Отчёт о посещении театра кукол. Театр начинается с вешалки? Театр начинается с беседы

Посещение театра с ребенком/

В процессе приобщения детей к сценическому искусству родителям предстоит решать важную задачу - формирование зрительской культуры, которая складывается из:

знания особенностей театрального искусства;

умения адекватно реагировать на сценическое действие;

понимания роли зрителя в процессе создания театрального художественного образа;

владения навыками взаимодействия с актерами в процессе развертывания сценического действия.

За долгие годы развития театра в соответствии с содержанием театрального действия и средствами театральной выразительности сложились различные театральные виды и жанры: драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр, театр теней, пантомимы, эстрады и др. Цирк также относится к театральному искусству, цирковое представление разыгрывается артистами и подчиняется тем же сценическим законам.

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой.

Первое посещение театра зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов. Необходимость предварительного ознакомления с содержанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновре- менно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмоционально откликаться на сценическое действие, понимать сценическую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествовательной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явления или описывать картины. Все это ребенок увидит в театре сам. Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их характер и на хронологию событий.

После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо сообщить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа - от 3 до 12 дней. В течение этого времени родители должны дать начальные сведения о театре, познакомить с правилами поведения в театре. Закрепить изученные правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Итак, наступает день, когда вся семья отправляется в театр. Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее, чем за 15-20 минут до начала спектакля. Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Во время сценического действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удовлетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким. Во время антракта лучше всего покинуть зал и в фойе обсудить увиденное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спектакля. После просмотра спектакля лучше немного пройтись пешком (10-15 минут). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость, а при желании - вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми дошкольного возраста целесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить характеры героев (добрый, злой, умный). Младшие школьники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Подростки могут уже высказать свое мнение, отношение к увиденному, вступить в дискуссию, отстоять свою точку зрения. Завершающий этап - это этап эмоционального проживания полученных впечатлений.

Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Он помогает удовлетворить потребность ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

При организации домашнего театра взрослым необходимо определить последовательность приобщения детей к искусству театра.

Вначале необходимо решить, будут ли в качестве актеров задействованы все члены семьи или только дети.

С точки зрения О.А. Белобрыкиной, последовательность может быть следующей:

миметрические игры (заключаются в том, что дети читают текст, сопровождая его имитационными движениями и звукоподражанием);

ролевые игры (характеризуются наличием диалога между действующими лицами, при этом каждый ребенок берет на себя роль и старается доступными средствами передать образ своего героя);

игры-импровизации (предполагают самостоятельное придумывание детьми сцен и диалогов на заданную тему);

игры-представления (включают инсценировку или драматизацию каких-либо жизненных ситуаций и любимых сказок);

кукольные представления.

Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов:

выбор пьесы, определение основной идеи спектакля;

определение характеров героев, распределение ролей;

работа с текстом;

репетиции на сценической площадке;

создание декораций, костюмов, бутафории;

генеральная репетиция;

подготовка билетов, программ, афиш.

Такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями может идти изготовление декораций, костюмов и др.

В заключение мы приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру:

самому любить и понимать театральное искусство;

владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснять их детям;

при выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей;

знать основные этапы приобщения ребенка к искусству сцены;

стимулировать активность дошкольников и детей младшего школьного возраста, используя разнообразные игровые приемы;

активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений;

стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали активное участие в организации походов в театр;

помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.


»Театр — это волшебный мир,

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей’ ‘. (Б. М. Теплов)

Театр играет особое место в воспитании ребенка. Это место, где создается атмосфера сказки. Попав туда, маленькие дети верят в происходящее, сопереживают героям. Театр любят и взрослые, и дети.

Ходите вместе с детьми в театр, рассказывайте им о театре, ведь здесь дети учатся видеть прекрасное. Посещение театра имеет много достоинств. И родители, и дети получают позитивный настрой. Просмотр спектаклей способствует интеллектуальному развитию детей — ребенок учится осмысливать происходящее, учится сравнивать происходящее на сцене с действительностью. Дети учатся вести себя в общественных местах. Посещение театра — это просто отличное времяпровождение для всей семьи.

