Новые бизнес идеи. Сколько зарабатывают электронные музыканты

Заработок человеку приносят, как правило, его знания, умения, навыки и таланты. Работа в сети становится все более распространенной, активно завлекая представителей новых сфер деятельности.

Что сегодня предлагает Всемирная паутина человеку, наделенному музыкальным талантом? Каким образом можно заставить работать на себя полученное музыкальное образование?

Наиболее популярными интернет-площадками для продажи музыкальных произведений и услуг (которые также являются довольно востребованными) сегодня считаются:

  • аудио-стоки;
  • собственные сайты;
  • фриланс биржи.

Продажа музыки на аудио-стоках

В настоящее время существуют ресурсы (как зарубежные, так и отечественные), с помощью которых продаются и покупаются музыкальные произведения, звуковые эффекты, лупы, сэмплы и прочие аудио файлы. Такие сервисы работают как посредники между музыкантом и потенциальным покупателем музыкальной продукции в сети Интернет. Взимая небольшой процент от стоимости каждой совершенной сделки, такие компании помогают встретиться музыканту, продающему свое произведение, и покупателю. Исполнитель получает с каждой продажи 25-70%, остальное – комиссия самого аудио-стока.

В таком проекте музыкантам нужно лишь зарегистрироваться и загрузить свои произведения. Дополнительные нюансы – реклама файла, способ оплаты – варьируются на разных сайтах. Музыкальное произведение, удачно записанный звук или исполнение будет доступно для продажи круглые сутки, без перерыва на обед, выходные и праздники в режиме онлайн.

Стоит обратить внимание, речь идет не об однократном заработке музыкой в интернете. Одни и те же музыкальные файлы будут продаваться десятки, сотни, тысячи раз уже без непосредственного участия автора, которому остается лишь наблюдать за накоплением денежных средств.

Так, музыкантам, выставившим на продажу 40-60 хороших композиций, не составляет никакого труда зарабатывать 400-500 долларов в месяц.

О высокой вероятности продаж говорит и регулярная посещаемость таких сайтов – сотни тысяч посетителей в сети за сутки. Как правило, покупают аудио файлы на таких сервисах ди-джеи, дизайнеры-оформители, реже – простые слушатели. Ищут они звуковые эффекты и музыку для рекламы, заставок, флеш-роликов, подбирают музыкальное сопровождение при написании компьютерных игр, программного обеспечения и приложений, а также оформлении сайтов и веб-страниц.

Как производится покупка?

Продавая какое-либо произведение, музыкант продает и авторские права на его использование, покупателю выдается лицензия. На аудио-стоках, как правило, предлагается два вида лицензий.

Для некоммерческого использования. Стоимость ее невысока, примерно от 1 до 20 долларов в зависимости от самой композиции и условий портала.

С расширенными правами, предполагающая коммерческое использование. Конкретные условия прописаны в договоре. Стоимость такого произведения в десять-пятнадцать раз выше в сравнении с предыдущим вариантом.

Условия продаж на сайтах различаются. В одном случае сумма определяется количеством скачивания композиции, к примеру, 99 центов – за одно скачивание. В другом – чем популярнее композиция, тем выше ее стоимость. Наибольшим спросом пользуются различные оригинальные звуки, чистая инструментальная музыка, а также всевозможные необычные композиции разных жанров и продолжительности.

Приобретая композицию по договору коммерческого использования, покупателем не предполагается вечное пользование аудиозаписью в коммерческих целях. Допустим, куплено оформление для музыкальных открыток, выпущен оговоренный тираж, после чего сроки договора исчерпываются, и покупатель уже не имеет права использовать данную мелодию.

Стоимость различных произведений колеблется в зависимости от их качества, сложности исполнения и популярности. Так, простой набор из трех звуков и приятного женского голоса длительностью 8 секунд продается музыкантом за 5 долларов (его, к примеру, уже купили 135 человек, заплатив 1080 долларов, и продажи продолжаются). За более длительную подобную композицию 340 человек выложили по 12 долларов, суммарно 4080 долларов. За необычные, качественные и небольшие по длительности композиции авторы просят до 1000 долларов, и продажи активно осуществляются. Исполнитель с особенными голосовыми данными также имеет большие шансы обратить внимание покупателей и хорошо заработать.

Собственный сайт и его преимущества

Создание личного пространства в сети дает музыканту широкий спектр возможностей. Это может быть ваша страничка в социальных сетях, блог или сайт, а в случае успеха – полноценный музыкальный бизнес.

Благодаря этому можно давать видео уроки игры онлайн на музыкальном инструменте либо делиться другими знаниями и навыками в музыкальной сфере. Талантливых композиторов и аранжировщиков гораздо меньше, чем умельцев взять два аккорда на гитаре. Можно участвовать в создании аранжировок и записей других музыкантов, всевозможных реалтонов и рингтонов для телефонов, звукового оформления компьютерных игр, сайтов, приложений. Популярно талантливое сведение чужих композиций, также пользуются спросом услуги по написанию музыки на заказ.

Навыки опытного профессионала в записи звука различных инструментов, голоса, сведении и наложении композиций, создании альбома будут полезны для начинающих музыкантов.

Любые нестандартные музыкальные способности могут стать хорошей основой для авторского мастер-класса. Интернет поможет музыкантам рассказать о себе и своих талантах, собрать группу почитателей и организовать занятия для всех желающих.

Организовать фан-сообщество из поклонников своего таланта на собственном сайте легко.

Таким образом, исполнитель сделает свое творчество более известным и доступным, а за популярностью придут и новые предложения как творческие, так и финансовые. Люди, заинтересованные в творчестве музыканта, окажут и моральную, и материальную поддержку, покупая произведения любимого автора в сети.

