Кто играет джаз. Смотреть что такое "Джаз" в других словарях

Джаз – явление музыки ХХ века

Джаз представляет собой значительную часть американской музыкальной культуры. Возникнув на базе народной музыки, музыки черных американцев, джаз превратился в самобытное профессиональное искусство, оказывая заметное влияние на развитие современной музыки.

Джазовую музыку называют американским искусством, вкладом Америки в искусство. Джаз получил признание и среди тех, кто в основном воспитывался на традициях западноевропейской концертной музыки.

Сегодня джаз имеет приверженцев и исполнителей во всех частях света, проник в культуру всех стран. Справедливо сказать, что джаз – это всемирная музыка, и первая в этом плане.

Джаз (англ. jazz) сложился в южных штатах США на рубеже XIX – XX веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры. Носителями африканской культуры выступали американские негры – потомки рабов, вывезенных из Африки. Это проявилось в обрядовых плясках, рабочих песнях, духовных гимнах – спиричуэлс, лирических блюзах и рэгтаймах, госпелсах (негритянских псалмах) возникших на протяжении XVIII – XX веков в процессе ассимиляции неграми культуры белого населения США.

Основные черты джаза - основополагающая роль ритма, регулярная метрическая пульсация, или «бит» (англ. beat – биение), мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения (swing), импровизационное начало и т. д. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки.

Джаз является по преимуществу исполнительским искусством. Впервые это слово появилось в 1913 г. в одной из сан-францисских газет, в 1915 г. вошло в название джазового оркестра Т. Брауна, выступавшего в Чикаго, а в 1917 г. появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским оркестром Original DixieIand Jazz (Jass) Band.

Происхождение слова «джаз» само по себе довольно неясно. Тем не менее не вызывает никакого сомнения. Что оно имело довольно вульгарный смысл в то время, когда его стали применять к этому виду музыки – приблизительно в 1915 г. Следует подчеркнуть, что первоначально это название музыке дали белые, показывая свое к ней пренебрежительное отношение.

Первое время слово «джаз» можно было услышать только в сочетании «джаз-бэнд», обозначавшем небольшой ансамбль в составе трубы, кларнета, тромбона и ритм-секции (это могли быть банджо или гитара, туба или контрабас), интерпретировавший мелодии спиричуэлс, рэгтаймов, блюзов и популярных песен. Исполнение представляло собой коллективную полифоническую импровизацию. Позднее коллективная импровизация сохранялась лишь во вступительных и заключительных эпизодах, а в остальных солировал один голос, поддержанный ритм-секцией и несложным аккордовым звучанием духовых.

В Европе XVIII в., когда импровизация являлась обычной чертой музыкального исполнения, импровизировал только один музыкант (или певец). В джазе, при условии определенного согласия даже восемь музыкантов могут импровизировать одновременно. Именно это происходило в самом раннем стиле джаза – в так называемых ансамблях «диксиленд».

Блюз является самой важной и влиятельной из всех афро-американских идиом для джаза. Блюз, используемый в джазе, не обязательно отражает грусть или печаль. Эта форма представляет собой соединение элементов традиций Африки и Европы. Блюз поется с мелодической спонтанностью и с высокой эмоциональностью. В начале 20-х годов, а возможно и раньше блюз стал не только вокальным, но и инструментальным жанром.

Подлинный рэгтайм появился в конце 1890-х годов. Он сразу же стал популярным и подвергся всевозможным видам упрощения. В основе своей рэгтайм был музыкой для исполнения на инструментах, имеющих клавиатуру, подобной клавиатуре пианино. Не вызывает сомнения тот факт, что танец «кейкуок» (сначала основывавшийся на на элегантной стилизованной пародии на жеманные манеры белых южан) предшествовал рэгтайму, поэтому должна была быть и музыка «кейкуок».

Различают так называемые нью-орлеанский и чикагский стиль джаза. Уроженцы Нью-Орлеана создали наиболее известные ансамбли и произведения джаза. Ранний джаз обычно исполнялся маленькими оркестрами от 5 до 8 инструментов и отличался определенным инструментальным стилем. В джаз проникают чувства, отсюда больший эмоциональный подъем и глубина. В своей завершающей фазе центр развития джаза перемещается в Чикаго. Его виднейшими представителями стали трубачи Джо Кинг Оливер и Луи Армстронг, кларнетисты Дж. Доддс и Дж. Нуи, пианист и композитор Джелли Ролл Мортон, гитарист Дж. Сент-Сир и ударник Уоррен Бэби Доддс.

Исполнение пьес одним из первых джазовых коллективов – Original Dixieland Jazz-Band – в 1917 году было записано на грампластинки, а с 1923 года начинается систематическая грамзапись джазовых пьес.

Широкие круги публики США познакомились с джазом сразу после окончания первой мировой войны. Его техника была подхвачена большим числом исполнителей и наложила отпечаток на всю развлекательную музыку США и Западной Европы.

Однако начиная с 20-х и до середины 30-х годов было принято применять слово «джаз» без разбора почти ко всем видам музыки, которые испытывали влияние джаза в ритмическом, мелодическом и тональном плане.

Симфоджаз (англ. simphojazz) - стилевая разновидность джаза в сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.

К началу 30-х годов на смену нью-орлеанскому и чикагскому джазу пришел стиль «свинг» (swing), который олицетворялся «биг-бэндами», включавшими 3-4 саксофона, 3 трубы, 3 тромбона и ритм-секцию. Термин «свинг» пришел с Луи Армстронгом и применялся при определении того стиля, в котором сильно чувствовалось его влияние. Увеличение состава заставило перейти к исполнению предварительно созданных аранжировок, записанных на ноты или разучиваемых прямо на слух по непосредственным указаниям автора. Наиболее значительный вклад в «свинг» внесли Ф. Хендерсон, Э. Кеннеди, Дюк Эллингтон, У. Чик Уэбб, Дж. Ландсфорд. В каждом из них сочетался талант руководителя оркестра, аранжировщика, композитора и инструменталиста. Вслед за ними появились оркестры Б. Гудмена, Г. Миллера и других, которые заимствовали технические достижения негритянских музыкантов.

К исходу 30-х годов «свинг» исчерпал себя, превратившись в набор формально-технических приемов. Многие видные мастера «свинга» начинают развивать жанры камерного и концертного джаза. Выступая в составе небольших ансамблей, они создают серию пьес, адресованных в равной мере как танцующей публике, так и сравнительно узкому кругу слушателей-знатоков. Эллингтон записал со своим оркестром сюиту «Реминисценция в темпе», которая вывела джаз за рамки трехминутного танцевального номера.

Решающий перелом наступил в начале 40-х годов, когда группа музыкантов возглавили новое направление джаза, назвав его звукоподражательным словом «бибоп». Он положил начало модерн-джазу (англ. modern jazz - современный джаз) – этим термином принято обозначать стили и направления джаза, возникшие после господства свинга. Бибоп утверждал окончательный разрыв джаза с областью развлекательной музыки. В художественном отношении он открыл дорогу самостоятельному развитию джаза как одной из ветвей современного музыкального искусства.

