Пять интересных фактов о никколо паганини. Никколо Паганини: биография, интересные факты, творчество

Пойдемте,- сказал он,- я дам вам на завтра скрипку, она работы малоизвестного мастера - Джузеппе Гварнери Дель Джезу, вы не встречали его имени. Я думаю, что она вам понравится, я дам вам ее на завтрашний концерт, успокойтесь, синьор! Ваша же скрипка не из лучших.

А теперь, может быть, вы сделаете мне честь и зайдете ко мне выпить чашку горячего кофе,- до рассвета осталось недолго.

Юноша смотрел на него с удивлением.

Кто вы?
- Вы меня не знаете,- отвечал француз,- я просто купец из Парижа, но я люблю музыку и слышал вашу игру. Мне кажется, я не ошибаюсь, вы - синьор Никколо Паганини.

Слуга убрал свечи. Они вышли и пошли по пустым улицам Ливорно.
Из зала еще доносились громкие крики, хлопки, вызовы.
Паганини сидел в артистической комнате ливорнского театра утомленный, без сил. В дверь постучались, и вошел француз, который дал ему вчера скрипку.

Паганини сделал невольное движение, точно не желая отдавать ее, но тут же вскочил и угловато, униженно кланяясь, протянул ему черный футляр. Он бормотал извинения и благодарности. Он так обязан синьору, так много обязан, и какая прекрасная скрипка, звуки ее подобны звукам органа.
Но француз строго отвел его руку.

- Оставьте ее у себя,- сказал он,- и не благодарите. Не мне, скромному музыканту, играть на ней после вас.
Паганини было тогда 17 лет.

С этого времени он не расставался со скрипкой. Из города в город, из страны в страну стал он развозить славу неизвестного мастера, построившего скрипку, на которой он играл. Он знал его имя, как свое, потому что каждый раз, когда он настраивал или проверял инструмент, в глубине эфа мелькало строгое имя «Дель Джезу».

Музыкант старел, скрипка была все та же. И мало- помалу он свыкся с ней, как с памятью о своей молодости или с товарищем.
И вот однажды его товарищ заболел. Он потерял голос. Это было во время концертов Паганини в Париже.
Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был тусклый и неясный.
В отчаянии, схватив свою скрипку, он побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим искусством починки старых инструментов. Мастерская Вильома помещалась на улице Круа де Пти Шан.
Не садясь и не здороваясь, Паганини вытащил из черного футляра скрипку.
- Она заболела,- сказал он отрывисто,- глухой, невнятный, чужой звук. Посмотрите, можно спасти?
Он дрожал от волнения.
Осмотрев внимательно инструмент, Вильом сказал, что скрипку необходимо оставить на некоторое время в мастерской для починки: что причина изменения звука - внутри инструмента. Скрипку необходимо вскрыть, то есть отделить деку от бочков.
Вместо ответа Паганини схватил свою скрипку, сунул в футляр и, ни слова не говоря, ушел.
На следующий день Вильом, взяв необходимые инструменты, сам пошел к Паганини. Паганини жил на улице Победы. Увидев Вильома, он покорно протянул ему скрипку и сказал только:
- Чините здесь, при мне.

Вильом сразу же принялся за работу.
Взяв ножницы, он воткнул их между декой и бочком. Раздался негромкий треск. Паганини тревожно ходил по комнате. Потом он уселся на стул, охватив длинные колени руками и упираясь подбородком, не спуская глаз с рук мастера; каждое движение ножниц действовало на него так, как будто они вонзались в его тело.

Кому сегодня нужен старинный рояль? Играть на нем невозможно. С течением лет
звучание теряется, угасает. Рояль с «биографией» может представлять интерес
разве что как предмет интерьера или экспонат какого-нибудь исторического музея.
Но скрипки… Эти инструменты работы великих мастеров не утрачивают с веками
благородства, глубины, блеска, мягкости и силы звука. И как истории жизни самих
мастеров, судьбы великих инструментов порой полны драматизма. Подобно другим
драгоценным произведениям искусства старинные скрипки крадут и подделывают, в
них влюбляются и их ненавидят… Об этом наша статья.