Фриланс биржи для музыканта

Предложить свои услуги по обработке музыки, написанию мелодий и аранжировке музыканты могут на фриланс биржах.

Для успешной работы рекомендуется зарегистрироваться сразу на нескольких биржах и создать максимально развернутое портфолио. Насколько точно и подробно будет описание того, чем музыкант занимался, его таланты и возможности, а главное – опыт, тем больше у него шансов на успех. После регистрации можно будет ознакомиться с актуальными предложениями и выбрать подходящий для себя заказ. Если оплата и сроки выполнения устраивают, нужно подтвердить заявку и приступить к работе.

Чаще всего на фриланс биржах востребованы услуги, связанные с музыкальным оформлением рекламных роликов, спектаклей, компьютерных игр. Начав с небольших заказов, можно выйти на крупных заказчиков из разных сфер бизнеса, получить работу по музыкальному оформлению, например, крупных спортивных событий, телеканалов, кино или театральных спектаклей.

Интернет дает безграничные возможности очень многим профессиям. И если еще несколько лет назад трудно было представить, как хороший музыкант может иметь отличные заработки, не выходя из дома, то сегодня это стало приятной реальностью.

Консультируя начинающих артистов и их представителей, я часто отвечаю на одни и те же вопросы и даю одни и те же рекомендации. В основном эти вопросы связаны с тем, что у людей просто отсутствует верное понимание механизмов работы шоу-бизнеса. Почти все они совершают одни и те же ошибки, которые со временем могут стать фатальными и обнулить все результаты проделанной работы. Данная статья призвана обезопасить первые шаги молодых исполнителей и их менеджмент от совершения критических промахов.


Нет никакого смысла просто загружать свою музыку в интернет, не лицензируя её. Сделать это совсем не сложно! Я уже рассказывал в предыдущих статьях, что артисты сегодня получают деньги даже за прослушивание людьми их музыки в социальных сетях. Каждое прослушивание песни в ВК в среднем приносит исполнителю по 1 копейке. Если тебе удалось добиться там 10млн прослушиваний своей песни, ты сможешь вывести 100 000 рублей! Это осуществляемые цифры даже для малоизвестного исполнителя, если следовать рекомендациям из статьи . 10млн прослушиваний – это 50 тысяч человек, прослушавших песню в среднем по 200 раз. Конечно, я оперировал гипотетическим примером, но ты же видишь, что это совершенно выполняемая задача! Чтобы у тебя была возможность собирать эти роялти (не только с ВК, но и с iTunes, Apple Music, YouTube, BOOM, Google Play Music, Яндекс.Музыка, ОК и со всех остальных), тебе нужно лицензировать свою музыку. Для этого тебе потребуется оригинальный мастер-трек в формате Wave и квадратная обложка песни в высоком разрешении. Эти файлы необходимо отправить дистрибьютору, который уже и займётся монетизацией твоего авторского права на всех площадках. Обычно финансовый отчёт дистрибьютора перед артистами (или продюсерами) происходит один раз в квартал. При этом ты можешь в любое время запросить количество прослушиваний и скачиваний, чтобы прогнозировать свои финансовые результаты. Только зарабатывая на своей музыке, ты можешь объективно оценивать и сравнивать эффективность проведённых промо-работ. Эта тема детально раскрыта в статье . Если ты не видишь реального результата, то тебе нечего анализировать. Помимо этого паблишер (дистрибьютор) защищает все твои авторские права, что, очевидно, снимает с тебя огромное множество головной боли. И найти такого дистрибьютора совершенно не сложно, в этом тебе поможет Google или любая другая поисковая система. Вводи ключевую фразу «дистрибуция музыки», и будет тебе счастье. Повторюсь, выпускать материал без его монетизации – не имеет никакого смысла! Серьёзные паблишеры (в особенности крупнейшие, например, Warner Music, Sony Music и другие) помимо песни с обложкой наверняка попросят тебя прислать им краткую биографию и промо-план выпускаемого релиза, прежде чем они согласятся на работу с твоим материалом. Причина такого требования заключается в том, что их доходом является оговоренный процент с монетизации выпускаемых песен. Соответственно, дистрибьютор хочет заработать на твоей музыке, и ему важно, чтобы она расходилась по людям. Небольшие выпускающие лейблы могут согласиться выпустить твою работу за фиксированную плату, не забирая у тебя никакого процента. Но в таком случае важно понимать, что паблишер не будет никак заинтересован в организации какой-либо промо-поддержки твоему релизу. С другой стороны, на свои первые релизы (не имея хотя бы небольшой активной аудитории), ты и так вряд ли получишь какую-либо промо-поддержку. Для информации, обычно такая поддержка состоит из нескольких базовых пунктов:
размещение релиза в рекомендованных новинках ВК и BOOM;
размещение баннера (анонс премьеры / плейлист новинок недели) на iTunes и Apple Music;
размещение баннера на мобильных площадках (рингтон вместо гудка);
рассылка релиза радиостанциям и телеканалам (если есть клип) с целью ротаций;
рассылка релиза телекомпаниям с целью синхронизации (саундтрек для сериалов и кино).


