Пельтье биография. Певец Брюно Пельтье на РСН: До приезда в РФ я считал русских холодными

Брюно Пельтье с ранних лет интересовался музыкой. Когда мальчику было 7 лет, отец подарил ему гитару.

В 1983 году в Шарлебуре он со своими друзьями начинает выступать в англоязычных рок-группах Amanite и Sneak Preview. Позже он основывает группу Pell, выступающую с репертуаром на французском языке. В возрасте 23 лет он перебирается жить в Монреаль, где выступает в барах. Из-за проблем с голосовыми связками он вынужден на некоторое время воздержаться от пения, а затем поступить на курсы пения, чтобы восстановить голос.

В 1989 он участвует в конкурсе Rock Envol, где получает приз за качество выступления. В 1991 он получает роль в своем первом мюзикле «Вид сверху» (фр. Vue d’en Haut ), поставленном на Фестивале Монгольфьеров в Сен-Жан-Сюр-Ришельё (фр. Saint-Jean-sur-Richelieu ). В следующем 1992 году он присоединяется к труппе «Безумцы рок-н-ролла» (фр. Les fous du rockn’roll ), где он выступал в 40 спектаклях.

В октябре 1992 года он выпускает свой первый сольный альбом «Bruno Pelletier», а в ноябре входит в труппу мюзикла Мишеля Берже (фр. Michel Berger ) и Люка Пламондона (фр. Luc Plamondon ) «Легенда о Джимми» (фр. La Légende de Jimmy ). Брюно исполняет главную роль - роль «тинейджера» Джимми. Эту роль он исполнил около пятидесяти раз.

В 1993 году Люк Пламондон снова приглашает Брюно на роль в мюзикле «Стармания » (фр. Starmania ), также написанном им в соавторстве с Мишелем Берже. Брюно исполняет роль Джонни Рокфора около пятисот раз.

Летом 1994 года он участвует в фестивале FrancoFolies de La Rochelle, где исполняет песни, написанные Люком Пламондоном. Чуть позже он выпускает свой второй альбом «Defaire l’amour».

Осенью 1996 года Брюно участвует в концерте Saguenay, где он исполняет песню Miserere. Именно эта песня принесла ему успех в Квебеке. Его альбом «Miserere», вышедший в 1997 году, становится хитом. Также в то время Брюно можно было увидеть в сериале Omerta 2, где он играет эпизодическую роль Мишеля Бержевана.

В то же время Люк Пламондон снова приглашает Брюно участвовать в его спектакле. Сначала Брюно не соглашается - певец был занят сольным турне - но потом он всё же присоединяется к труппе нового мюзикла Люка Пламондона и Ришара Коччианте (фр. Richard Cocciante ) «Нотр-Дам де Пари» . Брюно с блеском исполняет роль поэта Гренгуара, которая сделала его известным за пределами Квебека.

В 1999 году он выпускает свой четвертый альбом D’autres Rives. Он продолжает играть Гренгуара, теперь уже в стенах Лондонского театра в англоязычной постановке мюзикла.

В 2001 выходит его live-альбом «Sur Scene», записанный во время турне с программой D’autres rives.

В середине того же года, Брюно уходит в «отпуск», чтобы отдохнуть и поправить здоровье, а затем вернуться на сцену в августе 2002 года с новым альбомом «Un Monde a l’envers».

В октябре 2003 года в Базилике Нотр-Дама в Монреале он вместе с Монреальским Оркестром записывает альбом с рождественскими песнями.

31 января 2006 года состоялась премьера мюзикла «Дракула: между любовью и смертью» фр. Dracula Entre l’amour et la mort , где Брюно выступил в главной роли, а также в качестве арт-директора и сопродюсера.

Брюно участвует в концертах со своим новым проектом «Bruno Pelletier et GrosZorchestre», с которым певец выступает в новом для себя стиле джаз.

В январе 2008 года в Лионе состоялась европейская премьера мюзикла Dracula Entre l’amour et la mort

Альбомы

  • Bruno Pelletier (1992)
  • Défaire l’amour (1995)
  • Miserere (1997)
  • D’autres rives (1999)
  • Sur scène (2001)
  • Un monde à l’envers (2002)
  • Concert de Noël (2003)
  • Dracula - Entre l’amour et la mort (2005)
  • Bruno Pelletier et GrosZorchestre (2007)
  • Microphonium (2009)

Награды и Номинации

  • 2000 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2000 Album de l’année - Pop-Rock (D’autres rives)
  • 1999 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 1999 Spectacle de l’année interprète (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Album de l’année Meilleur Vendeur (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Artiste québécois s"étant le plus illustré hors Québec: Notre-Dame de Paris
  • 1999 Album de l’année - Populaire: Notre-Dame de Paris - L’Intégrale
  • 1999 Chanson populaire de l’année: Le temps des cathédrales - Interprète: Bruno Pelletier
  • 1998 Album de l’année Meilleur Vendeur (Miserere)
  • 1998 Album de l’année Pop Rock (Miserere)
  • 1998 Spectacle de l’année interprète (Miserere, la tournée)
  • 1998 Album de l’année Populaire (Notre-Dame de Paris)
  • 1997 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 1994 Spectacle de l’année interprète (Starmania)
  • 1993 Spectacle de l’année interprète (La légende de Jimmy)

VICTOIRES DE LA MUSIQUE:

  • 1998 Album de l’année populaire (Notre-Dame de Paris)
  • 1994 Spectacle musical de l’année (Starmania)

WORLD MUSIC AWARDS:

