Как выбрать паспарту для картины. Цветовая гамма паспарту

Картина без рамы, как актер без зрителей. И то и другое неполноценно. Ничто так не украшает изображение, как искусно подобранные рама и паспарту. Это добавляет ей эффектности и завершенности. Картина, как и фотография, становится самостоятельным объектом, который привлекает внимание и восхищает.

Что такое паспарту и для чего оно используется?

К вопросу об определении. Паспарту - это широкая рамка из многослойного картона, которая обрамляет рисунок, фотографию, коллаж или другое произведение искусства. В результате этого создается граница между картиной и рамой. Таким способом принято выделять портреты.

Рамка паспарту применяется для нескольких целей. Среди них можно выделить основные:

  • акцент внимания на отдельных деталях изображения, способствующий усилению воздействия на зрителя;
  • облегчение восприятия произведения за счет его отделения от остального интерьера;
  • защита предмета искусства от отрицательного воздействия окружающей среды.

К тому же паспарту нередко выступает как элемент искусства.

Почему вредна симметрия?

Большая часть готовых паспарту имеет одинаковые размеры со всех сторон. Такой ход оправдан с коммерческой точки зрения, его можно использовать для обоих направлений: книжного и альбомного. Однако такой формат паспарту не всегда уместен с точки зрения эстетики.

Объясняется этот факт особенностями зрительного восприятия человека. При рассмотрении вертикальных объектов наиболее гармоничным будет тот, у которого нижняя часть имеет больший вес. Этот факт известен и широко применяется в печати. Например, латинская буква S или цифра 8 несимметричны. Их нижние чисти слегка увеличены, но в целом они выглядят весьма гармонично.

Так же происходит и с паспарту. Если оно будет слегка увеличено в нижней части, то вся картина будет восприниматься лучше.

Стоит отметить, что симметричная рамка паспарту - это не всегда плохо. К примеру, если само изображение имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления не требуется. Другая ситуация, когда нет необходимости в несимметричном паспарту - это познавательные и научные иллюстрации.

Принципы подбора

Первое, на что нужно обратить внимание, это цвет картона. Во-первых, он должен быть отличающимся от оттенка рамы. Дальше все строится на том эффекте, которого хочется добиться. Если нужно выделить изображение, то его лучше разместить на очень светлом фоне, почти белом или даже совсем белоснежном. Когда нужно добиться уменьшения рисунка, его ограничивают темным паспарту. Самым нейтральным является серый оттенок. Он практически не взаимодействует с изображением.

При выборе оттенка паспарту рекомендуется остановиться на спокойных и приглушенных тонах. Пусть он будет немного перекликаться с оттенком, который использован в самом изображении. Тогда паспарту для рисунка эффектно подчеркнет достоинства. В некоторых случаях таким способом можно приглушить или вовсе скрыть недостатки.

К тому же на паспарту могут быть нанесены орнаменты и линии. Тогда они просто обязаны составлять единое целое с предметом искусства.

Второй момент - выбор рамы. Она должна идеально сочетаться с изображением. Распространенной ошибкой считается подбор рамы под мебель и цвет стен.

Существуют моменты, когда стоит отказаться от паспарту - это картины маслом и огромный формат изображения. В первом случае их просто нет необходимости дополнительно декорировать, а во втором - размер рамы может нарушить восприятие предмета искусства. Есть еще ситуации, когда сами гравюры уже содержат элементы декора, расположенные по краям. Тогда их тоже не нужно убирать в паспарту.

Немного слов о картоне

Его толщина обычно варьируется от 0,5 до 3 миллиметров. Картон для паспарту может быть цветным или однотонным. Во втором случае цвет среза не отличается от его лицевой стороны. А вот первый вариант имеет другой оттенок на срезе. Бывает такое паспарту, что его поверхность имеет текстурный рисунок.

К тому же картон может быть разным по составу. У самого популярного отмечается нейтральный уровень кислотности. Он изготовлен из целлюлозы, которая содержит лигнин. Последний подвергается окислению и портит бумагу рисунка.

Лучшими свойствами обладает картон музейного качества. Он менее подвержен воздействию грибка.

На последней ступеньке стоит картон с качеством консервации. Он изготовлен из натурального хлопка и совсем не позволяет грибку развиваться.

Как определить размер паспарту?

Слишком маленькие поля не будут выполнять своей функции. Но, с другой стороны, чересчур широкое паспарту отвлечет на себя внимание от предмета искусства. В результате этого изображение просто потеряется.

