Правильно рисовать глаза человека карандашом. Как научиться рисовать глаза, рисуем реалистичный глаз

Люди, которые учатся рисовать, часто интересуются вопросом: как нарисовать глаза так, чтобы рисунок был, словно, живой? Действительно, глаза всегда играют главную роль в портрете. Поэтому, учась рисовать человека, конечно, нужно уделить достаточно внимания рисунку глаз. В этом уроке я расскажу и наглядно покажу на примере своего рисунка как рисовать глаза. Если не отвлекаться на детали, то нужно усвоить несколько ключевых мыслей.

1. Итак, первое. Глаз имеет форму шара. Следовательно это не плоская, а объёмная форма с названием «глазное яблоко».

2. Второе. Глазное яблоко сверху защищают веки, образующие привычные контуры глаз.

3. Третье. Глаз размещен в «углублении» нашего черепа, которое называется глазной впадиной. Поэтому рисовать глаз, означает не срисовывание контуров века, а «лепку» объёмов глазного яблока и того, что его окружает.

4. Каждое веко имеет толщину и возвышается над поверхностью глазного яблока. К тому же веки глаз образуют характерные складки кожи.

5. Чтобы научиться рисовать глаза, нужно понять форму глазной впадины, век, глазного яблока. Для этого я провожу на своём рисунке условную линию, повторяющую «рельеф». С помощью этой линии хорошо видна форма глаз и все изгибы. В чистовом варианте рисунка эту линию, конечно же, не следует рисовать. Я её добавил, лишь, в учебных целях.

6. Для ещё большей наглядности я наношу условную штриховку по форме поверхности. Линии этой штриховки показывают все изгибы. Наш рисунок как бы состоит из плоскостей или граней, с помощью которых «лепится» форма. Такой «гранёный» рисунок помогает понять суть формы, не отвлекаясь на непринципиальные детали. Это значительно упрощает процесс рисования начинающих художников.

В заключении этого этапа рисунка ещё добавлю, что у каждого человека, конечно же, своя неповторимая форма век, бровей, переносицы… Но всех нас объединяет ряд особенностей, присущих всем людям. Поэтому мой рисунок, носит условный характер, передающий эти ключевые особенности.

7. Далее, я приступаю к передаче объёма с помощью штриховки (о том как штриховать, читайте в ). Как известно, объём передаётся по известному закону светотени: самое светлое место — это блик, далее следует свет, после света — полутень, затем тень, и в заключении — рефлекс. Получается такая тоновая растяжка — от светлого к тёмному. В зависимости от направления света, лицо человека может быть освещено сверху, снизу или сбоку. Поэтому переход от света к тени может быть не только слева-направо, но и сверху-вниз. Поэтому я заштриховываю глазное яблоко, веки, переносицу, область бровей, учитывая этот момент. Например, область между бровью и глазом будет самой светлой слева и сверху, а самая тёмная её часть будет находиться справа и снизу. Тоже самое применимо и к верхнему веку — самым светлым оно будет слева, а самым тёмным справа. Получается такая тоновая растяжка слева-направо. Но направление света может быть и другим. Например, голова человека освещена не солнцем сверху, а лампой снизу. Тогда все будет по-другому. Но принцип о котором я говорю, сохранится. Поэтому нужно понимать как свет распределяется по форме, с какой стороны находится источник света и т. д.

8. Сейчас я усиливаю тени, которые были лишь намечены вначале рисунка.

9. Продолжаю работу, прорабатываю слезничёк и нижнее веко.

10. Прорисовываю радужную оболочку и зрачок глаза. Этот этап всегда интересует людей больше всего. Как нарисовать глаза так, чтобы они были «как живые». Для этого нужно понять простой принцип, который я наглядно изложил в схеме ниже. Если непрозрачные сферические объекты светлые со стороны света и тёмные со стороны тени, то прозрачные сферические объекты могут выглядеть прямо противоположно. В зависимости от того, что окружает такой прозрачный предмет он может выглядеть по-разному. Например, нередко со стороны освещённой части он темный, а со стороны теневой, наоборот — светлый. Получается, что обычная светотень (блик, свет, полутень, тень, рефлекс) здесь будет отсутствовать, так как объект прозрачный и блестящий. Поэтому, тут нужно передать блики и рефлексы (отражения) на поверхности глаз. Радужка и зрачок находятся под прозрачной роговицей глаза, имеющей форму линзы. Блестящая поверхность глаза (роговицы) отражает свет в виде бликов. Кроме этого, на поверхности глаза отражается всё, что окружает глаз. Эти отражения (рефлексы) будут не так заметны как блики. Художник не должен перечислять все эти отражения. Следует выбрать наиболее интересные и сосредоточиться на них. Излишек таких подробностей не только усложнит работу, но и испортит рисунок. Справившись с этим этапом рисунка, глаза получатся «живые», с «искоркой».

