Почему искусство скоморохов исчезло на руси. История скоморохов на Руси

Категория: Душа Опубликовано: 27.04.2015 18:32 Автор: Администратор

С первых веков принятия Русью христианского учения представители прежней языческой религии становятся гонимыми и презренными отщепенцами. Они оказываются вне официальной идеологии. Их начинают преследовать княжеские тиуны и бояре , стремясь показать новым духовным владыкам свою лояльность.

Жреческое сословие начинает разделяться на тех, кто уходит в леса, чтобы предаваться восхвалению старых богов. Другая часть языческих жрецов идет в народ. Эта вторая часть становится кастой знахарей, шептунов, людей, способными управлять эмоциями простых русичей. Так постепенно появляются на русской земле бродячие кудесники и артисты, которым даются имена скоморохов. Как и волхвы, скоморохи передавали свое искусство веселить или печалить людей из поколения в поколение устно.
Духовенство много раз пыталось искоренить скоморохов на Руси. Но они были нужны народу. Из попыток монахов и священников уничтожить скоморошье племя ничего не вышло. Впрочем, как и с ликвидацией остатков языческих культов.
Смех, вообще веселье на похоронах и поминках, и шире - смех в обряде - вот где в первую очередь требовалось участие скоморохов. Их связь с этой обрядовостью «была более интимной, чем мы видим из старой церковно-учительной литературы». «Она простирается не только на культ мертвых, но и на другие явления первобытной земледельческой религии, на всю вереницу праздников и обычаев, чередующихся со сменой времен года».
Теория русского историка А. Морозова дает такие ответы на вопрос о происхождении скоморохов на Руси:

  • 1) скоморохи появились после принятия христианства;
  • 2) они происходят от волхвов;
  • 3) главная сфера их первоначальной деятельности - обряды, связанные с ритуальным смехом.

О формах и служителях языческого культа единого мнения не было. Известно, что наиболее значительные сведения о волхвах, кудесниках и проч. содержат летописи. Подавляющая же часть летописных свидетельств имеет в виду волхвов, действовавших после принятия христианства. Одно это заставляет относиться к летописным волхвам с осторожностью.
В русской науке долгое время прочно держалось мнение вообще об отсутствии у восточных славян жречества или по крайней мере о низком уровне его развития. Считалось, что в период родового строя главным жрецом был предводитель рода, потом князь; по большей же части в обрядах обходились, так сказать, своими силами. Сейчас мнение это несколько изменилось, но тем не менее остается в силе положение, что жречество у восточных славян не было профессиональным.
Историк Л. Мирончиков довольно убедительно доказывал, что перед принятием христианства жреческие функции выполняли «старцы» и «старосты», которые были в то же время должностными лицами, выполнявшими общественные и административные функции, что являлось их основной обязанностью. Что же тогда такое волхвы?
Известно, что язычество у восточных славян имело два основных этапа или периода развития. К первому, наиболее раннему, относятся верования тотемно-анимистического содержания, поклонение упырям и берегиням, зооморфным божествам, камням, деревьям, ручьям и т. д. Второй период характерен почитанием антропоморфных богов, к числу которых относятся Перун и другие боги Владимирова пантеона. Время перехода от первого этапа ко второму совпадает с зарождением классовых отношений.
Волхвы, как доказывает Л. Мирончиков, выражали религиозную идеологию родового строя, т. е. относились к первому этапу язычества, и были пережитком в древней Руси. На то, что волхвы были представителями первобытнообщинных отношений, несколько раньше указывал М. Н. Тихомиров.

