Каково положение женщины в романе что делать. Образ Веры Павловны в романе Н.Г

Женщина для «новых людей» - товарищ и единомышленник. Лопухов отходит от Веры Павловны, подавляя в себе зоологическую ревность и эгоистическое самолюбие. Он поступает с разумным учетом истинных потребностей, каждого в отдельности и всех вместе.

Новое отношение к любви

Любовь для них источник творчества. Это светлое чувство укрепляющее и вдохновляющее на труд, борьбу и подвиги: «если бы во мне был какой-нибудь зародыш гениальности, я с этим чувством (любовь) стал бы великим гением». Для новых людей только тот любит, «у которого светлеет мысль и укрепляются руки; любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться...». Показывая ситуации любовного треугольника, Чернышевский иронически опровергает упреки «проницательных читателей», что он пропагандирует безнравственность и разводы.

Отличие «новых людей» от «лишних» людей: на смену пассивным и оторванным от народа лишним людям (мыслителям по преимуществу) пришли энергичные, волевые, деловые, активные выходцы из демократических слоев, мыслители и борцы одновременно: «Каждый из них человек отважный, неколеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело. И с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, поэтому на него всегда можно положиться».

    Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка сюжета, более свойственная французским авантюрным романам, - загадочное самоубийство, описанное в первой главе «Что делать?», - была, по общепринятому мнению всех исследователей, своего...

    Николай Гаврилович Чернышевский - создатель произведения особого жанра - художественно-публицистического романа «Что делать?». В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини...

    Николай Гаврилович Чернышевский - создатель произведения особого жанра - художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини...

    Если есть на свете “крылатые” фразы, то должны быть и “крылатые” вопросы. Вечно парят они в воздухе, которым дышит человек разумный. Мне кажется, что умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него. Например, английская литература...

  1. Новое!

    Н. Г. Чернышевский в своем романе "Что делать?" необычный упор делает на здравомыслящем эгоизме. Почему же эгоизм разумный, здравомыслящий? На мой взгляд потому, что в этом романе мы впервые видим "новый подход к проблеме", "новых...

Женский вопрос

комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщины в обществе и семье, охраны материнства и младенчества, путей освобождения женщины от угнетения. Ж. в. в марксистско-ленинском понимании - часть вопроса об условиях победы социалистической революции и построения коммунистического общества.

Подчинённое, бесправное или неполноправное положение женщины в семье и обществе, освященное религией, характерно для всех классовых антагонистических формаций. Капитализм создал условия для всё большего вовлечения наёмного женского труда в общественное производство, но подверг женщину дискриминации в отношении оплаты труда, сохранил её прежнее подчинённое положение в семье, социальное и культурное закрепощение и породил Ж. в. как неотъемлемую часть вопроса общесоциального и рабочего вопроса, в частности. «... Женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает; во-вторых, - и это главное - они остаются в “домашнем рабстве”, ”домашними рабынями“, будучи задавлены самой мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой отупляющей человека работой кухни и вообще одиночного домашне-семейного хозяйства», - отмечал В. М. Ленин в 1921 (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 368-69). Эта характеристика условий жизни женщины в капиталистическом обществе в значительной мере сохраняет свою силу, несмотря на известное улучшение её положения после 2-й мировой войны, связанное с общим подъёмом рабочего и общедемократического движения.

Вовлечение женщины при капитализме в общественное производство, с одной стороны, и сохранение её бесправного положения - с другой, порождают известную противоречивость в отношении буржуазного общества к женщине. Идеологические предшественники Великой французской революции видели в угнетённом положении женщины нарушение «естественных прав человека». Горячий сторонник женского равноправия А. Кондорсе, один из выразителей идеологии французской буржуазии периода Великой французской революции, выступавшей в то время под лозунгами «свободы, равенства, братства», рассматривал рабское положение женщин как следствие глубоко укоренившихся предрассудков во взглядах на женщину и, игнорируя, как и др. буржуазные авторы, классово-экономические корни Ж. в., видел путь к эмансипации женщины в юридическом равноправии и в воспитании [позднее с защитой сходных взглядов выступил английский философ, экономист и социолог Дж. С. Милль - автор книги «О подчинении женщины» (1869)]. В годы Великой французской революции, которая нанесла сокрушительный удар феодальным отношениям, были приняты законы, несколько улучшавшие правовое положение женщины. Так, в 1791 был принят закон о женском образовании. Декретом от 20 сентября 1792 женщине были предоставлены некоторые гражданского права. В апреле 1794 Конвентом был принят закон, направленный на облегчение разводов. Но уже в годы термидорианской реакции эти завоевания были существенно урезаны.