В 40-х годах самым популярным оркестром был оркестр Гленна Миллера. Тем не менее честь подлинного творчества в джазе в эти годы принадлежит Дюку Эллингтону, который, по словам одного критика, выпускал шедевры, кажется, каждую неделю.

В конце 40-х годов возникает направление «прохладного» джаза (англ. cool jazz), характеризуемого умеренной звучностью, прозрачностью красок и отсутствием резких динамических контрастов. Возникновение этого направления связано с деятельностью трубача М. Дейвиса. В дальнейшем «прохладный» джаз практиковался по преимуществу коллективами, работавшими на западном побережье США.

В джазе 40 – 50-х годов гармонический язык становится все более и более хроматическим, даже «неодебюссианским», и музыканты исполняют сложные популярные мелодии. В то же время они продолжают выражать традиционную сущность блюза. И музыка сохраняла и расширяла жизненность своей ритмической основы.

Самые важные события в истории джаза концентрируются вокруг композиторов, которые синтезируют музыку и придают ей общие формы, а затем вокруг отдельных музыкантов, изобретательных солистов, которые периодически обновляют джазовый словарь. Порой эти этапы взаимозаменяются, от синтеза Мортона – к нововведениям Армстронга, от синтеза Эллингтона – к нововведениям Паркера.

Со второй половины ХХ века увеличивается количество самых различных художественных концепций и манер исполнения джазовой музыки. Заметный вклад в усовершенствование техники джазовой композиции был внесен ансамблем «Модерн Джаз Квартет», который синтезировал принципы «бибоп», «прохладного джаза» и европейской полифонии XVII - XVIII веков. Эта тенденция привела к созданию развернутых пьес для смешанных составов оркестров, включавших академических оркестрантов и джазовых импровизаторов. Это еще более углубило разрыв между джазом и областью развлекательной музыки и окончательно оттолкнуло от него широкие круги публики.

В поисках подходящего заменителя танцующая молодежь начала обращаться к жанру бытовой негритянской музыки «ритм-энд-блюз» (rhythm-and-blues), сочетающему экспрессивное вокальное исполнение в блюзовом стиле с энергичным аккомпанементом ударных и репликами электрогитары или саксофона. В этом виде музыка послужила предшественницей «рок-н-ролла» 50 - 60-х годов, оказавшего большое влияние на сочинение и исполнение популярных песен. В свою очередь, «буги-вуги», пользовавшиеся большой популярностью в США в конце 30-х годов (на самом деле они гораздо старше), являются стилями блюза, исполняемого на пианино.

В конце 50-х годов к «ритм-энд-блюз» присоединился другой популярный жанр – «соул» (англ. soul – душа), представляющий собой светский вариант одной из ветвей негритянской духовной музыки.

Другая тенденция джаза конца 60 - начала 70-х годов обусловлена возрастанием интереса к фольклору и профессиональному музыкальному искусству Азии и Африки. Появляется ряд пьес разных авторов, построенных на материале народных напевов и танцев Ганы, Нигерии, Судана, Египта и стран Аравийского полуострова.

В конце 60-х годов в США сложился жанр джазовой музыки с использованием традиционного рока, под влиянием негритянского музыканта Майлза Дэвиса и его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной и доступной. Бум «интеллектуального» рока и новизна стиля сделали его крайне популярным в середине 1970-х годов. Позднее джаз-рок распался на несколько более специфических форм, часть его адептов вернулась к традиционному джазу, некоторые пришли к откровенной поп-музыке и лишь немногие продолжали искать пути для более глубокого взаимопроникновения джаза и рока. Современные формы джаз-рока более известны как фьюжн.

На протяжении десятилетий развитие джаза носило по преимуществу стихийный характер и в значительной мере определялось случайным стечением обстоятельств. Оставаясь прежде всего феноменом афро-американской культуры, система музыкального языка джаза и принципы его исполнительства постепенно приобретают интернациональный характер. Джаз способен с легкостью ассимилировать художественные элементы любой музыкальной культуры, сохраняя при этом свою самобытность и целостность.

Появление джаза в Европе в конце 1910-х годов сразу же привлекло внимание передовых композиторов. Отдельные элементы структуры, интонационно-ритмические обороты и приемы использовали в своих произведениях К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский, М. Равель, К. Вейль и другие.

Вместе с тем влияние джаза на творчество этих композиторов носило ограниченный и непродолжительный характер. В США слияние джаза с музыкой европейской традиции породило творчество Дж. Гершвина, вошедшего в историю музыки в качестве виднейшего представителя симфонического джаза.

Таким образом, историю джаза можно изложить на основе развития ритмических секций и отношения джазовых музыкантов к партии трубы.

Европейские джазовые ансамбли стали возникать в начале 1920-х годов, но вплоть до окончания второй мировой войны отсутствие поддержки со стороны массовой аудитории вынуждало их исполнять главным образом эстрадно-танцевальный репертуар. После 1945 года на протяжении последующих 15-20 лет в большинстве столиц и крупных городов Европы сформировались кадры инструменталистов, владеющих техникой исполнения практически всех форм джаза: М. Легран, Х. Литлтон, Р. Скотт, Дж. Данкворт, Л. Гуллин, В. Шлетер, Я. Квасницкий.

Джаз функционирует в обстановке, где он соревнуется с другими видами популярной музыки. В то же время он является таким популярным искусством, которое получило высшую и широко принятую оценку и уважение и привлекло внимание как критиков, так и ученых. К тому же изменения в других видах популярной музыки иногда кажутся капризом моды. Джаз, со своей стороны, эволюционирует и развивается. Его исполнители много взяли из музыки прошлого и построили на ней свою музыку. И, как сказал С. Дэнс, «лучшие музыканты всегда были впереди своих аудиторий» .


Список использованной литературы

Джаз / Музыкальная энциклопедия. Т. 2. С. 211-216.

Михайлов Дж. К. Размышления об американской музыке // США. Экономика, политика, идеология. 1978. №12. С. 28-39.

Переверзев Л. Рабочие песни негритянского народа // Сов. музыка. 1963. №9. С. 125-128.

Троицкая Г. Певец в джазе. К гастролям зарубежной эстрады // Театр. 1961. №12. С. 184-185.

Уильямс М. Краткая история джаза // США. Экономика, политика, идеология. 1974. №10. С. 84-92. №11. С. 107-114.

Как род музыки сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур - европейской и африканской. Из африканских элементов можно отметить полиритмичность, многократную повторяемость основного мотива, вокальную экспрессивность, импровизационность, которые проникли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора - обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами.

Слово «jazz» , первоначально «jazz-band» , стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев.

Для знакомства можно послушать и Cesaria Evora , и, , и много других .

Так что же такое Acid Jazz ? Это фанковый музыкальный стиль со встроенными элементами джаза, фанка 70-х годов, хип-хопа, соула и др. стилей. Он может быть сэмплированным, он может быть «живым», и может быть смесью двух последних.

В основном, Acid Jazz делает упор на музыку, а не текст/слова. Это клубная музыка которая ставит целью заставить вас двигаться.

Первый сингл в стиле Acid Jazz был «Frederick Lies Still» , автор Galliano . Это была кавер-версия произведения Curtis Mayfield «Freddie"s Dead» из фильма «Superfly» .

