Проблема чацкого в комедии горе от ума. Проблема ума в комедии А
Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии «Горе от ума» ГрибоедоваИменем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По выражению В.Г.Белинского,
А.С.Грибоедов принадлежит к числу "самых сильных проявлений русского духа". Его комедия "Горе от ума" заняла свое достойное место в ряду выдающихся произведений русской литературы.
Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями простых русских людей и тем бедственным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего, в стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли мириться с этим. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревали протест, недовольство существующими порядками, создавались тайные общества. И вот появление этих ростков протеста и воплотил в своей комедии А.С.Грибоедов, столкнув лицом к лицу "век нынешний и век минувший".
Сюжетную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что зарождалось в его недрах.
Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая уже осознает всю косность окружающей действительности, все ничтожество и пустоту людей, которые его окружают.
Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются- это веяние времени. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени.
Чацкий- человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, который видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ними (пока словом).
Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца "угождать всем людям без изъятия", даже "собаке дворника, чтоб ласкова была". Молчалин - "низкопоклонник и делец", как характеризует его Чацкий.
Фамусов- высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей; тупой солдафон и мракобес Скалозуб- вот те люди, которых встречает Чацкий. В этих персонажах Грибоедов дал точную и яркую характеристику дворянского общества того времени.
В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии ("чинишки,местечки"), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно". Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. С горечью говорит он:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по таким репликам Фамусова: "Забрать все книги бы да сжечь", ибо "ученость- вот причина", что "безумных развелось людей, и дел, и мнений". Иного мнения Чацкий, он ценит людей, которые готовы "в науке вперить ум, алчущий познанья", или заняться искусством "творческим, высоким и прекрасным".
Чацкий восстает против общества фамусовых, скалозубовых, молчалиных. Но его протест слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. "С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут!" "Вон из Москвы! сюда я больше не ездок",-горестно восклицает Чацкий.
В комедии Чацкий одинок, но людей, подобных ему, становится все больше (вспомним двоюродного брата Скалозуба, которому "чин следовал", а он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать, или племянника княгини Тугоуховской- "химика и ботаника"). Именно им предстояло осуществить первый этап революционно- освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить миг, когда народ освободиться от цепей рабства, когда восторжествуют те принципы справедливых общественных отношений, о которых мечтают Чацкий, сам Грибоедов, декабристы.
Иван Александрович Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом - это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер»... Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу.
Всеми ими управляет одно: при различных мотивах. У кого, как у грибоедовского Чацкого, любовь, у других самолюбие или славолюбие - но всем им достается в удел свой «мильон терзаний», и никакая высота положения не спасает от него».
Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусов- скому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.
Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же, что и между Софьей и Молчалиным: от любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчапина, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослеплен- ность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу».
Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
И. А. Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий.
- Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
- Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -
- Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
- Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
- Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности -г- «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») - -
Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий — передовой человек своего времени, каким был и его создатель, выдающийся писатель и общественный деятель. В уста своего героя писатель вкладывает заветные чувства и представления о назначении человека, его участии в прогрессивном развитии своего народа. Но этот герой попадает в среду, которая совершенно невосприимчива к его идеям. Более того, она их отвергает и осуждает, что и составляет общественный конфликт рассматриваемого произведения.
Что же представляет собой та общественная среда, в которой оказывается Чацкий, вернувшись после трехлетних странствий в Москву? Это «фамусовское общество», названное так по имени главного антагониста Чацкого — Павла Афанасьевича Фамусова. Фамусов — типичный московский барин начала девятнадцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика.
Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карьера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. Фамусов не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажется, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. В то же время это не ходульная фигура, а живой человек с неоднозначным характером. Он обладает здравым смыслом, являющимся результатом богатого житейского опыта. Язык Фамусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторого остроумия. Он может быть обаятельным и гостеприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посочувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен раскрывшимся любовным романом между его дочерью и секретарем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадлежит власть. А безнравственность власти приводит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.