Кодекс Наполеона (1804) и буржуазные гражданские кодексы в других странах резко ограничивают гражданские права женщины, ставят её в подчинённое мужчине положение в вопросах о семье, браке, разводе, родительской власти, имуществе.

Юридическое и фактическое бесправие женщины нашло теоретическое «обоснование» в трудах многих буржуазных авторов. По мнению французского философа О. Конта, сторонника т. н. биологической теории, весьма распространённой в буржуазной литературе, неравноправное положение женщины в обществе определяется «естественной слабостью женского организма»; общественного равенства между мужчиной и женщиной, по мнению Конта и многих др. буржуазных авторов, не может быть; исключительное призвание женщины - семейные обязанности. Подобная биологическая трактовка Ж. в., объявляющая его вечным и неразрешимым, распространена в капиталистических странах с теми или иными модификациями и поныне.

В конце 19 - начале 20 вв. в Германии и др. странах получила распространение буржуазно-мещанская «теория» трёх «К» (немецкое Kirche, Küche, Kinder - церковь, кухня, дети), которыми, по мнению приверженцев этой «теории», должен ограничиваться круг интересов женщины. Эта концепция была позднее в основном воспринята фашистами. Она близка, с определёнными коррективами, взглядам некоторых современных буржуазных теоретиков Ж. в., которые приводят в качестве «довода»-против участия женщины в общественном производстве и общественной жизни соображения о физиологических особенностях женщины как матери или будущей матери.

Однако закономерности развития капиталистического общества, так же как и развитие науки, техники и культуры, втягивающие женщин в производство, культурную и общественную деятельность, выявляют несостоятельность подобных концепций, что было раскрыто идеологами революционной демократии и особенно идеологами пролетариата. Социалист-утопист Ш. Фурье показал, что степень освобождения женщины есть мерило всякого освобождения в каждом данном обществе. В отличие от буржуазных защитников женского равноправия, социалисты-утописты (Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.) понимали связь между угнетённым положением женщины и характером буржуазного общества: женская эмансипация - важный пункт их планов переустройства общества. Русские революционные демократы 19 в. сделали ещё один шаг вперёд в подходе к Ж. в. они отметили исключительную важность вовлечения женщины в общественную жизнь и призвали её к активной революционной борьбе.

Наиболее ярким защитником раскрепощения женщины среди русских революционеров демократов был Н. Г. Чернышевский, в романе которого «Что делать?» выведен образ женщины, вырвавшейся из узкого семейного круга и завоевавшей себе право на независимое существование и активную общественную деятельность. Однако путь к освобождению, намеченный в романе Чернышевского, отражает элементы утопизма, содержащиеся в его учении.

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые вскрыли классовые корни Ж. в. и показали, что решение его в пользу трудящихся женщин в капиталистическом обществе невозможно, что первым условием действительного освобождения женщины является уничтожение строя капиталистической эксплуатации. Основанные на их идеях решения 1-го Интернационала об охране труда работниц не только раскрывали связь угнетённого и униженного положения женщин с частной собственностью на средства производства и эксплуатацией человека человеком, но и показывали несостоятельность прудонистского подхода к Ж. в. (Прудон и его сторонники выступали против участия женщины в общественно полезном труде), создавали теоретическую базу для развития пролетарского женского движения. Маркс, Энгельс и Ленин рассматривали угнетённые массы трудящихся женщин как величайший резерв пролетарской революции. «Пролетариат, - писал В. И. Ленин, характеризуя диалектическую связь между пролетарской революцией и решением Ж. в., - не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы для женщин» (там же, т. 40, с. 158). Исключительно важную роль в пропаганде и развитии марксистских взглядов по Ж. в. сыграла книга А. Бебеля «Женщина и социализм» (1879). Существенный вклад в марксистскую постановку Ж. в. внесли труды и деятельность К. Цеткин, Н. К. Крупской и др.

