Никколо Паганини: биография, интересные факты, творчество. Истории любви: маэстро и изменчивые музы Кто создал музыкальный портрет паганини

Представляем Вашему вниманию лучшие произведения Н.Паганини.


Никколо Паганини (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.
Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.
Родился 27 октября 1782 в Генуе. Одиннадцатилетним мальчиком Паганини впервые выступил публично в Генуе, а в 1797, после краткого периода занятий в Парме с А.Роллой, совершил свое первое концертное турне. Своеобразие манеры игры, ни с чем не сравнимая легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. С 1828 по 1834 он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, заявив о себе как о самом удивительном виртуозе целой эпохи. Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 - причинами тому явились пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840.
Игра Паганини раскрывала столь широкие возможности скрипки, что современники подозревали, будто он владеет некой скрытой от других тайной; некоторые даже считали, что скрипач продал душу дьяволу. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини - его приемов употребления флажолетов, пиццикато, двойных нот и разных аккомпанирующих фигураций. Его собственные сочинения изобилуют очень трудными пассажами, по которым можно судить о богатстве технических приемов Паганини. Некоторые из этих композиций представляют лишь исторический интерес, но другие - например, Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса - занимают почетное место в репертуаре современных исполнителей.

Жанр: Классическая музыка
Продолжительность: 01:15:54
Формат: MP3
Битрейт аудио: 128kbit

Paganini - Cantabile.mp3
Paganini - Caprices 2.mp3
Paganini - Caprices 24.mp3
Paganini - Caprices 7.mp3
Paganini - Concert 2.mp3
Paganini - Concert N 1.mp3
Paganini - Divertimenti Carnevaleschi 2.mp3
Paganini - Divertimenti Carnevaleschi.mp3
Paganini - Duets For Violin And Gitar.mp3

Одни видели в нем мошенника, другие – Гения. Вся жизнь музыканта была окутана тайнами и недомолвками, и лишь сейчас стали раскрываться некоторые подробности его биографии. Но все, кто говорил о скрипаче, сходились в едином мнении: этот человек был настоящим Мастером. Из нашей статьи вы узнаете, какой мастер сделал скрипку Паганини, которую он завещал Генуе, и почему великий скрипач подарил этот инструмент родному городу!

«Достойный сын славного города»

Имя Никколо Паганини очень тесно связано с . Во-первых, маэстро родился в Генуе. В октябре 1782 года, 27-го числа, в небогатом генуэзском квартале под названием «Черная кошка», в семье Антонио и Терезы родился третий ребенок. Мальчик, которому суждено было прославить Геную на века.

Несмотря на то, что отец Никколо был обычным торговым агентом, он увлекался музыкой. Разочарованный тем, что старший сын Карло не проявлял никаких музыкальных способностей, отец обратил внимание на младшего сына, и буквально заставлял мальчика целыми днями играть на скрипке. Он мечтал, что однажды сын станет прославленным музыкантом и станет зарабатывать много денег. А юный Никколо мечтал хоть один день отдохнуть от музыкальных пассажей…

Первый сольный концерт случился, когда юному скрипачу было всего 11 лет. Мальчик несколько лет занимался у Джакомо Косты, который был первым наставником Никколо и преподавал ему скрипичное мастерство. Юный гений удивил горожан, о талантливом мальчике заговорили.

Следующим учителем стал Гаспаро Гиретти, который привил композиторскую технику и научил мальчика сочинять, ориентируясь не на инструмент, а лишь на внутренний слух.

В 16 лет Никколо удается вырваться из-под опеки отца и уехать в Пизу, где о его выступлениях заговорили. Никто из музыкантов не мог повторить те пассажи, которыми виртуозно владел Никколо. Он умел извлекать из скрипки звуки, похожие на пение птиц , звуки ветра и даже человеческий голос. Концерты шли одни за другим, города сменялись чередой: , Ливорно…

Но настоящий успех также пришел к скрипачу опять же в Генуе . Это случилось в 1827 году, в театре Фальконе, где 9 ноября состоялся концерт музыканта. Слушатели были поражены тем волшебством, которое извлекал из скрипки великий маэстро.