  • 2000 World Best Selling French Recording Artist/Group (NOTRE DAME DE PARIS)
  • 1999 World Best Selling French Recording Artist/Group (NOTRE DAME DE PARIS)
  • 2001: Sur scène (Gold)
  • 2001: La tournée D’autres rives (Billet or, 50 000 spectateurs)
  • 2000: La tournée D’autres rives (Billet argent, 25 000 spectateurs)
  • 1999: D’autres rives (Gold) Canada
  • 1999: Miserere, la Tournée (Billet argent, 25 000 spectateurs)
  • 1998: Miserere (Double Platinum) Canada
  • 1998: Notre-Dame de Paris (Gold/Platinum/Double Platinum/Triple Platinum/Quadruple Platinum)In Canada
  • 1998: Notre-Dame de Paris (Diamond Disc) France
  • 1998: Le temps des Cathédrales (Gold) France
  • 1997: Miserere: (Gold/Platinum) Canada
  • 1994: Starmania Mogador 94 (Platinum) France

OTHER AWARDS/ACHIEVEMENTS:

  • 2001: Talent France Bleu 2000/2001, prix décerné par le réseau radiophonique France Bleu
  • 1998: Le Palmarès - «Aime» breaks the record of 10 consecutive weeks in first position.
  • 1996: Trophy SOCAN - «En manque de toi» 1st position of Palmarès
  • 2003 Félix Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2003 Félix Album de l’année - Pop-Rock (Un monde à l’envers)
  • 2003 Félix Site internet de l’année (www.brunopelletier.com)
  • 2003 Félix Spectacle de l’année - Auteur-compositeur-interprète (Un monde à l’envers)
  • 2001 Félix Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2001 Félix Site internet de l’année (www.brunopelletier.com)
  • 2001 Félix Album de l’année - Meilleur vendeur (Sur scène)
  • 2001 Félix Album de l’année - Pop-Rock (Sur scène)
  • 2000 Félix Album de l’année - Meilleur vendeur (D’autres rives)
  • 2000 Félix Spectacle de l’année - Interprète (La tournée D’autres rives)
  • 2000 Félix Spectacle de l’année - Interprète (La dernière de Céline)
  • 2000 Félix Artiste québécois s"étant le plus illustré hors Québec - (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Génie Meilleur variété: Bruno Pelletier, Plein Chant
  • 1998 Félix Vidéoclip «Aime»
  • 1998 Félix Interprète masculin
  • 1998 Félix Chanson Populaire «Aime»
  • 1997 JUNO AWARD Best selling Francophone album «Miserere»
  • 1997 JUNO AWARD Male vocalist
  • 1996 Félix Interprète masculin
  • 1996 Félix album Pop Rock «Défaire l’amour»

Канадский Фонд «Мечты Детей» (фр. Reves d’enfants )

Брюно Пеллетье является официальным представителем Благотворительного фонда «Мечты Детей». В 2001 году вместе со своим другом Сильваном Коссетом Брюно записал сингл «A travers toi», все средства с продажи которого пошли в фонд.

«Дети так драгоценны. Их улыбки освещают наши дни… их смех звучит, как тихое эхо, в наших ушах, и их мечты формируют будущее… Но когда ребёнок нездоров, на его лице можно увидеть только поблекшие улыбки и исчезающий смех, и его мечты кажутся ему недостижимыми. „Мечты Детей“ - канадская федеральная организация, которая создана, чтобы помогать детям, пораженным болезнями, подвергающими опасности их жизни. Именно с помощью организации эти дети, наконец, могут видеть, как их мечты становятся реальностью. Мы еще ни разу не сказали „нет“ больному ребенку, и с вашей поддержкой мы можем продолжать наше дело. Осуществление мечты ребенка чудесно… и с вашей помощью мы станем волшебниками!»

П. Манкузо, директор филиала «Мечты Детей» в Квебеке

Ссылки

  • Самый известный и посещаемый русский форум, посвященный мсье Пельтье

Wikimedia Foundation . 2010 .

Семья: жена Мелани, мать Лиет, младшая сестра Доминик, сын Тьерри.

Имеет черный пояс по карате (занимался этим видом спорта с 12 по 25 лет).

Кроме карате, увлекался хоккеем, баскетболом, плаванием на байдарке и альпинизмом.

В настоящее время занимается йогой и велосипедным спортом.

Ненавидит бесполезную болтовню по телефону.

Фобия: насекомые.

Несправедливость во всех ее проявлениях, лицемерие, нетерпимость и люди, которые не держат своего слова, выводят его из себя.

Чувствительность, искренность и умение слушать других - его главные качества.

Его философия: быть честным, иметь собственное мнение и уметь слушать других.

Любит собак, кинематограф, путешествия и мотоциклы.

Любит готовить, предпочитает вегетарианскую пищу.

Брюно признаётся, что его страсть – это вина. У него даже есть свой винный погреб.

Любимый стиль одежды: «джинсовый».

Любимый аромат: «Vetiver» от Guerlain, «Cologne» от Thierry Muglere.

Лучшее качество (по словам Брюно): искренность.

Самый большой недостаток (по словам Брюно): «Я никогда не бываю доволен результатами».

Наиболее важные творческие события в жизни Брюно:

В ноябре 1992 года Брюно вошел в труппу мюзикла « La legende de Jimmy» (Легенда о Джимми), авторами которого были Люк Пламондон (Luc Plamondon) и Мишель Берже (Michel Berger). Именно Пламондон, пораженный вокальными данными Пельтье, пригласил его в труппу. Брюно досталась главная роль – роль тинэйджера Джимми.
В 1993 году Люк Пламондон, прослушав во время подготовки новой версии мюзикла «Starmania » более сотни певцов, вновь остановил свой выбор на Брюно. В роли Джонни Рокфора, главаря банды «Черные звезды», Брюно выступал уже во Франции. Предполагалось, что Брюно пробудет в труппе около трех месяцев, но певец исполнил эту роль с таким блеском, что контракт был продлен.

