Пьер в плену – это тема перерождения Пьера. Пьер Безухов: характеристика персонажа

Разделы: Литература

Цели:

  • Образовательный аспект : производить идейно-композиционный и сюжетно-образный анализ эпизода. Раскрыть художественные особенности мастерства Л.Н. Толстого: портретных зарисовок, речевых характеристик героев, пейзажа.
  • Развивающий аспект : развитие коммуникативных навыков, формирование интеллектуальных умений.
  • Воспитательный аспект : способствовать формированию качеств личности: сотрудничества в учебном процессе, убедительности мысли и доказательности точки зрения с опорой на художественный тест.

Задачи:

  • Развитие умения самостоятельно анализировать фрагменты художественного произведения: выделять нравственную и философскую проблематику, воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях.
  • Формирование умения видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям, воспринимать эстетическую функцию языковых средств.
  • Совершенствование логических умений и коммуникативных навыков.
  • Развитие сотрудничества как качества личности.

Методы: частично-поисковый, исследовательский метод – самостоятельное рассмотрение художественного текста с целью решения проблемного вопроса.

Формы учебно-познавательной деятельности:

  • создание поисковой ситуации,
  • эвристическая беседа,
  • сжатый пересказ с цитированием и интерпретация текста,
  • исследование художественного текста.

Оборудование: роман Л. Толстого «Война и мир», фрагмент видеофильма «Война и мир», мультимедийный проектор, иллюстрации.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока. Самомотивация учащихся

Эпиграфы к уроку:

Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий представлялись теперь… несомненным и высшим счастьем человека.

Он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая…сила жизни.

Л.Н.Толстой

Учитель: К кому из героев «Войны и мира» относятся высказывания, ставшие эпиграфами к уроку?

Постановка проблемного вопроса:

Сегодня мы должны открыть, когда, в какой ситуации Пьер приходит к выводу «о крепнущей силе жизни», к пониманию «высшего счастья»?

III. Показ фрагмента видеофильма «Война и мир», определение учащимися названия эпизода и его места в романе (5 мин.).

Эпизод «Пьер в плену» (т.4 ч.1 гл.9-13 и т.4 ч.2 гл.9-14)

IV. Эвристическая беседа (5 мин.)

Вспомним, какие события жизни Пьера предшествовали рассматриваемому эпизоду.

1. В чем состояло предсказание Апокалипсиса?

Ученик: По предсказаниям Апокалипсиса (гл. 13, стих 18), «число зверино: число бо человеческо есть и число его 666». Заменив буквы французского алфавита цифрами, Пьер получил соответствие числу 666 словосочетаний: «император Наполеон», «сорок два», «русский Безухов» (убрав последнее «е»).

2. Кто, по расчётам Пьера, покончит с властью Наполеона?

Ученик: Пьер заменил буквенный алфавит цифровым и получил интересные результаты, позволившие ему сделать вывод, что предел власти Наполеона наступит в 1812 г. и конец ей положит не император Александр, не русский народ, а русский Безухов.

3. Зачем Пьер остался в Москве в народной защите?

Ученик: Вернувшись с Трехгорской заставы, Пьер решил остаться в городе, скрывая свое имя и одевшись в кучерский кафтан, который ему помог купить слуга Баздеева Герасим. Пьер готов был погибнуть сам, чтобы «прекратить несчастье всей Европы» – убить Наполеона.

4 . Сформулируйте нравственные проблемы, которые поднимает автор, создавая эпизод «Пьер в плену».

Учитель: Верно, кроме того, проблему духовного совершенствования человека, прошедшего через испытания и лишения, потери и обретения.
Анализируя фрагменты романа (т.4 ч.1 гл. 9-13 и т.4 ч.2 гл.9-14), раскроем и прокомментируем проблемы, работая в группах и по индивидуальному заданию.

V. Создание поисковой ситуации: исследование художественного текста

Групповая работа: исследуя художественный текст, ответьте на вопросы (10мин.)
Вопросы группам предоставлены в печатном виде на листках заданий, во время ответов выводятся на экран проектором.

Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)

1. Как относились к Пьеру простые люди, заключенные гауптвахты?
2. Какое жизненное противоречие во взаимоотношении русского народа и дворянства понял Пьер в плену?
3. Для чего автор сопоставляет отношение к Пьеру русских людей и французов, охраняющих заключенных?
4. Сформулируйте одну из проблем эпизода.

Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11)

1. Как передает автор волнения, переживания Пьера во время казни поджигателей Москвы на Девичьем поле?
2. Каков пейзаж, почему?
3. К чему приводит власть одних людей над другими?
4. Какой вывод о «французском порядке» сделал Пьер?

Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13 и т.4 ч.2 гл.11)

1. Какие глубокие изменения произошли в сознании и в душе Пьера?
2. Кто из людей, которых Пьер называл «они», пришел к нему на помощь, когда «возвратиться к вере в жизнь» было «не в его власти»?
3. Раскройте образ Платона Каратаева

а) внешний портрет,
б) внутренний портрет,
в) речь:

– манера говорить,
– интонация, эмоциональный настрой,
– смысл поговорок и пословиц.

4. Подтвердите текстом влияние Каратаева на духовное изменение Пьера.

VI. Индивидуальные задания (перспективные задания, предложенные 2 учащимся).

Новый взгляд Пьера на мир и на себя (т.4 ч.2 гл.12):

Задание 1.

1. Раскройте состояние души, к которому Пьер стремился всю жизнь, а обрел в плену?
2. Подтвердите текстом новое представление Пьера о свободе.
3. Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе жизни»? Роль пейзажа.

Задание 2.

1. Каково новое представление Пьера о счастье? (т.4, ч.2, гл. 12).
2. Почему он приходит к такому выводу?
3. «Князь Андрей думал и говорил, что счастье бывает только отрицательное». Пьер, согласившись с высказыванием, «иначе понимал мысль князя Андрея», – пишет Л.Толстой. Поясните, как именно.

VII.Ответы лидеров групп и индивидуальные ответы (20 мин.)

Учитель: (создание поисковой ситуации: исследование художественного текста)

Отвечая на предложенные задания-вопросы, подтвердите текстом, что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого (т.4, ч.2, гл.12):

– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».

Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)

Ученик: Автор раскрывает проблему взаимоотношения народа и дворянства. Люди, арестованные по подозрению в поджоге Москвы, «чуждались его»: Пьер барин. Но Пьер никому не говорил своей фамилии и не раскрывал титула, и ему было грустно слышать насмешки над собой.
Французов удивлял «неробкий, сосредоточенно-задумчивый вид» Пьера. Французский капитан сказал Пьеру: «Вы были в Париже и остались русским… Я вас за то не менее уважаю».

Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11)

Сжатый пересказ с цитированием или приведение цитат с комментированием сцены казни людей, обвиненных в поджоге Москвы (т.4 ч.1 гл.11)

Ученик: Пьер «потерял способность думать и соображать». Он заметил на лицах русских, на лицах французских солдат и офицеров «испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце».
Пьер сделал вывод о силе власти: «Его, со всеми…стремлениями, надеждами, мыслями установленный…французский порядок мог лишить жизни».

Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13)

Ученик: Глубокие изменения произошли в сознании и в душе Пьера после казни поджигателей Москвы. Теперь, когда Пьер увидел страшное убийство, «в нем…уничтожилась вера в благоустройство мира».
Он неподвижно сидел у стены балагана на соломе. «А много ли нужды увидали, барин?» – голос человека, обратившегося с вопросом, выражал «ласку и простоту». Это был солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев, попавший в плен из госпиталя.
Образ Платона Каратаева (т. 4 ч.1 гл.12-13) раскрывается по вопросам.

Ответы учеников по индивидуальным перспективным заданиям (2 учащимся):

Ученик 1: Пьер искал успокоение и согласие с самим собой всю жизнь: в масонстве, в самопожертвовании,…а открыл в себе это чувство, находясь в плену, «через ужас смерти, через лишения и через то, что он открыл в Каратаеве». Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь». Месяц плена дал Пьеру ощущение «совершенной внутренней свободы».
Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе жизни»? Обратимся еще раз к эпиграфу урока: «...Он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая…сила жизни».
Выйдя утром из балагана, Пьер увидел, что «…выплыл край солнца из-за тучи,…все заиграло в радостном свете, Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни».

Ученик 2: Изменилось представление Пьера о счастье, он согласился с мнением князя Андрея о том, что «счастье бывает только отрицательное». Пьер «иначе понимал мысль князя Андрея». «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казалось Пьеру совершенным счастьем».

Учитель: Итак, внимательно читая и исследуя художественный текст, мы подтвердили, что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого:
– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».

VIII. Итог урока

– Как изменяется представление Пьера Безухова о «высшем счастье человека»?

IX. Домашнее задание

Новый взгляд Пьера на мир вокруг себя и на жизнь (т. 4, ч. 2, гл. 14; т. 4 ч. 3 гл. 12-15)
Основные вопросы следующего урока (выводятся проектором, записываются в тетрадь по литературе):

  • Выводы Пьера о самосохранении жизни (т.4 ч.2 гл.14).
  • Постановка проблемного вопроса: как автор подводит к философским выводам:

– о свободе и бессмертии души,
– о единстве человека и Вселенной,
– о том, что «человек сотворен для счастья…счастье в нем самом»?