Если тебе знакома статья , то ты уже прекрасно понимаешь, насколько сильно может усложнить тебе карьеру неправильно подобранная для работы команда. В первую очередь важно обратить внимание на тех людей, которые работают над созданием твоего материала. Форма сотрудничества с командой по звуку может быть двух видов: артист оплачивает команде фиксированный гонорар за работу или выплачивает процент от роялти в течение какого-то времени (может и до конца жизни). В случае с долевым вариантом сотрудничества тебе нужно будет дать гарантии будущих оплат подписью на бумаге. Но прежде, чем отдать часть своего заработка, убедись, что ты работаешь с компетентными специалистами. Продюсеры, авторы, композиторы, режиссёры – они все должны как минимум чувствовать тебя и тот музыкальный жанр, в котором ты работаешь. При этом, крайне опрометчивым решением будет попытка копировать формат материала других русскоязычных исполнителей. Запомни, ещё ни один артист не стал популярным благодаря тому, что он по стилю был похож на что-то уже существующее. Даже если это «что-то» — нереально модное и стильное! Тебя просто будут воспринимать как очередную копию того, что популярно. Публика в основной массе будет воспринимать тебя как персонажа, который пытается повторить чей-то успех путём имитации. И даже если ты делаешь свой материал круче, люди всё равно будут видеть в тебе второго, повторяющего за первым. Публику может взорвать только свежий взгляд на продукт, просто вспомни все суперхиты последних лет! Время и Стекло, Скриптонит, Грибы, Элджей, Face – все они являются трендсеттерами. Трендсеттер – это инноватор, внедряющий новые тренды, которого копируют остальные игроки на рынке и поэтому навсегда остаются в его тени. Если ты пишешь песни и музыку сам или заказываешь всё это у третьих лиц, ориентируясь исключительно на уже существующие в русскоязычном сегменте проекты, то ты скорее всего обрекаешь свою карьеру на небытие. Убедись, что твой продукт уникален, и ты точно даёшь слушателю что-то новое. Только своей неповторимостью можно завоевать искреннюю любовь публики. И как я уже повторял сотни раз на протяжении многих лет – твой голос не является твоей уникальностью. Так могут думать только неопытные молодые артисты! Если твой голосовой тембр и его частотный диапазон не выходит за пределы человеческого (например, ты какое-нибудь другое животное), то, объективно, ничего уникального в твоём голосе нет! Ты, возможно, умеешь его использовать каким-нибудь интересным образом, но это уже речь о технике постановки вокала, мелодии и вокального ритмического рисунка, а далеко не об уникальности голоса. Фактор востребованности продукта в музыкальной сфере аналогичен фактору востребованности продукта любого другого вида бизнеса: чем он более эксклюзивный, тем выше на него спрос. И это касается далеко не только музыкального материала. Данное утверждение также применимо по отношению к видеоклипам, концертным шоу-программам и даже позиционированию артиста. Большинство деятелей российского шоу-бизнеса прекращают своё развитие после достижения определённых высот – именно в этом заключается основная причина такого сильного отставания отечественной музыки от западной. Дистрибьютор или музыкальный лейбл может выплатить артисту аванс для съёмок клипа на перспективную песню, но он должен быть уверен в хитовости работы. Поэтому, пока все будут впаривать тебе «делать как все» или «делать как те», найди свою собственную нишу и захвати её. Пусть в этой серой массе ширпотреба теряются другие артисты, но не ты. Статьи на этом сайте тебе в этом помогут.


Теперь разберём формы продвижения артистов, которыми наиболее успешно пользуются профессионалы рынка. С маркетологами, рекламщиками и специалистами по связям с общественностью (PR-менеджерами) финансовые взаимоотношения могут быть совершенно разными. Первые двое могут работать по конкретному прайс-листу, за фиксированный ежемесячный гонорар (при этом артист дополнительно покрывает расходную часть) или за процент от заработка с проекта или его отдельных точек монетизации. Стоимости и цены могут быть совершенно разными, они зависят от навыков и компетенции специалистов. Дабы избежать сотрудничества с дилетантами в маркетинговой области, изучи материал . И ещё один очень важный момент: если тебя просят занести конверт радиостанции или телеканалу для получения ротации, ни в коем случае не соглашайся на эту сомнительную авантюру. Причины такой принципиальной позиции ты можешь найти в статье . Самым главным заблуждением исполнителей, которые переобщались с представителями рынка «старой гвардии», является ошибочная мысль о том, будто ротация и эфиры на радио/тв могут сделать артиста известным. Я уже приводил статистическую разницу и анализ охватов аудитории радиостанций, телеканалов и интернет-ресурсов в статьях и , поэтому не вижу смысла дублировать одну и ту же информацию много раз. Сегодня наиболее эффективная последовательность продвижения материала в музыкальном деле обычно состоит из следующих базовых элементов:
1. В день премьеры (+ ближайшие 2-3 суток) материал активно распространяется через интернет. Маркетологи прикладывают все усилия, чтобы количество прослушиваний (стримов) и скачиваний релиза достигли нужных показателей для попадания в топ-чарты и хит-парады всех цифровых площадок. Для этого обычно используется комбинация «посев + таргетированная реклама» в социальных сетях, а также нативная и контекстная реклама интернет-ресурсов вне социальных сетей. Оказавшись в популярных разделах, твоя музыка будет продолжать распространяться без каких-либо дополнительных усилителей, поэтому первые дни жизни песни или клипа являются наиважнейшими;
2. Параллельно первому этапу по информационным изданиям (в том числе блогерам) производится массовая (или целевая) рассылка пресс-релиза с новостью о премьере. Если в команде артиста присутствуют грамотные PR-специалисты, то в пресс-релизе будет скорее не анонс/рецензия с премьерой, а приуроченный к ней инфоповод. О том, читай в соответствующей статье;
3. На следующий (либо через) день после премьеры релиз массово рассылают по всем подходящим по формату радиостанциям/телеканалам, указывая на его высокие позиции в этих топ-чартах. Такие аргументы в несколько раз увеличивают шансы попадания материала в эфир. Кроме того, большинство крупных радиостанций сейчас выбирают себе песни для ротаций не из входящей почты, а из списка популярных в интернете песен. Ранее я подробно рассказывал о том, ;
4. В дополнение к предыдущим элементам может быть разработано и внедрено огромное множество разнообразных способов донесения своего материала до целевой аудитории. В статье я приводил несколько действенных примеров того, как мы продвигали разный материал известных и начинающих артистов. Можешь украсть у меня эти методы промо, я совершенно не против!