Потребности капиталистического производства, развитие демократического и пролетарского движения, в частности женского движения (См. Женское движение), содействовали определённому прогрессу в законодательстве о женском образовании и женском труде (См. Женский труд), а также некоторому общему улучшению правового положения женщины. Так, например, в Великобритании ещё в 1847 был издан закон об ограничении 10 часами рабочего дня для женщин, что рассматривалось основоположниками марксизма как крупный успех рабочего класса; за ним последовали новые законы об охране женского труда. Женщинам стал открываться доступ в профсоюзы (конгресс тред-юнионов принципиально решил этот вопрос в 1889). Стали создаваться женские средние школы, первоначально исключительно для девушек из состоятельных семей. Во 2-й половине 19 в. женщинам в Великобритании был открыт доступ к профессии учительницы, а позднее - и к другим профессиям. В 1858 женщины получили право развода (но до 1938 женщина имела меньше прав, чем мужчина, в вопросах развода), в 1870-1900 - ряд уступок в области гражданского права. Женщины-налогоплательщицы получили в 1869 ограниченное право участия в муниципальных выборах. В 1918 в Великобритании замужним женщинам, женщинам - съёмщицам квартир и обладательницам университетских дипломов в возрасте старше 30 лет было предоставлено избирательное право; но только в 1928 право участвовать в выборах получили все женщины, достигшие 21 года. Однако, несмотря на некоторое улучшение формально-юридического статуса женщины в Великобритании, здесь сохраняется открытая дискриминация женщин в области оплаты труда. В США женщины получили доступ к профессии учительницы уже в 1-й половине 19 в., а в 50-70-е гг. - к т. н. свободным профессиям. В 1848 замужние женщины получили в США право иметь собственность. Но законодательное ограничение рабочего дня женщин было впервые введено только в 1874 в штате Массачусетс. С 1880 женщин начали принимать в «мужские» профсоюзы. В 1920 вступила в силу 19-я поправка к конституции США о недопустимости ограничения избирательных прав для женщин. Во Франции женские лицеи были открыты по закону 1880, а первый закон, регулирующий условия женского труда, был принят в 1892 (закон устанавливал 11-часовой максимальный рабочий день; в 1904 рабочий день для женщин был сокращён до 10 часов). Вносившиеся во Франции с 1848 законопроекты об избирательном праве для женщин не имели успеха в течение почти 100 лет. Лишь в 1944 французским женщинам было предоставлено избирательное право. В Германии избирательное право было впервые предоставлено женщинам Веймарской конституцией 1919. Приход гитлеровцев к власти в 1933 повлек за собой лишение женщин тех политических и социальных завоеваний, которых они добились в ходе длительной и упорной борьбы. В царской России женщины были лишены избирательных прав в Государственную думу, а также в т. и. органы местного самоуправления. Несмотря на распространённость женского труда, в России до 80-х гг. совершенно отсутствовало законодательство по его охране. Рабочий день в отраслях производства, где преобладал женский труд, был длиннее, чем в отраслях, где были заняты мужчины, а оплачивался он почти вдвое ниже, чем мужской. Действовавшее в России законодательство ставило женщину в подчинённое положение в семье. Февральская революция 1917 предоставила женщинам избирательное право, сохранив их неравенство в области гражданского права.

Условия для подлинного решения Ж. в. были впервые в истории созданы в Советском государстве, рожденном Великой Октябрьской социалистической революцией. В первые же месяцы существования Советской власти были отменены все законы, закреплявшие неравенство женщин. Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства, принятое 2-м Всероссийским съездом Советов , предусматривало участие организаций работниц, наряду с др. массовыми организациями, в управлении государством. Политическое равноправие женщин было закреплено в первой советской конституции (1918). Рядом актов 1917-18 Советская власть полностью уравняла женщину с мужчиной в трудовом праве, правах гражданских, семейно-брачных, в области образования, приняла меры по охране женского труда, материнства и младенчества, закрепила принцип равной оплаты за равный труд. В результате создания социалистических производственных отношений, индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции было в основном осуществлено фактическое равенство женщины с мужчиной в советском обществе (особенно большие трудности пришлось преодолеть в борьбе за раскрепощение женщин Советского Востока, где на его пути стояли вековые традиции рабского положения женщины). Права женщин зафиксированы в ст. 122 Конституции СССР: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни». Возрастающая многообразная государственная помощь женщине-матери обеспечивает женщине возможность пользоваться этими правами. Сеть учреждений, созданных для охраны матери и ребёнка, растет из года в год. В 1971 в постоянных детских садах и яслях находилось 9,5 млн. детей (в 1914-4,5 тыс.). В 1956 отпуск по беременности и родам был увеличен с 77 до 112 дней. Пенсии по старости предоставляются женщине на 5 лет раньше мужчин и при меньшем (на 5 лет) стаже работы (многодетные матери пользуются дополнительными льготами по пенсионному обеспечению).

В СССР глубоко укоренилось уважение к женщине как к равноправному и деятельному гражданину социалистического государства. Женщины (53,9% населения СССР в начале 1971) составляли в 1970 51% численности рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве страны (24% в 1928), 48% работников, занятых в промышленности. Среди специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1968 было 58% женщин (с высшим образованием 52%, со средним специальным образованием - 63%), причём число их возросло по сравнению с 1928 в 58 раз. 31% инженеров, 38% техников, 72% врачей (до революции 10%), 69% педагогов и культурно-просветительских работников, 39% научных работников - женщины (1968). Среди избранных 14 июня 1970 депутатов Верховного Совета СССР 8-го созыва 463 женщины (30,5%; среди депутатов Верховного Совета 1-го созыва, избранного в 1937, их было 16,5%). Женщины составляют 45,8% депутатов местных Советов депутатов трудящихся (выборы 1971). Научно-технический прогресс содействует освобождению женщин от домашнего труда и их дальнейшему вовлечению в производственную и общественную деятельность.

