вопли природы, небо... отступилось от людей)

– Найдите примеры использования градации в этом тексте?

(Море наводит грусть – хочется плакать – сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины)

Учитель:

Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть он может быть композиционным приемом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приеме градации?

Чтобы ответить на этот вопрос, найдем ключевые слова эпизода.

Защита презентации “Субъективные и объективные ключевые слова эпизода” Приложение 2.

Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовки) выбирает море, горы, пропасти?

(Море, горы, пропасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, стремление к свободе, к преодолению обыденности, одиночеству. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой)

Защита презентации– теста по роману И.А.Гончарова “Обломов” Приложение 3.

Творческое задание: Мое впечатление от начала главы “Сон Обломова”

Обобщение: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Мы доказали с вами правильность слов Белинского…

Существуют и другие справедливые высказывания о языке Гончарова. Приведу слова Булаховского “Язык романа прост без опрощенности и сниженности, полон и красив без погони за украшенностью, точен в передаче авторской мысли”

Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа Маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Поэтому ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко - на его родной планете. Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливагг Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И всё же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен и как бы отстранен от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Ко-ролем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается, как вы наверно заметили, ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке.

Тема: Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс 22.10.2015г.

Цели:

    обобщить материал, известный по предыдущим урокам, о художественных особенностях

    определить своеобразие стиля и языка произведения;

    формировать умение анализировать текст и делать выводы.

На доске цитата: «Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…»
(А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)

I. Слово учителя

Современный Гончарову критик Александр Васильевич Дружинин отмечает важную черту таланта писателя – реализм, согретый глубокой поэзией. Эта целостность является художественным достоинством романа. Поэтому цель урока – найти и показать художественные особенности романа «Обломов», раскрывающие психологию героев, доказав тем самым правоту критика.

II. Беседа

Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика «обломовщины».
Что характерно для этого жанра?

Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:

    жизнь-суета (гости Обломова);

    Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);

    Жизнь Андрея Штольца.

Главный герой Обломов сталкивается со всеми типами жизненных философий. К какому типу можно отнести жизнь Обломова?
Главный вопрос романа – философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров?

Нет, он только показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель. Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на формирование человека всего, что его окружает. Гончаров сказал об интересе не к личности как таковой, но к «истории души человеческой», т.е. личность он понимает не как нечто неизменное. Для автора человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой – обществом и эпохой. Образ Обломова воистину глубок и объёмен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление. Психологизм романа заключён в раскрытии внутреннего мира героев. Для раскрытия характера героев Гончаров использует самые разнообразные приёмы.

Художник только тогда создаёт правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта .
Приведите примеры описания быта героев.

а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1) б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9) в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1) Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности. Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его. Описание быта дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встаёт обломовская Русь. Взглянув на обломовщину объективно, Гончаров сумел обнажить её социальную никчёмность и растлевающее влияние на человека.

В связи с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям и изображаемого быта. Н. А. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние».
Назовите детали быта, выросшие в настоящие символы. Какую роль играют эти художественные детали?

Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени , которые много раз упоминаются в романе. Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A?propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9). Глубоко символично то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделанья халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (часть четвёртая, глава 5). И хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше» - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остаётся на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нём «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нём, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (часть четвёртая, глава 5). Взаимоотношения халата и Обломова – отношения господина и раба. Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (часть вторая, глава 6). Как намёк на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни. Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руке (часть вторая, глава 7). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад» (часть вторая, глава 8). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала ему». – Что она значит? – Цвет жизни <…> Жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, «во весь рост, с веткой сирени в руках» (часть вторая, главы 8, 9). Для героев романа любовь звучала в Castadiva, «носилась в запахе сиреневой ветки» (часть вторая, глава 10). Так герои сами определяют символический смысл ветки сирени. Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (часть четвёртая, глава 2). О ветках сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…» (часть четвёртая, глава 10). Т.о., Гончаров показал в романе глубокую связь вещей с психологией героев.
– И. А. Гончаров – первоклассный портретист.
Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как живые. Найдите в тексте портреты главных героев, определите их роль.

Портрет Обломова (часть первая, глава 1): белые руки, мягкие плечи и тучность характеризуют его барскую изнеженность, отсутствие всякой определённой мысли на лице выявляет его беспечность, пассивное отношение к жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки трудиться; подбором метких глаголов Гончаров сумел показать, что Обломов не привык думать о чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо работать; он живёт бездумно и беспечно за счёт своих «трёхсот Захаров». Неоднократно автор подчёркивает «мягкость» Ильи Ильича, «мягкость, которая была господствующим выражением не лица только, а всей души», «мягкие плечи, мягкие движения», туфли его «мягкие и широкие». В манере описания, в подборе деталей портрета у Гончарова обнаруживается гоголевская традиция: подробное описание лица, одежды, раскрытие характера через внешние детали. Контрастен портрет Штольца (часть вторая, глава 2): составленная из костей, мускулов и нервов фигура Штольца подчёркивает в нём энергичный склад натуры дельца, силу, спокойствие, уверенность. Портрет Ольги (часть вторая, глава 5): отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, автор замечает, что «если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга обаятельна, как пушкинская Татьяна. Каждая деталь в её портрете, нос, губы и т.п. – признак какого-либо внутреннего качества. Противоположен портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое). Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.

Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Найдите в тексте примеры внутренних монологов.

1) Часть первая, глава 6: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов» до слов: «…оказывает подвиги добра и великодушия». Отметим способ передачи мыслей героя словами, которые свойственны именно ему. Например: «Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, и клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нём мысли… в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и, озираясь кругом… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!..» Читателю ясно, что слова господи, благих, чудес, высокого усилия выражают мысли героя, но они сливаются в единое целое со словами автора. Рассказывая «предысторию» своего героя, писатель использовал приём «необоснованно-прямой речи» для раскрытия психологии Обломова. Он показал ненужность Обломова для общества, его неспособность к серьёзному делу, неумение делать что-нибудь серьёзное. Обломов мог вспыхнуть, загореться желанием, но никогда не приводил в исполнение своих желаний, никогда слово у него не становилось делом. Таким приёмом Гончаров глубоко и реально раскрывает душевный мир, психологию Обломова, которому суждены «благие порывы, но совершить ничего не дано».

2) Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!», показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.

К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Приведите примеры пейзажей в романе. С помощью каких художественных средств автору удаётся передать состояние природы? Каковы функции пейзажа в романе?

1) Часть первая, глава 9: в описании патриархальной деревенской обстановки чувствуется влюблённость Гончарова в красоту русской природы, в её мягкие тона и краски (ср.: величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания автора). 2) Часть вторая, глава 9: восприятие Ольгой природы во время любви к Обломову: всё отвечает её настроению. 3) Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина. Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы. 4) Часть третья, глава 12: но вот у Обломова произошёл разрыв с Ольгой, которым он потрясён. И природа как бы оттеняет его внутреннее состояние. Вот так же холодным снегом засыпано счастье Обломова. Часть четвёртая, глава 1: этот мотив снега связывает третью и четвёртую части романа. Т.о., пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев.

Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа.

Фольклоризм «Обломова» переводит содержание романа из области только социальных проблем («обломовщина» и герой как вырождение дворянского класса) в сферу философско-этических и национальных проблем жизни. Роман воспринимается как своего рода «большая сказка». В мировосприятии и характере русского человека, как видится это Гончарову, многое обусловлено древними сказочными представлениями: «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры». Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.

Что рассказывает няня маленькому Илюше? С какими героями он ассоциируется? (часть первая, глава 9).

Есть добрая волшебница в виде щуки, она выберет лентяя, который женится на красавице и будет ходить в серебре, он попадёт в царство, где реки молока и мёда. Илья Ильич ассоциируется с мудрым сказочным дураком и лентяем Емелей. Обломов не просто лентяй и дурак, это мудрый лентяй, он – тот лежачий камень, под который вопреки пословице вода в конце концов всё-таки потечёт. Как и положено сказочным дуракам, Обломов не умеет и не хочет предпринять ничего наступательного, в отличие от других, которые что-то замышляют, суетятся, лезут из кожи вон и в итоге никуда не поспевают. Обломову не надо карабкаться на заморские золотые горы, всё рядом, всё готовое, лишь протяни руку. Сказка у Обломова смешалась с жизнью, он жил в фантастическом мире сказочных образов, где все ничего не делают. Также ассоциируется Обломов и с богатырём Ильёй Муромцем, который тридцать лет «сиднем сидел». В роман вводится и былинный мотив «бессильного богатыря». Как отмечают исследователи, Илья Обломов относится к Илье Муромцу как возможность к воплощению, как реальность к идеалу: Илья Муромец преодолевает своё бессилие, готовясь к богатырскому служению Отечеству, а Илья Обломов, решив, что его деятельность и жизнь «кроются в нём самом», так и не смог встать с печи-дивана. Т.о., сон Обломова – это программа его судьбы.

Подготовленный учащийся сообщает:

Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности (А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина «Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5–9 кл./ под. ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. – С. 46.)

Исходя из этого термина-определения, проследите за речью главных героев романа. Указывает ли их речь на то, о чём говорится в определении?

Анализ 1, 8 глав первой части.

Глава 1, часть первая.
Отрывки: от слов «Он стоял в полуоборот среди комнаты» до слов «Я встану сам пойду» от слов «И, дожидаясь ответа, Захар пошёл было вон» до слов: «… так и не оберёшься хлопот»; от слов «Я забыл вам сказать, – начал Захар» до слов «Трогает жизнь, везде достаёт».
Эти диалоги ещё глубже раскрывают пассивность Обломова, стремление сохранить покой хотя бы на один день: «Жизнь трогает», – говорит он с сокрушением, когда надо переехать на другую квартиру и когда староста присылает письмо с сообщением, что «доходу стало поменее». Эти сообщения Обломов называет несчастьями. Слово переехать имеет для Обломова страшный смысл. Что значит переехать?
Глава 8, часть первая.
Отрывок: от слов «Не вникнул, так слушай, да разбери, можно переезжать или нет» до слов «… или потеряно, или забыто на старой квартире: беги туда…»
Обломова пугает всё, что нарушает спокойное течение жизни. Переехать – это значит «уйти на целый день да так одетый с утра и уходи» (одетый – это значит не в халате и туфлях без задков, а Обломов «одеваться отвык»). Это значит ломка, шум… Хочешь сесть, да не на что; до чего ни дотронулся – выпачкался; всё в пыли», – даже мыль об этом страшна для Обломова.
Отрывок: от слов «Захар! – протяжно и торжественно крикнул он» до слов: «Неблагодарные! – с горьким упрёком заключил Обломов».