В числе слушателей был и король Пьемонта и – Карл Феликс . Августейший монарх не скупился на аплодисменты, а после концерта выказал музыканту свое особое расположение. Этот случай попал на страницы «Газетта-ди-Дженова», и вскоре имя Паганини знали по всей Италии.

На протяжении всей жизни музыканту приписывалось множество романов, в том числе и с августейшими особами. История сохранила лишь имена лишь двух женщин, с кем Никколо имел довольно продолжительные романы.

Один из романов случился с Анжелиной Каванна, правда он был омрачен тем, что Анжелина написала властям, будто музыкант соблазнил ее и похитил.

Паганини пришлось даже провести несколько дней в тюрьме. После внесения залога и выплаты большой суммы Анжелине, дело было закрыто.

Второй роман связан с именем Антонии Бьянка, которая родила музыканту его единственного сына Ахилла.

Из-за многочисленных поездок, постоянного музицирования Паганини совершенно не занимался собственным здоровьем . Его стали беспокоить кашель и периодические боли. Ни мази, ни притирки, ни поездки на французские морские курорты не могли излечить мастера.

Свои последние полгода жизни музыкант провел в Ницце . Сняв домик на побережье, он доживал последние дни практически в одиночестве, не желая никого видеть и страдая от невозможности заниматься музыкой, как и раньше.

Интересные факты о Паганини:

  • Многие современники называли Паганини «скрипачом дьявола» . Многие отказывались верить, что музыкант способен извлекать из скрипки столь прекрасные звуки, и лишь прослушав его исполнение, признавались — этот человек на самом деле виртуоз своего дела.
  • Паганини был до невозможности рассеянным . Он даже дату своего рождения не помнил, и в документах везде указывал по недоразумению разные даты – то на два года позже, то на год раньше. И он был третьим ребенком в семье, а не вторым, как говорил сам.
  • Неизвестно, посещал ли Никколо школу . В его письмах, написанных им уже в зрелом возрасте, встречаются весьма частые и грубые орфографические ошибки.

Узнайте на страницах нашего сайта , а также о том, как посетить самую известную достопримечательность Италии!

История знаменитого инструмента

Кто сделал скрипку, которую Паганини завещал в подарок Генуе? У мастера Паганини была огромнейшая коллекция скрипок , которые были созданы настоящими мастерами своей эпохи – Гварнери, Страдивари, Амати. Но именно одна была самой любимой. Имя ей – «il Cannone» («Пушка»). Такое название инструменту Паганини дал из-за итальянских событий, происходящих в первой половине XIX века.

Тогда по стране развернулось национально-освободительное движение, и неистовая скрипка Паганини лишь воодушевляла борцов за свободу. Концерты Паганини не раз оказывались под запретом , но скрипка продолжала звучать…

Так кто же из всех мастеров сделал скрипку, которую Паганини подарил Генуе, чью работу маэстро завещал родному городу?

Мастер, сделавший скрипку, которую Паганини завещал Генуе — Бартоломео Джузеппе Гварнери, внук Андреа Гварнери . Изготовлена она была, по данным архивов, в 1743 году (по другим данным – в 1742 году) . Семнадцатилетнему Никколо она была преподнесена одним парижским купцом, имя которого в истории не сохранилось.

Он был поражен силой звучания инструмента : он выдерживал мощный напор смычка, при этом звук оставался ровным и не искажался. Именно поэтому скрипка стала любимым концертным инструментом Паганини.

Музыкант относился к ней как к живому существу . Однажды скрипка потеряла голос, и музыкант понес ее скрипичному мастеру Вильому. О мастере этом ходила слава, что он может вдохнуть в любой инструмент вторую жизнь.

Паганини с надеждой обратился к мастеру. Через неделю, прибыв в дом Вильома, Паганини с тревогом и болью коснулся смычком струн и выдохнул с облегчением – звук остался прежним, сильным и мощным. В награду за это Паганини подарил Вильому драгоценную шкатулку, инкрустированную камнями.

При этом он так объяснил свой подарок: «У меня было две такие шкатулки. Одну из них я подарил своему врачу – он исцелил мне тело, а вторую отдаю Вам – вы исцелили мою «Cannone».