Решение Ж. в. в СССР имеет огромное международное значение. Опыт решения Ж. в. в СССР был использован др. социалистическими странами. Законодательство этих стран гарантирует равноправие женщин. Женщины широко используют право на труд, образование, участие в общественно-политической жизни.

Эмансипация женщин в социалистических странах в целом осуществлена. Однако устранение остатков фактического неравенства женщины в быту - длительный процесс, который будет завершен в результате осуществления постепенного перехода от социализма к коммунизму. Программа КПСС предусматривает создание всех социально-бытовых условий, позволяющих выполнить эту задачу.

Под влиянием примера социалистических стран, прежде всего СССР, общего роста демократических и социалистических сил и новых потребностей, вызванных к жизни научно-технической революцией, дальнейшие существенные изменения происходят в положении женщин во всём мире. Права, за которые женское движение вело борьбу в течение десятилетий (избирательное право, право на труд и др.), признаны в большинстве капиталистических стран, в молодых независимых государствах и провозглашены в ряде международных документов, в том числе в Уставе ООН (1945), в резолюции (1946) и конвенции (1952) о политических правах женщин, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в Декларации ООН о ликвидации дискриминации женщин (1967), в конвенции Международной организации труда о равной оплате за равный труд (1951) и в её рекомендации о труде женщин с семейными обязанностями (1965).

Наибольшие изменения достигнуты в странах развитого капитализма и в развивающихся странах в борьбе за юридическое равноправие женщин, в первую очередь в области политических прав. Если до 1917 только в 6 странах (Новая Зеландия, Австралия, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия) женщины имели избирательные права, а в 1917-20 их получили женщины примерно ещё в 11 странах, то в начале 1970, по данным ООН, в 121 стране женщины имели право избирать и быть избранными во все органы государственной власти. Участие женщин в политической жизни после 2-й мировой войны значительно усилилось. Но процент женщин в парламентах и даже в местных органах власти капиталистических стран очень низок. В некоторых странах число женщин - депутатов парламентов сокращается (во Франции с 39 в 1946 до 6 в 1968, в США с 19 в конгрессе 87-го созыва до 13 в конгрессе 92-го созыва и т. д.).

Оторванность значительной части женщин от экономической и общественно-политической жизни, низкий политический и культурный уровень, в ряде стран массовая неграмотность (в конце 60-х гг. женщины составляли более 85% общего числа неграмотных во всём мире) препятствуют их активному участию в политической жизни. Во многих буржуазных странах сохраняется юридическое неравноправие женщины в семейно-брачных отношениях. Сохраняется дискриминация женщин в оплате труда. Законы о равной оплате за равный труд, принятые в ряде стран (Италия, Франция, ФРГ, Аргентина, Канада, Турция и др.), как и международной конвенции, нарушаются. В Великобритании в конце 60-х гг. из 9 млн. работающих женщин только 1,5 млн. получали равную с мужчинами зарплату. В США (данные конца 60-х гг.) женщины, составляющие 51% населения и 37% работающих, получают за свой труд на 42% меньше мужчин, причём этот разрыв в зарплате в 50-60-х гг. увеличился. Дискриминация в отношении женщин проявляется и в трудностях при получении профессии и образования и в отсутствии необходимых условий для сочетания работы с выполнением своих семейных обязанностей. В ряде капиталистических стран доля женщин среди работников высокой квалификации остаётся крайне незначительной. В США только 1% инженеров, 3% юристов, 7% врачей и 9% учёных - женщины. Уровень безработицы среди женщин составлял в 1969 в США 4,7%, а среди мужчин 2,8%. Во всех несоциалистических странах особенно страдают от дискриминации крестьянки и с.-х. работницы.

Возникновение в результате распада колониальной системы империализма новых независимых государств сопровождается процессом эмансипации женщин и усилением их роли в общественно-политической жизни. В развивающихся странах Азии и Африки делаются первые шаги в области обеспечения равноправия женщин, решения проблемы их занятости в общественном производстве, преодоления архаичных обычаев и пережитков в семейных отношениях, ликвидации неграмотности (в конце 60-х гг. более 85% женщин в Африке были неграмотны).