  • Каким образом спасала Пьера «сила жизненности человека» и «сила перемещения внимания» (т.4 ч.3 гл.12).
  • Сжато перескажите, используя цитаты, рассказ Платона Каратаева о страдании на каторге невинного купца (т.4 ч.3 гл.13)
  • Индивидуальное задание: «В лице его…светилось выражение тихой торжественности», – пишет Л.Толстой о Каратаеве (т.4 ч.3 гл.13). Поясните, почему?

Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» - Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.

Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь - это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», - размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Московская жизнь

Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.

После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Увлечение масонством

Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.

Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.

Как облегчить жизнь народа

Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.

Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.

Наполеон

Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.

А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Плен

Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.

Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.

И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле - это огромное счастье.

Однако герою еще не раз придется пересматривать свое и искать свое место в ней.

Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.

Родные

Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.

Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.

И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.

Наташа Ростова

При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.

Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его - в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья - маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.

Жизнь продолжается

Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.

Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».

Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой. Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности. Одной из особенностей изображения Пьера в романе является противопоставление его окружающей дворянской среде. Не случайно он незаконный сын графа Безухова; не случайно и то, как резко выделяется на общем фоне его громоздкая, неуклюжая фигура. Когда Пьер оказывается в салоне Анны Павловны Шерер, он вызывает у нее беспокойство несоответствием своих манер этикету гостиной. Он значительно отличается от всех посетителей салона и своим умным, естественным взглядом. Автор по контрасту подает суждения Пьера и пошлую болтовню Ипполита. Противопоставляя своего героя среде, Толстой раскрывает его высокие душевные качества: искренность, непосредственность, высокую убежденность и заметную мягкость. Вечер у Анны Павловны заканчивается тем, что Пьер, к недовольству собравшихся, защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, как главой революционной Франции, отстаивает идеи республики и свободы, проявляя независимость своих взглядов.

Лев Толстой рисует внешний облик своего героя: это "массивный, толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". Особое внимание писатель обращает на улыбку Пьера, которая делает его лицо детским, добрым, глуповатым и как бы просящим прощения. Она как бы говорит: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый".

Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Здесь он очень не похож на карьериста Бориса Друбецкого, который по наущению маменьки ведет игру, стремясь получить свою долю в наследстве. Пьер же испытывает неловкость и стыд за Бориса.

И вот теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали, его ласкали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя характерное для себя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь. Но не так-то легко вырвать его из этого "омута". Однако замечу, что Пьер погружен в него скорее телом, чем душой.

К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. "Что-то гадкое есть в том чувстве, - думал он, - которое она возбудила во мне, что-то запрещенное" . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и безусловкого женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и "окрученный" Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.

В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.

Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.

Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным. "Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много Добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!"

И вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он идет по тому же пути, по которому шел Онегин, хотя делает и новые шаги в этом направлении. Но в отличие от пушкинского героя он обладает огромными поместьями в Киевской губернии, отчего ему приходится действовать через главного управляющего.

Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей из торгового села и грабеж крестьян, скрытый от Пьера.

Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. К тому же ритуальные процедуры, характерные для масонов, кажутся ему теперь нелепым и смешным спектаклем. "Где я? - думает он, - что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?" Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Сначала Пьер не думал о своем новом чувстве, но оно росло и становилось все более властным; возникла особая чуткость, напряженное внимание ко всему, что касалось Наташи. И он уходит на время от общественных интересов в мир личных, интимных переживаний, которые открыла для него Наташа.

Пьер убеждается, что Наташа любит Андрея Болконского. Она оживляется только оттого, что входит князь Андрей, что слышит его голос. "Что-то очень важное происходит между ними", - думает Пьер. Сложное чувство не оставляет его. Он бережно и нежно любит Наташу, но одновременно верно и преданно дружит с Андреем. Пьер от души желает им счастья, и вместе с тем их любовь становится для него большим горем.

Обострение душевного одиночества приковывает Пьера к важнейшим вопросам современности. Он видит перед собою "запутанный, страшный узел жизни". С одной стороны, размышляет он, люди воздвигли в Москве сорок сороков церквей, исповедуя христианский закон любви и прощения, а с другой - вчера засекли кнутом солдата и священник давал ему целовать крест перед казнью. Так растет кризис в душе Пьера.