Теперь разберём наиболее прибыльную часть деятельности артистов – выступления. Если ты привлекаешь к этому делу кого-то близкого, без опыта работы, ему в первую очередь нужно ознакомиться со статьёй . В идеале тебе нужно завести себе такого сотрудника, который будет ежедневно предлагать твои сценические услуги клубам, концертным площадкам и частным заказчикам. Платить ли ему за эту работу фиксированный оклад? Спорный момент, и на него нет однозначного ответа. Высококлассный специалист не будет делать свою работу без гарантированной оплаты, однако менеджер всегда лучше замотивирован, если его заработок напрямую зависит от объёма выполненных задач. В идеале – договориться с ним о небольшой фиксированной ставке, которая сверху премируется оговоренным процентом от выполненных им обязательств. Это классическая схема мотивации менеджера по продажам в любом виде бизнеса. Часто мы стараемся создать гибкую систему мотивации, при которой, выполняя бонусный норматив (например, более 15 продаж за месяц), концертник получает дополнительное вознаграждение – его премиальный процент становится, например, не 10%, а 15% с продаж. Но в случае невыполнения концертником минимального плана продаж, придётся совсем лишить его премиальных. Важно оговорить все эти условия и тонкости на берегу. Процесс активной продажи шоу-программ требует времени и наработки. Поэтому вполне вероятно, что первые месяц-два его работы будут не самыми впечатляющими. И это вполне нормально!

Основы музыкального бизнеса . Возможно, ты заметил, что курс, написанный и опубликованный в 2015 году, куда-то пропал. Спешу заверить, что с ним всё хорошо, он жив, здоров и не жалуется. Просто рынок меняется, и курс потребовал переработки информации под сегодняшние реалии. В нём будут более подробно описаны системы работы шоу-бизнеса и этапы становления начинающего артиста. А пока он дописывается, ты можешь прочитать другие статьи на этом сайте и подписаться на

Не секрет, что многие музыканты сейчас не могут заработать себе на жизнь. Есть, конечно, раскрученные личности, но обычные люди не могут никуда пробиться. Поэтому давайте поговорим, как заработать музыканту (в частности, гитаристу) себе на жизнь.

Действительно, как это ни печально, но обычный музыкант, гитарист, без хороших знакомств, связей, денег, раскрутки так и остается со своим талантом без денег. Бывают, конечно, исключения, когда обычный домашний музыкант случайно (или не случайно) становится популярным, даже почти ничего для это не делая, но такие случаи мы рассматривать не будем.

Также часто бывает, что творческий человек занимается музыкой - своим любимым делом. Но позже узнает, что этим ничего нельзя заработать и устраивается на обычную работу. Тем самым музыку в его жизни уходит на второй план, потому что надо ведь что-то есть. Так музыка забрасывается, а на первый план выдвигается работа, деньги и т. д. Как это ни печально. Чтобы этого не случилось с Вами, давайте посмотрим, как можно зарабатывать музыканту себе на жизнь, при этом не расставаясь с музыкой и так или иначе быть с ней связанным.

На самом деле есть множество способов заработка для музыканта. Из всего этого можете выбрать то, что Вам более подходит.

Давать уроки

Это один из самых распространенных способов заработка музыканта. Если Вы владеете, скажем, гитарой, то можете давать другим людям.

Тут есть несколько вариантов:

  1. Давать уроки на дому . Вешаете рекламу, например, в интернете или на столбах, что даете уроки гитары. Оставляете номер телефона. Далее договариваетесь со своими учениками, чтобы они приходили к Вам домой. Очень удобно, потому как Вам самим не надо будет никуда ходить. А Ваши ученики будут к Вам ходить, потому что хотят получить уроки от такого профессионала, как Вы. А чтобы они видели в Вас профессионала - Вы должны это доказать на первом уроке.
  2. Давать уроки по скайпу . Также распространенный способ заработка. Все что Вам нужно - это Скайп. Таким образом Вам не нужно будет договариваться о личной встречи. Вы можете обучать учеников где бы они не находились.
  3. Устроиться в музыкальную школу . Если у Вас в городе есть музыкальная школа - сходите туда и поговорите с руководством, не нужен ли им учитель гитары (или каким инструментом Вы владеете). Возможно, тут Вы будете получать меньше, чем работая на себя (см. первые 2 пункта). Но зато у Вас всегда будет работа, всегда будут ученики, потому как об этом будете заботиться не Вы, а школа.

Сколько можно заработать таким образом? Частные преподаватели музыки берут за свои уроки самые разные суммы. И не всегда чем дороже стоят уроки, тем профессиональнее учитель. Бывает и такое, что какой-то диванный гитарист-выскочка, возомнив себя профессионалом, заломит огромную цену, посчитав, что к нему все равно будет ходить толпа учеников.

Если Вы планируете давать частные уроки, например, на дому, то сначала назначьте минимальную цену за час. Если говорить очень примерно, то для уроков по гитаре можете назначить 150-200 рублей за час . Когда Ваши ученики увидят, что Вы действительно хороший преподаватель, они будут говорить своим друзьям, а те своим. Так круг Ваших клиентов будет расширяться, а со временем Вы и поднимете свой ценник ни уроки.

Посчитайте: если Вы в день будете давать хотя бы 3 часа уроков по 200 рублей , то в день будет выходить уже 600 рублей . Не много, конечно, но все же. К слову, сейчас в интернете можно встретить ценники и в 500 рублей за час урока по гитаре.

