Изо деревня деревянный мир презентация. Конспект урока ИЗО Деревня – деревянный мир

Деревня – деревянный мир

  • Киреева Татьяна Ивановна
  • учитель изобразительного искусства
  • МБОУ Дорогобужская СОШ № 2
  • Смоленской обл.
  • Урок ИЗО в 4 классе по программе Б.М.Неменского
  • Русское жилище - ИЗБА
  • Деревня - деревянный мир
Жизнь человека всегда была связана с природой родного края Характер природы формировал способ жизни людей, определял, где и как строить дома
  • Иногда дома как бы сливались с природным окружением. Дерево служило основным материалом при постройке дома
ДЕРЕВНЯ - дерево
  • ДЕРЕВНЯ - дерево
  • УЛИЦА – «у-лица»
  • Главное место в нём занимает печь, поэтому называют дома избами - (от слов «истьба», «истопа» - тёплое место), т.е.
  • изба – это жилище, которое отапливалось изнутри, служило защитой от холода.
Изба - русский срубной жилой дом
  • Избы строились из обтесанных, некрашеных бревен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце - словно теплый мед.
Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб.
  • Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб.
ИЗБА
  • Избы высокие, в два этажа
  • В домах обязательно деревянные полы, на чердаках - песок: всё для тепла.
  • Нижний этаж - подклеть - защищает от сырости, холода, наводнений
Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы
  • Около избы ставили клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы
Около клети помещались амбары, колодец
  • Около клети помещались амбары, колодец
Украшение избы
  • Двускатная крыша - шапка здания. Чем выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь.
  • Венчает кровлю бревно - охлупень
  • Охлупень воспринимался в народе
  • как защитник крестьянской семьи
  • охлупень
Закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей лобовая доска
  • Закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей лобовая доска
  • Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины
  • Стык причелин закрыт свешивающимся вниз полотенцем
  • полотенце
  • Часто окна дома украшались резными наличниками,
  • ставнями.
  • Резьба по дереву
  • С чем сравнивает И.Бунин русский лес?
  • Какими словами описывает автор лес и терем?
  • Опираясь на это описание, скажите, какой характер соответствует образу русского терема?
  • Образ русского жилища – радостный, сказочный, гостеприимный!
  • Лес, точно терем расписной,
  • Лиловый, золотой, багряный.
  • Весёлой, пёстрою стеной
  • Стоит над светлою поляной.
  • Берёзы жёлтою резьбой
  • Блестят в лазури голубой,
  • Как вышки, ёлочки темнеют,
  • А между клёнами синеют
  • То там, то здесь, в листве
  • сквозной
  • Просветы в небо, что оконца.
  • Лес пахнет дубом и сосной,
  • За лето высох он от солнца,
  • И осень тихою вдовой
  • Вступила нынче в терем свой…
  • И. Бунин
Задание:
  • Задание:
  • Нарисуйте образ русской избы на фоне русской природы.
  • Конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.
  • Бывает изба-богатырь – широкий могучий дом, а другая изба высокая, скаты ее крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев и т.д.
Крестьянский дом северного типа



Из воспоминаний о детстве А.Твардовского: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим с особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родины он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна.» «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим с особым обликом, со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родины он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна.»




Стоит моя деревня на горке некрутой, Стоит моя деревня на горке некрутой, Родник с водой студеной от нас подать рукой. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю родном… Я многое увижу - ведь жизнь ещё длинна, И ждёт меня, наверно, дорога не одна; И только где б я ни был, и чтоб не делал я, - Ты в памяти и в сердце, родная сторона! Г.Тукай Г.Тукай













Автор презентации Шарипова Альфина Касимовна - учитель ИЗО; Шарипова Альфина Касимовна - учитель ИЗО; МОУ «Бардымская СОШ 2»; МОУ «Бардымская СОШ 2»; Высшая категория; Высшая категория; Стаж педагогической работы – 23 года; Стаж педагогической работы – 23 года;

Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы "Изобразительное искусство. Каждый народ - художник" Автор - Л.А. Неменская.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деревня-деревянный мир.

Деревня- «дерево» Избы рубили из дерева отсюда и слово «деревня». И. СТОЖАРОВ. Северные сёла.

Деревня - это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения: колодцы, ворота - въезд во двор, амбары, сараи, гумно, баньки у самой воды.

САРАЙ - помещение для хранения различных вещей. АМБАР – помещение для хранения зерна и припасов

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «улица», а из улиц – деревня. Деревни строились вдоль рек.

В центре - на лучшем и видном месте ставили церковь. Сюда люди приходили со своими надеждами, несли своё горе и радости. Древние церкви немногим отличались от избы. У них только на крыше, на тонкой шейке – главка, как бы повязанная косынкой.