11. Теперь о ресницах. Чаще всего в рисунке не следует их рисовать подробно. Достаточно просто наметить тёмную линию на верхнем веке. Эта линия будет выглядеть как ряд ресниц. Однако в этом уроке я делаю подробный рисунок. Поэтому рисую ресницы более детально, чем обычно. Но даже в этом случае не следует прорисовывать их в одинаковой степени подробно. Например, с одного края я делаю ресничный ряд более тёмным, а с другого — более светлым. Т.е. я подчёркиваю центр рисунка. Также и чёткость прорисовки ресниц будет разной: где-то они более размыты, а где-то более чёткие.

Многие люди упускают мелкие, но важные детали строения глаза, представляя его схематически. Например, многие забывают нарисовать третье веко в уголках глаз у носа, или что от века на радужку обычно падает тень. Если вы хотите научиться рисовать, то рекомендую начать рисовать по памяти, а не срисовывать чей-то глаз с фотографии, тогда вы осознанно запомните основные принципы.

Сначала на листе бумаги наметьте еле заметную горизонтальную линию (позже мы ее сотрем), от нее будет строиться весь рисунок, но при построении она служит ориентиром.

Теперь рисуем контур глаз, он же будет границами для век. Обратите внимание, что зрачок в человеческом глазу расположен не точно посередине глаза, а смещен чуть вверх. Это очень важно для создания реалистичного взгляда.

Когда основные границы намечены, можно приниматься за штриховку. Для этого лучше сменить карандаш и взять как можно более мягкий, чтобы штриховка получилась плотной без нажима. Заранее наметьте на радужке блик, который будет немного «заходить» на зрачок, эту область заштриховывать не нужно (стирать плотную штриховку та еще морока!).

Заштриховали зрачок? Переходим к радужке, штрихуйте ее тонкими линиями, не заходя на границы блика. Он должен всегда оставаться самой яркой частью вашего глаза, это придаст ему реалистичную «влажность». Не нужно пытаться нарисовать сразу все идеально, вычерчивать каждую черточку, нужно создать общий облик глаза, наметить, как на него падает свет.

Переходим к векам. Нанесите штриховку не резкими движениями, а длинными линиями, следуя плавной форме век. Это сразу придаст им эффектный объем. Не нажимайте сильно на карандаш, а лучше воспользуйтесь растушевкой всех заштрихованных деталей.

Это может быть плотная салфетка или кусочек чистой ворсистой ткани. Но не начинайте растушевку с темных деталей вроде зрачка, она испачкается и потом замарает весь рисунок! Сначала растушевываем самые светлые части, последовательность такая: веко, белок глаза, затем радужку и только в финале зрачок.


Глаз получился, но может выглядеть немного бледно. Чтобы «оживить» его, нужно добавить несколько деталей. Сделайте более четкий и выраженный контур у радужной оболочки, оттените внешнюю и внутреннюю сторону века, чуть-чуть затемните области радужки, прилегающие к зрачку и к ее внешней окружности.

Только не делайте все штрихи одинаковыми, они должны быть разной длины и толщины, тогда взгляд заиграет живыми искорками. Не забывайте про третье веко. В уголке глаза часто бывают блики. Просто при помощи стирательной резинки сотрите небольшое пятнышко, чтобы получился блик, но не такой яркий, как на радужке.

Наконец ресницы. Рисуем их только в последнюю очередь, иначе они будут мешать растушевывать веко! Настоящие ресницы никогда не бывают прямыми, они всегда слегка изогнуты. Начинаем рисовать ресницы от верхнего века, рисуем слегка загнутые дуги (длина ресниц у каждого человека разная, тут все зависит от вашего желания, но не переборщите). Потом слегка утолщаем основание каждой, чтобы придать им густоты и объема. Не забываем делать наклон роста ресничек по форме век!