Если Вы устроились в музыкальную школу, то тут все понятно: скорее всего, Вам просто предложат зарплату помесячно.

Продажа своих музыки

Если Вы пишите свою музыку (не песни, а просто музыку, любую), то Вы можете зарабатывать на ее продаже. В интернете есть множество ресурсов для этих целей. Например, существует такой ресурс - audiojungle.net. Он зарубежный. Туда можно выставить свою музыку, которую Вы сделали на компьютере. Естественно, качество должно быть хорошим. Выставляете свою цену за музыку и ждете, пока ее кто-нибудь купит. Композиция необязательно должна быть длинной, можно и даже меньше минуты.

Будет ли покупаться музыка таким образом? Шансы на успех составляют 50/50. Дело в том, что за рубежом люди охотнее тратят деньги на товары в интернете - музыка, игры, всякие лицензии и т. д. Тогда как в России привыкли все получать на халяву.

А для чего берут такую музыку? Берут для разных целей - для рекламы, для фильмы, для мультика, для какого-либо видео.

Причем одну Вашу композицию на этом ресурсе могут покупать неограниченное количество раз (то есть разные люди), поэтому и заработок (в теории) не ограничен.

Инфобизнес (продажа уроков в интернете)

Сейчас распространен такой вид заработка в интернете, как инфобизнес . Любой человек может сделать свой электронный (не физический) продукт и продавать его в интернете неограниченное количество раз (один и тот же продукт). Что это может быть за продукт: книга, видео-уроки, письменные уроки и мануалы и т. д.

Таким образом может заработать и музыкант. Для этого необходимо создать свой инфопродукт, наладить продажи. Как продавать - в этой статье об этом я писать не буду. Но хочу предупредить, что инфобизнес - это очень сложный способ заработка для непосвященных и не разбирающихся в этом вопросе. Поэтому, кроме создания инфопродукта, Вам еще предстоит разбираться в тонкостях инфобизнеса.

Создать свою рок-группу

Посмотрите статью " ". В ней Вы найдете много полезной информации по этой теме.

Как заработать музыканту с помощью рок группы? Итак, владея каким-то инструментом (например, гитарой), можно попытаться создать рок группу. Нужно сказать, что на сегодняшний день - это занятие неблагодарное. Сейчас очень сложно пробиться со своей рок музыкой. Наверное, Вы знаете примеры, когда рок группы, даже после нескольких лет существования, так и остаются незаметными и никому ненужными?

Но, кто знает, может, Вам повезет и Вы сможете раскрутить свою группу. Ведь есть и такие примеры, когда начинающие рок группы, сами того не подозревая, неожиданно становились очень популярными. Главное - верить, и тогда все получится 🙂

Также можно примкнуть к уже существующей группе. Тут шансов заработать больше, потому как о раскрутке группы уже позаботились (по крайней мере, должны были позаботиться) до Вас.

Поищите объявления о наборе музыкантов в группе. Ищите группы, которые базируются в Вашем городе.

Выступления на улицах и в переходах

Как это ни печально, но очень талантливые музыканты пропадают в подземных переходах и на улицах. Есть такие ребята, которые в десятки раз талантливее, чем некоторые эстрадные звезды, у которых много связей или выдающиеся внешние данные (ну, Вы понимаете).

Но без должной раскрутки эти ребята так и остаются на улицах. Именно так дела обстоят с уличными музыкантами, как это не прискорбно.

Ну, тем не менее, заработать на хлеб уличными выступлениями можно. Я не скажу точные цифры, но многие так зарабатывают даже больше, чем если бы они работали на заводе. Обзаведитесь гитарой - и вперед на улицу. Пойте известные хиты, которые люди знают и любят. Положите кепочку - и ждите, что Вам туда кинут денюжку. Остерегайтесь представителей правопорядка и людей в форме. Они не приветствуют такой вид заработка.

Создать свой сайт по обучению музыки

Можно создать свой сайт, где Вы будете выкладывать уроки по гитаре (или по другому инструменту). Также, как и инфобизнес, это потребует освоения нового для себя направления - создание сайта . Это отдельная и очень обширная тема.

Тут все сводится к раскрутке сайта с помощью Ваших уроков. Далее на сайт можно повесить рекламу и зарабатывать на ней. Плюс такого заработка в том, что он может идти без Вашего участия. Но для этого надо долго и упорно раскручивать сайт, чтобы добиться нормальной посещаемости.

Продажа своих песен

При должном подходе в этом деле можно добиться неплохих результатов. Можно договориться с каким-то исполнителем, который уже состоялся как музыкант, и писать для него песни на заказ.

Сейчас в интернете распространен такой вид заработка, как копирайтинг - продажа своих статей. И сервисов для этих целей существует много. Очень хорош сервис etxt.ru . Конечно, написание статей и копирайтинг в целом - это отдельная обширная тема. Для написания статей Вы должны неплохо знать русский язык. В прочем, если Вы хорошо в школе писали сочинения, то проблем с этим возникнуть не должно. На копирайтинге сейчас зарабатывают все, кому не лень.

Как работать? Можно писать уроки по Вашему инструменту. Можно писать просто статьи на музыкальную тематику - Вы ведь много знаете о музыке? Пишите на любую тему, которая придет в голову.

Заключение

Вот мы и узнали, как заработать музыканту . Конечно, в наше время непросто (если, конечно, везение не сыграет свою роль, бывает и такое). Но при должном подходе можно заработать себе на жизнь музыкой. Пусть и немного, зато Вы будете заниматься своим любимым делом (или быть с ним так или иначе связанным).