От образа скромной крестьянской церкви мастера постепенно перешли к шатровому зодчеству. Праздничная устремлённость преодолела будничность, и родилась церковь-царевна. Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии

Это четырёхугольный сруб - «четверик», на котором стоит «восьмерик» -восьмигранное основание шатра. Как хор устремляются в верх купола-луковки. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, доброй-женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем. Шатровый храм

В Древней Руси считалось, что деревня без мельницы, самая бедная.

Создайте коллективное панно «Образ русской деревни» Задание

Источники: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учеб. для 4 кл нач.школы. / Под редакцией Б.М.Неменского, М. Просвещ. 2010 http://findmapplaces.com Саранск 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей...

С чего начинается родина, отчизна?

Правильно, то есть с малой родины.

Тонкие берёзы, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнём, - всё это такое близкое и родное. Это всё малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине -пейзаже "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадин.

Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. С одиннадцати лет стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал. Юношей ушёл добровольцем в Красную армию. Ромадин получил художественное образование в Москве в Высших художественно- технических мастерских. Он написал очень много картин-пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с её широкими далями, многоводными реками, холмами и лесами.

Рассмотрите пейзаж "Село Хмелёвка" Н.М.Ромадина. (слайд 3)

Какие чувства рождает у вас эта картина?

Где расположено село Хмелёвка?

Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине?

Почему изменилась окраска дальнего берега реки?

Можно ли сказать, что пейзаж освещён солнцем? Почему?

Как связан между собой образ русской природы и русской деревни?

Какое впечатление создаёт у вас картина в целом?

Художественный язык картины "Село Хмелёвка" очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось село Хмелёвка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Сизые избы, крытые где тёсом, где соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой-то сиротливой и нежной горечи.

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Я люблю этот дом деревянный,

В брёвнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С.Есенин

Центром села всегда оставалась церковь (храм), а в деревне - соответственно часовня. Даже если центром большого села становилась торговая площадь,

то церковь всегда строилась на краю торга. (слайд 4)

Давайте послушаем стихотворение

о храме, которое подготовили ученики нашего класса.

ШАТРОВЫЙ ХРАМ

Венчая живописную вершину,

Возвысившись на острове святом,

Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.

Шатровый храм стоит так одиноко!

Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой

Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами,

Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу,

Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой,

Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Приобщение к истокам родного искусства.
  • Формирование эстетических представлений о русском деревянном зодчестве.
  • Развитие творческих способностей в создании художественного образа.

Задачи:

  • Познакомить с традиционным образом русской деревни, конструкцией дома.
  • Научить изображать образ избы.
  • Дать представление о традиционных украшениях избы и их значении.

Оборудование: презентации, иллюстрации, рисунки, художественные принадлежности.

План урока:

I. Организационная часть:

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний:

Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.

Как на Руси строили поселения? Деревни строились вдоль рек, на холмах с белыми церквами на их вершинах, с горящими на солнце куполами и разносящимися далеко колокольным звоном. Избы строились из обтёсанных, некрашеных брёвен, которые в пасмурный день смотрелись как серебряные, а на солнце – как тёплый, светящийся мёд. Всё это знаки обетованного мира. Эти поселения были близки природе, украшали её.
Но человек может портить природу, и этому много примеров. Пригороды застроены разными постройками с огородными участками, не соответствующими эстетическим критериям. В старину деревни имели определённый строй, и несли опыт вековых традиций.

III. Введение в тему: «Образ традиционного русского дома»

Мастер Постройки помогает понять мудрость деревянных построек старой русской архитектуры. Изба – строение лесного края. Мастера строили в основном без гвоздей, топором.

Просмотр презентации «Русские избы» о красоте русского зодчества (Приложение 1 )

IV. Практическая часть

Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира: избы, амбары, сараи, риги, бани, мельницы, колодцы, церкви, часовни, ограды, ворота.
Существовало много типов изб: амбары, изба на подклети с «поветью» (второй этаж), крыльцо, гульбище (функция, образ гостеприимства).

Задание: Работа над образом традиционного русского дома – избы.

Просмотр презентации «Деревня» (Приложение 2 )

Показ приёмов работы (на доске) гуашевыми красками, широкие горизонтальные мазки с пробелами изображают бревенчатые стены. Необходимо подобрать характерный цвет дерева: серебристо-серый, золотисто-коричневый. Смежные стены решаются в контрасте. Нужно обратить внимание на то, что окна лучше изображать после того, как будут написаны стены. Резные доски украшений избы изображают контрастным цветом тонкой кистью. В ходе работы решаются задачи изображения пространства, колористической цельности образа.

V. Итог

Рефлексия, вернисаж.

VI. Задание: Подготовка художественных принадлежностей.