Проигрыш и выигрыш синьора
Паганини


Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой
человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты.
Молодой человек присоединился к игре. Ему не везло: деньги быстро таяли, и
вскоре молодой человек остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку,
пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и скрипка тут же была
проиграна. Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на
вечерний концерт, но над ним только посмеялись:
«Ты же сам ее на кон ставил!
Мы тебя не заставляли!» Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз
из-за соседнего столика. «Я простой купец из Парижа, – сказал он, – но люблю
музыку и бывал на ваших концертах. Вы – синьор Никколо Паганини. Так вот,
скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее
сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть,
ее звук понравится вам».
Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был
очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила
история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее
молодому гению. «Не мне, скромному любителю, на ней играть», – сказал он.
Эта
скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед
концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру
Вильому (к нему мы еще вернемся). Вильом сумел «вылечить» скрипку, и
растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две
таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело,
вторую дарю вам, исцелившему душу».
До самой смерти Паганини так и не
расстался с этой скрипкой Гварнери. Он завещал ее музею родного города Генуи.
Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини». Только если в Геную
приезжает выдающийся скрипач, ему разрешают сыграть на ней.

Загадочный узник

Скрипка Страдивари
из собрания Мадридского королевского дворца

Так кто же он, тот самый мастер Джузеппе Гварнери, прозванный дель Джезу и
создавший скрипку, прославившую Паганини? Почему парижский купец назвал его
«никому не известным»?
О Джузеппе Гварнери и теперь известно очень мало,
разве что год рождения – 1698-й. Зато ясно, что ему завидовал сам Антонио
Страдивари. Он говорил, что его собственные скрипки хотя и превосходят
инструменты Гварнери мягкостью и блеском звучания, но уступают им в силе звука.
Правда, Страдивари знал, что Гварнери считается пьяницей и буяном, а значит,
полагал он, серьезных заказчиков ему не видать. К тому же Страдивари был очень
богат. В ходу в Кремоне была даже поговорка: «богат, как Страдивари». И все же
зависть не оставляла его до конца дней.
Однако Гварнери был арестован и
заключен в тюрьму (за какую именно провинность – не знает никто). Из темницы он
уже не вышел, там и умер в 1744 году. Но и в тюрьме мастер продолжал создавать
скрипки – материалы и инструменты для работы приносил ему тюремщик, потом
продававший творения Гварнери за бесценок. Заслуженная слава пришла к дель Джезу
только после смерти…

Приказ «отнять и
поделить»

Эдгар Банди.
«Антонио Страдивари». 1893 год

Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари тоже безоблачными не назовешь.
В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них
вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в
тайны божественного звука. Появилась легенда, что в этих скрипках живет душа
Страдивари…
В советское же время в России большевики попросту приказали
конфисковать все инструменты Страдивари, у кого бы они ни находились, и
«национализировать» их. Знакомая песня, не правда ли? Знаменитое «отнять и
поделить» товарища Шарикова. Правда, как известно, будущий Шариков играл на
балалайке по трактирам и едва ли подозревал о существовании Страдивари, но сути
дела это не меняет.
Итак, в мае 1920 года сотрудник ВЧК, некто Прокофьев (не
путать с композитором!), вышел из поезда на привокзальную площадь Одессы. В
кармане его гимнастерки лежал примечательный документ, подписанный одним из
большевистских лидеров (не станем называть имен, чтобы у этих деятелей не было
славы Герострата). Текст был таким: «Предоставить подателю сего т-щу Прокофьеву
отдельный классный вагон для поездки в Одессу и обратно».
Зачем же прибыл в
Одессу привилегированный пассажир? Да вот с тем же пресловутым поручением –
найти и конфисковать все сохранившиеся в Одессе скрипки Страдивари. Забегая
вперед, можно сказать, что он и ему подобные «конфискаторы» достигли немалых
успехов на этом поприще. Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту
эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось
сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции
уникальных музыкальных инструментов. Здесь и скрипка 1628 года работы Антонио и
Джироламо Амати, и виолончель учителя Страдивари – Николо Амати… В коллекции и
альт самого Страдивари, достойный быть причисленным к лучшим инструментам мира.
Он принадлежал известному меценату Живаго и был обнаружен в его доме у Никитских
ворот в Москве. Понятно, что наследникам мецената требовать возвращения их
законной собственности едва ли имеет смысл. Хорошо еще, что альт вообще уцелел.
Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем
Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.