Главным минусом в таких заработках - это непостоянность доходов. Сегодня, например, у Вас есть ученики, завтра нет. Также в этом случае, если работаете на себя, можете не рассчитывать на пенсию. Хотя кого-то это и не пугает (меня в том числе).

А какие еще способы заработка для музыканта Вы знаете? Пишите об этом в комментариях 🙂

Вы задумывалась — откуда берется музыка и звуки в различных рекламных роликах на ТВ и радио, видеоблогах, играх и прочем, где есть звуки? Может быть у создателей существует целый штат композиторов, которые день и ночь придумывают музыкальное сопровождение? Все гораздо проще. И обладая слухом и умением создавать звуки и музыку — вы можете на этом неплохо заработать.

Как можно продавать свою музыку?

В Интернете существуют, так называемые, аудиостоки (audiostock ). Где любой желающий может выставить на продажу свои музыкальные композиции, звуковые эффекты, сэмплы, лупы и прочие аудиофайлы. Именно на этих площадках покупается музыка и другие звуки для рекламы, промороликов, игр, презентаций и т.п.

Принцип работы аудиостоков

Аудиосток, за небольшой процент, берет на себя весь труд по поиску покупателей на ваши произведения. Также он осуществляет процедуру купли-продажи и выступает гарантом сделки (да, и среди творческих людей могут быть мошенники). Что максимально упрощает вашу работу и ваш заработок.

Вам достаточно зарегистрироваться в аудиостоке, выставить свои произведения на продажу. После их модерации и проверки уникальности, ваше аудио будет продаваться по всему миру круглосуточно. Без перерыва на обед и выходные дни.

Самый неоспоримый плюс такого подхода — на аудиостоках продается не само авторское право на ваше произведение, а право им воспользоваться. То есть, один файл может быть продан и куплен бесконечное число раз. И с каждой продажи вы будете получать прибыль. Таким образом, создав единожды интересный, необычный и востребованный трек — вы будете получать прибыль с него столько раз, сколько раз его купят.

Неужели ваша музыка кому-то нужна?

Многие музыканты относятся скептически к аудиостокам. Они считают, что их музыка мало кому нужна, поскольку нет спроса на их услуги в их городе. Но, это только в их городе. Во всем мире отмечается глубокий дефицит на оригинальные авторские произведения. Это связано с тем, что качественные авторские композиции, распространяемые через агентства, стоят довольно дорого и не по карману новичкам, например, начинающим режиссерам, которые снимают свой первый рекламный ролик. А использование любых композиций без авторских разрешений — запрещено. Тут то им приходит на помощь аудиосток.

К слову, популярные аудиостоки посещают несколько миллионов человек в месяц, только с целью купить что-нибудь оригинальное.

Сколько можно заработать на аудистоке

Ваш заработок ничем не ограничен. Вы выставляете свои композиции по тем ценам, по которым хотите. До 50% от продаж забирает аудиосток. Остальное ваша прибыль.

При 30-40 качественных композиций, ваш ежемесячный заработок может составить до 400 долларов США. Постоянно расширяя свое портфолио, вы можете заработать гораздо больше.

Цены и условия продаж различаются. И осуществляются примерно по двум лицензиям.

1. Некоммерческое (частное) использование. По данной форме покупаются треки для частного использования — ролик для друзей, проморолик для школы или маленькой презентации и т.д. Стоимость таких треков до 15 долларов.

2. Расширенная лицензия для коммерческого использования . Продажа права использовать ваш трек в коммерческих продуктах, но не более определенного количества раз. Также по этой лицензии нельзя ваш трек перепродавать. Стоимость трека по этой лицензии от 20 долларов и до бесконечности.

Интересное наблюдение. Все покупатели аудиостоков, да и сами аудиостоки — не российские (не из стран бывшего СССР). Это связанно с привычками и строгим соблюдением законов, так называемого, авторского права. Но, это является неоспоримым плюсом — все продажи осуществляются в иностранной валюте, а покупатели из законопослушных стран, то есть, соблюдая нестрогие правила аудиостоков — вы будете честно зарабатывать на своей музыке. Минус — у многих аудиостоков нет русской версии.

Для всех новичков в этом виде заработка, мы рекомендуем воспользоваться аудиостоком Pond5 . Во-первых, он работает на нескольких языках, в том числе и его поддержка. Среди языков есть русский. Помимо аудио, на нем можно выставлять на продажу — видео, фото, спецэффекты для популярных программ, 3D и прочее-прочее. К тому, выгрузив свой материал на pond5, на другие аудиостоки вы сможете просто скопировать свои файлы с понда. Очень удобно.

31.08.17 53 442 0

Дудь спросил - мы записали

Благослови нас, отец Юрий Дудь, ибо грешны. Ниспошли благодать ажиотажную да отпусти нам грехи редакционные. Ибо мы, рабы твои, не ведаем, что творим.

Мы пропололи все выпуски программы «Вдудь» с музыкантами, чтобы достать из них факты: кто сколько зарабатывает, на что тратит и чем вообще живет. Законом не запрещено!


Василий Вакуленко

Он же Баста, Ноггано, Нинтендо. Поэт, музыкант, продюсер, совладелец лейбла «Газгольдер». Ведущий программ о хип-хопе на радио и ТВ . Наставник в четвертом сезоне шоу «Голос». В прошлом участвовал в «Объединенной Касте», «Психолирике», «Свободной зоне».

Среди наград:

  • 2008, 2010 - MTV Russia Music Awards.
  • 2010 - Russian Street Awards.
  • 2016 - «Премия Муз-тв ».
  • 2017 - «Золотой граммофон».

25 млн Р

чистый доход Басты за год

Жизнь. Коллекционирует обувь: у Басты 100-150 пар. Увлекается движением «Короли сейлов и космических дискаунтеров» - дешево покупает вещи модных дизайнеров. Например, пальто «Ив Сен-Лоран» стоило 1500 $, Баста купил его за 377 $.