Еще более страшным представителем фамусовского общества является внешне неприметный и кажущийся безобидным Молчалин, который вслух заявляет: «В мои года не должно сметь свое суждение иметь», а втайне имеет те же «идеалы», что и Фамусов. Но пока он только в начале своей карьеры, ему приходится скрывать свои честолюбивые замыслы, и он проявляет главные достоинства: «умеренность и аккуратность». Верно сказал Николай Васильевич Гоголь, характеризуя Молчалина: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…» Можно предположить, что, когда подобные Молчалины «проберутся в люди», они своими пороками превзойдут и самого Фамусова.
В концентрированном виде фамусовское общество представлено на балу в его доме. Кто же присутствует там? Самый важный гость для хозяина — это полковник Скалозуб. Важный потому, что Фамусов прочит его в женихи для своей дочери Софьи. Достоинства будущего жениха в глазах Павла Афанасьевича выражает емкой формулой служанка Софьи Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы». Чацкий же совсем иначе оценивает эту личность: «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки». Тупая ограниченность этого персонажа прослеживается и в его собственных репликах. Когда его спрашивают о впечатлениях от Москвы, он отвечает: «Дистанции огромного размера». Скалозуб не лишен своеобразного юмора (отсюда, вероятно, и его фамилия), но юмор этот казарменного, так сказать, свойства. Когда его спрашивают, кем доводится ему Настасья Павловна, он пытается острить: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили».
Другие гости представлены впавшей в старческий маразм княжеской четой Тугоуховских с шестеркой дочерей; девяностолетней графиней Хрюминой с внучкой, которую она уже десятый год выдает и никак не может выдать замуж; старым плутом и картежником Загорецким, старухой Хлёстовой и им подобными.
Несколько особняком в этом ряду стоит Платон Михайлович Горич. Когда-то он считался весельчаком и лихим воякой, был близок с Чацким, но пребывание в фамусовском обществе коренным образом изменило его. Теперь он женился, отпустил брюшко и делает всё, что прикажет ему жена.
Каковы же представления и интересы фамусовского общества? Разговор на балу ведется о таких предметах, в которых никто из присутствующих ничего не смыслит. Суть разговоров: вред обучения, отношение к школам, университетам, книгам — свидетельствует о глубоком невежестве присутствующих. Вершиной их представлений становится призыв Фамусова: «Забрать все книги бы да сжечь!»
Вариант 1
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» одной из основных проблем является положение человека в обществе, который по своему воспитанию, взглядам, мировоззрению отличается от всех остальных. Уже в самом названии комедии сформулирован основной конфликт - непонимание обществом человека, который превосходит своим умом других. Горе умного человека заключается в том, что он принужден жить в обществе, где лучшие человеческие качества, такие как ум, любовь, стремление человека к творчеству, гибнут. Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом - неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье.
На самом ли деле Чацкий - самый умный герой? А. С. Пушкин в своем письме к А. А. Бестужеву в конце января 1825 года замечает, что Чацкий «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями и остротами...». И. А. Гончаров, наоборот, утверждает, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Каково бы ни было мнение современников Грибоедова о Чацком, для читателя очень важно понять одно - герой комедии попал в общество, где оказался непонятым. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».
Чацкий соединяет все линии противостояния в пьесе. Более того, можно сказать, что он сам становится причиной развития и движения действия в пьесе. История Чацкого - это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире обмана и лжи.
В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он очень уязвим для осуждения, для косых взглядов, не защищен привычной для фамусовского общества формулой поведения «как все». Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.
Но при всей кажущейся последовательно положительной характеристике герой обладает некоторыми «нелепыми» чертами характера. Почти невозможно понять, почему, любя Софью, он покидает. Москву, отправляется в неизвестном направлении, и при этом от него нет никаких известий в течение трех лет. Также плохо поддается объяснению его уверенность в том, что после возвращения он найдет все оставленное без изменения: расположение к себе Софьи, симпатии и уважение со стороны Фамусова и т. п. Объяснение находим в специфике психологического рисунка героя, если лишить Чацкого этих «нелепостей», он станет похож на некоторую «положительную модель». Живым и неповторимым его делают такие черты характера, как юношеская увлеченность, легкомыслие, доверчивость, умение увлекаться.
Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву с большой надеждой найти, с одной стороны, то же отношение к себе со стороны Софьи, а с другой стороны, надеется, что в жизни и обществе произошли существенные изменения и его новые взгляды будут восприняты, по крайней мере, с пониманием. Позиция Чацкого в отношении наиболее острых и значительных проблем определяется не столько желанием разрушить, обличить. Он возвращается в дом, который считает для себя почти родным, он хочет любить и быть любимым таким, какой он есть - веселым острословом, не всегда «удобным».
Расходится Чацкий с представителями фамусовского общества в оценках гражданского долга, службы, армии, крепостничества, образования и воспитания, авторитетов прошлого, патриотизма и подражания иностранным образцам. Основное разногласие заключается в том, что Чацкий выступает против подмены действительного содержания таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, героизм, нравственный идеал, свободная мысль, искусство, любовь.
Служба для героя - это не способ добиться чинов и положения в обществе:
Служить бы рад, прислуживаться тошно
…………………………………………….
Кто служит делу, а не лицам...
Служить - значит приносить ощутимую пользу, что-то изменять в вековом укладе: Неслучайно он говорит Молчалину: « Когда в делах, я от веселий прячусь, \\ Когда дурачиться: дурачусь; \\ А смешивать два эти ремесла - \\ Есть тьма искусников, я не из их числа...». История Чацкого иллюстрирует этот тезис. Он порвал связь с министрами в прошлом, сейчас отвергает советы Фамусова и Молчалина.
Особое отношение у героя к крепостничеству. Чацкий уверен, что, если крепостничество лишает людей свободы, оно раскалывает нацию, отрывает дворянство от «умного, бодрого народа». Чацкий выступает и против пустого подражания всему иностранному. Он видит в этом предательство. Русские перестают быть русскими, они не становятся европейцами, скорее становятся шутами:
И танцы, и язык, и старину святую
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу.
Сам Чацкий ратует за верность России, своей истории, языку. Неслучайно многие современники Грибоедова видели в Чацком декабриста. Монологи Чацкого отвечали той культурной ситуации, в которой создавалась комедия. Для декабристов, составлявших тогдашнее петербургское и московское общество, прямое высказывание своих взглядов было почти обязательным, своеобразным выполнением просветительского долга перед современниками.
Фигура Чацкого близка автору. Именно его автор наделяет сильным словом, делает его убедительным, жизненным. Монологи, в которых он высказывает свои взгляды и убеждения, пылки и даже страстны. С гневом и болью говорит он об отсутствии таких понятий, как честь, гордость, патриотизм:
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший.
Прямой был век покорности и страха
Все под личиною усердия царю.
В каждом новом монологе или диалоге Чацкого его пыл и негодование усиливаются. Чувства Чацкого накалены ещё и потому, что он безуспешно пытается разгадать поведение Софьи, которую нежно любит, но не находит в ней прежнего чувства к себе. Может быть, из-за этого настроение Чацкого воспринимается окружающими как неадекватное: он пугает всех прямотой и резкостью своих суждений. Общество «защищается» от пугающей их правды Чацкого тем, что объявляет его сумасшедшим. (Кстати, источником этих нелепых слухов становится Софья). Общество за слух о сумасшествии Чацкого хватается, как за соломинку. Все, что нельзя понять, - ненормально.
Какова же роль Чацкого? Какое место в комедии занимают монологи главного героя?
«Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может». «Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел прелести встреч, живого участия, то брызнул сам на засохшую почву живой водой, увез с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацких - терзаний от всего: от «ума», а ещё более от «оскорбленного чувства» - пишет о Чацком и его месте в комедии А. И. Гончаров.