Следует помнить, что смена периодов была не резкой, а постепенной, к тому же это были периоды одной естественно развивающейся религии. Новые боги не уничтожали прежних, а заменяли их, постепенно вытесняли, так и не вытеснив их окончательно к моменту принятия христианства. Отсюда и основа для деятельности волхвов в более позднее время. После принятия христианства эта основа стала, в некотором роде, еще крепче. Если действительно жреческие функции непосредственно перед сменой религий выполнялись «старцами» и «старостами», то есть основания предположить, что эти «старцы» и «старосты» приняли христианство одними из первых, ибо их социальное положение обязывало избегать оппозиции к крестившимся верховным властям во главе с князем Владимиром.
Над волхвами же не тяготела необходимость принимать христианство, и они не принимали его и уже одним этим завоевывали много симпатий населения. То, что волхвы были представителями древнейшей формы религии, уничтожаемой на глазах простого населения, из слабой стороны делалось их преимуществом. Все это может объяснить как то, что принятие христианства проходило в целом без заметных эксцессов - ведь сами жрецы крестились одними из первых, так и то, что последующие народные волнения, принявшие религиозную окраску, проходили под влиянием волхвов и даже под их руководством.
Будучи носителями пережиточных форм первого периода язычества, волхвы, конечно, уже утратили жреческие функции и не могли иметь никакого серьезного значения при совершении обрядов антропоморфным богам, возглавляемым Перуном. Однако А. Морозов особо указывает, что в происхождении скоморохов главную роль играли не эти обряды, а свадьбы и похороны, а они, как известно, относятся к числу наиболее консервативных форм, наверняка к моменту принятия христианства многое сохранивших от первого периода язычества. Может быть, в таком случае А. Морозов все-таки прав и волхвы, если они были тесно связаны с этими обрядами, в частности со смеховой и музыкальной (песенной, плясовой и т. д.) их сторонами, могли видоизмениться в скоморохов?
Источники рисуют нам волхвов, как правило, колдунами, чародеями, знахарями, шептунами. И даже у тех из них, которые были руководителями восстаний, в качестве основных проступают черты прорицателей, вещунов и т. д. Ни разу не говорится, что волхвы были главными фигурами на свадьбах, похоронах и поминках, что они были носителями ритуального смеха, пели, играли, плясали и т. д. Мы уже отмечали, что основные наши сведения о волхвах относятся к периоду после принятия христианства. Однако принятие христианства было для них важным лишь в плане изменения их общественного положения - из людей, терпимых язычеством, они превратились в ярых врагов новой религии. Характер же их действий, сущность их с принятием христианства не изменились, т. е. они уже и раньше были теми же колдунами, чародеями, знахарями, шептунами. Так что ни в волхвах, ни в жрецах последних десятилетий язычества, по-видимому, нет оснований видеть будущих скоморохов.
А. Морозов придает особое значение обрядам с сильным элементом ритуального смеха, в первую очередь свадьбам, похоронам, поминкам. Именно участие в этих обрядах, особенно в их «смеховой» части, превращает, по его мнению, жрецов в скоморохов. В то же время указывается на особую стабильность этих обрядов, на охранительные тенденции, в них заложенные, на то, что если эти обряды и менялись, то чрезвычайно медленно. Все это говорит, однако, не в пользу преимущественного участия в них скоморохов, а против такого участия. Именно потому, что охранительные тенденции были особенно сильны в этих обрядах, в них до определенного времени нечего было делать скоморохам.
Обратимся к описанию похоронного обряда, сделанному Ибн-Фадланом (X в.). «И вот когда умер тот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: „Кто умрет вместе с ним?“ И сказала одна из них: „Я“. Итак, ее поручили двум, девушкам, чтобы они охраняли ее и были бы с нею, куда бы она ни пошла… А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему» Нет никаких сомнений, что девушка эта действительно пела, веселилась и радовалась, и делала это совершенно искренне, как ни трудно нам сейчас поверить в это. И еще один момент. Жертвенный костер уже зажжен: «И берется огонь за дрова, потом за корабль, потом за шалаш, и мужа, и девушку, и за все что в нем находится. Потом подул ветер, большой, ужасающий, и усилилось пламя огня, и разгорелось его пылание». Момент торжественный, даже страшный, но именно в этот момент стоявший рядом с путешественником «рус», засмеялся «чрезмерным смехом».
Какова же причина смеха? Непосредственная причина - вдруг усилившийся ветер: ведь это свидетельствовало о том, что бог особенно расположен к замершему: «По любви господа к нему," вот он послал ветер, так что он (ветер) возьмет его в течение часа». Смех - это радость за умершего, за то, что тот благосклонно принимается богом. «И в самом деле, - продолжает Ибн-Фадлан,- не прошло и часа, как корабль, и дрова, и девушка, и господин превратились в золу, потом в мельчайший пепел». Здесь, как и в случае с девушкой, никто никого не смешил, смех «руса» был естественным проявлением его веры, его понятий о самом себе, о богах, о жизни, смерти и т. д.