Брюно много выступал по телевидению, а также исполнил десять лучших песен года на «Gala de l"ADISQ» 1995 и принял участие в концерте-бенефисе в «Saguenay» летом 1996 года. Во время этого представления, состоявшегося в центре «Мольсон», Брюно вызвал настоящую бурю аплодисментов своим исполнением песни «Miserere», посвященной Паваротти и уже известной в исполнении Андреа Бочелли.
В 1998 году ему поступило предложение от давнего знакомого, Люка Пламондона, принять участие в новом мюзикле «Notre Dame de Paris» (Собор Парижской Богоматери). Первоначально Брюно был вынужден отказаться, так как это мешало его турне. После повторной просьбы Пламондона, Брюно вылетел в Париж, где он исполнял роль поэта Гренгуара до 30 января 1999 года. Как говорил Брюно, это было не так просто: в романе Гюго Гренгуар является далеко не главным героем, и над тем, как воплотить этот персонаж на сцене, надо было поразмыслить. В итоге Брюно перевел эту роль в новую плоскость, сделав Гренгуара «чем-то средним между Джимом Моррисоном и Бодлером».
31 января 2006 года в театре «Сен-Дени» состоялась премьера мюзикла «Dracula - Entre l’amour et la mort» (Дракула - Между любовью и смертью). Работа над этим проектом, в котором Брюно Пельтье выступил не только как исполнитель главной роли, но и как сопродюсер и арт-директор, заняла около 2 лет. Спектакли успешно прошли в Монреале, Квебеке и других городах. В январе 2008 года труппа «Дракулы» отправилась в Лион (Франция), чтобы представить публике 10 спектаклей в театре «Maison de la Danse». Спектакль собрал поклонников из более, чем 20-ти стран Европы и мира и получил положительные отзывы критики. Канадская версия спектакля, отснятая осенью 2006 года, запечатлена на DVD, который появился в 2008 году.

Осенью 2008 года Брюно параллельно выпустил новый альбом «Microphonium». В сотрудничестве с такими авторами, как Марк Дюпре (Marc Dupré, Катрин Майор (Catherine Major), Фредерик Барон (Frédéric Baron), Серж Лама (Serge Lama), Даниель Лавуа (Daniel Lavoie). Певец хочет вернуться к истокам, к той музыке, благодаря которой, он полюбился слушателям из многих стран. Но новый альбом - не просто мост в прошлое.

«Это как фотоальбом моей жизни» , - говорит Брюно, подразумевая, что новые песни раскроют внутренний мир артиста и человека Брюно Пельтье.
13 ноября 2008 года с продажами более 2 миллионов в странах франкофонии, Брюно Пельтье получает награду «Феликс»- Исполнитель года.

В 2009 году Брюно впервые приезжает в Россию, его концерты проходят в Москве с ошеломительным успехом.

В декабре 2010 года в Киеве, Москве и Санкт -Петербурге он принимает участие в концертной версии «Нотр Дам де Пари».

В декабре 2011 года в Киеве и Париже в Берси.

Даниеля и Брюно связывают давние творческие отношения. Даниель пишет для Брюно песни, выступает вместе с ним на концертах и, конечно, участие в «Notre Dame de Paris» сдружило их ещё больше. Песни Даниеля есть в альбомах Брюно -

«D’autre rives»: Reste et restera
(R. Tabra / D. Lavoie), Le bon gars et le salaud (B. Pelletier / D. Lavoie);

«Un mond à l’envers»: Je crois pourtant
(P. Guirao / D. Lavoie), Ma jalousie (B. Pelletier / D. Lavoie), Madeleine
(Ch. Lidon, M. Derry / D. Lavoie);

«Microphonium»: Reste et restera (R. Tabra / D. Lavoie), Le bon gars et le salaud (B. Pelletier / D. Lavoie).

Официальный фан-клуб во «В контакте».

Семья Брюно не была особенно музыкальной, однако его отец увлекался музыкой Элвиса Пресли и сам играл на гитаре, а дома у них устраивались маленькие домашние спектакли, в которых Брюно и его сестра Доминик с удовольствием принимали участие. Когда Брюно было семь лет, его отец заметил, что мальчик любит музыку, и подарил ему гитару. Должно быть, позже он не раз раскаялся в этом недальновидном поступке, поскольку хотел, чтобы его сын выбрал себе "настоящую" профессию, а музыкой занимался только в виде развлечения. Однако музыка настолько захватила Брюно, что пути назад уже не было.

В юности Брюно отдал должное всеобщему увлечению роком. Сегодня он вспоминает свои выступления конца 80-х годов с группами "Amanite" и "Sneak Preview" не без смущения. Песни "Amanite" и "Sneak Preview" исполнялись на английском языке, это был тяжелый рок со всеми его необходимыми атрибутами - пронзительными воплями, взлохмаченными шевелюрами и причудливыми костюмами. В составе созданной в 1989 году группы "Pёll", с успехом выступавшей в барах Монреаля, Брюно пел уже на родном, французском языке и несколько в другом стиле.