1. Зачем детям театр?

2. С какого возраста лучше ходить в театр.

3. Какой выбрать театр?

4. Собираемся в театр — правила поведения

5. Наши посещения театра.

Дети и театр

Зачем детям театр?

Современные родители стараются с детских лет приучать ребенка к искусству. Музыка, рисование, — все это дети осваивают, будучи еще малышами.

А театр? Нужен ли он детям? Театр — это мир волшебства. Ребенок попадает в мир сказки. Красивые и яркие декорации, приглушенный свет, музыка, добрые и злые герои. Малыши переживают вместе с героями спектакля, учатся у них добрым поступкам.

Когда родители вместе с ребенком посещают спектакли, это еще и сближает всех членов семьи. Ребенок наблюдает за происходящим на сцене, за реакцией взрослых. Потом дома за столом идет обсуждение спектакля, игры актеров. Такие моменты надолго остаются в памяти малыша и влияют на его воспитание.

С какого возраста лучше водить детей в театр?

Часто родители задают вопрос: с какого возраста лучше всего водить детей в театр. Совсем маленьким деткам еще сложно посещать такие мероприятия. Во-первых, большое скопление людей, во-вторых, новая обстановка, незнакомая, яркий свет, громкие звуки. Все это может напугать маленького зрителя. Специалисты рекомендуют посещать театр с детками в возрасте 3-х лет. Но если ребенок усидчив, наблюдателен, то можно немного раньше.

Выбирать спектакль для малышей лучше так, чтобы сюжет был знаком. Это могут быть спектакли »Колобок», »Репка», »Муха-Цокотуха». Продолжительность спектакля не должна превышать 40 минут.

Какой выбрать театр?

Когда мы покупаем ребенку книжку, то не берем первую попавшуюся. А смотрим на содержание, картинки. Так и с выбором театра и спектакля для детей.

Совсем маленьким детям лучше ходить с мамами в кукольный театр. Там маленький зал, людей немного, что не испугает ребенка. Дети любят игрушки. А тут игрушки разговаривают, поют, играют, превращаются. Это понравится малышам. В детские сады часто приезжают кукольные театры.

Что еще нужно учитывать, когда вы с малышами посещаете театр? Не покупайте билеты на первые ряды, чтобы малыш не испугался актеров или резких звуков. Ведь все, что на сцене происходит, малыш считает реальностью. И не оставляйте детей в зале одних, покупайте и себе билет. А вообще, лучше ходить на спектакли всей семьей.

Детям постарше уже можно смотреть музыкальные спектакли.

Собираемся в театр

1.Собираясь с ребенком в театр, сначала изучите репертуар, выбирайте наиболее подходящий по возрасту спектакль.

3.Расскажите ребенку о правилах поведения в театре:

  • в театре нельзя громко разговаривать, бегать, кричать:
  • нельзя вставать с места;
  • если спектакль понравился, нужно поаплодировать актерам;
  • во время спектакля нельзя есть в зале, шуршать бумажками от конфет. Если ребенок захочет пить, лучше взять с собой бутылочку с водой.

4. Собираясь в театр, наденьте ребенку чистую и красивую одежду, чтобы он чувствовал атмосферу праздника.

5. При входе в театр можно купить программку, чтобы ознакомиться с актерами. Потом ребенок будет их узнавать в других спектаклях.

6. В гардеробной нужно оставить верхнюю одежду, взять номерок. А привести себя в порядок, причесаться лучше не в холле, а в специальной туалетной комнате, где есть зеркало.

7. Когда вы пришли в театр, пусть ребенок обратит внимание на портреты актеров в коридоре, как красиво украшен театр.В зале обратите внимание на красивые люстры, высокие потолки. Если ребенок впервые в театре, ему это будет интересно.

8. В зал нужно входить немного раньше, чем начнется спектакль, чтобы потом не искать свои места и не отвлекать зрителей.

9. В театре есть буфет. Но в него можно сходить во время антракта или после спектакля. Лучше заранее покормить дома ребенка, чтобы театр не ассоциировался у него с наличием только буфета.