Наташа, отказав князю Андрею, проявила дружескую душевную симпатию к Пьеру. И огромное, бескорыстное счастье захлестнуло его. Наташа, охваченная горем и раскаянием, вызывает в душе Пьера такую вспышку горячей любви, что он, неожиданно для себя, делает своеобразное признание ей: "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире... я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". В этом новом восторженном состоянии Пьер забывает об общественных и иных вопросах, которые его так беспокоили. Личное счастье и беспредельное чувство переполняет его, исподволь давая ощущать какую-то неполноту жизни, глубоко и широко им понимаемой.

События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.

Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".

Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патриотизма", которая сделала русский народ непобедимым. Правда, в бою, на батарее Раевского, Пьер переживает момент панического страха, но именно этот-то ужас" и позволил ему особенно глубоко понять силу народного мужества. Ведь эти артиллеристы все время, до самого конца, были тверды и спокойны, и хочется теперь Пьеру быть солдатом, просто солдатом, чтобы "войти в эту общую жизнь" всем существом.

Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы, для чего необходимо остаться в городе. Желая совершить подвиг, он намерен убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.

Новым этапом в исканиях Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами. Этот новый период жизни героя становится дальнейшим шагом на пути сближения с народом. Здесь, в плену, Пьеру довелось увидеть истинных носителей зла, создателей нового "порядка", почувствовать бесчеловечность нравов наполеоновской Франции, отношения, построенные на господстве и подчинении. Он увидел массовые убийства и попытался доискаться до их причин.

Необычайное потрясение испытывает он, присутствуя на казни людей, обвиненных в поджигательстве. "В душе его, - пишет Толстой, - как будто вдруг выдернута та пружина, на которой все держалось". И только встреча с Платоном Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Вновь возникает вера в добро и правду, родилась внутренняя независимость и свобода. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.

Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Об этом Толстой рассказывает в эпилоге своего романа. За семь прошедших лет давние настроения пассивности, созерцательности сменились жаждой действия и активного участия в общественной жизни. Ныне, в 1820 году, гнев и возмущения Пьера вызывают социальные порядки и политический гнет в родной России. Он говорит Николаю Ростову: "В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!"

Пьер убежден, что обязанность всех честных людей состоит в том. чтобы противодействовать этому. Не случайно Пьер становится участником тайной организации и даже одним из главных устроителей тайного политического общества. Объединение "честных людей", считает он, должно сыграть свою заметную роль в устранении социального зла.

В жизнь Пьера теперь входит личное счастье. Ныне он женат на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям. Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

Конспект урока по литературе

в 10 классе

Анализ эпизода «Пьер в плену»

(т.4, ч.1, г. XI-XII романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гиматутдинова Ирина Львовна

г. Казань

2011

ЦЕЛИ:

    Формирование представлений о философских взглядах Л.Н.Толстого (квиетизм) через раскрытие образов Платона Каратаева и Пьера Безухова.

    Развитие способностей к оценке и интерпретации эпизода эпического произведения.

I. Вступительное слово учителя.

– Путь исканий Пьера в продолжение романа – это путь проб, ошибок, сомнений и разочарований.

– Почему Пьер оказался в плену?

– Плен оказался для Пьера предпоследним этапом его исканий. В одном из своих писем Толстой утверждал, что «мысль о границах свободы и зависимости» была главной в романе. Доказательству этой мысли посвящены и картины расстрела «поджигателей».

II. Анализ эпизода.

– Кто участники этой сцены и как их изображает Толстой? (Участники этой сцены – французы, поджигатели и толпа. «Большая толпа народа» состояла из русских, немцев, итальянцев, французов и стояла полукругом. Французские войска расположились «двумя фронтами», поджигателей расставили «по известному порядку»).

– Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом? («… все торопились , – и торопились не так, как торопятся , чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся , чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело »).

– Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя? («Острожные, подойдя к столбу, остановились и… молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника». «Фабричной не мог идти. Его тащили под мышки, и он что-то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк…, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь , оглядывался вокруг себя…». Обратим внимание на характер повторяющихся сравнений).

– Братская связь между людьми разорвана: одни люди превратились в «подбитых зверей», а другие? (В «охотников»).

– Как же чувствуют себя эти «охотники»? («Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы». «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть…»).

– Почему? Что понимали все без исключения, и казнившие, и казнимые? («Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники , которым надо было скорее скрыть следы своего преступления»).

– Какой вопрос мучит Пьера? («Да кто же это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?»).

 Значит, не они, а кто-то другой или, точнее, что-то другое создало весь этот кошмар. Человек – щепка, которую влечет поток истории.

– Как эта мысль подействовала на Пьера? («С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось…, и все завалилось в кучу бессмысленного сора»).