Подделки и
похищения

В 1767 году в семье крепостных графа Шереметева родился Иван Андреевич Батов,
которому суждено было стать одним из прославленных скрипичных мастеров, «русским
Страдивари», как его называли. Он учился в Москве, у мастера Владимирова, и
вскоре преподнес Шереметеву виолончель своей работы, «прекрасную телом и душою».
Растроганный граф дал Батову вольную. Тот открыл мастерскую и до конца жизни
создавал скрипки, пользовавшиеся невероятным успехом и в России, и за границей.
Ну как тут мошенникам устоять от искуса! Они скупали дешевые саксонские скрипки,
ставили на них батовское клеймо и продавали – понятно, уже по другой цене.
А
вот история одной из удивительных скрипок – считалось, что сделал ее итальянский
мастер по имени Дуиффопругар. Это первый в мире создатель инструментов,
называемых теперь скрипками. В конце XIX века подлинных инструментов Гаспара
Дуиффопругара было известно всего пять, среди них скрипка 1510 года, подаренная
Франциску I. Надо ли упоминать об их неизмеримой ценности… И вот сенсация:
обнаружена еще одна скрипка! Прелестный инструмент с завитком, декорированным
резной человеческой головой, и золотыми буквами по бокам: «Я когда-то жил в
лесах, живой я молчал, мертвый же нежно пою». Нижнюю деку украшала
картина
маслом… Долгое время исследователи не сомневались в авторской принадлежности
этой скрипки. Однако выяснилось, что это всего лишь отличная подделка, и создал
ее не кто иной, как… французский мастер Вильом. Да-да, тот самый Вильом,
исцеливший скрипку Паганини! Воистину, неисповедимы пути творцов…
Но как бы
то ни было, Вильом – мастер. Обычные жулики со звуком и лаком возиться не
станут, им лишь бы продать – поскорее и подороже. Такова трагическая судьба
скрипки Страдивари, принадлежавшей Александру I и после его смерти помещенной в
Эрмитаж. Оттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в Германии, оказалось, что
воры в целях маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак… Теперь эта скрипка
возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат. Волшебный звук утрачен
навсегда.

Тайна лака
Страдивари

Что же за лак смыли со скрипки великого мастера невежественные похитители? В
чем секрет лака Страдивари и других старых итальянских мастеров? Известно лишь,
что этот лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера свой) отличался
особыми свойствами, повторить которые не удалось еще никому. Многие специалисты
считают причиной упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и
«драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы, растворимой в эфирных
маслах. Утверждается, что старые итальянцы добывали лаки и из сандала и
шафрана.
Помимо лака, и само дерево, конечно, было также важным компонентом.
Французский ученый Жак Савар доказал, что скорость распространения звука в
еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку брали
обычно клен. Черное дерево шло на гриф… Но за два века почти полностью исчезли
«музыкальные» леса. Тот же Вильом в поисках нужного дерева вынужден был
разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки. Словом, сколько бы ни
«препарировали» старинные скрипки, сколько бы их тайн и секретов ни угадывали,
превзойти и даже просто скопировать их чудесное звучание пока не получилось ни у
кого. Да и разве можно повторить волшебство?

http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post290072032/

Одни видели в нем мошенника, другие – Гения. Вся жизнь музыканта была окутана тайнами и недомолвками, и лишь сейчас стали раскрываться некоторые подробности его биографии. Но все, кто говорил о скрипаче, сходились в едином мнении: этот человек был настоящим Мастером. Из нашей статьи вы узнаете, какой мастер сделал скрипку Паганини, которую он завещал Генуе, и почему великий скрипач подарил этот инструмент родному городу!