Неравноправное положение женщин тормозит общественный прогресс в несоциалистических странах. В этих странах борьба против дискриминации женщин остаётся одной из важных задач рабочего и общедемократического движения.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О женском вопросе, М., 1971; Бебель А., Женщина и социализм, [пер. с нем.], М., 1959; Цеткин К., Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой!, [пер. с нем.], М., 1960; её же, Заветы Ленина женщинам всего мира, М., 1958; Крупская Н. К., Женщина-работница, 2 изд., М.-Л., 1926; её же, Женщина Страны советов - равноправный гражданин, [М.], 1938; Коллонтай А. М., Избранные статьи и речи, М., 1972; Миловидова Э., Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия. Под ред. и с введением К. Цеткин, М. - Л., 1929; Бильшай В., Решение женского вопроса в СССР, 2 изд., М., 1959; Женщины и дети в СССР. Статистич. сб., М., 1969; Роль женщины в современном обществе. Материалы обмена мнениями, проводившегося в журн. «Проблемы мира и социализма» в 1962 г., Прага, 1963; Петрова Л. И., Международная демократическая федерация женщин за мир, равноправие и счастье детей, М., 1956; Смирнова Р. М., Положение женщины в странах Африки, М., 1967; Бережная Н. А., Положение и борьба трудящихся женщин стран Латинской Америки, М., 1969; Браун Л., Женский вопрос, пер. с нем., М., 1922.

А. Б. Герман.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Женский вопрос" в других словарях:

    Англ. women s question; нем. Frauenfrage. Комплекс специфических проблем, связанных с положением и ролью женщин в обществе и семье. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Так уж получилось у Чернышевского, что характер Веры Павловны в его романе стал самым разработанным и постепенно превратился в композиционный центр книги. Уже говорилось, что многое в этом интереснейшем портрете списано с живой натуры, и поэтому добросовестное описание, как фотография, невольно открывает многое в столь важном для автора и его романа образе, тем более, женском.

Начнем с начала – с песенки, которую Вера Павловна поет по-французски. Откуда она так хорошо знает этот язык высшего сословия и к тому же дает его уроки? Ведь она выросла в малообразованной и глубоко безнравственной семье: отец – вор и взяточник, мать – грубая хитрая пьяница без совести и каких-либо следов знания языков. Несколько лет не очень прилежного хождения Верочки в плохонький пансион знания иностранного языка не дают, нужны гувернантка-француженка дома и учительница-француженка в институте благородных девиц, чтение книг и журналов, на этом языке должны говорить родители и их гости, как оно положено в свете. Ничего этого в жизни девушки не было.

Уже из этой характерной для автора мелочи видно, что нарушает собственный теоретический принцип «Бытие определяет сознание», ибо героиня его вопреки своей малограмотной семье, бездуховной среде, четырем годам пансиона и низкому происхождению высокообразованная и высоконравственная особа с очень передовыми взглядами на жизнь и хорошо подвешенным языком, подкованная политэкономически и юридически, способная организовать и снабдить постоянными заказами швейную мастерскую и веселое девичье общежитие при ней. Откуда это все вдруг взялось – непонятно.

В романе Тургенева или Гончарова это было бы всем очевидной, непростительной ошибкой против законов реалистической художественности, а у Чернышевского этих несообразностей на фоне полной общей фантастичности его главной книги никто и не заметил. Все видели идеи, а не малохудожественные способы их высказывания. Автор сознательно допускает такие грубоватые смещения в своем весьма гибком, услужливом реализме (потом его правильно назвали социалистическим), чтобы показать угнетенную женщину, вырывающуюся ради просвещения и передовых идей из дурной среды и смело борющуюся за свои права, за свою свободу. Ведь иначе невозможно было правильно поставить и далее развить в романе идею знаменитого «женского вопроса», то есть проблемы равных прав женщины и мужчины в русском обществе. Этот «вопрос» и есть главное содержание мыслей, поступков, снов и мечтаний Веры Павловны.

«Женский вопрос» – один из главных в революционно-демократической идеологии и пропаганде. Ибо разночинцы хотели привлечь на свою сторону женщин, обещая им успешную борьбу за их права, высокие общественные идеалы, новую роль в обществе, юридическое и экономическое равенство, высшее и среднее образование (ведь женщин не принимали в университеты, а гимназий и училищ для них не существовало), равенство в браке и любви, воспитании детей. Опять раскол проходит через главное в русском обществе и бытии – через семью. В полувосточной полукультурной стране (друг Чернышевского Добролюбов называл ее «темным царством»), где девушки и замужние еще не так давно сидели взаперти в теремах, такие идеи неизбежно увлекали передовых, жаждущих общественной деятельности женщин и становились большой силой. Они пошли в общественность, а потом и в революцию (об этом написаны Тургеневым «Новь» и стихотворение в прозе «Порог»).

Верочка сразу начинает бороться со своей низкой средой и говорит своей наставнице в этических вопросах, прогрессивно мыслящей француженке Жюли: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того не хочу и не хочу. Я знаю только то, что не хочу никому поддаваться, хочу быть свободна, не хочу никому быть обязана ничем». То очевидное , что честнейшая Жюли – женщина легкого поведения, Верочку и автора романа мало волнует. Далее Чернышевский указывает пути, как такой передовой девушке устроить свою жизнь хорошо, стать лучом света в темном царстве.