Большой вклад в продвижение и поддержку стиля Acid Jazz внес Gilles Peterson , который был диджеем на KISS FM. Он был одним из первых, кто основал Acid Jazz лэйбл. В конце 80-х - начале 90-х появилось много исполнителей Acid Jazz , которые представляли собой как "живые" команды - , Galliano, Jamiroquai, Don Cherry , так и студийные проекты - PALm Skin Productions, Mondo GroSSO, Outside, и United Future Organization .

Конечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля, но всё таки он был включен в таблицу, ибо любой джаз исполняемый "биг-бендом" очень сильно выделяется на фоне отдельных исполнителей джаза и небольших коллективов.
Количество музыкантов в биг-бендах обычно колеблется от десяти до семнадцати человек.
Сложился в конце 1920-х годов, состоит из трех оркестровых групп : саксофоны - кларнеты (Reels), медные духовые инструменты (Brass, в дальнейшем выделились группы труб и тромбонов), ритм-секция (Rhythm section - фортепиано, контрабас, гитара, ударные музыкальные инструменты). Расцвет музыки биг-бэндов , начавшийся в США в 1930-е годы, связан с периодом массового увлечения свингом.

Позднее, вплоть до настоящего времени, биг-бэнды исполняли и исполняют музыку самых разных стилей. Однако, по существу, эра биг-бэндов начинается значительно раньше и восходит ко временам американских менестрельных театров второй половины 19 века, нередко увеличивавших исполнительский состав до нескольких сот актеров и музыкантов. Послушайте The Original Dixieland Jazz Band, King Oliver"s Creole Jazz Band, The Glenn Miller Orchestra, And His Orchestra и вы оцените всю прелесть джаза в исполнении биг-бендов.

Джазовый стиль, сложившийся в начале - середине 40-х годов 20 века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии.
Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов. Кроме всего прочего, отличительной чертой всех бибоповцев стала эпатажная манера поведения. Изогнутая труба «Диззи» Гиллеспи, поведение Паркера и Гиллеспи, нелепые шляпы Монка и т. д.
Возникнув как реакция на повсеместное распространение свинга, бибоп продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций.

В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих танцевальных оркестров, бибоп - это экспериментальное творческое направление в джазе, связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо) и антикоммерческое по своей направленности.
Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной, интеллектуальной, но менее массовой «музыке для музыкантов». Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на переборе аккордов вместо мелодий.
Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист , трубач , пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк , барабанщик Макс Роуч . Если хотитете Be Bop , послушайте , Michel Legrand, Joshua Redman Elastic Band, Jan Garbarek, Modern Jazz Quartet .

Один из стилей современного джаза, сформировавшийся на рубеже 40-х - 50-х годов 20 века на основе развития достижений свинга и бопа. Происхождение этого стиля прежде всего связано с именем свингового саксофониста-негра Л. Янга , разработавшего противоположную звуковому идеалу хот-джаза «холодную» манеру звукоизвлечения (так называемого Lester sound); он же ввел впервые в обиход сам термин «кул». Кроме того, предпосылки кул-джаза обнаруживаются в творчестве многих музыкантов бибопа - таких, например, как Ч. Паркер, Т. Монк, М. Дэвис, Дж. Льюис, М. Джексон и других.

Вместе с тем кул-джаз имеет существенные отличия от бопа . Это проявилось в отходе от тех традиций хот-джаза, которым следовал боп, в отказе от чрезмерной ритмической экспрессивности и интонационной неустойчивости, от нарочитого подчеркивания специфически негритянского колорита. В этом стиле играли: , Stan Getz, Modern Jazz Quartet, Dave Brubeck, Zoot Sims, Paul Desmond .

С постепенным снижением активности рок-музыки, начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока музыка фьюжн стала более прямолинейной. Одновременно многие начали понимать, что электрический джаз мог бы стать более коммерческим, продюсеры и некоторые музыканты начали искать такие комбинации стилей, чтобы увеличить продаваемость. Они действительно успешно создали вид джаза, более доступный для среднего слушателя. В течение последних двух десятилетий возникло много различных комбинаций, для которых промоутеры и публицисты любят использовать выражение "Современный Джаз", применяемое для описания "слияний" джаза с элементами поп-музыки, ритм-энд-блюза и "всемирной музыки".

Однако слово "кроссовер" более точно обозначает суть дела. Кроссовер и фьюжн достигли поставленной цели и увеличили аудиторию джаза, особенно благодаря тем, кто пресытился другими стилями. В некоторых случаях эта музыка заслуживает внимания, хотя в основном содержание джаза в ней сводится к нулю. Примеры стиля кроссовер занимают область от (Al Jarreau) и записей вокала (George Benson) до (Kenny G), "Spyro Gyra" и " " . Во всем этом есть влияние джаза, но, тем не менее, эта музыка укладывается в область поп-искусства, которое представляют Gerald Albright, George Duke, саксофонист Bill Evans, Dave Grusin, .

Диксиленд - наиболее широкое обозначение музыкального стиля самых ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов, записавших пластинки с 1917 до 1923 года. Так же это понятие распространяется на период последующего развития и возрождения Новоорлеанского джаза - New Orlean’s Revival , продолжавшегося после 1930-ых годов. Некоторые историки относят Диксиленд только к музыке белых групп, играющих в новоорлеанском джазовом стиле.

В отличие от других форм джаза, репертуар пьес у музыкантов Диксиленда оставался весьма ограниченным, предлагая бесконечные изменения тем в пределах одних и тех же мелодий, сочинённых на протяжении первого десятилетия 20 века и включал в себя рэгтаймы, блюзы, уанстепы, тустепы, марши и популярные мелодии. Для исполнительского стиля Диксиленд характерным было сложное переплетение отдельных голосов в коллективную импровизацию всего ансамбля. Открывающий соло исполнитель и продолжавщие его игру другие солисты как бы противостояли «риффингу» остальных духовых, вплоть до заключительных фраз, исполняемых обычно барабанами в виде четырёхдольных рефренов, которым в свою очередь отвечал весь ансамбль.

Главными представителями этой эпохи являлись The Original Dixieland Jazz Band, Joe King Oliver, and his Famous Orchestra, Sidney Bechet, Kid Ory, Johnny Dodds, Paul Mares, Nick LaRocca, Bix Beiderbecke и Jimmy McPartland . Музыканты Диксиленда в сущности искали возрождение классического Новоорлеанского джаза прошлых лет. Эти попытки оказались весьма успешными и благодаря последующим поколениям продолжаются по сей день. Первое из возрождений традиций диксилендов имело место в 1940-ые годы.
Вот лишь некоторые джазмены, которые играли диксиленд: Кенни Болл, Lu Watters Yerna Buena Jazz Band, Turk Murphys Jazz Band .

Отдельную нишу в сообществе джазовых стилей с начала 70-х годов заняла немецкая фирма ECM (Edition of Contemporary Music - Издательство современной музыки), постепенно ставшая центром объединения музыкантов, исповедовавших не столько привязанность к афро-американскому происхождению джаза, сколько возможность решать самые разнообразные художественные задачи, не ограничивая себя определенной стилистикой, но в русле творческого импровизационного процесса.