Расходы. На «Газгольдер» тратит 4 000 000 рублей в месяц - это зарплата для двадцати человек и аренда. В год это около 50 000 000 рублей.

Доходы. Концерт стоит 1-1,2 млн рублей. Всего проводит около 100 концертов в год. За каждый концерт в США получил около 10 000 $, всего в США провел восемь концертов.

Доходы и расходы Басты за год:

  • + 120 млн Р - концерты
  • + 10 млн Р - выпущенный альбом
  • + 10 млн Р - рекламные контракты
  • − 60 млн Р - зарплаты сотрудникам
  • − 10 млн Р - клипы
  • − 45 млн Р - делит с партнером и тратит на оборудование

Леван Горозия

Он же L’One. Поэт и исполнитель. Сольная карьера с 2012 года при содействии лейбла «Блэк-стар». Владелец собственной линии одежды «Космокот» под брендом Black Star Wear. Не фотографируется с фанатами.

Среди наград:

  • 2013 - «Золотая горгулья».
  • 2015 - «Премия Ру-тв».

500 000 Р

стоит концерт Левана Горозии

Жизнь. Купил Линкольн, ездит на нем летом и осенью. Купил квартиру в Новой Москве, хочет дом и съемную квартиру в Москве.

Доходы. За скандальный концерт, на котором не захотел фотографироваться, получил 500 000 рублей. Зарабатывает в месяц иногда меньше, иногда больше 5 миллионов рублей. Точную сумму называть не хочет, так как «деньги любят тишину».


Сергей Шнуров

Он же Шнур. Поэт, музыкант, киноактер и телеведущий, лидер группы «Ленинград». На Первом канале вел передачу «Про любовь», в этой же студии снял клип на песню «Обезьяна и орел».

Среди наград:

  • 2004, 2010 - «Ника».
  • 2016 - «Золотой граммофон».
  • 2016 - человек года по версии журнала «Джи-кью».

Жизнь. Сделал зубы в Лос-Анджелесе за 250 000 $. Была шуба «Прада» за 1,5 млн рублей, подарил ее гитаристу. Дома висит картина Челищева - картины этого художника продали на аукционе «Сотбис» в декабре 2016 года за 1,5 млн фунтов. В 2008 году в Москве в номере гостиницы «Ритц» объявлял о закрытии группы «Ленинград». Тогда выпили виски за 40 тысяч рублей, но не заплатили.

Доходы. В месяц на Первом канале получал как за один концерт: 3 млн рублей. С 2002 года почти каждый год выступает на европейском фестивале Сигет и получает 20 000 евро. Рекламный пост в инстаграме Шнура стоит 1,5 млн рублей.


Илья Прусикин

Он же Ильич. Музыкант, видеоблогер. В 2011 году создал интернет-шоу, а через два года группу «Литл-биг». По образованию психолог.

Группа «Литл-биг» работает на экспорт, основная аудитория - Франция, Бельгия, Швейцария. На фестивале в Бельгии играли для 60 тысяч человек.

500 000 Р

стоит заказать у Ильича сценарий для клипа

Среди наград:

  • 2016 - Berlin Music Video Awards - победитель в категории «Самый трэш» за клип Big Dick, лауреат в номинации «Лучший исполнитель» за клип Give Me Your Money.

До клипа Ленинграда «Кольщик» видео Life In Da Trash называли самым дорогим видео, снятым для русского Ютуба, хотя оно стоило всего 250 тысяч рублей. Не снимал клипы дороже 1 млн рублей.

Жизнь. Живет на съемной квартире.

Доходы. Иногда пишет сценарии для клипов за 400-500 тысяч рублей. Сценарий для рекламы может стоить 1 млн рублей, 5 млн рублей или даже 5 млн долларов.


Иван Дорн

Он же Иван Дорн. Певец, диджей, телеведущий, бывший участник группы «Пара нормальных». Снялся в фильме «Веселые ребята», но жалеет об этом.

Лучший исполнитель по версии национальной премии Украины YUNA в 2013, 2014, 2015 годах.

400 $

зарабатывал Дорн за концерт группы «Пара нормальных»

Расходы. Записал в штатах альбом за три месяца. Бюджет поездки - 60 000 $. Снял клип Collaba за 20 000 $, аренда дома обошлась в 4000 $ в сутки.

Состоял в группе «Пара нормальных», отдавал с концерта 93% гонорара продюсеру Илье Семеновичу.

Доходы. В 2008 году концерт группы «Пара нормальных» приносил 4000 $ на всех, из них 400 $ - Дорну.

Иван Алексеев

Он же Нойз-эмси. Поэт и музыкант.

Среди наград:

  • 2007 - Победитель седьмого официального баттла Hip-hop.ru.
  • 2010 - 41 место в рейтинге «50 звезд» журнала «Форбс».
  • 2011 - Лауреат ежегодной премии «Человек дождя», вручаемой радиостанцией «Серебряный дождь» за «публичный протест против произвола власти».

Жизнь. Живет в Жулебине на съемной квартире. Вывез семью в Таиланд на два месяца и потратил чуть меньше миллиона рублей.

20 млн Р

заработал Нойз в 2016 году

Доходы. В 2010 году «Форбс» написал, что Нойз зарабатывает 900 000 $ за год. На самом деле эта сумма не соответствует реальности в несколько раз, но точную сумму Нойз не помнит. В 2016 году заработал 20 млн рублей. За фестиваль получает около 300-400 тысяч рублей, но на Кубане выступал бесплатно. «Бургер-кинг» предложили около 5 млн рублей за рекламу, но Иван отказался.