Во всем этом сложном, длящемся десять дней, обряде активное участие принимала некая старуха -« ангел смерти». Она - активнейшая участница всех частей обряда, вероятно она даже руководила им, она же умертвила девушку кинжалом с широким лезвием. Мы заговорили об этой старухе в связи с тем, что большинством ученых характер ее действий квалифицируется как жреческий. В то же время Ибн-Фадлан так пишет о ней: «И я видел, что она старуха - богатырка, здоровенная, мрачная». Нигде не говорится, что эта старуха принимает участие в ритуальном веселье, поет, пляшет.
Мы видим, что, во-первых, старуха, исполнявшая жреческие функции при совершении похоронного обряда, или совсем не принимала участия в ритуальном веселье, или если принимала, то не была его организатором, не была в центре веселья, иначе это не осталось бы не отмеченным; и, во-вторых, и это главное, в языческий период и, конечно, в первые века после принятия христианства силы, заставлявшие людей смеяться при похоронах и на поминках, были настолько значительны, что ритуальное веселье являлось актом естественным, не нуждавшимся в искусственном возбуждении. И только с веками, когда силы эти стали ослабевать, когда изменились представления о смерти, загробной жизни, рае и т. д., а память о ритуальном смехе все еще держалась, смех перестал быть естественным, его необходимо было вызывать. Вот и появляются скоморохи на кладбищах, вызывая людей на веселье и смех, как говорил И. Беляев, «по старой памяти о каком-то некогда всем понятном обряде поминок с плясками и играми»?
В свадебном обряде ритуальное веселье не пошло вразрез с более поздними понятиями и представлениями. Свадьба во все времена воспринималась в основном как всеобщее веселье, которому отнюдь не мешали слезы невесты. Сложное ритуальное значение смеха забылось и здесь, но сам смех продолжал звучать постоянно, получив новую и очень простую символику: чем веселее свадьба, тем счастливее будет жизнь молодых. Свадьба, можно сказать, превратилась в народный праздник, к тому же, как и другие праздники, свадьбы каждый год игрались в строго определенное время.
Таким образом, А. Морозов считает наиболее важными для появления скоморохов обряды с развитым ритуальным смехом и почти не принимает в расчет обрядовые действа и празднества, связанные с производственной деятельностью, со сменой времен года и т. д.
И, наконец, последнее. В самом начале рассуждений о происхождении скоморохов, он пишет: «…носители древнего языческого начала, какими были, несомненно, скоморохи, возникли из той же народной обрядовости и обрядового действа…» В дальнейшем А. Морозов очень строго придерживается очерченных границ, он ищет корни скоморохов исключительно в обрядах и обрядовых действах. Но справедливо ли это, нет ли здесь недооценки значения искусства? Ведь именно процессы, происходившие в искусстве, его развитие должны в первую очередь приниматься в расчет, когда речь заходит о скоморохах, ибо всякий скоморох всегда в несравненно большей степени артист, деятель искусства, чем человек, «якшающийся с нечистой силой, способный напустить „порчу“ и принести всякий вред».
Кроме того, можно ли не учитывать, что все эти обвинения в связях с нечистой силой, признание искусства скоморохов бесовским, запугивание «порчей» и т. д. выходили, как правило, из-под пера или из уст христианских проповедников? Им выгодно было всячески очернить, опорочить скоморохов, запугать народ. Борьба церкви со скоморохами велась всевозможными методами, открыто и замаскированно, откровенным преследованием и скрытой пропагандой. Более половины всех источников о скоморохах является отражением этой борьбы. Хорошо известно, что ни открытая борьба, ни борьба замаскированная не уничтожила скоморохов, потому что не исчезла любовь народа к их искусству. Никакие ухищрения церковников не смогли уничтожить эту любовь, не смогли оторвать скоморохов от родной им среды.
Не только скоморохи занимались знахарством, считались способными входить в связь с нечистой силой и т. д., а и мастера других специальностей, например кузнецы: «…кузнец - колдун, «хитрец», находился под покровительством русского Гефеста - бога Сварога, он мог не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, отгонять нечистую силу от деревни»
Когда мы говорили о несогласии с А. Морозовым, связывающим будущих скоморохов с обрядами, где развит ритуальный смех, и указывали на различные праздники, игрища и гулянья, мы основывались на особом характере этих обрядов, в силу которого скоморохам в них до определенного времени просто нечего было делать. Однако есть и еще одно веское основание, чтобы отдать преимущество праздникам. Дело в том, что значительная часть источников, имеющихся сегодня в распоряжении историка, в том числе основная часть ранних (XI - XIII вв.), говорит о скоморохах на Руси как об участниках именно праздников, игрищ, гуляний и совсем не говорит о скоморохах в обрядах, за исключением свадебных. Но если в первые века после принятия христианства скоморохи преимущественно участвуют в празднествах, то, по-видимому, ничто не мешает предположить такой же их характер и до принятия христианства.
{jcomments on}

Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»

Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных. «Скоморохи сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки — игрища, социальную сатиру — глумы, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, сопели, волынки, сурны, бубна. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру».

Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.


Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. 1857

Этимология

Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существуют различные версии происхождения этого слова:

  • «Скоморох» — переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».
  • От араб. mascara — «шутка, шут».

По версии Н. Я. Марра, «скоморох», согласно исторической грамматике русского языка — множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. В свою очередь праславянское слово имеет индоевропейский корень, общий для всех европейских языков — «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут названий народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» (итал. scaramuccia) и французское «скарамуш» (фр. scaramouche).


А. П. Васнецов. Скоморохи. 1904.

Возникновение, расцвет и упадок

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Скоморохи - бродячие музыканты

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“». В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ.


Скоморохи на Москве

В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды в 30-е годы XVII века побывавшего в Московии, мы находим свидетельство о волне повальных обысков в домах москвичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосудов» — музыкальных инструментов скоморохов — и их уничтожения.

В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву реку и там сожжены.

Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию... — М., 1870 — с. 344.

В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор.

Со временем скомоpохи превратились в медвежатников, кyкольников, яpмаpочных yвеселителей и балаганщиков.

Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.

Репертуар и творчество

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора, шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и скоморохи», баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище»), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».

В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представляя сатирическими персонажами купцов, воевод, представителей церкви.

Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглашали и на похороны.

Hет сомнения, что здесь скомоpохи, несмотpя на свой комический хаpактеp, осмеливались являться на гpyстные жальники по стаpой памяти о каком-то некогда всем понятном обpяде поминок с плясками и игpами. Hет сомнения, что и наpод допyскал их на могилы и не считал непpиличным yвлекаться их песнями и игpами, по той же стаpой памяти.

— Беляев И. О скоморохах // Временник общества истории и древностей российских — М., 1854 Кн. 20


Адам Олеарий. Кукольник. 1643

Отношение церкви

Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками, шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялось из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.