Со временем все же выработалось определенное лицо фирмы, которое привело к выделению артистов этого лейбла в широкомасштабное и ярко выраженное стилистическое направление. Ориентация создателя лейбла Манфреда Айхера (Manfred Eicher) на объединение в единое импрессионистическое звучание разнообразных джазовых идиом, всемирного фольклора и новой академической музыки позволила с помощью этих средств претендовать на глубину и философское осмысление жизненных ценностей.

Расположенная в Осло главная студия записи фирмы очевидным образом коррелирует с главенствующей ролью в каталоге скандинавских музыкантов. В первую очередь это норвежцы Jan Garbarek, Terje Rypdal, Nils Petter Molvaer, Arild Andersen, Jon Christensen . Однако география ECM охватывает весь мир. Здесь и европейцы Dave Holland, Tomasz Stanko, John Surman, Eberhard Weber, Rainer Bruninghaus, Михаил Альперин и представители неевропейских культур Egberto Gismonti, Flora Purim, Zakir Hussain, Trilok Gurtu, Nana Vasconcelos, Hariprasad Chaurasia, Anouar Brahem и многие другие. Не менее представителен американский легион - Jack DeJohnette, Charles Lloyd, Ralph Towner, Redman Dewey, Bill Frisell, John Abercrombie, Leo Smith . Первоначальный революционный порыв изданий фирмы превратился со временем в медитативно-отстраненное звучание открытых форм с тщательно отшлифованными звуковыми пластами.

Часть приверженцев мэйнстрима отрицает путь, избранный музыкантами этого направления; однако джаз, как мировая культура, развивается, несмотря на эти возражения, и дает весьма впечатляющие результаты.

В противовес рафинированности и прохладности стиля кул, рациональности прогрессива на Восточном побережье США молодые музыканты в начале 50-х годов продолжили развитие, казалось бы, уже исчерпавшего себя стиля бибоп. В этой тенденции сыграл существенную роль рост самосознания афроамериканцев, характерный для 50-х годов. Вновь было обращено внимание на сохранение верности афроамериканским импровизационным традициям. При этом все достижения бибопа были сохранены, но к ним прибавились многие наработки кула и в области гармонии, и в сфере ритмических структур. Музыканты нового поколения, как правило, имели хорошее музыкальное образование. Это течение, получившее название "хардбоп" , оказалось весьма многочисленным. В него включились трубачи Майлс Дэйвис, Фэтс Наварро, Clifford Brown, Donald Byrd , пианисты Телониус Монк, Хорас Силвер , барабанщик Art Blake , саксофонисты Sonny Rollins, Hank Mobley , Кэннонболл Эддерли, контрабасист Paul Chambers и многие другие.

Для развития нового стиля оказалось существенным еще одно техническое новшество, заключающееся в появлении долгоиграющих пластинок. Появилась возможность записывать продолжительные соло. Для музыкантов это стало соблазном и трудным испытанием, поскольку не каждый в состоянии полноценно и емко высказываться в течение долгого времени. Первыми этими преимуществами воспользовались трубачи, модифицировавшие манеру Диззи Гиллеспи до более спокойной, но глубокой игры. Наиболее влиятельными оказались Фэтс Наварро и Клиффорд Браун . Основное внимание эти музыканты уделяли не виртуозным скоростным пассажам в верхнем регистре, а продуманным и логичным мелодическим линиям.

Горячим джазом принято считать музыку новоорлеанских пионеров второй волны, чья наивысшая творческая активность совпала с массовым исходом новоорлеанских джазовых музыкантов на Север, преимущественно в Чикаго. Этот процесс, начавшийся вскоре после закрытия Сторивилла вследствие вступления США в Первую Мировую Войну и объявления по этой причине Нового Орлеана военным портом, знаменовал собой так называемую Чикагскую эпоху в истории джаза. Главным представителем этой школы был Луи Армстронг. Ещё выступая в ансамбле Кинга Оливера, Армстронг внёс революционные по тем временам изменения в концепцию джазовой импровизации, перейдя от традиционных схем коллективной импровизации к исполнению индивидуальных сольных партий.

С эмоциональным накалом, характерным для манеры исполнения этих сольных партий и связано само название этого вида джаза. Термин Hot первоначально был синонимом джазовой сольной импровизации для подчёркивания отличий в подходе к солированию, произошедших в начале 1920-ых годов. В дальнейшем, с исчезновением коллективной импровизации, это понятие стали связывать со способом исполнения джазового материала, в частности с особенным звучанием, определяющим инструментальный и вокальный стиль исполнения, так-называемого хотирования или хот-интонации: совокупности особенных способов ритмизации и специфических интонационных особенностей.

Возможно самое спорное движение в истории джаза возникло с появлением "свободного джаза". Хотя элементы "Free Jazz" существовали задолго до появления самого термина, в "экспериментах" Коулмена Хокинса, Пи Ви Расселла и Ленни Тристано , но только к концу 1950-х усилиями таких пионеров, как саксофонист и пианист Сесил Тэйлор , это направление оформилось как самостоятельный стиль.

То, что сотворили эти два музыканта вместе с другими, включая Джона Колтрэйна , Альберта Эйлера и сообществ вроде Sun Ra Orchestra и группы, называвшейся The Revolutionary Ensemble, состояло в разнообразных изменениях в структуре и чувстве музыки.
Среди новшеств, которые вводились с воображением и большой музыкальностью, был отказ от последовательности аккордов, что позволяло музыке двигаться в любом направлении. Другое фундаментальное изменение было найдено в области ритмики, где "свинг" был или пересмотрен, или игнорировался в целом. Другими словами, пульсация, метр и грув больше не являлись существенным элементом в этом прочтении джаза. Ещё один ключевой компонент был связан с атональностью. Теперь музыкальное изречение больше не строилось на обычной тональной системе.

Пронзительные, лающие, конвульсивные ноты заполнили полностью этот новый звуковой мир. Свободный джаз и сегодня продолжает существовать, как жизнеспособная форма выражения, и фактически уже не является столь спорным стилем, каким он принимался на заре своего возникновения.

Возможно самое спорное движение в истории джаза возникло с появлением "свободного джаза".

Cовременное стилевое направление, возникшее в 1970-е годы на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора.
Для наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизационность, сочетающаяся с композиционными решениями, использование гармонических и ритмических принципов рок-музыки, активное воплощение мелодики и ритмики Востока, внедрение в музыку электронных средств обработки и синтезирования звука.

В этом стиле расширился диапазон применения ладовых принципов, сам набор различных, в том числе и экзотических ладов. В 70-е годы джаз-рок становится неимоверно популярным, в него идут наиболее активные музыкантские силы. Более развитый в отношении синтеза различных музыкальных средств джаз-рок получил название "фьюжн" (сплав, слияние). Дополнительным импульсом для "фьюжн" послужил очередной (уже не первый в истории джаза) поклон в сторону европейской академической музыки.

Во многих случаях фьюжн фактически становится комбинацией джаза с обычной поп-музыкой и легким ритм-энд-блюзом; кроссовером. Амбиции музыки фьюжн на музыкальную глубину и расширение возможностей так и осталось невыполненными, хотя в редких случаях поиск продолжается, например, в группах типа "Tribal Tech" и в ансамблях Чика Кориа. Слушайте: Weather Report, Brand X, Mahavishnu Orchestra, Miles Davis, Spyro Gyra, Tom Coster, Frank Zappa, Urban Knights, Bill Evans, из новых Niacin, Tunnels, CAB .