«Достойный сын славного города»

Имя Никколо Паганини очень тесно связано с . Во-первых, маэстро родился в Генуе. В октябре 1782 года, 27-го числа, в небогатом генуэзском квартале под названием «Черная кошка», в семье Антонио и Терезы родился третий ребенок. Мальчик, которому суждено было прославить Геную на века.

Несмотря на то, что отец Никколо был обычным торговым агентом, он увлекался музыкой. Разочарованный тем, что старший сын Карло не проявлял никаких музыкальных способностей, отец обратил внимание на младшего сына, и буквально заставлял мальчика целыми днями играть на скрипке. Он мечтал, что однажды сын станет прославленным музыкантом и станет зарабатывать много денег. А юный Никколо мечтал хоть один день отдохнуть от музыкальных пассажей…

Первый сольный концерт случился, когда юному скрипачу было всего 11 лет. Мальчик несколько лет занимался у Джакомо Косты, который был первым наставником Никколо и преподавал ему скрипичное мастерство. Юный гений удивил горожан, о талантливом мальчике заговорили.

Следующим учителем стал Гаспаро Гиретти, который привил композиторскую технику и научил мальчика сочинять, ориентируясь не на инструмент, а лишь на внутренний слух.

В 16 лет Никколо удается вырваться из-под опеки отца и уехать в Пизу, где о его выступлениях заговорили. Никто из музыкантов не мог повторить те пассажи, которыми виртуозно владел Никколо. Он умел извлекать из скрипки звуки, похожие на пение птиц , звуки ветра и даже человеческий голос. Концерты шли одни за другим, города сменялись чередой: , Ливорно…

Но настоящий успех также пришел к скрипачу опять же в Генуе . Это случилось в 1827 году, в театре Фальконе, где 9 ноября состоялся концерт музыканта. Слушатели были поражены тем волшебством, которое извлекал из скрипки великий маэстро.

В числе слушателей был и король Пьемонта и – Карл Феликс . Августейший монарх не скупился на аплодисменты, а после концерта выказал музыканту свое особое расположение. Этот случай попал на страницы «Газетта-ди-Дженова», и вскоре имя Паганини знали по всей Италии.

На протяжении всей жизни музыканту приписывалось множество романов, в том числе и с августейшими особами. История сохранила лишь имена лишь двух женщин, с кем Никколо имел довольно продолжительные романы.

Один из романов случился с Анжелиной Каванна, правда он был омрачен тем, что Анжелина написала властям, будто музыкант соблазнил ее и похитил.

Паганини пришлось даже провести несколько дней в тюрьме. После внесения залога и выплаты большой суммы Анжелине, дело было закрыто.

Второй роман связан с именем Антонии Бьянка, которая родила музыканту его единственного сына Ахилла.

Из-за многочисленных поездок, постоянного музицирования Паганини совершенно не занимался собственным здоровьем . Его стали беспокоить кашель и периодические боли. Ни мази, ни притирки, ни поездки на французские морские курорты не могли излечить мастера.

Свои последние полгода жизни музыкант провел в Ницце . Сняв домик на побережье, он доживал последние дни практически в одиночестве, не желая никого видеть и страдая от невозможности заниматься музыкой, как и раньше.

Интересные факты о Паганини:

  • Многие современники называли Паганини «скрипачом дьявола» . Многие отказывались верить, что музыкант способен извлекать из скрипки столь прекрасные звуки, и лишь прослушав его исполнение, признавались в том, что этот человек на самом деле виртуоз своего дела.
  • Паганини был до невозможности рассеянным . Он даже дату своего рождения не помнил, и в документах везде указывал по недоразумению разные даты – то на пару лет позже, то на год раньше. И он был третьим ребенком в семье, а не вторым, как говорил сам.
  • Неизвестно, посещал ли Никколо школу . В его письмах, написанных им уже в зрелом возрасте, встречаются весьма частые и грубые орфографические ошибки.

Узнайте на страницах нашего сайта , а также о том, как посетить самую известную достопримечательность Италии!