Кирилл, митрополит Киевский (1243—50) — в числе мытарств называет «плясание в пирах... и басни бающе сопели сатанинския». В Слове Христолюбца (по рукописи XV века) называются игры бесовские на пирах (и свадьбах), игры же эти суть: плясьба, гудьба, песни, сопели, бубны. По словам «Устава людем о велицем посте» (из Дубенского сборника правил и поучений XVI века), «грех есть пир сотворити с плясанием и смехом в постныя дни». В «Домострое» (XVI век) говорится о трапезе, сопровождаемой звуками музыки, пляской и глумлением: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

В царской грамоте 1648 приказывается, чтобы скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми «в дом к себе не призывали». «Буде учнуть... мирские люди тех скоморохов (с гуслями, домрами, сурнами и волынками) и медвежьих поводчиков с медведями в домы своя пускати» (читаем в «Памяти митрополита Ионы», 1657).

Плясун и скоморох Лубок

Пословицы и поговорки

  • Всяк спляшет, да не так, как скоморох.
  • Не учи плясать, я сам скоморох.
  • У всякого скомороха свои погудки.
  • Скоморохова жена всегда весела.
  • Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.
  • И скоморох ину пору плачет.
  • Скоморох попу не товарищ.
  • Бог дал попа, чёрт скомороха.

Валерий Гаврилин. Оратория "Скоморохи" (фрагменты)

Стихи Вадима Коростылёва и народные.
Исполняют Эдуард Хиль и симфонические оркестры под управлением А. Бадхена и С. Горковенко.

Гаврилин: В «Скоморохах» есть образцы, идущие прямо из народного крестьянского творчества. Для меня сам народ представлялся в виде огромного веселого скомороха, у которого смех сквозь слезы. Видимый смех сквозь невидимые слезы. И далее у меня в скоморохов обращаются все люди, которые так или иначе являли миру какие-то открытия правды. Это портреты композиторов Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича, моего учителя и друга Георгия Свиридова».

В современном представлении скоморохи - этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.

Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.

Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.

«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс

Откуда взялись и когда появились скоморохи на Руси

Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» - мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян - славянский бог, помогающий комедиантам.

Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги». Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни. Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи. Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады. Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

«В костюме скомороха». А. Васнецов

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу. Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок. Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ. И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить. Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Как и почему уничтожили скоморохов

Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна. Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах. Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.

Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.

В средние века в византийских домах были некие потешники. Они носили различные яркие одеяния и имели смешные греко-римские прозвища. Таких людей часто называли «жонглерами». Все они собирались в группы, главой которых были архимимы. Все участники умели показывать фокусы, благодаря чему славились как колдуны, знахари или нищенствующие жрецы. Обычно, знатные люди приглашали потешников на собственные пиршества, а также на погребальные и свадебные обряды.

В средние века в византийских домах были некие потешники // Фото: fokusniku.ru


Отличительной чертой данного сословия было то, что они вели исключительно бродячий способ жизни. Все они скитались с места на место, поэтому местное население думало о них исключительно в положительно свете. Все считали, что потешники люди опытные, находчивые и повидавшие жизнь. Во время своих дальних скитаний они частенько забредали на территорию Киевской Руси. Здесь они были известны под другим именем – скоморохи. Сразу же после появления о них начали ходить различные сказания. Сегодня можно найти множество письменных свидетельств, которые рассказывают о неких потешных заморских гостях. Одним из них есть «Повесть временных лет».

Скоморохи на Руси, как и в Византии составляли собственные дружины и так бродили, добывая средства на проживание. Уже в 11 столетии скоморохов можно было назвать как полноценное самостоятельное явление. Они «акклиматизировались» и подстроились под обычаи местного населения. Скоморохи прекрасно отображали в своих мини выступлениях характер русской души.

Помимо бродячих скоморохов появились и оседлые. Они жили и трудились в княжеских и боярских домах. Благодаря этим артистам появилась уникальная народная комедия. Скоморохи часто устраивали кукольные театры. При этом обязательными персонажами в них были коза и медведь. Комедианты надевали на себя юбки, содержащие на подоле обручи. Подымая юбку вверх, они закрывали лицо. Из такой самодельной занавески показывали представление. Со временем актерское мастерство скоморохов начало развиваться. Они начали показывать бытовые сценки, песни и сказки. Можно сказать, что комедийные сценки были стали некой переработкой драмы русского народа.