Первый альбом певца, выпущенный в 1992 году, назывался без излишних претензий "Брюно Пельтье", притом некоторые песни этого альбома были написаны им самим. В это же время Брюно заметил и оценил канадский либреттист Люк Пламондон, автор текстов к мюзиклу "Стармания" ("Starmania", композитор - Мишель Берже); как принято говорить, встреча эта во многом явилась "поворотным моментом" в карьере Брюно Пельтье, поскольку оказалось, что певец, композитор и автор песен к тому же обладает всеми данными для того, чтобы стать актером музыкального театра - и прекрасным актером. Пламондон предложил ему одну из главных ролей в квебекской постановке рок-оперы "Легенда о Джимми" (автором музыки и в этом случае был Мишель Берже), сюжетом для которой послужила биография Джеймса Дина. Роль "тинейджера", перед которым разворачиваются события жизни Джимми, Брюно исполнил пятьдесят раз. Спектакль продержался на сцене недолго, после чего благополучно отошел в область истории, оставив, однако, в репертуаре Брюно удачную песню "Умереть, как он" ("Mourir comme lui"). Справедливости ради следует сказать, что роль в рок-опере "Легенда о Джимми" не была его первой ролью: еще в 1991 году Брюно принимал участие в спектакле "Вид сверху" ("Vu d"en haut"), показанном в рамках Фестиваля воздушных шаров в Сен-Жан-сюр-Ришелье.

Начало было положено. В 1993 году Брюно Пельтье по предложению того же Люка Пламондона вошел в труппу мюзикла "Стармания" как исполнитель роли Джонни Рокфора, предводителя банды террористов "Черные звезды". За два года его участия в этом спектакле он исполнил роль Джонни более пятисот раз. В 1994 году версия спектакля с его участием была названа "спектаклем года". Пресса отзывалась о Брюно Пельтье тепло, однако он не собирался останавливаться на достигнутом.

Параллельно Брюно занимался и сольной карьерой. В 1995 году вышел его второй альбом "Defaire l"amour". Две песни этого альбома - "Ailleur c"est comme ici" и "En manque de toi" стали настоящими хитами, и о Брюно Пельтье заговорили в музыкальном мире. В 1997 году, с выходом третьего альбома Брюно Пельтье "Miserere", ставшего в Канаде дважды платиновым, и сериала "Омерта-II" (в котором Брюно исполнял роль Мишеля Бержевена), его имя стало еще более известным. Песня "Aime" альбома "Miserere" десять недель держалась на первой строке рейтинга Le Palmares.

Однако настоящий успех был еще впереди. В 1998 году Люк Пламондон (даже без предварительного прослушивания) предложил Брюно роль поэта Гренгуара в новом мюзикле "Собор Парижской Богоматери", написанном им совместно с итальянским композитором Ришаром Коччианте. Сначала певец намеревался отказаться от этой роли, которая показалась ему недостаточно интересной, но потом принял предложение. Мечтательный драматург-неудачник, случайный муж главной героини романа В. Гюго в исполнении Брюно Пельтье стал, по словам самого певца, чем-то средним между Ш. Бодлером и Джимом Моррисоном. Эта, казалось бы, второстепенная роль связывает воедино весь спектакль; Гренгуар оказывается не только одним из действующих лиц, но и рассказчиком всей истории, и комментатором событий, происходящих на сцене.

Премьера мюзикла "Собор Парижской Богоматери" состоялась в Каннах в 1998 году. Зрителям были предложены песни одноименного концепт-альбома в концертном исполнении. Затем мюзикл был впервые поставлен в Париже, премьера спектакля состоялась 16 сентября этого же года. Успех его был ошеломляющим. Еще до дня премьеры альбом "Собор Парижской Богоматери" разошелся более чем миллионным тиражом. В 1998 году во Франции диск "Собор Парижской Богоматери" стал бриллиантовым, а в Канаде - четырежды платиновым. В течение 1999-2000 гг этот диск оставался на первом месте по продажам среди дисков, записанных на французском языке. Благодаря роли Гренгуара Брюно Пельтье стал и "самым знаменитым в мире артистом Квебека" (приз "Феликс" 1999 года). За 1998-1999 гг певец исполнил роль Гренгуара более трехсот раз. Кроме того, в 1999 г он принял участие и в англоязычной постановке мюзикла в Лондоне, вместе с своими друзьями, коллегами и соотечественниками Даниэлем Лавуа (Фролло) и Гару (Квазимодо).

Два последних альбома Брюно Пельтье - "D"autres rives" (2000 г) и "Sur scene" (2001 г) были высоко оценены как критикой, так и слушателями, а первый из них получил в Канаде "Феликса" как альбом года в стиле поп-рок. За время своей карьеры Брюно Пельтье был удостоен награды "Феликс" пятнадцать раз в разных номинациях, в том числе трижды как исполнитель года (в 1997, 1999 и 2000 гг).

В 2001 г Брюно Пельтье принял участие в сборе средств для канадского благотворительного фонда "Мечты детей", записав совместно со своим другом Сильвеном Коссеттом (исполнявшим в лондонской постановке роль Гренгуара в очередь с самим Брюно) песню "A travers toi".

В настоящий момент Брюно находится в своеобразном творческом отпуске и готовит следующий альбом.

Мнение о Брюно Пеллетье
Евгения from Ульяновск 2009-08-17 14:08:09

Шикарный мужчина с сильным, красивы, потрясающе выразительным голосом.