 Но в этот момент совершенно необходим в развитии Пьера. Чтобы принять новую веру, надо было разувериться в старых верованиях, отказаться от веры в человеческую свободу. Вся сцена расстрела, даже более страшная, чем сцена Бородинского сражения (вспомним описание закапывания фабричного) , призвана была показать и Пьеру, и читателям, как бессилен человек изменить неизбежный роковой порядок, установленный кем-то помимо него .

 И вот тут-то…

– С кем встречается Пьер в плену? (С солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым) .

 Мы подходим к идейному центру романа. В Платоне Каратаеве – предельное выражение толстовских мыслей о границах свободы и зависимости . Надо внимательнее вчитаться во все, что сказано о Платоне Каратаеве.

– Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева? («Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое…»).

– Что же так подействовало на Пьера, что заинтересовало в этом человеке? («Круглые» движения, запах, занятость Платона, завершенность, слаженность движений).

– Какова манера речи Каратаева? (Язык его – народный).

 Проанализируем вместе одну из реплик Платона Каратаева («– Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»). На какие особенности речи обратили внимание? (Просторечия; насыщенность пословицами и поговорками; манера общения).

 Работа по вариантам:

I вариант: просторечия, элементы фольклора («буде», «картошки важнеющие», «гошпиталя», «сам-сем», «животов полон двор» и др.).

II вариант: пословицы и поговорки («Час терпеть, а век жить», «Гед суд, так и неправда», «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае», «Не нашим умом, а Божьим судом» и др.). О смысле этих поговорок мы еще поговорим, сейчас же отметим лишь наличие этих пословиц как особенность речи Каратаева.

III вариант: манера общения с собеседником («… сказал он с нежно-певучей лаской…», со «сдержанною улыбкой ласки», «был огорчен тем. что у Пьера не было родителей»).

 Он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые (!) кто-то заинтересовался не пленным Безуховым, а человеком Безуховым. В голосе у Платона – ласка.

– Опишите внешность Каратаева. («Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона… была круглая , голова была совершенно круглая , спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые ; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые ).

 Когда-то Наташа сказала о Пьере, что он « четвероугольный ». Пьера привлекает эта «круглость» Каратаева. И сам Пьер должен как бы «срезать углы» в своем отношении к жизни и тоже стать «круглым», как Каратаев.

– В чем смысл рассказа Каратаева о том, как он попал в солдаты?

 Все совершится, как надо, и все – к лучшему. Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья. Каратаев выражает толстовскую мысль о том, что правда – в отказе от своего «я» и в полном подчинении судьбе. Все пословицы Каратаева сводятся к этой вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное – лучшее.

«Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае» – это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадает раньше капусты. Это – вера в неизбежность совершения Божьего суда. Сразу же в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит это, Платон отвечает «не нашим умом, а Божьим судом».

– В этой поговорке – основа каратаевщины: чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по Божьей воле.

 Если признать истинной эту философию (квиетизм), тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире.

 Толстой пытается доказать это , но жизнь опровергает эту философию.

– Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера? (Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе).

III . Развитие темы в «последующих эпизодах» (т.4, ч.2, гл. XII, XIV).

– К чему всю жизнь стремился Пьер? (К согласию с самим собой).

– В чем искал он это спокойствие? («… он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его»).

– В чем же нашел теперь счастье Пьер? (Счастье теперь в отсутствии страданий, удовлетворении потребностей и «вследствие того свобода выбора занятий»… «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь , когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием…»).

 Мысль пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в душу человека. Человек не призван делать более того, что касается его лично . (Пьеру «… не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне»). Человек должен определить границы своей свободы, говорит Толстой. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом.

– Как отзывается Пьер на грубое требование часового не выходить из рядов пленных? («И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!»).

 Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни. Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.

IV . Заключение.

 К этой истине был близок князь Андрей на Аустерлице («бесконечное высокое небо»). «Бесконечные дали» открывались и перед Николаем Ростовым, но они остались ему чуждыми. А теперь Пьер, познавший истину, не только видит эту даль, но чувствует себя частицей мира. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали . И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль . Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер»).

 Так выразил Толстой ту мысль, которая, как он писал Погодину, была ему наиболее дорога в романе. Мы можем не соглашаться со взглядами Толстого на границы свободы и зависимости человека, но понять их мы должны.

В продолжение урока основные положения вносятся в опорную схему:

«Мысль о границах свободы и зависимости»

т.4, ч.1, гл. XII


французы

«двумя фронтами»

«охотники»

торопятся

испуг

Список использованной литературы

    Фейн Г.Н. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: «Просвещение», 1996.