Для боковых и верхнего полей существует правило: ширина паспарту должна лежать в пределах от трети до половины той стороны изображения, которая меньше. Это в большинстве случаев. Но бывают особые ситуации, когда боковые части можно сделать больше. Примером может быть несбалансированное или очень плотное изображение.

Широкое паспарту может быть применено в таких случаях:

  • изображен большой предмет практически на весь рисунок;
  • портрет или натюрморт;
  • пейзажу не хватает неба (увеличить полосу сверху) или моря (сделать низ еще больше).

Примером рамки паспарту для фотографии 10 х 15 могут быть такие размеры: по бокам 5 см, сверху 4 см, снизу 6 см.

Какие существуют варианты паспарту

С кантом. Это планка, изготовленная из дерева или пластика. Ее внешний вид может быть весьма разнообразен. От гладкой до резной, от тонированной и окрашенной до состаренной. Кант играет роль перегородки между паспарту и рисунком и является дополнительным декором.

Многослойное паспарту. Когда используется два или три варианта картона. Они имеют разные оттенки, но обязательно сочетаются с изображением. Причем внутренний слой можно сделать светлее или темнее внешнего.

Способы расположения паспарту

Первый: паспарту под рисунком. В этом случае изображение закрепляется на сплошном листе картона. Для этой цели можно использовать резиновый клей, который легко снять, причем рисунок при этом не испортится. Другой подход: взять уголки или двухсторонние стикеры.

Этот способ не подойдет, если планируется поместить фотографию под стекло. Она может намертво приклеиться и будет безвозвратно утеряна. Следует отметить, что такое паспарту для рисунка добавит жесткости детской поделке, в результате чего ее можно будет легко разместить на стене.

Второй способ: паспарту над рисунком. Это выглядит, как плотная рамка, под которую помещается готовое изделие. Здесь нужно взять два листа картона. Тот, что тоньше, пойдет на подложку, а из более толстого будет изготовлена рамка. В последнем нужно вырезать окошко по размеру рисунка, оставив припуск на 3 мм. Он пойдет на наклонный срез под углом в 45 градусов. Этот скос дает плавности переходу от изображения к паспарту. На подложку нужно закрепить картинку, а потом к ее краям двухсторонней клейкой лентой приклеить верхнюю рамку.

Последний вариант требует больше материальных затрат, но и выглядит солиднее. К тому же с его помощью можно закрыть фотографию стеклом и не беспокоиться о том, что по истечении времени ее невозможно будет достать.

Паспарту играет важнейшую роль в общей концепции обрамления произведения. Данный элемент выступает в роли изысканного завершающего штриха шедевра. Правильно подобранная и идеально выполненная цветная рамка несет ценную эстетическую функцию, уравновешивая или, напротив, «раскрашивая» художественную работу, подчеркивая ее глубину, выделяя нюансы и акцентируя внимание на деталях. Естественно, паспарту призвано также играть роль связующего звена между картиной и рамой, а также окружающим пространством и авторским интерьером.

Однозначного ответа на вопрос о том, как выбрать паспарту, не существует. Об этом вам скажет любой профи искусства обрамления. Каждое произведение - это яркая индивидуальность, неповторимая композиция, имеющая свои нюансы, которые необходимо визуализировать, или некие недочеты, которые требуется скрыть от глаз зрителя.

Пожалуй, о некоторых правилах подбора паспарту сказать все-таки можно. Точнее, их можно назвать скорее некими секретами опытных мастеров, ведь четких правил в данном деле не существует. Работа настолько творческая, тонкая и глубокая, что формировать какие-либо нормы не представляется возможным.

Таинство процесса подбора идеального паспарту: маленькие секреты

Если речь идет о цветной работе, будь то акварельный живописный шедевр или цветное фото, то паспарту подбирается, ориентируясь на колористическую концепцию или цветовой настрой произведения. Здесь можно руководствоваться принципом создания гармонии, подбирая паспарту схожих с композицией тонов, или же сыграть на контрасте.

Паспарту родственных оттенков, которое по своему решению тяготеет к общей цветовой гамме произведения, обладает уникальным свойством зрительного увеличения работы и гармонизации ее цветового строя. Создавая контрастную концепцию, то есть используя паспарту противоположных цветов, появляется возможность выделить цветовые акценты шедевра. Однако здесь следует соблюдать большую осторожность, ни в коем случае не перейти незримую грань и не получить обрамление, при котором паспарту будет визуально более сильным по сравнению с картиной, отвлекая внимание на себя.