Добрый день. Сегодня будем рассказывать Как нарисовать глаза карандашом. Почти всегда, когда начинаешь какое-то новое дело, сразу представляешь, как ты это будешь делать и что получится в конечном итоге. Но иногда бывают дела, за которые даже браться не хочется, потому что ты просто не можешь понять, с чего же начать и как потом продолжить. Ступор какой-то!

Расскажу предысторию. Нашим сайтом занимаются 2 человека: я и моя сестра, подробнее о нас можно прочитать тут. Так вот, все рисунки, представленные на этом сайте делает моя сестра, а я лишь выкладываю их в сеть. Т.е. никакого художественного образования я не имею и навыков тоже, в двух словах РИСОВАТЬ Я НЕ УМЕЮ. И когда сестра мне показала этот рисунок, я просто АХнул!! «Как же это смогут нарисовать наши читатели? Это же сложно» . Но посидев над ним буквально минут 20-30, я во всем разобрался и нарисовал что-то более или менее похожее на то, что описано в нашем уроке . А со второй попытки у меня получился практически оригинал!

Это все к чему я рассказываю? А к тому, что нет ничего невозможного. Любое дело можно провернуть в два счета, главное начать … ну и закончить:) Тем более когда есть подробная инструкция к применению! Вперед! Красиво рисовать красивые глаза!

Из этой статьи вы узнаете


Глаза человека - самая важная, самая выразительная часть лица. Как рисовать глаза карандашом? Чтобы не просто научиться их изображать, а передавать характерные черты конкретного человека, направление взгляда, отражение внутреннего и внешнего мира, образно говоря, нужно внимательно изучить анатомию, понять основные принципы построения, научиться эффектно накладывать тон.
Урок посвящен тому, как научиться рисовать глаза, как нарисовать глаза карандашом. Выстроен таким образом, чтобы было удобно рисовать карандашом поэтапно.
Нет однозначного ответа, как правильно рисовать глаза, но принцип везде один: обязательно нужно соединить глаза линиями построения, чтобы определить расположение относительно друг друга.

Совет: используйте карандаши мягкостью 3В для темных мест, 2В и НВ для всего остального. Бумага - Гознак, формат А4. Ластик берите мягкий, я использую ластик фирмы MILAN, идеален для работы с тонким подтирание мелочей. И по чаще точите карандаш.

Построение глаз из двух прямых линий

В данном рисунке мало линий построения, но они важны, чтобы точно уловить направление, решить проблему, как нарисовать глаза карандашом симметричными, а не шаляй-валяй каждый сам по себе))).


Проводим линию наклона. Глаза чаще всего симметричны (бывают, конечно, исключения. Мы рассматриваем среднестатистический вариант). Линия наклона проходит через уголки, обратите внимание, что все четыре уголка расположены на одной прямой. Кстати на заметку, говоря о пропорциях человеческого лица, хочется отметить, что при взгляде в фас расстояние между внутренними уголками в пропорциональном лице равно расстоянию между внутренним и внешним уголком одного глаза. Проще говоря, ширина глаза равна расстоянию от одного глаза до другого. Если будете рисовать лицо в фас, это замечание поможет сориентироваться, как правильно рисовать глаза. В нашем случае лицо повернуто в три четверти, но это расстояние почти совпало по пропорциям. Второй глаз из-за поворота конечно покороче.
Дальше прикидываем высоту верхнего века. Наклон прямой тот же, веки находятся на одной прямой.


Отмечаем направление взгляда. Если провести мысленно перпендикуляры от центра зрачка на нижнюю прямую, видно, что левый зрачок находится по центру, правый чуть ближе к левому краю.




Намечаем контуры, начиная с верхнего века. У левого верхняя точка дуги находится над зрачком. На правом самый сильный изгиб левее зрачка, выходит за край уголка. Сильно скруглен. Плавные, точные изгибы можно пока не прорисовывать, а нарисовать все довольно приблизительно, главное в нужном направлении.
Обрисовываем границы нижнего века. Правое почти совпадает с нижней горизонталью от внутреннего кончика, спускается вниз, закругляется к концу. У левого припущено от горизонтали вниз.


Рисуем зрачки и радужку, имеющие круглую форму, частично прикрытую веками. Мысленно или карандашом делаем круги. На фото показаны правильная и неправильная радужки.