Ей надо вырваться из подвала, как Верочка именует свое «гадкое семейство», жизнь с матерью и отцом, найти новых смелых людей с прогрессивными взглядами, которые ей помогут, просветят, найдут и укажут ей выход. Верочка обратила взгляды на симпатичного учителя своего брата, студента военно-медицинской академии Дмитрия Лопухова. Он говорит с ней о новых идеалах, борьбе за счастье всех людей, дает читать Фейербаха и другие умные книги «добрых людей», рассказывает о какой-то новой, полной взаимного уважения любви, построенной на теории разумного эгоизма, то есть естественного и законного стремления каждого человека к своей пользе: «Ваша личность в данной обстановке – факт; ваши поступки – необходимые выводы из этого факта, делаемые природою вещей. Вы за них не отвечаете, а порицать их – глупо». А это и есть знаменитая теория «Все дозволено». Следуя ей, можно прыгнуть в коляску любовника, а можно и «идейно» взяться за топор.

Далее студент-просветитель уже предпринимает практические действия ради спасения страдающей в своей грубой семье Верочки, но выход он видит и предлагает ей один: бегство девушки из семьи и фиктивный брак без согласия родителей. Передовая девушка сразу соглашается и говорит студенту: «Мы будем друзьями». Но затем подробно описывает устройство их будущей семейной жизни, основанное на полной экономической независимости друг от друга (тут Верочка с ее четырьмя годами пансиона надеется на уроки, которые она будет давать) и уединенном проживании в разных комнатах. Так что одной дружбы бойкой девушке мало. Венчает их добрый демократический священник, начитавшийся того же Фейербаха и потому спокойно преступающий церковные правила и светские законы. Вот и основы новой семьи. Для многих они оказались удобны и привлекательны.

Итак, с помощью Верочки читатели узнали новую мораль, новые взгляды на любовь и женские права, способы спасения с помощью тайного брака (часто фиктивного), новый порядок семейной жизни. Женщина – не вещь, ею никто не может обладать, она не должна зависеть от мужчины материально, брак свободен, любовь свободна, она не несет никакой ответственности за свои поступки, совершенные для своего блага по методе разумного эгоизма, может полюбить, а может и разлюбить и оставить прежнего мужа и детей ради более смелого и достойного борца за счастье всех людей. Государство, церковь и общество, включая сурового автора «Анны Карениной», твердили нарушившей законы нравственности и общежития женщине, что она грешна, виновна, и по грехам наказывали ее. Лопухов утверждает другое: «Вы не виноваты». Так что под паровоз бросаться не надо… Вот и начала складываться энциклопедия новой морали, по которой потом жили и действовали тысячи и тысячи русских передовых интеллигентов. У Веры Павловны нашлось множество благодарных последовательниц.

Далее Вера Павловна четко указывает и обосновывает практические пути экономического раскрепощения русской женщины. Это общее, то есть всем полезное и прогрессивное дело. Вера Павловна организует на неизвестно откуда взявшиеся деньги свою знаменитую швейную мастерскую, где по новому порядку усердно работают и честно делят поровну заработанные деньги неизвестно откуда взявшиеся очень хорошие образованные девушки. Они живут в большой общей квартире, имеют общий стол и вместе делают покупки одежды, обуви и т. п. Откуда они берут на это деньги, если месячный заработок швеи несколько рублей, а только за квартиру в год надо платить около двух тысяч – это автора не интересует и остается без объяснений. Конечно, пошло коллективное чтение «умных книг» вслух как в лицее, целенаправленное самообразование, групповые походы в театр и за город с диспутами на политические темы. За всем этим стоит откровенная пропаганда революционно-демократических идей Чернышевского.

Словом, сбылась научно-фантастическая мечта французского утопического социалиста Шарля Фурье, и в центре Петербурга благополучно образовались фаланга – ячейка нового справедливого общества и фаланстер – социалистическое общежитие. Выясняется, что такие мастерские очень выгодны и прогрессивны (хотя простой расклад на конторских счетах показывает обратное: низкая стоимость ручного труда русских швей не соответствует высокой цене на привозные ткани, приклад, американские швейные машины, плате за аренду и налогам, не говоря уже о неизбежных взятках и воровстве и немалых расходах на фаланстер-общежитие), и Вера Павловна и ее подруги открывают новые их филиалы и модный магазин на Невском проспекте. Этот обозначенный в романе Чернышевского путь освобожденного женского труда сразу стал популярен, и таких мастерских и общежитий-коммун в реальной России возникло множество, ибо все женщины хотели освободиться, хорошо зарабатывать, попасть в новую культурную среду, встретить там « новых » мужчин и таким путем решить, наконец, пресловутый «женский вопрос». Главной книгой, которая там передавалась и читалась вслух, был изданный за границей или переписанный от руки роман « ».