Классическим вариантом паспарту считается рамка легких, воздушных кремовых тонов. Такие оттенки абсолютно нейтральны, поэтому могут отлично гармонировать с практически любым произведением. Наряду с паспарту «сливочной» цветовой гаммы достаточно часто мастерами применяются рамки монохромных цветов - белого, черного и серого. Они идеально сочетаются с графическими шедеврами и черно-белыми фото, но не всегда подойдут к цветным работам. При помощи паспарту белого цвета можно визуально расширить произведение, продемонстрировав его глубину и яркость. Черный цвет паспарту сделает работу более резкой и контрастной. Он также может создать некое напряженное настроение и достаточно непростую атмосферу произведения, поэтому применять такие рамки нужно с осторожностью.

Сейчас мы кратко рассказали вам лишь о нескольких секретах подбора идеального паспарту. Все эти нюансы - лишь верхушка огромного айсберга, который представляет собой процесс обрамления произведения. Говорить обо всех аспектах выбора цветной рамки для картин можно часами. Да и стоит ли делать это? Ведь обладание этими секретами, а точнее навыками их материального воплощения доступно лишь настоящим профи багетного искусства, которые настолько тонко чувствуют работу, что могут при одном взгляде на нее решить, какое паспарту станет идеальным завершением концепции. Доверьте данный процесс настоящим мастерам. А себе оставьте удовольствие созерцания удивительного результата. Ваш «Багетчик».

Что такое паспарту?


Паспарту - это цветной картон, который при обрамлении располагают между рамой и изображением.

Задача паспарту - акцентировать внимание на художественной работе. Паспарту создает нейтральную зону между рамой и художественной работой. Цвет и фактура паспарту могут изменить восприятие работы в целом.
Паспарту также защищает работу. Во влажных условиях воздушное пространство между работой и стеклом, предохраняет изображение от внешней среды и от соприкосновения со стеклом. Это предотвращает образование плесени, деформацию работы и цветовую потерю изображения.

Имея богатую палитру цветов и оттенков, паспарту служит инструментом для достижения цветового баланса между рамой и картиной.

Паспарту дает небходимый картине «воздух» и помогает решать декоративные задачи во время художественного оформления.

Изготавливается паспарту, как правило, из листа бумаги или картона, в которых вырезается «окно». «Окна» паспарту могут быть прямоугольные, круглые, овальные или даже многоугольные. Бывает, что на одном листе вырезают несколько «окон».

Картон для паспарту.
Картон для паспарту представляет собой спресованныев 4-5 слоев листы ватмана,сверху покрытые листом цветной бумаги. Для изготовления паспарту используется целлюлоза, сваренная из древесного волокна. Различают стандартный и музейный картон для паспарту.

Размер.
Размер паспарту зависит от задачи, которую ставит оформитель. Старайтесь придерживаться следующим правилам. Верхнее и боковые поля выполняют одного размера, а нижнее - немного больше, дабы избежать визуального эффекта падения картины вниз. И с более широким нижним полем паспарту произведение будет выглядеть гармоничнее. Ширину паспарту выбирайте немного больше либо немного меньше ширины багета. Широкое паспарту придает воздушность картине, узкое создает акцент на раме.

Цвет.
Нужно быть аккуратным в выборе цвета паспарту, так как от него зависит восприятие самого изображения. Как правило, цвет паспарту должен быть отличен от цвета рамы, но иногда одинаковые по цвету, багет и паспарту будут весьма эффектны. Используя нейтральные тона, такие как белый или кремовый, Вы формируете светлое поле вокруг самого изображения, не внося акцентов в его цветовую гамму. Поэтому нейтральные тона применяют при оформлении большинства картин. Такие цвета подсвечивают изображение, и рама на их фоне выглядит как отдельный объект внимания. К тому же они не мешают восприятию самой картины. Кремовый цвет, или цвет слоновой кости, самый популярный цвет паспарту, встречающийся в огромном количестве различных оттенков. Зачастую в двухслойном паспарту применяется близкие оттенки кремового цвета. Белый цвет со своими оттенками наиболее хорошо сочетается с черно-белыми фотографиями и монохромной графикой. Двухслойное паспарту в белых тонах придаст им особую глубину и легкость. А яркий, насыщенный цвет паспарту растворится в изображении, и тем самым расширит его границы и свяжет воедино картину с рамой. Насыщенные цвета, обычно, применяют при оформлении современной графики, что позволяет добиться максимального эффекта в декорации. Также яркие паспарту используют для получения контраста между паспарту и картиной.

