Как называется первый балет. Когда появился балет? Выход из тупика

Появилась и новая традиция: скончавшихся начали хоронить на лучших кладбищах. На исторических кладбищах, таких как Ваганьковское, получить место можно, если там похоронен кто-то из родственников. И перед похоронами вора оказывалось, что там уже лежит его мать, отец или кто-либо еще из его близких. Если покойный был верующим (что часто случалось), то устанавливался крест.

Костю Могилу (Константина Яковлева) отпевали в Александро-Невской лавре. На похоронах присутствовали помимо братков и представители власти. На его могиле был установлен памятник стоимостью более полумиллиона долларов - крест, который обнимает сам Могила. У подножия высечена цитата из Ахматовой: «Меня предавших в лоб целую, а не предавшего - в уста».

Установка подобных памятников, изображающих покойного, или целых беседок из дорогого камня – это еще одна довольно новая традиция.

Могила знаменитого Япончика (Вячеслава Иванькова) расположена недалеко от могил Есенина и Высоцкого. Около памятника (реалистичного, изображающего вора) всегда лежат свежие цветы. К могиле даже водят экскурсии.

О похоронах Япончика ходят легенды: говорят, что на грудь ему положили большой крест, в руку – колоду крапленых карт, а в гроб – две пачки денег. В других источниках сказано, что ему положили в гроб иконку с надписью: «Да любите друг друга». Всю ночь над покойным в храме читали Псалтырь. На похоронной процессии перед гробом несли развернутый российский триколор.

Деда Хасана хотели похоронить рядом с Япончиком, но родственники настояли на церемонии в Грузии. Однако грузинские власти намекнули, что «высоким гостям» гарантий безопасности дать не могут, и похороны решили устроить в Москве. Однако место на знаменитых кладбищах быстро достать не получилось. В результате могила вора в законе находится на Хованском кладбище. Ритуал похорон Хасана был необычным: его похоронили в земле, прочитали молитвы, но потом на могиле разожгли костер по обычаю езидов, считающих огонь священным. После того как пламя потухло, на этом месте поставили православный крест.

Есть мнение, что эпоха воров в законе уходит. Неизвестно, так ли это. Но даже если нет, криминальный мир продолжит создавать новые обычаи и обряды.

На кладбищах нашей необъятной родины можно обнаружить необычные надгробия с изображениями солидных мужчин. Дорогие костюмы, кожаные куртки, наколки и золотые цепи - все это красуется на памятниках, принадлежащих криминальным авторитетам лихих 90-х и их окружению.

То, как выглядят памятники Деда Хасана, Япончика и другие пафосные могилы знаменитых участников бандитских разборок прошлого, смотрите в нашем материале.

Деда Хасана называли главным мафиози России, не знающим пощады и стоящим за всеми воровскими войнами. Настоящее его имя - Аслан Усоян, дата рождения - 28 февраля 1937 года. Своё первое преступление Аслан совершил ещё в детстве, а к 16 годам твёрдо решил, что станет «профессиональным» вором-карманником.

Молодой Аслан Усоян в верхнем ряду посередине

В 18 лет будущий криминальный авторитет получил свой первый срок - полтора года лишения свободы. После этого не раз он оказывался в тюрьме и однажды был «коронован». Став вором в законе, Дед Хасан получил власть над теневым бизнесом практически во всех российских регионах. Относился к ворам «старой школы», неоднократно выступал в роли «арбитра» на разборках крупных банд.

В 2013 году Дед Хасан был застрелен снайпером. Могила криминального авторитета находится на самом входе в Хованское кладбище Москвы. Выглядит она довольно помпезно.

Могила вора в законе Аслана Усояна (Дед Хасан)

Однако его могила уступает по убранству и шику тому творению, которое заказал сын Бори «Газировки» для покойного отца.

Могила Бориса «Газировки» Чубарова

И хоть умер он не так «героически», как Дед Хасан (причина смерти Бориса Чубарова — цирроз печени), для его могилы отгрохали настоящее произведение искусства. На ней красуется памятник самому покойному и автомобиль «Мерседес» — всё в натуральную величину.

Примечательно, что номера на машине несут в себе некий скрытый смысл, о котором известно лишь покойному и заказчику проекта — его сыну. Всё дело в том, что буква «Ф» в российских номерах не используется. Если только это не досадная ошибка скульптора…

Могила Иванькова Вячеслава Кирилловича («Япончик»)

К слову об ошибках, выше изображена могила знаменитого «Япончика» — Иванькова Вячеслава Кирилловича. И почему-то при её создании так торопились, что пропустили одну букву в фамилии, написав вместо «Иванков».

Иваньков являлся одним из главных русских воров в законе и руководителем криминального клана в Москве. 28 июля 2009 года на него было совершенно покушение. 9 октября «Япончик»скончался в больнице от развившегося у него перитонита.

Могила Льва Генкина «Сиськи»

А это могила Генкина Льва Леонтьевича или, как его называли в бандитских кругах, Лёвы «Сиськи». На каждое своё дело Лёва ходил с папочкой под мышкой… Зачем? Таким образом он пытался создать впечатление интеллигентного делового человека и, когда попадался оперативникам, утверждал, что является сотрудником еврейского посольства.

Могила Николая Тутберидзе («Маци»)

Это необычное белое надгробие с памятником сидящего на нём человека расположено на могиле Николая Тутберидзе более известного как Маци. Он скончался в 2003 году от рака. Эта болезнь не щадит никого, будь то простой рабочий или криминальный авторитет.