История знаменитого инструмента

Кто сделал скрипку, которую Паганини завещал в подарок Генуе? У мастера Паганини была огромнейшая коллекция скрипок , которые были созданы настоящими мастерами своей эпохи – Гварнери, Страдивари, Амати. Но именно одна была самой любимой. Имя ей – «il Cannone» («Пушка»). Такое название инструменту Паганини дал из-за событий, происходящих в Италии в первой половине XIX века.

Тогда по стране развернулось национально-освободительное движение, и неистовая скрипка Паганини лишь воодушевляла борцов за свободу. Концерты Паганини не раз оказывались под запретом , но скрипка продолжала звучать…

Так кто же из всех мастеров сделал скрипку, которую Паганини подарил Генуе, чью работу маэстро завещал родному городу?

Мастер, сделавший скрипку, которую Паганини завещал Генуе – Бартоломео Джузеппе Гварнери, внук Андреа Гварнери . Изготовлена она была, по данным архивов, в 1743 году (по другим данным – в 1742 году) . Семнадцатилетнему Никколо она была преподнесена одним парижским купцом, имя которого в истории не сохранилось.

Музыкант был поражен силой звучания инструмента : он выдерживал мощный напор смычка, при этом звук оставался ровным и не искажался. Именно поэтому скрипка стала любимым концертным инструментом Паганини.

Музыкант относился к ней как к живому существу . Однажды скрипка потеряла голос, и музыкант понес ее скрипичному мастеру Вильому. О мастере этом ходила слава, что он может вдохнуть в любой инструмент вторую жизнь.

Паганини с надеждой обратился к мастеру. Через неделю, прибыв в дом Вильома, Паганини с тревогом и болью коснулся смычком струн и выдохнул с облегчением – звук остался прежним, сильным и мощным. В награду за это Паганини подарил Вильому драгоценную шкатулку, инкрустированную камнями.

При этом он так объяснил свой подарок: «У меня было две такие шкатулки. Одну из них я подарил своему врачу – он исцелил мне тело, а вторую отдаю Вам – вы исцелили мою «Cannone».

После смерти Маэстро скрипка получила еще одно имя – «Вдова Паганини» . Ни один музыкант не смог извлечь из нее звучание, как удавалось Никколо.

В завещании Великого музыканта Паганини было указано, чтобы коллекция скрипок, и особенно «Cannone» была передана в подарок его родному городу – Генуе, и никогда не покидала его пределов.

В музее (Палаццо Дориа-Турси) скрипка хранится с 1851 года . Кстати, в том же зале выставлены некоторые вещи Маэстро, его личные письма, партитуры и аксессуары для занятий музыкой.

Знаменитая скрипка хранится в специальной витрине, в которой выдерживаются определенные условия – температура должна быть 20 градусов, а влажность не должна превышать 50%.

Скрипка хранится в зале музея, но и сегодня она продолжает звучать . Правда, это право даровано далеко не каждому – играть на скрипке Мастера может лишь тот музыкант, который будет объявлен победителем музыкального конкурса имени Паганини. И этот музыкант играет на знаменитой скрипке перед переполненным залом…


Сын портового грузчика не только сумел стать знаменитым на весь мир – его игра на скрипке была такой виртуозной, что это породило невероятные слухи: скрипач заключил договор с дьяволом, а вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученной им женщины. Паганини действительно играл так, что, казалось бы, это выходит за пределы человеческих возможностей, его успех у женщин был ошеломительным, а его персона была окружена ореолом таинственности.



Путь к славе у Паганини не был беспрепятственным. С детства ему приходилось терпеть тиранию отца, который заставлял его заниматься музыкой целыми днями, не позволяя выходить на улицу. От недостатка кислорода, движения и чрезмерных нагрузок мальчик впал в каталептическую кому. Родители посчитали его умершим и едва не похоронили. После болезни он не оставил занятий, и скоро слава о талантливом скрипаче вышла далеко за пределы Генуи.