Проблематично в пьесе и само понятие «ум». В XVIII веке понятие «ум» раскрывалось через образованность, просвещенность, умение видеть жизнь во всех ее противоречиях. Ум противопоставлялся тупости и скотоподобию необразованных невежд. В «Горе от ума» все сложнее. В самом названии пьесы Грибоедов «зашифровывает» несколько смыслов. Горе от ума? Кто пострадавший в этой пьесе? Чацкий, чей ум становится проклятием? А может, горе тем, кто столкнулся с этим умом? Но противники Чацкого не все глупцы. Просто в понятие «ум» они вкладывают разное значение, смысл. Так Софья, сравнивая Чацкого и Молчалина, говорит: «Этакий ли ум семейство осчастливит?..» Она как бы - классифицирует эту категорию, различая житейскую хватку, практичность, то есть умение жить. С другой стороны, можно считать умным человека, который умеет приспосабливаться к «общему мнению». Развивая дальше эту тему, можно назвать умом и ловкость в обхождении. И все это будет не так уж плохо в повседневном общении. Каждый из героев комедии обладает одной из перечисленных выше характеристик. Значит ли это, что все они умны?
Все многообразие вопросов, возникающих после прочтения пьесы, можно свести к одной проблеме: столкновение в сознании людей истины и лжи. Но дать однозначный ответ на это вопрос вряд ли можно.
Вариант 2
"Безумным вы меня прославили всем хором..."
И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова - о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы. Хотя человеческими отношения между героями "Горя от ума" назвать трудно. А трудно потому, что в ней противопоставляются совершенно разные люди. Люди честные, правдивые, смелые, умные и глупые, эгоистичные, лживые.
Ярким и единственным представителем людей честных в этой комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он единственный, кто достоин уважения среди тех, кто его окружает. Тяжело ему пришлось в жизни, много довелось пережить издевательств, "обзывательств", предательств. Но среди ненавидящих его людей были и те, которые понимали и ценили душевную красоту этого прекрасного человека. Именно так отозвалась о поклоннике своей хозяйки Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Но ее хозяйка так совсем не думала и тем нанесла Чацкому самую большую душевную рану. Она не любила его, говорила о нем с огромным презрением, для нее он был "не человек, змея". Знала бы она, как этот "ненавистный" человек любил ее, как спешил, мечтая ее увидеть. Но, мне кажется, в глубине души он понимал, что София холодна к нему, и просто не хотел этому верить. Ведь как тяжело узнать, что твой любимый человек занес тебя в список врагов!
Если уж София, "подруга детства", так относилась к Чацкому, то что уж говорить о других. Например, Фамусов, ее отец. По его словам, Чацкий был и "карбонари", и "опасным человеком", и самым большим глупцом на свете:
Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.
Может, Чацкий и был "мотом, сорванцом", но вот насчет глупца Фамусов ошибся. По крайней мере, он не боялся высказать всю правду о власти, о лжецах, о подхалимах, о всем обществе Фамусова. А кто, если не умный человек, мог увидеть всю эту правду, весь этот беспорядок, царивший вокруг?
Не везло Чацкому, очень не везло! После всего, что свалилось на его плечи, его еще обвинили в сумасшествии. И вот здесь София показала себя, свою "благодарность" Чацкому за его настоящую любовь. Ведь именно она, та, которую он любил, та, которую боготворил и которой верил, распространила слух о том, что Чацкий сумасшедший. Чацкий был просто потрясен:
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Чацкий решил уехать из Москвы навсегда. И правильно сделал. Разве это жизнь среди глупых, жестоких людей? Нет, ее нельзя назвать жизнью.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа...
Бывают на свете такие места, где люди живут, подчиняясь строгим законам этой сложной жизни. День за днем жизнь их проходит бессмысленно. Глаза их всегда закрыты на правду, и горе тому, кто попытается их открыть...
Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.
Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науке он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим «высоким и прекрасным».
Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.
В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.
Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.
Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали. И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.
Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».
Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.