Алексей Долматов

Он же Гуф. Поэт, исполнитель, участник группы «Центр». Сооснователь лейблов «ЦАО -рекордс» и «ЗМ -нэйшн». Не умер.

Среди наград:

  • 2008 - церемония RMA телеканала MTV - номинация «Хип-хоп» в составе группы «Центр».
  • 2011 - «Премия Муз-тв» - победитель в номинации «Лучший хип-хоп проект года».

Жизнь. Купил загородный дом с участком за 11 млн рублей. За 5 тысяч долларов продал права на свой псевдоним продюсеру. Продюсер умер, и Гуфа завалили исками. Говорили, что тот использует не свое имя. Каждый иск был по 150 000 рублей с каждого концерта, но Гуф выиграл суды и не отдал деньги.

600 000 Р

стоили 15 минут Гуфа на корпоративе

Потратил 10 000 $ за полтора месяца лечения от наркозависимости в Израиле.

В 20 лет три месяца сидел в Бутырке. За организацию малой спецкамеры должен отцу 20 000 $.

Доход. Получил за 15 минут выступления на корпоративе 600 000 рублей.

Максим Фадеев

Он же Макс Фадеев. Продюсер, композитор и режиссер.

Продюсировал и сотрудничал с группой «Серебро», Юлией Савичевой, Глюкозой, Линдой, Аллой Пугачевой, Иракли, Анжеликой Агурбаш, Лолитой, Григорием Лепсом, Жасмин, группой «Тотал», Катей Лель, Наргиз Закировой, Олегом Майами, Алисой Кожикиной, Татьяной Заикиной, Еленой Темниковой.

9 млн Р

стоил концерт группы «Серебро» в Китае

Жизнь. В студии в подвале стоит пианино за 30 000 рублей, дома - рояль Блютнер за 50 000 евро.

Доход. Концерт группы «Серебро» в Китае стоил 9 000 000 рублей без налогов и 5 000 000 рублей с налогами.

Владислав Лешкевич

Он же Влади. Поэт, музыкант, участник группы «Каста». Глава лейбла «Респект-продакшн». Песня «Сочиняй мечты» набрала 17 000 000 просмотров на Ютубе.

Среди наград:

  • 2010 - Russian Street Awards - видеоклип года «Вокруг шум».
  • 2010 - «Легенда MTV » за решающее влияние на формирование и развитие современной музыкальной культуры в России.
  • 2012 - «Премия Ру-тв» в категории «Лучший хип-хоп хит» («Сочиняй мечты»).

Расходы. Вкладывает в «Респект-продакшн» каждый год 15-20 млн рублей или даже 30 млн рублей. Прибыль от проектов 100% или даже больше, но бывают провалы.

Запись альбома для музыканта из «Респект-продакшн» стоит до миллиона рублей для новичка и 3-5 млн рублей для звезды.

1 млн Р

стоит позвать «Касту» на корпоратив

В «Респект-продакшн» сотрудничали с Максом Коржом. Бюджет клипа «Стилёво» - 200-300 тысяч рублей.

Самый дорогой клип - «Вокруг шум». Он стоил 80 000 $ в 2008 году.

Доходы. Корпоратив «Касты» стоит 1-2 млн рублей.

Дмитрий Маликов

Он же Дима Маликов. Композитор, пианист, певец, актер, продюсер и телеведущий. 30 лет сольной карьеры.

Некоторые награды:

  • 1999 - Заслуженный артист РФ .
  • 2010 - Народный артист РФ .
  • 2015 - орден Дружбы.

В 2000 году купил дом на Рублевке за миллион долларов. В 2010-2011 году вложил в акции Фейсбука 100 000 долларов, через какое-то время продал их за 120 или 130 тысяч долларов, точно не помнит.

100 000 $

максимальный гонорар Маликова за концерт

Доходы. В 1990 году в свои 20 лет получил 7500 старых рублей за два концерта в Олимпийском. Для сравнения: в 1991 году за 10 000 рублей по госцене можно было купить «девятку», но это госцена - продавали такие машины примерно за 70 000 старых рублей.

В 1994 году провел в новогоднюю ночь восемь концертов и получил 3000-4000 долларов.

Самые невероятные деньги за одно выступление: 100 000 $ в начале двухтысячных.

Адиль Жалелов

Он же Скриптонит. Поэт, исполнитель, музыкант.

Некоторые награды:

  • 2016 - человек года по версии журнала «Джи-кью» в номинации «Открытие года».
  • 2016 - «Реальная премия Musicbox» в номинации «Вне формата».

Жизнь. Живет в арендованном доме в Подмосковье с товарищами из Казахстана, есть студия звукозаписи в подвале. Бросил третий курс колледжа и пошел работать на заправку, в то же время писал и продавал музыку. Содержит родителей.

50 $

гонорар за первые два бита Скриптонита

Расходы. Клип «Вечеринка» оплатил сам - 700 000 рублей; девушки работали без гонорара.

Доходы. Первый гонорар за музыку - 30-50$, сравнимо с месячной зарплатой его мамы. Позже начал приносить по 2000 $ в месяц.

КПСС , Соня Мармеладова, Валентин Дядька, Бутер Бродский. Победил поэта и исполнителя Оксимирона на рэп-баттле «Версус».

50 000 Р

зарплата системного администратора Гнойного

Жизнь. Работал системным администратором каждый день с 9:00 до 23:00. Пьет пиво дешевле 250 рублей за бутылку. Пиво за 250 рублей ему купил отец наш Юрий Дудь.

Доход. Системным администратором получал 50 тысяч рублей. Часто у него вычитали 5000 рублей за то, что он жил на работе. И еще 4200 рублей за 12-20 кружек чая в день.