Уточняем детали. Рисуем слезники, складочки и мелкие детали.


Ресниц пока нет, они появятся на этапе штриховки.
Если справились с этим этапом, получилось ровно и симметрично, так сказать с одного лица, то Вы уже решили вопрос, как правильно рисовать глаза.
Но линейный рисунок - не законченная работа, поэтому приступаем к штриховке. На данном этапе Вы постигните все тонкости, как рисовать глаза карандашом.

Штриховка. Накладываем тон на линейный рисунок

Начинаем с самых темных мест.
Штрихуем радужку по форме ее рисунка, штрихи ведем в двух направления: от края к зрачку, затем от зрачка к краю. Блик старайтесь оставлять чистым. Можете заранее обрисовать его форму легким контуром без нажима. Если не получается накладывать тон с бликом, делайте без блика, потом почистите ластиком.


Если где-то переборщили, подправьте тонко срезанным ластиком.


Обратите внимание, края зрачка расплывчатые. Не вырисовывайте их идеально ровными, четкими - будет смотреться естественней.
Падающую тень на радужке наложите по форме горизонтальными штрихами.
Перед наложением тона подтирайте ластиком линии до еле заметного состояния. Все время уточняйте детали.




Широкими размашистыми штрихами по форме добавляем тени над веками.




Ресницы - самая приятная часть рисунка, они придают наибольшую выразительность, чем все остальное. Хотя рисовать ресницы просто, но постарайтесь сделать это аккуратно. Каждый волосок срисовывать не нужно, можно изображать приблизительно, однако в характере.

Доработка мелочей и завершение рисунка

После того, как все заштриховали, посмотрите в общем, без исходного изображения. Подправьте, где считаете нужным. Обратите внимание, на готовом рисунке чуть притушена внутренняя толщина века сверху, детализированы блики. Их я почистила тонким срезом ластика, добавила недостающие точки. Появился блеск! Вот и все принципы, как нарисовать глаза поэтапно.
Если освоили, как рисовать глаза карандашом, то проблемы, как нарисовать глаз выразительно и красиво, тоже не будет возникать.

Создано в: Adobe Photoshop

Давайте будем честны, рисовать лицо не так просто, особенно, если нет опыта! Это не то же самое, что рисовать пейзажи, где не важно, сдвинуто дерево вбок на сантиметр, или изменило ли оно свою форму. Когда вы рисуете реалистичное лицо, все должно быть на своих местах, иначе оно получится нелепым. И дело не только в этом, каждая часть лица обладает своей уникальной анатомией, которую необходимо учитывать – как минимум в качестве основы, на которой потом можно что-то строить!

В этом уроке я покажу вам, как рисовать глаза. Надеюсь, что этот урок будет полезен не только для новичков, но и для тех, кто уже давно в области рисования, но будет рад научиться еще чему-то новому и развить свои навыки еще больше – или, возможно, просто попробовать что-то новое.

ВСТУПЛЕНИЕ

Говорят, глаза – зеркало души, и без сомнения они являются самой экспрессивной частью лица. Я слышала, что, если вы правильно нарисовали глаза, то вы на полпути к хорошему портрету, и это в какой-то степени правда. Глаза также часто являются элементом лица, который делает портрет безжизненным, и это обычно происходит, когда художник не до конца учитывает их анатомию.

Итак, прежде чем начать рисовать реалистичные глаза, давайте посмотрим на линейный рисунок, демонстрирующий то, как глаз выглядит в действительности. Конечно, глаза бывают разной формы и размеров, но общая форма будет всегда неизменной. Глазное яблоко так называется неспроста – оно имеет сферическую форму, и его линии видны даже тогда, когда мы не видим глазного яблока целиком. Если посмотреть сбоку, то это становится еще очевиднее. Далее, во внутреннем уголке глаза находится слезный канал, ну и, конечно же, верхнее и нижнее веко. Упущение какого-либо из этих деталей ведет к неадекватному результату!

Чтобы добиться более полной картинки, я покажу вам, как рисовать глаз в двух перспективах – вид спереди и в развороте на ¾, т.к. эти две перспективы наиболее часто встречаются в портретах.

ИТАК, НАЧНЕМ!

Дня начала откроем новый файл и выберем цвет кожи для заливки фона – что-нибудь среднее, не слишком яркое и не слишком темное. Добавляем новый слой и делаем набросок глаза, не забывая все те мелочи, о которых было сказано выше. Наш источник света будет располагаться справа, так что мы уже сейчас можем добавить его отражение на эскизе.