10. После просмотра спектакля не нужно бежать сломя голову за своими вещами. Просто спокойно выйти и подождать свое очереди в гардеробной.Пусть ребенок учится вести себя правильно в общественных местах.

После посещения театра спросите, понравился ли ребенку спектакль, кому из героев он больше симпатизирует и почему. Пусть ребенок учится выражать свои мысли вслух, учится говорить.

Наши посещения театра

Мы с Юлей, моей внучкой и дочкой Ксюшей тоже очень любим посещать спектакли. У нас в городе Тирасполе всего один театр драмы и комедии имени Н. С. Аронецкой. Мы уже много спектаклей посмотрели. От посещения театра остаются только положительные эмоции, улучшается настроение. В прошлом году на новогодние каникулы мы смотрели спектакль »Cнегурочка».

Осенью мы ходили на такие спектакли: «Жили-были ». Такими словами начинаются многие русские сказки. И этот спектакль был поставлен по трем русским сказкам — »Репка,» »Теремок »и »Курочка Ряба». Юным зрителям очень понравилась игра актеров, волшебная атмосфера сказок, которые они знают. Красочные костюмы артистов сделали спектакль незабываемым.

»Жили-были»

Еще мы смотрели »Кашу из топора «, » Дюймовочку », »‘- по сказке Пушкина. Сюжетом стала сказка о купце Остолопе и его работнике Балде. Это был яркий, остроумный спектакль, задуманный как балаганное действие актеров, скоморохов.

А в этом году на новогодние каникулы мы смотрели новую премьеру, современную постановку сказки », правда эту сказку было интереснее и понятнее смотреть детям старшего возраста и взрослым.

Но перед спектаклем на сцену вышли Дед Мороз, Снегурочка и домовенок Кузя, которые поиграли с детьми, провели конкурсы, спели песни.

А потом уже начался спектакль.

Спектакль был красочный, отличные декорации, танцы. Это был музыкальный спектакль. Здесь все закончилось не как в настоящей сказке про Красную Шапочку. Волку брюхо не вспороли охотники. Здесь победила любовь!

Вот сегодня о чем я хотела с вами поговорить — дети и театр. Посещайте с детьми театр, представления. Получайте эстетическое наслаждения от просмотров спектаклей.

Напишите, на каких спектаклях в последнее время вы были, что больше всего понравилось. Жду ваших комментариев.

Отчитаюсь (без фото) как мы съездили в Московский детский сказочный театр на Таганке. Смотрели спектакль «Солдат, царевна и птичье молоко».

В воскресенье моросил мелкий дождик, но мы с зонтиками отправились на Марксистскую) Не пропадать же купонам!

Хорошо доехали до места, от метро 5 мин пешком или 1 остановку на троллейбусе (мы шли пешком). Театр находится в детском парке Таганский. На территории видели детскую площадку и «кота на дубе с цепью»). Купили пару билетов по купонам со скидкой 50% по 500 р каждый. Досталось два места в первом ряду. Ребенку там тоже надо покупать билет. Паша сидел в отдельном кресле-трансформере на первом ряду, ему все хорошо было видно. В театр пускают за 30 мин. до начала. Раздевалка небольшая, ребенка надо одевать так чтобы быстро одеться и выйти на улицу. Есть зал со столиками где можно порисовать детям и посидеть перекусить бутерброды с соком. Есть лавочка с игрушками и перекусом для детей в виде дорогущих сухариков и жевательного мармелада (лучше брать с собой), соки и молочные коктейли. Там же можно было попить кофе и чай. Купить мигающие палки (300 р.). В туалетах все чисто, главное что они есть)) Зал сам маленький, зрителей тоже не много но был полный зал, т.к. были еще льготники. Представление началось немного позже, длилось 1,30 ч. с антрактом. Так что вышли из театра в 14 часов. В общем представление Паше понравилось, смотрел с открытым ртом. Иногда начинал возиться и прикладываться мне на плечо или лез обниматься)) Наверное подустал, время близилось к обеденному сну все-таки. Куклы очень красивые, хотя парочка все же меня смутила, это озабоченный какой-то купец со странным озабоченным голосом и еще была кукла бесенка, страшноватая на мой взгляд. Были моменты когда солдат попадал в лес к Бабке Ежке и некоторые дети заплакали)) Страшно было)) Паша сидел тихо, я ему многое комментировала чтобы он все понял. Порадовало то что было общение с залом, дети хором кричали куклам, особенно когда солдат хотел выпить отравленную какую-то воду от купца… Лично мне не понравились некоторые моменты, когда министр орал «пошел вон» и пинал ногой купца… Я моментами пыталась заснуть, в зале было темно, мы сидели под сценой на первом ряду, надо было задирать голову чтобы смотреть сказку))