Роман Чернышевского «Что делать?» написан в 1862-1863 годах и имеет характерный подзаголовок – «Из рассказов о новых людях». Чернышевский, как позднее В.И. Ленин, был гением популяризации.

Когда Верочке исполнилось шестнадцать лет, она перестала учиться у фортепьянного учителя в пансионе, а сама стала давать уроки в том же пансионе; потом мать нашла ей и другие уроки». Важнейшей чертой характера Веры Павловны является глубокое отвращение ко всякого рода угнетению, стремление к независимости и свободе.

Н.Г. Чернышевский

То же самое говорит она и Лопухову: «Главное — независимость! Делать, что хочу,- жить, как хочу, никого не спрашиваясь, ничего ни от кого не требовать, ни в ком, ни в ком не нуждаться! Она отличается гордым, свободолюбивым и решительным характером.

Надо знать его место в прошлом и настоящем, реальную правду о книге Чернышевского и нам сегодня

Как и другие «новые люди» Чернышевского, она может быть счастлива только тогда, когда приносит радость и счастье другим людям. Она знает, что личное счастье «невозможно без счастья других». Вера Павловна не может и не хочет обманывать ни себя, ни других. Полюбив Кирсанова, она понимает, что было бы недостойно и нечестно обманывать себя и Лопухова, и первая рассказывает о овоём чувстве Лопухову.

Вера Павловна — не «синий чулок», она заботится о своей внешности, со вкусом одевается, сохраняет женственность и обаятельность. Вера Павловна — не схема, а обыкновенный живой человек, каких во времена Чернышевского было немало. Она одна из тех женщин, которые, прокладывая ебе путь, ведут за собой других к свободе и счастью. Его роман «Что делать?» вообще является полемиче­ским по отношению к консервативной и либерально-дворян­ской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышев­ский тоже полемичен.

Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского. Личное счастье» было провозглашено «альфой и омегой» человеческой жизни, пределом желаний, венцом стремлений. Чернышевский считал, что человек не может быть счастлив «сам с собой». Только в общении с людьми может он быть действительно свободен. И именно с этой точки зрения исключительный интерес представляет этическая теория Чернышевского.

В 1889 году Чернышевский получил позволение переехать в родной Саратов, где и скончался

Но и поведение своих героев в быту он рассматривал как участие их в борьбе за это «пересоздание» общества. Эгоизм «новых людей» тоже строится на расчете и выгоде отдельного человека. Положительным человеком в истинном смысле может быть только человек любящий и благородный». Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле. Искать счастья в эгоизме — ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно»,- пишет он в «Очерках гоголевского периода русской литературы».

Роман Чернышевского исполнен размышлений автора о прошлом, настоящем и будущем России

В центре его внимания – человек. Думаю, что «теория разумного эгоизма», о которой писал Чернышевский в XIX веке, применима и к нашему времени, ведь истории свойственно повторение. В авторском осмыслении в нем изображалась русская жизнь в прошлом, настоящем и будущем.

Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна не только наделены высокими нравственными достоинствами, но волей и энергией, поэтому жизнь свою они могут строить согласно своим принципам. Независимые в своих суждениях, трудолюбивые, они стремятся не только к личному счастью, но и к общему благополучию и к тому, чтобы «помогать этому скорее прийти».

Идеалы свободы и правды, которые они исповедуют, определяют их жизненное поведение - высокую дружбу, самоотверженность, уважение к человеку. Один из наиболее значительных для того времени - женский вопрос - также решался в романе с принципиально новых позиций. Счастье ее не только в любви, в семейной жизни, но и в полезной трудовой и общественной деятельности. Можно предполагать, что имелось в виду и революционное воздействие.

Новые люди» создают и новые отношения в своем окружении

Об этом свидетельствовал Плеханов, когда писал: «Кто не читал и не перечитывал это знаменитое произведение? Для русской молодежи, - писал известный революционер князь П. Кропоткин, - роман «Что делать?» стал своего рода откровеньем и программой. Ни одна из повестей Тургенева, никакое произведение Толстого или какого-либо другого писателя не имели такого широкого и глубокого влияния на русскую молодежь, как эта повесть Чернышевского. Сказано же в его предисловии от автора: «У меня нет ни тени художественного таланта.