Bruno - моя жизнь
Стефания 2006-06-28 08:55:38


Бруно Пельтье
Larchik

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
  • 2008 Альбом года - Джазовая интерпретация ("Bruno Pelletier et le GrosZorchestre")
  • 2000 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2000 Album de l’année - Pop-Rock (D’autres rives)
  • 1999 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 1999 Spectacle de l’année interprète (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Album de l’année Meilleur Vendeur (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Artiste québécois s"étant le plus illustré hors Québec: Notre-Dame de Paris
  • 1999 Album de l’année - Populaire: Notre-Dame de Paris - L’Intégrale
  • 1999 Chanson populaire de l’année: Le temps des cathédrales - Interprète: Bruno Pelletier
  • 1998 Album de l’année Meilleur Vendeur (Miserere)
  • 1998 Album de l’année Pop Rock (Miserere)
  • 1998 Spectacle de l’année interprète (Miserere, la tournée)
  • 1998 Album de l’année Populaire (Notre-Dame de Paris)
  • 1997 Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 1994 Spectacle de l’année interprète (Starmania)
  • 1993 Spectacle de l’année interprète (La légende de Jimmy)

VICTOIRES DE LA MUSIQUE:

  • 1998 Album de l’année populaire (Notre-Dame de Paris)
  • 1994 Spectacle musical de l’année (Starmania)

WORLD MUSIC AWARDS:

  • 2000 World Best Selling French Recording Artist/Group (NOTRE DAME DE PARIS - Le Temps De Cathedrales)
  • 1999 World Best Selling French Recording Artist/Group (NOTRE DAME DE PARIS - Lune)
  • 2001: Sur scène (Gold)
  • 2001: La tournée D’autres rives (Billet or, 50 000 spectateurs)
  • 2000: La tournée D’autres rives (Billet argent, 25 000 spectateurs)
  • 1999: D’autres rives (Gold) Canada
  • 1999: Miserere, la Tournée (Billet argent, 25 000 spectateurs)
  • 1998: Miserere (Double Platinum) Canada
  • 1998: Notre-Dame de Paris (Gold/Platinum/Double Platinum/Triple Platinum/Quadruple Platinum)In Canada
  • 1998: Notre-Dame de Paris (Diamond Disc) France
  • 1998: Le temps des Cathédrales (Gold) France
  • 1997: Miserere: (Gold/Platinum) Canada
  • 1994: Starmania Mogador 94 (Platinum) France

OTHER AWARDS/ACHIEVEMENTS:

  • 2009: Приз "SOBA", "Джазовый артист или группа года" ("Bruno Pelletier et le GrosZorchestre")
  • 2001: Talent France Bleu 2000/2001, prix décerné par le réseau radiophonique France Bleu
  • 1998: Le Palmarès - «Aime» breaks the record of 10 consecutive weeks in first position.
  • 1996: Trophy SOCAN - «En manque de toi» 1st position of Palmarès
  • 2003 Félix Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2003 Félix Album de l’année - Pop-Rock (Un monde à l’envers)
  • 2003 Félix Site internet de l’année (www.brunopelletier.com)
  • 2003 Félix Spectacle de l’année - Auteur-compositeur-interprète (Un monde à l’envers)
  • 2001 Félix Interprète masculin de l’année (vote populaire)
  • 2001 Félix Site internet de l’année (www.brunopelletier.com)
  • 2001 Félix Album de l’année - Meilleur vendeur (Sur scène)
  • 2001 Félix Album de l’année - Pop-Rock (Sur scène)
  • 2000 Félix Album de l’année - Meilleur vendeur (D’autres rives)
  • 2000 Félix Spectacle de l’année - Interprète (La tournée D’autres rives)
  • 2000 Félix Spectacle de l’année - Interprète (La dernière de Céline)
  • 2000 Félix Artiste québécois s"étant le plus illustré hors Québec - (Notre-Dame de Paris)
  • 1999 Génie Meilleur variété: Bruno Pelletier, Plein Chant
  • 1998 Félix Vidéoclip «Aime»
  • 1998 Félix Interprète masculin
  • 1998 Félix Chanson Populaire «Aime»
  • 1997 JUNO AWARD Best selling Francophone album «Miserere»
  • 1997 JUNO AWARD Male vocalist
  • 1996 Félix Interprète masculin
  • 1996 Félix album Pop Rock «Défaire l’amour»

Канадский Фонд «Мечты Детей» (фр. Rêves d’enfants )

Брюно Пельтье является официальным представителем Благотворительного фонда «Мечты Детей». В 2001 году вместе со своим другом Сильваном Коссетом Брюно записал сингл «À travers toi», все средства с продажи которого пошли в фонд.

«Дети так драгоценны. Их улыбки освещают наши дни… их смех звучит, как тихое эхо, в наших ушах, и их мечты формируют будущее… Но когда ребёнок нездоров, на его лице можно увидеть только поблекшие улыбки и исчезающий смех, и его мечты кажутся ему недостижимыми. „Мечты Детей“ - канадская федеральная организация, которая создана, чтобы помогать детям, пораженным болезнями, подвергающими опасности их жизни. Именно с помощью организации эти дети, наконец, могут видеть, как их мечты становятся реальностью. Мы еще ни разу не сказали „нет“ больному ребенку, и с вашей поддержкой мы можем продолжать наше дело. Осуществление мечты ребенка чудесно… и с вашей помощью мы станем волшебниками!»