Первым делом давайте придадим форму прилегающей зоне глаза. Можете рисовать прямо на фоне или (как наиболее удобный вариант при создании реалистичного портрета) просто добавьте новый слой под слоем с эскизом и рисуйте на нем. Возьмите стандартную круглую кисть с Непрозрачностью (Opacity) в режиме Нажима Пера (Pen Pressure), подберите оранжево-коричневый тон для теней и желто-бежевый для световых пятен, чтобы можно было начать затенение. Проводите кистью по естественным изгибам глазниц и век.

Продолжая работать с круглой кистью, мы прорисовываем тени и световые пятна, а также добавляем немного серо-фиолетового для вариации цвета, пусть даже этот цвет не будет особо заметен. Чтобы немного сгладить линии кисти, я обычно использую инструмент Размывание/Палец (Smudge tool) в режиме Рисование Пальцем (Finger Painting), кончик кисти в режиме Рассеивание (Scatter) и Непрозрачность (Opacity) в режиме Нажима Пера (Pen Pressure). Экспериментируйте с настройками; данные параметры – мой личный выбор, но, возможно, вам подойдут совершенно другие!

Чтобы получить более ясную картину того, как глаз будет выглядеть, давайте закрасим глазной белок. Самой распространенной ошибкой здесь является выбор чисто белого цвета для белка. Помните, мы должны брать во внимание круглую форму глазного яблока, так же как и отражения источника света. Используйте сероватый оттенок, – он наилучшим образом сюда подойдет – степень его светлоты будет зависеть от общей освещенности рисунка. Вкраплением в глазной белок немного тона кожи (или оттенка света, если он достаточно яркий) можно добиться большей реалистичности. И что касаемо слезного канала – за его основу можно взять бежево-розовый оттенок.

Теперь давайте окрасим радужку. Я выбираю цвет, переходящий от среднего к темному синему, и затем добавляю поверх этой основы легкий светлый слой. Это уже придает ощущение глубины. Далее добавляем зрачок. Обратите внимание, что на развороте в ¾ зрачок уже не круглой, а слегка овальной формы; это происходит из-за смены перспективы. Не забудьте маленькую яркую точку, иллюстрирующую блик от отраженного света, потому что в дальнейшем он поможет вам доработать радужку в деталях!

Мы уже практически получили вполне реалистичные глаза, даже не смотря на то, что рисунок пока сырой и не хватает многих деталей. Однако пока что мы будем прорабатывать основную форму глаза и придадим ему объем. Взяв круглую кисть, я выбираю достаточно насыщенный оранжево-коричневый цвет для глубоких теней между верхним веком и бровью. Я также использую этот оттенок, чтобы добавить немного тени на верхнем веке и немного на внутреннем уголке нижнего века. Слезный канал обретает красивый насыщенный оранжевый оттенок, который также слегка наносится на внешний уголок глаза. Чтобы усилить световые пятна на веках, можно одинаково использовать и светло-бежевый, и серо-зеленый оттенки. Также еще раз прорисовываем тени на самом глазном яблоке.

Далее с этого момента все завязано на дальнейшей обработке и добавлении деталей. Работаем все той же круглой кистью, варьируя (вручную) ее Непрозрачность (Opacity) и размер. У меня всегда складывается такое ощущение, будто я высекаю фигуру из камня как скульптор, а не просто рисую как художник; добавляя тени и блики, я как бы оживляю фигуру, и она становится объемной и реалистичной. Именно это мы и будем делать: углублять и прорисовывать тени. Добавление мягкой, но заметной тени на краю верхнего века, помогает добиться эффекта ресниц, и смягчает края там, где глазное яблоко исчезает под веком. Цвет радужки обыгрывается бледно-зеленым, а там, где на нее падает тень от века, мы добавляем очень сочный бирюзовый цвет.