Анализ слов Обломова о «другом», обращённых к Захару.

1. Как язык персонажей служит средством характеристики образов? Какие слова Обломова раскрывают его понятие о жизни, о счастье, о человеческом достоинстве? В чём видит Обломов разницу между собой и «другими»?
2. В какой форме выражает Обломов свои желания? Как это можно объяснить?
3. В чём состоит идеал жизни Обломова? Какими словами выражает Обломов свои мечты о жизни в деревне?

Приёмами раскрытия образа являются описание взаимоотношений действующих лиц, диалоги и монологи персонажей, особенности их речи – речевые характеристики. Язык Обломова и Захара служит средством типизации и индивидуализации образа. Раскрывает типичные черты через индивидуальное, конкретное. Слова Обломова характеризуют его представления о жизни, счастье, человеческом достоинстве, – представления, веками сложившиеся в среде дворян, привыкших жить за счёт крепостных и видевших человеческое достоинство в бездеятельной, беспечной жизни, в сохранении покоя.
Сознание своего барского превосходства над всеми окружающими заставляет Обломова понимать по-своему слово другой , сказанное нечаянно Захаром. В сравнении себя с другими Илья Ильич видит высшую ступень неуважения к своей особе. «Вот ты до чего договорился!» – с возмущением восклицает он. В низведении его Захаром до степени «других» он видит нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина. В понимании Обломовым слова другой выражается его барское высокомерие, его понятие смысле и цели жизни, его мораль.
Речью главного героя Гончаров раскрывает его сущность, его душевные черты: и его барские наклонности, и душевную мягкость, и искренность, и способность на глубокое чувство и высокие переживания.
Т.о., речевая характеристика используется, чтобы оттенить индивидуальные особенности персонажей. Она органически связана с чертами внутреннего облика героев.

Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.). После исполнения Ольгой арии Обломову грезилась идеальная женщина. (Зачитать 1-3 абзацы главы 6, части второй. Звучит музыка.)

Почему же именно эту арию Гончаров вводит в роман?

(Подготовленный учащийся сжато рассказывает либретто оперы В. Беллини «Норма»)

Норма во имя всепоглощающей великой любви восходит на костёр. А когда во время разговора с Ольгой у Обломова закрадывается сомнение, любит ли его Ольга или только выходит замуж, между ними происходит диалог. (Зачитать от слов «Но есть другой путь к счастью», – сказал он…» и до конца главы 12, второй части).
Мы видим, что Ольга на вопрос Обломова, могла ли она пожертвовать своим спокойствием, ступив на определённый путь, во имя любви, отвечает: «Разве нам нужен этот путь?», «Никогда, ни за что!».

Какая связь между оперой В. Беллини и теми отношениями, которые связывали Обломова и Ольгу?

Ольга была уверена, что на пути, который предлагал ей Обломов, «впоследствии всегда… расстаются». Когда же произошёл разрыв между героями, инициатором которого была Ольга, Обломов долго болел, и Ольгу едва удалось спасти. Вот вам костёр и Норма, о которых Ольга говорила когда-то: «Я не пойду никогда этим путём».

III. Выводы

Итак, какой же план урока можно составить? О каких художественных особенностях романа И. А. Гончарова шла беседа?

1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман.
2. Быт, деталь.
3. Психологический портрет.
4. Внутренний монолог.
5. Пейзаж.
6. Фольклорно-сказочные мотивы.
7. Речевая характеристика.
8. Музыкальный мотив «Casta diva».

IV. Заключительное слово учителя

Однако художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире. Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».

5. Домашнее задание

2.Написать характеристику Ильи Обломова


Роман И.А.Гончарова «Обломов»

1 вариант

Выявите в предложенном отрывке тропы и фигуры.

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!
Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Рёв и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они всё твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и всё слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осуждённые, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
Бессилен рёв зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины!... В колебании водяной массы человек всё видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.

Составитель Панфилова С.В.

Средства речевой выразительности
Роман И.А.Гончарова «Обломов»
«Сон Обломова» (часть 1, глава 9)
2 вариант

1. Выявите в предложенном отрывке тропы и фигуры.
Каковы функции средств речевой выразительности?

Солнце уж спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины одна монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже
Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя в ней вдруг кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижна.
Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

Составитель Панфилова С.В.