П. Манкузо, директор филиала «Мечты Детей» в Квебеке

Напишите отзыв о статье "Пельтье, Брюно"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пельтье, Брюно

– Ой, ужас какой!!! – пискнула Стелла. – Смотри, это когда они захватили его!!!
У меня остановилось дыхание... Картинка, которую мы увидали, была и правда не из приятных! Это был момент, когда Арно только что умер, и его сущность начала подниматься по голубому каналу вверх. А прямо за ним... к тому же каналу, подкрались три совершенно кошмарных существа!.. Двое из них были наверняка нижнеастральные земные сущности, а вот третий явно казался каким-то другим, очень страшным и чужеродным, явно не земным... И все эти существа очень целеустремлённо гнались за человеком, видимо пытаясь его зачем-то заполучить... А он, бедняжка, даже не подозревая, что за ним так «мило» охотятся, парил в серебристо-голубой, светлой тишине, наслаждаясь необычно глубоким, неземным покоем, и, жадно впитывая в себя этот покой, отдыхал душой, забыв на мгновение дикую, разрушившую сердце земную боль, «благодаря» которой он и угодил сегодня в этот прозрачный, незнакомый мир...
В конце канала, уже у самого входа на «этаж», двое чудищ молниеносно юркнули следом за Арно в тот же канал и неожиданно слились в одно, а потом это «одно» быстренько втекло в основного, самого мерзкого, который наверняка был и самым сильным из них. И он напал... Вернее, стал вдруг совершенно плоским, «растёкся» почти до прозрачного дымка, и «окутав» собой ничего не подозревавшего Арно, полностью запеленал его сущность, лишая его бывшего «я» и вообще какого-либо «присутствия»... А после, жутко хохоча, тут же уволок уже захваченную сущность бедного Арно (только что зревшего красоту приближавшегося верхнего «этажа») прямиком в нижний астрал....
– Не понимаю... – прошептала Стелла. – Как же они его захватили, он ведь кажется таким сильным?.. А ну, давай посмотрим, что было ещё раньше?
Мы опять попробовали посмотреть через память нашего нового знакомого... И тут же поняли, почему он явился такой лёгкой мишенью для захвата...
По одежде и окружению это выглядело, как если бы происходило около ста лет назад. Он стоял по середине огромной комнаты, где на полу лежали, полностью нагими, два женских тела... Вернее, это были женщина и девочка, которой могло быть от силы пятнадцать лет. Оба тела были страшно избиты, и видимо, перед смертью зверски изнасилованы. На бедном Арно «не было лица»... Он стоял, как мертвец, не шевелясь, и возможно даже не понимая, где в тот момент находился, так как шок был слишком жестоким. Если мы правильно понимали – это были его жена и дочь, над которыми кто-то очень по-зверски надругался... Хотя, сказать «по-зверски» было бы неправильно, потому, что никакой зверь не сделает того, на что способен иногда человек...
Вдруг Арно закричал, как раненное животное, и повалился на землю, рядом со страшно изуродованным телом своей жены (?)... В нём, как во время шторма, дикими вихрями бушевали эмоции – злость сменяла безысходность, ярость застилала тоску, после перерастая в нечеловеческую боль, от которой не было никакого спасения... Он с криками катался по полу, не находя выхода своему горю... пока наконец, к нашему ужасу, полностью затих, больше не шевелясь...
Ну и естественно – открывши такой бурный эмоциональный «шквал», и с ним же умерев, он стал в тот момент идеальной «мишенью» для захвата любыми, даже самыми слабыми «чёрными» существами, не говоря уже о тех, которые позже так упорно гнались за ним, чтобы использовать его мощное энергетическое тело, как простой энергетический «костюм»... чтобы вершить после, с его помощью, свои ужасные, «чёрные» дела...
– Не хочу больше это смотреть... – шёпотом произнесла Стелла. – Вообще не хочу больше видеть ужас... Разве это по-людски? Ну, скажи мне!!! Разве правильно такое?! Мы же люди!!!
У Стеллы начиналась настоящая истерика, что было настолько неожиданным, что в первую секунду я совершенно растерялась, не находя, что сказать. Стелла была сильно возмущённой и даже чуточку злой, что, в данной ситуации, наверное, было совершенно приемлемо и объяснимо. Для других. Но это было настолько, опять же, на неё не похоже, что я только сейчас наконец-то поняла, насколько больно и глубоко всё это нескончаемое земное Зло ранило её доброе, ласковое сердечко, и насколько она, наверное, устала постоянно нести всю эту людскую грязь и жестокость на своих хрупких, ещё совсем детских, плечах.... Мне очень захотелось обнять этого милого, стойкого и такого грустного сейчас, человечка! Но я знала, что это ещё больше её расстроит. И поэтому, стараясь держаться спокойно, чтобы не затронуть ещё глубже её и так уже слишком «растрёпанных» чувств, постаралась, как могла, её успокоить.
– Но ведь есть и хорошее, не только плохое!.. Ты только посмотри вокруг – а твоя бабушка?.. А Светило?.. Вон Мария вообще жила лишь для других! И сколько таких!.. Их ведь очень и очень много! Ты просто очень устала и очень печальна, потому что мы потеряли хороших друзей. Вот и кажется всё в «чёрных красках»... А завтра будет новый день, и ты опять станешь собой, обещаю тебе! А ещё, если хочешь, мы не будем больше ходить на этот «этаж»? Хочешь?..
– Разве же причина в «этаже»?.. – горько спросила Стелла. – От этого ведь ничего не изменится, будем мы сюда ходить или нет... Это просто земная жизнь. Она злая... Я не хочу больше здесь быть...
Я очень испугалась, не думает ли Стелла меня покинуть и вообще уйти навсегда?! Но это было так на неё не похоже!.. Во всяком случае, это была совсем не та Стелла, которую я так хорошо знала... И мне очень хотелось верить, что её буйная любовь к жизни и светлый радостный характер «сотрут в порошок» всю сегодняшнюю горечь и озлобление, и очень скоро она опять станет той же самой солнечной Стеллой, которой ещё так недавно была...
Поэтому, чуточку сама себя успокоив, я решила не делать сейчас никаких «далеко идущих» выводов, и подождать до завтра, прежде чем предпринимать какие-то более серьёзные шаги.
– А посмотри, – к моему величайшему облегчению, вдруг очень заинтересованно произнесла Стелла, – тебе не кажется, что это не Земная сущность? Та, которая напала... Она слишком не похожа на обычных «плохих земных», что мы видели на этом «этаже». Может потому она и использовала тех двоих, земных чудищ, что сама не могла попасть на земной «этаж»?
Как мне уже показалось ранее, «главное» чудище и правда не было похожим на остальных, которых нам приходилось здесь видеть во время наших каждодневных «походов» на нижний «этаж». И почему было бы не представить, что оно пришло откуда-то издалека?.. Ведь если приходили хорошие, как Вэя, почему так же не могли придти и плохие?
– Наверное, ты права, – задумчиво произнесла я. – Оно и воевало не по земному. У него была какая-то другая, не земная сила.
– Девочки, милые, а когда мы куда-то пойдём? – вдруг послышался тоненький детский голосок.
Сконфуженная тем, что нас прервала, Майя, тем не менее, очень упорно смотрела прямо на нас своими большими кукольными глазами, и мне вдруг стало очень стыдно, что увлечённые своими проблемами, мы совершенно забыли, что с нами здесь находятся эти, насмерть уставшие, ждущие чей-нибудь помощи, до предела запуганные малыши...
– Ой, простите, мои хорошие, ну, конечно же, пойдём! – как можно радостнее воскликнула я и, уже обращаясь к Стелле, спросила: – Что будем делать? Попробуем пройти повыше?
Сделав защиту малышам, мы с любопытством ждали, что же предпримет наш «новоиспечённый» друг. А он, внимательно за нами наблюдая, очень легко сделал себе точно такую же защиту и теперь спокойно ждал, что же будет дальше. Мы со Стеллой довольно друг другу улыбнулись, понимая, что оказались в отношении него абсолютно правы, и что его место уж точно было не нижний Астрал... И, кто знал, может оно было даже выше, чем думали мы.
Как обычно, всё вокруг заискрилось и засверкало, и через несколько секунд мы оказались «втянутыми» на хорошо знакомый, гостеприимный и спокойный верхний «этаж». Было очень приятно вновь свободно вздохнуть, не боясь, что какая-то мерзость вдруг выскочит из-за угла и, шарахнув по голове, попытается нами «полакомиться». Мир опять был приветливым и светлым, но пока ещё грустным, так как мы понимали, что не так-то просто будет изгнать из сердца ту глубокую боль и печаль, что оставили, уходя, наши друзья... Они жили теперь только лишь в нашей памяти и в наших сердцах... Не имея возможности жить больше нигде. И я наивно дала себе слово, что буду помнить их всегда, тогда ещё не понимая, что память, какой бы прекрасной она не являлась, заполнится позже событиями проходящих лет, и уже не каждое лицо выплывет так же ярко, как мы помнили его сейчас, и понемногу, каждый, даже очень важный нам человек, начнёт исчезать в плотном тумане времени, иногда вообще не возвращаясь назад... Но тогда мне казалось, что это теперь уже навсегда, и что эта дикая боль не покинет меня навечно...