Скоморохи часто устраивали кукольные театры // Фото: cyrillitsa.ru

Скоморохи на Руси

Нам известно, что скоморохи были исключительно затейниками и шутами. Простой народ в свою очередь поговаривал, что за веселой маской скрывался могущественный маг древности. И об этом сохранилось большое количество преданий и письменных свидетельств. К примеру, недалеко от деревни Шапкино под Можайском находится гора, на котором когда-то проходили собрания скоморохов. Там народ мог увидеть настоящие чудеса.

Тайны, которые скрывает Замри-гора

Прежде всего, стоит уточнить, что эта гора является самой высокой точкой в Московской области. Неподалеку от нее берет свое начало Москва река, Колочь и Протва. Также там разделяются бассейны Черного и Балтийского моря.

В древние времена здесь абсолютно никто не обитал, но все же среди народа распространялись, что там время от времени появляются люди. Во время Купальских праздников на гору съезжались со всех уголков страны лучшие скоморохи. Они проводили свои таинственные обряды, которые держали под строжайшим секретом.

Придания скоморохов

В те времена, когда весь славянский народ почитал языческих богов одним из них был Троян. Он был непосредственным покровителем скоморох. Древняя легенда гласит, что он путешествовал так же, как и они. Во врем одного из своих скитаний он остановился отдохнуть у огромного холма. К нему пришла грусть, потому как он преодолел половину из необходимого пути, но при этом уже изрядно устал. Откуда ни возьмись перед ним появилась небольшая группа людей, которая смеялась и веселилась. Люди на протяжении всей ночи развлекали уставшего Трояна.


Бог Троян // Фото: chippfest.blogspot.nl


Отдохнувший бог на утро вознаградил весельчаков вином с южных стран. Затем из своего узелка он достал серебряную маску и вручил ее главному из скоморохов. Бог объяснил, что эта маска способна защитить от любого зла и несправедливого наказания. У маски также была одна способность. Она могла изменить облик того, кто ее надевал. После Троян встал и направился своей дорогой. Скоморохи спрятали драгоценный подарок на вершине рядом стоящего холма (Замри-горы). С тех самых пор люди, занимающиеся этим ремеслом, ежегодно собирались на вершине и совершали свои обряды, восславляющие бога Трояна.

Эх, не обходилось на Руси ни одно пиршество без удалых скоморошьих плясок и песен. Эти веселые люди в ярких костюмах были непременным атрибутом народных гуляний в больших и маленьких городах. Кажется с бродячими актерами все ясно и понятно еще с незапамятных времен, но на самом деле даже тогда никто не мог точно сказать, кто такие скоморохи. Как оказалось, эта особая категория людей имеет свои традиции, обряды и историю, в некоторые моменты наполненную массой трагических событий, приведших к полному уничтожению скоморошества на Руси. Так давайте выясним, кто такие скоморохи на самом деле?

Значение слова "скоморох"

Не только история бродячих артистов полна тайн и загадок, но даже происхождение слова, характеризующего их деятельность, до сих пор вызывает у ученых споры. Согласно двум основным и самым распространенным версиям, слово "скоморох" имеет греческие либо арабские корни. В обеих версиях оно означает схожие по значению формулировки - "шутка" и "мастер шутки". Но существует и иная версия, которая приводит термин к единому индоевропейскому слову. В этой интерпретации оно переводится как "комедиант". Сторонники данной теории утверждают, что даже знаменитые комедийные герои Франции имеют схожие с нашими артистами имена - Скарамуш и Скарамуччо.

Как выглядели бродячие артисты?