В 8-летнем возрасте Паганини написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. В юном возрасте он создал большую часть своих знаменитых каприччио, которые до сих пор остаются уникальным явлением музыкальной культуры. В игре на скрипке Паганини был настоящим виртуозом. Быстро освоив традиционную технику, он начал экспериментировать: имитировал пение птиц и человеческий смех, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы, применял разнообразные звуковые эффекты.



В 19 лет он пережил первую и единственную настоящую любовь к женщине, имени которой он никогда не называл. Их роман продлился недолго, но оставил отпечаток на всей его жизни. С тех пор он чувствовал постоянное одиночество, несмотря на множество любовных связей.



Однажды Паганини заключил пари о том, что сможет дирижировать оркестром с помощью скрипки, на которой будут всего две струны. Ему удалось не только выиграть пари, но и произвести впечатление на сестру Наполеона Элизу Бонапарт – впечатлительная корсиканка от восторга потеряла сознание. Так начался их роман. Игра на двух струнах не стала переделом возможностей Паганини: в день рожденья Наполеона он превзошел самого себя, сыграв на одной струне. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Их связь была такой же недолгой.



Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах»: «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».





После концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали ее вполне серьезно. На многочисленных карикатурах его изображали безобразным, в газетах характеризовали как жадного, скупого и мелочного человека, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда.

кто был адресатом «Лунной сонаты», или Почему Бетховена обвиняли в том, что его музыка слишком мрачна и угрюма

Звучание мелодии сравнимо с нежным ручьем, который своим течением мелодично вливается в ухо слушателя. Для многих людей музыка воспринимается как ориентир душевного настроения и зеркало реальности. Предметом воплощения данных переживаний является старинный музыкальный инструментскрипка .

Это смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Пожалуй, ни один другой инструмент не имеет такого сочетания технической подвижности, красоты и выразительности звука. Чем качественней изготовлен инструмент, тем лучше это будет отражаться на процессе игры, а также восприятии музыкальной композиции.

Однако сегодня большее изумление вызывает не сама игра на инструменте, а ее стоимость . Стоимость некоторых инструментов на сегодняшний день оценивается в несколько миллионов долларов, ведь элитарное искусство стоит больших денег.

Так какой же инструмент удостоился чести называться «самая дорогая скрипка в мире ». Представляем наш топ-5.

5 место – музыкальные инструменты Линзи Стоппард — 2,2 миллиона долларов

Линзи Стоппард – известная музыкантка, дочь сэра Тома Стоппарда, оскароносного писателя. Новые инструменты девушки полностью выполнены дизайнером Тео Fennell из 24-каратного золота. Инструменты украшены драгоценными камнями – алмазами, сапфирами и рубинами.

Черный и белый инструменты, сделанные под заказ Линзи Стоппард, вместе стоили 4,4 миллиона долларов, то есть по 2,2 миллиона каждая! Как считает их обладательница, искусство стоит денег, а элитарное нуждается в больших деньгах, либо вовсе бесценно.

По сути, инструменты от их дешевых собратьев не отличаются, но их цена видна наглядно. На этих богинях мелодии красуются пятьдесят тысяч кристаллов Swarovski.

Первые в мире золотые скрипки, которые украшены алмазами, рубинами и сапфирами доверили создать британскому ювелиру Тео Феннелли.

Уникальность этих инструментов в следующем:

  • 1. На их создание ушло девять месяцев.
  • 2. Основа инструментов была выполнена из карбона и кевлара – очень крепких и легких материалов, дабы компенсировать вес металла.
  • 3. Основу покрыли золотом и украсили драгоценными камнями.
  • 4. Для их создания понадобилось практически все детали разрабатывать с нуля и экспериментировать с электроникой, чтобы золото зазвучало.
  • 5. Стоимость одного инструмента составила 2,2 миллиона долларов.

4 место – музыкальный инструмент Никколо Паганини — 5 миллионов долларов

Цена этого музыкального инструмента известного итальянского композитора и музыканта долгое время оставалась в тайне, ведь анонимный покупатель не желал разглашения информации даже о том, что такой инструмент существует! Однако спустя некоторое время тайна открылась, и мир узнал, что цена данного старинного экспоната составляет 5 миллионов долларов!