О талантливых людях говорят, что они поцелованы Богом. “Золотой голос” Канады певец Брюно Пельтье - из их числа.

Его голос не похож ни на один другой: глубокий, пьянящий, с терпкими нотками. Невероятная взрывная энергия всякий раз пронизывает зал, исполняет ли он рок, поп, классику или джаз”, — написали о Брюно поклонницы на форуме его официального сайта. Сами они именуют себя “брюнетками” и старательно изучают французский, чтобы иметь возможность общаться с кумиром без посредников. Для многих почитательниц из России, Украины и Беларуси это увлечение оказалось поворотом в жизни: кто-то, выучив язык, отправился на стажировку во Францию и получил там работу, а кто-то обрел личное счастье среди единомышленников-“брюнетов”. Сам Пельтье, вероятно, даже не подозревал о том, что будет столь популярен за океаном, да и, начиная творческий

Путь в родной Канаде, вовсе не стремился стать звездой. Мечтал лишь обрести свою аудиторию и петь для нее. Популярным артист стал достаточно поздно — первую значительную роль получил в 28 лет. А настоящий успех пришел в 1996 году с песней Miserere, известной в исполнении Андреа
Бочелли и посвященной Лучано Паваротти. Мнение прессы тогда было единодушным: Брюно наконец-то нашел себя... в оперном искусстве. Уже в следующем году он выпустил одноименный альбом, ставший отправной точкой его ошеломительного успеха, и отправился в тур, в рамках которого дал более ста концертов. Именно по этой причине он изначально отказался от участия в знаменитом мюзикле Notre Dame de Paris: не хотел прерывать турне. Казалось бы, отклонить такое предложение по меньшей мере неосмотрительно. Однако вскоре судьба подарила второй шанс — и его Пельтье не упустил. После невероятного успеха мюзикла у многих Брюно ассоциировался со своим героем — длинноволосым красавцем поэтом Гренгуаром. С этим образом артиста и теперь отождествляет большинство поклонниц. А не так давно появилось новое поколение фанатов — тех, кто изначально увидел Пельтье в мюзикле “Дракула”, вышедшем в 2006 году, а уже после познакомился с его более ранним творчеством.