Образ скомороха на Руси всегда был немного гротескным. Эти люди с помощью шуток и прибауток могли вскрывать самые серьезные проблемы своего времени и не боялись высмеивать духовенство и сильных мира сего. Все, что говорили скоморохи, не воспринималось всерьез, но все же надолго западало в душу народа. Ведь никому и в голову не приходило обращать внимания на то, что вещает бродячий шут. Скоморох в этом случае мог выступать лакмусовой бумажкой общества в целом. Этому соответствовал и внешний вид комедиантов.

Костюм скомороха всегда был крайне ярок. Актеры носили невероятные цветные штаны и рубахи, часто на голове присутствовали смешные колпаки с бубенчиками, которые уже одним своим звоном вызывали смех у встречающихся людей. В каждой группе бродячих артистов было множество масок и музыкальных инструментов.

Музыка скоморохов

Музыкальный инструмент скомороха был довольно разнообразен, а сами музыканты искусны. Исходя из того, что скоморохи много путешествовали не только по огромной территории Руси, но и часто бывали в заморских странах, они играли на всех известных инструментах. Излюбленными предметами были:

  • дудочка;
  • домра;
  • сурна;
  • гусли.

Чаще всего скоморохи исполняли веселые и зажигательные мелодии, которые так и заманивали людей пуститься в пляс. Но при желании они могли исполнить и грустную застольную балладу, заставляющую рыдать недавно веселящуюся компанию.

Артель скоморохов: состав и примерное количество

Для того чтобы легче путешествовать по Руси и веселить народ, скоморохи объединялись в ватаги или артели. В ватаге могло быть до двадцати артистов, а вот одна артель уже включала в себя до сотни человек.

В этой компании обязательно присутствовали сказочники, певцы, музыканты и дрессировщики. Последняя категория артистов являлась непременным атрибутом выступления. Практически всегда скоморохи бродили по свету с ученым медведем. Он был любимцем публики и считался на Руси священным животным. Обычно рядом с хищником находился артист в костюме развеселой козы, которая, не переставая, танцевала и била в ложки. Именно вокруг этой группы начиналась пляска скоморохов, в которую со временем втягивались все участники представления.

Интересен тот факт, что довольно часто артели скоморохов занимались не только развлечением народа, но и грабежом на дорогах. Этот вид деятельности приносил, конечно, больший доход артистам, но послужил одной из причин гонения на скоморохов со стороны властей городов и православной церкви.

Древняя Русь: появление скоморохов

Удивительно, но до сих пор историки не знают, когда появились скоморохи на Руси. Известно, что они вели свою деятельность еще во времена язычества. А первые упоминания о бродячих комедиантах в письменных источниках были в девятом-десятом веке. Историки утверждают, что еще до крещения Руси существовали бродячие артисты, которых приглашали во все княжеские дома. Эта практика всегда удивляла многих ученых, ведь люди, которые не относились к высшим кругам общества, и даже не имели ничего своего (это было неписанным правилом скоморохов), кроме реквизита, были обласканы во всех княжеских, а позже и боярских теремах. Только ли за песни были любимы бродячие артисты? Кто такие скоморохи в действительности? На этот счет у историков существует несколько довольно интересных версий.

Кто такие скоморохи: теории и легенды

Согласно официальной версии ученых, скоморохи - это оставшиеся без дела участники языческих ритуалов. Они являются своеобразными осколками дохристианской Руси, когда на капищах в различных обрядах использовались ряженые. Ведь во всех религиях маска и необычная одежда (например, как костюм скомороха) символизировали перевоплощение и единение с духами. Именно этот фактор вызывал недовольство христианской церкви деятельностью комедиантов, они считались посланниками бесов, и священнослужители всячески пытались избавить города от их присутствия. Но, несмотря на это, древнерусская знать испытывала небывалую тягу к праздникам с участием скоморохов, они развлекали, наставляли и обличали всех, кого встречали на своем пути. Откуда они знали так много? И почему были уверены в своей безнаказанности?