Современный фанк относится к популярным направлениям джаза 70-х и 80-х, в которых аккомпаниаторы играют в стиле черного поп-соул, в то время как сольные импровизации имеют более творческий и джазовый характер. Большинство саксофонистов этого стиля используют собственный набор простых фраз, которые состоят из блюзовых выкриков и стонов. Они основываются на традиции, перенятой из саксофоновых соло в ритм-н-блюзовых вокальных записях, подобных Кингу Кертису в записях с "Coasters", Джуниору Уолкеру с вокальными группами лейбла "Мотаун", Дэйвиду Сэнборну с "Blues Band" Пола Баттерфилда. Видная фигура в этом жанре - , который часто играл соло в стиле Хэнка Кроуфорда с использованием фанкоподобного аккомпанемента. Значительная часть музыки , и их учеников использует этот подход. , также работают в стиле "современного фанка".

Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

Первоначальное определение "джаз-рока" было наиболее ясным: сочетание джазовой импровизационности с энергетикой и ритмами рок-музыки. Вплоть до 67 года миры джаза и рока существовали практически раздельно. Но к этому времени рок становится более творческим и усложняется, возникает психоделический рок, соул-музыка. В то же время некоторым джазовым музыкантам стал надоедать чистый хардбоп, но они не хотели играть и трудную для восприятия авангардистскую музыку. В результате две различных идиомы начали обмениваться идеями и объединять свои силы.

Начиная с 1967 года, гитарист Ларри Кориелл , вибрафонист Гэри Бертон , в 1969 году барабанщик Билли Кобэм с группой "Dreams", в которой играли братья Брекер, начали осваивать новые просторы стиля.
К концу 60-х Майлс Дэйвис обладал необходимым потенциалом для перехода к джаз-року. Он был одним из создателей модального джаза, на основе которого, используя ритмику 8/8 и электронные инструменты, делает новый шаг, записав альбомы "Bitches Brew", "In a Silent Way". Вместе с ним в это время оказывается блестящая плеяда музыкантов, многие из которых позже становятся основополагающими фигурами этого направления - (John McLaughlin), Джо Завинул (Joe Zawinul), Хэрби Хэнкок . Характерный для Дэйвиса аскетизм, лаконичность, философская созерцательность оказались как нельзя кстати в новом стиле.

К началу 1970-х джаз-рок имел собственное отдельное лицо как творческий джазовый стиль, хотя и высмеивался многими пуристами от джаза. Главными группами нового направления стали "Return To Forever", "Weather Report", "The Mahavishnu Orchestra" , различные ансамбли Майлса Дэйвиса . Они играли высококачественный джаз-рок, который объединял огромный набор приемов и джаза и рока. Asian Kung-Fu Generation, Ska - Jazz Foundation, John Scofield Uberjam, Gordian Knot, Miriodor, Trey Gunn, трио , Andy Summers, Erik Truffaz - непременно стоит послушать, чтобы понять как многообразна прогрессивная и джаз-роковая музыка.

Стиль jazz-rap был попыткой соединить вместе афро-американскую музыку прошлых десятилетий с новой доминирующей формой настоящего, что позволило бы отдать дань и вселить новую жизнь в первый элемент этого - фьюжн, - а также расширить горизонты второго. Ритмы jazz-rap были полностью заимствованы из hip-hop, а сэмплы и звуковая текстура в основном пришли из таких направлений музыки, как cool jazz, soul-jazz и hard bop.

Этот стиль был самым крутым и знаменитым среди других направлений hip-hop, а многие исполнители демонстрировали афро-центристское политическое сознание, добавляя этому стилю историческую достоверность. Принимая во внимание интеллектуальный уклон этой музыки, неудивительно, что jazz-rap никогда не стал фаворитом уличных тусовок; но тогда об этом никто и не думал.

Сами представители jazz-rap называли себя сторонниками более позитивной альтернативы движению hardcore/gangsta, потеснившему с лидирующих позиций rap в начале 90-х. Они стремились распространить hip-hop среди слушателей, которые не могут принять или понять растущую агрессию городской музыкальной культуры. Таким образом, jazz-rap нашёл основную часть своих поклонников в студенческих общежитиях, а также поддерживался целым рядом критиков и фанатами white alternative rock.

Команда Native Tongues (Afrika Bambaataa) - этот нью-йоркский коллектив, состоящий из афро-американских rap-групп - стал мощной силой, представляющей стиль jazz-rap и включающей в себя такие группы, как A Tribe Called Quest, De La Soul и The Jungle Brothers . Начавшие вскоре своё творчество Digable Planets и Gang Starr также приобрели известность. В середине-конце 90-х годов alternative rap стал разбиваться на большое количество подстилей, и jazz-rap уже нечасто становился элементом нового звучания.

На протяжении всей истории джаза этому музыкальному направлению пришлось претерпеть значительное количество изменений, иногда приятных, иногда тяжелых и неожиданных. Но, тем не менее, существует ряд легендарных музыкантов, как в России, так и за рубежом, которые внесли неоценимый вклад в позитивный ход истории этой музыки. Именно они создали по-настоящему великие джазовые оркестры.

В 1932 году знаменитый российский музыкант и дирижер Александр Цфасман собрал музыкальный коллектив «Московские ребята», ставший в дальнейшем «джаз-оркестром Александра Цфасмана». Музыканты появлялись в популярном и престижном в то время ресторане «Савой», ездили на гастроли по стране, спустя 4 года после создания участвовали в столичных «Вечерах джаза».

Помимо работы в качестве руководителя успешного оркестра, Александр Цфасман давал концерты сольного творчества, а как известно, он был блестящим пианистом.

С оркестром на одной сцене выступали такие знаменитые музыканты, как Иван Козловский, Игорь Гладков, Михаил Фрумкин, Сергей Лемешев, Валентин Берлинский, Эмиль Гейгнер, Павел и Михаил Михайловы, Владимир Бунчиков, Клавдия Шульженко, Надежда Казанцева, Александр Ривчун, Марк Бернес.

В военный период ансамбль, поддерживая советские войска, давал концерты на многих фронтах. В историческом музыкальном плане Цфасман один из первых принес свинг в СССР.

Зимой 1956 года в Колонном зале Дома Союзов прошел праздничный концерт в честь 50-летия Цфасмана, на котором оркестр выступил со своими лучшими хитами. Знаменитый музыкант ушел из жизни в феврале 1971 года в Москве. Дирижер оставил заметный след в истории советского джазового оркестра.


В 1934 году появился легендарный джазовый оркестр . Музыканты, находящиеся тогда в Шанхае, начали гастролировать по стране и спустя несколько лет маэстро окрестили «Джазовым королем Дальнего Востока».

В 1937 году оркестр уже включал в себя 11 музыкантов, а репертуар ансамбля расширился благодаря исполнению русских песен в джазовых аранжировках.