Портрет Малхаза Минадзе на надгробии его могилы

На надгробии Малхаза Минадзе изображен сам вор в законе и его супруга, которая, к слову, жива и здорова… Очень необычное художественное решение.

А вот ещё несколько могил, которые заметно выделяются на фоне других на кладбище.

Интернет-пользователи высказывают своё возмущение по поводу почестей, с которыми хоронят преступников:

«Откопают историки далекого будущего эти статуи да надгробия и будут изучать, сравнивать с еще более древними античными статуями. Там были боги, философы, императоры.. А в нашей эпохе — воры в законе. Позорище!»

Именно так выглядят последние прибежища криминальных авторитетов, правивших воровским миром в лихие 90-е. Несмотря на все возмущения интернет-пользователей, стоит заметить, что работа скульпторов, выполняющих проекты, удивляет и заслуживает уважения.

А что вы думаете об этих творениях?

Балет - вид искусства, в котором замысел творца воплощается средствами хореографии. Балетный спектакль имеет сюжет, тему, идею, драматургическое наполнение, либретто. Лишь в редких случаях имеют место бессюжетные балеты. В остальных же хореографическими средствами танцоры должны передать чувства персонажей, сюжет, действие. Танцор балета - это актер, при помощи танца передающий взаимоотношения героев, их общение друг с другом, суть происходящего на сцене.

История возникновения и развития балета

Балет появился в Италии в 16 столетии. В это время хореографические сценки входили как эпизод в музыкальное представление, оперу. Позже, уже во Франции, балет получает развитие как пышное, возвышенное придворное действо.

Днем рождения балета во всем мире принято считать 15 октября 1581 года. Именно в этот день во Франции на суд публики свое творение представил итальянский балетмейстер Бальтазарини. Его балет назывался «Церцея» или «Комедийный балет королевы». А продолжительность представления составляла около пяти часов.

Первые французские балеты в своей основе имели придворные и народные танцы и мелодии. Наряду с музыкальными, в спектакле были и разговорные, драматические сцены.

Развитие балета во Франции

Росту популярности и расцвету балетного искусства способствовал Людовик 14-й. Придворные дворяне того времени с удовольствием сами принимали участие в спектаклях. Даже лучезарный король получил свое прозвище «Король-солнце» из-за роли, которую он исполнил в одном из балетов придворного композитора Люлли.

В 1661 году Людовик 14-й стал основателем первой в мире балетной школы - Королевской Академии танца. Руководителем школы стал Люлли, который определил развитие балета на следующее столетие. Так как Люлли был композитором, то он постановил зависимость танцевальных движений от построения музыкальных фраз, а характер танцевальных движений - от характера музыки. В сотрудничестве с Мольером и Пьером Бошаном - учителем танцев Людовика 14-го - создавались теоретические и практические основы балетного искусства. Пьером Бошаном начала создаваться терминология классического танца. По сей день термины для обозначения и описания основных балетных позиций и комбинаций употребляются на французском языке.

В 17 веке балет пополняется новыми жанрами, такими как балет-опера, балет-комедия. Предпринимаются попытки создать спектакль, в котором бы музыка органично отображала сюжетную линию, а танец, в свою очередь, органично вливался в музыку. Таким образом, закладываются основы балетного искусства: единство музыки, танца и драматургии.

Начиная с 1681 года, участие в балетных спектаклях становится доступным для женщин. До того времени танцовщиками балета были только мужчины. Свой законченный вид, как отдельный вид искусства, балет получает лишь во второй половине 18-го века благодаря сценическому новаторству французского балетмейстера Жан Жоржа Новера. Его реформы в хореографии отводили активную роль музыке, как основе для балетного спектакля.

Развитие балета в России

Первый балетный спектакль в России состоялся 8 февраля 1673 года в селе Преображенское при дворе царя Александра Михайловича. Своеобразие русского балета формирует французский балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Он утверждает приоритет женской партии в танце, увеличивает роль кордебалета, усиливает связь между танцем и пантомимой. Настоящую революцию в балетной музыке произвел П.И. Чайковский в своих трех балетах: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Эти произведения, а за ними и постановки, являются непревзойденной жемчужиной музыкального и танцевального жанров, не имеющей себе равных по глубине драматургического содержания и красоте образной выразительности.

В 1783 году Екатерина Вторая создает Императорский Театр Оперы и Балета в Санкт-Петербурге и Большой Каменный театр в Москве. На сценах знаменитых театров прославили русский балет такие мастера как М. Петипа, А. Павлова, М. Данилова, М. Плисецкая, В. Васильев, Г. Уланова и многие другие.

20-й век ознаменовался новаторством в литературе, музыке и танце. В балете это новаторство проявилось в создании танца - пластического танца, свободного от техники классической хореографии. Одним из основателей балета модерн была Айседора Дункан.

Особенности классической хореографии

Одно из основных требований в классической хореографии - это выворотные позиции ног. Первые исполнители балета были придворные аристократы. Все они владели искусством фехтования, в котором использовались выворотные позиции ног, позволяющие лучше двигаться в любых направлениях. Из фехтования требования выворотности перешли в хореографию, что для французских придворных являлось само собою разумеющимся.

Другая особенность балета - исполнение на пальчиках ног - появилась только в 18 веке, когда Мария Тальони впервые использовала эту технику. Каждая школа и каждый танцор вносили свои особенности в искусство балета, обогащая его и делая популярнее.