На этот счет существует альтернативная версия происхождения скоморохов. По одной из легенд языческий бог Троян путешествовал по землям русским и однажды присел отдохнуть у одного из холма. Грустно стало божеству, но внезапно он увидел веселую компанию, которая плясала, распевала песни и свистела на все лады. Всю ночь веселили люди Трояна, а наутро нарек он их скоморохами и подарил маску из серебра, которая могла изменить внешность любого человека, защитить его от злых людей и исполнить практически любое желание. С этого времени Троян покровительствовал комедиантам и помогал им.

Скоморохи: колдовство и ворожба

Согласно некоторым сведениям, скоморохи на Руси занимались не только лицедейством, но и ворожбой. Дело в том, что даже после крещения русский народ очень трепетно относился к своим традициям и доверял различным ворожеям. Если они попадались на глаза священнослужителям, то колдун моментально подвергался гонениям, его могли даже казнить. Поэтому скоморохи могли свободно заниматься своей творческой деятельностью и параллельно творили различные ритуалы. Например, на Руси считалось, что для рождения первенца-сына молодая жена должна была дотронуться до шерсти медведя. Как встретить лесного хищника в городе? Конечно, на представлении бродячих артистов.

Доподлинно известно, что по определенным дням скоморохи встречались на древних капищах и творили обряды, посвященные Трояну. Эта деятельность не могла остаться незамеченной, и христианские священники начали искоренять бесовских актеров с территории Руси.

Замри-гора: древнее капище

Многие старики рассказывали исследователям о том, что до них доходила легенда о Замри-горе в Московской области. Сюда на Ивана Купала собирались скоморохи со всей страны и творили свои странные обряды. На много километров в деревнях было слышна музыка, и доносились обрывки ритуальных песен. Считалось, что к концу веселья, перед тем как забрезжит рассвет, главный скоморох доставал ту самую маску, и каждый из комедиантов мог, примерив ее, загадать одно сокровенное желание. По легенде оно обязательно исполнялось в тот же день. Причем актер мог изменить внешность, голос или даже наказать посредством силы маски своих заклятых врагов.

Неизвестно, как все происходило на самом деле, но данная легенда до сих пор передается из уст в уста. А Замри-гора получила свое название от того, что благодаря силе скоморохов она могла расти и вновь возвращаться к исходному размеру.

Гонение на скоморохов и их исчезновение

Уже в пятнадцатом веке скоморохи разделились на бродячих и оседлых. Первые продолжали бродить по стране и веселить народ, а вторые стали неким подобием придворных музыкантов, которые жили при князе и принимали участие во всех пирах.

Подобное разделение плохо сказалось на всем скоморошестве. Бродячие артисты начали довольно резко высказываться о власти, церкви и Боге в целом. За такую деятельность их стали все чаще преследовать и отказывать в выступлениях в домах бояр. Народ по-прежнему наслаждался фокусами, песнями и гаданиями, но князья все чаще стали задумываться о том, чтобы объединиться с церковью и уничтожить скоморохов. Ведь придворных артистов уже нельзя было назвать скоморохами, они постепенно утрачивали свой задор и превращали свой репертуар в нечто совершенно иное. Например, тот актер, который на городской площади лихо отплясывал вприсядку, становился практически профессиональным танцором. А простые и немного наивные кукольные представления трансформировались в первые театрализованные постановки. Можно сказать, что современное искусство в своем зародыше являлось обычными скоморошными потешками.

В начале семнадцатого века скоморохи стали преследоваться повсеместно, их отлавливали на улице и сажали в темницы. Отобранные музыкальные инструменты собирались в одну большую кучу и показательно сжигались. Во второй половине семнадцатого века скоморохи были окончательно запрещены. Тех, кто нарушал указ царя, ссылали в самые отдаленные города, отправляли в темницу либо постригали в монахи, чтобы они замаливали свои грехи. Ведь всех их считали слугами нечистого. К восемнадцатому веку скоморохи, как отдельный пласт общества, были искоренены полностью. От них остались только воспоминания в виде картин, рукописей, многочисленных стихов и прибауток.