Но ребенок оказался благодарным зрителем, ему все понравилось) Хочет туда еще. На выходе дарили подарки в виде шоколадок, дуделок и шариков. В июле они не работают.

Обратно ехали уже уставшие от Москвы))) Паша шел пешком в метро, от метро и обратно, до электричке - что для него само по себе ново, он передвигается только на транспорте своем. Так что он устал топать и по пути к дому начал постанывать) Но быстро пообедали и легли отдохнуть. Осталось хорошее впечатление от театра, от поездки и от проведенного времени. Так вот по-тихоньку будем приобщаться к культуре. Думаю вернемся туда еще разок на другой спектакль.

Ехать туда по-любому надо с рюкзаком еды. Я брала 4 бутерброда с колбасой, пару сырников, сок, леденцы, шоколадку, воду. Съели все. Паша выпросил там еще жевательный мармелад за 110р. В след. раз возьму с собой из дома! Вообще попрошайничал много у этой лавочке с игрушками, то машинку возьмет типа чтобы я ее купила, то дорогущую заводную рыбку за 600 р. то палку просил мигающую. Я как-то не готова была к такому разбазариванию денег, и стойко отказывалась покупать эту фигню. Поныл немного и успокоился. Короче привык что ему всегда игрушки покупают) Тут я ему сказала что мы пришли в театр а не в магазин игрушек, так что игрушки покупать не будем. Пусть привыкает.

Зачем детям театр?

Говорят, детство - время интуиции: ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно для его развития и стремится к этому всеми силами своей чистой души.

Правда, надо сразу признаться, что такая вещая душа дана, увы, не каждому ребенку, если мы говорим о детях лет 5-5,5 или, тем более старше, то есть дана-то она каждому. Но не каждому повезло с родителями…. Очень многие умудряются к пяти-шести годам основательно загасить огонек природного саморазвития. Не угасшим этот огонек остается у таких детей, которых Эрик Берн относил к детям «Я - ОК, ты - ОК», а они, попав, хоть один раз во власть магии театра, сами стремятся на сцену.

Давайте присмотримся к этой детской страсти по театру и попытаемся отгадать сию загадку природы, давайте попытаемся понять, зачем она (природа) наделила ребенка такой жаждой, жаждой театра?

Известно, что старший дошкольный возраст часто называют временем игры. Играя, маленький человек познает мир, мир взрослых отношений. Познает себя в этом мире, и не только познает, он примеряет на себя различные роли. Играя в милиционера или бандита, в дочки-матери или черепашек ниндзя, он тренирует себя для поведения в определенных жизненных ситуациях. Ситуациях, которые совсем не связаны с сюжетом детских игр.

И еще дошкольный возраст называют возрастом сказки. Ребенок, жадно впитывая сказочные сюжеты, расширяет пространство своего сказочного мира. Родителям известны случаи, когда ребенок как бы застревал на какой-то сказке, желая еще и еще раз слушать давно известные ему историю.

Но на самом деле, слушая сказку, решает для себя, какую-то важную проблему - и это решение потом отзовется в его взрослой жизни. Отзовется разводом или умением прощать. Преступлением или подвигом. Таковы законы развития детской души.