Многослойные паспарту.
При декорировании современной графики и фотографий, как правило, применяют одинарные паспарту. Одинарное паспарту также хорошее решение при оформлении детской комнаты. Используя несколько слоев паспарту, возможно создать специальный цветовой эффект, при этом каждая цветная полоска может играть различные роли: сделать акцент на изображении, связать раму с картиной, придать ему шарм и особую индивидуальность. Зачастую как нижний слой используют золотой цвет, который классно сочетается с рамами золотистых тонов. Как правило, при использовании трехслойного паспарту третий слой повторяет первый.
Паспарту не применяют в оформлении картин, написанных маслом на холсте, так как они не требуют дополнительного декорирования и защиты стеклом. При очень больших размерах картины и недостатке места на стене использовать паспарту также не желательно. Некоторые гравюры или печатные картины уже имеют определенные поля, например, с названием или подписью автора, поэтому их тоже не стоит оформлять с паспарту.

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее. На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.
У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», - пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.
Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.
Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.
Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.
Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме, так и цветные.

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рисунку это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

Однотонные паспарту производятся в широкой цветовой гамме (от снежного белого до глубокого черного ).

Изготавливается паспарту , из листа картона в форме листа покрытого с двух сторон слоями бумаги (лицевая сторона покрывается цветным слоем ). Палитра цветов паспарту достаточно разнообразна: от ярких и основных цветов до мягких полутонов.

Имея богатую палитру цветов и оттенков , паспарту служит инструментом для достижения цветового баланса между рамой и картиной . Паспарту дает небходимый картине «воздух» и помогает решать декоративные задачи во время художественного оформления .

Очень важно следить при подборе именно за цветовым сочетанием . Для черно-белых работ используется такое же паспарту и рама : белое-белое , черное-черное , белое-черное и наоборот, может быть какие-то градации серого. Белый цвет и его оттенки наиболее часто применяются при оформлении черно-белых фотографий и монохромной графики. При оформлении цветных работ очень важно следить за тончайшими нюансировками цвета и света на изображении, и тем, где и как паспарту будет размещено, в каком стиле выдержан интерьер. Темные паспарту усиливают интенсивность красок на картине , в зависимости от их оттенка, выделяют теплые или, наоборот, холодные тона в ее гамме. Старинные гравюры и офорты очень часто требуют для своего оформления паспарту спокойных пастельных оттенков , которые не отвлекают внимание от самой работы.

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Насыщенные цвета , как правило, применяются при оформлении современной графики и постеров. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач. Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. В большинстве случаев цвет паспарту отличается от цвета рамы , хотя иногда, встречается удачное сочетание близких по цвету рамы и паспарту . С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении. Кремовый , или цвет взбитых сливок , - это нейтральный белый с легким желтоватым оттенком без малейшей примеси серого или розового . Это давно уже неотъемлемый элемент "новой" цветовой гаммы , гармонично сочетающийся со светлым сланцевым серым, цветом камня , замши и шоколадным коричневым. В двухслойном паспарту очень часто используются оттенки кремового цвета . Цвет слоновой кости - это мягкий белый , он милее глазу, чем белоснежный. Наверное, более всего наш глаз помнит об этом цвете по пианино, с его привычными эбеновыми и цвета слоновой кости клавишами. В искусстве интерьера сочетание черного и слоновой кости позволяет добиваться самых драматических звучаний: так, паркет в черную и белую шахматную клетку, запечатленный на полотнах голландских мастеров, сохраняет свою притягательность на протяжении веков. Цвет слоновой кости не только способен отражать свет, но и создает ощущение тепла. Его хорошо сочетать с приглушенными темными красками . Цвет слоновой кости очень популярен, и поэтому существует огромное количество всевозможных оттенков паспарту этого цвета .

Если речь идет о черно-белых изображениях , то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного ).

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее. На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окном, сквозь которое зритель смотрит на то, что находится за плоскостью картины .

У каждого цвета есть свои недостатки. Белый цвет паспарту может излишне отвлекать от самого изображения, а черный иногда негативно влияет на правильное восприятие тональностей.

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту - это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту - это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле - и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).


Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).


Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).


Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.


Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.