Оставаясь на радужке, возьмите маленькую кисть – либо круглую, либо точечную – и можно приступать к нанесению шаблона линий. Такие линии есть на любых глазах, но иногда этот шаблон может быть таким темным, что его практически не видно. Тем не менее, на радужке всегда есть линии, идущие от зрачка к внешним краям самой радужки. В данном случае мы хотим, чтобы они были заметными и насыщенными. Выберем для этой цели бледно-зеленый и бирюзовый цвета, но используйте и светлый и темный оттенки того же или схожего тона. Время от времени отходите от рисунка и присматривайтесь к нему, так вы сможете заметить какие-то недочеты, над которыми следует еще поработать. Здесь я добавил чуть больше световых пятен на внешней стороне брови, на краю нижнего века и вокруг слезного канала. Затем можно переходить к бровям.

С помощью инструмента Палец (Smudge tool) с точечным кончиком кисти мы аккуратненько прорисовываем радужку. Обратите внимание, что двигаться надо от зрачка к краям радужки: мы же не хотим, чтобы все линии размылись! После этого мы подбираем очень яркий – но почти ненасыщенный – бледно-зеленый цвет и проходимся по радужке там, где на нее падает свет: в правой части, и немного в нижнем левом углу, куда попадает небольшой блик от света. Чтобы подчеркнуть линию глазного яблока, мы берем бело-голубой цвет и прорисовываем основной блик на глазу. Теперь я рисую его в виде арки, пересекая границу радужки и попадая немного на белок. Это придаст поверхности глаза влажный блеск.

Используя маленькую круглую кисть с Непрозрачностью (Opacity) и Колебанием Размера (Size Jitter) в режиме Нажима Пера (Pen pressure), теперь можно нарисовать бровь. Выберите приятный темно-коричневый цвет, и еще один – обычный коричневый. Слегка пройдитесь по бровям инструментом Палец (Smudge tool). Возьмите цвет окружающего бровь кусочка кожи и используйте его, чтобы разбавить чрезмерную густоту волос. Подчеркните кожу вокруг, добавив несколько световых пятен, особенно с внешней стороны, где свет будет падать прямо. После этого можно переходить к ресницам. Добавим новый слой, чтобы не испортить общую картинку глаза. Выберите маленькую круглую кисть с Непрозрачностью (Opacity) и Размером (Size) в режиме Нажима Пера (Pen Pressure) и начните легкими движениями наносить реснички. Если они не прокрашены тушью или не завиты специальным прибором, они практически не загибаются вверх!

Можете продолжать добавлять еще больше ресниц на этом же слое, или можете создать новый, чтобы сделать их более густыми. Вы также можете сделать дубликат слоя с уже нарисованными ресницами и немного сдвинуть его вправо или влево, затем уменьшить немного Непрозрачность (Opacity), удалить ненужные элементы и пройтись по ним инструментом Палец (Smudge tool). Если вы довольны результатом, мы слегка размываем реснички в некоторых местах. Добавим несколько маленьких бликов между ресничками на нижнем веке, и получим красивый эффект блеска.

Последним этапом каждого рисунка является добавление тех самых мелких деталей, которые заставляют рисунок «ожить», сделать его более реалистичным, даже несмотря на довольно очевидное рисованное качество. Используя отдельные слои для этих деталей, вы только поможете себе, потому что в таком случае можно будет редактировать и экспериментировать с эффектами, не повредив при этом сам рисунок. Но прежде чем мы приступим к детализации, давайте еще немного поработаем над радужкой. Возьмите самый темный бирюзовый цвет и нарисуйте вокруг зрачка круг из линий, исходящих от центра к краям – некоторые заметнее и длиннее, некоторые чуть менее видимыми и более короткими. Это добавит зелени в глазах и придаст им блеска. Теперь мы добавим еще немного бликов на лазной белок, используя стандартную точечную кисть, затем размыв их с помощью инструмента Палец (Smudge tool). Взяв точечную кисть поменьше с Колебанием Угла (Angle Jitter) 50%, мы пройдемся по бровям, векам и уголку глаза ярко бело-желтым цветом. Все это делается на отдельном слое! Слегка размажем слишком заметные точки, некоторые из них, возможно, нужно будет убрать Ластиком (Eraser), чтобы способствовать лучшему смешению с окружающим участком кожи. Теперь продублируйте этот слой и установите режим смешивания слоев Наложение (Overlay), затем слегка сдвиньте этот слой, и вы получите прекрасную имитацию текстуры кожи.

Теперь осталось только взглянуть на свой рисунок последний раз, возможно, вы захотите добавить еще несколько штрихов на нижнее веко или на уголок глаза, или подкорректировать световые пятна или тени – и все! Готово!