Но вот взрослые властно вмешиваются в жизнь ребенка. Школа. Время игр и сказок прошло! Пора заниматься делом. И большинство детей уныло соглашаются со взрослыми правилами жизни. А как же игры? Как же сказки? Неужели все роли уже испробованы? Неужели все нравственные задачи уже решены? Да нет же! Наоборот, только сейчас ребенок выходит на просторы жизни и перед ним раскрывается величественная панорама ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ. Вот теперь бы и играть, примеривая разные роли на себя! Вот теперь бы и погружаться в мир сказок. Только других сказок. Сказок про взрослую жизнь, и искать в этих сказках нравственные ответы для своей души!

Но не тут-то было. Сказки и игры теперь сложнее - они требуют иной связи с культурой. Более глубокой, более продуманной и… профессиональной. Теперь для развивающих игр ребенку нужен взрослый. Взрослый, который будет представителем мира культуры в сознании ребенка, мира культуры - мира нравственности. Мира социальных норм, знаний…. И, в то же время, он будет проводником, другом и помощником в этом мире - мире взрослой игры.

Где же найти ребенку такой игровой и сказочный мир? Где найти такого взрослого сказочника?

Правильно! Этот мир - театр. Этот взрослый - педагог-режиссер. Причем, цивилизованный мир давно понял эту великую магию театра. Недавно в «Культурной революции» (Канал «Культура») М.Е. Швыдкой озвучил интересные цифры: около тысячи американских университетов имеют у себя факультеты актерского мастерства. Но только 3% выпускников по окончании, занимаются актерской профессией. А остальные? Остальные - менеджеры, консультанты, учителя, психологи, политики, бизнесмены… Им театр нужен для успеха в жизни!

Так вот почему детская душа, не подавленная взрослым авторитаризмом, интуитивно так стремится в театр! Она стремится к успеху в жизни!!! И это стремление, с одной стороны, подкрепляется тем, что попадая в театр, ребенок попадает снова в мир того детства, где игра и сказка были его законным правом и главным делом жизни. Где маленький человек, чувствуя, что он не наигрался, недотренировался, недоразмышлял, недоосознал окружающий его мир - с радостью и азартом включается в эти процессы, но уже на более взрослом уровне. А с другой….

Что бы понять, что влечет ребенка в мир театра, надо немного разобраться в этом мире. А этот мир - интересен и непрост! В нем присутствуют три психологических пространства, каждое из которых столь огромно и включает в себя такое богатое культурное содержание, что, в свою очередь, имеет право называться мирами. Это «Мир Актера», «Мир Драматурга» и «Мир зрителя».

Остановимся на каждом из этих психологических пространств, на каждом из этих миров. Посмотрим, почему он влечет ребенка? Чем обогащает свою душу и жизнь человек (независимо от возраста), попадая в мир ТЕАТРА?

«Мир актера»

Этот мир дарит человеку, его посетившему свободу тела, силу голоса, уверенность в поведении. Человек учится контролировать свое поведение в жизненных ситуациях, быть хозяином положения в различных ситуациях, выстраивать осознанную стратегию своего поведения; и как говорит современная молодежь, «не вестись» на поводу у эмоциональных и психологических обстоятельств жизни. Иначе говоря, свобода позволяет быть субъектом своего поведения.

Но возникает резонный вопрос: а зачем ребенку столько свободы? Зачем ему быть субъектом? Разве субъектность личности делает ли его более послушным? Более дисциплинированным? Более управляемым? Нет! Как раз напротив! Свое мнение у ребенка появляется раньше и проявляется ярче! Тогда зачем?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала спросим себя: «А кого мы хотим воспитать? Послушного исполнителя, который будет искать в жизни того, кто будет им управлять? Или самостоятельного человека, который в кризисной ситуации, которыми так богата наша жизнь, будет способен находить ответы на жизненно-важные вопросы?"

Если мы хотим вырастить хозяина, а не исполнителя, субъекта, а не «овцу» (раба обстоятельств), то надо принять свободу ребенка и учиться общаться с ним в условиях этой свободы.

Но неужели одной свободы достаточно для воспитания самостоятельного самодостаточного человека? Нет, конечно! Но ведь у нас еще два мира! Заглянем в них.