После смерти Маэстро скрипка получила еще одно имя – «Вдова Паганини» . Ни один музыкант не смог извлечь из нее звучание, как удавалось Никколо.

В завещании Великого музыканта Паганини было указано, чтобы коллекция скрипок, и особенно «Cannone» была передана в подарок его родному городу – Генуе, и никогда не покидала его пределов.

В музее (Палаццо Дориа-Турси) скрипка хранится с 1851 года . Кстати, в том же зале выставлены некоторые вещи Маэстро, его личные письма, партитуры и аксессуары для занятий музыкой.

Знаменитая скрипка хранится в специальной витрине, в которой выдерживаются определенные условия – температура должна быть 20 градусов, а влажность не должна превышать 50%.

Скрипка хранится в зале музея, но и сегодня она продолжает звучать . Правда, это право даровано далеко не каждому – играть на скрипке Мастера может лишь тот музыкант, который будет объявлен победителем музыкального конкурса имени Паганини. И этот музыкант играет на знаменитой скрипке перед переполненным залом…

Страница:

Никколо Паганини (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782 — 27 мая 1840) — итальянский скрипач-виртуоз, композитор.

Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.

Паганини Никколо

Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл жизнь бурную, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хотя размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Имя Паганини было окружено какой-то таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, потому что автор боялся, что путём печати многие из его виртуозных тайн могли бы быть обнаружены. Таинственность Паганини возбуждала такое суеверие, что епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе и только вмешательство папы уничтожило это решение.

Непревзойденный успех Паганини лежал не в глубоком музыкальном даровании этого артиста, а в необычайной технике, в безукоризненный чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L`Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительное искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвёртой) целых пьес — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

27 октября 1782 года родился Никколо Паганини (Niccol Paganini), итальянский скрипач и композитор.

Итальянский скрипач виртуоз и композитор Никколо Паганини (Niccolо Paganini) родился 27 октября 1782 года в городе Генуе (Италия) в семье мелкого торговца.

Юный музыкант с большим успехом выступал в итальянских городах - Флоренции, Пизе, Ливорно, Болонье и Милане.С 1801 по 1804 год Паганини жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприччи для скрипки solo.

В 1805 году в расцвете исполнительской славы музыкант сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра, но в 1808 году вернулся к концертированию.

В 1811 году он сочинил Первый концерт ре мажор для скрипки с оркестром, в 1826 году - Второй концерт си минор для скрипки с оркестром.

Своеобразие манеры игры, легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Паганини неоднократно выступал в театре "Ла Скала".

С 1828 по 1834 год он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, которые вызвали восторженную оценку композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Джоаккино Россини, поэта Генриха Гейне, писателей Иоганна Гете, Оноре Бальзака, Tеодора Гофмана. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество композитора Ференца Листа, называвшего игру итальянского маэстро "сверхъестественным чудом".

Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 году, причинами чего стали пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. На родину в Геную он вернулся в 1837 году тяжело больным человеком.

В последние дни жизни Паганини мучили приступы сильного кашля, из-за которых музыкант не мог принимать пищу и говорить - писал свои просьбы на листках бумаги. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840 года. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя, в 1876 году, прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери завещал городу Генуе.

Имя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве, Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ференцем Листом, Робертом Шуманом, Иоганнесом Брамсом, Сергеем Рахманиновым. Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести "Флорентийские ночи".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В 1837 году Никколо Паганини еще давал концерты в Турине, но в следующем году его здоровье резко ухудшилось. Чахотка, бич XIX века. В 1839 году по предписанию врачей Паганини поселился в Марселе. К страданиям от болезни прибавились проблемы, связанные с судебной тяжбой, в результате которой скрипач должен был выплатить 50 тысяч франков - весьма значительную по тем временам сумму.