Надо учитывать и огромный авторитет Чернышевского в демократической среде, безоговорочно поклонявшейся своему вождю и учителю

Но сначала надо выяснить, кто, когда и с какой целью этот уникальный роман написал. Будущий вождь революционной демократии родился в семье саратовского священника, то есть принадлежал к духовному сословию, которое не было ни правящим, ни привилегированным, ни подлинно культурным. Ему были знакомы и близки идеи теоретиков французского утопического социализма. У английского буржуазного философа И. Бентама позаимствована теория разумного эгоизма, которой руководствуются персонажи романа «Что делать?».

К этому времени относится его знакомство с малороссийским историком Н.И. Костомаровым, сосланным в Саратов за оппозиционную деятельность. В «Современнике» начал печататься цикл статей Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы», выдвинувший их автора в первый ряд критиков и публицистов. Произошло знаменательное знакомство Чернышевского с даровитым и столь же трудоспособным студентом из семинаристов Н.А. Добролюбовым, его будущим ближайшим соратником и единомышленником.

Именно с нею продуманно борется всеми своими идеями и образами роман Чернышевского. Но «счастье всех» становится возможным только в том обществе, о котором мечтали и к которому стремились герои Чернышевского. Эту великую цель писатель перед собой поставил, и ее он в своем социально-утопическом романе достиг.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из рассказов о новых людях

(Роман, 1863)

Вера Павловна (Розальская) — главная героиня. «...Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами — «густые хорошие волоса», с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица — «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по-южному; здоровье хорошее...» — такой видит В. П. Лопухов в момент знакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительного нрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что В. П. — его любовница. Ему не верят, и он обещает доказать это, приведя В. П. на обед с приятелями, однако получает твердый отказ героини. Не принимает В. П. и его предложения выйти за него замуж.

Несмотря на юность и неопытность, героиня выказывает зрелость характера. На совет Жюли Ле-Теллье выйти за Сторешни-кова она отвечает: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу... Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Тем не менее В. П. наивно верит в искренность любви к ней Сторешникова, и только Лопухову удается раскрыть ей глаза. Героиня просит его найти ей место гувернантки, сначала ему удается это, но потом они получают отказ. В. П. даже подумывает о самоубийстве, настолько жизнь дома становится для нее невыносимой. И тогда полюбивший ее Лопухов предлагает ей другой выход — выйти фиктивно за него замуж.

Обсуждая с Лопуховым план совместной жизни, В. П. просит его обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они так и живут — как брат с сестрой, в раздельных комнатах, встречаясь на «нейтральной территории» для совместной трапезы или разговора. В. П. организует на новых экономических началах (прибыль распределяется между работницами) мастерскую-товарищество, которая становится главным делом ее жизни. В какой-то момент В. П. понимает, что, несмотря на семейный лад и прекрасные отношения с Лопуховым, она не любит его, а любит Кирсанова. Она пытается углубить отношения с мужем, сделав их более земными и страстными, однако это — лишь бегство от самой себя. Идиллии не получается. В конце концов Лопухов исчезает, инсценировав самоубийство, чтобы освободить В. П. для нового союза. Героиня обретает подлинное счастье с Кирсановым.

В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини. Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется — и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает, что она — невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, В. П. может называть ее «любовью к людям».

Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов и Мер-цалов, и первый разъясняет второму отличие чистой, то есть реальной, грязи от грязи гнилой, то есть фантастической. Реальная грязь — та, в которой есть движение, жизнь (ее признаки — труд и дельность). В гнилой грязи соответственно жизнь и труд отсутствуют. В. П. видит свою мать Марью Алексевну в обстановке нищеты, бледную и изнуренную, зато добрую, видит себя на коленях у офицера или нанимающейся на работу и получающей отказ. «Невеста своих женихов, сестра своих сестер» объясняет В. П., что она должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именно ей, а злой та стала из-за условий, в которых вынуждена была жить. Если изменится обстановка, то и злые станут добрыми.

Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее дневник (хотя В. П. никогда не вела его). В этом дневнике — история ее отношений с Лопуховым. Последнюю страницу В. П. в испуге читать отказывается, и тогда ее наставница читает сама. Суть в том, что В. П. сомневается в истинности своего чувства к Лопухову: ее любовь к нему — скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба, признательность, но только не любовь, какая нужна ей... В. П. хочет любить Лопухова и не хочет обижать его, но сердце ее стремится к Кирсанову.

Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви — Астарту, Афродиту, «Непорочность». Наконец, она узнает в светлой красавице, которая ведет ее через разные эпохи развития человечества, саму себя — свободную женщину. Женщину, которая любит и которая любима. «...Это она сама, но богиня». Видит В. П. и Хрустальный дворец-сад, благодатные нивы, весело работающих и также весело отдыхающих людей — образ будущего, которое «светло и прекрасно». Ее семейное счастье и ее мастерская, по мысли автора, прообраз этого счастливого будущего, его зародыш.