Сложности в политической жизни Китая в то время сподвигли оркестр переехать в Советский Союз в 1947 году. Послевоенное время принесло музыкантам большой успех. В 1955 году Олег Лундстрем и его оркестр записывают пластинки, выступают на радио, становятся все более известными. За свою продолжительную карьеру оркестр провел свыше 10 000 концертов в СССР и в нынешней России. В 1989 году Лундстрем пригласил Александра Брыксина в качестве директора оркестра.

В 2005 году великий дирижер Лундстрем скончался. С 2007 года в оркестре появился новый художественный руковолитель – Борис Михайлович Фрумкин, обновились концертные программы. Сейчас оркестр по прежнему успешно выступает в столице и гастролирует по городам России.


В 1971 году известный музыкант Анатолий Кролл собрал биг-бэнд , ставший одним из самых успешных в СССР. Оркестр ездил с гастролями по Европе, работал с Юрием Антоновым, Ларисой Долиной, Евгением Мартыновым, Леонидом Серебренниковым. Анатолий Кролл расформировал ансамбль в 1991 году и перешел в театр Союза театральных деятелей РФ.

Кролл начал работать и как композитор в «МКС биг-бэнд» (названого так в честь Международного коммерческого союза). Коллектив заслужил многочисленные похвалы критиков и большую любовь российских слушателей. Музыканты много ездили с концертами за рубежом, к примеру, во Франции, Швейцарии.

По настоящее время великий дирижер Анатолий Кролл остается на посту лидера оркестра.


Один из величайших джазовых оркестров легендарного трубача появился в 1937 году. Первоначально биг-бэнд сформировался в 1935-1936 годах, музыканты подписали контракт со звукозаписывающей студией Brunswick Records , но финансовая ситуация коллектива была по-прежнему тяжелой. В 1938 году был сформирован новый состав оркестра , и Glenn Miller Orchestra начал стремительно развиваться и набирать популярность. Благодаря повышенным требованиям Миллера относительно профессионализма и трудолюбия, он создал свой собственный стиль, отличный от других.

4 апреля 1939 года Миллер и его оркестр записали Moonlight Serenade. А композиция Tuxedo Junction, записанная 5 февраля 1940 года, была продана в количестве 115 000 копий в течение первой недели, и поставила оркестр на 7 место в национальный хит-парад в том же году.

В октябре 1942 года в связи с политической обстановкой Гленн Миллер ушел в армию. Назначение на должность капитана сподвигло его убедить начальство армии модернизировать военный оркестр и в конечном итоге улучшить моральное состояние служащих. Цель Миллера была достигнута – оркестр имел успех! В конце 1943 года музыканты уехали с гастролями в Англию.

Осенью 1944 года оркестр должен был отправиться в турне по Европе. Миллер решил прибыть в Париж раньше, чтобы лучше подготовиться к выступлению, но произошел несчастный случай – Гленн Миллер сел на транспортный самолет в Париж и погиб разбившись. Тем не менее оркестр великого инструменталиста до сих пор продолжает существовать и успешно гастролировать по всему миру.


Оркестр Эллингтона был собран его лидером в 1923 году. Спустя 4 года музыканты уже стояли на сцене знаменитого клуба в Гарлеме.

Благодаря частым радиотрансляциям концертов из этого клуба, Эллингтон и его музыканты стали популярными. В 1931 году Duke Ellington Orchestra отправился в свой первый тур. Джазовый стандарт Mood Indigo, исполняют который уже не одно десятилетие, стал чрезвычайно успешным.

Незадолго до начала эры свинговой музыки словно предугадал его появление. Композиции 1933 года Sophisticated Lady и Stormy Weather стали «визитными карточками» оркестра.

Частые гастроли по Европе и Америке принесли огромный и заслуженный успех музыкантам. Основой исполняемой музыки являются композиции Эллингтона. В 1971 году легендарный оркестр посетил СССР, добившись триумфа и там. Инструменталисты во главе со своим бессменным лидером продолжили готовить новые концертные программы и записывать очередные популярные хиты, сниматься в кино, записывать саундтреки к фильмам, получать музыкальные награды. До последних дней своей жизни Дюк вел концертную деятельность. Музыка великого композитора навсегда осталась в сердцах миллионов поклонников по всему миру и вдохновила многих последующих джазменов.


Кларнетист с раннего детства был беззаветно предан джазу, и не удивительно, что создание успешного оркестра было одним из его главных стремлений. В начале лета 1934 года состоялось первое выступление его биг-бэнда Гудмана. Спустя месяц его композиция Moon Glow завоевала первые места американских чартов.

Оркестр часто приглашали на радио, благодаря чему он заметно повысил свою популярность и более 10 раз занимал первые места в джазовых хит-парадах страны. Музыканты завоевывали большую популярность и компания звукозаписи RCA Victor, где была сделана в 1917 году, предложила им выгодный контракт. В тяжелый период Великой депрессии в США, оркестр не бросал гастроли, даже учитывая непростую финансовую ситуацию артистов.

Судьбоносным для творчества Гудмена стал концерт 21 августа 1935 года в заведении «Паломар». После выступления там его оркестр и сам музыкант стали настоящими звездами джаза и свинга, в частности. В декабре 1949 года Бенни Гудмен распустил свой легендарный оркестр. Последующая деятельность кларнетиста в основном состояла из собранных временных ансамблей для гастролей и записей. Чаще всего кларнетист собирал группы из 4 или 6 музыкантов, но иногда были и биг-бэнды. Музыку Бенни Гудмена можно охарактеризовать как утонченную, с уникальным вкусом, и конечно же, особой подачей его инструменталистов.


Одна из самых значимых фигур в свинге, Каунт Бейси (Count Basie), известен и как руководитель выдающегося биг-бэнда, который заслуженно дополняет великие джазовые оркестры. Оркестр Каунта Бейси был собран из музыкантов, покинувших Bennie Moten’s Kansas City Orchestra в 1935 году. За 1 год ансамбль из 9 человек разросся до крупного оркестра. Их стали приглашать многочисленные радиостанции, а сам Бейси обзавелся прозвищем «Каунт» (Граф).

Главным отличием Count Basie Orchestra от других биг-бэндов было то, что его основу составляли солисты высшего уровня – это позволяло исполнять небывалые импровизации. Ритм-секция оркестра Канта Бейси признана лучшей в джазе . За барабанами был Джо Джонсон, какое-то время в оркестре играл Бадди Рич, на саксофоне – . С оркестром выступали первые лица джаза – и .

В 1940-е годы оркестр переживал трудные времена, как и многие другие биг-бэнды. На 2 года Бейси распускает коллектив и играет с секстетом. При первой же возможности оркестр вновь собирается и отправляется в продолжительное турне, которое закрепляет за коллективом право считаться оркестром №1 в свинге.

После смерти Каунта Бейси оркестр не прекратил свое существование. В России биг-бэнд выступал в 1985 году.