«Мир зрителя» - мир сказки

В этом мире ребенок заворожено слушает истории, как в детстве слушал сказки. Здесь он учится сопереживанию, пониманию другого человека, его горя, его радости. И он на своем опыте познает, что его собственная точка зрения может быть не единственно верной. Он учится прислушиваться к другому человеку, учится договариваться с ним, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Здесь он сердцем учится чувствовать, что такое хорошо, а что такое плохо.

И учится всему этому легче, когда ты отстаиваешь не свою личную точку зрения, а точку зрения своего персонажа, персонажа, который близок тебе, но это все-таки не ТЫ, и идет на уступки и соглашается и сопереживает и проигрывает персонаж, а не ТЫ. А ТЫ - учишься - как слушать, сопереживать, уступать, выигрывать и даже проигрывать. Мир зрителя делает человека интеллигентнее, глубже.

И еще одна особенность этого мира. Эстафетная палочка культуры здесь передается не только от ума к уму, как за школьной партой, но и от сердца к сердцу. И если кто-то думает, что истинный патриотизм можно воспитать в человеке не передав ему эстафету любви к культуре, то он очень мало понимает в патриотизме.

«Мир Драматурга»

Еще раз вспомним дошкольное детство. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте огромное значение для развития личности имеет рисование. В самом деле, играя с другими детьми, ребенок вынужден с ними считаться, когда он слушает сказку, его мнения никто не спрашивает, сказочный сюжет развивается вне зависимости от воли и желания ребенка. И только в мире рисования (лепки, конструирования) - ребенок творец! Постигая мир драматурга, человек попадает в мир творения миров, в мир созидателей, в мир богов.

Конечно, далеко не в каждой театральной студии дети занимаются началами драматургии, но там где это происходит, дети получают замечательный стимул к развитию. Здесь развивается креативность как качество личности, и особенно важно - развивается поведенческая креативность - умение видеть различные выходы из жизненных ситуаций, строить жизнь по собственному сценарию. То есть, здесь развивается социальный интеллект! Отметим, что в нашей школе социальный интеллект развивать, вообще не умеют! Поэтому, в этом смысле, театр является уникальной лабораторией развития детского мышления.

Кстати говоря, в «Мире драматурга» развивается не только социальный интеллект, но и общий. Человек учится вербализировать свои чувства, переживания, то есть он развивает в себе то, что обычно развивается на особых психологических тренингах.

Поэтому «Мир драматурга» мы с полным правом можем назвать школой мышления.

И, наконец, в мир есть профессия, которая прописана во всех трех мирах, человек этой профессии призван объединить в едином процессе спектакля все, что происходит во всех трех мирах. Имя этой профессии - режиссер.

Режиссуре учат не в каждой театральной студии. Говорят, что этой профессии надо учиться 15 лет, осваивая азы всех трех миров театра. Но помимо этих профессий режиссер - это менеджер, переговорщик, художник, диктатор, дирижер и как говорил К.С. Станиславский, режиссер - это самый лучший зритель. Но не все, попав в мир театра, стремятся обрести эту роль, нет, - только избранные. Ведь так много противоречивых качеств должен сочетать в себе режиссер! Это и душевная тонкость и умение идти напролом. И харизматичность лидера и готовность «умереть в актере», отойдя на задний план. И страстная одержимость художника и холодный расчет организатора производства. И умение сочетать свое индивидуальное видение творца с психологическим чутьем руководителя ансамбля самобытных личностей - актерскую труппу.

Прежде чем подвести итог статьи спросим себя, а что происходит с ребенком, если он не попадает в театр? Где он находит место для развития своих способностей? Приведу лишь два ответа: двор, молодежная тусовка и компьютер. В первом случае, за развитие Вашего ребенка отвечает та молодежная среда, куда его занесет, во втором… компьютерная зависимость. Нет, я не хочу сказать, что те, кто не попал в театр, зависнут в виртуальном мире, но обратное - верно! Театр - это одно и самых действенных средств борьбы с компьютерной наркоманией.

Итак, ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ТЕАТР ?