Это довольно удивительно, ведь цена более чем в два раза выше цены предыдущих собратьев по звучанию.

Этот инструмент был любимым у Никколо Паганини. Ее создал Карло Бергонци, ученик великого мастера. Его сын Ахилл после смерти виртуоза продал музыкальный инструмент. В результате его владельцами в разное время были музыканты и аристократы.

Более 35 лет им владел Джон Корильяно, который был членов Нью-Йоркского филармонического оркестра. После кончины маэстро семья выставила инструмент на Sothebys, где она была продана. В настоящий момент инструмент хранится в специальном банковском помещении в определенных климатических условиях и под усиленной охраной, его застраховали на 4,5 миллиона долларов.

3 место – музыкальный инструмент Гварнери — 7 миллионов долларов

На третьем месте уверенно расположился музыкальный инструмент Гварнери, который сделан непревзойденным мастером. Он считается лучшим вместе со знаменитым Страдивари!

Это чудо было изготовлено в 1741 году, что свидетельствует о старинности и ценности инструмента. Максим Викторов, российский предприниматель, в 2008 году купил его за 3,540,000 долларов, однако эксперты провели оценку и утверждают, что нынешняя цена этого инструмента превышает 7 миллионов долларов, что и обеспечило ей третье место в нашем списке.

Большая стоимость не только у предметов старины, но и у домашних животных и даже обычных аквариумных рыбок. Хотя назвать обычными рыб , язык не поворачивается, обычны они лишь для миллионеров.

2 место – «Леди Блант» Антонио Страдивари — 15,89 миллионов долларов

Аукционный дом Tarisio в июне прошлого года продал инструмент Страдивари «Леди Блант» за рекордную цену по нынешним меркам — 15,89 миллионов долларов. Его приобрел анонимный покупатель. Но и это не все, все вырученные от продажи деньги были направлены в помощь пострадавшим от цунами и землетрясения в Японии.

Продажа «Леди Блант» вызвала громадный интерес среди коллекционеров, которые пожелали использовать уникальную возможность, чтобы купить исторический инструмент. Им в течение 30 лет владела внучка поэта лорда Байрона леди Анна Блант. Также хозяевами были парижский мастер Жан Баптист Вийом, барон Кнооп, коллекционер Ричард Беннет, Сэм Блумфилд и Музыкальный фонд Nippon. Удивительно, но инструмент находится в прекрасном состоянии, как и тогда, когда его создали.

«Леди Блант» наиболее близка к своему первозданному состоянию, то есть у нее сохранилась большую часть оригинальных черт, к тому же до сих пор в лаковое покрытие в целом не нарушено.

Инструмент изготовлен в 1721 году Антонио Страдивари. Он также делал виолончели и альты в Кремоне (Италия). Сегодня сохранилось примерно 600 его инструментов. Все они пользуются отличным спросом среди знающих коллекционеров и выдающихся мировых исполнителей. Особенно ценится «Леди Блант», проданная за 15,89 миллионов долларов.

1 место – «Вьетан» Гварнери дель Джезу — 18 миллионов долларов

Истинную уникальность этого инструмента смогли оценить лишь великие скрипачи. Именно на Вьетане играл в одно время Никколо Паганини. Говорят, что истинная ценность Вьетана не исчисляется в денежном эквиваленте. Питер Квинт, который держал на концертах этот инструмент, утверждает, что он обладает невероятной мощью с точки зрения качества звучания. Вьетан способен на широкую звуковую палитру, которая позволяет выражать более широкий спектр эмоций.

Но мы все же говорим о самой дорогой скрипке. Вьетан приобрели за умопомрачительную сумму — 18 миллионов долларов. Ее хозяином стал бельгиец Эжен Изаи, который стал обладателем наиценнейшего музыкального инструмента.

Сколько стоит поесть не просто вкусно, а с ощущением собственной значимости и превосходства? Наша статья с высокой стоимостью Вам про это расскажет. Подумать только, тратить на обед 681 205 рублей за один раз!

Видео: совершенные скрипки (2 часть)