В 1935 году джазовый тромбонист и трубач Томми Дорси создал свой биг-бэнд. Коллектив исполнял так называемый «коммерционизированный джаз», или поп-джаз. Популярность бэнду принесла работа с выдающимися аранжировщиками Поллом Уэстоном и Биллом Файнганом. С оркестром сотрудничали Банни Бериган, Дэйв Таф,

Бэнд уступал коллективу Бенни Гудмана по мастерству, но оказался более жизнеспособным. Оркестр достойно пережил кризис свинга и биг-бэндов в конце 40-х годов. В оркестре была сильная «тякучка»: Томми обвиняли в том, что он переманивает к себе лучших музыкантов. Исследователи утверждают, что Дорси был перфикционистом и человеком настроения, этим и объясняются частые изменения состава коллектива.

В 1940 году Томми Дорси пригласил начинающего вокалиста . За 2 года бэнд и Синатра записали 80 композиций, среди которых хиты In The Blue of Evening и This Love of Mine.

Томми Дорси одним из первых приспособил буги-вуги к оркестру, сделав свинговые аранжировки . Он также один из первых белых руководителей джазовых оркестров, кто сделал обязательными сольные импровизации музыкантов. он побуждал вокалистов использовать скэт и «нонсенс-сонги» для развлечения публики. После смерти Томми в 1956-м бэнд возглавил его брат, а затем им руководили Ли Кастл и Уоррен Ковингтон.


Первый бэнд выдающийся ударник Чик Уэбб собрал в Гарлеме в 1926 году. Известно, что в 1931-м бэнд стал постоянным резидентом знаменитого клуба Savoy.

Отсутствие музыкальной грамотности, рост 130 см не помешали Чику стать блестящим профессионалом и руководителем одного из лучших оркестров в мире.

Значительное событие произошло в 1937 году, когда бэнд Чика Уэбба состязался с оркестром . Зрители практически единогласно отдали первенство менее знаменитому Чику. По воспоминаниям барабанщика оркестра Гудмена Джина Крупы, Чик заряжал зал.

Разумеется, своей славой оркестр обязан не только выдающейся ритм-секции. В 1935 году солисткой оркестра стала юная , которая возглавила бэнд после скорой смерти Чика.


Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана

Один из самых популярных российских оркестров современности создан саксофонистом . В 1999 году он собрал биг-бэнд, который в 2012-м получил право называться Московский джазовый оркестр.

В 2003 году произошло громкое событие в мире джаза и знаковое для биг-бэнда Игоря Бутмана. Московский джазовый оркестр дал совместный концерт с Джазовым оркестром Линкольн-центра под управлением легендарного .

В 2013 году американский журнал Downbeat окрестил оркестр «созвездием виртуозов», а в репортаже с Umbria Jazz Festival бэнд сравнили с оркестром Бадди Рича, Каунта Бейси и бэндом .

В том же году вышел альбом Московского джазового оркестра Special Opinion. В записи принимали участие саксофонист Билл Эванс, барабанщик Дэйв Уэкл, гитаристы Майк Стерн и Митч Стайн, трубач Рэнди Бреккер и басист Том Кеннеди.

В 2017 году Московский джазовый оркестр выступал на первом джазовом форуме-фесте в Петербурге вместе с вокалистом .

Джаз – вид музыкального искусства, появившийся в конце 19- начале 20 веков в результате смешения африканской музыкальной культуры чернокожих рабов и европейской. Из первой культуры данный род музыки позаимствовал импровизацию, ритмичность, неоднократное повторение главного мотива, а из второй – гармонию, звучания в миноре и мажоре. Стоит отметить, что такие элементы фольклора африканских рабов, привезенных в Америку, как обрядовые танцы, рабочие и церковные песни, блюзы также нашли отражение в джазовых мелодиях.

Споры о месте возникновения джаза ведутся до сих пор. Точно известно, что он распространился по всему миру из США, а его классическое направление зародилось в Новом Орлеане, где 26 февраля 1917 года коллективом «Original Dixieland Jazz Band» была записана первая джазовая грампластинка.

В первом десятилетии 20 века в южных штатах США особой популярностью стали пользоваться музыкальные ансамбли, которые исполняли оригинальные импровизации на темы блюзов, рэгтаймов, европейских песен. Их называли «jazz-band», отчего и произошла слово «джаз». В состав этих коллективов входили музыканты, играющие на различных инструментах, включая: трубу, кларнет, тромбон, банджо, тубу, контрабас, ударные и фортепиано.

Джаз имеет несколько характерных несколько черт, отличающих его от других музыкальных жанров:

  • ритм;
  • свинг;
  • инструменты, имитирующие речь человека;
  • своеобразный «диалог» между инструментами;
  • специфический вокал, интонационно напоминающее разговор.

Джаз стал неотъемлемой частью музыкальной индустрии, распространившись по всему земному шару. Популярность джазовых мелодий привела к созданию огромного количества ансамблей, исполняющих их, а также к появлению новых направлений этого жанра музыки. На сегодняшний день известно более 30 таких направлений, среди которых наиболее популярными являюся блюз, соул, рэгтайм, свинг, джаз-рок, симфо-джаз.

Для желающих освоить азы данного вида музыкального искусства решение купить кларнет , трубу, банджо, тромбон или любой другой джазовый инструмент станет отличным стартом на пути освоения этого жанра. Позднее в состав джазовых оркестров и ансамблей был включен саксофон, купить который сегодня можно даже в интернет-магазине. Кроме перечисленных, в состав джазового коллектива могут входить и этнические музыкальные инструменты.

Джаз - это музыка, наполненная страстью и изобретательностью, музыка, не знающая границ и пределов. Составлять такой список невероятно сложно. Этот список был написан, переписан, а затем переписан ещё раз. Десять - слишком ограничивающее число для такого музыкального направления как джаз. Однако, независимо от количества, эта музыка способна вдохнуть жизнь и энергию, пробудить от зимней спячки. Что может быть лучше смелого, неутомимого, согревающего джаза!

1. Луи Армстронг

1901 - 1971

Трубач Луи Армстронг почитается за свой живой стиль, изобретательность, виртуозность, музыкальную выразительность и динамичное зрелище. Известен своим скрипучим голосом и карьерой, охватывающей более пяти десятилетий. Влияние Армстронга на музыку неоценимо. Как правило, Луи Армстронг считается величайшим джазовым музыкантом всех времен.

Louis Armstrong with Velma Middleton & His All Stars - Saint Louis Blues

2. Дюк Эллингтон

1899 - 1974

Дюк Эллингтон - пианист и композитор, руководитель джазового оркестра на протяжении почти 50 лет. Эллингтон использовал свой коллектив в качестве музыкальной лаборатории для своих экспериментов, в которых он демонстрировал таланты участников коллектива, многие из которых оставались с ним в течение длительного времени. Эллингтон невероятно одаренный и плодовитый музыкант. За свою пятидесятилетнюю карьеру он написал тысячи композиций, среди которых музыка к фильмам и мюзиклам, а также множество известных стандартов, таких как "Cotton Tail" и "It Don’t Mean a Thing".

Duke Ellington and John Coltrane - In a sentimental mood


3. Майлс Дейвис

1926 - 1991

Майлс Дэйвис - один из самых влиятельных музыкантов 20-го века. Вместе со своими музыкальными коллективами, Дэвис являлся центральной фигурой джазовой музыки с середины 40-х годов, в том числе би-бопа, кул-джаза, хард-бопа, модального джаза и джаз-фьюжна. Дэвис неустанно расширял границы художественного выражения, благодаря чему его часто определяют, как одного из самых инновационных и уважаемых исполнителей в истории музыки.