Театр - место, где человек развивает себя, развивает навыки общения, свободы, развивает интеллект, приобщается к культуре и учится быть самим собой. И интуиция ребенка подсказывает ему - Я ХОЧУ В ТЕАТР! Приведите своего ребенка в театр - подарите ему возможность развития!

Театр помогает родителям в воспитании детей, приглашаем вас всей семьей на наши потрясающие спектакли!


Театр - это удивительное место со своей неповторимой атмосферой. Дети обладают удивительной способностью погружаться в действия спектакля, растворяться в событиях. Они сопереживают героям, запоминают их слова, действия и даже мимику.

Театр - отличный помощник в воспитании детей.

Актеры спектакля обладают потрясающей способностью передавать эмоции зрителям. Дети сочувствуют героям, радуются вместе с ними. Постепенно малыши учатся понимать чужие эмоции, сопереживать. Никакое другое занятие не научит ребенка так улавливать эмоции, как театр.

В спектаклях герои общаются по-особому, не так как в фильмах или мультиках. Язык актеров на сцене гораздо богаче и ярче. Дети, посещая театр, запоминают новые слова, расширяют свой запас, учатся словами выражать эмоции.

Еще одна важная причина посещения театра - это воспитание детей. Во всех детских спектаклях существует мораль, что нужно поступать хорошо, что добро должно побеждать зло. Актеры показывают, как необходимо себя вести и к чему могут привести неправильные поступки. Дети запоминают модели поведения и развиваются морально, учатся отличать добро и зло.

Кроме того, посещение театра - это интересное времяпрепровождение. Многие дети воспринимают просмотр спектакля как праздник, так почему бы не сходить вместе со всей семьей в театр?

Раньше детей водили на спектакли только, когда они достигали определенного возраста. Многие первый раз были в театре в 6 лет. Сегодня же выбор спектаклей гораздо шире. Детский Центр «ЛОГОС» проводит спектакли для небольшой группы детей в возрасте от 10 месяцев. Конечно, в таком возрасте дети плохо воспринимают длинные диалоги. Для них предлагаются кукольные театры, где можно самим поучаствовать в спектакле, поиграть с главными героями, послушать веселую музыку.

Спектакли в Детском Центре «ЛОГОС».

Детский Центр «ЛОГОС» приглашает вас и ваших детей посетить интереснейшие спектакли от ведущих театральных проектов.

«Чудо-день» (Театр Inside).

Данный спектакль открывает мир с новой стороны: не взрослые учат детей, а наоборот. Кто может научить открытости и искренности лучше, чем дети?

«Маус Хаус Штраус» (Домик Фанни Белл).

Спектакль для самых маленьких зрителей: яркие образы, красивые игрушки, динамичное развитие сюжета и живая музыка погружают в сказочный мир, полный чудес.

«Первый снег» (Первый театр).

Многие родители начинают водить детей в театр, когда им исполняется 4 года и больше. Но данный спектакль позволяет прикоснуться к прекрасному малышам от 10 месяцев. Это не просто спектакль, где дети смотрят на действия со стороны, здесь они могут сами поучаствовать и помочь в создании сюжета.

«Улитка» (Первый театр).

Данный спектакль также рассчитан на самых маленьких: от 10 месяцев до 4 лет. Здесь дети смогут увидеть необычную игру теней, насладиться приятной музыкой и понаблюдать за приключениями улитки.

«Мойдодыр» (Домик Фанни Белл).

Кто не знает стихи Чуковского? Главное, чему они учили, - нужно следить за своей гигиеной. Данный спектакль будет очень поучительным, в развлекательной форме дети узнают, как ухаживать за собой.

«Гусеница» (Домик Фанни Белл).

Кто в детстве не мечтал потрогать кукол в кукольном театре? Но они были вне досягаемости. Данный спектакль уникален, он стирает грань между зрителями и актерами. Дети имеют потрясающую возможность не только посмотреть спектакль, но и потрогать главного героя - гусеницу и даже покормить ее бутафорскими фруктами.

Театр - это место, где все возможно, где куклы оживают и случается волшебство. Детский Центр «ЛОГОС» приглашает вас и ваших детей погрузиться в эту чудесную атмосферу!