Краткая дискография
Microphonium (2009)
Bruno Pelletier et GrosZorchestre (2007)
Dracula — Entre l’amour et la mort (2005)
Concert de Noel (2003)
Un monde a l’envers (2002)
Sur scene (2001)

Но и теперь, богатый и знаменитый, Брюно не собирается почивать на лаврах прежних достижений: он участвует во множестве проектов, выпускает альбомы и ездит с гастролями по миру. Вот только события его личной жизни до недавнего времени оставались секретом даже для самых преданных поклонниц, которые, казалось, знают о любимом исполнителе практически все. Год назад тайна открылась: в августе 2010-го появилась информация о том, что Пельтье официально женился на танцовщице Мелани Бержерон, с которой познакомился в 2003 году. Но это событие никак не сказалось на количестве преданных ему “брюнеток”.

Наша встреча с артистом состоялась после концерта в Киеве, в холле отеля, где он остановился. Пельтье появился точно в назначенное время и, протянув руку, произнес: “Я Брюно. А вы?” Признаюсь, для меня стало неожиданным то, что он так удивительно прост в общении. Скромный, с обаятельной улыбкой и открытым взглядом, Брюно расположил к себе с самой первой минуты. Сложно было поверить, что передо мной — тот самый Пельтье — “вулкан страстей”, который еще вчера виртуозно исполнял сложные композиции, перемещаясь по сцене с невероятной скоростью, спускался в партер, а после легко запрыгивал на полутораметровую высоту.

Брюно, говорят, посещая страну, вы стараетесь узнать о ней как можно больше. Украина — не исключение?
Это мой третий визит к вам, однако, к сожалению, не хватает времени, чтобы что-то посмотреть. График настолько плотный, все расписано по минутам. К тому же наше пребывание всегда очень коротко. Но в прошлый раз мне организовали прогулку по Киеву — это замечательный способ почувствовать пульс города. Мы были в Лавре, что произвело очень сильное впечатление. Я увидел людей, которые там молились, — они делали это так искренне! Молитва — всегда очень личное, интимное... У нас в Квебеке такого нет: церкви, как правило, пустые. Я не могу назвать себя религиозным человеком, однако духовность для меня очень важна. После нашей беседы впервые с момента приезда я пойду прогуляться пешком. Потому что до этого видел Киев только из окна машины. Но теперь хочу просто смешаться с толпой: я это делаю в каждом городе. Сажусь с чашечкой кофе в каком-нибудь уютном кафе и наблюдаю за людьми. Это дает возможность пропитаться энергией города и увидеть, что происходит вокруг.

Но ведь вас узнают!
Н-е-е-т! (Смеется.) То есть фанаты, конечно. Но большинство — вряд ли, поэтому я могу позволить себе такую роскошь. Кстати, вечером мы приглашены на концерт симфонического оркестра и хора, который работал с нами в мюзикле Notre Dame de Paris. Его руководитель была на нашем концерте, а теперь мы пойдем на их.

Вероятно, в сопровождении поклонниц? К слову, что скажете об украинских девушках?
Больше всего меня поражает их женственность и умение себя подать. Говорю об этом с искренним восхищением! Днем или вечером, они всегда очень красивы, элегантны и хорошо одеты. В украинских девушках чувствуется высший класс. И конечно, я просто в восторге от того, сколько красивых женщин приходит на мои концерты. К счастью, моя жена не ревнива. (Смеется.)

Совсем?
Абсолютно! Не все женщины смогут быть рядом с мужчиной, которого окружает такое количество интересных девушек. Нужно быть очень мудрой, уверенной в себе и в своей половинке, а главное — доверять партнеру. Она обладает всеми этими качествами, поэтому я на ней и женился.

Ваше выступление было просто потрясающим! Признайтесь, переживаете перед выходом на сцену?
Очень! Ведь зрители постоянно ожидают чего-то нового, и я должен оправдать их надежды, выложиться на все сто процентов. Мой единственный страх — быть не на уровне, поэтому всегда очень высоко поднимаю планку.

Видно, что вы трудоголик. А как отдыхаете?
Хожу в спортзал, а еще много читаю — люблю историческую литературу. Мне интересна история других стран, ведь это так увлекательно — узнать, что происходило много лет назад, как все формировалось. История моей страны очень короткая: четыреста лет — это практически ничего для Квебека, франкоязычной части Канады. Сейчас я активно работаю над спектаклем “Девушки из Калеба”, а когда выдастся свободная минутка, отправлюсь на велосипеде на юг Америки — очень люблю этот вид отдыха.

В “Девушках из Калеба” вы играете Наполеона. Чем привлекла роль?
Пожалуй, это самая маленькая роль из всех, что мне приходилось исполнять. Но она показалась очень важной, ведь я играю мужчину, который переживает разные возрастные периоды: семнадцать лет, тридцать, старость — у каждого свои особенности. И мне интересно работать над этим образом.

Вы добились всего, о чем когда-то мечтали, или остались неосуществленные заветные желания?

Не могу сказать, что у меня есть абсолютно все, чего бы хотелось достичь: так кажется только со стороны. Существует много вещей, которые я не выношу на широкую публику — это уже личное. (Улыбается.)

Брюно, желаем вам всего наилучшего и надеемся, что это не последний ваш визит в Украину.

Конечно. В декабре этого года мы приедем к вам снова в составе Notre Dame de Paris. Это будут последние концерты, которые состоятся только в Париже и Киеве.

Благодарим за помощь в подготовке материала ООО “Альянс-Шатро”.