Miles Davis Quintet - It Never Entered My Mind

4. Чарли Паркер

1920 - 1955

Виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии би-бопа - формой джаза, характеризующейся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизациями. В своих сложных мелодических линиях Паркер сочетает джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе с блюзом, латинской и классической музыкой. Паркер был знаковой фигурой для субкультуры битников, однако он превзошел свое поколение и стал олицетворением бескомпромиссного, интеллектуального музыканта.

Charlie Parker - Blues for Alice

5. Нэт Кинг Коул

1919 - 1965

Известный своим шелковист баритоном, Нэт Кинг Коул привнес в популярную американскую музыку эмоциональность джаза. Коул был одним из первых афроамериканцев, ставший ведущим телевизионной программы, которую посетили такие джазовые исполнители как Элла Фицджеральд и Эрта Китт. Феноменальный пианист и выдающийся импровизатор, Коул был одним из первых джазовых исполнителей, ставших поп-иконой.

Nat King Cole - Autumn Leaves

6. Джон Колтрейн

1926 - 1967

Несмотря на относительно короткую карьеру (впервые аккомпанировал в возрасте 29 лет в 1955 году, официально начал сольную карьеру в 33 - в 1960 году, и скончался на 40 году жизни в 1967), саксофонист Джон Колтрейн наиболее важная и противоречивая фигура в джазе. Несмотря на недолгую карьеру, благодаря своей славе, Колтрейн имел возможность записываться в изобилии и многие его записи были изданы посмертно. Колтрейн радикально изменил свой стиль в течение своей карьеры, тем не менее у него остается масса поклонников как его раннего, традиционного звучания, так и более экспериментального. И никто, почти с религиозной приверженностью, не сомневается в его значимости в истории музыки.

John Coltrane - My Favorite Things

7. Телониус Монк

1917 - 1982

Телониус Монк – музыкант, обладающий уникальным импровизационным стилем, второй самый узнаваемый джазовый исполнитель, после Дюка Эллингтона. Его стиль характеризовался энергичными, ударными партиями в перемешку с резким, драматичным молчанием. Во время своих выступлений, пока остальные музыканты играли, Телониус вставал из-за клавиатуры и танцевал в течение нескольких минут. Создав классические джазовые композиции “Round Midnight”, “Straight, No Chaser,” Монк окончил свои дни в относительной безвестности, но его влияние на современный джаз заметно и по сей день.

Thelonious Monk - "round Midnight

8. Оскар Питерсон

1925 - 2007

Оскар Питерсон - инновационный музыкант, исполнявший всё, включая классическую оду Баха и один из первых джазовых балетов. Питерсон открыл одну из первых джазовых школ в Канаде. Его "Hymn to Freedom" стал гимном движения за гражданские права. Оскар Питерсон был одним из самых талантливых и важных джазовых пианистов своего поколения.

Oscar Peterson - C Jam Blues

9. Билли Холидей

1915 - 1959

Билли Холидей – одна из важнейших фигур в джазе, хотя она никогда не писала своей собственной музыки. Холидей превратила композиции “Embraceable You”, I’ll Be Seeing You” и “I Cover the Waterfront” в известные джазовые стандарты, а ее исполнение "Strange Fruit "считается одним из лучших в американской музыкальной истории. Хотя ее жизнь была полна трагизма, импровизационный гений Холидей, в сочетании с ее хрупким, несколько скрипучим голосом, продемонстрировал беспрецедентную глубину эмоций, не находящий аналогов среди других джазовых певиц.

Billie Holiday - Strange fruit

10. Диззи Гиллеспи

1917 - 1993

Трубач Диззи Гиллеспи - новатор бибопа и мастер импровизации, а также пионер афро-кубинского и латинского джаза. Гиллеспи сотрудничал с различными музыкантами из Южной Америки и с островов Карибского бассейна. С глубокой страстью он относился к традиционной музыке африканских стран. Всё это позволило ему привнести неслыханные новшества в современные джазовые интерпретации. На протяжении своей долгой карьеры Гиллеспи неустанно гастролировал и очаровывал зрителей своим беретом, очками в роговой оправе, надутыми щеками, беззаботностью и своей невероятной музыкой.

Dizzy Gillespie feat. Charlie Parker - A Night In Tunisia

11. Дэйв Брубек

1920 – 2012

Дэйв Брубек - композитор и пианист, популяризатор джаза, борец за гражданские права и музыкальный исследователь. Иконоборческий исполнитель, узнаваемый с одного аккорда, беспокойный композитор, раздвигающий границы жанра, и прокладывающий мост между прошлым и будущим музыки. Брубек сотрудничал с Луи Армстронгом и многими другими известными джазовыми музыкантами, а также оказал влияние на авангардистов: пианиста Сесила Тейлора и саксофониста Энтони Брэкстона.

Dave Brubeck - Take Five

12. Бенни Гудмен

1909 – 1986

Бенни Гудмен - джазовый музыкант, более известный как "Король свинга". Стал популяризатором джаза среди белой молодежи. Его появление ознаменовало начало эпохи. Гудмен был неоднозначной личностью. Он неустанно стремился к совершенству и это нашло отражение в его подходе к музыке. Гудмен был не просто виртуозным исполнителем - он был творческим кларнетистом и новатором джазовой эпохи, предшествовавшей эпохе бибопа.

Benny Goodman - Sing Sing Sing

13. Чарльз Мингус

1922 – 1979

Чарльз Мингус - влиятельный джазовый контрабасист, композитор и лидер джазового оркестра. Музыка Мингуса - это смесь горячего и душевного хард-бопа, госпела, классической музыки и фри-джаза. За свою амбициозную музыку и грозный темперамент Мингус заслужил прозвище "сердитый человек джаза". Если бы он был просто струнник, мало кто знал бы его имя сегодня. Скорее всего, он был величайшим контрабасистом, тем, кто всегда держал свои пальцы на пульсе свирепой выразительной силы джаза.

Charles Mingus - Moanin"

14. Херби Хэнкок

1940 –

Херби Хэнкок всегда будет одним из самых почитаемых и противоречивых музыкантов в джазе - так же, как и его работодатель/наставник Майлс Дэйвис. В отличие от Дэйвиса, который неуклонно двигался вперед и никогда не оглядывался назад, Хэнкок зигзагообразно курсирует между почти электронным и акустическим джазом и даже r"n"b. Несмотря на свои электронные эксперименты, любовь Хэнкока к роялю не ослабевает и его стиль игры на фортепиано продолжает развиваться во всё более жесткие и сложные формы.

Herbie Hancock - Cantelope Island

15. Уинтон Марсалис

1961 –

Самый известный джазовый музыкант с 1980 года. В начале 80-х годов Уинтон Марсалиc стал открытием, так как молодой и очень талантливый музыкант решил зарабатывать на жизнь играя акустический джаз, а не фанк или R"n"B. С 70-х годов в джазе наблюдался огромный дефицит новых трубачей, но неожиданная известность Марсалиcа вдохновила новый интерес к джазовой музыке.

Wynton Marsalis - Rustiques (E. Bozza)