Последние месяцы жизни Паганини провел в Ницце. В письмах к друзьям он жаловался: "Грудной кашель, который мучает меня, очень огорчает, но я держусь больше, чем могу, и хорошо ем то, что мне готовит "великолепный повар"... Я разваливаюсь на куски, и мне бесконечно жаль, что я не могу снова увидеться с нашим добрым другом Джордано..." Именно к Джордано обращено последнее письмо Паганини от 12 мая: "Мой дорогой друг, и вое же возможно не отвечать на сердечные письма друга. Обвини в этом упрямые и бесконечные болезни... Причина всему этому судьба, которой угодно, чтобы я был несчастлив...

Доктор Бине считается в Ницце самым лучшим врачом, и только он лечит меня сейчас. Он говорит, что, если мне удастся на треть уменьшить катар, я смогу еще немного протянуть; а если удастся на две трети, то я смогу питаться, но от лекарств, которые я начал принимать четыре дня тому назад, нет никакой пользы".

И все же прежде, чем умереть, он еще раз играл на скрипке... Однажды вечером, на закате, он сидел у окна в своей спальне. Заходящее солнце озарило облака золотыми и пурпурными отблесками; легкий нежный ветерок доносил опьяняющие ароматы цветов; множество птиц щебетало на деревьях. Нарядные молодые люди и женщины прогуливались по бульвару. Понаблюдав некоторое время за оживленной публикой, Паганини перевел взгляд на прекрасный портрет лорда Байрона , висевший у его кровати. Он воспламенился и, думая о великом поэте, его гениальности, славе и несчастьях, стал сочинять самую прекрасную музыкальную поэму, какая когда-либо была создана его воображением.

"Он как бы проследил за всеми событиями бурной жизни Байрона. Сначала это были сомнения, ирония, отчаяние - они видны на каждой странице "Манфреда", "Лары", "Гяуры", затем великий поэт бросил клич свободы, призывая Грецию сбросить оковы, и наконец смерть поэта среди эллинов". Музыкант едва закончил последнюю мелодическую фразу этой удивительной драмы, как вдруг смычок внезапно замер в его леденеющих пальцах... Этот последний всплеск вдохновения уничтожил его мозг...

Трудно сказать, насколько достоверно это свидетельство, но остался также рассказ графа Чессоле, который утверждает, что байроновская импровизация Паганини на пороге смерти была поразительна.

Пророчество поэта, к сожалению, оправдалось: Паганини, как и Байрон, познал всю глубину страдания, и перед концом жизнь предстала перед ним во всей своей жестокой реальности. Слава, богатство, любовь - все это у него было, и всем этим он был пресыщен до отвращения. Теперь душа его была совершенно опустошена, в ней остались лишь бесконечное одиночество и великая усталость. Успех оставил ему дашь горечь. И его умирающее тело конвульсивно вздрагивало, прежде чем застыло в ледяной неподвижности смерти.

Неописуемые мучения пережил Паганини в последние дни жизни - с 15 по 27 мая. Долгими часами он упрямо пытался проглотить хоть крохотнейшие кусочки пищи, и, уже совершенно потеряв голос, он не мог объясниться даже с сыном и писал свои просьбы на листках бумаги... Юлиус Капп в своей книге дал факсимильное воспроизведение последнего листка, на котором Паганини написал: "Красные розы... Красные розы... Они темно-красные и кажутся дамаском... 18, понедельник".

Начиная с этого дня он уже не брал больше в руки пера. О последнем часе великого музыканта написано немало фантастического. Один поэтический рассказ рисует такую картину: Паганини умирает в лунную ночь, протянув руку к своей скрипке. На самом деле все было не так поэтично. Один из друзей скрипача, не покидавший его в последние дни, Тито Рубаудо, рассказывал, что ни он сам, ни кто-либо другой из тех, кто бывал в эти дни рядом, не думали, "что так близок его конец, как вдруг Паганини, согласившийся пообедать, начал мучительно кашлять. Этот приступ и оборвал мгновения его жизни."

Это подтверждает и другой очевидец - Эскюдье. По его свидетельству, когда Паганини садился за обеденный стол, у него внезапно начался сильный приступ кашля. Он захаркал кровью и тотчас захлебнулся ею. Произошло это 27 мая 1840 года, в 5 часов дня.

В завещании Паганини было написано: "Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего Творца".


Хроники Харона